Сократ личность и судьба доклад

Обновлено: 02.07.2024

Интересные факты о жизни древнегреческого философа, одного из важнейших символов западной философской традиции. Годы жизни 469-399 до н. э.

Будущий философ родился в Афинах, в Алопеке. Его отец, Софрониск, был скульптором, а его мать Фенарета, акушеркой. Молодой мыслитель имел близкие отношения с философом Анаксагором. Но его философия была под влиянием его понимания лишь постольку, поскольку Сократ не учитывает влияния богов в человеческой жизни.

Сократ. Годы жизни 469-399 до н. э.

Он считает, что человек это тот, кто делает свою жизнь. Сократ занимался скульптурой в юности и был приглашен Фидиасом на строительство трех благотворительных организаций Акрополя, который в то время строился снова после разрушения.

Это время впечатляющего культурного, интеллектуального и политического подъема в Афинах, который процветал под властью Перикла, великого стратега и защитника развития полисов.

Философ Сократ живет с чувством принадлежности Афинам и афинскому народу. Он проводит свою жизнь в постоянном контакте с полисом и людьми в нем.

Интересно, что его жену — Ксантиппу часто называют злой женщиной. Ведь ее муж не зарабатывал деньги. Он никогда не брал деньги за свои разговоры, не способствовал материальному благополучию своей семьи. Неудивительно, что его супруга Ксантиппа часто злилась!

Софисты

Таким образом, он стремится показать собеседнику, как истина, которой он придерживался перед началом диалога, может отличаться от подлинной. Он хотел показать, что истина может родиться диалектически, пройдя все ситуации, которые могут привести или не привести к ней.

В конце жизни Сократ был слишком озлоблен политическими событиями и управлением Афин, которые находятся в руках олигархов после смерти Перикла (скончался во время эпидемии чумы) и Алкивиада (племянник Перикла убит заговорщиками во Фракии).

Но он не останавливается, чтобы бродить по улицам своего родного полиса и разговаривать со своими друзьями и всеми, кто встречается.

Смерть Сократа

Из-за большого влияния, которое он оказывает на молодых людей и их различий с мнением правящей элиты, Сократ становится неудобной фигурой, которая может подорвать авторитет правителей. Против него они подают иск, в котором он обвиняется в извращении молодежи и введения новых богов.

Сам мыслитель всегда утверждал, что тот, кто делает зло, не знает, что хорошо. То есть, если кто-то знает, что хорошо, он будет следовать этому и не совершит ошибок. Сократ не может доказать свою невиновность в этом процессе и обречен на смерть отравлением.

Друзья пытаются заставить его переехать в другой полис (и они организуют его побег!). Сократ остается тверд в своем убеждении, считая, что этим он предаст всю свою жизнь. Якобы это будет означать отказ от всего, что он сказал, он верил в безусловную правду. Сократ умирает, выпивая чашу яда цикуты (болиголов с добавками).

Печальная история о смерти Сократа напоминает финал жизни римского философа Сенеки.

Лектор: Цуркан Алексей Анатольевич — кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии ВГУ↓

Очень интересная лекция по данной теме к.ф.н., доцента Павловой Елены Леонидовны↓

Сократ — великий древнегреческий философ. Этот великий мудрец древности занимает видное место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых знаний. Его влияние на прогресс человеческих знаний ощущается и по сей день. Он навсегда вошел в интеллектуальную культуру человечества.

Сократ всегда был предметом интереса и волнения. Его жизнь, моральные и политические конфликты в его жизни, его популярный стиль философии, его военная храбрость и гражданское мужество, его трагический конец — все это окружает его имя притягательным ореолом легенды. Слава, которой Сократ был наделен при жизни, без труда пережила целую эпоху и, не померкнув, дошла до наших дней благодаря силе почти трех тысячелетий.

В центре мысли Сократа — тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. А сократовские беседы — поучительный и содержательный пример того, как можно чаще обращаться к этим вечно актуальным вопросам. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всех особенностях нашего времени и новизне вызовов, не являемся исключением.

Сократ: жизнь, основные философские идеи - Жизнь и личность Сократа

Жизнь и личность Сократа

Сократ оказал огромное влияние на развитие античной и мировой философии. Сократ родился в 470 году до н.э. Его отец Софрониск был скульптором, а мать Фенарета — акушеркой. Его юношеское образование не выходило за рамки обычного; только более поздние авторы говорят, что его учителем был Анаксагор; утверждение о том, что он обучался у Архелая, исходит не от его современника Иона, а только от Аристоксена. Против обоих этих предположений говорит полное молчание Платона и Ксенофонта, а также суждения, которые оба вкладывают в уста Сократа. Если он и старался пополнить свои знания из книг, общался с софистами и посещал некоторые из их лекций, то его философия, как и его собственные размышления, были в большей степени обязаны средствам образования, которые Афины тогда предоставляли каждому, и общению с мужчинами и женщинами, чем прямому обучению. Похоже, он изучал искусство своего отца, но внутренний голос, который казался ему голосом самого божества и который позже был подтвержден Дельфийским оракулом, заставил его увидеть свое высшее призвание в воспитательном влиянии на других. Античная философия: энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 674

Сократ, современник движения софистов и свидетель его успехов, в то же время был представителем хорошо известных черт софизма (таких как публичность обучения, использование дебатов или разговоров для прояснения вопросов, некоторые черты скептицизма и т.д.). — В то же время он был борцом против этого.

Слушая Архелауса, ученика Анаксагора, и знакомясь с учениями о природе своих предшественников и современных софистов, Сократ в зрелый творческий период отбрасывает вопросы, которыми до сих пор занималась философия: о происхождении, об их количестве и природе, о происхождении и структуре мироздания и так далее. Противоречия, в которых философы пытались ответить на эти и подобные вопросы, по словам Сократа, доказали, как будто их решение было вне досягаемости знания.

Особенности философской системы Сократа

Сократ был первым (родным) афинским философом, современником Демокрита. Сократ был интересен не только своими взглядами, своим учением, но и всей своей жизнью и творчеством, ибо вся его жизнь была воплощением его учения. Благодаря Сократу было осознано место философии в обществе. Он первым пришел к выводу, что философия — это деятельность по пониманию, познанию и определению отношения человека к окружающей его действительности. Философ — это человек, который меняет свое отношение к миру в соответствии с различными изменениями условий бытия.

Философия, как ее понимает Сократ, — это не умозрительное созерцание природы, а учение о том, как жить. Но поскольку жизнь — это искусство, а знание искусства необходимо для совершенствования в искусстве, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о природе знания. Сократ представляет себе знание как распознавание общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Таким образом, знание — это понятие об объекте, которое достигается путем определения понятия.

В философском исследовании этических проблем Сократ использовал метод, который он назвал майотикой. Целью данного метода было всестороннее обсуждение различных тем, определений (терминологии) понятий. Сократ первым поднял знания на уровень понятий. До Сократа философы использовали понятия, но делали это спонтанно. И именно Сократ первым указал на то, что если нет понятия, то нет и знания.

Этические и социальные взгляды Сократа

Однако, будучи чуждым всякого рода аскетизму, Сократ решительно настаивает на том, что человек должен стать самодостаточным благодаря воздержанию, воздержанию и упражнениям, что развитие разума должно быть более ценным, чем все внешние блага. Он требует справедливости и активного благожелательного отношения к другим, восхваляет дружбу, резко осуждает злоупотребление любовью к юношам, а его понимание брака не поднимается выше преобладающих представлений греков. Он полностью признает важность общественной жизни; он стремится обеспечить государство хорошими гражданами и чиновниками; он требует безоговорочного повиновения законам, которые он сам подтвердил своей смертью.

Сократ и софисты

Абсолютная мораль — единый моральный кодекс для всех (обычно их два, один для себя, другой для других).
Во-первых, Сократ провозгласил абсолютное знание нормой, а элемент абсолютного знания — это точно определенное понятие. Софисты также точно определяли понятия, но они отрицали абсолютное знание, но не утилитарное — именно это они обещали своему ученику. С другой стороны, Сократ говорил, что абсолютное знание, не связанное ни с какими корыстными интересами, должно быть приобретено путем точного определения слов.

Прежде чем Сократ сформировался как самостоятельный мыслитель, он прошел обучение у старшего софиста Протагора, который в то время занимал непримиримую позицию против софизма. Концептуальная революция в античной философии была сформирована Сократом, но сама революция произошла в борьбе Сократа с софистами.

Не случайно софисты (греч. — мудрец, искусник, ложный мудрец) отличали себя от философов как любителей мудрости и называли себя мудрецами. Эта школа возникает в ответ на конкретно-историческую потребность в период расцвета демократии в жизни Эллады в V-IV веках до н.э. Эта потребность заключалась в обучении общественных деятелей ораторскому искусству, способному представить четкие, убедительные аргументы в пользу своей точки зрения и таким образом завоевать большинство своих сограждан. Софисты предлагали свои услуги тем, кто хотел участвовать в политической жизни города, обучая грамматике, стилистике, риторике, полемике, а также общему образованию. Их главным искусством было искусство речи.

Сократовская революция в философии

В чем заключалась сократовская революция? Для любой системы теоретического знания основополагающими являются два вопроса:

1) что нужно знать — проблема предмета;

2) как узнать — проблема метода.

Соответственно, необходимо различать два аспекта революции Сократа.

Говоря о предмете, Сократ утверждает: не дело философии заниматься проблемой первоосновы и структуры космического бытия, которой занимался Сократ, за что их называли физиками и натурфилософами. Что должна делать философия? Человек, утверждает Сократ. Но поскольку человек — существо сложное, предметом философии является человеческая душа — невообразимое поле для изучения. Сократ делает добродетели человеческой души предметом своей философии.

По этой причине его философия была названа этическим рационализмом. Этические, потому что добродетели относятся к области морали, которую изучает этика. Почему рационализм? Потому что всякая добродетель, по словам Сократа, есть знание. Итак, главная причина безнравственности — невежество. Если вы хотите быть нравственным, просветите себя.

Майевтика как искусство Сократа в широком смысле включает в себя три основных элемента:

1) Диалектика как ядро сократовского искусства и как собственно философский метод;

2) Суггестивные вопросы и примеры как когнитивный прием;

Для Сократа диалектика — это философское искусство аргументации. Он отличается от эристического — софистического способа аргументации. Эврист, отстаивая собственную правоту, всеми способами противостоит другой точке зрения. Диалектик — это тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы. Разговор как диалектическое обсуждение предмета предполагает, таким образом, дружескую, доброжелательную аргументацию со стороны собеседников. Спорщики препираются и затушевывают предмет спора, а собеседники пытаются прояснить проблему совместными усилиями, причем знающий и компетентный помогает своему собеседнику на этом диалектическом пути познания.

Человеческий разум, говорил Сократ, полон истин, которые нуждаются лишь в некоторой заботе и — в крайнем случае — в хирургическом вмешательстве, чтобы предстать на свет Божий. Эти истины подобны младенцам, скрытым в чреве матери, и роль философа заключается в том, чтобы помочь родительскому разуму родить ребенка. Так, Сократ любил сравнивать себя с акушеркой, помогающей другим рожать, а диалектический метод был тем инструментом, который он использовал для извлечения истин из умов своих собеседников. Очевидно, поэтому он не мог высказать свое собственное мнение: Его собеседнику пришлось прийти к этому самому, сравнив себя с роженицей. Итак, отправной точкой Сократа почти всегда было общепринятое мнение по тому или иному вопросу, которое затем постепенно изменялось путем ряда проверок и дополнений так, чтобы оно включало те или иные факты и, наконец, приобретало то содержание и форму, которые хотел Сократ. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, приведем краткую цитату из Ксенофонта об одном из наиболее характерных разговоров, который Сократ вел с молодым, но самоуверенным Евтидемом, собравшимся обсудить политику.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Одним из величайших философ Древней Греции является Сократ. При жизни Сократ не сделал ни одной записи и считал, что при письме слова теряют смысл. Поэтому выступал только устно. Все его изречения сохранились только благодаря его ученикам и единомышленникам. Одни записывали его слова кратко, другие же создавали целые сборники.

Родился философ примерно в 470-469 году до н.э. в Афинах. Мать Фенерета была повитухой, а отец Софрониск ваятелем. Как считают историки, у него была состоятельная семья. К такому выводу они пришли, изучая тот факт, что на войну со спартанцами Сократ отправился в полном обмундировании, а оно стоило немалых денег. Следовательно, отец философа имел приличный заработок. Брат Сократа Патрокл унаследовал большую часть имущества семьи, но и мыслитель не остался обделенным.

Сократ несколько раз принимал участие в боевых сражениях. Ему были присущи смелость и отвага. Есть данные, по которым в одной из битв он спас от смерти своего военачальника, Алкивиада. Вооружившись лишь одной дубиной, он смог разогнать хорошо экипированных спартанцев.

Основы философии Сократа

Три понятия, на которых строится философия Сократа – этика, добро и добродетель. Храбрость, знание и честность – основные принципы философа. Знание и добродетель взаимозаменяемы, без понимания нет добродетели, а следовательно, человек не может творить добро, быть справедливым и храбрым.

Сложно разобраться, что относил к понятию зло Сократ. Так один из его учеников Платон писал, что великий философ негативно относился к любому проявлению зла, даже если оно направлено против врагов. Ксенофонт же в своих трудах дает иную трактовку. У него Сократ говорит о возможном необходимом зле, например для защиты. Достовернее кажется трактовка именно Ксенофонта. Он так же, как и Сократ бывал на поле боя, был полководцем и много беседовал с ним о мире и войне. И вполне логично, что философ мог одобрять зло во имя спасения.

Важными особенностями сократовской философии являются:

1. Разговор, как форма познания.

2. Применение метода индукции, от частного – к общему.

Находя истину, Сократ задавал собеседнику противоречивые вопросы со скрытым смыслом и подтекстом. Отвечающий путался в ответах, делая неожиданные и противоречивые выводы. Сократ так строил диалог, что сам по сути никаких выводов не делал, а собеседник приходил к умозаключению самостоятельно. При этом философ часто говорил, что сам ничего не знает.

Нелепые обвинения

С другой стороны философа обвинили в почитании других богов. Что и привело к смерти мыслителя. Он говорил о некоем существе, который есть у каждого человека, и которое находится всегда рядом, указывая направление и подталкивая к каким-либо действиям. Сейчас это существо назвали бы ангелом-хранителем, а тогда его восприняли агрессивно и назвали божеством, которому поклоняется Сократ.

Философия важнее семьи

Примерно до 433 года до н.э. в жизни Сократа не было ярких событий. После войны он стремился к спокойствию, но после установления в Афинах диктатуры, ему пришлось отстаивать права осужденных. И по мере своих возможностей бороться с диктаторами. Среди которых был спасенный им когда-то Алкивиад.

Уже в преклонном возрасте Сократ обзавелся семьей. Его жена родила ему трех сыновей. Но так как философ совершенно не обеспечивал семью, постоянно случались конфликты. Философ предпочитал жить на улице и ходить в лохмотьях.

Сократ вел скромный образ жизни. К нему приходили люди за ответами и за знаниями. Он говорил только о добродетели к окружающим. Хотя Сократ не брал денег со своих учеников, завистники причислили его к софистам, которые набивали свои карманы за этические беседы.

Выбор философа

Смерть философа подробно описана в трудах Платона и Ксенофонта. Сократу предъявили обвинения в развращении молодежи и непочтении к богам. Мыслитель отказался от помощи защитника и сам выступал в свое оправдание, отрицая все обвинения. В те времена он мог просить штраф вместо казни, но не стал. Также он отказался и от предложения друзей, которые хотели организовать его побег из тюрьмы. Сократ говорил, что если ему уже суждено умереть, то где бы он ни был, смерть найдет его. Поэтому он выбрал казнь и смиренно принял яд.

Представим себе Афины конца V в. до н. э. Это прежде всего рыночная площадь (агора). В центре – большое здание для хлебной торговли. Вокруг агоры расположились общественные здания, на прилегающих к ней узких и кривых улицах – мастерские, парикмахерские, лавки парфюмеров, трапезитов-менял, ламповщиков, книготорговцев. С любого места виден Парфенон на Акрополе, возвышающемся над городом.

С утра до полудня и вечером до ужина агора и ближайшие к ней улицы полны народа. Жадные до новостей и ищущие общения афиняне собираются здесь группами и шумно обсуждают злободневные политические вопросы, страстно разбирают очередной судебный процесс, соревнуются в пересказе забавных историй; здесь же они узнают о последних городских событиях и семейных происшествиях, получают вести из соседних полисов и отдаленных государств, передают разного рода слухи и толки.

В Афинах того времени можно было увидеть человека, который целыми днями бродил по городу и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему навстречу. Его можно было встретить на рыночной площади, в мастерской оружейника, плотника, сапожника, в гимнасиях и палестрах (местах для занятий гимнастикой) – словом, почти всюду, где он мог общаться с людьми и вести беседу. В то же время этот человек избегал выступлений в народном собрании, на суде, в других государственных учреждениях. Это был афинянин Сократ, сын Софрониска.

Сократ привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах, он всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. По представлениям греков, столь высоко ценивших телесную красоту и уверенных в своей красоте, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от его некрасивой внешности не могла даже полная достоинства походка.

Для эллинского типа красоты характерны правильные черты лица, прямой нос, большие выразительные глаза. У Сократа же был приплюснутый и вздернутый нос с широкими ноздрями, толстые, чувственные губы, одутловатое лицо. Глаза у Сократа были навыкате (как у рака), да и по всегдашней своей манере смотрел он чуть исподлобья (см. Платон. Федон, 117b). Словом, внешний вид Сократа противоречил всем представлениям греков о красоте, был как бы насмешкой над этими представлениями, карикатурой на них. Однако этот человек со столь непривлекательной внешностью обладал огромным обаянием.

По словам красавца Алкивиада (см. Платон. Пир, 215b и сл.), Сократ похож на силена или сатира – волосатого похотливого демона, получеловека, полукозла, которого ваятели чаще всего изображают с дудочкой или флейтой в руках, делая эту фигурку полой внутри. Если же раскрыть этот силенообразный футляр, то внутри можно обнаружить изумительно прекрасные золотые изваяния богов. Таков и Сократ. Внешне он вылепленный силен, настоящий сатир Марсий. Мифологический Марсий потрясал и покорял игрой на флейте. Сократ же поражал и завораживал слушателей, когда начинал говорить и раскрывать свою душу.

Предоставим, однако, слово Алкивиаду: "Когда я слушаю Сократа, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось – нельзя больше жить так, как я живу" (215е – 216а).

И тот же Алкивиад (беспутство которого можно было сравнить только с его необычайной красотой) признавался, что лишь перед Сократом он испытывал чувство, которого никто не мог в нем заподозрить, – чувство стыда. "Одним словом, – говорит Алкивиад, – я и сам не ведаю, как мне относиться к этому человеку… Да будет вам известно, что ему совершенно неважно, красив человек или нет, – вы даже не представляете себе, до какой степени это безразлично ему, – богат ли и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит толпа. Все эти ценности он ни во что не ставит, считая, что и мы сами – ничто, но он этого не говорит, нет, он всю свою жизнь прикидывается наивным и разыгрывает людей" (там же, 216с-е)[11].

Имея в виду притворную наивность Сократа, его иронию, Алкивиад предупреждает о лукавстве этого "наглеца-сатира". "На языке у него вечно какие-то вьючные ослы, кузнецы, сапожники и дубильщики и, кажется, что говорит он всегда одними и теми же словами одно и то же, и поэтому всякий неопытный и недалекий человек готов поднять его речь на смех… Советую и тебе, Агафон, не попадаться ему на удочку, а, зная наш опыт, быть начеку…" (221е – 222в).

Но Алкивиада поражает в Сократе не его лукавая наивность и коварное добродушие, не его необычайное мужество и стойкость, проявленные им в бою, ни даже столь присущие ему благоразумие и сила ума. Ведь те или иные из этих качеств, по словам Алкивиада, могут быть свойственны и любому другому лицу. Более всего поражает Алкивиада неповторимость индивидуальности Сократа, исключительная оригинальность его духовного облика, в котором скрывается что-то непостижимое, "загадочное, неуловимое, сокровенное"… А вот то, что он не похож ни на кого из людей, древних или ныне здравствующих, – это самое поразительное. С Ахиллом, например, можно сопоставить Брасида и других, с Периклом – Нестора и Антенора, да и другие найдутся; и всех прочих тоже можно таким же образом с кем-то сравнить. А Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него. Сравнивать его можно, как я это и делаю, не с людьми, а с силенами и сатирами – и его самого и его речи" (221с-d).

Таким предстает Сократ в "похвальном слове" Алкивиада, в его панегирике, написанном первоклассным стилистом и мастером образных сравнений Платоном. Разумеется, Платон идеализировал Сократа. Тем не менее за этим идеализированным Сократом скрывается Сократ исторический.

Платон интересовался философией, а не биографиями. Поэтому он концентрировал свое внимание на беседах Сократа вне семьи, в мужском обществе: на рынке, в палестрах и в частных домах. Платон, по-видимому, стремился не столько показать внешнее "бытие" Сократа в мире повседневности, сколько раскрыть внутреннее "бытие" философа. И если Платон изображал Сократа обыденного, т. е. того чудака, за которого он себя выдавал и которым считали его многие люди, то лишь затем, чтобы привлечь внимание читателя к своеобразию духовного облика этого человека.

Вместе с тем Платон стремился показать роль и значение мыслителя, который первым среди философов предпринял исследование идеального и провозгласил бытие идеального в качестве реальности не менее подлинной и действительной, чем бытие чувственно воспринимаемых вещей.

В ходе дальнейшего изложения мы попытаемся показать, сколь тесно были связаны личность и учение Сократа. Здесь же нашей задачей является воспроизведение личности Сократа в ее конкретности на основе заслуживающих доверия биографических сведений, Сократа, человека и мыслителя, в условиях его времени. Значительный материал для этого мы находим в так называемых "Сократических сочинениях" Ксенофонта.

Проблема Сократа

29. Философия Сократа

29. Философия Сократа Произошел переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех ее многообразиях. В философии возникает субъективистско-антропологическая тенденция. Основатель ее – Сократ.Сократ (470–399 гг. до н. э.) стремится понять мир, двигаясь не

1. Загадка Сократа

1. Загадка Сократа Проблема Сократа в значительной мере сводится к вопросу об исторической ценности свидетельств о нем, к вопросу о степени их достоверности. Сказанное в первую очередь относится к свидетельствам Платона и Ксенофонта, поскольку они считались (в

2. "Даймонион" Сократа

2. "Даймонион" Сократа Что такое "демон", "демоний", или "даймон" Сократа, какова сущность его "Даймониона"[24], было неясно уже ученикам и друзьям философа, не говоря о более поздних античных авторах – Цицероне, Плутархе, Апулее, высказывавшихся на этот счет. О демонии Сократа

7. Телеология Сократа

7. Телеология Сократа Вопреки заверениям Ксенофонта (см. Воспоминания, I, 1, 2-3; IV, 3, 5-12; IV, 3, 16-18) в том, что Сократ признавая богов народной религии, Сократ отходил от традиционной религии, о чем свидетельствует сам же Ксенофонт: "… Вера (Сократа. – Ф. К.) в промысел богов о людях,

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

Проблема Сократа

Проблема Сократа 1О жизни мудрейшие люди всех времён судили одинаково: она никуда не годится. Всегда и всюду из их уст слышали один и тот же вздох — вздох, полный сомнений, полный тоски, усталости от жизни, противостояния жизни. Даже Сократ сказал, умирая: «Жить — это

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Образ Сократа

Проблема Сократа

Сократ (биография жизни 468−398 гг. до н. э.), считающийся основателем античной философии, является самым странным и образцовым древнегреческим мыслителем. Он родился в Афинах во времена золотого правления Перикла, был воином, но стал известнейшим оратором. Его способ обучения подразумевал не передачу знаний, а постановку вопроса, лишь после диалога двух индивидов получалось найти истину.

  • Биография философа
  • Особенности учения
  • Поиск истины
  • Подрыв общественной морали
  • Судебное разбирательство и смерть
  • Популярные цитаты
  • Удивительные факты

Биография и философия Сократа

Биография философа

Сократ — это великий мудрец Древней Греции, его последователями являлись Алкивиад, Платон, Евклид, Ксенофонт. Философия этого мыслителя была новым этапом в становлении античного учения, когда все внимание уделялось не миру и природе, а духовным качествам и основной проблеме людей.

Детство и отрочество

По различным источникам Сократ родился в 471−468 г. до н. э. в семье, где отец Софрониск был ваятелем, а мать Фенарета — повитухой. У философа был брат Патрокл, унаследовавший все имущество отца, но и Сократ не был нищим.

Детство и отрочество Сократа

На это указывает факт того, что на сражение со спартанцами он отправился в тяжелом воинском обмундировании, а оплатить его могли лишь обеспеченные люди. Можно сделать вывод, что его отец принадлежал к зажиточным афинским гражданам и хорошо зарабатывал, работая резцом и другим инструментарием.

Сократ 3 раза брал участие в военных действиях, показывая храбрость в битве. Особенно отвага воина и мыслителя была проявлена в день, когда он смог спасти от смерти своего генерала, Алкивиада.

В молодости будущий философ был студентом у Конона, Дамона, Архелая, Анаксагора, Зенона, общался с величайшими умами той эпохи. Сократ не оставил ни одного труда, ни единого документального доказательства философии. Информацию о нем, биографию, историю жизни, идеи и учения донесли до сегодняшних дней лишь воспоминания его последователей и современников.

Личная жизнь

До 38 лет в жизни мыслителя не происходило значительных событий. После этого аполитичный и миролюбивый философ трижды принимал участие в сражениях, показав себя как отважного воина. В одном из них он спас своего ученика, военачальника Алкивиада, разогнав лишь дубиной полностью вооруженных спартанцев.

Сократ и Алкивиад

Совершенный подвиг в дальнейшем также был включен в список его обвинений, так как Алкивиад, который через время пришел к власти в городе, установил диктаторский режим вместо демократии, которую любили афиняне. Отойти от общественной жизни и политической системы, чтобы предаться отшельничеству и философии, у Сократа так и не вышло. Он защищал людей, которые были несправедливо осуждены, а после по мере возможностей противостоял способам правления новых диктаторов.

В престарелом возрасте мыслитель женился на Ксантиппе, от нее появилось на свет три сына. Согласно преданиям, супруга не сильно ценила великий ум мужа, имела очень вздорный характер. Это вполне логично: отец троих детей абсолютно не принимал участие в семейной жизни, не помогал родственникам, не имел заработка. Непосредственно философ довольствовался малым: прослыл странным софистом, ходил в оборванных вещах и проживал на улице, именно так представил его Аристофан в своих комедийных спектаклях.

Особенности учения

Во время жизни Сократ не записывал свои мысли, он предпочитал идти к первоначалу и истине с помощью разговора. Мыслитель считал, что в записях слова утрачивают значение и ухудшают память. Описывается философия Сократа кратко и понятно: она построена на понятиях добродетели и этики, куда он относил честность, отвагу, знание.

По диалектике Сократа, знание и является добродетелью. Не понимая сути определения, люди не могут быть справедливые, отважные и при этом сотворить добро. Лишь знание позволяет стать добродетельным, а это происходит осознанным образом.

Особенности учения сократа

Противоречиво определение зла, которое вывел философ, а вернее, записи об этом в работах Ксенофонта и Платона, последователей мыслителя. Согласно последнему, Сократ негативно относился к злу как к сущности, даже к тому, которое люди несут своим врагам.

Противоположные объяснения обусловлены спецификой учения, которое свойственно для сократовской философии. Мыслитель в основном общался с последователями в виде диалогов, считая, что именно так можно дойти до истины. Вполне естественно, что воин Сократ разговаривал с военачальником Ксенофонтом о битве, обсуждая зло на примере сражения с врагом.

Платон же являлся мирным человеком, он вместе с Сократом рассматривал этические нормы в обществе, при этом речь заходила о родных людях, а также о согражданах и о том, можно ли совершать зло против них.

Поиск истины

Диалоги — не единственная особенность философской школы. К основным чертам познания человеческих этических ценностей, которые исповедует мыслитель, относятся:

  • решение вопросов майевтикой;
  • определение понятия индукционным способом, от личного — к общему;
  • разговорный метод подхода к поиску истины.

Главный метод Сократа выявления истины

Сократ спрашивал, подталкивая оппонента к новым определениям и мыслительным процессам. От обобщенных вещей философ переходил к понятию конкретных определений: что такое добродетель, любовь, храбрость?

Подрыв общественной морали

К Сократу с его аскетическим жизненным образом горожане приходили за учением, пытаясь найти истину. Он не учил ораторству и другим наукам, но наставлял на добродетель по отношению к родственникам, семье, рабам, друзьям.

Он не заставлял ему платить деньги, но недоброжелатели причислили философа к софистам. Последние также были увлечены обсуждением духовности человека и этических правил, но не гнушались брать монеты за их лекции.

К Сократу тянулась молодежь

Граждане считали, что мыслитель подрывает общественные устои, настраивая детей против родителей, развращая их неясные умы плохими мыслями, неугодными греческим богам грешными намерениями.

Еще один момент, который стал роковым и привел к смерти философа, связан в предъявлении обвинения в поклонении другим божествам, вместо признанными афинскими жителями. Он утверждал, что о людях тяжело судить лишь по поступкам, так как зло причиняется по незнанию. При этом в душе любого человека находится место доброте, а у любой души существует демон-покровитель. Голос такого демона, которого сейчас называют ангелом-хранителем, постоянно подсказывал философу, как поступить в том или ином случае.

Демон выручал в самых сложных обстоятельствах и постоянно помогал, потому не послушаться его философ считал неправильным. Такого демона и приняли за новое божество, перед кем он поклонялся.

Судебное разбирательство и смерть

Смерть Сократа

Он не принял помощи близких, которые предлагали ему побег, а предпочел встретиться со своей судьбой. Философ считал, что если суждено, то смерть его сможет найти везде, куда бы ни отвезли его. Остальные варианты наказания мыслитель считал признанием его виновности и не смог с этим мириться. Он выбрал казнь, выпив яд.

Популярные цитаты

Его изречения совмещали в себе необычную простоту и мудрость. Вот лишь несколько афоризмов древнегреческого мыслителя:

Популярные цитаты Сократа

  1. Женись. Хорошая жена сможет сделать тебя исключительной личностью, с плохой — сможешь стать мыслителем.
  2. Брак — необходимое зло.
  3. Силой не сохранить дружбу. Друзьями становятся через любовь и добродетель.
  4. Работа без какой-то цели намного лучше бездействия.
  5. Нельзя жить лучше, чем проводить жизнь в стремлении к совершенству.
  6. Ешь, чтоб жить, не живи, чтоб есть.
  7. Есть лишь единственно благо — знание, и лишь единственное зло — невежество.
  8. Богатство и слава не принесут достоинства.
  9. Лучше мужественно погибнуть, чем жить с позором.
  10. Без дружбы общение не имеет ценность.

Сократовская школа — это попытка познать себя и остальных людей того времени. Тема личности человека впервые была основной за всю эпоху развития философии в качестве науки.

Удивительные факты

Особую славу сократовский демон получил, когда афинские войска потерпели поражение от беотийцев. Тогда разбитое войско сбежало с поля сражения, но Сократ призадумался, а затем сказал, что демон ему говорит сделать переход у Регисты. Многие воины не послушали его, поскольку этот путь был гораздо длинней. Скоро на них напала беотийская конница и всех убила. Лахет, Алкивиад и еще десяток людей, следовавших за Сократом, целыми пришли в Афины.

Другие интересные факты:

Ученик Сократа Антисфен

Читайте также: