Как подготовить доклад начальнику

Обновлено: 28.06.2024


Описан оптимальный алгоритм сбора и подготовки документов на рассмотрение руководителю (на подпись, утверждение, проставление резолюции) – это позволит экономить драгоценное время и силы руководителя. Показываем, как распределить обязанности между отделом делопроизводства и личным помощником руководителя. Как перенести этот логичный сценарий в СЭД.

  • он имеет по умолчанию право подписи всех документов;
  • большинство поступающих на предприятие документов, как правило, адресовано на его имя.

Чтобы снять избыточную и неоправданную нагрузку по рассмотрению документов с руководителя, обычно применяются следующие процедуры:

  • предварительное рассмотрение поступивших документов предусматривает их распределение:
    • на те, которые требуют обязательного рассмотрения именно руководителем;
    • и те, которые должны быть направлены на рассмотрение его заместителям или иным работникам структурных подразделений и ответственным исполнителям.

    Предварительное рассмотрение осуществляется квалифицированным работником, исходя из оценки содержания документов, на основании установленного на предприятии распределения обязанностей и делегирования полномочий. Основанием для принятия решения является прежде всего содержание документа, а не его адресация руководителю;

    • делегирование права подписи документов. Данная процедура относится к внутреннему и исходящему документопотокам. Не всегда целесо­образно тратить время руководителя на проставление подписи на каждом документе. Решением в данной ситуации является делегирование права подписи определенных категорий документов должностным лицам предприятия. Оформляется это право доверенностью и приказом.

    Тем не менее всегда остаются документы, которые необходимо подать на рассмотрение именно руководителю организации. Но и в этой задаче вы можете ему помочь, повысив комфорт работы с такими документами и снизив риски принятия неверных решений – необходимо тщательно проверить и подготовить документы для доклада руководителю. Особенно актуальна данная функция при больших объемах документооборота или если руководитель желает лично принимать решения по максимуму документов (не делегирует). Такая практика не редкость и обусловлена, например, желанием руководителя отслеживать все процессы, участвовать во всей цепочке принятия решений и пр.

    Технология подготовки бумажных документов для рассмотрения руководителем

    Давайте сначала подробно разберем технологию процесса, а затем – варианты распределения обязанностей среди работников предприятия в рамках данной функции.

    Несмотря на то что электронный документооборот набирает темпы, практически на каждом предприятии в достаточном количестве имеются бумажные документы: это и договоры, и переписка с контрагентами, и другие виды документов (те, что прошли согласование в электронном виде, но на рассмотрение руководителю подаются на бумаге).

    Технологию сбора, проверки, подготовки и передачи на рассмотрение документов для доклада руководителю целесообразно проработать и утвердить в виде локального нормативного акта (либо отдельного регламента или раздела в Инструкции по делопроизводству). Что там стоит закрепить:

    1. Четко установить место и время начала и окончания передачи документов работниками структурных подразделений. Как правило, это специально отведенная зона в помещении отдела делопроизводства 2 . Каждое подразделение может иметь отдельно выделенную ячейку, в которую его исполнители помещают документы. Необходимое условие – ячейки для сбора документов должны хорошо просматриваться с рабочего места ответственного работника ОД и исключать возможность несанкционированного доступа к документам.

    Главные правила, как делать отчеты начальству

    Плохой отчет может стоить вам карьеры.Сергей Бурых рассказывает, как залезть в голову босса, и делится готовым шаблоном для успешного отчета.

    Из диалога на отчете:
    Босс, - Каким методом вы изучаете рынок?
    Ответ, - Методом перманентного сканирования!

    Доклад руководителю, или Как залезть в голову своего босса

    Доклад руководителю ― это стресс для любого работника, даже если отчеты и носят регулярный характер. Проведение отчета в виде устного доклада при помощи заранее подготовленного и выученного рассказа на пять-десять минут ― это способ рассказать о вашей работе боссу и скорректировать тактику и планы работы в соответствии с целями и стратегией, носителем которых является ваш руководитель.

    С помощью отчета работник и руководитель получают необходимую им информацию, которая нужна для анализа, планирования деятельности и оценки деятельности как сотрудника, так и подразделения. Особая роль здесь отводится сбытовым подразделениям, как центрам прибыли предприятия.

    Контроль деятельности сотрудников сбыта позволяет руководителю своевременно принимать меры для координации работы своих подчиненных и рационально распределять имеющиеся в наличии ресурсы. Простой отчет об объемах продаж не может удовлетворять руководителя, ибо количественные показатели не отражают всех аспектов торговой деятельности. Применение для контроля только этих показателей снижает эффективность управления, так как руководство узнает об упущенных продажах уже тогда, когда перспективные сделки сорвалась, а выход на новые территориальные рынки замедлился, и у потенциальных клиентов сложилось негативное впечатление о продукции компании.

    Неправильная подготовка сотрудника к отчету лишает руководителя достоверной и актуальной информации для принятия решения, а также вызывает в процессе доклада массу наводящих и уточняющих вопросов. Это еще больше усугубляет ситуацию, так как мысль докладчика сбивается, и его память лихорадочно начинает искать ответы на заданные вопросы.

    Специалисты рекомендуют правильно составить отчет о своей работе и с этой целью всегда иметь план доклада. Советуют также подготовить шаблон, в который впоследствии заносить актуальные результаты и данные.

    А как влезть в голову босса, спросите вы?

    Есть такой способ и без хирургического вмешательства! Вам понадобится немного времени, внимания, аналитического мышления и современный гаджет в виде диктофона или мобильного телефона с такой функцией. И, если повезет, то за один-два отчета вы запишете видение вашего босса на план доклада.

    Для написания приведенного ниже шаблона устного доклада понадобилось всего один раз провести запись на диктофон отчет региональных менеджеров внешнеторгового направления у руководителя предприятия. Повезло и в том, что раздраженный очередным докладом босс в течение пяти минут рассказывал, что он хотел бы услышать от своих специалистов.

    Предлагаемый вариант шаблона доклада содержит два раздела и до трех уровней детализации каждого из них, что позволяет, при необходимости, либо сократить, либо увеличить его информативность. Каждый регион разрабатывается как отдельный проект с учетом человеческих и финансовых ресурсов. В третьем разделе отмечены ряд правил, которые необходимо учесть при подготовке и проведении процедуры отчета. Но, если после неоднократных попыток обобщить видение босса в достаточно стройную структуру шаблона, это вам не удается, все равно необходимо составить план доклада по своему разумению, а потом вносить в него коррективы.

    Шаблон доклада может иметь примерно следующий вид:

    1. Текущий проект

    1. Дать оценку состояния выполнения ранее поставленных задач и планируемых действий:

    1.1. Указать приближение или отдаление от планируемого результата.

    1.2. Отметить обстоятельства, указывающие на достижение результата или на отдаление от него.

    1.3. Изложить предпринимаемые системные действия.

    1.4. Сделать выводы по результату действий и перспективе работы.

    2. При наличии договоренности по поставкам или проявлении конкретного интереса покупателем, изложить информацию:

    • Краткую историю предыдущих поставок (в том числе за предыдущие годы)
    • Количество продукции в перспективной поставке
    • Модели (номенклатура)
    • Условия поставки
    • Условия оплаты
    • Итоги согласование цен

    3. Доложить:

    3.1. План действий по поставкам:

    • Сроки поставки
    • Сроки изготовления
    • Согласованность модельного ряда с возможностями производства
    • Даты (в том числе планируемые) проведения переговоров и/или подписания документов (перечень лиц и документов)
    • Последовательный план действий (пошагово и со сроками)
    • Изложить альтернативные планы действий

    3.2. Анализ регионального рынка (корректная его проработка, и при необходимости, продолжение работы на нем)

    4. Предоставить формальное подтверждение выводов по перспективе проекта или планируемых действий и доложить о наличии:

    4.1. Документарного подтверждения:

    • Наличие контракта и/или спецификаций (подписанных или нет)
    • Наличие заявки (письменный запрос)
    • Протокола намерений
    • Гарантийного (электронного или обычного) письма

    4.2. Внятного устного подтверждения намерений покупателя:

    • Полученного в процессе переговоров при личной встрече
    • Полученного в процессе телефонных переговоров

    5. Сделать обобщающие выводы по проекту (корректная его оценка).

    2. Новый проект

    1. Дать оценку новому рынку:

    1.1. Изложить повод (следствие каких действий) возникновения активного интереса на этом рынке и его реальность.

    1.2. Дать корректную оценку региональному рынку и его перспективности:

    • Емкость рынка
    • Историю поставок продукции (или аналогов) на этот рынок (если были, то когда и кем)

    2. Изложить:

    2.1. Факты, подтверждающие реальный интерес на новом рынке к продукции вашего предприятия:

    2.2. План действий на этом рынке:

    • Количество продукции в перспективной поставке
    • Модели (номенклатура)
    • Планы проведения выставок, переговоров и/или подписания документов (перечень лиц, участвующих с обеих сторон и документов, планируемых к подписанию)
    • Последовательный план действий (пошагово и со сроками)

    3. Особые требования

    Доклад должен быть корректным:

    Рекомендуется начинать доклад с текущих проектов, где особенно уделить внимание ходу выполнения задач и сроков, поставленных или одобренных боссом при предыдущих встречах. Если вам удастся получить одобрение или положительную эмоцию у руководителя по первой части, то вторая часть ― предложения по новым проектам, не останутся без его внимания и могут тут же получить продолжение.

    Отчет о проделанной работе — это документ, позволяющий руководителю оценить продуктивность труда сотрудника. Он необходим при внедрении в организации различных систем мотивации работников.

    Кто и для чего отчитывается

    Суть любого трудового процесса заключается в постановке руководителем задачи и последующем ее выполнении сотрудниками. Выполненные задачи фиксируются в отчете, который периодически составляется работником. Частота формирования этого документа определяется внутренними правилами компании.

    Отчет нужен руководителю, чтобы иметь наглядную картину производительности труда сотрудников, и для составления стратегии развития трудового процесса и успешности компании. Необходимость подавать этот документ дисциплинирует сотрудника и помогает выявить собственные слабые стороны.

    Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что такое ключевой показатель эффективности и есть ли выгоды от установления KPI. Используйте эти инструкции бесплатно.

    Форма и содержание документа

    Законодательно закрепленного шаблона документа не существует, поэтому информация о проделанной работе подается в свободной форме. Это связано с тем, что невозможно предусмотреть корректные бланки для каждой отрасли и всего многообразия специалистов. Но разные организации вправе согласовать собственный бланк. Единый формат позволяет быстрее анализировать большие объемы информации.

    Но какой бы формат документа ни был принят в организации, как правило, в него включены следующие сведения:

    • Ф.И.О. сотрудника;
    • период отчетности;
    • поставленные задачи;
    • выполненные задачи;
    • невыполненные задачи и обоснование;
    • предложения по оптимизации;
    • планы на следующий период.

    Важен не только сам факт присутствия перечисленных сведений, но и правильная и удобная их подача. Исходя из этого, документ делается:

    Особенности для удаленки

    В связи с ростом количества удаленных сотрудников возникла необходимость контролировать их производительность труда. По большому счету, такие работники отчитываются по тем же правилам, что и остальные. Но есть несущественные отличия, как правильно отчитаться о проделанной работе на удаленке:

    • документы подаются в электронном виде;
    • отчетность готовится чаще (еженедельно, ежемесячно).

    Согласно информации Роструда, работодатель определяет не только порядок доведения до сведения сотрудников заданий, но и как отчитываться о выполненном труде. Это делается, чтобы избежать нежелательных трудовых споров.

    Читайте также: