Чем отличается доклад от статьи

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сравнительная характеристика форм письменных работ в школе

(доклад, реферат, эссе, статья) .

Объем доклада в школе: 3 – 4 страницы

Презентация (4-5 кадров), сопровождающая доклад

Иллюстративный материал для сопровождения доклада

Форма донесения: устное выступление по тезисам / плану

Продолжительность: 10 минут

основу составляет изучение уже исследованного

итогом доклада должен стать вывод, который заключается в обобщении изложенного материала

Оформляется титульная страница

Список использованной литературы

Приложение (не обязательно)

Объем реферата в школе: 10 – 20 страниц

Форма донесения: письменная

основу составляет изучение уже исследованного

строится по тем же принципам, что и доклад (см.выше)

логичное изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа всего опубликованного ранее материала, относящегося к раскрываемой теме

Чёткая структура и форма изложения (каждый структурный элемент начинается с новой страницы):

Список используемой литературы

Структура глав реферата:

повторяет структуру всего реферата в миниатюре

в начале главы (первом или втором абзаце) ставится своя цель – решение одной из задач, которые были сформулированы во Введении

основной текст главы должен быть посвящен решению поставленной задачи с использованием иллюстративного материала

вывод из главы формулирует итог решения конкретной задачи в свете помощи для достижения цели, указанной во Введении

обобщаются в логическом порядке и оцениваются выводы, сделанные в каждой главе

определяется, была ли достигнута поставленная во Введении цель

Оформление иллюстративного материала в тексте, в Приложениях, ссылок на источники строго регламентировано правилами, не зависимо от темы, направленности и объема реферата

Стилистика: пишется академическим, клишированным языком, с использованием типовых речевых оборотов

Объем: 5 – 10 страниц

Форма донесения: письменная

основу составляет изложение авторской позиции по какому-либо вопросу, а также аргументированная защита этой позиции

строится в виде небольшого сочинения по конкретной теме, где автор излагает индивидуальную точку зрения по какому-то вопросу

не претендует на всестороннее рассмотрение какой-то проблемы, ориентируясь на личностный подход к анализу источников по данному вопросу

Структура и форма изложения:

сочинение свободной композиции

разнообразные творческие формы: исповедь, эскиз, заметки, похвала, речь, письмо, ответ, слово и др.

разговорная интонация и лексика

применима парадоксальность и афористичность изложения

использование широкого спектра средств выразительности

Объем: задается преподавателем / редактором издательства

Форма донесения: письменная

фактически статья – это небольшое научное исследование

изучается только одна проблема, решение которой указывается как цель исследования

основу статьи и базу аргументов должны составлять результаты собственных исследований и, так называемые, полевые материалы автора (ПМА)

статья пишется исходя не из личных впечатлений, а на основе проверенного и аргументировано доказанного материала

ссылки на чьи-либо статьи, монографии или исследования допустимы только в том случае, если они подтверждают собственное доказательство

Структура и форма изложения:

строится по классической схеме, отвечая на вопросы: что, где, когда, почему, зачем и как (см.выше)

по форме повторяет структуру реферата в миниатюре и сходна с одной главой основной части реферата

в отличие от реферата, все разделы (вводная часть, основная, заключение) пишутся одним текстом, где каждая последующая мысль непосредственно логически и доказательно должна быть связана с предыдущей

в итоге делается вывод как результат последовательного по тексту статьи решения ряда задач, объединенных целью исследования, поставленной автором

после статьи указывается список источников и литературы, в который обязательно должны включаться помимо уже опубликованной литературы собственные материалы (ПМА)

список литературы и отдельные публикации в статье оформляются по тем же правилам, что и в реферате

требования к оформлению сносок зависят от требований преподавателя / издания, издательства, конкретного сборника или журнала

текст должен быть качественным, что включает в себя грамотность, простоту, точность и ясность изложения, а также связность текста

стилистика связана с темой, основной проблемой статьи

основные стили: разговорный, художественный, публицистический, официально — деловой, научный

статья должна вызывать интерес, поэтому важно вырабатывать собственный индивидуальный стиль написания текста, который будет уместен в статье с любой тематикой

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 200 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.06.2018 916
  • DOCX 26.3 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Завьялова Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Чем отличаются тезисы доклада от текста доклада и статьи? Какой объем должен быть у научной статьи и текста доклада соискателя ученой степени? В каких изданиях нужно публиковаться аспиранту и соискателю для допуска к защите кандидатской диссертации? Какая публикация считается научной? Ответы на все эти вопросы Вы узнаете, прочитав эту статью…

Publicationes

Уже неоднократно я обращал внимание на то, что не только аспиранты и соискатели ученой степени кандидата ХХХ наук, но даже некоторые маститые академики, а также прочие корифеи и деятели науки этой страны путаются и не могут различить между тезисами доклада, текстом доклада и статьей. И вопрос этот далеко не пустяковый, ибо имеет весьма важное и существенное практическое значение для аспирантов и докторантов…

Итак, если серьезно подойти к рассматриваемому вопросу, следует указать на два основных заблуждения в околонаучной среде относительно публикаций тезисов, докладов и статей:

1-е весьма распространенное заблуждение: « публикация в материалах конференции является тезисами, а публикация в журнале однозначно является статьей «

2-е весьма распространенное заблуждение: « публикация в материалах конференции является статьей «.

Классическая структура тезисов доклада состоит из краткого введения в проблему, пронумерованного изложения тезисов 1., 2., 3., N+1, либо отдельных абзацев и заключения, в котором кратко резюмированы основные результаты исследования и указаны исследовательские планы на будущее. В тезисах докладов, как правило, отсутствуют ссылки на источники и литературу, однако авторы регулярно ссылаются, с целью саморекламы, на собственные научно-исследовательские работы, монографии или статьи. Кроме того, большинство оргкомитетов и учредителей конференций, публикующих именно тезисы докладов, просят авторов присылать тезисы без списка литературы и графиков. Поэтому частенько в изданных тезисах докладов отсутствуют рисунки, схемы, таблицы и прочая графика.

Перед размещением публикации каждому автору следует определиться с целями, которые он преследует. От этого зависит, стоит ли отсылать работу в качестве научной статьи, или же она зачтется лишь как доклад или тезисы.

Кому и для чего нужны публикации?

Сначала следует определиться с тем, что такое научная статья, а что такое материалы научной конференции.

Что представляет собой научная статья?

Научная статья – это целостное произведение, которое имеет завершенный вид. Она содержит результаты научных изысканий. Статьи бывают нескольких видов:

  • научно-теоретические;
  • научно-практические;
  • научно-методические.

Пример научной новизны исследования

Все работы должны иметь научную новизну. Это, пожалуй, является основным их критерием. Иначе рукопись превратится в никому не нужную кипу бумаг, не имеющих никакого практического применения. Другой важный критерий – актуальность. Особенно это касается статей экономического характера.

К остальным критериям научной статьи отнесем:

  • публикация в периодических рецензируемых журналах научного характера, сборниках и альманахах;
  • указание в выходных данных издания данных о научном редакторе или редколлегии с ученой степенью;
  • примерный объем от 0,35 до 0,8 печатного листа (далее – п.л.).

Что представляют собой материалы по итогам конференций?

Они могут быть опубликованы в виде доклада или тезисов. Последние котируются меньше.

Доклад

Доклад является одной из разновидностей научных публикаций. Это лишь презентация статьи.

Отличительными особенностями доклада являются:

  • Следующий вид структуры: введение, основная часть (содержащая структурированные и взаимосвязанные разделы параграфов), выводы и заключение.
  • Отсутствие ссылок на использованную литературу в конце работы.
  • Объем доклада – 0,3-0,4 п.л. и более. Это больше, чем у тезисов, но меньше, чем у статьи.

Тезисы доклада

Они представляют собой краткое изложение научного изыскания. В них может содержаться формулировка основных его результатов.

Основные критерии доклада:

  1. определенная структура: введение, изложение тезисов, заключение;
  2. указание будущих планов исследования;
  3. отсутствие ссылок на использованную литературу. Однако некоторые авторы любят ссылаться на собственные работы;
  4. отсутствие иллюстрационного материала: рисунков, схем, таблиц.
  5. небольшой объем – от 0,1 до 0,3 п. л.

Черты тезисов докладов

Однако не следует использовать тезисы в качестве примера работ, в которых содержатся ключевые результаты исследования.

Тезисы докладов являются сборником, который включает материалы, которые были опубликованы до начала конференции. Они, как правило, носят предварительный характер. Таким образом, соискатель может опубликовать в сборнике работу на 15 страниц. И все равно она будет считаться тезисами.

Зачем аспиранту нужны публикации в научных журналах?

Публикация в научных журналах – это обязательная составляющая при написании диссертации. Более высоко ценятся научным сообществом публикации в изданиях, одобренных ВАК. При написании диссертации таких научных статей должно быть от одной до трех. Чем больше их будет, тем выше будет цениться работа и меньше вопросов поступит со стороны Комиссии при защите.

Однако требования печатных издательств к таким публикациям весьма высоки. Они включают: научную новизну, актуальность, оформление, научный интерес к теме, степень разработанности проблемы, методы исследования, графический материал и т.д. Кроме того, зачастую, они платные.

  • соавторство с уважаемым ученым;
  • добавление в список литературы в конце работы статей из того журнала, в который отсылается статья.

Публикация статьи - процесс длительный

Итак, примерно три статьи должны быть опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК. Остальные работы могут быть напечатаны в менее серьезных изданиях. Существуют также и электронные издания.

Обычно объем работы, опубликованной в печатном издании, составляет от 2 до 5 страниц. Каждое издание имеет собственный список требований к работам. Обычно объем работы указывается не в обычных страницах, а в т.н. печатных листах.

Зачем аспиранту нужны публикации в материалах по итогам конференции?

Сборники по итогам конференции котируются при защите не так высоко, как научные статьи. Однако ссылка на них в списке литературы, использованной при написании диссертации, может оказаться полезной. Это сделает его более разнообразным и покажет, что соискатель разместил результаты своих научных изысканий в широком круге источников. Это всегда высоко ценится.

Сборники по итогам конференций могут быть нескольких видов. Одни из них публикуют результаты мероприятия. К ним относятся статья и доклад. Другие издают лишь краткое резюме доклада. В этом случае вы получите публикацию в сборнике тезисов. В научном сообществе она котируется невысоко. Однако она расширит кругозор соискателя и послужит отличной базой для дальнейших публикаций. В тезисах публикуется сжатое изложение самого доклада. Они могут не иметь четкой структуры и списка литературы и содержат небольшой объем (примерно 0.25 п.л).

Однако следует учитывать, что публикации в сборниках статей научных конференций не должны преобладать в списке литературы. Это может вызвать вопросы о том, что ваши работы не захотел опубликовать ни один серьезный журнал.

Тонкости

Следует учесть, что не всякая публикация в материалах конференции является научными тезисами, и не каждая публикация в печатном издании – статьей.

Пример тезисов доклада

Публикация в материалах конференции, как правило, не считается статьей. Это объясняется тем, что она может являться как тезисами, так и докладом или статьей. В некоторых случаях в сборнике это не указывается, и сам автор решает, что у него на руках, руководствуясь критериями, определяющими, что такое статья, а что такое тезисы и доклад (см. выше).

Однако может быть и другая ситуация. Иногда организаторы научного мероприятия просят авторов оформлять свои работы как статьи. Тогда они будут проходить редактирование и рецензирование.

Другой повод считать свою работу научной статьей – упоминание в аннотации к сборнику, что он является сборником статей. В этом случае сами организаторы указывают на то, что представленные в нем работы являются полноценными статьями.

Обычно считается, что любая публикация, размещенная в научном журнале, является статьей. Это утверждение не всегда справедливо. В действительности, помимо статей журналы размещают еще и тезисы докладов.

Таким образом, как в материалах конференции может быть напечатана полноценная научная статья, так и в печатном издании могут быть опубликованы тезисы.

В статье не только анализируются общественные ситуации, процессы, явления с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе, но и приводится авторская трактовка явлений. На основе уже имеющихся фактов, или же разработанных автором моделей, проецируется влияние вышеуказанных теорий на дальнейшее развитие общества, показываются "плюсы" и минусы" теорий автора.

Объем статьи варьируется от 7-8 до 100 страниц. Объем статей для опубликования перед защитой диссертационной работы варьируется от 5-8 до 15 страниц, в зависимости от темы, наличия графиков и диаграмм.

Если требуется не настолько основательный труд, авторского однако написания, то такая работа называется "эссе".

В большой советской энциклопедии можно прочесть такое определение: "Эссе (из фр. essai "попытка, проба, очерк", от лат. exagium "взвешивание") — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции".

Эссе - это попытка осмыслить что-то и передать свой взгляд на рассматриваемую проблемы.

С одной стороны, эссе близко к научной статье, а с другой—к очерку или трактату. Делать в эссе ссылки на других авторов или нет—это личное дело каждого, но необходимо отметить, что объем эссе редко превышает 6-7 страниц, а обычно составляет 2-3 страницы.

Написание эссе развивает логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли, аргументировано доказывать собственную точку зрения, анализировать предмет и иллюстрировать материал примерами, структурировано преподносить информацию.

Основные признаки эссе.

Чтобы правильно написать эссе, необходимо точно представлять себе: какими чертами должно обладать настоящее произведение, созданное в этом жанре. Существует ряд основных признаков эссе:

  • тема побуждает к размышлению, настраивает на диалог читателя и автора, содержит вопрос, проблему;
  • суть проблемы излагается подробно;
  • используется инструментарий конкретной дисциплины, при необходимости – терминология;
  • проводится анализ проблемы с необходимыми примерами;
  • выводы обобщают авторскую позицию, дают о ней полное представление.

Таким образом, чтобы написать эссе, нужно отразить собственную точку зрения, поставить и раскрыть проблему, но делать всё это обоснованно, опираясь на анализ и факты, избегая больших описательных фрагментов. Эссе убеждает читателя, но не настаивает на бесспорности суждений – лучше постараться вовлечь читателя в диалог, вызвать у него интерес.

Доклад - это вид самостоятельной научно-исследовательской работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой темы, рассматривает как различные точки зрения, так и собственный взгляд на проблему. Чем тщательнее проводилась подготовка материала к докладу, тем лучше он будет написан.

  • В самом начале, после определения точной темы доклада нужно подобрать и изучить основные тематические источники. Это могут быть как книги, методические издания, так и статьи в интернете.
  • Затем найденные материалы нужно обработать и систематизировать. Можно выписывать краткие тезисы, можно освещать проблему более подробно. Это зависит от планируемой величины доклада. После подготовки полной информации нужно сделать выводы и обобщения.
  • После того, как объем и основная тематика разделов доклада ясны, нужно разработать план доклада. Общая структура научного доклада может быть такой: формулировка темы исследования, актуальность исследования, цель работы, задачи исследования, гипотеза, методика проведения исследования, результаты исследования и выводы исследования.
  • После этого материал формируется в доклад, исходя из составленного плана.
  • Перед сдачей нужно проверить доклад на соответствие требованиям к оформлению письменного доклада. В докладе должен быть верно оформлен титульный лист, оглавление. Разделами доклада являются введение, основная часть, заключение и список литературы. Особенное внимание обратите на правила составления списка используемой литературы.
  • Если доклад зачитывается перед аудиторией, нужно быть готовым к ответам на вопросы из зала.

Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) это письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. От всех вышеперечисленных работ он отличается тем, что ссылается на минимальное количество источников. Реферат может быть просто кратким содержанием книги, или диссертационного исследования.

Мы выделим 2 типа реферата: продуктивные и репродуктивные. Если репродуктивный реферат просто воспроизводит содержание первичного текста, то продуктивный реферат является вашей авторской переработкой, осмысленной передачей материалы.

Также, репродуктивные рефераты можно разделить на два типа: реферат-конспект и реферат-резюме. А продуктивные рефераты делятся на реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется уже на основе нескольких источников, и представляет собой различные точки зрения по рассматриваемому вопросу. В реферате-докладе есть авторская оценка проблемы, и это вид реферата дает более разностороннее видение проблемы.

DELETED

Обратил я внимание на то, что не только аспиранты, но даже некоторые маститые деятели российской науки (не буду на них указывать пальцами) путаются и не могут различить между тезисами доклада, текстом доклада и статьей. Ибо данный вопрос имеет для аспирантов и докторантов весьма существенное практическое значение.

DELETED

Итак, кроме шуток, следует разобрать два наиболее распространенных заблуждения, бытующих среди околонаучной публики.

DELETED

DELETED

3. Научная статья содержит результаты аналитического, теоретического или экспериментального исследования автора или коллектива авторов данной публикации. Научные статьи публикуются в периодических научных журналах (многие из них рецензируемые), альманахах и сборниках статей. В выходных данных сборника статей или альманаха должен быть указан научный редактор или коллектив редакторов (как правило, со степенью доктора наук).

Объем статьи составляет от 0,35 печатного листа. В российской практике объем исследовательских и обзорных статей занимает от 0,35 до 0,8 печатного листа. Объем ключевых статьей всяких там корифеев наук может достигать 1-1,5 печатных листа.

В заключении следует отметить, что все эти классификации – это конечно полезно, но в реальной жизни ведь никто в немецких подводников времен 1-й мировой войны не играет. Это те, которые журнальчики доставали с классификацией надводных плавсредств и по этим журнальчикам вызнавали скорость передвижения оных, настраивали свои торпеды и топили все, от пассажирского лайнера "Луизиана" до прогулочной яхты. Однако все же лучше иметь толстые статьи в толстых журналах, чем короткие и маленькие в тонких, и с этим вряд ли кто-то поспорит…

Читайте также: