Общественное мнение доклад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лекционный материал по теме "Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением"

1. Организация взаимодействия органов власти с населением

К основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:

1) участие в демократизации государственного управления

2) содействие становлению гражданского общества.

3) содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти.

4) налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.

Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые "технические" причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.

Следующие причины "культурно-исторического" типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к патерналистским взглядам на власть.

"Организационные" причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.

Причины "ресурсные" связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.

Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:

  1. установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями
  2. информирование общественности о принимаемых решениях
  3. изучение общественного мнения
  4. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом
    1. прогнозирование общественно-политических процессов
    2. обеспечение организации аналитическими разработками
    3. формирование благоприятного имиджа организации.

    Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.

    Одним из способов достижения эффективного функционирования организации - это следование следующим методологическим принципам:

    Системность. Деятельность специалистов по связям с общественностью представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.

    Адекватность. Это соответствие структуры отдела по связям с общественностью, предмета и технологий его деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.

    Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.

    Координация между отделом по связям с общественностью и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:

    — четким определением и разделением функций, реализацией принципа "взаимной дополняемости", когда отдел по связям с общественностью не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее;

    — согласование планирования и контроля с учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработкой критериев их аттестации;·

    —соблюдением правил "паритетного управления" и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации.

    Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.

    общественное мнение

    Что такое общественное мнение

    Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:

    • опросы,
    • анкеты,
    • интервью,
    • телефонный звонок.

    Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.

    В социологии

    В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.

    В психологии

    В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.

    Как средство манипуляции

    Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.

    Популярные методы манипулирования общественным мнением:

    Признаки

    Какое мнение можно считать общественным:

    • то, которое включает убеждения отдельных личностей строго в отношении этой ситуации (в другой ситуации их мнение по тому же вопросу может отличаться);
    • то, которое выразили публично, до этого оно считается индивидуальным;
    • то, которое четко определено, сохраняется в течение долгого времени.

    Свойства

    К свойствам относится:

    • охват;
    • распространенность (по субъектам);
    • направленность;
    • поляризованность;
    • распространение (география, социальные слои);
    • интенсивность;
    • устойчивость;
    • скорость формирования;
    • непротиворечивость.

    Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:

    • зрелость,
    • направленность,
    • ориентированность,
    • действенность.

    Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).

    Структура

    В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.

    Что еще входит в структуру:

    • оценки (суждения большинства, даже если они ошибочны);
    • знания социума (теория и практика);
    • чувства и эмоции;
    • социальные установки;
    • воля.

    Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.

    Сущность и функции

    Итак, в чем же суть общественного мнения:

    • это вывод всего общества (большей части социума) по какому-то конкретному вопросу;
    • это отражение интересов и потребностей общества;
    • это регулятор поведения субъектов;
    • это результат объединения, взаимодействия членов социума.

    Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.

    Функции общественного мнения:

    1. Социальный контроль. Народ может поддержать или затормозить реализацию какой-то идеи.
    2. Экспрессия. При помощи ответных реакций, оценок общество может регулировать деятельность каких-либо организаций.
    3. Консультирование. Опросы среди народа помогают решать важные, насущные проблемы.
    4. Директива. Народ имеет право голоса и может участвовать в принятии серьезных решений.

    Как формируется общественное мнение

    Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.

    Механизм формирования

    Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:

    • острота проблемы, актуальность и социальная важность, практическая значимость (объект всегда затрагивает политическую, экономическую, духовную или другую важную часть жизни общества);
    • возможность для дискуссии (проблема должна подразумевать наличие альтернативных убеждений, разницы взглядов, двусмысленности);
    • компетентность, культурная или информационная просвещенность, образованность (общество должно понимать, о чем идет речь, разбираться в вопросе).

    Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.

    Этапы формирования

    Общественное мнение формируется в три этапа:

    1. Зарождение. У общества возникает интерес к какому-либо явлению, отдельные группы дают ему свою оценку. Народ стремится к поиску, получению новой информации.
    2. Формирование. Члены социума обмениваются своими суждениями, на их основе формируется групповое отношение.
    3. Функционирование. Большинство начинает поддерживать групповое отношение, подстраивает свое поведение под него.

    Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.

    Факторы, которые влияют

    На формирование группового отношения влияют:

    • слухи,
    • сплетни,
    • факты,
    • слова авторитетных лиц,
    • чьи-то убеждения.

    То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.

    Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.

    Общественное мнение и общественное сознание

    Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.

    Влияние общественного мнения на человека

    Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.

    Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе

    Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

    Зависимость от общественного мнения

    Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?

    Как перестать зависеть от общественного мнения

    Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

    Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

    Гост

    ГОСТ

    Общественное мнение: сущность понятия и этапы формирования

    Общественное мнение – тип состояния общества. Общественное мнение может содержать в себе как явное, так и скрытое отношение индивида и широких социальных групп к процессам и явлениям, которые происходят в обществе и отражают действительность.

    Субъект общественного мнения – это социальные общности и группы. Объектом общественного мнения могут быть события или явления, факты и социальные проявления, которые имеют негативную и позитивную окраску и вызывают определенную реакцию со стороны общества.

    Общественное мнение формируется поэтапно:

    1. Сначала общественное мнение зарождается. У людей появляется интерес к событиям или каким-либо фактам, явлениям. Общественное мнение может зарождаться как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Объект становится для человека интересным, а субъекты стремятся достичь источников информации. Человеку хочется знать больше о явлении, он хочет постоянно обновлять информацию, чтобы из этого выстраивалось определенное представление о происходящем;
    2. Далее общественное мнение касательно происходящего формируется. Люди обмениваются мнениями, делая это как на межличностном, индивидуальном уровне, так и на групповом уровне. Мнение формируется вокруг ситуации, условий, может иметь эмоциональную окраску. Эмоция – это реакция на происходящее, и она всегда будет у человека;
    3. Наконец, мнение начинает функционировать. Например, оно может функционировать как мнение-оценка, выступая в качестве определенного суждения. Этого суждения может придерживаться абсолютное большинство. А также общественное мнение может переходить к поведенческим формам. То есть человек уже не на словах, а на деле проявляет свое отношение к происходящему. Поведенческие формы поведения – это следующий этап функционирования общественного мнения.

    Социологами выделяется несколько основных условий, которые затем определяют развитие общественного мнения, функционирование общественного мнения. Соблюдение этих условий обеспечивает устойчивость общественного мнения.

    Первое условие – это значимость общественного мнения, поскольку оно должно быть злободневным, актуальным, должно отражать те темы и события, которые действительно интересны человеку и могут вызывать у него различные реакции.

    Второе условие – общественное мнение должны иметь дискуссионный характер. Должны существовать дополнительные вопросы, которые будут обсуждаться в ходе формирования общественного мнения. Это могут быть вопросы, которые ранее уже были подняты, но по ним так и не пришли к общему выводу. Также это могут быть вопросы, которые вызывают у людей более острую реакцию, из-за которых они порой вступают в противоречия и даже конфликты. Но в этом и есть особенность общественного мнения – различные оценочные суждения, которые сосуществуют. Однако единство общественного мнения означает, что реакция действительно единая, она действительно вызвана как негативными, так и позитивными оценками, а значит в этой реакции отражается в мнении большинства.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Третье условие – требуемый уровень компетентности. Он важен для формирования общественного мнения и его дальнейшего развития и функционирования. Важно, чтобы обсуждаемые проблемы были знакомы тем, кто их обсуждает, чтобы человек мог высказать не только свое субъективное, обывательское, но и экспертное мнение. Осведомленность в общественных вопросах позволяет грамотно разобрать их, предложить свои варианты по разрешению сложившейся ситуации и противоречия. Также общественность может сама принимать участие в принятии значимых решений.

    Влияние общественного мнения на личность человека

    Общественное мнение – это далеко не любое мнение. Им может стать только то мнение, которое будет соответствовать полному спектру критериев социальной значимости, критериям социальной компетентности. Это то мнение, которое может вызывать дискуссии и споры, а также способствует формированию новых социальных практик на основании уже имеющихся нескольких мнений.

    Общественное мнение может характеризоваться некоторыми чертами, такими как масштабность, распространенность среди определенных социальных категорий. В основном общественное мнение распространяется среди тех, кому эта тема может быть полезна и интересна, кто имеет личную вовлеченность в обсуждаемые процессы. На основание высказываний общественное мнение может выражаться в конструктивных суждениях, в позитивных и негативных оценках, а по своей структуре общественное мнение может быть плюралистическим или монистическим. Общественное мнение способно манипулировать человеческим сознанием, и в этом выражается его основная роль в жизни человека. Это – один из способов повлиять на человека с целью изменить его поведение полностью или внести в его поведение некоторые изменения, которые в дальнейшем приведут к тому, что он будет воспринимать социальную реальность так, как это выгодно тем, кто занимается манипуляциями.

    Общественное мнение задается непосредственно манипулятором. Оно влияет на подсознание человека, и делается это для того, чтобы удовлетворить потребности манипулятора. Важно уделить внимание тому, в какой форме выражается информация, а не тому, в чем состоит ее содержание. Например, СМИ принимают активное участие в формировании общественного мнения. Они наряду с социальными сетями быстро принимают новую информацию, обрабатывают ее, переносят данные из одного региона или даже участка планеты в другой, и требуется на это всего несколько секунд. В этом состоит сила информационных технологий, которой пользуются не всегда с благими намерениями. Общественное мнение может формироваться не только на основании какого-либо положительного события – те, кто хочет спровоцировать аудиторию на негативные эмоции и негативные оценки, всегда будут пользоваться этим и сеять сомнения. Особенно это касается периодов дестабилизации – смены власти, экономического кризиса в определенной стране или на международном уровне.

    Исследователи, изучающие тактики поведение социальных общностей и групп, затрагивают вопрос о факторах, которые влияют на модель и направленность действий акторов. В научном дискурсе не решенным остается вопрос, внешние или внутренние параметры влияют на процесс социализации личности. В частности, изучается общественное мнение. Его структура, сущность, механизмы и средства манипулирования.

    • Что такое общественное мнение?
    • Общественное мнение как средство манипуляции
    • Структура общественного мнения
    • Процесс формирования
    • Связь с общественным сознанием
    • Влияние на человека
    • Как перестать зависеть от общественного мнения?

    Что такое общественное мнение?

    В научной литературе используется множество определений данного термина. Под массовым мнением понимается как отношение, оценка, состояние мировоззрения относительно происходящих в окружающем мире процессов и явлений. Так и способ проявления внутреннего состояния человека.

    Мнение становится коллективным, когда в ходе жизнедеятельности представители социуму открывают и осознают закономерности, принципы, проблемы в процессах, явлениях, предметах. Иначе говоря, общественным называется то мнение, которое у каждого отдельного индивида сформировалось самостоятельно. Но которое отражает видение мира у масс. Взгляд отражает интересы и потребности.

    Общественное мнение-2.jpg

    Общественное мнение как средство манипуляции

    Мнение общества используют как индикатор. С его помощью определяют настроения, отношение населения, тенденции и модели поведения.

    Социальные институты, распространяющие информацию, формируют настроения. Сознание граждан зависит от СМИ.

    После определения текущего состояния общества СМИ и др. организации понимают, информацию на какую тему нужно размещать и в какой манере подать. Так можно продвинуть любую идею и даже открыть окно Овертона.

    Структура общественного мнения

    Подход, рассматривающий элементы категории:

    То, относительно чего возникает точка зрения. Это может быть проблема, вопрос, происшествие и т.д.

    Объект, т.е. то, что обладает характеристиками и свойствами, вызывающими обсуждаемый вопрос, проблему.

    Субъекты – общности, группы людей, которые обладают относительно схожим мнением по вопросу, относительно явления, предмета.

    Рассматриваемое понятие многоаспектно. Поэтому в рамках другого подхода структура представляется как совокупность граней.

    Рациональный элемент. Подразумевается, что общности имеют относительно объекта восприятия некоторые сведения либо опыт эмпирического взаимодействия. Поэтому их оценка имеет объективную основу.

    Эмоциональный компонент – движущая сила коллективных вглядов. Знания относительно обсуждаемого предмета дополняются чувствами и эмоциями. Которые сформированы в результате критического осмысления.

    Волевая часть. Отражает стремления общности к действию, к отстаиванию собственных воззрений. Свидетельствует о том, что образ мышления и модель поведения формируется по свободной воле индивидов.

    Общественное мнение-3.jpg

    Процесс формирования

    Настроения и умозаключения транслируются и перенимаются в результате взаимодействия. В целом общественное мнение формируется в 3 этапа:

    Возникновение мыслей и идей у индивидов.

    Коммуникация, в результате которой индивиды делятся собственными мыслями, т.е. процесс трансляции.

    Комбинирование множества мнений.

    Связь с общественным сознанием

    Сознание – понятие более широкое, чем мнение. Под массовым сознанием понимается совокупность чувств, настроений, взглядов, теорий.

    Исследователи Б.Грушин и Уледов убеждены, что общественное мнение людей – это средство и канал донесения сознания.

    Массовое мнение формируется в результате зарождения личной точки зрения и ее синтеза с другими. Социальное осознание возникает на групповом, а не личностном уровне.

    Влияние на человека

    Каждый человек от рождения имеет генетически и биологически обусловленные предрасположенности, задатки, темперамент и т.д. Данные параметры можно отнести к внутренней категории факторов, влияющих на социализацию.

    Поскольку человек – социальное существо, на процесс его социализации влияют также внешние переменные. К ним можно отнести экономическое положение страны, уровень научно-технического развития, культуру и традиции, идеологию и коллективные взгляды.

    Мысли и идеи не всех окружающий индивида лиц отражаются в его сознании. Только тех, кто имеет авторитет и уважение. Поэтому главными агентами социализации являются родители и близкие друзья.

    Как перестать зависеть от общественного мнения?

    Живущая в обществе личность не может не находиться под влиянием оценочных суждений масс. Но она может фильтровать информацию, идеи и настроения.

    Способность не зависеть от чужой точки зрения присуща зрелой, самодостаточной личности. Чтобы ею стать человек должен иметь собственный взгляд на мир, критическое мышление. Осознавать, что общепринятых законов и принципов существования быть не может. Каждый человек индивидуален, поэтому имеет право на собственный взгляд.

    Парадоксально, но умение критиковать формируется только в результате сначала приобщения к массовым взглядам, а затем отторжения от них.

    Читайте также: