Отношение учащихся к чтению художественной литературы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.

Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.

Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.

Всем известно, что литература является одним из видов искусства, таких как: музыка, живопись, театр, кинематограф. Можно выделить ряд функций которые несет в себе литература в целом и детская литература в частности как один из видов искусства. (см. таблицу 1)

Литература как вид искусства дает совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

Анализируя методическую, педагогическую, психологическую, литературу, можно выделить ряд личностных качеств, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы :

Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина, патриота своей Родины.

Со времен античности художественному слову уделялось немало внимания в трудах философов и педагогов. Слово оказывало внимание на мнение и поведение людей со времен появления письменности.

В современном же обществе люди все больше времени проводят за компьютером, просмотром телепередач и все реже читают книги. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:

Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;

Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;

Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

Злободневность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения. Согласно ей, усилия всех соответствующих структур (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы) должны быть направлены на пропаганду чтения.

Большое значение в решении данной проблемы придается и ДОУ. Педагогам детских садов необходимо вносить посильный вклад в приобщение детей к книге, в формирование грамотного, вдумчивого читателя. Воспитателям следует подбирать наиболее оптимальные приемы развития у детей интереса к художественной литературе.

Предлагаю вспомнить основные формы работы с детьми в данном направлении:

Формы работы с детьми

Оформление уголков чтения (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей; обязательно должен учитываться региональный компонент) ;

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей и поэтов, к которым и приурочиваются выставки) ;

Занятия по ознакомлению с художественным произведением, с биографией писателей;

Создание мастерской по ремонту книг (решение задачи по воспитанию у детей бережного отношения к книгам);

Проведение занятий по истории возникновения книг и книжной продукции;

Организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;

Создание детьми книг-самоделок (по произведениям или авторские, презентация книги;

Празднование именин произведения (по специальному календарю) ;

Изготовление макетов по мотивам любимых произведений;

Создание коллекций (книжки-малышки, открытки и т. д);

Привлечение родителей к участию в создании семейных библиотек в группах;

Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению книг на родительских собраниях, конференциях;

Взаимодействие с районной детской библиотекой;

Проведение детских досугов, утренников, праздников, викторин с участие детей и родителей.

Используя данные формы работы в своей педагогической деятельности можно добиться того, чтобы дети не потеряли интерес к книге, чтобы любили, читали, рассматривали иллюстрации, обменивались своими впечатлениями, с удовольствием посещали детские библиотеки.

Личностные качества, формируемые у ребенка дошкольного возраста

средствами художественной литературы :

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Примерные вопросы, задаваемы детям

после прочтения литературного произведения.

1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всех понравился? Нравится или не нравится тот или иной герой? и тд.) Эти вопросы задают в начале беседы для оживления и обобщения первых, непосредственных впечатлений возникших у детей.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. (это поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения; например: Кто больше понравился и почему? Кто виноват в возникшей проблеме). Для того чтобы детям было легче аргументировать свои суждения, целесообразно еще раз прочитать кульминационную сцену в произведении.

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности (для детей старшего дошкольного возраста) .

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Их назначение – вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Н-р: Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку? Почему писатель назвал так произведение? И т. д.

Вопросы, которые задаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления. Следует помнить, что вопросов не должно быть слишком много. Все они должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании.

Принцип отбора книг

1 группа: принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики.

2 группа: педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребенок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.

План воспитательно-образовательной работы

Цель: развивать устойчивый интерес к литературе.

№ п/п Мероприятия Дата проведения Ответственные

3 Пополнение или создание библиотечки для детей в группах к 1 декабря Воспитатели, родители

Работа с детьми

9 День славянской письменности. Литературный праздник май Учитель-логопед, музыкальный руководитель

10 Театрализованная деятельность:

Воспитатели старших групп

Работа с родителями

15 Анкетирование родителей. Февраль Воспитатели

Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

(Памятка для родителей по развитию читательского интереса у дошкольников)

- Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

- Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они еще до чтения заинтересуют. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.

- Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается.

Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:

- Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа

- Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка

- Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.

-Обсуждайте прочитанную детскую книгу с ребенком.

Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.

- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Ребенок домысливает продолжение

- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

- Воспитывайте бережное отношение к книге.

- Рисуйте по мотивам прочитанных книг.

- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

- В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок их оценит.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Разные фольклорные произведения- русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука"). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986) "Бобик в гостях у Барбоса" (1991). Нельзя родителям пройти мимо издания сборника "Алеиушкины сказки" в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха", Г. Циферов ("Сказки старинного города").

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", бр. Гримм "Бременские музыканты".

Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Дарение – это особое явление. Это движение души, добрая воля дарителя!

Объявленная акция даст возможность продлить жизнь Вашим книгам. Целью является пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольного учреждения познавательной и детской художественной литературой.

Если в Вашем доме есть прочитанные или дублетные детские книги С. Я. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, Н. Носова, Б. Заходера, В. Драгунского, М. Лермонтова, А. Пушкина и других писателей, интересные энциклопедии, то Вы можете поделиться ими. Детский сад с благодарностью примет в дар ВАШУ литературу. Подаренные книги Вы можете отметить дарственной надписью с указанием своей фамилии и имени. И тогда Ваши книги еще не однажды доставят удовольствие нашим маленьким будущим читателям!

Обязательное условие – книги должны быть в хорошем состоянии! Акция будет проходить в течение 2015 года.

Книгу дома не пыли, лучше саду подари! Пусть она ещё послужит и с ребятами подружит.

Формы работы с родителями по чтению художественной литературы ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. СЕМИНАРЫ 2. ПРАКТИКУМЫ 3. КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей. 4. КОНКУРСЫ - Чтецов,.

Опыт работы по дополнительному чтению художественной литературы Предлагаю коллегам свой опыт дополнительного чтения художественной литературы с детьми с целью привития им навыков полного анализа текста.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Знакомство с поэзией С. Я. Маршака Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, знакомству с поэзией на примере произведений С. Я. Маршака (из.

Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе на 2015-2016 учебный год Тема занятия и основные художественные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С развитием интернета стали появляться специализированные сервисы для упрощения подготовки к урокам литературы, которые предоставляют ученикам тексты кратких содержаний художественных произведений. Однако такое упрощение очень сильно сказывается на уровне подготовки учащихся – краткое содержание не только не передает всю художественную ценность произведения, но и зачастую не дает даже базовых знаний по тексту.

Эта проблема актуальна и для нашей школы, поэтому мы решили проверить, насколько тщательно учащиеся готовятся к урокам литературы.

С развитием интернета стали появляться специализированные сервисы для упрощения подготовки к урокам литературы, которые предоставляют ученикам тексты кратких содержаний художественных произведений. Однако такое упрощение очень сильно сказывается на уровне подготовки учащихся – краткое содержание не только не передает всю художественную ценность произведения, но и зачастую не дает даже базовых знаний по тексту.

Эта проблема актуальна и для нашей школы, поэтому мы решили проверить, насколько тщательно учащиеся готовятся к урокам литературы.

Конференция учебно-исследовательских работ обучающихся

Отношение учащихся нашей школы к чтению художественной литературы

Самойличенко Ольга Борисовна, учительрусского языка и литературы

п. Кировский, 2018 г.

Социологический опрос 4

Основная часть 5

С развитием интернета стали появляться специализированные сервисы для упрощения подготовки к урокам литературы, которые предоставляют ученикам тексты кратких содержаний художественных произведений. Однако такое упрощение очень сильно сказывается на уровне подготовки учащихся – краткое содержание не только не передает всю художественную ценность произведения, но и зачастую не дает даже базовых знаний по тексту.

Эта проблема актуальна и для нашей школы, поэтому мы решили проверить, насколько тщательно учащиеся готовятся к урокам литературы.

Объект исследовательской работы – круг детского чтения учащихся.

Предмет исследования: отношение учащихся 9-10 –х классов к чтению художественной литературы.

Цель работы: выяснить отношение учащихся 9-10 –х классов к чтению художественной литературы.

провести социологический опрос среди учащихся 9-10 –х классов для выяснения информации о качестве чтения текстов художественной литературы;

проанализировать текст художественного произведения в полном и кратком изложении, сделать вывод о том, каким должно быть чтение художественной литературы;

разработать рекомендации по чтению художественной литературы.

Гипотеза: мы предполагаем, что часть обучающихся готовится к урокам литературы по текстам художественных произведений не в полном изложении, что сказывается на качестве чтения.

Методы исследования: сбор данных, обработка информации, анкетирование, практическая работа.

Мы провели социологический опрос по следующим вопросам и получили такие результаты:

1. Читаешь ли ты тексты художественной литературы к уроку?

2. Как ты работаешь с текстом?

А) читаю текст в полном изложении;

Б) читаю текст в кратком изложении;

В) слушаю аудиозапись + текст в полном изложении;

Г) слушаю аудиозапись.

3. В каком формате ты чаще всего предпочитаешь пользоваться текстом художественной литературы?

В) электронный носитель.

В результате социологического опроса мы выяснили, что большинство учащихся 9-10 классов (89,1%) читают тексты художественной литературы к уроку.

45,6% опрошенных читают текст в полном изложении, 16,4% слушают аудио запись и читают текст в полном изложении, и 36,9% учащихся читают текст только в кратком изложении.

Из числа опрошенных 76% учеников предпочитают читать художественные произведения в книгах, 21,7% же выбирают читать заданные тексты на электронных носителях.

Таким образом, было выяснено, что проблема чтения произведений в кратком изложении достаточно актуальна в нашей школе.

Белолобый, кто это?

Сколько было волчат?

Где находилось зимовье?

Как звали сторожа?

Сколько ему было лет?

Как звали собаку сторожа?

Когда щенок ушел домой?

Кто помешал волчихе украсть ягненка во второй раз?

Как был наказан Белолобый?

Ученикам был предложен текст краткого содержания произведения с одного из Интернет-ресурсов.

Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами. Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа.

В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.

В результате было выяснено, что после прочтения краткого содержания ученики смогли ответить в лучшем случае на два вопроса из предложенных десяти. Далее учащимся было предложено прочесть произведение в полном изложении.

Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Ее волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.

Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и темная унавоженная дорога пугали ее; ей казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.

Она была уже не молода и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий в иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одною падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она, набредя на зайчиху, отнимала у нее детей или забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.

Волчиха помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки, и когда она не так давно пробегала мимо, то ей послышалось, будто в хлеву блекли. И теперь, подходя к зимовью, она соображала, что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята непременно. Ее мучил голод, она думала о том, с какою жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и глаза светились в потемках, как два огонька.

Изба Игната, его сарай, хлев и колодец были окружены высокими сугробами. Было тихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.

По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась; на нее вдруг прямо в морду пахнуло теплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягненок. Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое, должно быть, на барана, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон.

Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя на крыльцо, кричал:

— Полный ход! Пошел к свистку!

И свистел, как машина, и потом — го-го-го-го. И весь этот шум повторяло лесное эхо.

Когда мало-помалу все это затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что ее добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто тверже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки. Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую, раненую спину и, как ни в чем не бывало, замахал хвостом и залаял на волчиху. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней. Она оглянулась и щелкнула зубами; он остановился в недоумении и, вероятно, решив, что это она играет с ним, протянул морду по направлению к зимовью и залился звонким радостным лаем, как бы приглашая мать свою Арапку поиграть с ним и с волчихой.

Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчетливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.

Жила она с волчатами в неглубокой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращавшуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, щенок остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.

Уже рассвело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он все стоял поодаль и лаял. Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и хотелось ей броситься на непрошенного гостя и разорвать его.

Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей мордычрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперед широкие лапы, положил на них морду и начал:

— Мня, мня. нга-нга-нга.

Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок стал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Вороны сидели на высокой сосне и смотрели сверху на их борьбу, и очень беспокоились. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.

Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала:

Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Щенок повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, опять стали играть.

Весь день и вечером волчиха вспоминала, как прошлою ночью в хлеву блеял ягненок и как пахло овечьим молоком, и от аппетита она все щелкала зубами и не переставала грызть с жадностью старую кость, воображая себе, что это ягненок. Волчата сосали, а щенок, который хотел есть, бегал кругом и обнюхивал снег.

Она подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от щенка сильно пахло псиной, и, по слабости здоровья, она уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она отошла прочь.

К ночи похолодело. Щенок соскучился и ушел домой.

Когда волчата крепко уснули, волчиха опять отправилась на охоту. Как и в прошлую ночь, она тревожилась малейшего шума, и ее пугали пни, дрова, темные, одиноко стоящие кусты можжевельника, издали похожие на людей. Она бежала в стороне от дороги, по насту. Вдруг далеко впереди на дороге замелькало что-то темное. Она напрягла зрение и слух: в самом деле, что-то шло впереди, и даже слышны были мерные шаги. Не барсук ли? Она осторожно, чуть дыша, забирая все в сторону, обогнала темное пятно, оглянулась на него и узнала. Это, не спеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом.

Но зимовье было уже близко. Она опять взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра была уже заделана яровой соломой, и по крыше протянулись две новые слеги. Волчиха стала быстро работать ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но едва пахнуло на нее теплым паром и запахом навоза, как сзади послышался радостный, заливчатый лай. Это вернулся щенок. Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще громче. Арапка проснулась под сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры, и когда на крыльце показался Игнат со своей одностволкой, то перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья.

— Фюйть! — засвистел Игнат. — Фюйть! Гони на всех парах!

Немного погодя он вернулся в избу.

— Что там? — спросил хриплым голосом странник, ночевавший у него в эту ночь и разбуженный шумом.

— Ничего. — ответил Игнат. — Пустое дело. Повадился наш Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в дверь, а норовит все как бы в крышу. Намедни ночью разобрал крышу и гулять ушел, подлец, а теперь вернулся и опять разворошил крышу.

— Да, пружина в мозгу лопнула. Смерть не люблю глупых! — вздохнул Игнат, полезая на печь. — Ну, божий человек, рано еще вставать, давай спать полным ходом.

А утром он подозвал к себе Белолобого, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, все приговаривал:

— Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!

После прочтения произведения в полном содержании, абсолютное большинство учеников ответило на все десять вопросов по рассказу.

В современном мире компьютерных технологий и Интернета вопрос чтения по-прежнему актуален. Проведя исследование, мы увидели, что 36,9% учащихся читают тексты художественных произведений только в их кратком изложении, что доказывает важность поднятого нами вопроса.

В связи с чем нами разработаны следующие рекомендации: читать текст художественной литературы только в полном изложении, читать ежедневно вслух и про себя не менее 40-45 минут в день; читая, обращать внимание на поступки героев, анализировать их, делать для себя выводы; учиться у героев хорошим манерам и хорошим поступкам.

Данный материал можно использовать классными руководителями во время проведения родительских собраний, круглых столов и бесед на классных часах о пользе чтения.

Григорьев Дмитрий, 7б класс

Я был очень огорчён концовкой повести. Иван Иванович – хозяин Бима – попал в больницу в другой город из-за сердечного приступа, оставив собаку под присмотром соседки, которая выпустила его на прогулку. Бим потерялся, так как искал своего хозяина и не смог найти. На пути собаки встречались как хорошие, так и плохие люди, из-за жестокости и равнодушия которых он и погиб, так и не встретившись с хозяином.

Мне очень жалко Бима. Я бы хотел, чтобы повесть закончилась иначе. Автор учит нас ценности дружбы, любви к животным, доброте, пониманию. Гавриил Николаевич изобличает злых, жестоких, равнодушных людей, которые относятся плохо не только к животным, но и к людям, совершая безнравственные поступки. Хочется верить, что в мире больше хороших и добрых людей.

Гвоздик Ксения, 7б класс

Мне очень понравилась книга, потому что она учит нас беречь своих близких и дорожить ими.

Представить нашу жизнь без чтения просто невозможно, поэтому мне кажется, что у каждого человека есть любимая книга или произведение.

Мне понравился этот довольно грустный рассказ тем, что в нем поднимается тема любви, вопросы предательства, обмана, слабости человека.

Войти через uID

Многие родители и учителя жалуются на то, что дети перестали читать художественную литературу. Особенно заметно снижение интереса к чтению в последние годы. Учащиеся 5-7 классов увлечены компьютерными играми, а старшеклассники уделяют больше внимания тем предметам, которые им предстоит сдавать в формате ЕГЭ. Их уже не привлекают серьезные художественные произведения, а сочинение написать можно и без знания содержания текста: на это есть Интернет, где можно списать готовые работы. Что делать? Думаю, необходимо показать подростку окружающий мир, приоткрыть мир художественной литературы, который поможет ему найти себя. Для этого важно использовать разные виды деятельности как на уроках литературы, так и во внеурочное время.

При составлении тематических планов уроков литературы тщательно отби­рается материал для внеклассного чтения, включаются произведе­ния русских и зарубежных писателей, в том числе и современников. Кроме этого используется учебно-методический комплек­с "Вокруг тебя - мир".

Он разработан в рамках образователь­ной программы " Распространение знаний о международном гума­нитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ", в которой участвуют три стороны: Министерство образования РФ, Международный Комитет Красного Креста (МККК) и Россий­ское общество Красного Креста.

Специфика данного пособия состоит в том, что оно отличается гуманистической направленностью. Занятия проходят с опорой на коммуникативно-речевую деятельность. Предлагаются задания на выбор варианта ответа, проводятся речевые игры, организуются работы в парах и малых группах наряду с групповыми и индивидуальными заданиями. Домашние задания нацелены на общение учеников с родителями и друзьями.

Прежде чем состоится это общение, необходимо провести беседу на родительском собрании на тему: "Что я могу сделать, чтобы мой ребенок с интересом читал художественную литературу?" и дать рекомендации по воспитанию внимательного читателя.

Не секрет, что сегодня многие родители сами не читают художественную литературу и, оправдывая себя, говорят, что у них много работы и даже с детьми им общаться некогда. УМК прививает интерес к чтению не только ребенку, но и всем членам семьи. Происходит взаимообучение детей и родителей: родители слушают чтение произведений из УМК, узнают интересную информацию о деятельности Международного Комитета Красного Креста. Общаясь с родителями, дети задумываются о роли правил в жизни людей, об уважении человеческого достоинства, о деятельном сострадании, о том, что в самых сложных ситуациях (даже на войне) должно быть место проявлению гуманности.

В конце учебного года подводятся итоги совместного творчества и учащиеся получают на лето список литературы для внеклассного чтения. Кроме этого, ученик может читать и другие интересующие его художественные произведения. Рекомендуется ведение читательского дневника (по особой форме). Некоторые учащиеся (по желанию) выполняют творческие работы : изучают биографии писателей, сочиняют сказки, рассказы, стихи и оформляют их с помощью ПК.

Лето - время отпусков, время, когда хочется всё забыть и расслабиться. О том, как надо отдыхать и при этом развиваться умственно и физически стоит говорить с ребятами не только перед каникулами.

В первых числах сентября провожу анкетирование, собираю читательские дневники и списки произведений, прочитанных учениками за лето. Статистика показала, что 53% учащихся прочитали весь рекомендованный список + 20 % – произведения по своему выбору. 22 % учащихся прочитали 50 %списка + 45 % - произведения по выбору. Следующую группу (19%) представляют учащиеся, прочитавшие много разных произведений, в том числе после просмотра художественных фильмов, а из списка прочитали от 5 до 7%. К сожалению, есть такие учащиеся (6%), которые не прочитали до конца ни одной книги.

Урок-презентация любимой книги

Ребятам нравятся такие уроки, хотя подготовка занимает немало времени. Они рассказывают о людях, которые создали эту книгу, оформили, иллюстрировали. Одноклассники узнают много интересного о писателях, о художественных произведениях. В последнее время ученики готовят презентации и с удовольствием показывают их на уроке. Презентация не оставляет равнодушными даже тех, кто не прочитал ни одной книги. Любители художественной литературы довольно сильно влияют на читательский интерес одноклассников.

Проектные технологии по литературе во внеурочной деятельности

Интерес ребенка к книге можно пробудить с помощью проектных технологий. Практика показывает, что любой ученик, работая над проектом, спокоен, потому что знает точно, что никто не поставит плохую оценку за невыполненную работу. Учитель-консультант поможет через художественное осмысление текста принять окружающий мир и найти себя в нем, обрести уверенность и почувствовать себя творческой и преуспевающей личностью. Работа над проектом дает учителю возможность доказать ребятам, что чтение художественной литературы помогает им стать успешными во всем.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи , получают навыки работы в команде. Учащиеся сами планируют работу и несут персональную ответственность за нее. Кроме этого, они учатся находить необходимую информацию в библиотеке (словари, справочники, учебные пособия, художественные тексты), пользоваться компьютерными программами и выходить в Интернет.

В центре широко представлены электронные версии учебной литературы, активно используются возможности компьютерной техники: просмотр компакт-дисков, распечатка информации с дискет, использование ресурсов Интернет для выполнения запросов пользователей. Привить вкус к хорошей литературе, выйти за рамки школьной программы в изучении классики помогают литературно-музыкальные вечера, вечера-портреты, литературные гостиные. Задача подобных мероприятий - развитие мышления, воображения, речи учащихся.

Использование возможностей мультимедиа, наличие CD-ROM-энциклопедий, словарей позволяет получить огромный объём информации, продемонстрировать видеоклипы, документальные записи, познакомиться с биографиями писателей, художников, композиторов, услышать фрагменты или полную версию художественного произведения.

Социологический опрос среди посетителей библиотеки "Что любят читать школьники?" поможет определить их читательский интерес, а литературная дискуссия для старшеклассников "Модная литература: за и против" будет полезна для формирования литературных вкусов молодого поколения.

Влюбить читателя в литературу, содействовать развитию творческих способностей - вот задачи, которые решают учителя литературы и библиотекари гимназии. Путей развития читательского интереса много. Каждый выбирает свой. Воспитание вдумчивого читателя требует от учителя умения систематически, целенаправленно работать с каждым учеником, используя эффективные методы воздействия на ребенка.

Все предложенные варианты дают возможность учителю заинтересовать ученика и увлечь его в мир литературы , для того чтобы воспитать ребенка в духе хозяина своей жизни, своего города, своей страны, научить быть ответственным за свои поступки.


Научно-исследовательская работа расскажет о литературных предпочтениях подростков, их отношении к чтению литературы.

Описание разработки

ВВЕДЕНИЕ

Читательская культура личности сегодня высоко ценятся мировым сообществом: 2003 - 2012 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности.

Объект исследования: читательские предпочтения подростков в возрасте от 12 до 17 лет.

Предмет исследования: оценка значимости литературы в жизни молодых людей, проблема чтения среди учащихся - подростков в возрасте от 12 до 17 лет.

Цель исследования: выяснить, отношение подростков к литературе и чтению, что и как читают современные подростки

Гипотеза: Поколение начала ХХІ века не считает чтение важной составляющей духовного развития личности, поэтому подростки читают мало, не интересуются классической литературой, т. к. отсутствует эмоциональный компонент чтения.

ЗАДАЧИ

Уточнить место чтения в жизнедеятельности современного подростка:

глубже изучить предпочтения учащихся, что влияет на выбор литературы?

является ли литература ценностью для учащихся, чем именно привлекает их книга.

2. Описать структуру подросткового чтения.

3. Проанализировать соотношение книга - компьютер в жизни подростков.

теоретический анализ современных исследований в данной области;

методы информации (наблюдение, анкетирование учащихся);

статистические исследования ( подсчёт, вычисление).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. 1. Современные социологические исследования в области подросткового чтения

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В основном исследовании приняли участие 77 учащихся 7 - 11 классов нашей школы, мини - опросы проводились в среде учителей и родителей.

2. 1. Отношение подростков к чтению

Что читают подростки в возрасте от 12 до 17 лет?Для того чтобы представить объективное положение, отражающее отношение к литературе и чтению вообще, круг интересов наших сверстников, была составлена анкета (Приложение 1).

Из опроса видно, что в целом 65% подростков нравится читать, особенно девушки 10 - 11 классов – 78%. Интерес к чтению заметно падает у юношей – старшеклассников. 25% читают в интернете краткое содержание программных произведений. 56% респондентов считают - их сверстники читают мало, 28 % ответили, что читают немногие, и только 16% считают наше поколение читающим. Однако в целом позитивное отношение к чтению у школьников сохраняется.

Читайте также: