Основные направления деятельности совета безопасности российской федерации доклад

Обновлено: 02.07.2024

Цель курсовой работы – рассмотреть структуру, особенности формирования, функции и полномочия Совета Безопасности.
Задачи для реализации поставленной цели:
Изучить назначение и основные особенности Совета Безопасности;
Определить структуру, особенности формирования и полномочия Совета Безопасности;
Проанализировать функции и направления деятельности Совета Безопасности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Совет Безопасности – назначение и основные особенности
1.1. Правовой статус, роль и задачи Совета Безопасности………………..5
1.2. Документы Совета безопасности……………………………………….9
Глава 2. Структура, особенности формирования
и полномочия Совета Безопасности
2.1. Структура Совета Безопасности………………………………………..13
2.1.1. Аппарат Совета безопасности…………………………………….14
2.1.2. Межведомственные комиссии………………….…………………19
2.1.3. Научный совет при Совете Безопасности……….……………….20
2.2. Порядок формирования и организация деятельности
государственного органа………………………………………….……..22
Глава 3. Функции и направления деятельности Совета Безопасности
3.1. Функции Совета Безопасности………………………………………. 28
3.2. Анализ направлений деятельности Совета Безопасности……………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………….…………..36

Файлы: 1 файл

Система госудраственного и муниципального управления.doc

Кафедра Теории и практики государственного и муниципального управления

Дисциплина: Система государственного и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки группы Г 75 с / 2ч

Самусенко Натальи Александровны

Совет Безопасности РФ: структура, порядок формирования, функции и полномочия

Проверил: __________________

Дата: ___________________

Оценка: ___________________

Санкт-Петербург

Глава 1. Совет Безопасности – назначение и основные особенности

1.1. Правовой статус, роль и задачи Совета Безопасности………………..5

1.2. Документы Совета безопасности…………………………… ………….9

Глава 2. Структура, особенности формирования

и полномочия Совета Безопасности

2.1. Структура Совета Безопасности…………………………… …………..13

2.1.1. Аппарат Совета безопасности……… …………………………….14

2.1.2. Межведомственные комиссии…………… …….…………………19

2.1.3. Научный совет при Совете Безопасности……….……………….20

2.2. Порядок формирования и организация деятельности

Глава 3. Функции и направления деятельности Совета Безопасности

3.1. Функции Совета Безопасности………………………………………. 28

3.2. Анализ направлений деятельности Совета Безопасности……………30

Совет Безопасности создан для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан. 2

Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. 3

Цель курсовой работы – рассмотреть структуру, особенности формирования, функции и полномочия Совета Безопасности.

Задачи для реализации поставленной цели:

  • Изучить назначение и основные особенности Совета Безопасности;
  • Определить структуру, особенности формирования и полномочия Совета Безопасности;
  • Проанализировать функции и направления деятельности Совета Безопасности.

Объект – Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Предмет – анализ структуры, вопросы формирования, деятельности и полномочий Совета Безопасности.

Глава 1. Совет Безопасности – назначение и основные особенности

1.1. Правовой статус, роль и задачи Совета Безопасности

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. 4

Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ. 5

В Конституции Российской Федерации Совет Безопасности закреплен как государственный орган, определяющей полномочия Президента Российской Федерации в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации).

Предшественником российского Совета Безопасности является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с Законом СССР.

В 1991 году в некоторых республиках СССР также стали создаваться советы безопасности, что осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции республик.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. 6

В течение 1992 - 1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.

Основными задачами Совета Безопасности являются: 7

  • обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
  • формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
  • прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации:
    • о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
    • о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
    • о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

    Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. 8

    В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса. 9

    Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов - постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.

    Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

    Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз в неделю).

    В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности по согласованию с Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

    Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета Безопасности.

    Совет Безопасности РФ (далее - Совет Безопасности) является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ (далее - национальная безопасность), организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

    Задачи Совета Безопасности:

    1. обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
    2. формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;
    3. прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
    4. подготовка Президенту РФ пре дложений в области национальной безопасности;
    5. формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
    6. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
    7. оценка эффективности , разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

    Состав Совета Безопасности:

    • Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации;
    • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности);
    • постоянные члены Совета Безопасности;
    • члены Совета Безопасности.

    Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

    Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включаются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

    Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

    История создания, правовой статус, структура и основные направления деятельности

    Совет Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности (Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности", раздел III). В Конституции Российской Федерации Совет Безопасности закреплен как государственный орган в статье 83 (п. "ж"), определяющей полномочия Президента Российской Федерации в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации).

    Предшественником российского Совета Безопасности является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с Законом СССР от 26 декабря 1990 г. "Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию государственной, экономической и экологической безопасности, по преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, по обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

    В 1991 году в некоторых республиках СССР также стали создаваться советы безопасности, что осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции республик.

    Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР". Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (ст. 5, п. 9). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)" названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.

    При Президенте РСФСР 19 июля 1991 г. была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.

    В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон Российской Федерации "О безопасности". В Законе определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, его основные задачи и формы деятельности.

    На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

    Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 образован Совет Безопасности "для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан".

    Основными направлениями его деятельности были определены:

    • подготовка ежегодного доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
    • организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;
    • разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.

    Одновременно упомянутым Указом Президент Российской Федерации утвердил Положение о Совете Безопасности, а распоряжением от 3 июня 1992 г. № 266-рп "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации" была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. В частности, в составе аппарата были образованы управления стратегической безопасности, планирования и координации, информационно-аналитический центр.

    Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 747 "О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации" было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые в целях выполнения его основных задач (ст. 15 Закона Российской Федерации "О безопасности"), оформляются в виде указов Президента Российской Федерации, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения Совета Безопасности, - в виде распоряжений Президента Российской Федерации - Председателя Совета Безопасности (ст. 1). На Секретаря Совета Безопасности возлагался контроль за исполнением решений Совета Безопасности и указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности.

    В течение 1992 - 1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.

    В настоящее время правовое положение Совета Безопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. "ж"); Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (раздел III); положениями о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726; указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1244 "О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации", от 12 июня 2006 г. № 601 "Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации", от 19 февраля 2005 г. № 182 "О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации".

    Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

    В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

    Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов - постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.

    Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

    Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз в неделю).

    В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности по согласованию с Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

    Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета Безопасности.

    За прошедшие годы предметом рассмотрения Совета Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны. Принимаемые решения позволили принять оперативные меры по разрешению конкретных ситуаций, обеспечить проведение мероприятий, реализующих долгосрочные цели.

    Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии.

    Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета Безопасности.

    Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.

    Научный совет при Совете Безопасности (далее – научный совет) функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования.

    Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

    Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя и членов научного совета осуществляется на общественных началах.

    В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.

    Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности, информационно-справочное обеспечение – на федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также на аппарат Совета Безопасности.

    Научный совет привлекается к экспертизе проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности, к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах, к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов, к обоснованию соответствующих проектов государственных решений.

    Решения научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут быть направлены заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь Совета Безопасности.

    Практика решения наиболее сложных проблем обеспечения национальной безопасности России подтверждает целесообразность их предварительной проработки в научном совете. А ряд проблемных вопросов был поднят и предложения по их решению выработаны именно в этом рабочем органе Совета Безопасности.

    Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в научном совете, сосредотачиваются на концептуальных вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Наиболее актуальными задачами являются совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед лицом новых вызовов и угроз ХХI в.

    Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

    Аппарат Совета Безопасности возглавляет Секретарь Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности имеет заместителей и помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

    Структурно аппарат Совета Безопасности состоит из департаментов, которые курируют референты аппарата Совета Безопасности.

    Совет безопасности РФ — это совещательный орган при президенте России . Его решения формализуются указами главы державы.

    Безопасность государства – весьма широкое понятие, которое включает в себя военную составляющую, защиту от терроризма, безопасность в сфере экономики и энергетики, противодействие информационным вызовам и многие другие аспекты.

    В нашей стране мониторингом подобных вопросов занимается Совет безопасности РФ – орган, который возглавляет глава державы.

    Совбез РФ был основан в начале 90-х годов, в период жесткого противостояния президента и парламента. С тех пор его структура и функции неоднократно менялись. Сегодня СБ РФ – это место принятия решений по ключевым вопросам, которые касаются безопасности страны.

    Совбез РФ : общая информация

    Совет безопасности Российской Федерации – совещательный орган при главе государства. Здесь формируется государственная политика в сфере нацбезопасности и отсюда осуществляется контроль за ее выполнением.

    Эмблема Совета безопасности России .

    Председателем органа является президент страны, в настоящий момент этот пост занимает Владимир Путин . В начале 2020 года в структуре СБ России появился новый пост – заместитель председателя. Его занял бывший премьер-министр Дмитрий Медведев .

    Задачи и полномочия

    СБ РФ готовит решения, которые затем формализуются указами и распоряжениями главы державы. Для любого чиновника или органа власти они для исполнения обязательны.

    В компетенцию данного органа входят такие функции:

    • В Совбезе формируются основные направления нацполитики в сфере безопасности, он координирует деятельность других госорганов в данной сфере.
    • В СБ РФ происходит подготовка законопроектов и программ.
    • Орган занимается прогнозированием возможных угроз нацбезопасности страны, анализирует их и предлагает меры по их устранению.
    • Совбез проводит стратегическое планирование, разрабатывает документы и доктрины.
    • Орган курирует исследования в области своей компетенции.

    Кроме того, в полномочия Совбеза входит подготовка предложений главе державы о предупреждении чрезвычайных ситуаций.

    По инициативе этого органа на отдельных территориях вводится и отменяется режим чрезвычайной ситуации или положения. Они формализуются президентскими указами. Также СБ РФ готовит решение об объявлении военного положения.

    Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев .

    Российский Совбез занимается очень широким спектром вопросов:

    • состояние вооруженных сил и военно-промышленного комплекса;
    • угрозы государственной безопасности в сфере экономики и социальной политики;
    • защита целостности страны, ее конституционного строя;
    • информационная безопасность;
    • борьба с терроризмом;
    • сотрудничество с другими странами и международными организациями в сфере безопасности.

    Также в задачи СБ РФ входит оценка эффективности работы органов власти. Если нужно, Совбез делает предложения об их реформировании или создании новых структур.

    Состав органа

    Порядок формирования Совбеза РФ определяется статьей 83 Конституции и федеральными законами. Руководит данным органом председатель, эту должность занимает глава государства.

    Кроме него, в состав Совбеза входит заместитель, секретарь, постоянные и временные члены. Последние назначаются в Совет не по должности, а персонально. Количество непостоянных членов СБ РФ менялось на протяжении всего времени существования органа.

    Стать членом Совбеза может любой гражданин России , не имеющий вида на жительство в другой стране или иностранного гражданства.

    При голосовании постоянные члены СБ РФ имеют одинаковые права. Для принятия решения необходимо простое большинство голосов, после чего их утверждает председатель. Непостоянные члены органа обладают лишь правом совещательного голоса.

    Основной формой работы органа являются заседания. Кроме них, есть еще рабочие и оперативные совещания. Официальные заседания обычно проходят один раз в квартал, для обсуждения текущей ситуации члены Совбеза собираются каждую неделю.

    Повестку и порядок рассмотрения вопросов готовит секретарь Совбеза, утверждает их председатель. Он ведет заседания органа.

    Деятельность СБ РФ обеспечивает аппарат органа. Он имеет статус одного из департаментов президентской Администрации. Работой данной структуры руководит секретарь, находящийся в непосредственном подчинении председателя Совбеза.

    Одна из главных обязанностей аппарата Совета – создание специальных межведомственных комиссий, которые являются основными рабочими единицами СБ РФ . Они образуются по региональному и отраслевому принципу, на временной и постоянной основе. Именно в комиссиях происходит подготовка рекомендаций и предложений, которые затем рассматриваются на заседаниях Совбеза.

    На постоянной основе в составе аппарата СБ РФ работает несколько комиссий, которые занимаются вопросами безопасности в следующий направлениях:

    • социально-экономической;
    • военной;
    • экологии и природопользования;
    • информационной.

    Кроме того, существует особая комиссия, которая занимается стратегическим планированием, и еще одна работает по проблемам постсоветского пространства.

    Экспертное сопровождение работы СБ РФ осуществляет Научный совет. Данную структуру возглавляет секретарь Совбеза. Он утверждает количество секций в совете, назначает их руководителей. В него входят лучшие представители отечественной науки: академики, руководители институтов и отдельные специалисты.

    История

    Российский Совбез был создан по образу американского Совета, который появился в 1947 году, при президенте Гарри Трумэне . Таким образом в США пытались повысить эффективность внешнеполитической деятельности страны.

    Говорят, что в начале 90-х годов президент Ельцин и его окружение не могли определиться, чем будет заниматься российский Совбез : только вопросами безопасности или буквально всем на свете. Судя по развитию истории, верх взяли сторонники второй модели. Очень быстро СБ РФ превратился в аналог советского Политбюро, куда вошло практически все руководство страны.

    Начало 90-х годов

    Подготовка к созданию российского Совбеза началась еще до распада Советского Союза – в апреле 1991 года. В законе о полномочиях президента РСФСР указывалось, что он руководит Совбезом, функции которого планировали выписать позже.

    Положение о новой структуре вошли в новый Основной закон РСФСР , таким образом Совбез получил конституционный статус.

    Формирование органа ускорилось после обретения Россией независимости. Уже в марте 1992 года парламент проголосовал за закон, в котором были выписаны структура Совбеза. Указом президента первым секретарем органа назначили Юрия Скокова , парламент поддержал эту кандидатуру.

    Полностью состав СБ РФ был утвержден президентским указом 3 июля 1992 года. В новом органе голоса получили президент, который занимал должность председателя, секретарь, вице-президент, заместитель спикера, глава Совета министров.

    По новому закону кандидатуру секретаря предлагал глава державы. Также указ от 3 июля утверждал структуру аппарата Совбеза – он получил статус департамента президентской администрации.

    Через несколько дней после формирования органа Борис Ельцин подписал указ, в котором регламентировался порядок исполнения решений Совбеза. Согласно этому документу, секретарь СБ РФ получал право координировать работу государственных органов в пределах своей компетенции. В этот период секретарь Совбеза много занимался делами СНГ , координировал действия специальных служб. Именно он организовывал вывоз ядерного оружия с территорий советских республик.

    Генерал Лебедь занимал должность секретаря Совета безопасности России .

    В это время Совбез был коллегиальным органом, в котором находились представители, как исполнительной, так и законодательной власти. В конфликте между президентом и парламентом секретарь СБ РФ занял нейтральную позицию, за что вскоре и поплатился. Он был уволен со своей должности.

    СБ РФ в 1993-1999 годах

    Теперь в его составе было всего лишь три постоянных члена: президент, секретарь и глава правительства. На пост секретаря был назначен Олег Лобов .

    К 1994 году завершилось формирование комиссий органа. Каждая из них занялась своим направлением работы. По сути, в этот период Совбез превратился в совещательный орган, в состав которого вошли кадры полностью лояльные президенту. Летом 1994 года в него были включены спикеры обеих палат нового парламента.

    Одной из главных тем, по которой работал Совет в середине 90-х годов, была ситуация на Северном Кавказе. В 1994 году именно на заседании СБ РФ было принято решение о вводе войск в Чечню – так началась первая чеченская война. Здесь ее и закончили – в 1996 году секретарь Совбеза Лебедь подписал исторические Хасавюртовские соглашения.

    Это время считается периодом наибольшего усиления СБ РФ . Но после ухода Лебедя должность секретаря Совета превратилась в место почетной отставки. Пост популярного генерала занял спикер Думы Иван Рыбкин . Некоторое время его заместителем был печально известный олигарх Борис Березовский .

    В 1996 году секретарь утратил право назначать сотрудников аппарата органа, оно перешло к руководителю Администрации главы державы.

    В 1998 году Совбез был реорганизован. В его состав вошел Совет обороны, который действовал при главе государства с 1996 года. Совет получил новые функции: контроль за армией, подготовка решений и планирование в военной сфере.

    В конце 90-х годов Владимир Путин занимал должность секретаря Совбеза РФ .

    В конце 90-х годов на пост секретаря Совбеза был поставлен Владимир Путин , который одновременно возглавлял ФСБ РФ . Это назначение было одним из этапов продвижения Путина на вершину власти. Его в то время уже рассматривали, как главного преемника Ельцина .

    Путинская эпоха

    При Владимире Путине Совбез превратился в главный совещательный орган по стратегическим вопросам, а также в информационно центр, регулярно снабжающий главу державы различными меморандумами. Главную роль в работе органа стали играть выходцы из специальных служб.

    За последние двадцать лет на Совбезе принимались важнейшие для страны решения: о начале второй чеченской кампании, вводе войск на территорию Грузии в 2008 году, отправке контингента в Сирию . Говорят, что наиболее значимое решение в новейшей истории страны о присоединении Крыма не выносилось на заседание Совбеза. Где и с кем обсуждал его Владимир Путин остается только догадываться.

    В последние два десятилетия среди приоритетов Совета находились вопросы по противодействию терроризму. В этом ключе на заседания выносились вопросы по ситуации в Сирии , Ливии , Йемене , Ираке , Пакистане и Афганистане . Совбез неоднократно рассматривал вопросы замороженных конфликтов на постсоветском пространстве.

    В СБ РФ занимались выработкой мер безопасности при проведении Олимпийских игр в Сочи . Не единожды Совбез собирался для определения основных направлений развития вооруженных сил России .

    Еще одним важным направлением деятельности Совета является обеспечение экономической безопасности государства. Настоящим прорывом в этом направлении стало принятие Стратегии экономической безопасности страны до 2030 года.

    В этом документе перечислены основные вызовы, которые могут встать перед государством уже в нынешнем десятилетии. Также в нем предложены возможные способы решения этих проблем.

    Еще одним вопросом, который в последние годы неоднократно поднимался на заседаниях Совета, является обеспечение безопасности российской части Арктики. Этот богатый ресурсами регион уже сегодня становится столкновения интересов крупнейших мировых держав.

    В январе 2020 года с структуре СБ РФ появилась новая должность — заместитель председателя. Ее занял Дмитрий Медведев .

    Речь идет не только об огромных запасах углеводородов на шельфах арктических морей, но и на логистической привлекательности Северного морского пути.

    Еще в 2008 году СБ РФ сформулировал основы национальной политики в Арктике. В этом документе были указаны главные задачи нашей страны в регионе. А в августе 2020 года появилась комиссия, которой поручили заниматься обеспечением национальных интересов в Арктике.

    За последние годы СБ РФ из центра политических интриг и противостояния превратился в мощный аналитический центр, способный решать задачи стратегической важности. Нынешний потенциал Совбеза РФ позволяет ему не только ставить общенациональные цели, но и указывать путь их достижения.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Читайте также: