Отношение к матери в разных типах культур доклад

Обновлено: 30.06.2024

Свои неповторимые семейные особенности и традиции существуют в каждой стране. Конечно, многие обычаи претерпевают изменения в силу влияния современного мира, но большинство народов стремится сохранить наследие предков - из уважения к своему прошлому и во избежание ошибок в будущем. Психология семейных отношений также своя в каждой стране. Чем отличаются семьи в Азии, Америке, Европе и Африке?

Психология семьи в Азии - традиции и жесткая иерархия

В странах Азии к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая азиатская семья - это отдельная и практически оторванная от окружающего мира ячейка общества, в которой дети - главное богатство, а мужчины неизменно уважаемы и почитаемы.

● Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни. То есть, на их весах счастья всегда перевешивают житейские радости, что исключает многие проблемы семейных отношений, свойственных, например, европейцам.
● Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов в Азии практически не бывает. Потому что брак - это навсегда.

● Не боятся заводить много детей. В азиатских семьях всегда много ребятишек, и семья с одним малышом - редкость.
● Рано создают семьи.

● Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является наиболее значительным в семье. Родственные связи в Азии весьма крепкие и сильные. Помощь своим родственникам обязательна и естественна для азиатов даже в том случае, когда отношения с ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.

Семейные ценности разных азиатских народов



● Узбеки
Их отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Узбеки малообщительны, но доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь, всегда поддерживают тесную связь с родственниками, тяжело переносят отрыв от дома и родных людей, живут по законам и традициям своим предков.

● Туркмены
Трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем проявляется сдержанность. Почитание родителей - абсолютное. Значительная часть туркменов вступают в брак по религиозным обычаям, даже не являясь верующими.

● Таджики
Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления - такие моменты таджики не прощают. Главное для таджика - семья. Обычно большая - от 5-6 человек. Причем беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок.

● Грузины
Воинственны, гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, по-рыцарски. Грузинам свойственна психология терпимости, оптимизма и чувства такта.

● Армяне
Народ, преданный своим традициям. Армянская семья - это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы. Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.


● Японцы

В семьях японцев царит патриархат. Мужчина неизменно - глава семьи, а его супруга - тень главы семьи. Ее задача - заботиться о душевном/эмоциональном состоянии мужа и вести хозяйство, а также распоряжаться семейным бюджетом. Жена-японка - добродетельна, смиренна и покорна.

Супруг никогда не обижает ее и не подвергает унижениям. Измена мужа аморальным поступком не считается (жена смотрит на измены сквозь пальцы), а вот ревность супруги - да. На сегодняшний день еще сохранились (хоть и не в той же мере) традиции брака по расчету, когда партию для взрослого чада выбирают родители. Эмоции и романтика при вступлении в брак не считаются определяющими.


● Китайцы

Этот народ очень бережно относится к традициям страны и семьи. Влияние современного общества до сих пор не принято китайцами, благодаря чему бережно сохранены все обычаи страны. Один из них состоит в необходимости для мужчины дожить до своих правнуков. То есть, мужчина должен сделать все, чтобы его род не прервался - родить сына, дождаться внука и т.д.

Супруга обязательно берет фамилию мужа и после свадьбы ее заботой становится уже семья мужа, а не ее собственная. Бездетная женщина осуждается, как обществом, так и родственниками. Женщина, родившая сына - уважаемая теми и другими. Бесплодную женщину не оставляют в семье мужа, а многие женщины, родившие дочерей, даже отказываются от них прямо в роддоме. Жесткость отношения к женщине наиболее сильно проявляется в сельских районах.

Портрет семьи в Америке



Заокеанские семьи - это, прежде всего, брачные контракты и демократия во всех ее смыслах.
Что известно о семейных ценностях американцев?

● Решение о разводе принимается с легкостью при потере былого комфорта в отношениях.
● Брачный контракт - это норма для США. Распространены они повсеместно. В таком документе прописывается все до мелочей: от финансовых обязательств в случае развода до разделения обязанностей по дому и размера вклада от каждой половины в семейный бюджет.

● Все семейные проблемы американцы обсуждают с психологами. В данной стране личный психолог - это норма. Без него не обходится практически ни одна семья, а каждая ситуация разбирается до мелочей.
● Счета в банке. Такой счет имеется у жены, у мужа, у детей и еще один общий - на всех. Сколько денег на счету мужа, жена интересоваться не будет (и наоборот).

● Вещи, авто, жилье - все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя.
● О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке - редкость.

Современная семья в Европе



Европа - это уникальное сочетание множества самых различных культур, каждая - со своими традициями.

● Великобритания
Здесь люди сдержанны, прагматичны, чопорны и верны традициям. На 1-м плане - финансы. Детей рожают только после того, как супруги добились определенного положения. Поздний ребенок - явление довольно частое. Одна из обязательных традиций - семейные обеды и чаепития.

● Германия
Немцы, как известно, аккуратисты. Что в работе, что в социуме, что в семье - везде должен быть порядок, и все должно быть идеально - от воспитания детей и дизайна в доме до носочков, в которых ложишься спать. До официального оформления отношений молодые люди обычно живут вместе, чтобы проверить - а подходят ли они вообще друг другу. И только когда проверка пройдена, можно думать о создании семьи. А если нет серьезных целей в учебе и работе - то и о детях.

Дети появляются, как правило, годам к 30-ти, когда в отношениях и финансах однозначно видна стабильность. Отпуск по уходу за ребенком (2 недели) берется на того супруга, который способен его взять - решение принимается между женой и мужем. Бабушки с дедушками, как и немецкие, также не торопятся брать к себе внуков - они хотят жить для себя. Живут норвежцы, как и многие европейцы, в кредит, все расходы делят пополам, а в кафе/ресторане часто расплачиваются отдельно - каждый сам за себя. Наказывать детей запрещено.

● Россия
В нашей стране множество народов (около 150-ти) и традиций, и, несмотря на технологические возможности современного мира, мы бережно храним традиции предков. А именно - традиционная семья (то есть, папа, мама и дети, и никак по-другому), мужчина - глава семьи (что не мешает жить супругам на равных правах в любви и согласии), заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Количество детей (как правило, желанных) зависит только от родителей, и Россия славится своими многодетными семьями. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием.

● Финляндия
Особенности семьи и секреты счастья финнов: мужчина - основной кормилец, семья дружная, супруга терпеливая, увлечения совместные. Гражданские браки - весьма частое явление, а средний возраст для мужчины-финна, вступающего в брак - около 30 лет. Что касается детей, то обычно в финской семье ограничиваются одним ребенком, иногда 2-3-мя (менее 30% населения). Равноправие мужчин и женщин - на 1-м месте, что не всегда идет на пользу супружеским отношениям (женщине нередко просто некогда заниматься домашним хозяйством и детьми).

● Франция
Семьи Франции - это, в первую очередь, романтика в свободных отношениях и весьма прохладное отношение к браку. Большинством своим французы отдают предпочтение гражданскому браку, а число разводов с каждым годом - все больше. Семья для французов сегодня - это пара и ребенок, остальное - формальности. Глава семьи - отец, после него авторитетной личностью является свекровь. Стабильность финансового положения поддерживают оба супруга (домохозяек здесь практически не бывает). Отношения с родственниками поддерживаются везде и всегда, хотя бы по телефону.


Француженки выделяют совсем немного времени для воспитания детей и как можно быстрее выходят на работу, чтобы не потерять драгоценные возможности построить карьеру. Поэтому во Франции широко развита сеть детских садов.

● Швеция
Современная шведская семья - это родители и пара детей, свободные добрачные отношения, хорошие отношения между разведенными супругами, защищенные права женщин. Живут семьи обычно в гос/квартирах, покупка своего жилья - это слишком дорого. Трудятся оба супруга, оплата счетов происходит также на двоих, но счета в банках - раздельные. И оплата счета в ресторане тоже отдельно, каждый платит за себя.

● Италия
В Италии значение семьи очень особенное: семьёй считаются все-все родственники, даже самые дальние. Принято устраивать совместные обеды, где все могут пообщаться, обсудить насущные проблемы.
Важную роль играет итальянская мама, от которой зависит очень многое (и выбор невесток и зятьев тоже).

Особенности семей в странах Африки - яркий колорит и древние обычаи



Что касается Африки, то цивилизация ее не сильно изменила. Семейные ценности остались прежними.

● Нигерия
Самый странный народ, постоянно приспосабливающийся к современному миру. Сегодня семьи Нигерии - это родители, дети и бабушки-дедушки в одном доме, уважение к старшим, строгое воспитание. Причем, мальчиков воспитывают мужчины, а девочки большого значения не имеют - все равно они выйдут замуж и покинут дом.

● Эфиопия
Брак здесь может быть церковным или гражданским. Возраст невесты - от 13-14 лет, жениха - от 15-17. Свадьбы похожи на русские, а жильем молодоженов обеспечивают родители. Будущая мама в Эфиопии - это будущая огромная радость для семьи. Беременной не отказывают ни в чем, окружают красивыми вещами и… заставляют работать до родов, чтобы малыш не родился ленивым и толстым. Имя ребенку дают после крестин.

Прежде всего, почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить своих родителей. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни.Рассмотрим отношение детей к родителям в разных национальных культурах.

Содержание работы

Введение 3
1. Отношение к родителям в христианстве 5
2. Отношение к родителям в исламе 10
3. Отношение к родителям в иудаизме 12
Заключение 16
Список литературы 17

Содержимое работы - 1 файл

реферат по культурологии.docx

Дети обязаны во всем, что не противоречит повелениям Всевышнего, подчиняться своим родителям, всегда стараться угодить им, вставать, когда они встают, не ходить впереди них, не повышать голоса, находясь рядом с ними, не отправляться куда-либо без их разрешения, ни в чем их не упрекать, после их смерти постоянно делать дуа (просить у Аллаха прощения их и милосердия к ним), раздавать милостыню за них, не прерывать отношений с их родственниками, друзьями и т.д.

Дорогие братья и сестры по вере! В заключение хочется еще раз подчеркнуть: непослушание родителям, нанесение своим поведением страдания им является одним из самых тяжких грехов для мусульманина.

Отношение к родителям в иудаизме.

1. К исполнению заповеди о почитании родителей следует относиться с особым вниманием, так как Тора приравнивает почитание родителей к почитанию Самого Всевышнего. Тора говорит: "Чти отца своего и мать свою" (Шмот, 20:12) - и "Чти Б-га" (Мишлей, 3:9); "Бойтесь каждый матери своей и отца своего" (Ваикра, 19:3) - и "Б-га, Всесильного твоего, бойся" (Дварим, 6:13). Из этих примеров мы видим, что Тора проводит четкую параллель между почитанием родителей и чувством боязни перед ними и благоговением пред Всевышним.

Смысл этого сопоставления объясняет Талмуд. Отец и мать равноправны со Всевышним в создании человека: родители создают тело ребенка, а Всевышний дает ему душу - оба "вклада" важны в равной степени, так как при отсутствии любого из них человек не может существовать.

По словам мудрецов, Всевышний награждает детей за почитание родителей так же, как Он награждает за благоговение, проявленное по отношению к Нему Самому.

2. В чем должна выражаться боязнь? Следует тщательно соблюдать по отношению к родителям все, что входит в понятие "нормы приличия". Например, дети не занимают место, которое обычно предназначено для их отца или матери в каком-либо общественном учреждении, а также место в синагоге, на котором родители обычно молятся, дома не садятся там, где обычно сидят родители, не перечат им. Если отец разговаривает с кем-нибудь, а сын заявляет: "Мне кажется, что отец прав", то он нарушает предписание бояться отца, так как сын не имеет права давать какую бы то ни было оценку словам своего отца.

3. В чем должно проявляться почитание родителей? В заботе о них, в проявлении к ним внимания. Так, их кормят и помогают им одеваться, если они в этом нуждаются, встречают их, когда они приходят в дом детей, и провожают, когда они уходят. Причем очень важно делать все это доброжелательно, с приветливым выражением лица.

4. Галаха запрещает детям будить родителей без веской причины. Но отца надо разбудить, если он может опоздать в синагогу или должен исполнить какую-либо другую заповедь, так как и сын, и отец в равной степени обязаны чтить Всевышнего.

5. Если сын просит кого-то об одолжении и знает, что его просьба будет исполнена в любом случае - обращается ли он от своего имени или от имени своего отца, - следует обратиться от имени отца, чтобы таким образом проявить к нему почтение.

6. Когда мать говорит сыну: "Сделай то-то и то-то", и он исполняет ее просьбу, а потом приходит отец и спрашивает: "Кто просил тебя делать это?!", сын должен взять всю ответственность на себя и не говорить, что сделал это по просьбе матери, если знает, что отец рассердится на нее.

7. Дети обязаны разговаривать с родителями стоя.

8. Исполнение заповеди о почитании родителей не прекращается после их смерти. В течение 12-ти месяцев после смерти родителей дети, упоминая покойных в разговоре или в письме, должны прибавлять: "Я - искупление его (ее) смертного ложа". Это означает: я готов принять на себя муки, которые грозят душе покойного в духовных мирах. По истечении 12-ти месяцев при упоминании имени покойных родителей прибавляют: "Память о нем (о ней) благословенна на всю жизнь в будущем мире".

9. Даже если отец негодяй и нечестивец, беззастенчиво нарушающий законы Торы, дети тем не менее обязаны почитать и бояться его. Даже мамзер обязан в полной мере проявлять к своему отцу боязнь и уважение.

Самое большее, на что имеет право сын, увидев, что отец нарушает Тору, это спросить его: "Отец, не написано ли в Торе то-то и то-то?". Иными словами, он не должен упрекать отца, а просто задать ему вопрос. То есть сын должен поступить в этом случае тактично, потому что если отец одумается, то он не будет испытывать чувство неловкости перед сыном, и все будет выглядеть так, будто отец исправил свое поведение самостоятельно.

10. Однако если отец или мать приказывают сыну или дочери нарушить закон Торы, подчиняться их требованию запрещено. При этом не имеет значения, идет ли речь о заповеди-предписании, о запрете или о каком-нибудь постановлении мудрецов Торы. Тора говорит: "Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте: Я - Бог, Всесильный ваш" (Ваикра, 19:3). Из этой цитаты следует, что Всевышний обязывает нас бояться родителей, но кроме тех случаев, когда они заставляют нас нарушить субботу (или любую из заповедей). Всевышний как бы подчеркивает: "Я - Бог, Всесильный ваш" - Бог для всех, почитать, бояться и слушаться Его обязаны все - и вы, и ваши родители.

11. Сын имеет право ослушаться отца и в том случае, если хочет изучать Тору в йешиве, находящейся далеко от дома, считая, что там он получит больше знаний, чем в той, что расположена неподалеку, а отец по каким-либо причинам возражает. Причина заключается в том, что заповедь об изучении Торы важнее, чем заповедь о почитании родителей. То же самое относится к случаю, когда сын хочет жениться, а отец не дает своего согласия: сын имеет право ослушаться его.

12. Сын и незамужняя дочь в равной степени обязаны исполнять заповедь о почитании родителей. Но выйдя замуж, дочь прежде всего должна слушаться мужа, и ее обязанности в отношении родителей отходят на второй план. Она продолжает исполнять их, только если это не, вызывает недовольство мужа.

13. Заповедь о почитании родителей обязательна не только для детей, но и для внуков, правнуков и даже для праправнуков.

14. В Торе сказано: "Проклят позорящий отца своего и мать свою!" (Дварим, 27:16). Эти слова относятся не только к тому, кто явно неуважительно относится к своим родителям, но даже к тому, кто проявляет это лишь намеком.

15. Тот, чьи родители впали в слабоумие, обязан обращаться с ними осторожно и тактично. Если он сам не в состоянии ухаживать за ними как следует, он имеет право нанять для этого чужих людей.

16. Отец не имеет права бить своих совершеннолетних детей - такова буква закона.

17. Дети обязаны уважать мачеху точно так же, как свою родную мать, все время, пока отец их жив, а отчима - точно так же, как родного отца, все время, пока их родная мать жива. Такова буква Галахи, однако желательно делать больше, чем требует буква закона, поэтому в данном случае не пристало менять отношения к мачехе или к отчиму после смерти своего родителя.

18. Каждый, у кого есть старший брат, обязан проявлять к нему уважение независимо от того, брат ли он по отцу или по матери.

Муж обязан чтить родителей жены, равно как жена - родителей мужа.

19. Тот, кто желает по-настоящему чтить своих родителей, должен усердно изучать Тору и совершать добрые дела. Нет большего счастья для отца и матери, чем слышать, как люди хвалят их детей и родителей, хорошо воспитавших их.

Отец, который желает, чтобы дети почитали его, должен как можно больше изучать Тору и совершать как можно больше добрых дел; тогда добрая слава о нем распространится также и на его детей. Именно в

20. Гер (прозелит, нееврей, принявший иудаизм) подобен только что родившемуся младенцу. Согласно букве закона Торы, все его родственные связи с неевреями прерваны. Тем не менее, он ни в коем случае не должен пренебрежительно относиться к своим родителям-неевреям и обязан продолжать уважать их и заботиться о них.

Отношение к родителям во всех национальных культурах сводится к почитанию, безусловному уважению, послушанию им во всем. Всегда надо помнить свои обязанности по отношению к ним, не оставлять своих родителей в нужде, помогать им, особенно в их старости.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у них устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Крепче, сильнее родителей детей никто не полюбит, и искреннее, больше добра им никто не пожелает. Советы, наставления, которые отец и мать дают детям, все и всегда исходят из доброжелательства и любви. Даже взыскания и наказания родительские и те проистекают из желания детям добра. И дети должны слушаться своих родителей и быть им за все благодарными, понимая, что ничем за благодеяние их мы не можем им воздать.

Самая незначительная услуга, самая простая ласка, оказанная вовремя, с охотою, всегда обрадует и утешит сердце родительское. Не требуется тут ни трат больших, ни богатства: нужна одна любовь, любовь искренняя, горячая; она подскажет, что нужно делать.


В данной статье рассматриваются особенности семейных отношений в различных национальных культурах, а также описываются процессы воспитания детей в разных национальностях.

Ключевые слова: Семья, дети, отношения, воспитание, брак, традиции

Семья для каждого человека играет роль, как в воспитании, так и в формировании личности. Именно в семье закладываются такие качества в человеке, как любовь, доброта, честность, здоровье, нормы и правила поведения. В любой национальности есть свои традиции и обычаи в создании семьи и в воспитании детей. И поэтому каждый учитель должен как можно больше знать об особенностях семейных отношений в различных национальностях, ведь в школе обучаются разные дети, и для того чтобы привить им любовь, доброту, желание создать семью и родить детей необходимо проводить с ними беседы и рассказывать учащимся о том, как в древние времена жили их предки и какими были семейные отношения.

Для семей Русских было характерно сохранение традиций. Русская семья традиционно состояла из семейных пар, находившихся в прямом и боковом родстве. Многие историки говорят о том, что у разных племен, сложились разные семьи. Так, например, у поляк были моногамные семьи, у других же вятичей, кривичей и др. — полигамные, но основной формой семьи у русских считалась семья малая, которая состояла из двух поколений: детей и родителей.

В древние времена, как утверждают различные источники, существовало немало способов вступления в брак. Одним из самых древних, является похищение женихом невесты без ее согласия.

У славян, существовал обычай похищать невест на игрищах, но только тех, с кем предварительно они сговорились. Также в те времена был и другой способ вступления в брак, как покупка у родственников невесты. У поляк же, самой популярной формой создания семьи стал привод невесты в дом к жениху. При этом мнение и согласие невесты на заключение брака никто не спрашивал, хотя уже в Уставе Ярослава указывался запрет силой выдавать замуж девушек. Брак заключался лишь в том случаи, когда родственники невесты соглашались с женихом или его родственниками. Церемония заключения брака проводилась по специальным обрядам: вечером невесту приводили в дом к жениху, и она раздевала его, и самое главное, снимала с него обувь. На второй день после свадьбы родственники невесты привозили приданое. Личные отношения между супругами зависели во многом от того, как создавалась семья. При похищении, девушка была как бы собственностью мужа, поэтому в семье у жены не было никакого права. При покупке невесты и привозом ее приданым между женихом и родственниками невесты были отношения, при которых власть жениха ослабевала, а также у жены появляются права. В те времена, на всей территории, свободно производился развод, причем, в браке с приданым инициатором могла быть жена. С принятием христианства начинает действовать собрание семейного права, впоследствии названное Номоканон. Венчание в церкви было лишь для высших слоев общества, остальное население, практиковало традиционные обряды заключения брака.

На рубеже XIX–XX вв. многими исследователями было зафиксировано наступление кризиса семьи, который сопровождался многими противоречиями. Авторитарная власть мужчины уже не была такой сильной. Семья утратила основные свои функции. Нормой стала модель нуклеарной семьи, состоящая из супругов и их детей.

С одной стороны, во многом сохраняется традиционный (патриархальный) брак, при наличии всех его признаков. С другой стороны же, признается достаточно популярным вариант эгалитарной семьи (семья, в которой оба супруга занимают равноправное положение) [18,200], представляющий отход от традиционного начала в семье в сторону индивидуально-личностного.

С древних времен татарский народ строил свою семейную жизнь по законам Корана и Шариата. Религия, в большинстве случаев, стала основой татарской культуры, и татарским традициям. Для народа, вера является всем, И сегодня, именно вероисповедание дает возможность выделяться татарам, на фоне русского населения. Религия поддерживает традиции и нравственные ценности и защищает их от уничтожения в современном обществе.

Для татар важное значение имела национальная и социальная принадлежность молодых. При вступлении в брак особое внимание обращали на происхождение и родословную. На здоровье также обращали значение. Невеста должна была происходить из хорошей семьи, не быть незаконнорожденной, чтить традиции, исполнять обряды, быть девственницей. Все эти факторы способствовали стремлению сохранить и укрепить будущее поколение.

Для татар, традиционная семья моногамная, и основана на патриархальных принципах. Главной особенностью такой семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально — психологическим функциям. Такая семья рассматривается как завершающий акт в воспитании, который способствует укреплению всего рода в целом, а также семьи.

Также был еще один минус со стороны традиционного брака. Между приверженцами разной веры не мог быть заключен брак, пока один из них не примет веру другого.

Девушка, после вступления в брак полностью переходила на содержания мужа и была во власти его. Никто из родителей не вмешивался в отношения молодых. Женщине не позволялось покидать дом мужа, без его разрешения, и уходить к родителям или родственникам. Инициатором развода мог быть лишь муж. При разводах, мужчина должен обязательно вернуть часть калыма, а женщина могла забрать свои личные вещи. Если мужчина имел интимные отношения с женщиной, то по законам шариата он должен жениться на ней. Но это требование не создает хлопот для мужчин, так как разводы производятся достаточно легко. Однако, узнав об этом, многие девушки могут отказаться от вступления в брак с этим человеком.

Татары всегда стремились иметь как можно больше детей, в особенности продолжателей рода — мальчиков, чтобы они помогали в хозяйстве и были надежной опорой в старости. В татарских семьях, как и во многих других, преобладала многодетность. Средняя численность многодетной семьи, составляла 8–10 человек. На сегодня, татарская семья также считает, что должны быть дети в семье, но, к сожалению не многие могут их иметь, тогда семья берет чужих из детских домов. Такие семьи были в уважении и почете общества.

Семья, у чувашского народа была прочной. Супруги относились друг к другу с преданностью, верностью, уважением. В некоторых преданиях говориться о том, что распущенность женщин или мужчин была позором. Если мужчину обвиняли в распущенности, его привлекали к ответственности перед судом общины и выселяли из деревни. Если жена рекрута, служившего в армии 25 лет, родит сына без мужа, то такого сына не наделяли землей и по достижении двадцати лет отправляли в солдаты же. Родители своим примером, в труде воспитывали своих детей. Разводов почти не было.

Старших чуваши уважали и почитали. При нарушении этого община жестоко наказывала.

У чувашского народа была такая традиция, что после смерти старшего брата, младшему переходила его жена. Искать невесту в своей деревни строго запрещалось, ведь по приданию она могла быть родственницей жениху. Свадьбу играли по традиционным чувашским ритуалам. Допускалась кража невесты.

Стремление многих чувашей женить своих сыновей, в очень раннем возрасте, и выдавать дочерей замуж в годах в значительной мере было обусловлено необходимостью иметь рабочую силу в крестьянском хозяйстве. Предание, записанное в 1912 году, сообщает: «Старики говорят, что в старину женили очень молодых. Перед женитьбой испытывали мальчика таким образом: бросали в него большой шапкой, которая весила, пожалуй, больше десяти фунтов. Если от этого не падал, то его женили. Должно быть, жених был не старше 14–15 лет. Девиц выдавали очень поздно: до 30 и 35 лет жили они девицами [10,25].

В семьях чувашского народа всегда с большим уважением и любовью относились к своим родителям. Все это хорошо видно из народных песней, в которых пели не о любви между женщиной и мужчиной, а о любви к своей семье, родителям и Родине.

В семьях чуваш было равноправие, и никогда не было обычаев унижающих женщину. Супруги уважали друг другу, и поэтому в чувашских семьях были редки разводы. Старики о муже и жене говорили так: «Женщина — божество в доме, мужчина — царь в доме «Хĕрарăм — кил турри, арçын — кил патши. [10, 33]

Подводя итоги рассмотрения семейных отношений и опыта семей по воспитанию детей в различных национальностях, можно сделать следующие выводы:

- Семейные отношения в разных национальностях достаточно сильно отличны друг от друга, но просматриваются некоторые сходства, которые говорят о том, что люди одинаково трепетно подходят к созданию семьи.

- Отношения между супругами, у разных народов, достаточно теплые, уважительные. Это во многом показывает, что люди заключали брак по любви и согласию. Исключения составляли лишь браки по расчету.

- К вопросу воспитания люди подходили с большой ответственностью и пытались вырастить достойных парней и девушек, которые должны были продолжать род, воспитывать своих детей и не забывать о старых родителях.

В итоге учитель должен научить детей культуре создания семьи, на традициях своей национальности. Объяснить им значения и важность отношений и воспитания в современном обществе.

1. Иванов В. П. и др. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары,1993,С.310.

2. Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2006

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

4. Фахрутдинов Р. Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000.- 255 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, брак, жена, Отношение, воспитание детей, жених, заключение брака, родственник невесты, создание семьи.

ВЕБИНАР: Помощь женщине в трудной жизненной ситуации: арт-терапевтические техники групповой и индивидуальной работы

ВЕБИНАР: Генограмма как эффективный инструмент работы с семьей, переживающий кризис в отношениях

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Материнство в культурно-историческом аспекте

Автор

/module/item/name

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет это понятие исходя из своих целей и задач. На сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет. Филиппова Г.Г. описывает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины. Представители психоанализа, биосоциологии рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.

Врач-психиатр Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности. Хорват Ф. характеризует материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта. Психолог Матвеева Е.В. трактует его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство.

Доктор психологических наук Минюрова С.А. и кандидат психологических наук Тетерлева Е.А. представляет материнство как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.

Рассмотрим материнство как культурно-историческое явление, происхождение которого восходит к истокам жизни человеческой. На этапе расцвета языческой культуры материнство было безусловной ценностью, представляло собой условие успешности семьи, рода и основывалось на естественной репродуктивной потребности и спонтанной радости от этой деятельности. Материнство оставалось явлением инстинктивно обусловленным, непосредственным и эгоцентрическим, в котором ребенок как личность никак не присутствовал.
В эпоху античности многие мужчины считали женщин людьми второго сорта, средством для продолжения рода.
Философ Фалес Милетский сказал, что благодарен судьбе за то, что родился человеком, а не животным, эллином, а не варваром, мужчиной, а не женщиной.

Согласно Платону, женщина – это связующее звено, переходный элемент эволюции между мужчиной (высшим творением) и животным. Его ученик Аристотель также являлся приверженцем патриархата. Он считал, что единственной ролью женщины в обществе является деторождение, а ценностью - способность к размножению. Однако не все мужчины Античности придерживались такого мнения. Прогрессивный Пифагор, напротив, всячески подчеркивал и обособлял важную роль женщины. В своих работах он писал о мужской силе как начале творческого духа и о женском могуществе как олицетворении пластичности природы. И когда две эти силы сливаются в одно целое как физически, так и духовно, рождается нечто новое – целая вселенная.

В новой античной философии представления относительно природы мужского и женского начала меняются, достигнуто большее идейное равенство полов. По высказываниям Зенона и Сенека подтверждают тот факт, что стоицизм высоко оценивал роль института брака в человеческом обществе. Союз супругов должен основываться на дуальной гармонии – гармонии души и тела. Именно представители этого эллинского течения оказали большое влияние на формирование христианской философии и неоплатонизма.

Первые труды, затрагивавшие различные аспекты работы учреждений по охране материнства и детства, появились в конце 1920-х гг., это брошюры с инструкциями разработанными врачами, например А.Ю. Лурье о женских консультациях, многочисленные издания о работе яслей таких авторов, как А.Я. Гольдфельд, А.Б. Генс, Н.С. Назарова, A.С. Розенталь, А.И. Лебедев, С.А. Протоклитов и др., в которых дается подробное разъяснение целей и методов, а также приводятся первые статистические данные о работе этих учреждений. В 1930-е г. были предприняты попытки создания комплексных трудов по охране материнства и детства, начавшиеся в стране процессы индустриализации и коллективизации сосредоточили все внимание на состоянии промышленности и сельского хозяйства, вытеснив всю информацию по охране материнства и детства.
В 50-е гг. XX в. вновь появляются глубокие исследования истории охраны материнства в советской России. Так, М.Ф. Леви рассматривает систему родовспоможения в городах и селах России до 1940 г. с использованием статистического материала. Э.М. Конюс прослеживает пути развития советской охраны материнства и младенчества в 1917 - 1940 гг. Среди появившихся в 1950-е гг. исследователей особо выделяются Н.В. Мананникова, П.А. Белошапко, С.М. Беккер, которые анализируют функционирование института охраны материнства и детства, однако эти материалы носят публицистически-пропагандистский характер. В конце 60-х гг. вышли в свет работы Н.Я. Назаркиной, А.Ф. Фадеевой и А.Я. Гольд-фельд о родовспоможении в СССР и истории педиатрии.

Вопросы охраны материнства и детства в рамках страны нашли отражение в появившихся в конце 70-х гг. исследованиях. Н.В. Мананникова тщательно проанализировала работу советского государства по охране здоровья и жизни детей. Л.К. Баева рассмотрела политику государства в области охраны материнства и детства. П.М. Чирков включил в свою книгу раздел, посвященный проблемам матерей в 1912-1937 гг. В конце 1980-х гг. вышел в свет коллективный труд, в котором проанализирована работа государства по охране матерей и детей в 1917-1920 г.

В 1990 - 2000-е гг. внимание к данной теме значительно повысилось, что было вызвано кризисными социально-экономическими явлениями, которые негативно отразились на состоянии дела охраны материнства и детства. В эти годы НИИ детства издает работы, различные отчеты по проблеме детства, труды по социальной помощи сиротам и опеке. Особо следует отметить работы А.М. Нечаевой, в которых автор дает исчерпывающий анализ государственной политики в отношении материнства и детства.

В первое десятилетие XXI в. особую актуальность приобрели вопросы социальной обеспеченности и защищенности материнства и детства, как одного из главных показателей социального благополучия в стране. Стремление современных органов управления выработать новые подходы по охране материнства и детства в условиях современного общества актуализируют обращение к прошлому опыту, накопленному в годы становления советской системы государственных учреждений.

Читайте также: