Основы искусства чтения доклад

Обновлено: 02.07.2024

Выразительное чтение - искусство художественного чтения в условиях школы. Значение выразительного чтения в формировании мировоззрения, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Пути развития методики выразительного чтения в русской дореволюционной и советской школе. Главное средство выразительности речи и чтения - интонация. Интонация как результат проявления в речи мышления, чувств, волевой направленности говорящего. К.С. Станиславский о работе над словом. Воображение, подтекст, исполнительские задачи, словесное действие. Логическая пауза, ударение, мелодия и их роль в передаче мыслей автора.

Техника речи. Голос, дыхание, речь. Значение речевой техники для речи и выразительного чтения учителя-словесника. Качество голоса: диапазон, гибкость, тембр, дикция.

Тема 2. Из истории искусства чтения.

Истоки современного искусства чтения - народные сказители, чтецы-писатели, чтецы-актеры. «Салонное чтение 18 века. А.С. Пушкин - основоположник авторского профессионального чтения. Н.В. Гоголь - чтец-актер. А.Я. Закушняк - основоположник профессионального искусства чтения в России. Развитие искусства чтения в России первой половины XX века. Современное искусство чтения.

Тема 3. Выразительное чтение на уроках литературы.

Требования к выразительному чтению учащихся: понимание идейно-художественного содержания произведения, четкая передача мыслей автора, выявление своего отношения к читаемому, четкость и правильность произношения, умение пользоваться своим голосом.

Выразительное чтение учителя как средство раскрытия учащимся смысла изображенных в произведении явлений жизни, как предварительный этап работы по изучению содержания текста. Связь учительского чтения с дальнейшим изучением произведения - беседой о прочитанном, углубляющий понимание учащимися смысла произведения, характера героев, изображенных картин, событий, деталей, их взаимосвязи, особенностей построения произведения, его языка. Выразительное чтение учителя в старших классах в системе анализа отдельных произведений и изучения творчества писателя. Принцип отбора для чтения в классе отдельных сцен и фрагментов из целого произведения: выбор ключевых эпизодов и сцен, заключающих в себе наиболее характерные особенности образа, развитие содержания, постановки проблемы. Выявление через них идейно-тематических линий произведения.

Тема 4. Внеклассные занятия выразительным чтением.

Специфика внеклассных занятий выразительным чтением. Внеклассная работа -часть школьного курса литературы, помогающая организовать творческую деятельность учащихся, содействующая их эстетическому и нравственному воспитанию.

Разнообразные формы внеклассной работы, направленные на совершенствование знаний учащихся по литературе: драмкружок, кружок художественного слова, поэтический клуб, диспуты, тематические вечера, конкурсы чтецов, фестивали и другие. Принципы отбора произведений для исполнения учащимися. Подготовка выступлений учащихся на школьных смотрах, конкурсах, вечерах.

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1, 2. Техника речи.

1. Дыхание, дикция, голос.

3. Сила, диапазон, гибкость голоса, темп речи.

Тема 3. Партитура текста.

Определение понятия: партитурные знаки.

Знакомство с условными знаками партитуры текста.

Тренировочные упражнения: разметка речевых тактов в тексте.

Тема 4. Подготовка художественного произведения к исполнению.

Роль воображения, создаваемого подтекста.

Выявление в чтении своего отношения к изображенной автором действительности.

Работа над партитурой текста.

Тема 5,6. Выразительное чтение в системе анализа сказки.

1. Сказка - один из основных жанров устного народного творчества.

2. Жанровая классификация сказок.

3. Классификация сказочных образов.

а). Определение исполнительской задачи.

б). Определение логических пауз и ударений.

в). Интонационные особенности текста.

г). Особенности художественного рассказывания: эмоциональность, воображение; видение текста; темп, дикция, гибкость голоса, звуковая структура сказки, тональность.

Тема 7. Выразительное чтение в системе изучения басни.

1. Басня - жанр дидактической литературы с традиционным кругом сюжетов, образов, мотивов, морализаторским выводом.

а). Определение исполнительской задачи;

б). Видение события и воображаемое участие в нем исполнителя, основной принцип художественного прочтения басни;

в). Ритм и рифмовка басни;

г). Интонационное богатство басен;

Тема 8. Выразительное чтение в системе изучения былины.

1. Былина - жанр русского фольклора.

2. Образы богатырей, воплотившие народные идеалы.

а). Определение исполнительской задачи;

б). Речитатив (полунапев) - основной способ воспроизведения былинного стиха;

в). Подвижность логического ударения в былине;

г). Леймическая пауза в былине;

д). Интонирование былинного стиха (принцип равнодлительности в былине).

Тема 9. Выразительное чтение при изучении прозаического произведения.

а). Определение исполнительской задачи на основе выяснения идейного замысла автора;

б). Логические паузы, ударения, тональность, интонирование;

в). Выявление подтекста отрывка;

г). Передача смыслового значения знаков препинания;

д). Определение типа воображения на примере отдельных частей текста.

Тема 10. Выразительное чтение при изучении лирических произведений.

а). Определение исполнительской задачи на основе выявления смыслового содержания текста;

б). Разбивка текста на строфы;

в). Определение речевых звеньев в строфе;

г). Интонационная передача текста;

д). Выявление особенностей стихотворной речи (стиховой перенос, рифма, ритмическая организация, цезура; е). Партитура текста.

Тема 11. Выразительное чтение при изучении лиро-эпических произведений.

а). Определение исполнительской задачи на основе выявления смыслового содержания текста;

б). Разбивка текста на строфы;

в). Определение речевых звеньев в строфе;

г). Выявление особенностей стихотворной речи (рифма, цезура, пауза, ритмическая организация.

д). Партитура текста.

Тема 12. Выразительное чтение при изучении драматургических произведений.

1. Драматическое произведение как основа сценического действия.

а). Определение исполнительской задачи; .

б). Передача чтецом диалогической речи (диалог персонажа-автора со сценическими партнерами);

в). Передача чтецом монологической речи (апелляция чтеца к зрителям);

г). Роль коллективного прочтения отрывка пьесы по ролям.

3. Отличие чтения драматургических произведений от исполнения прозы.

Тема 13, 14. Роль выразительного чтения в организации внеклассной работы по литературе.

1. Формы внеклассной работы по литературе.

3. Подбор материала и составление программы литературно-музыкальной композиции по творчеству одного из писателей (поэтов). Апробация фрагмента программы.

4. Разработка программы занятий кружка по выразительному чтению.

5. Анализ предложенных материалов студентами группы.

Примечание: выполнение заданий можно осуществлять по группам, состоящим из нескольких человек.

4. ТРЕБОВАНИЯ К НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ

Выразительное чтение активизирует художественное восприятие литературных произведений, поскольку такое восприятие осуществляется в процессе исполнительского анализа, требующего достаточно глубокого и творческого освоения явлений литературы.

Главная задача преподавателя, обучающего студентов выразительному чтению, - подготовить их к осмысленному, творческому прочтению произведения, используя те природные данные, которые уже есть у каждого, добиться правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове.

Выразительное чтение – это не только интонационно правильное озвучивание текста (паузы, логические ударения, движение тона), это исполнительское искусство, это художественное чтение. При работе над произведениями художественной литературы оно служит целям углубленного их изучения и эстетического воздействия на воображение и чувства, как школьников, так и студентов.

Выразительное чтение – это особая ступень в овладении исполнительским искусством, поскольку связано с умением передавать в живой речи мысли, образы и чувства автора. В вузе она характеризуется высоким уровнем и глубиной навыков и умений. Поскольку обучение выразительному чтению – необходимая часть системы профессиональной подготовки учителя-словесника, занятия им – это путь выработки навыков и умений, которые связаны с образовательными и познавательными задачами. Студент должен вырабатывать, формировать, закреплять навыки и умения глубокого вчитывания в текст, развития способности литературно-критического анализа, творческого отношения к прочитанному при его воспроизведении в звучащем слове.

Овладевая выразительным чтением как искусством художественного слова в условиях школы, студенты должны сформировать навыки и умения действовать словом в процессе общения со слушателями. Так как умение воздействовать на аудиторию словом имеет важное значение в педагогической деятельности, в процессе занятий выразительным чтением студенты должны развивать общепедагогические и методические навыки и умения: активное действие словом, общение с аудиторией, умение удерживать внимание слушателей, владение собой. Выразительное чтение закрепляет навыки владения будущими учителями родным языком, его лексическим, синтаксическим, стилистическим и интонационным богатством.

Студенты должны владеть знаниями теории и истории искусства чтения, применять теоретические положения на конкретных текстах в период их подготовки к художественному чтению, показывать навыки и умения выразительного чтения на практике.

Студенты должны совершенствовать технические навыки устной речи и чтения (дыхание, дикцию, голос); навыки звуковой технической и смысловой выразительности речи. В связи с этим студенты должны целенаправленно работать над закреплением навыков глубокого равномерного дыхания, чистоты произносимых звуков, вокальности звучания голоса, ритмичности, мелодической гибкости. Студенты должны самостоятельно овладеть тренировочным комплексом специальных упражнений, предложенных преподавателем, направленных на выработку указанных навыков и умений. При выполнении упражнений студенты должны направлять усилия на совершенствование качества произношения звуков: хорошей их слышимости, четкости, чистоты их произношения. навыки правильного дыхания, хорошего звучания голоса, четкого произношения звуков следует тренировать одновременно при выполнении любых речевых упражнений.

Упражнения по технике речи должны выполняться систематически.

Формирование и закрепление указанных навыков и умений будет способствовать наиболее полному эстетическому восприятию художественного произведения, что является важной основой выразительного чтения.

5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

(очное и заочное обучение)

а) Рубежный (текущий) контроль

Письменная работа № 1

Цель работы: Проверить овладение навыками самостоятельной подготовки к выразительному чтению басни и былины.

Задание 2. В самостоятельно выбранном тексте былины найдите примеры переноса ударения с предмета на эпитет. Произведите тренировочные упражнения по 1 и 2 заданиям.

Письменная работа № 2

Цель работы: проверить овладение навыками самостоятельной работы над партитурой текста

Письменная работа № 3

Цель работы: проверить овладение навыками анализа художественного текста и выразительности чтения.

Письменная работа № 4

Цель работы: проверить понимание студентами специфики внеклассной работы по выразительному чтению.

Задание 2. Составить программу литературно-музыкального вечера по творчеству одного из писателей (поэтов).

Похожие документы:

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

. выразительного чтения . по отношению к проблемам культуры. Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную и культурно- просветительскую, научно-методическую . Практикум по педагогической . учебно- методическим комплексом; планирование и проведение учебных .

Шигина Светлана Александровна

Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы – трудно это или легко для школьника? В чём особенность искусство звучащего слова?

Творческая деятельность, а художественное чтение – это один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях, чтобы быть, плодотворной, она должна воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий.

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение, а художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача художественного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Она всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.

Что делает речь выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная.

Чтобы убедиться в актуальности данной темы , необходимо провести социологический опрос.

С этой целью была разработана вопросная анкета для школьников разного возраста: для учащихся 1-5 классов и для учащихся 6-9 классов.

Результаты соцопроса показали, что интерес к художественному чтению у ребят начальной школы гораздо выше, чем у учеников среднего и старшего звена.

80% детей младшего возраста любят читать стихи и учить наизусть тексты. Это на 24% больше, чем у старшеклассников. Но ребята старшего возраста лучше осознают, что художественному чтению нужно специально учиться. Также они понимают, что художественно прочитанное произведение может производить на человека б о льшее впечатление, воздействуя на его чувства и глубоко раскрывая замысел писателя, пробуждая интерес к дальнейшему чтению и постижению искусства живого слова.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данной работы является актуальной , так как в настоящее время она важна для развития детей. Художественное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.

Цель работы – исследование особенностей искусства художественного чтения.

Объект исследования – процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи при чтении литературных произведений.

Предмет исследования – средства и способы действий при подготовке к чтению текстов художественных произведений.

Исходя из цели, объекта, предмета выдвинута гипотеза : если понять замысел писателя и систематически использовать специальные средства в процессе подготовки, то можно овладеть искусством выразительного чтения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :

1) рассмотреть исторические и теоретические основы художественного чтения

2) раскрыть сущность процесса обучения художественному чтению;

3) проанализировать научную литературу по проблеме;

4) описать процесс организационной работы, а также использование средств обучения художественному чтению произведений при подготовке к творческим конкурсам чтецов.

5) доказательным путем подтвердить выдвинутую гипотезу.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования:

  • изучение научной литературы по проблеме;
  • соцопрос в учебном заведении;
  • наблюдение, описание, сравнительный анализ полученных результатов;
  • структура исследования: работа состоит из двух глав, заключения;
  • списка литературы, приложений.

Глава I История вопроса: этапы становления и развития искусства художественного чтения

  1. Становление и развитие западноевропейского искусства художественного слова

Искусство художественного чтения имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило общество. Рассказчики были уважаемы и популярны у всех народов задолго до зарождения письменности. У древних греков декламация пользовалась особым почетом. Это искусство имело даже государственное значение. Обучали декламации лишь особо одаренных юношей. Текст не просто читался, а декламировался сначала учителем, потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию и ритм. Обучение декламации органически соединялось с обучением музыке. Обычно и музыке и декламации обучал один и тот же педагог. А такими педагогами являлись известные древнегреческие чтецы: Неоптоль, Аристодем, Ахиас. Строжайшее выполнение свода правил чтения не ограничивалось годами ученичества: специальные судьи (ребдофоры) сурово следили за тем, чтобы чтец не смел нарушать раз и навсегда установленных правил декламации. Этот суровый свод правил был прогрессивным для своего времени. Создавалась культура звучащего слова. Воинствующая церковь средневековья грубо уничтожила культуру древнегреческой декламации. Но в эпоху Возрождения в странах Западной Европы попытались реконструировать древнегреческое искусство декламации. Классицизм создал свои правила, близкие к тому, что было у древних эллинов, но заново переосмысленные. Чтец не выражал чувств, а изображал их при помощи обязательных внешних приемов: приподнятостью текстовещания и канонических жестов, символизирующих чувства. В дальнейшем время резко изменило требования к искусству живого слова, и в первой половине девятнадцатого века началась борьба с ложноклассической декламацией. Одним из первых бросил вызов ее омертвевшим канонам великий французский трагик Тельма. Вскоре в Германии, Франции, Северной Америке художественное чтение стало неотъемлемой частью воспитания и образования юношества. [4]

Ю. Э. Озаровский ставит развитие чтецкого мастерства в зависимость от общего и эстетического развития, близко подходя к мысли о необходимости гармонического, всестороннего развития, хотя и не формулирует этого положения. [7]

Десятилетие с 1931 по 1941 годов ознаменовались значительным прогрессом в постановке чтения: в работах Артоболевского и Рыбниковой педагогам были даны ценные методические рекомендации; работали кружки, в которых словесники обучались искусству звучащего слова под руководством мастеров. В 50-70-е годы 20 столетия профессиональное искусство звучащего слова приобрело широчайший размах. Стали обычными вечера художественного чтения. Радио и телевидение открыли перед чтецами миллионную аудиторию. Важнейшим началом было положительное решение вопроса о применении в чтецком искусстве положений системы Станиславского.

В рамках Конкурса участники в возрасте от 10 до 17 лет читают вслух отрывки из своих любимых прозаических произведений.

Вывод: Искусство, уходящее корнями в далекие времена, оказалось вдруг самым молодым. Нынешний день искусства живого слова – это поиски, споры, разведка новых путей, эксперименты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат на тему:

” Искусство художественного чтения ”

ГБОУ СОШ №572 Структурное подразделение: Дошкольное (8)

Учитель-логопед: Гурина А. Е.

Сила звучащего слова.

Этапы становления и развития искусства художественного чтения.

Выразительные средства искусства художественного чтения.

Значение искусства художественного чтения.

Сила звучащего слова.

Владимир Набоков.

Художественное чтение – это своеобразное искусство творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове.

Для того чтобы проникнуть в отобранное для исполнения произведение, необходимо внимательно вчитаться в то, что написал автор, проникнуть в его

мир мыслей, образов, понять его отношение к изображаемой им жизни, свериться с его мировоззрением, выявить его особенности языка и стиля, не пропустить ни одной авторской интонации. Все это и представляет собой длительный и сложный творческий процесс последовательного воссоздания в воображении всего, о чем говорится в предложении. Такая предварительная работа приводит чтеца к определенной интерпретации произведения, его творческой трактовке, в соответствии с которой это произведение воплощается в звучащее слово.

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ

Искусство художественного чтения имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило общество.

Рассказчики были уважаемы и популярны у всех народов задолго до зарождения письменности. У древних греков декламация пользовалась особым почетом. Это искусство имело даже государственное значение. Обучали декламации лишь особо одаренных юношей. Текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию и ритм. Обучение декламации органически соединялось с обучением музыки. Обычно и музыке и декламации обучал один и тот же педагог. А такими педагогами являлись известные древнегреческие чтецы: Неоптоль, Аристодем, Ахиас. Строжайшее выполнение свода правил чтения не ограничивалось годами ученичества: специальные судьи (ребдофоры) сурово следили за тем, чтобы чтец не смел нарушать раз и навсегда установленных правил декламации. Этот суровый свод правил был прогрессивным для своего времени. Создавалась культура звучащего слова.

Воинствующая церковь средневековья грубо уничтожила культуру древнегреческой декламации. Но в эпоху Возрождения в странах Западной Европы попытались реконструировать древнегреческое искусство декламации. Классицизм создал свои правила, близкие к тому, что было у древних эллинов, но заново переосмысленные. Чтец не выражал чувств, а изображал их при помощи обязательных внешних приемов: приподнятостью текстовещания и канонических жестов, символизирующих чувства.

В дальнейшем время резко изменило требования к искусству живого слова, и в первой половине девятнадцатого века началась борьба с ложноклассической декламацией. Одним из первых бросил вызов ее омертвевшим канонам великий французский трагик Тельма. Вскоре в Германии, Франции, Северной Америке Художественное чтение стало неотъемлемой частью воспитания и образования юношества.

Что должен делать чтец, готовясь к публичному чтению произведения, как разделить искренне с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу? В решении этого вопроса вся суть методики художественного чтения.

Передовые педагоги, посещая выступления Закушняка , Яхонтова и Сережникова, учились у них и в меру своих возможностей переносили усвоенное в свою педагогическую практику. Десятилетие с 1931 по 1941 годов ознаменовались значительным прогрессом в постановке чтения: в работах Артоболевского и Рыбниковой педагогам были даны ценные методические рекомендации; работали кружки, в которых словесники обучались искусству звучащего слова под руководством мастеров.

В 50-70-е годы нашего столетия профессиональное искусство звучащего слова приобрело широчайший размах. Стали обычными вечера художественного чтения. Радио и телевидение открыли перед чтецами миллионную аудиторию. Важнейшим началом было положительное решение вопроса о применении в чтецком искусстве положений системы Станиславского. Таким образом, искусство, уходящее корнями в далекие времена, оказалось вдруг самым молодым. Нынешний день искусства живого слова – это поиски, споры, разведка, новых путей, эксперименты.


Выразительное чтение - искусство, такое же самостоятельное, как музыка или живопись. Каждое из этих искусств используется при изучении школьного предмета - литература (при изучении языка). Если выразительное чтение не рассматривается как искусство, то теряется животворное влияние на педагогический процесс, торжествует формализм. В результате в классе вместо оживления от увлечённости произведением воцаряется скука. Чем больше приближается классное чтение к художественному чтению мастеров, тем лучше.

В отличии то предреволюционного периода в советской школе выразительное чтение никогда не было отдельным учебным предметом. Оно применялось на уроках литературы, уроках русского языка, во внеклассной работе. Выразительному чтению учить надо. Это делает литературный анализ более эмоциональным, углубляет восприятие литературного произведения, ведёт к пониманию литературы как искусства слова, повышает интерес к литературному произведению, открывает перед учащимися звуковую сторону речи, демонстрирует мастерство писателя, повышает культуру устной речи.

На искусство выразительного чтения обращали внимание издавна. Уже в древнегреческой школе изучали Гомера и других поэтов. Текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию, ритм. Обучение декламации органически соединялось с обучением музыки, обычно это делал один и тот же педагог. О такой связи музыки с пением и речью свидетельствует Аристотель и другие греческие авторы.

В русской школе обучение выразительной речи входило в педагогический процесс с первых лет существования школы на Руси. Древнегреческая литература была не тоько литературой письменной, но и звучащей. Задолго до возникновения на Руси письменности и книжной литературы у восточных славян была богатая и разнообразная устная поэзия (например, произведения устного народного творчества исполнялись не профессионалами, профессиональные исполнители - скоморохи, певцы - гусляры, сказочники выделились ко времени образования раннего феодального государства).

Такие жанры, как проповедь, расчитаны на устное произнесение. Поучения, жития святых, псалмы - читались не только в церквях, но и в семьях. Полунапевные чтения изучались в школе.

В ранней русской школе были разработаны определённые правила чтения. Читать рекомендовалось "ясно, чисто, звонко", достаточно громко, но не крикливо ("не в силу кричати, но тихо") произносить по стихам, добирая на паузах воздух ("ни борзо, а крепко по три или четыре строки говори же"), перед чтением вдох ("всякое слово печати духом"). Такие правила даны в наставлениях ("указах") к чтению псалтырей. Этих правил придерживаемся и мы.

О культуре выразительного чтения говорили и писали Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и другие. Во времена Полоцкого пение сменилось декламацией, Симеон Полоцкий определил правила нового искусства, призывал читать наизусть, передавая не слова, а мысль (быть "не слов ловитель, но умом искатель"). В основе его методических указаний лежит стремление к правде и красоте.

Важную роль в деле воспитания речевой культуры учащихся играл школьный театр. В Московской академии, многих других учебных заведениях спектакли были обязательными в педагогической системе. Так выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине 17 века обновременно с развитием силлабического стихосложения и было тесно связано с театральным искусством.

Реформы Петра I привели к "омирщению" школы, освобождению от церковного влияния, идущая из прошлого напевность сталкивается в театре с французской манерой декламации. Обучение декламации в школе было обязательным.

С 70-х годов XVIII века начинается упадок классицизма в русской литературе, меняется характер сценической речи: вместо пафоса видно стремление к передаче разнообразных человеческих чувств. Наиболее характерной фигурой этого периода был Плавильщиков, актёр и педагог. Он преподавал новое искусство выразительной речи.

XIX век - новые тенденции в русской литературе. Например, простота и естественность у Крылова. Теперь "декламация" звучит как что-то неестественное, поэтому многие выступают против неестественного, ходульного произнесения, призывают к чувству, страсти, ясности и естественности чтения.

В школах преподавался "русский штиль", учили умению публично выступать с чтением литературных произведений. Учили выразительному чтению и в семьях, заучиванию наизусть с осмысленным выразительным чтением.

Искусство выразительного чтения особенно развивается во второй половине XIX века, когда организовывались публичные чтения художественных произведений не в салонах и гостиных, а в больших аудиториях. Например, Н. Гоголь был великолепным чтецом. Чтение не безделица. Сила произведения через чтение может произвести чудо. 1843 год, когда начались публичные чтения литературных произведений, считается датой зарождения в России художественного чтения. Необходимость обучения ему глубоко раскрыл Ф. И. Буслаев, он разработал вопросы выразительного чтения в нашей методике. Много внимания уделял развитию выразительного чтения К. Ушинский, рекомендуя способы обучения: подражание учителю, индивидуальное чтение, хоровое и др. Законы и приёмы выразительного чтения освещали В.П.Острогорский, П.Д. Боборыкин, Д.Д. Семёнов, Д. Д. Коровяков.

Методика выразительного чтения в русской предреволюционной школе вносит в чтение душевное состояние и особую музыкальность, творчество (влияние символистов). Мысли К. С. Станиславского и Ю. Э. Озаровского современны и в наши дни.

Озаровский считал, что эмоционально-образная выразительность может быть присуща не только талантливым чтецам, но и средним ученикам, при условии систематических занятий.

Выразительное чтение внедрялось в практику школ. Среди учителей было немало мастеров чтения. Они учились у М. А. Рыбниковой, Закушняка, Яхонтова, Журавлёва и др.

В школьной программе выразительное чтение относится к разделу "Развитие речи", и здесь ещё достаточно проблем: когда, как, кого учить этому искусству. Но речевой слух надо развивать у всех.

Читайте также: