Основы христианского учения доклад

Обновлено: 19.05.2024

Как я уже писала в предыдущей статье , здание средневековой культуры было построено на фундаменте религии. Для Европы - таким фундаментом стало христианство. Очевидно, для того, чтобы в дальнейшем говорить о развитии искусства на этих территориях, нужно представлять себе, хотя бы в самом общем виде, основы вероучения, основные идеи и постулаты. Без этого многие явления культуры окажутся нам непонятны, их восприятие будет затруднено, а иногда и недоступно.

В этой статье я попробую сформулировать самые важные (на мой взгляд) моменты христианства, как вероучения. Разумеется - это не подробный теологический анализ. Я ни в коем случае не претендую на всесторонний и глубокий подход к этому вопросу. Всех читающих статью, я прошу относится к данному тексту, как к попытке сформулировать некий "культурный минимум", который необходим для дальнейшего разговора о европейской средневековой культуре и искусстве. Считайте, что это глава из учебника для тех, кто вообще не знаком с христианством, и знакомится с ним впервые.

Зарождение христианства. Бог

Датой начала европейского средневековья принято считать 4 сентября 476 г., когда последний римский император Ро́мул Авгу́стул отрёкся от престола, и Рим был захвачен германскими племенами, которых римляне называли ва́рварами. (кратко о периодизации древнеримской истории можно почитать здесь ).

Казалось, что варвары разрушили до основания не только Вечный Город, но и всю античную культуру. Однако ничто не может исчезнуть абсолютно бесследно, тем более столь великая и мощная цивилизация как Древний Рим. (О культуре и искусстве Древнего Рима есть ряд статей). Вскоре варвары стали считать себя прямыми наследниками античной культуры, а своё государство называть Священной Римской Империей германской нации (название сохранялось вплоть до 1806 года!).

Главным же вкладом Древнего Рима в будущую культуру Европы стало христиа́нство – религия, впоследствии связавшая на века многочисленные племена, населявшие земли бывшей Римской Империи, создав определённую культурную целостность, которую принято называть христианский мир .

Зародилась эта религия в далёкой восточной провинции Римской Империи - Палести́не , в среде иудеев на основе исповедуемого ими иудаизма .

Христианство базировалось на вере в Единого Бога , Непознаваемого, Всемогущего, Всевидящего, Всезнающего, являющегося воплощением Абсолюта и Совершенства, создателя Мира и Человечества. Данное представление о Боге принципиально отличалось от языческих верований и стало толчком к формированию нового взгляда на Мир, центром, причиной, смыслом которого теперь являлся Бог.

Такое мировоззрение, ставшее приоритетным в средние века, называется теоцентри́зм (от греч. теос – бог).

Христианство: кратко о религии

Религия играет огромную роль в жизни общества и государства. Она компенсирует страх смерти верой в вечную жизнь, помогает найти моральную, а подчас и материальную опору страждущему. Христианство, если говорить кратко о религии, одна из мировых религиозных учений, которое актуально вот уже более двух тысяч лет. В этой ознакомительной статье я не претендую на полноту изложения, но ключевые моменты безусловно назову.

Происхождение Христианства

Как это ни странно, христианство, как и ислам, уходит корнями в иудаизм, вернее в священную его книгу — Ветхий завет. Однако непосредственный толчок его развитию дала всего одна личность — Иисуса из Назарета. Отсюда и название (от Иисуса Христа). Первоначально эта религия была еще одной монотеистической ересью в Римской империи. Христиан гоняли только так. Эти гонения сыграли не последнюю роль в сакрализации христианских мучеников, и самого Иисуса.

Как-то давно, когда я учился в университете на историческом, спрашивал у преподавателя Античности на перемене, а мол, Иисус -то как был на самом деле или нет? Ответ получил такой, что все источники указывают на то, что такая личность была. Ну а вопросы о чудесах, которые описаны в Новом Завете, каждый сам решает, верить им или нет.

Если же говорить, абстрагировавшись от веры и чудес, то первые христиане обитали в форме религиозных общин на территории Римской империи. Изначальная символика была крайне проста: кресты, рыбы и пр. Почему именно эта религия стала мировой? Скорее всего дело как сакрализации мучеников, в самом учении, ну, конечно, в политике Римских властей. Так государственное признание она получила только спустя 300 лет со смерти Иисуса — в 325 году на Никейском соборе. Римский император Константин Великий (сам язычник) призвал к миру все христианские течения, коих тогда было немало. Чего стоит только Арианская ересь, согласно которой Бог отец выше Бога сына.

Как бы там ни было, Константин понял объединительный потенциал христианства и сделал эту религию государственной. Ходят также упорые слухи, что сам, перед смертью, изъявил желание креститься…. Все таки умные были правители: натворят чего нипопадя пока язычники — а потом бац — и перед смертью в христианство обратиться. Почему нет?!

С тех пор Христианство стало религией всей Европы, а затем и большой доли этого мира. Кстати, рекомендую пост про то, что такое религия.

Этапы развития христианства

Христианство в своем развитии прошло несколько стадий:

  • начальное христианство – период, когда возникли первые христианские общины, и началось определение первых христианских положений;
  • раннее христианство – период оформления церкви и основ вероучения;
  • период Вселенских соборов – период существования христианства в качестве преобладающей религии в определенных регионах и обособление западной и восточной церкви;
  • Развитие христианства после 1054 года – период после разделения единой христианской церкви на западное католичество и восточное православие.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Основные положения Христианского учения

  • Мир создан Богом. Это первое положение этой религии. Не важно, что ты думаешь, может Вселенная и Земля, а тем более жизнь появилась в ходе эволюции, но любой христианин тебе скажет, что Бог создал мир. И если особо сведущ, то может даже год назвать — 5 508 год до новой эры.
  • Второе положение — человек имеет искру Божью — душу, которая вечна и не умирает после смерти тела. Эта душа изначально была дана людям (Адаму и Еве) чистой и незамутненной. Но Ева сорвала яблоко с древо познания съела сама и угостила Адама, в ходе чего возник первородный грех человека. Возникает вопрос, зачем это древо познания вообще росло в в Эдеме?… Но это я спрашиваю, так как в конечном счете от рода адамова )))
  • Третье положение — этот первородный грех Иисусом Христом был искуплен. Так что все грехи которые сейчас есть — результат твоей греховной жизни: чревоугодия, гордыни и пр.
  • Четвертое — чтобы искупить грехи, надо покаяться, соблюдать церковные установления, и вести праведную жизнь. Тогда, может быть, и заслужишь себе место в раю.
  • Пятое, если будешь вести неправедную жизнь — сгинешь в аду после смерти.
  • Шестое — Бог милостив и прощает все грехи, если покаяние искренне.
  • Седьмое — будет страшный суд, придет Сын человеческий, устроит Армагеддон. И Бог отделит праведников от грешников.


Ну как? Страшновато? Доля истины в этом конечно есть. Нужно вести нормальную жизнь, уважать ближних и не совершать злых поступков. Но, как видим, множество людей называют себя христианами, а ведут себя прямо противоположно. К примеру, согласно опросам Левады-центра, в России 80 % населения считает себя православным.

Но как я не выхожу на улицу: все едят шаурму в пост, и творят всякое греховное. Что тут скажешь? Двойные стандарты? Возможно, люди, считающие себя христианами, немного лицемерят. Лучше бы сказали, что верующие, а не христиане. Потому как если ты называешь себя таковым, предполагается, что ты и ведешь себя соответственно. Как Вы считаете? Напишите в комментариях!


С уважением, Андрей Пучков

Николаев А. И. Десять лекций о религии

Христианское вероучение строится вокруг текстов Ветхого и Нового Заветов и их канонизированных толкований, сложившихся в основном в первые века нашей эры. Иудейский Ветхий Завет дополнен принципиальным для этой религии Новым Заветом и переосмыслен с точки зрения миссии Христовой.

В ряде положений христианство пересекается с иудаизмом и зороастризмом. Общими являются идеи первородного греха (в иудаизме и христианстве это связано с поеданием запретного плода, в зороастризме – с поеданием мяса быка), мотив потери рая, искупительного пути человечества.

Однако сердцевиной христианства, его уникальной особенностью становится образ богочеловека Иисуса Христа, принявшего мучительную смерть за грехи человеческие и указавшего человечеству путь к спасению.

Жизнь и деяния Иисуса, изложенные в четырех канонических Евангелиях (от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна), деяния учеников Христа – Апостолов, а также знаменитый Апокалипсис (Откровение) Иоанна составляют Новый Завет – важнейшую книгу христианства.

Христианство является религией, в которой не только отражена мифология создания мира и сущности миропорядка, но и осмыслена телеология (то есть представление о цели) мироздания. Путь человечества в христианстве не случаен, но осмыслен, подчинен высшей логике. Христианское мировоззрение относится к разряду финалистских, то есть история человека и мира имеет свой предел, за которым время в обычном смысле слова заканчивается и начинается пространство вечности. Этим рубежом в христианстве считается Второе Пришествие и Страшный Суд [1], когда дьявол будет побежден, в мире установится вечное Царство Божие, а все люди (живые и мертвые) предстанут на Суд Божий, дабы обрести вечное блаженство или вечные муки.

Кроме собственно библейских текстов, прежде всего новозаветных, составивших корпус Священного Писания, важнейшую роль в христианстве играет и так называемое Священное Предание – толкования Отцов Церкви, принятое и канонизированное в качестве закона. Формирование Предания шло несколько веков, сейчас обратим внимание лишь на некоторые его каноны.

Святой Ириней

(II век, казнен в 202 году) утвердил догмат о примате веры над разумом, о непостижимой божественной сущности Христа.

(II–III века) сформулировал догмат о Троице и прояснил сущность трех ликов Божьих (Отец, Сын, Святой Дух). Кроме того, он первым определил, что такое семь смертных гре­хов. Этот перечень (
гордыня, жадность, блуд, зависть, гнев, чревоу­годие, лень
) сегодня вошел в началь­ное христианское обучение закону Божьему.

(II–III века) осуществил грандиозную работу по переводу и систематизации библейских текстов. Кроме того, он ввел в оборот термин
богоче­ловек.
Так он характеризовал природу Христа.

Святой Августин

(IV–V века) разработал онто­логическое доказательство бытия Бога. Создал уникальную теорию происхождения вселенной и смоделировал парадоксы времени. Кроме того, им осмыслены отношения человека к Богу, взаимоотношения церкви и госу­дарства. При этом отличался фанатизмом и нетерпимостью к инакомыслию и иноверию.

Папа Григорий Великий

(VI–VII века) сформулировал догмат о чистилище. Это важный пункт расхождения католицизма и православия.

Святой Иоанн Дамаскин

В результате этой многовековой работы сложился христианский канон, включающий в себя и трактовку текстов Писания, и морально-правовые выводы из него.

В православии авторитетны и Писание, и Предание. Они существуют вместе и доступны для прихожан. Библия и Закон Божий представляют собой неразрывное единство.

Протестантизм, напротив, признает приоритет Писания. Важна сама Библия, а выводы из нее человек делает сам. Канон Предания минимизирован, а роль Церкви как носителя подлинного знания поставлена под сомнение.

Таковы в самых общих чертах основы христианского вероучения. Теперь остановимся подробнее на трех его основных ветвях.

Аномалия — электронная библиотека

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общий становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ.

Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми.

Следующим шагом в развитии понятия «церковь* стала идем ее непогрешимости-, ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис тем, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV в, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. В христианскую мораль была включена совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в семье, -об-Щйяе, обществе, Таковыми явились ветхозаветные и евангельские заповеди и другие нравственные наставления, которые к совокупности и составили го, что официально было одобрено и названо церковью кодексом христианской морали.

Уже в V—VII вв. в Византии, и ходе так называемых христологических споров, обособилось монофизитское направление христианства. В отличие огдиофизигов (составляющих бблыпую часть христиан), признающих в Иисусе Христе две природы — божественную и человеческую, монофизи-ты считали Христа не богочеловеком, а бегом. На Халкидон-ском Вселенском соборе монофизигы потерпели поражение, а ИХ учение было осуждено как ересь.

В V в. возникло и другое направление — несторианство (по имени константинопольского патриарха Нес тория), которое учило, что Иисус не бог и но богочеловек, а гйяовек, ставший обителью божества. Как и монофизитское направление, яееторианство осудили как ересь на Эфесском ссборе.

После гибели Византия с 1453 г. под натиском турок-османов главным оплотом православия становится Россия.

На Руси первым шагом навстречу к христианству стало крещение Киева князем Владимиром и Новгород;! Добрыней. Широкому принятию этой веры способствовало освоение северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство постепенно распространилось и утвердилось по всей территории Руси.

Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. В этот период культ Троицы стал одной ид главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на нозых нравственных началах.

После победы на Куликовом поле Русь быстр э крепла экономически и политически, В 1448 г. Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и веся Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено Начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

Патриаршество в Росси было установлено яри Борисе Годунове. В 1589 г. митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.

В XVII в. споры о нормах обрядовой практики привели к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как ее стороны светских верхов (особенно германских императоров), так И среди низов общества (движение лоллардов л Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI в. этот протест в различных слоях населения оформился в движение Реформации — анти-католяческое движение. Продуктом Реформации стал протестантизм.

В христианстве, вобравшем в себя немалое наследие предшествовавших религий и учений, отчетливо ощущаются и доктрины иудаизма, и митраизм с его системой обрядов и культов, и идея умирающего воскресающего божества из древневосточных религий. Позже, по мере своего становления, христианство многое восприняло из эллинистической философии, из учения стоиков (Сенеки) и др. Но суть новой религии не сводится к эклектической сумме заимствованных элементов. Оригинальность и сила ее в том новом, что возникло на базе сложного процесса религиозно-культурного синтеза всех этих элементов.

Конечно, здесь нет активной революционности, но сам факт провозглашения эгалитарных принципов и следования им был вызовом господствующим общественным порядкам. Неудивительно, что членами первых христианских общин (особенно после перемещения в начале нашей эры усилиями сторонников и последователей апостола Павла центра нового учения с периферии империи в Рим оказались прежде всего обиженные и угнетенные, бедняки и рабы, неимущие и изгои.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Трудности христианского правителя

Трудности христианского правителя Христианин на троне, правящий страной язычников, вынужден все время принимать во внимание их убеждения и предрассудки. Язычники верят, что от личности и поведения князя зависит благополучие всего государства. Если он не будет соблюдать

Славяне до 862 года христианского летосчисления

Славяне до 862 года христианского летосчисления Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду?

Первые записи христианского учения

Первые записи христианского учения Когда первые, еще очень малочисленные христианские группы появились в городах Римской империи (сначала в Палестине, а затем в соседних восточных провинциях), они меньше всего думали о записи своего учения. Да и учения в точном смысле

Расцвет варварского и христианского искусства

Расцвет варварского и христианского искусства Но до нас дошли произведения искусства VII века, свидетельствующие о необыкновенных изменениях во вкусах. Правда, в каменной архитектуре — преимущественно религиозной все еще сохраняется зависимость от образцов,

Очерк тринадцатый Рабби Исраэль Баал Шем Тов. Детство. Годы уединения и созерцания. Баал Шем Тов – исцелитель‚ праведник‚ святой человек. Основы его учения

Очерк тринадцатый Рабби Исраэль Баал Шем Тов. Детство. Годы уединения и созерцания. Баал Шем Тов – исцелитель‚ праведник‚ святой человек. Основы его учения «Умирая, знал ли этот человек, какое великое будущее готовилось его вероучению, предвидел ли он, что спустя всего

Глава VII Политика христианского мира

Глава VII Политика христианского мира IМасштаб влияния норманнов на политику христианского мира в период с 1050 по 1100 год несоизмерим с их численностью. Все крупные деяния норманнов той эпохи повлекли за собой последствия как в светской, так и в церковной сфере, и к успеху

Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения.

Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения. Теперь посмотрим, как раскрывалось церковное сознание и реагировало на только что представленные заблуждения среди отдельных христиан или целых обществ.Первыми христианскими памятниками

Места христианского богослужения.

Места христианского богослужения. Великая перемена, происшедшая в положении Церкви в IV-ом в., обнаружилась на глазах всех в устройстве многочисленных и богато-украшенных церковных зданий. Не вредя eдинству и не изменяя сущность христианского богослужения, развилось

2. Предшественники христианского антисемитизма[11]

Языческий прообраз христианского рая

Языческий прообраз христианского рая Ныне лингвистикой доказаны языческие истоки слова рай. Христианское понимание его как места загробного пребывания душ праведников, не было первоначальным значением этого слова. Академик О. Н. Трубачев установил родство слова рай со

Христианство является одной из главных мировых религий. Православие — это одна из его ветвей наряду с католицизмом и протестантизмом, в основном распространено в Восточной Европе: России, Украине, Беларуси, странах Балканского полуострова. Занимает третье место среди всех христианских учений: православными христианами являются 225 миллионов человек, тогда как католиков более миллиарда.

История православной церкви

Принципы и законы

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.

Новый завет

Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.

Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

Милосердие

Исповедаться

Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.

Догмы учения

Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.

Православие это

Православие основывается на нескольких догмах:

Иисус христос

  1. Только истинно верующие будут спасены.
  2. Для прощения грехов необходимо креститься.
  3. Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
  4. Бог принимает образ и подобие человека.
  5. Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
  6. Святой Дух равен Богу. Он исходит от Богаи связывает его с Христом.
  7. Иисус является Главой верной православной Церкви.
  8. Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.

На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.

Появление названия

Вера православная

На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

История религии

До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.

Для православия значение имели следующие Соборы:

Что значит быть православным человеком

Православие и христианство в чем разница

Религия православие

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.

Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.

Некоторые различия

Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.

Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.

Чем отличается православие от христианства

Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

Читайте также: