Основные формы делового общения в профессиональной деятельности классного руководителя доклад кратко

Обновлено: 02.07.2024

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин "этика делового общения".

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

- нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

- наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив, познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

- Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;

- Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

- Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

2. Признаки делового общения

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть профессионального облика.

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.

Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений времен ной рамки общения.

Важная особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела.

Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

3. Структура делового общения

Структура делового общения состоит из пяти основных фраз:

1) Начало беседы.

2) Передача информации.

4) Опровержение доводов собеседника.

5) Принятие решений.

Правильное начало беседы предполагает: точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, название темы, представление лица, ведущего беседу, объявление после­довательности рассмотрения вопросов.

При завершении беседы порядок действий должен быть об­ратный: слово берет ведущий беседы и завершает ее обращени­ем к собеседнику.

На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником?

Во-первых, на ясные, сжатые и содержательные вступитель­ные фразы и объяснения.

Во-вторых, обязательно обращение к собеседникам по имени и отчеству.

В-третьих, важен соответствующий внешний вид (одежда, под­тянутость, выражение лица).

Проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам является неотъемлемой частью любого общения, а деловой беседы — тем более….

Беседа должна строиться в форме диалога, для построения которого как можно чаще апеллируйте к мнению и ответам собе­седника.

Замечания собеседника означают, что он вас активно слушает, следит за вашим выступлением, тщательно проверяет вашу аргумен­тацию и все обдумывает. Считают, что собеседник без замечаний — это человек без собственного мнения. Именно поэтому замечания и доводы собеседника не следует рассматривать как препятствия в ходе беседы. Они облегчают беседу, так как дают нам возможность по­нять, в чем еще нужно убедить собеседника и что вообще он думает о сущности дела.

Существуют следующие виды замечаний: невысказанные замечания, предубеждения, ироничные замечания, замечания с целью получения информации, замечания с целью проявить себя, субъективные замечания, объективные замечания, замечания с целью сопротивления.

Рассмотрим их подробнее. Нас будет интересовать, каковы при­чины таких замечаний, как к ним нужно относиться и как на них реагировать.

Невысказанные замечания. Это такие замечания, которые собе­седник не успевает, не хочет или не смеет высказать, поэтому мы сами должны их выявить и нейтрализовать.

Предубеждения. Они относятся к причинам, вызывающим не­приятные замечания, особенно в тех случаях, когда точка зрения собеседника полностью ошибочна. Его позиция имеет под собой эмоциональную почву, и все логические аргументы здесь бесполез­ны. Мы видим, что собеседник пользуется агрессивной аргумента­цией, выдвигает особые требования и видит только негативные сто­роны беседы.

Причиной таких замечаний является, скорее всего, неверный под­ход с вашей стороны, антипатия к вам, неприятные впечатления. В подобной ситуации вам необходимо выяснить мотивы и точку зрения собеседника, подойти к взаимопониманию.

Ироничные (язвительные) замечания. Такие замечания являются следствием плохого настроения собеседника, а иногда и его желания проверить вашу выдержку и терпение. Вы заметите, что заме­чания не имеют тесной связи с ходом беседы, носят вызывающий и даже оскорбительный характер.

Как поступить в подобной ситуации? Следует проверить, сделано ли замечание всерьез или носит характер вызова. В любом случае нельзя идти на поводу у собеседника. Ваша реакция может быть либо остроумной, либо не следует реагировать на подобные замечания.

Замечания с целью получения информации. Такие замечания яв­ляются доказательством заинтересованности вашего собеседника и имеющихся недостатков в передаче информации.

Скорее всего, причина состоит в том, что вашу аргументацию нельзя назвать ясной. Собеседник хочет получить дополнительную информацию или же он прослушал какие-то детали. Вы должны дать спокойный и уверенный ответ.

Замечания с целью проявить себя. Эти замечания можно объяс­нить стремлением собеседника высказать собственное мнение. Он хочет показать, что не поддался вашему влиянию и что в данном вопросе он максимально беспристрастен.

Замечания такого рода могут быть вызваны слишком сильной аргументацией с вашей стороны и, возможно, вашим самоуверен­ным тоном. Как поступить в подобной ситуации? Необходимо, что­бы ваш собеседник нашел подтверждение своим идеям и мнениям.

Субъективные замечания. Такие замечания характерны для опре­деленной категории людей. Типичная формулировка таких собесед­ников: "Все это прекрасно, но мне это не подходит".

В чем причина подобных замечаний? Ваша информация мало­убедительна, вы уделяете недостаточно внимания личности собесед­ника. Он не доверяет вашей информации и поэтому не ценит и приводимые факты. Как поступить в подобной ситуации? Следует поставить себя на место собеседника, принять во внимание его проб­лемы.

Объективные замечания. Это замечания, которые собеседник вы­сказывает для того, чтобы развеять свои сомнения. Эти замечания искренни, без всяких уловок. Собеседник хочет получить ответ, что­бы выработать собственное мнение.

Причина таких замечаний заключается в том, что ваш собесед­ник имеет другой вариант решения проблемы и не согласен с ва­шим. Как себя вести в подобной ситуации? Следует не противоре­чить собеседнику в открытую, а довести до его сведения, что вы учитываете его взгляды, а потом объяснить ему, какое преимущест­во дает ваш вариант решения проблемы.

Замечания с целью сопротивления. Эти замечания, как правило, возникают в начале беседы, поэтому они не являются и не могут быть конкретными.

Причина их чаще всего заключается в том, что ваш собеседник не познакомился с вашими аргументами, а тема беседы четко не определена. Как поступить в подобной ситуации? Следует четко оп­ределить тему беседы, и если сопротивление увеличивается, то нуж­но пересмотреть тактику, а в крайнем случае изменить и тему беседы.

4. Классификация видов делового общения

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Рассмотрим некоторые виды делового общения.

А) по содержательной направленности

· Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

· Когнитивное - обмен знаниями;

· Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

· Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

· Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

· Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

· Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

· Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Б) по цели общения

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность и достигать поставленных целей. В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность – главный признак, отличающий деловое общение от межличностного.

Мотивы участников делового общения сводятся к трем основным группам: 1) достижение конкретного результата; 2) получение социально-психологических преимуществ – денег, власти, славы; 3) реализация в процессе совместной деятельности личных отношений – дружбы, любви, зависти, мести. Роли в сочетании с мотивацией участников делового общения позволяют определить и закрепить языки и формы, в которых реализуются отношения между ними.

Существуют специальные ритуалы делового общения. Это деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты делового общения, вербальные и невербальные знаки и символы отношений, барьеров, защит и конфликтов. С помощью ритуальных форм: обращений, приветствий, комплиментов, мы можем усилить или ослабить результативность деятельности. Но в целом, в деловом общении целью и мотивацией является совместная деятельность, и потому оно не может быть сведено к внешним формам. Деловое общение включает в себя ритуальный уровень, но не сводится к нему.

То есть в каждом конкретном случае эффективность совместной деятельности усиливается или ослабляется личными отношениями партнеров. Для реального понимания особенностей конкретной ситуации, возникшей в результате деловых взаимоотношений, важно определить характер и степень влияния личностного фактора на цели и результаты общения.

Выделяют несколько видов по цели общения :

· Познавательное общение подразумевает освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие;

· Убеждающее общение используется для привлечения партнера на свою позицию, переориентацию целей;

· Экспрессивное общение ставит своей целью изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечения в конкретные акции и действия;

· Суггестивное общение необходимо при оказании внушающего воздействия для изменения мотиваций, ценностных ориентаций, поведения и отношения;

· Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто.

· Ритуальное общение приводит к формированию чувства патриотизма и национальной гордости, сохранению традиций и закрепление новых ритуалов.

5. Основные формы делового общения

1. Деловая беседа - система целесообразно подобранных мыслей и слов, посредством которых один или несколько собеседников хотят оказать определенное влияние на другого собеседника или на группу собеседников в целях изменения существующей деловой ситуации, то есть с целью создания новой деловой ситуации или нового делового отношения.

2. Презентация (от лат. Praesentatio) - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации.

3. Деловое совещание - элемент управленческой деятельности руководителя; наиболее распространенная форма управления.

4. Переговоры – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Ведение переговоров сопровождает любую совместную деятельность. Целью переговоров обычно является достижение договоренности об участии сторон в деятельности, результаты которой будут использованы для обоюдной выгоды. Деловые переговоры ведутся в рамках сферы ведения бизнеса участников и имеют более узкую задачу – достичь договоренности о взаимовыгодном обмене ресурсов, совместном инвестировании ресурсов, распределении прибыли, полученной от совместной деятельности.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет").

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К формам делового общения, которые чаще всего в своей работе использует классный руководитель, относятся: деловая беседа, деловые переговоры, спор, дискуссии, полемика, деловое совещание, публичное выступление, телефонные разговоры, деловая переписка, дистанционное общение. Все эти виды делового общения выполняют определенные цели:

• организация совместной деятельности;

• познание друг друга;

• достижение определённого результата;

• развитие и формирование межличностных отношений.

Любое деловое общение предполагает наличие стратегии (выстраивание долгосрочных прочных отношений в ходе делового общения) и тактики (ожидаемый результат). Конечная цель любого общения классного руководителя- определенная совместная деятельность. Главным в построение долгосрочных отношений с партнером является взаимопонимание и желание услышать собеседника.

Рассмотрим более подробно формы делового общения классного руководителя.

1. Деловая беседа - это межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и неофициальные, т.е. с соблюдением и без соблюдения определенных правил и формальностей. Деловые беседы могут проводиться в кабинете, на рабочем месте, в столовой, ресторане, во время прогулки, дружеского застолья.

• Поддержание беседы. После устранения напряженности беседа вступает в решающую фазу: надо выяснить факты, показать понимание, заставить человека думать, позволить ему оправдаться, изложить свою позицию

• Основная мысль. Классному руководителю необходимо достигнуть более полного понимания; выявить важные факты; привести к выводу; заставить ученика выработать свое собственное решение.

• Принимайте меры. Успешный разговор должен выявить факты и чувства. Зная их, классный руководитель в состоянии принять необходимые меры — санкции, выполнение обещаний, проверка хода исполнения и др.

2. Деловые переговоры — это обсуждение с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу. В процессе переговоров его участники обычно добиваются соглашения по обсуждаемой проблеме. Конечно, на практике порой бывает трудно провести четкую грань между переговорами и некоторыми видами деловых бесед. Фактически любая беседа может перерасти в переговоры.

Важнейшая особенность переговоров заключается в том, что мнения участников частично совпадают, а частично расходятся. При полном совпадении взглядов оппонентов переговоры не нужны, необходимы совместные действия для решения поставленных задач. Если же позиции сторон диаметрально противоположны и участников общения на данный момент ничего не объединяет, за стол переговоров садиться нельзя. Нужно определенное время для сближения позиций противников и появления точек соприкосновения взаимных интересов.

Переговоры являются эффективным средством разрешения конфликтов, спорных вопросов, установления доброжелательных отношений и налаживания сотрудничества в школьном и педагогическом коллективе.

3. Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.

Классный руководитель должен придерживаться культуры спора, которая включает: четкое обозначение предмета и цели спора; точное определение понятий, которыми приходится оперировать в споре; обоснованность и последовательность аргументации, полноту изложения мысли; этические нормы, предполагающие взаимно корректное поведение оппонентов; знакомство с идеями оппонентов из их уст, а не из уст их толкователей.

Спор, если он будет проведен по всем правилам, очень конструктивен по своей сути. Главным условиям является уважительное отношение друг другу, в таком случае можно не только доказать свою точку зрения и выслушать противоположную, но и узнать что-то новое для себя. Иначе спор просто перейдет в сферу выяснение отношений.

4. Деловая дискуссия - это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных ее участников.

Многие собрания и совещания в школе проводятся в виде дискуссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением руководителя, находятся в равном положении. Специально подготовленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регламентом и под председательством должностного лица.

Приглашенные для дискуссии специалисты сидят полукругом, лицом к аудитории, а ведущий - в центре. Такая организация пространственной среды позволяет каждому участнику групповой дискуссии видеть и слышать друг друга как можно лучше.

Очень важно, чтобы участники дискуссии были хорошо подготовлены, имели при себе статистические данные, необходимые материалы. Большое значение имеет также их манера говорения, культура речевой коммуникации, а также стиль ее демонстрации: непринужденно, в оживленной манере, точно формулируя вопросы и лаконично комментируя ответы или краткие замечания. Целесообразно, чтобы участники называли друг друга по имени и отчеству. Аудитория, наблюдающая дискуссию, должна быть постоянно в центре внимания выступающих, с ней необходимо поддерживать не только невербальный, но и вербальный контакт. Ведущий дискуссию регулирует ее ход, все процедуры, представляет тему и выступающих, следит за регламентом, руководит обменом мнений, произносит заключительное слово.

6. Полемика - острая дискуссия относительно любого спорного вопроса. Это не обычный спор, а такое публичное обсуждение, при котором есть конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и взглядов.

Цель полемики - одержать победу над оппонентом, отстоять и утвердить собственную позицию; достичь истины или ее проверить.

Один из принципов ведения полемики - честность и принципиальность ведения полемики. Прежде чем опровергнуть взгляды оппонента, нужно точно и четко сформулировать позицию, согласно которой полемизируют. Определенность предмета спора и исходных позиций - одна из основных требований к полемике. Ни в коем случае нельзя перекручивать позицию оппонента. Этим оратор подрывает доверие к собственной позиции у слушателей. Нужно проявить действительные и истинные положения оппонента и уметь подвергать критике их.. Нельзя вести полемику без эмоционального, субъективного отношения к вопросам, которые отстаиваются. Тем не менее, классному руководителю не следует находиться в плену эмоций, т.е. давать преимущество чувствам над умом. Характерный принцип полемики - выявление несоответствий и разногласий во взглядах оппонента, односторонности его позиций.

Важным принципом ведения полемики есть также умелое использование юмора, иронии, сарказма, сатиры. Высмеивание оппонента - приемлемое мероприятие в ходе полемической беседы. Однако его применение нуждается в соблюдении определенных требований.

Во-первых, никаким юмором, никакой иронией, ни каким сарказмом нельзя подменять логическую критику и раскрытие позиций оппонента. В полемике сарказм, юмор, шутка над спорщиком должны употребляться в объединении, в совокупности со всеми другими мероприятиями раскрытия и критики позиции оппонента.

Во-вторых, как в ходе полемики в целом, так и в использовании юмора необходима тактичность. К юмору следует прибегать тактично, не затрагивая достоинства личности.

6. Деловое совещание – это форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.

Цель совещания: принять коллективное решение по какому-либо вопросу, разделить ответственность за решение данной проблемы, согласовать интересы всех структурных подразделений, учесть мнения различных групп работников, обсудить разные варианты решения проблемы, дать возможность сотрудникам лучше узнать друг друга и т.д. Типы совещаний. В литературе по деловому общению приводятся различные классификации совещаний по разным основаниям. Так, по характеру проведения они делятся на следующие типы: диктаторские (главную роль играет руководитель), автократические (руководитель задает вопросы участникам и выслушивает их ответы), сегрегативные (принимают участие только те, кто назначен руководителем), дискуссионные (происходит свободный обмен мнениями, выработка общего решения), свободные (проводятся без четко сформулированной повестки дня). Подготовка совещания. Эффективность совещания во многом зависит от того, насколько тщательно оно было подготовлено.

Подготовка предполагает следующие действия: определение темы и цели совещания; формулирование повестки дня; назначение даты и времени проведения; формирование состава участников; назначение основного докладчика; подготовка помещения; организация пространственной среды (рассаживание участников таким образом, чтобы они хорошо видели друг друга, имели возможность наблюдать за мимикой, жестами и движениями партнеров); определение длительности проведения совещания (оптимальное время — 1,5 часа); разработка необходимых документов и материалов; проверка технических средств и т.д.

7. Публичное выступление. Соблюдение ряда правил при публичном выступлении позволяет сделать ваш доклад более интересным.

• Подготовка речи. Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее.

• Место выступления. Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели.

• Одежда. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, туфли — быть в полном порядке. Поэтому классному руководителю необходимо одевать те вещи, в которых он

будет чувствовать себя комфортно, которые не отвлекают своим неудобством. Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите.

4. Успешное публичное выступление. При входе в аудиторию классному руководителю, необходимо двигаться уверенно, не семенить и не делать суетливых движений. При поднятии на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не нужно спешить сразу же начинать говорить. Обязательно необходимо сделать паузу. При сильном волнении, необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Затем необходимо внимательно осмотреть зал, присмотреться ко всей аудитории. Так же при выступлении классному руководителю необходимо учитывать культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией48. Перед выступлением, классный руководитель должен знать основные этапы подготовки к выступлению:

• Подготовка - (если она возможна), наиболее ответственный этап. Общение нужно планировать, правильно выбирать его место и время, заранее определять для себя установки на результат общения.

• . Вхождение в контакт - важно почувствовать состояние, настроение аудитории, освоиться самому и дать возможность сориентироваться слушателям. На этом этапе важно расположить слушателей к себе и обеспечить ровное начало.

• . Концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта.

• . Поддержание внимания - к приемам поддержания внимания во время общения нужно обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важнее моменты общения вербального и невербального характера.

• . Аргументация и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях.

• . Завершение выступления - это критический момент в выступлении и нужно сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние слова. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности выступления.

8. Телефонные разговоры. Соблюдение правил ведения телефонных переговоров значительно влияет как на имидж классного руководителя.

1. Поднимайте трубку до четвертого звонка телефона.

2. Отвечая на звонок, представьтесь — абонент должен знать, с кем он разговаривает.

3. Если звонивший, не представившись, сразу пускается в объяснение своих запросов, вежливо поинтересуйтесь его именем, названием и телефоном и лишь затем продолжайте беседу.

4. Не давайте выхода вашим отрицательным эмоциям.

5. Отвечайте на все телефонные звонки, как бы это ни было для вас утомительно.

6. Убедитесь в точности сведений, которые вы намерены сообщить. Если у вас нет полной уверенности, лучше перепроверить.

8. Следите за своей дикцией, говорите четко и внятно.

9. Позвольте звонящему, обратившемуся с жалобой, выговориться до конца; выразите ему сочувствие, а если виноваты вы, извинитесь; запишите его имя и телефон или другие данные.

10. Пообещав перезвонить, сделайте это как можно скорее, даже если вам не удалось решить проблему к назначенному сроку.

9. Деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, использующихся в качестве инструмента оперативного информационного обмена между организациями.

В нынешний информационный век к переписке классный руководитель прибегает все чаще и чаще. Деловое письмо - один из важнейших каналов связи классного руководителя не только с коллегами, но и со школьниками и их родителями.

Сегодня во многих странах активно идет процесс унификации делового письма. Унификация затрагивает все уровни и аспекты языка: его словарный состав, морфологию, синтаксис, графику, пунктуацию и стиль. Культура оформления официальной переписки начинается с бланка для письма организации. Для таких бланков установлен комплекс обязательных элементов (реквизитов), которые должны располагаться в определенном порядке.

Правила сетевого этикета для электронной почты

3. Рекомендуется держаться как можно ближе к теме. Если нужно поговорить о чем-то новом, лучше послать отдельное письмо. Тогда адресат сможет хранить его отдельно.

4. При переписке допустимо использовать общепринятые аббревиатуры.

5. Если текст пишется большими буквами, то это означает, что собеседник громко кричит. Фразы, написанные большими буквами читаются очень плохо и это создаст, неудобства собеседнику.

6. Следует избегать грамматических ошибок, перед отправкой нужно обязательно перечитать письмо.

7. Нужно избегать прикрепления к электронному письму файлов большого объема. Не все почтовые сервера позволяют отправлять или принимать такие файлы. Большие файлы можно разбить на несколько небольших объемом около 200 кбайт и разослать их отдельными письмами.

8. Следует уважать право на частную переписку.

Факсы. При отправке факсов самое главное требование - краткость. Необходимо тщательно сформулировать предложения, проверить, не повторяется ли дважды одна и та же мысль. Наилучший вариант факса - когда он помещается на одном листе машинописного формата. Не стоит посылать факс два раза подряд, лучше ещё раз созвониться и поинтересоваться, нормально ли прошла копия. Для того чтобы послать факс, необходимо: подготовить документы, которые вы будете отсылать. Документы должны отвечать требованиям делового письма и иметь все необходимые реквизиты.

Представлен конспект урока по дисциплине "Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя" для студентов 3-х курсов по специальности "Преподавание в начальных классах". Данный урок предполагает актуализацию знаний о стилях педагогического общения, ознакомление с правилами эффективного общения, а также формирование умения решать ситуативные педагогические задачи.

Оценить 574 0

Тип урока: открытие новых знаний.

Целевая аудитория: студенты 3 курса школьного отделения

Цель урока: формирование представлений об основах делового общения в деятельности классного руководителя.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать представление о стилях педагогического общения;

- познакомить с правилами поведения в конфликтных ситуациях в деятельности классного руководителя.

Развивающие:

- развивать умение анализировать информацию, представленную в зрительной и письменной формах, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

- развивать умение грамотно использовать в ответах психолого-педагогическую терминологию;

- развивать навыки самостоятельной учебной деятельности.

Воспитательные:

- повышать уровень коммуникативной культуры личности;

- воспитывать чуткость, тактичность;

- формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.

Технологии: технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного подхода, кейс-технология.

Методы и приёмы обучения:

-Проблемное изложение

Формы организации деятельности на уроке:

Оборудование и материалы:

- ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация.

Основные понятия: общение, педагогическое общение, классный руководитель, демократический стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, конфликт.

Подготовительная работа:

◊ создание компьютерной презентации к уроку

◊ подготовка развернутого конспекта урока

◊ подготовка раздаточного материала

Прогнозируемые результаты:

- осознание студентами значимости приобретаемых знаний об особенностях педагогического общения в деятельности классного руководителя;

- формирование основ коммуникативной культуры;

- формирование профессиональной компетентности;

- развитие и совершенствование навыков работы в подгруппах в процессе познавательной деятельности;

- мотивация к овладению профессиональными умениями и навыками, к освоению психолого-педагогических знаний, влияющих на образовательную деятельность.

КОНСПЕКТ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Организованное

начало урока

- Доброе утро! Сегодня у нас ответственный день. Давайте начнём наш урок с позитивного настроя на плодотворную, насыщенную работу.

Осознают, настраиваются на работу

-Посмотрите на доску. Прочитайте высказывания.

Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми. Теодор Рузвельт.

Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Джон Леббок (1834–1913), английский естествоиспытатель и литератор.

- Как вы понимаете эти высказывания?

Действительно, общение играет важную роль, причем, не только в личной жизни, но и в профессиональной.

- Что и объединяет?

- Как вы полагаете, важно ли иметь классному руководителю высокую коммуникативную культуру? Аргументируйте свою позицию.

Отвечают на поставленные вопросы

Они про общение, в них указывается на его значимость

Актуализация знаний, осуществление пробного действия

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока?

- Попробуйте сформулировать цель урока.

Сейчас я предлагаю вам ознакомиться с ситуацией, в которой может оказаться практически любой классный руководитель.

Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.

- Дайте свою оценку данной ситуации.

- Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

- В конце урока мы сможем определить, насколько эффективными были ваши предложения с точки зрения педагогики и психологии, а также вы узнаете решение, предложенное педагогом.

- А сейчас попробуйте сформулировать задачи урока.

На данном уроке мы будем решать следующие учебные задачи:

- расширить представления о правилах эффективного общения в деятельности классного руководителя;

- учиться решать ситуативные педагогические задачи на основе знания правил эффективного общения.

Определяют тему урока

Цель: раскрыть особенности делового общения в деятельности классного руководителя

Определяют задачи урока

Открытие нового знания

-Как по-другому еще можно назвать учителя?

- Мы с вами будем говорить не просто об общении, а о конкретном его виде, связанном с педагогической деятельностью.

- Но сначала давайте вспомним, что такое общение?

Обратите внимание на слайд. Вам будет необходимо заполнить пропуски в определении, опираясь на имеющиеся у вас знания.

Педагогическое общение – это общение между педагогом и обучающимися, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи.

Как вы полагаете, одинаково ли реализуют педагогическое общение разные классные руководители?

- Действительно, каждый педагог имеет систему устойчивых способов, приемов и средств общения, которые получили название стиля педагогического общения.

- Какие стили педагогического общения вы можете назвать?

- Посмотрите видеоролик, где в художественной форме показаны три стиля педагогического общения.

Просмотр видеофрагмента

- О каком стиле педагогического общения идет речь в первом случае? Во втором? В третьем?

-Заполните таблицу, выбирая характеристики каждого стиля. Работайте в парах.

педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося

Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация.

характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты

предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся

В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к решению.

педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел

Исходя из собственных установок, педагог определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Авторитарный, демократический, попустительский (либеральный).

- Какие характеристики вы отнесли к авторитарному стилю?

- Раскройте содержание демократического стиля.

- В чем сущность либерального (попустительского) стиля?

- Какой стиль вы находите наименее эффективным?

- Какой стиль, на ваш взгляд, наиболее продуктивен?

Аргументируйте свою позицию.

- Однако, отдавая предпочтение демократическому стилю, следует помнить и об эффективности авторитарного стиля. В каких ситуациях он уместен?

Существуют определенные правила педагогического общения, которые призваны облегчить процесс взаимодействия классного руководителя и обучающихся.

Предлагаю вам объединиться в группы и самостоятельно вывести правила общения, рекомендуемые психологами и педагогами. Вам будут предложены ситуации, анализируя которые, вы сможете сформулировать данные правила. Объединитесь в группы по четыре человека. Результаты вам необходимо представить в визуальной форме.

Информация для анализа

1 подгруппа:

Случается, что молодой учитель за каждым острым актом поведения школьников видит только отрицательные мотивы и этим еще усугубляет конфликтность ситуации. А оказывается, что причиной неправильного поведения ученика послужило недоразумение в общении. Вот типичный пример.

Школьница хромает, поэтому принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее уродством.

При разбирательстве выясняется, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой на правое ухо, о чем школьница даже не подозревала. Ученица же улыбкой надеялась сгладить свой недуг.

2 подгруппа:

Учительница, расстроившись, уходит с урока.

Иногда ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника.

3 подгруппа:

Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный.

Первый способ — традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного и т.д.

Однако для ученика такое прямое воздействие (даже очевидное, правильное!) вдобавок с угрожающими оттенками голоса и раздражением со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные отношения не только между учителем и учеником, но и с коллективом класса, а также между учениками.

До снятия напряженной атмосферы обстановка в классе откровенно не рабочая.

Более эффективный способ - второй. Это относительно молодой метод косвенного, опосредованного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности.

В умении применять опосредованный способ воздействия и состоит профессионально-психологическая подготовка учителя.

Проиллюстрируем это на примере.

(Здесь описывается достаточно длительная ситуация, когда учитель имеет много времени на ее решение и, следовательно, в состоянии найти научно обоснованное решение.)

Мальчика вызывают к директору, ребенок ждет разноса.

Случается, что для решения конфликтной ситуации учитель сначала выбирает первый, прямой способ воздействия, но, убедившись в его безрезультатности, по ходу перестраивается и применяет второй, опосредованный, способ, дающий, как правило, положительный эффект.

4 подгруппа

Важное средство формирования личности школьника — педагогически грамотная оценка его как личности.

Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.

Такая оценка, по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др., изменяет человека к лучшему.

Психологи, в частности А.Г. Ковалев, предлагают следующие правила оценки личности:

• положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;

• неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки;

• глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования;

• глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе.

5 подгруппа

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации.

Не всякая работа в коллективе по существу своему коллективная. В группе часто бывают задания по индивидуальным вариантам, фронтальные, рассчитанные на всех, однако и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых связей и отношений.

Другое дело — задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности.

Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласовываться с действиями других и быть ориентированными не на себя, а на достижение общего успеха.

А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, специально создавал для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все) для выполнения повседневных будничных дел.

В таких небольших отрядах (2-5 человек) обогащалась психологическая связь между людьми и формировались важные организационные качества человека — способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существование самого коллектива.

При организации совместной деятельности детей следует учитывать:

• сама учебная задача должна быть серьезной, возбуждать интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп;

• нужен специальный дидактический и учебный материал (книги, задачники, тексты, раздаточный материал и т.д.), с которыми школьники могли бы работать самостоятельно.

6 подгруппа

Важным профилактическим средством является также так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т.д. в общении со школьниками.

Рекомендуется заранее, например, при подготовке к уроку, готовить себя к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.

Сначала надо решать задачу предупреждения конфликтных ситуаций, а уж потом находить пути успешности выхода из случившегося.

По завершению работы подгруппы демонстрируют правила, которые они составили и закрепляют их на доске.

Либеральный, авторитарный, демократический

На первых стадиях формирования коллектива, в кризисных ситуациях, ситуациях, когда нужно принять быстрое решение и т.д.

Анализируют информацию в группах, выделяют правило, фиксируют его, затем озвучивают

Первичное закрепление

- Имея представления о стилях педагогического общения и правилах эффективного общения, мы можем снова обратиться к предложенной в начале урока ситуации.

- Итак, какие из предложенных вариантов решения целесообразны?

- Может быть, вы предложите другой вариант решения на основе новых знаний?

Обратите внимание на слайд. Вы увидите, какое решение в ситуации непосредственного взаимодействия может принять учитель.

- Умение решать ситуативные педагогические задачи – один из показателей компетентности учителя.

Рефлексия "Синквейн".

В конце урока я предлагаю вам написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание темы;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка –предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Подведение итогов урока

- Какие задачи стояли перед нами на уроке?

- Как мы с ними справились?

Родители, педагогические работники, социальные партнеры

Домашнее задание

- Для самостоятельного анализа предлагаются следующие педагогические задачи:

1) Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут…

Варианты решения представленной педагогической задачи, исходя из значимости предложенного решения

Карта компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2.Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с классом.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

Читайте также: