Психологическая помощь в местах лишения свободы доклад

Обновлено: 12.05.2024

В статье показаны особенности работы пенитенциарных психологов. Показаны особенности работы в исправительных учреждениях нового типа.

Ключевые слова

ОСУЖДЕННЫЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ, ПОДРОСТОК, ГРУППА ОСУЖДЕННЫХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ, АДАПТАЦИЯ, ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Текст научной работы

Психологическая работа с осужденными в исправительных учреждениях является центральным направлением деятельности психологической службы на данном этапе реформирования УИС [1, 2, 11, 12, 13]. Деятельность сотрудников УИС по исправлению осужденных может быть эффективной только при условии обязательного научно обоснованного управления ею [3, 5, 15, 16]. Важнейшим элементом и этапом такого управления выступает оценка степени исправления осужденных, которая позволяет соотнести (сопоставить) личностные характеристики и поведение каждого из лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с социальными, правовыми, нравственными и иными нормами, принятыми в обществе, и сделать выводы об их соответствии или несоответствии [4, 6, 7, 20, 21, 22, 23]. При этом необходимо подчеркнуть: поскольку осужденные совершили уголовные преступления, они значительно отступили от этих норм, серьезно нарушили правила поведения в обществе, требования законов, что свидетельствует о глубоких личностных деформациях и высокой степени социальной дезадаптации [8, 9, 10, 19]. Для их исправления и ресоциализации, возвращения к нормативному поведению в специфических условиях исправительных учреждений применяется система разнообразных средств, методов, приемов, технологий, программ [24, 25, 26, 27, 28]. Сила, глубина воздействия, динамика интрапсихических процессов у каждого из осужденных различны. Динамические изменения могут быть выражены и у конкретного осужденного на различных этапах отбывания наказания, что позволяет определять степени (уровни, ступени) исправления каждого их них. В них получают свое отражение результаты проделанной работы. Они служат основанием для определения ее дальнейших перспектив.

В условиях тюрьмы нового типа психологическая работа с осужденными начинается в карантине. Цель данного обследования – выявление индивидуально-психологических свойств личности, их криминально-значимых качеств, причин формирования преступного поведения, наличия психических отклонений, разработка программы их исправления. Своевременная психологическая диагностика осужденных позволяет определить приоритетные направления психокоррекционной и психотерапевтической работы, направленные на формирование мотивации к исправлению и личностному развитию осужденных, создавая тем самым предпосылки для ресоциализации и более успешной интеграции в общество после освобождения.

Согласно инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы исследовательская функция направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.

В процессе проведения исследования на конкретную тему целесообразно обозначить актуальность выбранной темы, степень разработанности, выделить объект, предмет и цель исследования. Далее сформулировать задачи, определить методологическую основу и гипотезу исследования.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р определено совершенствование и развитие основных направлений, форм и методов уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества.

Список литературы

Цитировать

Цель исследования: Исследовать психолого-социальную помощь в местах лишения свободы. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-Изучить характеристику современной Российской пенитациарной системы, ее теоретическое обоснование, принципы деятельности и функции социального работника.
-Выявить психологические аспекты, основные методы и методики деятельности социальных работников в петинациарных учреждениях, и проблемы ресоциализации отбывших уголовное наказание.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях…….6
1.1 Характеристика современной российской пенитенциарной системы….6
1.2 Правовые аспекты психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях……………………………………………………………………….9
1.3 Функции психосоциального работника в пенитенциарной сфере……….11
Глава 2. Содержание и методики психосоциальной работы в пенитенциарной системе………………………………………………………13
2.1. Психологические аспекты социальной деятельности в местах лишения свободы…………………………………………………………………………. 13
2.2. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках пенитенциарной системы РФ…………………………………………………. 18
2.3.О проблемах ресоциализации граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы…………………………………………………………..25
Глава 3. Психосоциальная работа с заключенными……………………. 27
3.1 Понятие социальной адаптации в психосоциальной работе……………. 27
3.2 Содержание и методы психосоциальной работы с осужденными……….32
Заключение
Список используемой литературы

Содержимое работы - 1 файл

организация служб психо-социальной помощи насе лению КУРСОВАЯ.docx

Решая данную задачу, сотрудники ИТК акцентируют внимание осужденных на том, что их пребывание в колонии - явление временное, которое надо использовать разумно - подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести за это время профессию и определенные знания, навыки в общении с другими людьми, научиться владеть собой.

Приспособительный этап связан с решением самим освобожденным насущных жизненных проблем, связанных с бытовым и трудовым устройством [20, c.57].

В ходе этого этапа решаются такие задачи, как: формирование установки на законопослушное поведение после освобождения; приобретение освобожденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии; обеспечение получения освобожденными необходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей; включение освобожденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую и т.д.[3, c.35].

Этап усвоения социально полезных ролей наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного, происходит изменение социальных ролей, ломка стереотипов поведения, сознания [11, c.57].

Основными задачами данного этапа являются: не допущение влияния неблагоприятного социального окружения; формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других; проведение бесед, посвященных пропаганде здорового образа жизни [5, c.31].

Этап правовой адаптации предполагает утверждение и закрепление в сознании судимого лица значимых установок и целей исправления [20, c.57].

Этот этап предполагает решение следующих задач: формирование понимания освобожденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.); формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление; воспитание привычки правопослушного поведения, осознания ответственности за свои поступки [1, c.5].

Одними из наиболее эффективных методов психосоциальной работы с осужденными являются такие методы, как:

1) арт-терапия – метод невербальной коммуникации, в ходе которой происходит диагностирование не только актуального состояния человека, но и истории его развития (в данном случае, как правило для оценивания эмоционального состояния заключенного используют так называемые рисуночные тесты, позволяющие понять скрытые переживания осужденного);

2) метод нервно-мышечной релаксации – эффективное расслабление и снятие избыточного нервно-психического напряжения [13, c.316] (производится посредством принятия определенной позы, в соответствии с которой в сознании человека непроизвольно проецируются положительные эмоции);

3) групповая психотерапия, т.е. лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой средой, где каждому осужденному, готовящемуся к освобождению, предлагается сыграть роль человека, только что оказавшегося на свободе, эту роль поочередно исполняют все лица, готовящиеся к освобождению, роли других участников ситуации (друзей, родителей, коллег по работе и т.д.) исполняют другие осужденные, а также руководители занятий [8, c.58];

4) социальный тренинг который предполагает выработку такого поведения, которое является приемлемым как для самого индивида, так и для общества в целом, обучает управлять своими эмоциями, планировать будущее, управлять эмоциями и т.д.;

5) поведенческая психотерапия – изменение поведения клиента под воздействием положительных стимулов, обучение таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию;

6) аутогенная тренировка (самовнушение) которое можно определить как волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию или его реализации.

Социальная адаптация лиц, отбывших наказание, изменение по ряду причин содержания личности осужденных, отрицательное отношение к ним окружающих, безынициативность судимых лиц или их нежелание трудится и т.д. невозможна без оказания им соответствующей помощи со стороны государственных и общественных организаций. Психосоциальная работа с лицами, отбывшими наказание, заключается прежде всего в наделении их такими социальными статусами, которые обеспечивали бы им нормальный, с точки зрения общества, образ жизни. Наиболее важным социальным статусом личности является место в системе распределения труда, а следовательно, и в распределении материальных и духовных благ. Поэтому центральная задача государства в отношении лиц, отбывших наказание, заключается в их трудоустройстве.

Таким образом, система мер психосоциальной работы с лицами отбывающими наказание, включает в себя: контроль за судимыми лицами с целью выявления тех из них, которые нуждается в помощи в процессе приспособления и нормальным условиям жизни, а также в целях выявления неисправившихся лиц; оказание помощи судимым лицам в их социальной адаптации (трудоустройство, бытовое устройство, материальная помощь и т. п.); применение воспитательных и принудительных мер в отношении неисправившихся способных совершить новые преступления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ТЮРЕМНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССА / ВИДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / THEIR INDIVIDUAL PECULIARITIES / PRISON ISOLATION / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STRESS'S EXPERIENCE / TYPES PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермасов Евгений Викторович

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ермасов Евгений Викторович

Психологические особенности деятельности психолога в качестве научного консультанта и экспериментатора в процессе работы и в условиях создания научно- популярных фильмов

Психологическая помощь осужденным к пожизненному лишению свободы: современное состояние, проблемы и перспективы

PSYCHOLOGICAL SUPPORT UNDER THE CONDITIONS OF IMPRISONMENT

The concept of psychological support and its peculiarities for prisoners and convicts are considered in the article. When providing psychological support to detainees and convicted persons, their individual peculiarities , dominant psychological type of stress’s experience and the conditions of imprisonment should be taken into account. Classification of basic types and forms of psychological support to convicts (prisoners) is given.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ТЮРЕМНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Ключевые слова: психологическая помощь; тюремная изоляция; психологические особенности переживания стресса; виды оказания психологической помощи.

Abstract. The concept of psychological support and its peculiarities for prisoners and convicts are considered in the article. When providing psychological support to detainees and convicted persons, their individual peculiarities, dominant psychological type of stress's experience and the conditions of imprisonment should be taken into account. Classification of basic types and forms of psychological support to convicts (prisoners) is given.

Keywords:psychological support; prison isolation;psychological features of stress's experience; types psychological support.

Психологическая Вопросы оказания психологической помощи в экс-

помощь осужденным тремальных условиях жизнедеятельности человека рассматриваются во многих научных работах [1—9].

Законодательство РФ гарантирует оказание психологической помощи осужденным

Добровольность получения психологической помощи

Возможность оказания психологической помощи осужденным иными лицами

Психологические особенности переживания стресса в условиях тюремной изоляции

психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность, и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни.

Законодательством Российской Федерации гарантируется оказание психологической помощи осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы [10], а также несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, заключенным под стражу [11]. Участие в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с согласия осужденных.

Добровольность получения психологической помощи является важнейшим условием ее оказания. У осужденного или заключенного под стражу есть право отказаться от психологической помощи на любом этапе ее оказания.

Наличие в законодательстве положения о праве на получение психологической помощи предусматривает обязанность психологов исправительного учреждения или следственного изолятора предоставлять осужденным (заключенным под стражу) информацию об их правах, в том числе связанных с ознакомлением с психологической информацией, о средствах и методах оказания предлагаемой психологической помощи.

В законодательстве предусматривается возможность оказания психологической помощи осужденным иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Однако в российском законодательстве данный вопрос до настоящего времени не регламентирован, в связи с чем психологическую помощь, за редким исключением, оказывают только штатные психологи учреждений уголовно-исполнительной системы.

Законодательством Российской Федерации не регламентировано оказание психологической помощи отдельным категориям осужденных (лицам, признанным страдающими наркоманией, алкоголизмом или другими видами психической зависимости, ВИЧ-инфицированным, лицам с психическими нарушениями и др.).

Вместе с тем в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации накоплен опыт подготовки и реализации программ психологической работы с указанными категориями осужденных.

Необходимость оказания психологической помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы (местах заключения), обусловлено психотравмирующим влиянием изоляции на личность.

Зачастую психика заключенного не справляется с прессингом психотравмирующих и фрустрационных ситуаций в условиях тюремной изоляции

Затяжной пенитенциарный стресс может приводить к невротическим расстройствам

Особенности оказания психологической помощи в условиях тюремной изоляции

Нахождение в местах принудительной изоляции оказывает психотравмирующее воздействие на человека и характеризуется повышенной экстремальностью по отношению к нему. В качестве стрессоров выступает не только индивидуальная или групповая изоляция, но и комплекс переживаний несвободы как личной утраты (одиночество), социально-психологической и иных видов деприва-ции, криминальной субкультуры, конфликтов и др.

На основании результатов многочисленных исследований, проведенных в России и за рубежом, можно констатировать, что психика заключенного зачастую не справляется с прессингом психотравмирующих и фру-страционных ситуаций в условиях тюремной изоляции. Острота переживания стресса обусловлена значительным психическим напряжением, вызванным рядом объективных (социальная депривация, условия содержания и др.) и субъективных (асоциальные ценностные ориентации, деформированная система отношений, неадекватные виды психологической защиты, стратегии копинг-поведения и др.) факторов. Указанные факторы влияют на степень развития внутриличностных и межличностных конфликтов, психотравматизацию личности. Груз эмоциональных переживаний, связанных с совершением преступления, страхом разоблачения, муками совести, заключением под стражу, пребыванием в изоляции, а также с условиями содержания, является мощным стрессором, вызывающим сдвиг нормальных психологических и физиологических процессов.

Затяжной пенитенциарный стресс приводит человека к тому, что у него развиваются невротические расстройства и реактивные состояния, он не может контролировать себя, свои эмоции. Психологическая и эмоциональная составляющая при тюремном стрессе столь велика, что для осужденного нередко теряется смысл жизни: человек может покушаться на самоубийство. Ему могут быть присущи и другие формы деструктивного поведения.

В условиях тюремной изоляции формируются стратегии преодоления пенитенциарного стресса, или копинг-стратегии, психологическое предназначение которых состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения психотравмирующих факторов среды 14.

При оказании психологической помощи лицам, содержащимся в местах принудительного содержания (подозреваемые и обвиняемые, заключенные под стражу, а также осужденные к лишению свободы), необходи-

Виды оказания психологической помощи в условиях тюремной изоляции

Формы оказания психологической помощи

Индивидуальная и групповая формы оказания психологической помощи

Групповые формы оказания помощи осужденным

мо учитывать индивидуальные особенности их личности, в первую очередь психологический тип переживания стресса, доминирующий у конкретного заключенного (осужденного) в условиях изоляции.

Не меньшее значение имеют условия содержания осужденных (заключенных), которые оказывают влияние на реализацию таких принципов психологической помощи, как ее своевременность, доступность и качество; наличие необходимого количества специалистов, оказывающих психологическую помощь, и возможность их выбора осужденным (заключенным); конфиденциальность и др.

Выделяют многообразные виды оказания психологической помощи, среди которых: психологическая профилактика и психологическое просвещение; психологическое консультирование; психологическая поддержка; психологическая реабилитация; психологическая коррекция; психологический тренинг и др.

В связи с характером взаимодействия осужденного (заключенного) и психолога психологическая помощь может быть только очной. Такая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии психолога и получателя психологической помощи. Вместе с тем для отдельных категорий осужденных (заключенных) при оказании психологической помощи очной формы имеются ограничения, обусловленные необходимостью обеспечения личной безопасности психолога (например, для осужденных к пожизненному лишению свободы).

Психологическая помощь может быть индивидуальной или групповой. Оба вида помощи применяются в работе психологов с осужденными (заключенными). Выбор конкретной формы зависит от условий содержания. Так, например, для лиц, содержащихся в следственном изоляторе (подозреваемых или обвиняемых, заключенных под стражу), чаще используется индивидуальная психологическая помощь. В исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы, больше возможностей для применения групповой психологической помощи. Наибольшие ограничения для групповой работы с заключенными (осужденными) возникают при камерной системе размещения.

В российской практике чаще всего из групповых форм оказания помощи осужденным используются:

• группы обсуждения проблем. Предполагается, что все вопросы, возникающие в коллективе осужденных, обсуждаются при участии специально подготовленного персонала. Опыт участия в подобных группах осужденные могут перенести на другие сферы отношений;

Индивидуальные формы помощи осужденным

Краткосрочная, долгосрочная и экстренная психологическая помощь

• аутотренинги, сеансы психологической разгрузки, тренинги контроля эмоционального состояния — наиболее распространенный в практике деятельности пенитенциарных психологов в России;

• дыхательные трансперсональные тренинги;

• другие обучающие программы по развитию навыков общения, взаимодействия. Подобные тренинги широко представлены в работе пенитенциарных психологов России.

К индивидуальным формам оказания помощи относятся:

• психотерапия по обращению осужденного;

• психологическое консультирование, направленное на решение проблем осужденного. Подобная деятельность предполагается в должностных инструкциях психологов;

• доверительный контакт, продвижение в понимании себя и проблемы предполагают, что субъектом помощи может выступать не только специалист, но и любой заинтересованный человек, принимающий клиента как объект, нуждающийся в помощи;

• психологическая и эмоциональная поддержка [16].

В зависимости от временных параметров психологическая помощь может быть краткосрочной, долгосрочной, экстренной.

Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения актуальной проблемы получателя психологической помощи или проблемной ситуации.

Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем, причин и условий их возникновения, а также для немедицинской психотерапии в случаях, когда прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.

Экстренная психологическая помощь направлена на коррекцию актуального эмоционального состояния осужденного (заключенного), которое вызывается острым переживанием психологического стресса и требует немедленного вмешательства психолога с целью профилактики деструктивного поведения осужденного.

1. Бондаренко В.А. Психологическая помощь при социально-проблемном поведении: дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. - Краснодар, 2000.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учеб. пособие для студентов ст. курсов

психол. фак. и отд-ний ун-тов. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2001.

3. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб., 2007.

4. Баламут А.Н. Психологическая помощь осужденным с пожизненными сроками отбывания наказания: дис. . канд. психол. наук: 19.00.06. - Вологда, 2007.

5. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М., 2008.

7. Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учеб. пособие. — Барнаул, 2014.

8. Ханова З.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: учеб. пособие для магистров психологии; Ун-т РАО. — СПб., 2015.

9. Пономарева Е.В. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие. — Киров, 2015.

12. Ермасов Е.В. Психологический стресс в условиях изоляции // Развитие личности. — 2009. — № 2. — С. 84—99.

13. Ермасов Е.В. Типология переживания стресса в условиях изоляции // Развитие личности. — 2011. — № 1. — С. 92—118.

14. Ermasov E.V. Psychological types experiences stress in prison // The International Conference "Actual problems of Psychology and Law. Victims and witnesses: from research to effective practice". 2014, June, 24—27, St.

Petersburg. Abstracts. St. Petersburg State University, European Association of Psychology and Law (EAPL). - St. Petersburg, 2014. - P. 83-85.

16. Хачатурян С.Д. Объекты и субъекты оказания психологической помощи в УИС и пути повышения качества их подготовки // Актуальные проблемы оказания социально-психологической помощи в уголовно-исполнительной системе в свете рекомендаций Совета Европы: материалы науч.-практ. конф., 26-28 апреля 2005 г., г. Владимир / ВЮИ ФСИН России. - Владимир, 2006. - С. 71-75.

1. Bondarenko V.A. Psihologicheskaja pomoshh' pri social'no-problemnom povedenii. PhD dissertation (Psyhol-ogy): 19.00.07. Krasnodar, 2000. (in Russian)

2. Bondarenko A.F. Psihologicheskaja pomoshh': teor-ija i praktika: ucheb. posobie dlja studentov st. kursov psi-hol. fak. i otd-nij un-tov. 3-e izd., ispr. i dop. Moscow, 2001. (in Russian)

3. Romek V.G. Psihologicheskaja pomoshh' v krizis-nyh situacijah. St. Petersburg, 2007. (in Russian)

4. Balamut A.N. Psihotogicheskaja pomoshh' osuzhden-nym s pozhiznennymi srokami otbyvanija nakazanija: PhD dissertation (Psyhology): 19.00.06. Vologda, 2007. (in Russian)

5. Malkina-Pyh I.G. Psihologicheskaja pomoshh' v krizisnyh situacijah. Moscow, 2008. (in Russian)

6. Osuhova N.G. Psihologicheskaja pomoshh' v trud-nyh i jekstremal'nyh situacijah: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij, obuchajushhihsja po naprav-leniju i special'nosti "Social'naja rabota". 5-e izd., pererab. i dop. Moscow, 2012. (in Russian)

7. Ippolitova E.A. Psihologicheskaja pomoshh' chelove-ku, perezhivajushhemu krizis: ucheb. posobie. Barnaul, 2014. (in Russian)

8. Hanova Z.G. Psihologicheskaja pomoshh' v krizisnyh situacijah: ucheb. posobie dlja magistrov psihologii; Un-t RAO. St. Petersburg, 2015. (in Russian)

9. Ponomareva E.V. Psihologicheskaja pomoshh' v trudnyh i jekstremal'nyh situacijah: ucheb. posobie. Kirov, 2015. (in Russian)

10. Federal'nyj zakon ot 8 dekabrja 2003 g. No. 161-FZ "O privedenii Ugolovno-prozessual'nogo kodeksa Ros-

sijskoj Federacii i drugih zakonodatel'nyh aktov v sootvet-stvie s Federal'nym zakonom "O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii". In: Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. No. 50. Article 4847. (in Russian)

11. Federal'nyj zakon ot 28 dekabrja 2013 g. No. 435-FZ "O vnesenii izmenenij v stat'ju 31 Federal'nogo zakona "O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinjaemyh v sovershenii prestuplenij" i Federal'nyj zakon "Ob osno-vah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih". In: Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. No. 52 (part I). Article 7000. (in Russian)

Согласно Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС, одной из задач, стоящих перед психологической службой, является оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению.

Таким образом, психологическая помощь осужденным, в первую очередь, должна быть направлена на адаптацию их к местам лишения свободы. Человек в большинстве случаев попадает в учреждение надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет его стены. Ему предстоит функционировать в непривычной среде, в новых условиях жизни, поэтому психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям изоляции крайне важно. Осужденные находятся в тяжелом состоянии - они неожиданно вырваны из привычного мира и помещены в достаточно агрессивную среду.

Ст. 12 УИК РФ указывает, что психологическая помощь осужденным осуществляется только с их согласия. Психологическое обследование ежегодно проходят 80% осужденных и до 40% подозреваемых и обвиняемых.

Особую ценность психологическая помощь представляет для несовершеннолетних осужденных, а также для адаптации осужденных к условиям отбывания наказания.

Оказавшись в местах лишения свободы, многие осужденные (особенно впервые, отбывающие срок осужденные на длительные сроки, пожизненное заключение) испытывают психотравмирующее состояние, и, как следствие, с трудом адаптируются к местам лишения свободы. Детков А.П. называет это состояние "тюремным агрессом".

К сожалению, психолог, работающий в местах лишения свободы, имеет двойственное положение, с одной стороны, осужденному необходимо выговориться с психологом, с другой стороны, в психологе заключенный всегда будет вдеть представителя администрации. В целях создания условий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, психолог при исполнении своих функциональных обязанностей имеет право находиться на службе в одежде гражданского образца.

Таким образом, с учетом теоретических положений и практических реалий, первым этапом работы психолога является преодоление стресса, связанного с лишением свободы. Процесс психологической работы с лицами необходимо начинать уже с момента попадания в следственный изолятор.

На первом этапе работы с заключенными можно выделить два фактора, влияющие на эффективность взаимодействия. Во-первых, в силу низкого культурного уровня большинство лиц объединяют понятия "психолог" и "психиатр". Во-вторых, как было отмечено, психолог является представителем администрации учреждения и, соответственно, на доверительное общение с ним наложено табу законами неформальной структуры в местах лишения свободы.

Вместе с тем, как показывает практика, зачастую осужденным хочется выговориться, на их языке "поездить по ушам", психолог в данном случае - отличный собеседник, всегда выслушает. Именно в таких ситуациях, сотрудникам психологических лабораторий необходимо собрать весь свой профессионализм, чтобы в свободной беседе не только уловить особенности данной личности, но и проанализировать жестикуляцию, которая также является важным источником информации о психологии человека.

На следующем этапе приоритетной становится собственно работа по адаптации осужденного к жизни в условиях изоляции. Можно выделить два пути адаптации осужденных: вживание в социум таких же, как и они, осужденных и установление каких-либо взаимоотношений с администрацией. Психологу важно отследить возможные нарушения в этих направлениях.

В случае преобладания первого пути адаптации, т.е. если человек стремится занять во что бы то ни стало "хорошее" место в уголовной иерархии, формируется тип отрицательной направленности. Такой человек будет конфликтовать с администрацией. Его задача - как можно сильнее сузить круг контактов с администрацией. Преобладание второго пути может сформировать "стукача", т.е. человека, сотрудничающего с персоналом учреждения. Как правило, в среде заключенных - это первые кандидаты на применение к ним физической силы, так называемая "группа риска".

Не меньшее значение имеет работа, направленная на ресоциализацию осужденных. Если ограничить работу психолога только вопросами адаптации человека к тюрьме, то ее результатом станет деформация социальных установок личности: адаптированный к тюремному социуму человек является чаще всего неадаптированным в нормальном обществе.

Таким образом, адаптация к местам лишения свободы и ресоциализация осужденного - два основных направления, в которых психологу необходимо действовать постоянно, на протяжении всего срока изоляции.

Другой важной задачей работников психологической службы является профилактика конфликтов в местах лишения свободы. Принудительное и карательное воздействие уголовного наказания, оторванность от семьи и близких, потеря социально-полезных связей, строго установленный распорядок дня, непривычная пища, скученность различных по характеру обитателей места жительства, трудность в установлении контактов, повышенный фон конфликтности, агрессии, необходимость отстаивать свой статус, опасения за свою безопасность приводят к возникновению различного типа конфликтов.

Анализ литературы и практики позволяет указать на следующие причины возникновения конфликтов:

. Недостатки администрации в организации жизнедеятельности исправительного учреждения, а также сложившееся у осужденных стойкое предубеждение, что сотрудники, исполняющие уголовные наказания, делают все, чтобы осужденным было плохо.

. Неправильное с позиции управления комплектование отрядов и бригад осужденных, их размещение в жилой зоне, на производстве и в других местах, ошибки подбора актива осужденных, наделение их некоторыми властными полномочиями, а также попустительство в их неправомерном поведении.

. Наличие в пенитенциарных учреждениях негативных социально-психологических явлений: тюремной субкультуры, стратификации осужденных, традиций и обычаев преступной среды, криминогенного общения между осужденными, наличие в ИУ различных группировок осужденных отрицательной направленности поведения.

. Особенности условий отбывания наказания осужденными в исправительных учреждениях: психологическое и физическое пребывание в среде преступников при ограниченности контактов с внешним миром, информационная истощенность, "публичность" поведения, проблемы, возникающие в межличностном общении. Это вызывает отрицательные эмоции и истощение нервной системы.

. Индивидуально-психологические особенности личности (усугубление социально-нравственной запущенности осужденных, увеличение количества лиц, имеющих психические отклонения, часто обусловленные употреблением наркотических средств, одурманивающих веществ, алкоголя, низкий образовательный уровень, выраженные акцентуации в личности).

Анализ практики показывает, что среди участников конфликтов чаще всего встречаются осужденные, совершившие насильственные или корыстно-насильственные преступления, допускающие злостные или систематические нарушения режима отбывания наказания, являющиеся членами группировок отрицательной направленности. Большинство участников конфликтов подвергают сомнению справедливость их осуждения и наказания.

Профилактика конфликтов зависит от знания сотрудниками социально-психологических процессов, происходящих в среде осужденных; постоянного анализа и устранения недостатков в осуществлении жизнедеятельности колонии; отработки действий сотрудников ИУ при возникновении конфликтов и групповых эксцессов. Автор считает, что одним из методов пресечения и профилактики конфликтов является необходимость при комплектовании бригад, смен, отрядов учитывать национальные и психологические характеристики осужденных.

Ежегодно с участием психологов разрешается более 10 тысяч конфликтов. Благодаря целенаправленной психопрофилактической работе с осужденными количество суицидов за прошедшие три года сократилось на 17%.

Данные цифры позволяют говорить о необходимости проведения мероприятий психологических лабораторий в исправительных учреждениях, о достижении реальных результатов работы с осужденными.

Третье направление - формирование адекватного восприятия окружающей действительности. Обстановка не должна восприниматься враждебно, т.к. это существенно ограничивает возможности самого осужденного, особенно в плане облегчения условий содержания, условно-досрочного освобождения, адаптации в нормальном обществе после освобождения.

В организации психологической помощи осужденным надо учитывать такой важный аспект их положения, как постоянная публичность, невозможность побыть одному. Как показывает практика, в связи с этим некоторые групповые формы работы могут быть малоэффективны. Хотя, конечно, отказываться от групповых занятий полностью не стоит, т.к. методы группой психотерапии все-таки способствуют изменению психологической атмосферы в учреждении и уменьшению числа нарушений режима.

Таким образом, основная задача психологической лаборатории заключается в оказании психологической помощи несовершеннолетним в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, режиму и условиям содержания в колонии, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и ресоциализации. Успешное решение этой задачи возможно только при опоре на знания о личностных особенностях подростков, полученных в результате психологической диагностики, а также в процессе постоянного контакта с воспитателями, психологами, оперативными и режимными работниками на всех этапах пребывания осужденного в колонии.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что психологическая помощь в местах отбывания наказаний направлена на формирование мотивации к положительным изменениям поведения человека и его ресоциализацию. Задача психолога противоречива - адаптировав человека к условиям изоляции, подготовить его к жизни на свободе.

Читайте также: