Особенности отдельных видов субъектов рф доклад

Обновлено: 07.07.2024

Как уже отмечалось, в состав Российской Федерации входят рес­публики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Хотя по Конституции РФ все они равно­правны, непринципиальные особенности у отдельных субъектов все- таки есть.

Кроме того, республики по Конституции РФ обозначены как госу­дарства (ч. 2 ст. 5). Однако мы уже отметили, что в плане суверенитета и права на внешнеполитические отношения наименование республи­ки государством не дает ей особых прав и привилегий.

Правда, хотя по Конституции РФ республики юридически равно­правны с другими субъектами, определенные последствия их особого положения можно наблюдать. Это проявляется в следующих моментах:

— республики поставлены на первое место в перечне субъек­тов РФ в ст. 65 Конституции РФ;

— конституция республики может быть принята как ее органом законодательной власти, так и на референдуме субъекта, в то время как устав иного субъекта принимается только его органом законода­тельной власти;

— республики имеют право на установление своих государствен­ных языков, которые употребляются наряду с государственным язы­ком Российской Федерации; для других субъектов такая категория не существует, хотя всем народам гарантируется Конституцией сохране­ние и использование их родных языков.

Края, области. Между этими субъектами РФ в настоящее время нет внешней разницы, они созданы и входят в состав Российской Фе­дерации по территориальному признаку.

Города федерального значения. Эти города — Москва и Санкт-Пе- тербург — всегда имели особое положение, в советское время их на­зывали городами республиканского подчинения. Специфика Москвы состоит в том, что она выполняет сразу несколько функций: столица Российской Федерации, субъект РФ и административный центр Мо­сковской области. Санкт-Петербург является субъектом РФ и в то же время административным центром Ленинградской области.

Автономная область. В настоящее время в России существует лишь одна автономная область — Еврейская. До 1991 г. имелось пять авто­номных областей и они входили в края. Далее четыре автономные об­ласти были преобразованы в республики в составе Российской Феде­рации, а оставшаяся Еврейская автономная область стала входить не­посредственно в Федерацию.

У автономной области нет каких-либо особенностей в правовом положении. Тем не менее они в принципе не исключаются, и как га­рантия согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению зако­нодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. Пока такого акта нет.

Вокруг природы округов постоянно ведутся споры разного свой­ства. Когда они еще назывались национальными округами, диску­тировался вопрос: это автономные образования или административ­но-территориальные единицы? Возобладал первый подход, и в Кон­ституции СССР 1977 г. эти единицы называются автономными округами.

Дискуссионным был и вопрос, являются ли округа субъектами РСФСР как федерации, тем более что они не входили напрямую в РСФСР, а состояли в административно-территориальной единице — крае, области.

Федеративный договор 1992 г., внесший изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., и Конституция РФ 1993 г. четко обо­значили, что автономные округа — субъекты РФ.

Один автономный округ — Чукотский — был выведен в 1992 г. из состава Магаданской области и теперь входит непосредственно в Рос­сийскую Федерацию. Остальные девять автономных округов продол­жали оставаться в составе края, областей — теперь уже субъектов РФ. Появилась даже конструкция так называемых сложносоставных или сложноустроенных субъектов РФ — тех, в которые входят автоном­ные округа. Как говорилось ранее, в результате образования новых субъектов РФ шесть автономных округов прекратили существование в качестве субъектов РФ, эти округа теперь являются административ­но-территориальными единицами с особым статусом в составе новых субъектов РФ. Таким образом, на данное время есть четыре автоном­ных округа, один входит напрямую в состав Российской Федерации, два автономных округа состоят в Тюменской области, один — в Ар­хангельской области.

Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и ис­полнительных органов автономного округа может быть принят феде­ральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного та­кого закона). Кроме этого, определено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государст­венной власти края или области (такие договоры имеются).

Тем не менее на практике возникла конституционно-правовая коллизия: если край, область и автономный округ являются субъекта­ми РФ, значит, они равны в своем статусе; если же автономный округ входит в состав края, области, он, следовательно, занимает подчинен­ное положение в отношении края, области. Между органами власти некоторых автономных округов и областей стали возникать трения. Были обращения в Конституционный Суд РФ, но и они не помог­ли — Суд предложил субъектам искать пути взаимопонимания и ком­промисса, отражать их в договорах об основах взаимоотношений и о сотрудничестве.

Перспективы разрешения этой коллизии видятся в объединении соответствующих субъектов в один (формально новый) субъект РФ.

Нельзя исключать и другой вариант разрешения коллизий — вы­ход автономного округа из состава края, области и прямое вхождение его в Российскую Федерацию. Правда, хотя и есть пример с Чукот­ским автономным округом, этот вариант в политических кругах стра­ны считается менее перспективным.

Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации

В силу множественности и разнородности субъектов Российской Федерации отдельные их виды обладают рядом особенностей, которыми они отличаются от основной массы регионов.

Республики в составе Российской Федерации. Они выступают в качестве государств. Такая дефиниция используется как федеральной Конституцией, так и республиканскими конституциями. Отсюда отличительные признаки, свойственные лишь данной категории российских регионов.

Республики принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Причем Конституция РФ не регламентирует порядок принятия республиканских конституций, в то время как остальные субъекты должны принимать собственные уставы посредством своих законодательных (представительных) органов (ч. 2 ст. 66). И республиканские конституции, и уставы иных регионов выступают в качестве основных законов соответствующих субъектов, в силу чего они находятся на одном уровне по своему функциональному назначению и по юридической силе в рамках собственных правовых систем.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Другие субъекты Федерации, построенные по национально-этническому принципу (автономная область, автономные округа), таким правом не обладают.

Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных органов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наименованиях не являются решающими. Республикам свойствен институт президентства. Высшими должностными лицами остальных субъектов Федерации, как правило, является губернаторы.

В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется федеральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта — его конституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться законом о соответствующей автономии.

Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66). К настоящему времени ни одна из автономий не представила в федеральный парламент соответствующего законопроекта.

Края, области в составе Российской Федерации. Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты — автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.

Например, такие договоры заключены между органами государственной власти Иркутской области и органами государственной власти входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, между органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Конституционность этого Закона была проверена Конституционным Судом РФ. Суд пришел к выводу, что выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области и непосредственное его вхождение в состав Российской Федерации не влияют на национально-государственное устройство и состав Федерации, а также на конституционно-правовой статус автономного округа. Закон был признан конституционным.

Города федерального значения в составе Российской Федерации. Эти города занимают анклавное положение, т.е. их территория окружена территорией другого субъекта — области (Московской и Ленинградской). В Конституции ничего не сказано по поводу взаимоотношений этих городов и соответствующих областей. Думается, что по аналогии с областями и входящими в их состав автономными округами эти взаимоотношения могут быть урегулированы договорами, а в случае крайней необходимости также федеральными законами при обязательном учете интересов обеих сторон.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных членов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта — города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д.

Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта — города; субъекта Федерации — города федерального значения; административного центра другою субъекта — Московской области; столицы Российской Федерации. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом.

Как уже отмечалось, в состав Российской Федерации входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Хотя по Конституции РФ все они равноправны, непринципиальные особенности у отдельных субъектов все-таки есть.

Кроме того, республики по Конституции РФ обозначены как государства (ч. 2 ст. 5). Однако мы уже отметили, что в плане суверенитета и права на внешнеполитические отношения наименование республики государством не дает ей особых прав и привилегий.

Правда, хотя по Конституции РФ республики юридически равноправны с другими субъектами, определенные последствия их особого положения можно наблюдать. Это проявляется в следующих моментах:

· республики поставлены на первое место в перечне субъектов РФ в ст. 65 Конституции РФ;

· конституция республики может быть принята как ее органом законодательной власти, так и на референдуме субъекта, в то время как устав иного субъекта принимается только его органом законодательной власти;

· республики имеют право на установление своих государственных языков, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации; для других субъектов такая категория не существует, хотя всем народам гарантируется Конституцией сохранение и использование их родных языков.

Края, области. Между этими субъектами РФ в настоящее время нет внешней разницы, они созданы и входят в состав Российской Федерации по территориальному признаку.

Автономная область. В настоящее время в России существует лишь одна автономная область — Еврейская. До 1991 г. имелось пять автономных областей и они входили в края. Далее четыре автономные области были преобразованы в республики в составе Российской Федерации, а оставшаяся Еврейская автономная область стала входить непосредственно в Федерацию.

У автономной области нет каких-либо особенностей в правовом положении. Тем не менее, они в принципе не исключаются, и как гарантия согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. Пока такого акта нет.

Вокруг природы округов постоянно ведутся споры разного свойства. Когда они еще назывались национальными округами, дискутировался вопрос: это автономные образования или административно-территориальные единицы? Возобладал первый подход, и в Конституции СССР 1977 г. эти единицы называются автономными округами.

Дискуссионным был и вопрос, являются ли округа субъектами РСФСР как федерации, тем более что они не входили напрямую в РСФСР, а состояли в административно-территориальной единице — крае, области. Федеративный договор 1992 г., внесший изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., и Конституция РФ 1993 г. четко обозначили, что автономные округа — субъекты РФ.

Один автономный округ — Чукотский — был выведен в 1992 г. из состава Магаданской области и теперь входит непосредственно в Российскую Федерацию. Остальные девять автономных округов продолжали оставаться в составе края, областей — теперь уже субъектов РФ. Появилась даже конструкция так называемых сложносоставных или сложноустроенных субъектов РФ — тех, в которые входят автономные округа. Как говорилось ранее, в результате образования новых субъектов РФ 6 автономных округов прекратили существование в качестве субъектов РФ, эти округа теперь являются административно-территориальными единицами с особым статусом в составе новых субъектов РФ. Таким образом, на данное время есть четыре автономных округа, один входит напрямую в состав Российской Федерации, два автономных округа состоят в Тюменской области, один — в Архангельской области.

Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного такого закона). Кроме этого, определено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (такие договоры имеются).

Тем не менее, на практике возникла конституционно-правовая коллизия: если край, область и автономный округ являются субъектами РФ, значит, они равны в своем статусе; если же автономный округ входит в состав края, области, он, следовательно, занимает подчиненное положение в отношении края, области. Между органами власти некоторых автономных округов и областей стали возникать трения. Были обращения в Конституционный Суд РФ, но и они не помогли — Суд предложил субъектам искать пути взаимопонимания и компромисса, отражать их в договорах об основах взаимоотношений и о сотрудничестве.

Перспективы разрешения этой коллизии видятся в объединении соответствующих субъектов в один (формально новый) субъект РФ.

Нельзя исключать и другой вариант разрешения коллизий — выход автономного округа из состава края, области и прямое вхождение его в Российскую Федерацию. Правда, хотя и есть пример с Чукотским автономным округом, этот вариант в политических кругах страны считается менее перспективным.

Конституционное право Российской Федерации включает в себя важнейший раздел, именуемый территориально-государственным устройством. Основой этого раздела является понятие федерализма, закрепляемое в первой статье Конституции. Наличие равноправных административно-территориальных единиц - основной признак федерализма как юридического явления. Виды и особенности субъектов РФ будут рассмотрены в этой статье.

Правовая основа

Российское государство как федеративная страна включает в себя определенные виды субъектов РФ. Устанавливает это правило национальная Конституция, в частности третья ее глава. Каков правовой статус субъектов? Здесь стоит выделить наличие территории с четкими границами, присутствие в каждой территориальной единице системы органов власти с установленной налоговой и бюджетной системой.

Федерализм в России асимметричен, так как имеющиеся в государстве виды субъектов РФ хоть и равноправны, но не совсем одинаковы по своему правовому статусу. По состоянию на 2017 год в стране существует 85 субъектов, краткая характеристика которых будет представлена далее.

Виды субъектов РФ: республики и края

Всего существует шесть типов административно-территориальных единиц. Для начала стоит рассмотреть края и республики.

виды субъектов рф

В стране существует девять краев, статус которых устанавливается российской Конституцией и уставом субъекта, различным для каждого отдельного края. Согласно конституционной статье 65, Россию составляют Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Пермский, Хабаровский, а также Ставропольский край.

Республики же обладают в стране особым, совершенно необычным юридическим статусом. Так, основной закон страны характеризует республики как государства внутри государства, в которых может присутствовать и функционировать своя Конституция, не противоречащая, тем не менее, основному федеральному закону. Республики имеют право на установление государственных языков. В некоторых государственных образованиях устанавливается даже свое гражданство, являющееся одновременно как российским, так и республиканским внутри российского. Всего в стране существует 22 республики. Здесь можно выделить, например, Дагестан, Чечню, Карелию или Татарстан. Полный список республиканских образований представлен в статье 65 Конституции РФ.

Виды субъектов РФ: области и города федерального значения

виды законов субъектов рф

Самыми многочисленными субъектами в Российской Федерации являются области. Конституция отмечает 46 подобных единиц. На территории каждой области должен действовать устав, не противоречащий основному закону государства. Области обладают одинаковым правовым статусом, так как имеют одну и ту же политическую и общественную структуру. Каждая область делится на определенные районы и города. Среди 46 областей можно назвать, например, Иркутскую область, Курганскую или Воронежскую. Полный список все так же представлен в Конституции.

Еще один важный вид субъектов федерации в РФ - города федерального значения. На данный момент это Москва и Санкт-Петербург, а с недавних пор еще и Севастополь. Подобные субъекты имеют свой устав и немного своеобразную форму местного самоуправления, несколько отличающуюся от общеустановленной. Некоторые юристы придают рассматриваемый статус еще одному городу, находящемуся, однако, не на территории России. Байконур, арендованный властями на определенный срок, де-факто может быть наделен статусом федерального значения.

Автономные области и автономные округа

виды и особенности субъектов рф

Субъектов автономного типа насчитывается ровно пять штук. Их статус определяется основным законом государства, субъектным уставом, а также соответствующими федеральными законами.

Единственная на сегодня автономная область - это еврейская область с административным центром в Биробиджане. Многие специалисты уверены, что перспективы у нее почти нулевые. Евреев в ней не более 1 %, а потому полученный статус - не более чем анахронизм. До сих пор ведутся споры о соединении региона с Хабаровским краем или Амурской областью. Это помогло бы развить виды субъектов малого предпринимательства в РФ и, в частности, в названном регионе, а также повысить уровень экономики в целом.

Автономные округа формируются по национальному признаку. К ним сегодня относятся Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий а также Чукотский регионы.

Система региональной власти

Каждый отдельный субъект в России имеет право на самостоятельное формирование системы органов власти. Единственные требования здесь - соответствие конституционному строю, основанному на системе разделения властей, а также наличие общих федеративных принципов, установленных основным законом страны.

Виды законов в субъектах РФ одинаковы: это всегда уставы. Единственной территориально-административной единицей, в которой разрешена своя конституция, является республика.

Законодательные органы власти

особенности отдельных видов субъектов рф

Как известно, основным элементом в представительной ветви власти на уровне федерации является Федеральное собрание, оно же Парламент. Основным принципом функционирования парламента является его дуалистичность, а именно разделение на нижнюю (Госдума) и верхнюю (Совет Федераций) палаты. На уровне региона действует похожая система. Структура представительного органа устанавливается уставом или республиканской конституцией. Сама инстанция формируется путем народного голосования на уровне субъекта.

Большая часть субъектных представительных органов основаны на однопалатной системе. Например, в Липецкой области действует Совет депутатов с одной палатой. Лишь небольшая часть территориальных единиц, в основном республик, придерживаются классической двухпалатной системы. В этом и заключаются особенности отдельных видов субъектов РФ.

Стоит также отметить, что расходы на оптимальное функционирование субъектного представительного органа устанавливает сам субъект - из областного, краевого или любого подобного бюджета.

Полномочия законодательных органов субъектов

Статья 72 Конституции РФ гласит о совместном ведении федерации и субъектов. Исходя из этой статьи, а также из ряда уставов государственных субъектов, можно выделить следующие функции представительных органов отдельных административных единиц:

виды субъектов федерации в рф

  • утверждение социально-экономических программ региона;
  • управление региональной собственностью;
  • установление субъектных налогов и сборов;
  • утверждение и расторжение договоров субъекта;
  • объявление выборов в органы местного самоуправление;
  • проведение регионального референдума;
  • принятие бюджета субъекта РФ, виды которого формирует исполнительный орган;
  • и ряд других функций, очень похожих на федеральные, но действующих только на территории субъекта.

Отдельно стоит отметить, что два депутата от каждого региона РФ могут быть направлены в высшую палату Федерального собрания.

Исполнительные органы субъектов

 виды субъектов малого предпринимательства в рф

Как и в случае с представительной ветвью власти, ветвь исполнительная формируется субъектами самостоятельно. В лице исполнительной власти всегда выступает коллегиальный орган, формируемый либо высшим должностным лицом единолично (главой города или региона), либо на совместной основе - в лице представительного органа и высшего должностного лица. Во многих административно-территориальных единицах исполнительный орган именуется городской (или областной, краевой - в зависимости от субъекта) администрацией, в республике же - правительством. К полномочиям исполнительного органа на уровне субъекта относится:

  • разработка и исполнение бюджета;
  • обеспечение законности, правопорядка и безопасности;
  • распоряжение региональной собственностью и прочее.

Органы местного самоуправления в субъектах могут формироваться самым различным образом - все зависит лишь от устава или конституции того или иного региона. В местное самоуправление могут входить, например, глава города, глава региона, депутаты или прочие выборные лица.

Судебная система субъектов

В случае с судебной системой в регионах все несколько строже. В каждом субъекте должен находиться специальный судебный орган, функционирующий в соответствии с седьмой главой Конституции РФ. Так, на уровне субъектов выстраивается следующая система правосудия:

виды бюджетов субъектов рф

  • уставные суды - некие "копии" Конституционного суда, обладающие самостоятельностью и четкой структурой;
  • мировые судьи - суды первой инстанции;
  • районные и городские суды - суды второй инстанции в отношении мировых судей, а также суды первой инстанции по крупным делам;
  • областные суды - апелляционные или кассационные;
  • арбитражные и третейские суды.

В регионах должны функционировать и органы прокуратуры, которые, тем не менее, входят в единую и неделимую систему, независимую от трех классических ветвей власти.

Российская Федерация - это уникальная система, сочетающая в себе как объекты, так и многочисленные субъекты. При правильном построении взаимоотношений эти две основные единицы смогут образовать полноценную структуру, в которой все будут довольны. В свою очередь, это довольство будет выражаться в повышении показателей во всевозможных сферах жизни и деятельности как духовного, так и экономического, политического характера.

  • Структура
  • Права, обязанности и характеристики
  • Города, обладающие статусом федерального значения
  • Области автономного характера
  • Округа автономного характера
  • Республики
  • Края
  • Области
  • Другие факты

Структура

  • 46 областей
  • 9 краев
  • 4 автономных округа
  • 3 города, носящие статус федерального значения
  • 1 область автономного значения
  • 22 республиканские территории

Важно! Права каждой административно-территориальной единицы регламентированы в 65 статье главного свода законов Российской Федерации - Конституции.

Рис. 1. Москва - город с особым статусом

Права, обязанности и характеристики

Все субъекты России находятся в непосредственном подчинении у президента, по этой причине они не имеют никакого права по собственной инициативе выйти из состава государственных единиц. Однако в противоречии этому фактору стоит образование новых субъектов путем вхождения в состав новых единиц, образующих устройство государства. Считаться полноправной территориальной единицей новые территории могут только в том случае, если на это имеется желание новых граждан. Не менее значимой единицей государственного устройства являются 8 округов Федерального значения. Они включают в себя и объединяют между собой несколько менее масштабных субъектов РФ, но не могут являться административно-территориальными единицами. Все субъекты могут иметь свои собственные уставы, которыми будут регулироваться взаимоотношения и обязанности внутри области, региона, города и т.д. Для республик характерно еще и наличие собственной Конституции.

Города, обладающие статусом федерального значения

Федеральное значение - этот термин сразу дает понять, что речь идет о чем-то очень важном для целого государства. Город федерального значения - это город, имеющий уникальный набор характеристик и качеств, которые поднимают его важность до государственного уровня.

Рис. 2. Санкт-Петербург - город з статусом федерального значения

  1. Москва считается городом особого статуса по ряду причин:
    • Является столицей государства, следовательно - имеет особую важность.
    • В Москве сосредоточено все Верховное Правительство Российской Федерации. Именно здесь создаются, принимаются на рассмотрение и утверждаются различные законопроекты.
    • Высокий уровень ВВП.
    • Высокий уровень жизни населения.
  2. Санкт-Петербург обладает статусом города федерального значения также по нескольким причинам:
    • Является северной столицей Российской Федерации.
    • В Санкт-Петербурге расположены многочисленные важнейшие точки и центры страны.
    • Высокий уровень развития экономической и политической систем, в связи с чем увеличивается уровень жизни населения.
  3. Севастополь признан городом со статусом федерального по следующим причинам:
    • В нем расположены важнейшие стратегические точки страны, в том числе и главный штаб Черноморского флота, который считается самым большим в Российском военно-морском флоте.
    • Является международным портом.
    • Открывает для морских отношений России с другими государствами широкие перспективы, позволяя сообщаться по морским путям почти со всеми европейским странами.

Области автономного характера

Само слово автономность дает четко и ясно понять, что речь идет о полной независимости от чего-либо. Такими чертами в составе России обладает только один субъект - еврейская автономная область. Ее центром является город Биробиджан. В свою очередь она входит в состав Дальневосточного округа России.

Рис. 3. Севастополь - город з статусом федерального значения

Округа автономного характера

  1. Ханты-Мансийский . Административным центром этого округа является одноименный город Ханты-Мансийск.
  2. Центром Ненецкого автономного округа является город Нарьян-Мар.
  3. Во главе Чукотского округа стоит город Анадырь.
  4. Ямало-Ненецким округом управляет административный центр в роли Салехарда.
  • Собственным законодательством , которое может выражаться в нормативно-правовых актах, созданных органами самоуправления, чья власть распространяется именно на этой территории.
  • Собственной территорией , которая не может изменяться в размерах без воли на то субъекта, и населением.
  • Правом на самостоятельное принятие решений , касающихся определенных вопросов. Однако эта самостоятельность может распространяться только в полномочных рамках.
  • Правом на самостоятельное заключение договоров и соглашений даже на международном уровне.

Республики

В числе субъектов России находятся 22 республики, которые входят в состав различных федеральных округов. Каждая республика имеет свой центр, который может создавать свои собственные правила, действия которых будут распространяться только на эту республику.

Впервые статус края по отношению к определенной территории государства был употреблен еще в конце XIX века - начале XX, но он не считался официальным названием. С того времени значение данного термина значительно изменилось. Сегодня край - это одна из основных единиц государства, чья деятельность и полномочия прописаны в Конституции. В Российской Федерации по состоянию на 2018 год находятся 9 краев с собственными административными центрами.

Рис. 4. Ханты-Мансийск - центр Ханты-Мансийского автономного округа

Области

Области - это одни из самых маленьких территориальных единиц государства по площади. Они, как и все остальные субъекты, имеют право на составление собственных актов, регулирующих нормы поведения, основы культуры, предписывают условия для определенного рода действий. Как и другие субъекты, области находятся под руководством административного центра, который подчиняется вышестоящим органам власти. В 2018 году в составе Российской Федерации насчитывается 46 областей. Расположены они в различных уголках страны и имеют определенные границы, за пределами которых начинают действовать совершенно другие правила и предписания.

Читайте также: