Особенности американской биоэтики доклад

Обновлено: 04.07.2024

БИОЭТИКА – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

Содержание биоэтики.

Предпосылки возникновения биоэтики.

Экологическое движение.

Научно-технический прогресс представляет собой не только источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает существованию человека, разрушая природную среду его обитания. Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения, которое возникает как ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека. Влияние экологического мышления на сферу биомедицины особенно усилилось после талидамидовой катастрофы 1966 (рождение детей без конечностей у матерей, принимавших во время беременности лекарственное средство талидамид в качестве снотворного). Эта трагедия способствовала радикальному изменению структуры взаимоотношений между наукой и практической медициной. Целью биомедицинской науки стала не только разработка новых терапевтически эффективных лекарственных средств или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий. Достижению последней цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени и средств. В результате, резко возросло время между синтезом новой терапевтически активной субстанции и началом ее клинического использования. Если в начале 60-х оно составляло несколько недель, то в начале 80-х подскочило до 10 лет. Одновременно цена разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т.е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений развития медицинской науки.

Правозащитное движение.

Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1964 года дала первый международный этический стандарт проведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Публикация Хельсинкской декларации стимулировала интенсивное теоретическое исследование этических проблем экспериментирования на человеке, которое представляет собой одно из важнейших направлений современной биоэтики. Результаты этой работы аккумулирует Хельсинкская декларация ВМА 2000 года, являющаяся современным международно признанным стандартом проведения научных исследований на человеке. Существенное значение в этом стандарте занимает требование независимой этической экспертизы научных проектов специально создаваемыми исследовательскими этическими комитетами, которые работают на основе междисциплинарного подхода.

Понимание необходимости междисциплинарного подхода в осмыслении и практическом решении проблем, порождаемых научно техническим прогрессом, можно рассматривать в качестве третьей идеологической предпосылки формирования биоэтики.

Возникновение биоэтики.

Достижения научно-технического прогресса в биомедицине не только практически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики.

Ответом на эту сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного бизнесмена или добропорядочную домохозяйку? Местного политика или богатого иностранца? На подобные вопросы не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы разобраться в нем, необходимо принять в расчет и медицинские, и этические, и психологические, и правовые, и финансовые и многие другие аспекты возникшей ситуации, которые можно учесть только в совместном обсуждении.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

С исторической точки зрения биоэтика и началась как широкая общественная дискуссия по поводу сложнейшего морального выбора на границе между жизнью и смертью в парадоксальных ситуациях, постоянно порождаемых прогрессом современных биомедицинских технологий.

Возникновение биоэтики. Достижения научно-технического прогрессав биомедицине не только практически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики.

· Принцип справедливости на уровне отношений врач–пациент предполагает оказание помощи больному вне зависимости от его пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания, личных предпочтений врача; на уровне системы здравоохранения в целом – равный доступ всех групп населения к получению биомедицинских услуг и благ, доступность фармакологических средств, защиту наиболее уязвимых слоев населения.;

· Принцип уважения прав и достоинств человека снован на признании человека как безусловной ценности и предполагает свободный выбор личности в отношении своей жизни и здоровья (выбор лечебного учреждения, лечащего врача, согласие или отказ от лечения и т. д.).
2. Две модели биоэтики, их ценности и специфика.

Какие-то признаки сообщества, движимого реальными общими интересами, возникли в радикальном движении в защиту здоровья и в бесплатных клиниках, но все же надо констатировать, что этнические, классовые, экономические и ценностные различия между людьми превращают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа, в пустую мечту. Необходимо создать модель, в большей мере соответствующую условиям и допускающую равенство между пациентом и врачом в сфере морали, не принимая утопическую посылку коллегиальности.

Модель контрактного типа Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, — это модель, основанная на контракте или соглашении. В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следует трактовать скорее символически как традиционный религиозный или брачный обет. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обязательств и ожидающейся взаимной выгоды. Но обязанности и выгода, даже если они выражены несколько туманно, имеют свои границы. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа. Ее предпосылкой служат доверие, даже когда видно, что полной взаимности интересов нет. Социальная поддержка связана с легитимизацией данного взаимодействия и обеспечивает его осуществление в случае нарушения договора. Однако считается, что в большинстве случаев принятые обязательства будут неукоснительно соблюдаться.

Лишь в модели контрактного типа может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, то контракт или расторгается, или не заключается. Это означает, что необходимо провести более глубокое обсуждение моральных оснований, на которых зиждятся решения медицинских проблем до того или по мере того, как эти решения будут приниматься.

В модели контрактного типа у пациента есть законные основания верить, что, поскольку исходная система ценностей, используемая при принятии медицинских решений, коренится в системе ценностей самого пациента, множество разных решений, которые врач должен принимать ежедневно при оказании помощи пациентам, будет осуществляться в соответствии с ценностными ориентациями больного.

Кроме того, в модели контрактного типа решения принимаются так, что сохраняется уверенность в то, что и пациент, и врач морально чистоплотны. В контексте контрактных отношений на индивидуальном уровне контроль пациента за принятием решений обеспечивается без обязательного участия больного в выработке каждого тривиального решения. Подобным же образом на социальном уровне осуществляется контроль общины в сфере здравоохранения. Сообществу непрофессионалов предоставляется (и следует предоставить) статус субъекта, вступающего в контрактные отношения. Решения, таким образом, принимаются сообществом непрофессионалов, однако повседневные медицинские решения могут приниматься медицинскими работниками на основе доверия. Если же доверие утрачивается, то расторгается и контракт.
3. Особенности формирования биоэтики в США и России.

Во-вторых, мощная организационная база и научно-исследовательский потенциал предопределили ведущую роль США в возникновении и развитии современной биоэтики. Например, население США составляет 4% от населения мира, а производят США 20% всей производимой продукции в мире.

Возникновению биоэтики в США способствовали следующие обстоятельства:

1. Социально-политические события конца 60-х и начала 70-х гг. ХХ века: - общественное движение за гражданские права чернокожих американцев; - споры вокруг участия США во вьетнамской войне; - кампании за признание интересов женщин, американских индейцев, инвалидов, умственно-неполноценных; - движение за права пациентов.

Движение за права пациентов было вызвано обнародованием материалов о биомедицинских экспериментах, в которых нарушались права человека и испытуемых. Например, введение раковых клеток на предмет создания иммунной системы у престарелых пациентов; эксперименты на умственно-отсталых детях; исследования бытового сифилиса и т.д.

Общий пафос этих движений – защита прав человека вообще, в том числе и от злоупотреблений в медицине.

3. Моральный плюрализм. Отношения между людьми, в том числе и в медицинской практике, регламентируются различными общими этическими принципами утилитаристской, деонтологической (кантианской), религиозной доктринами и медицинскими кодексами. Поскольку вышеназванные доктрины давали разные, порой противоположные, оценки применению медицинских технологий, постольку постоянно возникала потребность в согласовании их позиций, что и явилось причиной возникновения биоэтики.

Таким образом, основные характеристики биоэтики возникают именно в американской биоэтике.

В каждой сфере профессиональной деятельности существуют свои виды этики. Это касается и такой области, как медицина. Благодаря науке биоэтика рассматриваются моральные стороны человеческого поведения во время того, как специалист выполняет свои обязанности. За основу в этом случае принимаются определенные образцы внутренней регуляции личности.

  • Определение понятия
  • История возникновения
  • Основные задачи
  • Рассматриваемые проблемы
  • Принципы науки
  • Биоэтика в России
  • Новые этапы развития
  • Философские аспекты

Биоэтика

Определение понятия

Так как от сотрудников больниц в большинстве случаев зависят жизнь и здоровье человека, нередко корыстные специалисты манипулировали этим. Роль биоэтики заключается в установлении допустимых границ действий доктора. Все правила направлены на то, чтобы соблюдать нравственность и здоровье пациента.

В системе здравоохранения современная биоэтика необходима для защиты жизни человека.

История возникновения

Биомедицинская этика — это сложный феномен, который заслужил особое место в современной культуре. Его появление связано с американским онкологом Поттером. В 1970-х годах в США именно он призвал биологов и врачей объединить свои усилия для того, чтобы обеспечить достойные условия пациентам в больницах. Основатель термина считает, что биоэтика — это не только наука о выживании, это новое понятие, объединившее в себе знания из биологии и общечеловеческие ценности.

Ван Ренсселер Поттер

Но со временем это понятие изменилось. Сегодня большое значение уделяется исследованию политических, социальных, моральных юридических проблем, на основе которых возникли новые медицинские технологии.

В 70-х годах в Америке были созданы первые исследовательские и образовательные центры. И именно эти специалисты изучают предмет биоэтики. Они сумели привлечь внимание журналистов, политиков и религиозных деятелей к своей деятельности. В течение следующего десятилетия эта наука появилась в разных странах Западной Европы. А в 90-х она привлекла внимание Азии и Восточноевропейских стран.

Основные задачи

Если говорить кратко, биоэтикой называется учение, позволяющее выявить разные позиции сложных моральных проблем, которые возникают с развитием прогресса медицинской науки и практики. Сначала доктора не понимали, зачем нужна вообще эта дисциплина, ведь уже существует клятва Гиппократа. Она уже обязывает докторов бороться за жизнь и здоровье пациента любыми силами.

Но на самом деле биоэтика имеет определенные отличия. Клятва Гиппократа несколько столетий рассматривала врача как морального субъекта, который должен выполнить свой долг перед пациентами. Больные ещё оставались только страдающим, пассивным индивидом. Но в биоэтике именно пациент является предметом исследования. Он может вступать в конкурентные или диалогические отношения с докторами.

Наука решает несколько важных задач:

Пересадка органов

  • возможность клонирования человека;
  • пересадка органов от умершего пациента больному;
  • реальность искусственно выведенных генов;
  • необходимость информирования о неизлечимых болезнях.

Именно в биоэтике поднимаются такие вопросы, как возможность создавать клон человека, а также реальность выведения генов, придающих личности высокие физические и интеллектуальные способности.

В рамках науки решаются вопросы о том, стоит ли спрашивать родственников умершего пациента о пересадке его органов. А также имеет ли право человек знать о том, что он неизлечимо болен.

Рассматриваемые проблемы

Самое главное в современной медицинской науки и моральных отношениях — это нравственность и здоровье.

В реферате или презентации на тему биоэтики нужно рассказать о том, какие проблемы она рассматривает:

Эвтаназия

  • эвтаназия;
  • самоубийство;
  • трансплантация органов;
  • проведение экспериментов на животных и человеке;
  • отношения между пациентом и доктором;
  • деторождение;
  • организация хосписов.

Биоэтика касается всех сфер медицины. Если доктора вмешиваются в репродуктивную функцию человека, им приходится сталкиваться с моральными принципами.

Прерывание беременности

До сих пор врачи не имеют общего мнения по поводу искусственного прерывания беременности. Ведь с одной стороны, аборт нарушает главный принцип — клятва Гиппократа, а с другой — отказ проводить эту операцию может навредить самому пациенту. Проблемы биоэтики затрагивают искусственное оплодотворение. Ведь они вмешиваются в саму природу брака, хотя безнадёжным родителям это дает возможность завести ребенка.

Практически вокруг каждой проблемы — трансплантация органов, возможность эвтаназии, эксперименты на человеке, клонирование — ведутся ожесточенные и довольно долгие споры.

Именно биоэтика помогает находить тонкую грань между вредом для пациента и пользой для всего общества.

Принципы науки

Согласно Википедии, в биоэтике существует несколько видов понятий и принципов. Наука опирается на них во время решения важных вопросов современности.

Самые важные принципы:

Принципы биоэтики

  • сотворение добра и непричинение зла;
  • уважение прав и достоинств человека;
  • соблюдение справедливости;
  • автономия личности.

В этой науке существует всего четыре основных правила: правдивость, конфиденциальность, неприкосновенность и добровольное согласие.

То есть все доктора должны быть предельно справедливыми и честными со своими пациентами и соблюдать субординацию. А больной человек должен давать согласие на проведение операций и требовать неприкосновенности своей личной жизни. В совокупности с этими правилами принципы биоэтики образуют особые этические координаты, они позволяют охарактеризовать отношение врача к пациенту как отдельной личности.

Биоэтика в России

Первые предпосылки развития биоэтики в России появились ещё в 1990-х годах. Об этом стоит рассказать в докладе на медицинскую тему. Хотя на самом деле первые этические отношения между докторами и пациентами возникли гораздо раньше.

В Российской Федерации было несколько значимых событий, которые стали причинами улучшения жизни больных людей:

Аппарат искусственного кровообращения

  • 1920 — сняты ограничения по искусственному прерыванию беременности;
  • 1926 — создан аппарат искусственного кровообращения;
  • 1931 — прошла операция по трансплантации почки;
  • 1937 — имплантировали искусственную сердечную мышцу.

Развитие разных медицинских технологий в Советском Союзе происходило довольно часто, хотя этика научных исследований ещё не была сформирована. Этому мешала структура и идеология государства.

В то время не отдельный человек был главным для страны, а все общество. Но именно советский философ Фролов поставил вопрос о ценности научных достижений для личностного блага. Хотя только в 1995 опубликовали рукописи Перова, который считал, что наука недостаточно хорошо относится к человеку.

Новые этапы развития

В ХХ веке Россия начала превращаться в демократическую страну. Благодаря этому активнее стала развиваться биоэтика. Теперь она основывалась не только на науке и исследованиях, но затрагивала и издательские, учебно-образовательные и теоретические уровни. Во многих университетах и академиях появились соответствующие кафедры и факультеты.

Студенты медики

В 2000 году в Российской Федерации приняли государственный образовательный стандарт. Теперь каждый специалист, который хочет в будущем стать медиком, должен изучать такую дисциплину, как биоэтика. А в 1995 в Институте переподготовки и повышения квалификации при МГУ была создана специальная программа для преподавательского состава.

Философские аспекты

Биоэтика изучает моральную сторону взаимоотношений между докторами и пациентами. Хотя она базируется на основе двух наук — антропологии и биологии, её развитие было бы невозможно без философии. Ведь ключевым моментом дисциплины выступает поиск истинной сущности человека.

Научно-технический прогресс

По двум причинам — глобальной и локальной — сегодня формирование теоретического мировоззрения социума проходит более активно. Развитие научно-технического прогресса сопровождается появлением новых морально-этических проблем: права человека на здоровье, на получение правдивой информации, на жизнь и смерть стали основополагающими.

А гуманизация социума и отдельной личности приводит к тому, что биоэтика развивается и в положительным, и в отрицательном направлении. На самом деле эта дисциплина не подрывает устои и традиции стран бывшего Советского союза, как считают многие их жители. Ее нельзя называть копированием образа жизни западных государств.

Развитие медицины

На самом деле достаточно осмыслить современные медицинские проблемы с философской точки зрения. Человек должен знать всё о своём здоровье, он имеет право требовать справедливого к себе отношения, претендовать на лечение и восстановление после тяжелых процедур.

Сегодня сфера медицины развивается стремительными темпами. Хотя её успехи некоторые специалисты считают противоречивыми, из-за этого у них возникает желание упорядочить и контролировать эти достижения.

Благодаря установленным этическим нормам общество будет лучше подготовленным к последствиям и рискам, связанным с разными заболеваниями и медицинскими процедурами.

Современная биоэтика характеризуется тем, что стремится к философской рефлексии основ морали. Проблемные вопросы биоэтики выносятся на публичное обсуждение, что способствует изменению законодательства. Современная биоэтика стремится к философской рефлексии оснований морали. Благодаря этому вопросы ответственности в сфере биомедицины и здравоохранения, справедливости, безопасности, подвижности пределов человеческой жизни прочно закрепились в правовом поле общества.

Существует несколько моделей биоэтики, среди которых различаются исторические модели биоэтики:

  • модель Гиппократа,
  • модель Парацельса,
  • деонтологическая модель.

Кроме того, существует западная модель биоэтики и российская.

Западная модель биоэтики основывается на системе либеральных ценностей. В данной модели индивид рассматривается как автономная личность, которая способна рационально мыслить и принимать решения, а также нести ответственность за них. Технологии, отвечающие за реализацию прав и свобод в сфере биомедицины, были разработаны в западной модели биоэтики. Западная модель биоэтики основана на традициях американской культуры, и опирается на право прецедента, который предполагает отказ от императивности и общеобязательности. То есть, этический контроль в рамках западной модели биоэтики связан с правовой системой.

Российская модель биоэтики возникла в связи с развитием биомедицины. Она связана с проблемами трансформации человека, с практикой использования продуктов фармакологии. Российская модель биоэтики основывается на принципах традиционной российской этики, которая выделяет единство ценности жизни человека и бытия природы. В данной модели отмечается в первую очередь тема гуманного отношения к жизни и соблюдения человеческого достоинства.

Исторические модели биоэтики. Модель Гиппократа

Древние культуры относились к людям, умеющим врачевать, как к избранным богом. В вавилонской, иудейской, индийской, египетской и других древних культурах врачи почитались наравне с жрецами. Известно, что в Вавилоне врачи были жрецами, и в качестве основных средств врачевания использовались религиозные обряды и магия.

Готовые работы на аналогичную тему

А в Египте первый египетский врачеватель Имхотеп являлся жрецом и даже был обожествлен. Храм, названный в его честь, одновременно являлся госпиталем и медицинской школой.

Практиковать врачевание было дозволено исключительно магам в Персии и брахманам в Древней Индии.

По мнению исследователей, отец Гиппократа тоже являлся жрецом бога медицины в древнегреческой культуре – Асклепия.

Развитие рационального знания и появление принципов демократической жизни повлияло на становление светской медицины. Изначально необсуждаемые права жрецов – лекарей сменились моральными профессиональными гарантиями врачей перед пациентами. Именно в Клятве Гиппократа впервые были выписаны обязанности лекаря перед пациентами, а также перед своими коллегами.

В модели биоэтики Гиппократа действовал главный принцип: не навреди. Он является гражданским кредо врачебного сословия. Главной чертой биоэтики является отношение врача к пациенту и здоровому человеку по принципам заботы, помощи, поддержки.

Эти нормы и принципы, сформулированные Гиппократом, не просто отражение отношений врача и пациента в определенный исторический период. Эти принципы актуальны и сегодня.

Модель биоэтики Гиппократа содержит профессиональную гарантию, которая является условием признания врача не только обществом, но и каждым конкретным человеком, который доверяет врачу самое ценное – свою жизнь.

Модель Парацельса

В эпоху Средневековья сложилась вторая модель биоэтики – модель Парацельса. Эта модель является формой врачебной этики, которая рассматривает отношения врача с пациентом как составляющую часть терапевтического поведения врача. В модели Гиппократа отмечается социальное доверие личности пациента, а в модели Парацельса учитываются эмоционально – психические особенности пациента, а также отмечается важность душевно-духовных контактов пациента с врачом. То есть, в рамках модели Парацельса считается, что душевный контакт врача с пациентом является составляющей лечебного процесса.

В эпоху Средневековья уровень медицинских знаний находился в связи с христианской антропологией. Считалось, что физическая боль – это отражение боли душевной. Это утверждение способствовало развитию терапии внушения. Считалось, лечение пациента зависит от его веры врачу.

Врач, в рамках этой модели биоэтики, должен быть безупречным, как в плане поведения, так и в плане безукоризненного соблюдения этических норм и принципов.

Деонтологическая модель биоэтики

Существенную часть биоэтики, в частности, медицинской этики, составляет понятие нравственной безупречности врача. Это способствовало развитию новой модели биоэтики – деонтологической.

Термин деонтология был введен в науку Н.Н. Петровым в середине ХХ века. Этот термин означал врачебную этику, область медицинской практики, которая в 1917 году была в России отменена за связь с религиозной культурой.

В рамках этой модели разработаны жесткие правила, как врач должен себя вести по отношению к пациенту. Причем нарушение этих правил подвергалось наказанию.

Таким образом, формирование исторических моделей биоэтики было связано в первую очередь с медициной. Именно развитие медицины привело к необходимости регулирования этического повеления врача по отношению к пациенту.

Читайте также: