Лига наций и проблема разоружения доклад

Обновлено: 02.07.2024

Сто лет назад Антанта одобрила план создания Лиги Наций. Новая межправительственная организация должна была учесть опыт Первой мировой войны и впредь не допускать глобального международного противостояния. Планировалось, что она будет содействовать укреплению межнационального сотрудничества и установлению мира. Однако в итоге организация не смогла не только предотвратить наиболее масштабный конфликт в истории человечества — Вторую мировую войну, но даже урегулировать локальные разногласия. По словам экспертов, неэффективность Лиги Наций объяснялась тем, что, по сути, она отстаивала интересы только двух стран — Великобритании и Франции.

Предпосылки к началу Первой мировой войны формировались на протяжении нескольких десятилетий. В XVIII—XIX веках Англия и Франция, располагавшие мощными флотами, захватили колоссальные по площади колонии в Африке, Азии и Латинской Америке. За счёт благ, которые западные державы получили, подчинив себе заморские территории, было обеспечено быстрое научно-техническое развитие и рост экономики метрополий.


Один день, изменивший судьбу Старого Света: 28 июня началась и закончилась Первая мировая война

История Первой мировой войны началась и закончилась в один и тот же день с разницей в пять лет. 28 июня 1914 года в боснийском городе.

Однако во второй половине XIX столетия в Европе был запущен процесс создания централизованной Германии. Немцы смогли выстроить эффективную промышленность и сформировать сильную армию. Однако из-за отсутствия обширных колоний им не хватало дешёвых ресурсов, что ставило их в заведомо невыгодное положение по сравнению с французами и англичанами.

Другой клубок противоречий возник на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Европе. Османская империя, некогда считавшаяся одной из наиболее влиятельных держав мира, стремительно слабела. Стамбул оказался не в состоянии обеспечить эффективный контроль над доставшимися ему в наследство от воинственных предков территориями.

Европейские державы были готовы делить и Северную Африку, и Левант, и Балканы. Юго-восточную Европу как свои потенциальные владения рассматривала союзная Германии Австро-Венгрия. Это не могла принять Россия, считавшая, что славянские народы сами должны определять своё будущее. Вена же с интересом присматривалась к юго-западным губерниям России, пытаясь вести на их территории подрывную деятельность.

Первая мировая война

Созываемые время от времени международные конференции могли несколько отсрочить острую стадию конфликта, но не снимали предпосылки для его возникновения. По мнению историков, глобальная война стала неизбежна после того, как в 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. Некоторые историки считают, что даже если бы сербский гимназист Гаврило Принцип не убил бы в 1914 году эрцгерцога Франца Фердинанда, повод для вооружённого конфликта, скорее всего, всё равно бы нашёлся.

Первая мировая война, по самым скромным оценкам, унесла жизни более 20 млн человек. Она привела к свержению нескольких династий и масштабному изменению государственных границ. Экономика ряда стран в результате войны была практически полностью разрушена.

Парижская мирная конференция

Формально Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года заключением Компьенского перемирия. Согласно его условиям, Германия обязалась остановить боевые действия, вывести войска с левого берега Рейна, передать Антанте своё тяжёлое вооружение, а также выполнить ряд дипломатических требований. Однако это были лишь предварительные условия.

Инаугурация президента Вудро Вильсона

Доктрина господства: 100 лет назад Вудро Вильсон представил 14 пунктов, ставших основой нового миропорядка

Ровно 100 лет назад, 8 января 1918 года, президент США Вудро Вильсон представил конгрессу проект документа, который лёг в основу.

В рамках разработанной Вудро Вильсоном концепции, а также с учётом пожеланий и интересов Англии и Франции, были заключены мирные договоры со всеми центральными державами. Побеждённые вынуждены были передать победителям и новым независимым государствам значительные территории. Кроме того, на них были наложены ограничения военного и экономического характера.

Развивая идеи Вудро Вильсона, премьер-министр Южно-Африканского Союза Ян Христиан Смэтс заявил, что Первая мировая война должна стать последней в истории человечества, и предложил ради установления мира на Земле создать всеобъемлющую международную организацию.

Лига Наций

25 января 1919 года представители победителей в Первой мировой войне одобрили проект создания нового межправительственного объединения — Лиги Наций.

Пакт Лиги Наций был включён в состав Версальского договора, подписанного Антантой с Германией. Официально он вступил в силу 10 января 1920 года.

100 лет назад во французском регионе Пикардия было подписано Компьенское перемирие, завершившее военные действия в Первой мировой.

В 1919 году устав Лиги Наций успели подписать 44 государства, большую часть из которых составили представители победившей в Первой мировой войне стороны. Всего же за время существования организации её членами успели побывать 63 страны.

Двумя основными руководящими органами лиги стали ассамблея и совет. Ассамблея представляла собой ежегодное собрание всех членов организации. Совет действовал практически на постоянной основе. За 26 лет он успел провести 107 заседаний. В состав совета сразу вошли четыре постоянных члена: Великобритания, Франция, Италия и Япония. В дополнение к ним на ассамблеях избирались непостоянные участники совета.

Кроме того, при Лиге Наций действовал ряд международных органов, отвечающих за вопросы разоружения, здравоохранения, интеллектуального сотрудничества, защиту прав беженцев и борьбу с рабством. Работа последних, кстати, оказалась наиболее эффективна. Во многом благодаря их усилиям удалось решить серьёзные проблемы в различных регионах мира, например, ликвидировать рабство в ряде африканских стран и вернуть домой миллионы военнопленных и сотни тысяч беженцев после Первой мировой войны.

Германия и Советская Россия изначально в состав Лиги Наций допущены не были. Официальный Берлин присоединился к организации только в 1926 году, а Москва — в 1934-м.

По словам эксперта, попытки лиги как-либо повлиять на ситуацию с вторжением Японии в Китай, разворачиванием Чакской войны, нападением Италии на Абиссинию и гражданским противостоянием в Испании, ни к чему не привели.

Реальных рычагов влияния на международную ситуацию у организации, по словам историка, не было.

В 1938 году с согласия постоянных членов совета Лиги Наций — Англии, Франции и Италии — Германия, Польша и Венгрия совершили агрессию против суверенной Чехословакии и аннексировали её территорию. Путь к началу новой мировой войны был открыт. Неспособность лиги исполнить то, ради чего она была изначально создана, привела к колоссальным человеческим жертвам — боевые и небоевые потери во Второй мировой войне, по разным оценкам, составили от 50 до 80 млн человек. Поэтому в ходе переговоров членов Антигитлеровской коалиции было решено создать новую, более эффективную международную организацию, известную сегодня как ООН. 18 апреля 1946 года Лига Наций официально прекратила своё существование.

Разоружение было самым популярным лозунгом "эры пацифизма". Логика ограничения возможности государств развязать войну через разоружение нашла отражение в уставных положениях Лиги наций о сокращении национальных вооружений и контроле над военной промышленностью, в решениях международных конференций, созывавшихся под ее эгидой. Будучи крупномасштабной целью, разоружение стало предметом длительных межгосударственных переговоров и определило задачи международных миротворческих движений.

В политической практике 20-х годов существовало несколько основных подходов к разоружению. Первый состоял в разоружении как таковом и предусматривал сокращение имеющихся арсеналов. Второй предполагал введение согласованного контроля над наращиванием вооружений и военным производством. Третий акцентировал взаимосвязь разоружения и обеспечения политических гарантий национальной безопасности государств. Четвертый был комплексным и состоял в постулировании жесткой триединой взаимосвязи "всеобщий мир-безопасность-разоружение". Разоруженческие усилия в 20-х годах не дали крупных результатов, но их не следует недооценивать. Благодаря предпринимавшимся попыткам задачи разоружения были введены в круг практических задач политиков и дипломатов, которые стали постепенно накапливать необходимый экспертный и переговорный опыт. Кроме того, некоторые частные договоренности об ограничении вооружений имели действительно важное прикладное значение, поскольку эти договоренности замедляли милитаризацию международных отношений.

В 1923–1924 гг. по инициативе Лиги наций была образована международная Комиссия по изучению военно-технических аспектов разоружения. В ее рамках возникла идея созыва международной конференции, которая разработала бы всеобъемлющую программу мер для предупреждения военно-технической гонки силового соперничества как между великими державами, так и между малыми и средними странами.

В 1925 г. в Женеве под эгидой Лиги наций был образован Подготовительный комитет конференции по разоружению, в который вошли представители 21 страны, включая США и СССР. Правда, в работе первых трех сессий комитета в Женеве советский представитель не участвовал из-за разрыва советско-швейцарских дипломатических отношений после убийства на территории Швейцарии, в Лозанне, в мае 1923 г. советского дипломата В.В.Воровского. СССР включился в работу только IV сессии в ноябре 1927 г. после того, как в мае 1927 г. советско-швейцарские дипломатические отношения были восстановлены.

Глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел Литвинов на этой сессии представил проект полного и немедленного разоружения. Предлагалось в течение одного года осуществить пятидесятипроцентное сокращение вооруженных сил всех государств, с тем чтобы в последующие три года была осуществлена демобилизация армий, отменены законы о воинских повинностях, уничтожены имеющиеся вооружения и военные материалы и т. д. Этот проект был воспринят зарубежными государствами как заведомо нереалистичный. Страны Лиги наций отказались его обсуждать. В пропагандистском ключе был выдержан и предложенный Москвой в марте 1928 г. новый, несколько смягченный проект конвенции.

Между тем требования разоружения со стороны общественности множились. От правительств требовали сокращения военных расходов и увеличения бюджета социальных затрат. Великобритания и особенно Франция в условиях мощного давления избирателей против увеличения военных расходов испытывали серьезные трудности с изысканием ресурсов для финансирования программ модернизации своих вооруженных сил. Особенно типичной такая картина была для Франции. Понимания невозможность увеличить военные расходы, французское правительство проявляло упорство в недопущении возрождения военной мощи Германии, которая требовала или отмены ограничений на строительство ее вооруженных сил, или снижения уровней вооруженности Франции и Великобритании до того, каким обладала Германия.

В ноябре-декабре 1930 г. состоялись заключительные заседания Подготовительной комиссии, на которых были приняты большинством голосов проекты концепции разоружения, которую предлагалось вынести на обсуждение международной конференции в Женеве, назначенной на февраль 1932 г… Германия и СССР голосовали против проекта, поскольку в нем содержалась оговорка о том, что все договоры, действующие на момент принятия конвенции будут сохранять свою силу и в дальнейшем. Франция интерпретировала это положение как подтверждение действенности ограничительных статей Версальского договора.

В феврале-июле 1932 г. в Женеве прошла первая сессия международной конференции, собравшая представителей более 60 стран. Вносимые различными странами проекты разоружения предусматривали усиление военной мощи страны, вносившей проект, и сокращение вооружений всех остальных государств. Германия использовала трибуну конференции для повторения требований о равенстве в правах на вооружение. Конференция не смогла прийти к общему решению. Конвенция о разоружении не была принята. Нерешенные вопросы было решено перенести на следующую сессию конференции, которой предстояло собраться в ноябре 1932 г. Но и вторая сессия не оказалась успешной. Работа конференции затянулась до 1934 г.

С учетом невозможности общего компромисса великие державы-участницы Версальской конференции приняли решение сделать вопрос о правах Германии предметом отдельного рассмотрения. В декабре 1932 г. была подписана Декларация пяти держав (США, Великобритании, Франции, Италии и Германии), согласно которой за Германией, Австрией, Венгрией и Болгарией было признано "равноправие в вооружениях в рамках системы безопасности, одинаковой для всех". Это было крупной военно-политической уступкой Берлину.

Результатом Первой мировой войны стало крайне бедственное положение большинства государств Европы, что было связано с экономическим истощением многих стран; территориальными изменениями и возникновением новых государств в Центральной и Восточной Европе; появлением огромного числа пленных и эмигрантов.

Деятельность Лиги Наций в сфере ограничения вооружений и разоружения продолжалась на протяжении всего существования данной организации, однако ей не удалось принять ни одного сколько-нибудь значимого документа, способного претворить эту задачу в жизнь. [202]

Подробное исследование документов Лиги по вопросу разоружения и анализ их основных положений содержится в работах виднейших отечественных ученых Е.А. Коровина и В.В. Егорьева. [203] Поэтому в настоящем параграфе будет представлен юридический анализ отдельных статей Статута, касающихся вопроса разоружения, а также дан краткий исторический обзор деятельности Лиги в данной сфере.

Изучив Статут, можно прийти к выводу, что статьи 1, 8, 9 и 23 содержат пожелания об ограничении вооружений членов Лиги, но важнейшей среди них является статья 8.

На это указывает то, что она занимает первое место среди 19 статей, закрепляющих обязанности Лиги. К тому же главной задачей Лиги было поддержание мира, одним из условий которого должно было стать всеобщее разоружение.

Уже из текста статьи 8 становится понятно, что в ней отсутствует обязанность немедленного разоружения государств-членов Лиги. Вместо этого указывается на обязанность Совета по разработке планов ограничения вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и согласование их с правительствами членов Лиги. При этом в данной статье отсутствует указание на сроки, в течение которых должны были быть осуществлены вышеперечисленные действия.

Говоря о положительном значении статьи 8, обратимся к официальному толкованию, данному Секретариатом Лиги, где указывалось, что: 1) государства, принявшие на себя обязательства по таким планам, не имели права без согласия Совета увеличивать свои военные силы сверх установленной нормы; 2) Совет был обязан давать заключения, направленные против различных действий по частному производству военных материалов и средств ведения войны, а также против торговли оружием; 3) все государства-члены Лиги были обязаны обмениваться полной и достоверной информацией, касавшейся состояния их вооруженных сил. [204]

Несмотря на ряд декларативных обязанностей, направленных на ограничение вооружений, в статье 8 содержались такие положения, которые привели к невозможности его осуществления на практике.

В частности, уже в абзаце 1 рассматриваемой статьи указывалось, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до определенного минимума, отвечающего двум условиям:

2) Возможность совместного исполнения членами Лиги международных обязательств. Таким образом, мы видим взаимосвязь статьи 8 со статьями 10, 16 и 17 Статута. В частности, сопоставив статью 8 со статьей 10 (возлагавшей обязательство по защите территориальной целостности членов Лиги), можно прийти к выводу, что целью Лиги было не абсолютное разоружение, а сокращение вооружений до разумных пределов. Статья 16 закрепляла разнообразные санкции (в том числе и военные), которые позволили бы оказывать коллективное воздействие на агрессора, при этом каждое государство-член Лиги самостоятельно решало вопрос о применении указанных санкций. В статье 17 предусматривалась возможность применения против третьего государства санкций или иных мер, способствующих урегулированию международного спора. Таким образом, можно прийти к выводу, что в Статуте говорится именно об ограничении вооружений, а не о всеобщем разоружении, как это представлялось некоторым авторам.

Следовательно, уже в первом абзаце содержалось два ограничения деятельности по разоружению, связанные с необходимостью защиты национальной безопасности и совместного выполнения международных обязательств.

Следующим ограничением деятельности Лиги в данном вопросе была необязательность положений статьи 8 для ее первоначальных членов. [209] Обязанность по немедленному частичному разоружению была возложена лишь на побежденные европейские государства.

При этом вступающие в Лигу государства должны были согласиться с положениями Лиги в отношении ограничения их вооружений (абз.2 ст.1). Следовательно, приняв программы ограничения вооружений, такие государства не имели права без согласия Совета переходить установленные в них пределы. [210] Такое положение дел, по мнению некоторых авторов, указывало на то, что статьи 1 и 8 в первую очередь были направлены против СССР и держав центрально-европейского блока. [211] Очередной недостаток статьи 8 заключался в том, что несмотря на необходимость пересмотра планов по ограничению вооружений минимум 1 раз в 10 лет, в Статуте отсутствовал конкретный срок, в течение которого должны были быть подготовлены и утверждены первоначальные планы. [212] Следовательно, статья 8 содержала обязательство заключить в неопределенном будущем договор об ограничении вооружений в неустановленном размере. [213]

Таким образом, все вышесказанное позволяет прийти к выводу, что великие державы обладали множеством возможностей обойти положения статьи 8 [214] Поэтому можно согласиться с Е.А. Коровиным, утверждавшим, что призванная стать отправной точкой для всемирного разоружения, данная статья фактически превратилась в одну из крупнейших правовых преград на пути к нему. [215]

Г оворя же о практической деятельности Лиги в области сокращения вооружений, можно прийти к выводу, что она была по большей части

безрезультативной. На это указывает множество факторов. В частности, созданная в 1920 году Комиссия по сокращению вооружений состояла исключительно из представителей держав, входивших в состав Совета. При этом Совет поручил Комиссии разработать в первую очередь программы по сокращению вооружений для Эстонии, Грузии, Исландии, Люксембурга, Сан-Марино и Украины. Таким образом становится понятно, что Лига Наций просто не решилась приступить к практическому разрешению вопроса о сокращении вооружений. [216] К тому же не встретило поддержки и направленное членам Лиги пожелание I Ассамблеи не увеличивать свой военный бюджет в течение двух лет.

Вообще, в первые годы своего существования, Лига проводила лишь переговоры, касавшиеся составления планов всеобщего разоружения, уменьшения военных бюджетов, а также распространения на все государства Вашингтонского договора об ограничении морских вооружений. [217] В 1922 году Ассамблея Лиги предприняла попытку вновь выдвинуть на первый план вопрос о разоружении, приняв Резолюцию XIV от 27 сентября 1922 года (текст которой, однако, противоречил статье 8 Статута, не предусматривавшей создания дополнительных гарантий). [218] Тем самым, Ассамблея обратила внимание на необходимость разоружения, однако, ее действия привели к превращению вопроса о разоружении в частный вопрос проблемы безопасности, что впоследствии подтвердилось на практике. [219]

Вообще же за все время существования Лиги было разработано несколько проектов по ограничению вооружений. Первым из которых был проект лорда Ишера, представленный на рассмотрение Временной смешанной комиссии по сокращению вооружений в феврале 1922 года, единственный недостаток которого заключался в попытке изъять из-под обязанности разоружения те элементы военной мощи, которые были выгодны Великобритании, а именно: флот, колониальные войска, бюджет. [222] Проект лорда Р. Сесиля (1922 г.) исходил из необходимости всеобщего разоружения, причем отдельные государства должны были получить особые гарантии безопасности в обмен на обязательство по проведению разоружения. [223] Проект Ланге (1924 г.) был основан на бюджете государственных расходов на вооружение и направлен на облегчение изучения и обмена мнениями по вопросам разоружения. [224] Основной целью проекта Морской подкомиссии Лиги Наций было распространение на всех членов Лиги положений Вашингтонского договора 1922 года, ограничивавших тоннаж линейных судов и авианосцев. [225] В 1927 году был представлен проект Межпарламентской унии, объединяющий проекты Ланге и Мунка, который Ассамблея без рассмотрения направила в Комиссию по сокращению вооружений. [226] Два проекта, предложенные советским правительством в 1928 [227] и 1929 годах также были отклонены.

Говоря о деятельности Лиги в сфере сокращения вооружений, нельзя обойти молчанием не вступивший в силу Женевский протокол о мирном разрешении международных споров и запрете агрессивных войн (от 2 октября 1924 г.). Проект гарантийного договора [230] был разработан на основе указанной выше Резолюции XIV, одобрен Ассамблеей Лиги в сентябре 1923 года и разослан на обсуждение всем правительствам, в том числе и правительству СССР. Впоследствии этот проект был утвержден в качестве общего гарантийного пакта - Женевского протокола о мирном разрешении международных споров и запрете агрессивных войн (1924 г). В нем фактически содержалась попытка впервые ввести в международные отношения норму обязательного международного арбитража, которому подлежали бы любые межгосударственные споры. Помимо этого, в Протоколе закреплялось определение агрессора, под которым понималась страна, отказавшаяся предоставить спор на рассмотрение международного арбитража, [231] а также уделялось внимание вопросам разоружения (статьи 17 и 21 Протокола). Таким образом, в основе Женевского протокола были: арбитраж, безопасность, разоружение. [232] Протокол мог вступить в силу после его ратификации большинством стран-участниц. Однако против него выступили Великобритания и ее доминионы, а затем и Италия. Из великих держав Протокол ратифицировала только Франция. Таким образом, Протокол не вступил в силу и стало понятно, что на тот момент времени великие державы еще не были готовы подчинить свою политику юрисдикции международного арбитража.

В декабре 1925 года была создана Подготовительная комиссия к конференции по разоружению, в состав которой входили как члены Лиги, так и третьи страны, в том числе СССР (с 1927 г.). Первая сессия Комиссии проходила 18 мая 1926 года, [233] всего же было шесть сессий, закончившихся 9 декабря 1930 года выработкой проекта Конвенции о сокращении и ограничении вооружений. [234]

Международная конференция по разоружению собралась в Женеве 5 февраля 1932 года и рассмотрела несколько проектов. Среди них было французское предложение о создании международной армии, наделенной исключительным правом на применение таких специальных видов оружия, как: бомбардировочная авиация, дальнобойная артиллерия, подводные лодки большого тоннажа. Проект Великобритании предусматривал запрещение отдельных наступательных видов оружия. Советский Союз выдвинул радикальный проект всеобщего разоружения, который был отвергнут делегатами. Несмотря на это представители СССР согласились участвовать в разработке системы частичного сокращения вооружений. Так, было высказано предложение о необходимости создания системы мер безопасности, включавшей, наряду с определением агрессора, различные степени невоенных санкций против нарушителя мира, а также разработку соглашения о взаимной помощи при нападении. [235] Однако и по этому вопросу конференция по разоружению в силу сопротивления ряда стран не смогла принять какого-либо положительного решения.

Рассмотрев положения Статута Лиги, а также ее практическую деятельность в области сокращения вооружений, можно прийти к выводу, что значение статьи 8 Статута для международного права является далеко неоднозначным. С одной стороны, она указывала на важность сокращения вооружений, а с другой, - содержала ряд ограничений, не позволивших воплотить эту идею на практике:

1) Требование сокращения вооружений до минимума совместимого с национальной безопасностью и необходимого для выполнения международных обязательств.

2) Необходимость учитывать географическое положение и особые условия каждого государства.

3) Утверждение планов сокращения вооружений не Лигой, а заинтересованными правительствами, поэтому представляется логичным, что ни одно государство добровольно не согласилось бы уменьшить свою вооруженную мощь, потеряв тем самым политический авторитет и став по сути беззащитным перед другими.

4) Планы сокращения вооружений подготавливались Советом, состоящим из великих держав, поэтому деятельность Совета была направлена в первую очередь на разоружение тех стран, вооружение которых и так не было значительным.

5) Отсутствие конкретных сроков подготовки и утверждения первоначальных планов по ограничению вооружений.

6) Необязательность немедленного сокращения вооружений для первоначальных членов Лиги, в отличие от побежденных в мировой войне держав [240] и новых членов Лиги.

Вместе с тем нельзя забывать и о положительном значении статьи 8, в которой впервые на универсальном уровне была закреплена необходимость сокращения национальных вооружений. Здесь же впервые были намечены контуры будущих планов по ограничению вооружений, а также высказано опасение о пагубных последствиях, связанных с частным производством военных материалов и средств ведения войны. Именно статья 8 закрепила требование к членам Лиги по обмену информацией, содержащей сведения о состоянии их вооруженных сил и отраслей промышленности, которые могут быть использованы в военных целях. [241] Следовательно, можно предположить, что по вопросам ограничения вооружений Статут шел намного дальше декларативных пожеланий о сокращении вооружений, принятых в рамках Г аагских конференций 1899 и 1907 годов. Таким образом, статья 8, несмотря на свою двусмысленность, напрямую провозглашала опасность новой гонки вооружений и видела единственной возможностью для достижения постоянного мира - максимальное ограничение вооружений, но не всеобщее разоружение. [242]

Принятый после Второй мировой войны Устав ООН также содержит лишь общие принципы, касающиеся вопросов разоружения и ограничения вооружений. Так, например, Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и давать в отношении этих принципов рекомендации членам ООН или Совету Безопасности (ст.11). В соответствии со статьей 26 Устава ООН, Совет Безопасности ООН при помощи Военно-штабного комитета (далее - ВШК) должен разработать планы по созданию системы регулирования вооружений. Отметим, что предусмотренное в статьях 45-47 Устава ООН учреждение ВШК и подчинение ему единых вооруженных сил могло бы стать действенным механизмом обеспечения решений, принимаемых Советом Безопасности ООН (в том числе в вопросах соблюдения договоров об ограничении вооружений и нераспространения оружия массового уничтожения). Однако, за более чем 70-летнюю историю ООН, ВШК фактически не осуществлял свои функции, существуя лишь номинально. Сначала основной причиной заморозки деятельности ВШК считалась начавшаяся холодная война. Однако, распад СССР и формальное прекращение противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями также не привели к военному сотрудничеству государств в рамках ООН. При этом реалии XXI века с его угрозами глобального характера, требуют от Совета Безопасности быстрого реагирования и принятия адекватных мер для поддержания всеобщего мира (в том числе посредством эффективного контроля над вооружениями), поэтому вопрос об активизации деятельности ВШК актуален сейчас как никогда. [243] Наличие у ООН собственных вооруженных сил не только повысило бы ее авторитет, но и позволило бы создать действительно универсальную систему коллективной безопасности. К тому же решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения и ограничения вооружений могло бы стать более эффективным, если бы дипломатическая работа, проводимая в рамках Совета Безопасности, поддерживалась бы наличием собственных вооруженных сил. Помимо этого, представляется важным конкретизировать международную ответственность государства за нарушение норм договоров о разоружении, а также за несоблюдение соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. [244]


Новейшая история Дипломатия разоружения между двумя мировыми войнами

Жуковская Д.

Период между двумя мировыми войнами, вне всяких сомнений, является одним из самых драматических в истории человечества. Первая мировая война изменила облик европейской цивилизации. Рухнули империи - и старые, и более молодые. На их месте возникли новые государства, формально - демократические - но реально таковыми так и не ставшие
Мировая война не разрешила противоречий между великими державами. Пока побеждённые тонули в омутах революций и гражданских войн, а потом зализывали раны, назревали новые конфликты между победителями.
Созданная победителями система международных отношений оказалась мертворождённой. Чего только стоило фактическое деление великих держав по ранжиру, зафиксированное в решениях Вашингтонской конференции! Заявленные победителями высокие цели так и не были достигнуты. Напыщенные речи о том, что Первая мировая война стала последней войной, остались пустым звуком. Конечным результатом многочисленных договоров, пактов, соглашений, в том числе и запрещавших войну как таковую, стала Вторая мировая война.
Идея разоружения — одна из самых гуманных идей. Она на протяжении многих столетий волновала лучшие умы человечества.
Разоружение это сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые договоренности, затрагивающие ограниченные территории, или детально разработанные формулы, направленные на демилитаризацию всего земного шара.

Первые попытки разоружения

Вудро Вильсон

Вашингтонская конференция

Конференция Лиги наций по разоружению

На Генуэзской конференции, которая проходила с 10 апреля по 19 мая 1922 года при участии представителей 29 государств, советская делегация предложила провести всеобщее сокращение вооружений. Однако как вопрос о разоружении, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий не были разрешены на Генуэзской конференции.

Генуэзская конференция

Аристид Бриан

Чемберлен

Женевская конференция по разоружению

Таким образом, идея разоружения во имя мира неоднократно возникала в истории человечества. Как одно из направлений государственной политики разоружение известно с 19 в. В 20 в., вследствие бурного развития военной техники, его роль многократно возросла.
Первые практические шаги на пути ограничения вооружений были закреплены в генеральных международных соглашениях на конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг., но положительных результатов они не дали. Более серьезные попытки были сделаны под эгидой Лиги Наций после 1-й мировой войны.
Вашингтонская конференция 1921—22, конференция проходила в Вашингтоне с 12 ноября 1921 по 6 февраля 1922. В работе Вашингтонской конференции участвовали США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия; присутствовали также делегаты от британских доминионов и делегат, выступавший от имени Индии. В. к. была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил империалистических держав в Китае и в бассейне Тихого океана.
Однако, Вашингтонская конференция 1921-22 не внесла изменений в существовавшее в то время положение. За 10 лет своего существования вашингтонская система расшатывалась столь же упорно, как и версальская. Подрывная работа в этом направлении велась главным образом Японией.
В 1925 г. Лига Наций начала готовить созыв международной конференции по разоружению. Приглашались все государства, в том числе и Советский Союз. Была проведена многолетняя подготовительная работа, но конференция так и не состоялась. В 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к США с предложением отказаться от войны, как от орудия национальной политики. Бриан заявил о необходимости мирного разрешения международных споров. В 1928 г. более десяти государств подписали пакт Бриана — Келлога. Это был очень важный документ, потому что он показывал стремление стран и народов к мирному сосуществованию.
Последняя перед Второй мировой войной конференция по разоружению была созвана в феврале 1932; на ней были представлены 60 государств. Однако спустя десять месяцев она закончила свою работу, не достигнув результатов. Германия настаивала на устранении своего неравноправного положения после Версальского мирного договора; Франция сосредоточилась на обеспечении гарантий своей безопасности как необходимом предварительном условии сокращения армии; США и Великобритания предлагали рассматривать процесс разоружения как чисто технический вопрос о разграничении типов оружия, не зависящий от предварительных условий и гарантий; СССР настаивал на всеобщем безоговорочном разоружении, подразумевая под этим устранение препятствий своим революционным устремлениям. Семнадцатимесячная вторая сессия, состоявшаяся в период с января 1933 по июнь 1934, была столь же безуспешной, как и первая. Были выдвинуты предложения по запрещению бомбардировок с воздуха и производства вооружений на частной основе, по обязательной публикации расходов на закупки вооружений и ряд других, но все они были отклонены.
В начале 1933 Гитлер и нацисты пришли к власти в Германии. Новое немецкое правительство вскоре развернуло интенсивное строительство мощных вооруженных сил. Выход Японии и Германии в 1938 из состава Лиги наций обрек на неудачу все дальнейшие усилия по разоружению.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Лига наций. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Содержание: Основание Лиги Нации Члены Лиги Нации Главные задачи Лиги Нации Структура Лиги Нации Функции Лиги Нации Роспуск Лиги Нации

Основание Лиги Наций Лига Наций - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919—20 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников.

Члены Лиги Наций Австралия Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938) Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939) Аргентина Афганистан (принят в 1934) Бельгия Болгария (принята в 1920) Боливия Бразилия (вышла в 1926) Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939) Венесуэла (вышла в 1938) Гаити (вышла в 1942) Гватемала (вышла в 1936) Германия (принята в 1926, вышла в 1933) Гондурас (вышел в 1936) Греция Дания Доминиканская Республика (принята в 1924) Египет (принят в 1937) Индия Ирак (принят в 1932) Ирландия (принята в 1923) Испания (вышла в 1939) Италия (вышла в 1937) Канада Китай Колумбия Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925) Куба Латвия (принята в 1921) Либерия

Члены Лиги Наций Литва (принята в 1921) Люксембург (принят в 1920) Мексика (принята в 1931) Нидерланды Никарагуа (вышла в 1936) Новая Зеландия Норвегия Панама Парагвай (вышел в 1935) Персия (Иран) Перу (вышла в 1939) Польша Португалия Румыния (вышла в 1940) Сальвадор (вышел в 1937) Сиам (Таиланд) Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939) Турция (принята в 1932) Уругвай Финляндия (принята в 1920) Франция Чехословакия Чили (вышла в 1938) Швейцария Швеция Эквадор (принят в 1934) Эстония (принята в 1921) Эфиопия (принята в 1923) Югославия Южно-Африканский Союз Япония (вышла в 1933)

Главные задачи Лиги Наций Разоружение, предотвращение военных действий; Обеспечение коллективной безопасности; Урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров; Улучшение качества жизни на планете.

Главный пункт Устава Лиги Наций Коллективные действия в случае нарушения устава и войны; Сохранение независимости и территориальной целостности держав; Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет Лиги Наций; Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту.

Главные задачи, главный пункт Устава Лиги Наций Мероприятия против нарушений: Ведения полной экономической и политической изоляции; Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру. Минусы Устава Лиги Наций: Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член Лиги Наций мог положить вето и парализовать деятельность Лиги Наций; Количество комитетов не была лимитирована — их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано два комитеты по координации.

Структура Лиги Наций Лига Наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги Наций. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги.

Структура Лиги Наций Совет имел права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности. Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги.

Функции Лиги Наций Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; Обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; Взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; Соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций; В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Читайте также: