Освоение человеком степной зоны кубановедение 7 класс доклад

Обновлено: 14.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 3. Тема. Освоение человеком степной зоны.

– охарактеризовать основные причины освоения степей;

– прививать бережное отношение к природе родного края;

– развитие навыка анализа причин изменения естественного облика степи, навыков работы с историческими и географическими источниками, картой, терминами.

Образовательные ресурсы:

- Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

- Физическая карта Краснодарского края.

- Наглядный материал (плакаты).

- Мультимедийное оборудование/ презентация урока.

Основные понятия: Эрозия, структура почвы, дрофа, севооборот, орошение.

Исторические личности: Захарий Чепега.

Тип урока: комбинированный

I . Фаза урока ВЫЗОВ.

Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

ответить на вопросы на стр. 12учебника;

Прочитать текст и вписать недостающую информацию:

На бескрайней равнине к северу от реки ____________ раскинулась привольная ___________ степь. Вдоль дорог тянутся __________________ . Лето в степи __________ . Зима сравнительно ___________________ , однако могут внезапно ударить ________ . Осень ________________ и ____________________ . Ценный природный компонент кубанской степи _________________ почвы, имеющие мощность плодородного слоя от 0,4 до 1,5 м. До начала освоения степи растительность покрывала всю __________________________ часть, то есть больше половины нынешней ______________ края. Преобладали травы: _________________________, _____________________ , ___________________ , _____________________ , ___________________ .

Проведение игры "Верите ли вы"

Деятельность учащихся: выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают ситуацию.

Решить тест:

До начала 19 столетия на территории Кубани дороги отсутствовали.

ВЕРНО НЕВЕРНО

В настоящее время естественная сорная растительность не сохранилась.

ВЕРНО НЕВЕРНО

Интенсивное использование плодородных земель улучшает их свойства.

ВЕРНО НЕВЕРНО

На поверхности равнины стали возникать балки и овраги в результате хозяйственной деятельности человека.

ВЕРНО НЕВЕРНО

Ответить на вопросы:

- Почему изменяется степная зона? (Начинается интенсивное освоение степной зоны человеком).

- К каким последствиям привело воздействие человека на степную зону?

II . Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ)

Что нового я узнал из текста?

Заполнить таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Предположите, что будет, если перестанут выращивать сельскохозяйственные культуры?

Когда началось интенсивное освоение степи?
Согласны ли Вы что в результате деятельности человека исчезли некоторые животные?

III . Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ

Кубанские земли давно покрыты хлебами. А также постоянными их спутниками – сорными травами. В настоящее время сорная растительность сохранилась по берегам рек и в других местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения. Интенсивное использование плодородных земель улучшает их свойства. С целью сохранения плодородных кубанских чернозёмов разработан ряд мероприятий: правильная вспашка, соблюдение севооборота, мелиоративные работы.

Урок кубановедения представлен с игровыми методами обучения, групповой, индивидуальной, фронтальной формой работы.

ВложениеРазмер
osvoenie_stepey.docx 22.2 КБ
7_klass_osvoenie_stepey.pptx 1.76 МБ

Предварительный просмотр:

- Раскрыть отрицательные стороны влияния хозяйственной деятельности человека на природу степи

- Обозначить экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения

- Воспитывать бережное отношение к природе

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания

- Какую часть территории Краснодарского края занимает степная зона?

- На какие три крупные территории можно разделить степную зону?

- Соотнесите фотографии с названием территории.

  1. Лето в степи… жаркое, сухое
  2. Зима сравнительно…тёплая
  3. Весна на Кубани…ранняя
  4. Реки в степной части…мелководные
  5. Река Кубань самая…длинная, многоводная
  6. Чернозёмы самые… плодородные

- Кто лишний и почему? (рысь обитает в горной местности, называют других животных)

- Ответь на вопрос, выполни задание:

  1. Почему Таманский полуостров часто называли островом?
  2. Чем интересны озера Голубицкое и Солёное?
  3. Покажи на карте Закубанские реки.
  4. Покажи на карте Степные реки.
  5. Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?
  1. Рассказ учителя о воздействии человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины, работа со словарём.
  1. Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии
  2. Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы

Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов

  1. Правильная вспашка
  2. Соблюдение севооборота
  3. Проведение мелиоративных работ

На слайде Редкие и исчезающие виды животных на территории района.

  1. Опережающее задание учащихся об исчезающих видах : Дрофа, Розовый пеликан ( приложение №1,2)
  2. Учитель разбивает на группы, работа с учебником.

1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем.

2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова.

3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья.

- Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ (приложение №3)

Розовый пеликан
Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые

  1. Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
  2. Краткое описание. Крупная птица с размахом крыла до 3 м и массой 8 – 11 кг. Оперение бледно - розовое. Маховые крылья чёрные с белыми стержнями. Вокруг глаз жёлтое кольцо. На голове хохолок из перьев. Все пальцы на коротких и сильных ногах жёлтого цвета соединены перепонками. Длина клюва до 60 см. Питается рыбой. Гнездится небольшими колониями в труднодоступных местах среди камыша. Гнездо сооружает из веток, сучьев, палок, травы и стеблей камыша. Откладывает яйца в мае. В кладке не более 3 белого цвета яиц с толстым известковым налётом. Насиживание 33 дня. Птенцы находятся с родителями 14 месяцев. Зимуют пеликаны в Индии, Иране, Египте, Турции, Болгарии.
  3. Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в дельте Кубани, в Ахтарско – Гривенской системе лиманов.
  4. Численность и тенденция её изменения. В 1987 - 1988 гг. на о.Голеньком в колонии с кудрявым пеликаном, большим бакланом и другими птицами гнездилось 4 пары.
  5. Лимитирующие факторы и меры охраны. Освоение р. Кубани под рисосеяние, применение ядохимикатов, выжигание тростника, беспокойство со стороны охотников и рыболовов, браконьерство. В местах гнездования пеликанов следует организовать заказники, а в дельте р. Кубани необходимо организовать заповедник.

Дрофа
Отряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные

  1. Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
  2. Краткое описание. Крупная птица, масса до 11 – 12 кг. Оперение самца охристо – рыжее с поперечными чёрными полосами. Голова и пучки перьев – усы по бокам головы – пепельные. Самка меньше самца, у неё отсутствуют усы. Перелётная птица. Гнездится на открытых участках. В кладке 2 – 3 яйца. Насиживание около месяца. Воспитанием потомства занимаются самки. Самцы держатся отдельно, собравшись в небольшие табуны. Легко переносит низкую температуру, может доставать корм даже из – под снега, пока он не глубок. В суровые зимы улетает на южный берег Чёрного моря. Питается мелкими грызунам, ящерицами, насекомыми и их личинками, плодами, семенами, почками и другими съедобными частями травянистых и кустарниковых растений. В последнее время гнездится на посевах злаков, но из – за ранних сельскохозяйственных работ не успевает вывести потомство и воспитать птенцов.
  3. Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в районах Азово – Кубанской низменности.
  4. Численность и тенденция её изменения. Заметно сокращается. По ориентировочным данным, в крае ежегодно регистрируется не более 400 птиц, гнёзда и выводки встречаются крайне редко.
  5. Лимитирующие факторы и меры охраны. Распашка земель, механизация и химизация сельского хозяйства, раннее сенокошение, частая обработка полей, вытаптывание гнёзд скотом,браконьерство с применением автотранспорта. Целесообразно в местах гнездования организовать заказники и степной заповедник, ограничить применение ядохимикатов и удобрений, ужесточить борьбу с браконьерством.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Природно-хозяйственные комплексы степи Урок кубановедения в 7 классе

Таманский полуостров Азово-Кубанская равнина Закубанская равнина

Продолжи фразу Лето в степи… Зима сравнительно… Весна на К убани… Реки в степной части… Река Кубань самая… Чернозёмы самые…

Выполни задание: Почему Таманский полуостров часто называли островом? Чем интересны озера Голубицкое и Солёное? Покажи на карте З акубанские реки. Покажи на карте Степные реки. Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?

Редкие и исчезающие виды животных на территории района: Фазаны, Дрофы, Колницы , Каравайки , Лебеди, Орлы степные Енотовидная собака

Розовый пеликан Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые Дрофа Отряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные

Задание группам 1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем. (стр.15) 2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова. (стр. 16) 3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья . (стр. 16)

Река Челбас 1998 год Свалки мусора в водоохранной зоне реки Челбас Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".

Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия.

Урок кубановедения по теме "Художественная культура Кубани. Кубанский казачий хор"

Урок позволяет изучить развитие народной культуры Кубани на примере деятельности Кубанского казачьего хора.


Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс

этапы формирования традиционного мужкого костюма кубанских казаков, женский казачий костюм.


Урок кубановедения в 7 классе (конспект, презентация) "Кубанская тематика в исторических документах, трудах путешественников и ученых".

Урок кубановедения в 7 классе. Учащиеся на уроке знакомятся с с историческими документами, отражающие кубанскую тематику XVIII века. Так же к уроку прилагаются презентация, дополнительный матери.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Освоение человеком степной зоны.. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель и задачи: Цель: рассмотреть итоги освоения степной зоны Краснодарского края на современном этапе развития. Задачи: познакомить учащихся с традиционными формами хозяйственной деятельности человека, сравнить виды хозяйств, получивших развитие в кубанском регионе, воспитывать уважение к труду людей, работающих в сфере сельского хозяйства. Оборудование: физическая карта Краснодарского края, презентация, стихи о хлеборобах.

Вступительное слово учителя Сельское хозяйство Краснодарского края считается основным звеном агропромышленной отрасли экономики всей нашей огромной страны, нося при этом почетное звание житница России. Агропромышленный комплекс Краснодарского края с развитой сетью переработки, хранения и торговли является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья. Он в существенной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния. В сельском хозяйстве трудится почти четверть всех занятых в хозяйстве края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С переселением черноморцев на территорию Прикубанья сюда стали прибывать и другие переселенцы. Среди них было и немало таких, которые бежали от своих помещиков. Кризис крепостной системы хозяйства в России вынуждал помещиков искать пути из этого тупика. Поэтому одни владельцы стремились перевести хозяйство на иные, предпринимательские рельсы, другие, а их было большинство, шли по накатанной дороге — усиливали эксплуатацию подневольных крестьян. Среди последних росло число беглецов, стремившихся укрыться на окраинах страны, в том числе и на Кубани. Причем в далеких от центра прикубанских степях для этого были наиболее благоприятные условия. С одной стороны, вольные по духу казаки с сочувствием относились к отважным беглецам, которых ждало суровое наказание в случае поимки.

В первой половине XIX в. само правительство организовывало массовые переселения на Кубань из южных районов России казаков и государственных крестьян. Последних нередко обращали в казаков. Переселенцев либо размещали в уже освоенных станицах, либо они основывали новые. Так, например, возникли станицы Новодеревянковская, Новощербиновская и др.

В 1848 г. на побережье Азовского моря был основан г. Ейск. Стремясь быстрее заселить этот портовый город, правительство предоставляло переселенцам всевозможные льготы: освобождение от налогов, бесплатные участки земли под домовладения и т. д. Город, стремительно рос и через 10 лет по числу жителей в два с лишним раза превышал население Екатеринодара. Иной был и сословный состав жителей Ейска. Если в Екатеринодаре проживали в основном казаки, то в Ейске абсолютно преобладали крестьяне, мещане и купцы. Причем условия для обогащения русских купцов в новом городе были столь благоприятны, что в Ейск приезжали московские купцы второй и третьей гильдий, успешно занимались здесь торгово-предпринимательской деятельностью и, став купцами I гильдии, вновь отбывали в Москву.

Рост численности населения края шел не только за счет народной и военно-казачьей колонизации, но и вследствие естественного прироста, т. е. рождаемость превышала смертность. К 1850 году за 20 предшествующих лет естественный прирост в Черномории составил 25 тыс. человек. В это время на территории Черноморского казачьего войска было уже около 60 станиц и проживало приблизительно до 150 тыс. человек.

Читайте также: