Основные философские идеи реформации доклад

Обновлено: 27.04.2024

- кризис, моральное разложение католической церкви, её оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций((от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства);

- распространение идей гуманизма, рост самосознания личности, индивидуализм.

Мартин Лютер (1483 – 1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

Ø общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

Ø между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая церковь;

Ø необходимо упрощение обрядов;

Ø Церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;

Ø необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

Ø необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

Ø необходимо запретить индульгенции

Жан Кальвин (1509 – 1564), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Возглавил реформационное движение в Женеве. Добился признания реформированной церкви в качестве официальной. Провёл реформы: в Женеве были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.

Ключевой идеей протестантизма считал идею предопределения. Смысл этой идеи состоит в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасёнными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению. Успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского в международное явление.

Значение философии Реформации:

§ послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы;

§ результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное разграничение в Европе;

ü торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

ü сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

Политическая философия.В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приёмы политической борьбы.

Ø человек обладает изначально злой природой;

Ø движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

Ø совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

Ø для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма необходима особая организация – государство;

Ø правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

Ø правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна – промотана);

Ø ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

Ø в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за её независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков, как его времени, так и последующих эпох.

Философия социалистов-утопистов.Основное внимание эти философы сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты (утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна)).

Томас Мор (1478 – 1535) – основатель утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он занимался политической деятельностью: был членом парламента, председателем палаты общин, лорд-канцлером Великобритании (в 1535 г. казнён как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви).

Значение философии социалистов-утопистов состоит в том, что идеи их были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Основные понятия и термины:

Гелиоцентризм - (от слова Гелиос (Гелий), в греческой мифологии бог Солнца), возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Солнечной системы: Солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты.

Геоцентризм - (от слова Гея, в греческой мифологии мать-земля), иначе Птолемеева система мира. Возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, Солнце и другие небесные светила обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит.

Гуманизм - (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Индульгенция - (от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.

Пантеизм - (от греч. pan — все и theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.

Секуляризация - (от позднелат. saecularis — мирской, светский), ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь.

Утопия - (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные исторические предпосылки, которые способствовали наступлению эпохи Возрождения.

2. Почему эпоха Возрождения была названа именно так?

3. Какие важные признаки характеризируют Возрождение в сравнении со Средневековьем?

4. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения?

5. Назовите видных деятелей гуманизма эпохи Возрождения.

6. Перечислите основные особенности философской мысли периода Возрождения.

7. Какое содержание вкладывали деятели Возрождение в понятие "Гуманизм"?

8. В чём значение открытий Н. Коперника для философии?

9. В чём заключалась суть Реформации?

10. Концепции коммунистического общества мыслителей эпохи Возрождения: авторы и их сочинения.

Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, экономический кризис после появления огромного количества американского золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией.

Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

Мартин Лютер – христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Основополагающие принципы учения Лютера: спасение только верой, благодатью и Библией.

Философские идеи реформации.

Реформация - движение внутри церкви. В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое; народное. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др. Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер. Основные представители: Лютер (положил начало реформации, годы жизни: 1483-1586), Кальвин. Лютер. Основные идеи:

1.Недоверие к возможностям. Человек не может спастись в одиночку. Основа спасения - вера, а не разум. Философия, науки, искусство, это следствия человеческой гордыни.

2.Необходимость религиозного обновления и новой религиозной жизни.

3.возвращение к истокам. К первоначальному тексту Евангелие и христианским ценностям.

Критикует религиозную и культурную жизнь эпохи возрождения. Отказывается от всех гуманистических ценностей и философских учений. Учения Лютера:

-управитель должен считать себя слугой, а не господином народа. Независим.светской власти от папства.

-учение о радикальном оправдании человека верой. Истинная вера предопределяет добродетельные поступки, но они не влияют на судьбу человека.

-учение о непогрешимости писания. Свою деятельность начинает с создания Библии. Единственный источник истины - Библия. Истины Библии просты и не нуждаются в комментариях.

-учение об универсальном богослужении и о свободе толковании Библии. Истины писания просты и доступны каждому человеку. Человек не нуждается в церкви и священнике, чтобы понимать Бога. Вся жизнь человека нацелена на то, чтобы служить Богу. Лютер рисует человека полностью зависящего от Бога. Между Богом и человеком нет священника, прощает грехи только Бог. Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин .Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Кальвин. Основные идеи:

1.спасение возможно только через веру и слово божье.

2.идеи проведения и предопределения (человеческая судьба предопределена Богом, человек от рождения приговорен либо к наказанию, либо к спасению, от человека ничего не зависит, Бог ведет его по жизни). Главные понятия. Призвание первоначально имело узко религиозный смысл, как судьба, определенная для человека Богом. Но каждая профессия ценна. Успехи в профессии рассматриваются как божественное благоволение, как знаки спасения. Успешная экономическая деятельность становится разрешенной. Богатство признак того, что человек правильно идет по своей судьбе.

Философия эпохи возрождения и Реформация [15.05.12]

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи 5
2.Протестантизм как идейная основа Реформации 6
3. Эпоха Возрождения и Реформация 10
4. Социально-философская мысль эпохи Возрождения 12
Заключение 15
Библиографический список 16

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно явление Реформации рассматривается неоднозначно: ряд исследователей выделяют негативные его черты, большинство же считает процесс реформации католической церкви необходимым для становления капиталистического производства. Целью данной работы является выделение основных особенностей протестантства и определение характера его влияния на культурное развитие западной цивилизации.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать две задачи данного исследования:

  • охарактеризовать основные черты протестантизма, как идейной основы Реформации;
  • выявить значение этических канонов протестантства в становлении и развитии европейской культуры.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности возникновения и распространения протестантской религии, выявляется сущность Реформации, в третьем дается обзор основных канонов протестантской этики и рассматривается ее влияние на культурную ситуацию в Европе, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений.

КозимоМедичи - некоронованный правитель Флоренции - говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения -антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV- XVI вв. становится общеевропейским явлением.

2. ПРОТЕСТАНТИЗМ КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА РЕФОРМАЦИИ

Реформация - это социально-религиозное движение XVI века, осуществившее пересмотр ценностей средневековой культуры в соответствии с потребностями Нового времени.

Начало XVI века - это эпоха радикальных перемен в европейской культуре, в это время были заложены те особенности культурного процесса, которые определили лицо культуры на последующие столетия. Это время, когда феодализм приходит в упадок, появляются первые ростки новых общественных отношений. Католическая церковь выступает мощным идеологом феодализма, закрепляя отношения личной зависимости авторитетом самого бога. Власть престола святого Петра не только духовная, церковь является и крупным феодалом, с мощной политической силой, способной сломить любое сопротивления, ее безграничной власти. Оппонентами этой власти становятся достаточно широкие и разнообразные слои: это и правители, добивающиеся политической независимости от Рима, стремящиеся ограничить политическое влияние Папы, это и обедневшее рыцарство и дворянство, для которых церковные земли могли бы стать средством улучшения их положения, это и третье сословие, для которого католическая церковь является воплощением феодальных порядков, при которых третье сословие лишено политических прав. Деятельность его рассматривается как недостойная, а возможности для осуществления частнопредпринимательской деятельности ограниченны феодальной раздробленностью, цеховой организацией, личной зависимостью, а потому и отсутствием свободной рабочей силы. Крестьянство и городские низы страдают от поборов церкви, горожане видят в ней врага независимости.

Но для того, чтобы эти разнородные силы выступили вместе, нужна общая программа, которая обосновывала бы единые цели, определила лозунги, а главное подвела под них теоретическую базу, позволяющая усомнится в догматах католицизма.

Католический престол не остался в долгу, священнику пригрозили отлучением и физической расправой, но мятежный монах из Виттенберга отказался подчиниться. Резкая реакция Рима была понятна: Лютер замахнулся насвятая святых - на догматику, а именно на ней покоилось могущество церкви, освященное именем Бога.

Протестантизм отрицает свойственное католицизму деление человеческой деятельности на "сакральную", т.е. богоугодную деятельность и мирскую повседневную деятельность прихожан. К богоугодной деятельности относилась молитва, милостыня, пожертвование церкви, покупка индульгенций, аскетизм, т.е. все, что, по мнению католика, могло обеспечить ему вечное блаженство. В то же время, мирская, повседневная деятельность не могла ничего изменять в вопросе о спасении.

Против такого деления выступил Лютер, для бога важны не дары и домогательства грешников, а осознание человеком себя как безнадежно греховного существа, его личная вера в бога и искупительную жертву Христа. Не церковь определяет спасение, а свободная воля бога, а потому не должно быть посредников между человеком и богом, претензии же церкви на посредничество совершенно беспочвенны.

Фундаментом протестантского учения становится положение о личной вере, ибо она есть единственное условие спасения. Но даже вера не является личной заслугой человека, вера - это тоже божий дар. М. Лютер четко формулирует эту мысль в "Малом катехизисе": "Я убежден, что не собственной силой и разумом могу верить в Иисуса Христа, моего господина, или прийти к нему, но что дух святой призвал меня посредством Евангелия, просветил своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере".

Протестантизм переосмысливает роль религии и ее места в жизни человека: священной признается вся повседневная деятельность. Ведь если спасение человека зависит не от него самого, то нет никакой необходимости, магических поступках последующих цели спасения и изолированных от повседневной жизни человека. Важно нето, что делает человек, не род его занятий и место в обществе, а осознание им своего долга перед богом.

Социально-экономическая подоплека догматики протестантизма очевидна: концепция избранности к спасению отдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих свою судьбу, освятила авторитетом бога частнопредпринимательскую деятельность, которая в ту пору была лишена официальной санкции. Несовместимость буржуазной активности с правовыми ограничениями средневековья на языке протестантизма выражалась как противостояние божественной и человеческой воли. Непризнание за церковью права выступать в качестве посредника между человеком и богом, позволяет человеку ощутить себя свободным от земной власти, ибо он осознает себя как слугу самого бога. Тем самым протестантизм позволяет обосновать протест против характерных для феодализма отношений личной зависимости, уравнивает людей как агентов буржуазных отношений, наделяет их одинаковой надеждой на возможный успех.

Протестантизм выступил идеологией Реформации, обосновал ценности, составившие подпочву культуры Нового времени. Протестантизм сформулировал основные нравственные ценности новых общественных отношений, отстаивая личную независимость человека, возвышая труд до уровня религиозной ценности, рассматривая повседневную деятельность человека как форму служения богу, так как именно в ней реализует человек свое предназначение.

Европейская культура испытывает на себе влияние протестантской этики, которая в отличие от декалога и евангельских заповедей нигде не фиксируется. Основные принципы протестантской этики содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них. Протестантизм переосмысливает христианский тезис любви к ближнему, которая теперь приравнивается к служению ближнему, человек не должен, как монахи, бегать от мира, а напротив, он должен выполнять земное призвание. ". Служить богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга. любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается, и это и есть богослужение" - считает Лютep.

Таким образом, протестантизм радикальным образом изменил Европейскую культуру, ликвидировав культурный разрыв между повседневной, трудовой жизнью человека и жизнью, посвященной духовному поиску, спасению души. Отказ от жесткого феодального разделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовным наследием эпохи Возрождения и предопределил дальнейшее культурное развитие Европы, в том числе и Просвещение.

3. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИЯ

Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций - грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.

Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства - протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями - швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484 - 1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509 - 1564), имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием.

Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам. С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.

Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики.

4. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).

Философские взгляды Маккиавелли

Упрощенно истолковав позицию мыслителя как требование вседозволенности для государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем реальной политической практики своей эпохи.

Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности.

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой - до искусства возможного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформация как историческое явление имело колоссальное значение для истории. Протестантство изменило Европейскую культуру, культурный разрыв между бытовой жизнью человека и проблемами духовного поиска, философского переосмысления мира был значительно сокращен. Отказ от жесткого феодального разделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовным наследием эпохи Возрождения и предопределил дальнейшее культурное развитие Европы, в том числе и Просвещение. Однако существует мнение, что протестантство, позволив обывателю самостоятельно трактовать Библию, размышлять над проблемами веры, породило такое явление как сектантство, все более распространяющееся и влияющее на культурную жизнь современности. Но не стоит забывать, что возможность свободно мыслить является одной из фундаментальных ценностей современной культуры.

Этика протестантства оказала большое влияние на формирование современной европейской системы ценностей. Этическими канонами протестантства стала не аскетичная жизнь, не отказ от участия в мирских делах, а наоборот, самое деятельное в ней участие. Труд, успех в делах стали признаками богоизбранности. Распространение Реформации способствовало не только формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но и оказало большое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженных католичеству – побудило церковь ограничить и смягчить культурные запреты, способствовало развитию такого направления в культуре как католическое Просвещение.

БИБЛИОГРАФИЧКСИЙ СПИСОК

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы


Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: философия Реформации, политическая философия и философия социалистов-утопистов.

Философия реформации

Философия реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

  • кризис феодализма;
  • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
  • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
  • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
  • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
  • распространение в Европе идей гуманизма;
  • рост самосознания личности, индивидуализм;
  • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин) и народное (Т. Мюнцер, анабаптисты, диггеры и др.).

Мартин Лютер

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 — 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

  • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
  • необходимо упрощение обрядов, церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
  • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства, должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
  • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан, поэтому необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм и запретить индульгенции.

Таким образом, по мнению Лютера, которое кардинально отличалось от мнения католической церкви, верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от Бога. Следствием этого убеждения было то, что автоматически снижался статус церковных служителей и церкви в целом; церковь с такой точки зрения не должна была играть существенной роли в жизни верующего. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя как самостоятельное общественно-религиозное движение Германии, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между богом и человеком.

Жан Кальвин

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину, ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению, а успех в работе — признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Томас Мюнцер

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) наряду с сохранением католицизма.

Читайте также: