Доклад на тему социальные технологии

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Классификация социальных технологий

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны. Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологиинаправлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологииизучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;

2) демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки;

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий;

компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической Деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологии (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Кроме того, для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

- степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

- масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

- сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

- степень зрелости социальных объектов;

- инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

- область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

- уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

- цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:

- технологии поиска стратегии управления;

- технологии социального моделирования и прогнозирования;

- обучающие инновационные технологии;

- технологии прошлого опыта.

Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:

- технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальные технологии: сущность и виды

В широком смысле социальные технологии понимаются как деятельность по организации, изменению другой деятельности. Для этого разрабатывается комплекс методов процедур, правил, предлагаемых конкретным людям с целью улучшения их труда.

Социальная технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности (в данном случае под социальной технологией мы понимаем любую технологию, относящуюся к общественным отношениям). Как и любая социальная деятельность, социальная технология многообразна по своему конкретному воплощению, целевым функциям, своему характеру и результатам.

Технологизация социального взаимодействия - это цивилизованный путь решения социальных проблем общества и человека или группы. Он обусловливается целым рядом факторов.

Во-первых, отсутствие социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к нарушениям социального функционирования человека в обществе и социальным проблемам.

Во-вторых, все более утверждающиеся в мировом общественном сознании идеи гуманизма обязывают каждое государство решать социальные проблемы человека в соответствии с принятым международным правом.

В-третьих, социальная помощь, поддержка, содействие человеку в формировании его способности и готовности к самостоятельному взаимодействию с окружающим его миром становятся объективной необходимостью и определяющими факторами преуспевающего экономического и социального самосовершенствования страны.

Необходимость обеспечения достойного уровня материального и духовного благосостояния каждого человека выдвигает требования стандартизации социальных услуг, разработки специальных методик, форм, приемов и способов взаимодействия с ним.

В-четвертых, технологии в социальной сфере в принципе не отличаются от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизации любого социального процесса заключена в структуре человеческой деятельности и придает социальному действию динамичный, целенаправленный, конструктивно созидательный характер.

В-пятых, становление рыночных отношений предполагает организацию и самоорганизацию жизни людей, практическое освоение ими правил взаимодействия друг с другом, природой, овладение стандартами отношений с органами власти, людьми иного круга и статуса и т. д.

Решение этих задач возможно лишь путем социализации, обучения и подражания образцам, освоения операций тех или иных жизненно необходимых алгоритмов действия в рамках дозволенного обществом, т. е. предсказуемыми средствами в определенной жизненной среде.

Многообразие - закон развития общества, и говорить о какой-либо пользе от упорядоченной деятельности в различных социальных сферах можно лишь тогда, когда для определенной социальной деятельности создается специальная технология. При этом речь идет не о какой-то универсальной технологии, а о множестве технологий, каждая из которых сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект ставит перед собой и которых он стремится достичь. В социальных технологиях однозначность проявляется в общих требованиях к процессу.

Для технологизации любого процесса необходимо наличие определенных условий.

1. Сам процесс должен иметь такую степень сложности, которая позволила бы и требовала расчленения его на относительно обособленные части.

2. Изыскание средств, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий.

Разрабатываемые социальные технологии также должны обладать рядом признаков.

Первый признак - разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренние, между собой связанные этапы, фазы, операции.

Смысл этой процедуры - точное определение границы имманентных требований к субъекту, действующему по данной технологии, обеспечить оптимальную или близкую к оптимальной динамику развития процесса. Чем точнее описание процесса будет соответствовать его объективной логике, тем вероятнее возможность достичь высокого эффекта деятельности людей, занятых в данной сфере. В силу этого жизнеспособными оказываются те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на их основании ориентируют социального субъекта на действия обоснованные, опирающиеся на достижения науки.

Второй признак - координированность и поэтапность действий, направленных к достижению искомого результата. Последовательность действий, порядок их исполнения должны базироваться на внутренней логике формирования и развития данного процесса.

Однако реализация данного сущностного признака технологии вовсе не означает, что субъект будет "прикован" к установленной этапности. У него всегда остается возможность "вмешаться" в объективный ход процессов, изменить их порядок в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.

И, наконец, третий , весьма существенный признак . Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее и серьезнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет неудовлетворительные последствия.

Хотя для социальных технологий возможен гораздо больший диапазон отклонений, но и в этом случае отклонения возможны только до определенной грани, за которой вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности.

Эти соображения необходимо учитывать, приступая непосредственно к вопросу о причинах, факторах, закономерностях, определяющих многообразие социальных технологий.

Как правило, любая новая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность. Если возникает такая потребность, рано или поздно неизбежно формируется и соответствующая деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Поэтому создание все новых и новых социальных технологий представляет собой объективно обусловленный, закономерный процесс.

Учитывая подобную динамичность объектов социальных технологий, логично, что наряду с использованием уже имеющихся технологий необходимо создавать новые, углубляя анализ социальных процессов и явлений. То есть для воздействия на один и тот же объект зависимости от его состояния и от цели воздействия не только можно, но и необходимо разрабатывать и применять различные технологии.

Многие исследователи различают технологии, созданные эволюционным путем и научно разработанные. Первые рождаются и отбираются на протяжении всего исторического процесса социально-экономической деятельности. В их основании лежит практический опыт применения тех или иных средств поддержания порядка, стабильности жизни, укрепления устоев труда и быта, духовности. Эти технологии рождаются самой жизнью и являются органической принадлежностью социальной практики, а потому становятся объектом научного познания. Их преимущество в том, что они выверены и отобраны не одним поколением людей, удобны и просты в употреблении, адаптивны, имеют компенсационные резервы.

Научно разработанные технологии - это систематизированные и определенным образом интегрированные формы и способы реального взаимодействия людей. Последовательность средств этого взаимодействия оформляется в более или менее четкие формулы - правила, имеющие целью упорядочить то или иное явление или социальный процесс. Привычные, наилучшие, удобные и полезные, проверенные на прочность отбираются с учетом перспектив и становятся алгоритмом деятельности.

Человек осуществляет функционирование в обществе и удовлетворяет потребности через использование социальных технологий. Социальные технологии - это способы, средства и правила упорядочения социального объекта в целях регулирования и оптимизации отношений с ним.

Социальными они называются, потому что:

во-первых, они представляют собой продукт длительного отбора, проверки на пригодность в социальной организации общества;

во-вторых, они отвечают на вопрос о характере взаимодействия людей в обществе и поэтому входят в культуру общественного сознания и дают универсальную характеристику состояния общественной жизни и самого человека. Э. С. Маркарян определял социальную технологию как "систему средств практического действия и способов их использования, выработанных человеком во всех областях его многогранной социально-исторической практики".

Следовательно, социальные технологии отличают по их основным признакам:

1) они направлены на удовлетворение потребностей человека;

2) рождаются из повседневной жизни или создаются специально;

3) являются инструментом управления и имеют правовое регулирование и т. д.;

4) могут быть четко алгоритмизированы (законом, инструкцией) или носить творческий характер;

5) направлены на преобразование проблем человека путем влияния на его сознание и подсознание или процессов и явлений общества в целом.

Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов общества с помощью специфических социальных средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования обусловлено широким спектром социальной деятельности человека.

Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Вполне обоснованно поэтому определять и создавать социальные технологии для различных областей социальной сферы: медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания и т. д. Именно поэтому представляется, что речь не может идти о какой-то универсальной социальной технологии. Социальных технологий много. Каждая из них сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект поставил перед собой и которых он стремится достичь.

Однако следует отметить, что реализация любой социальной технологии всегда сопровождается теми или иными модификациями. Зависит это от определенных условий: состояния материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов общества; исторических условий, традиций и др. Все вместе взятое определяет и конкретизирует содержание любой социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. С точки зрения управления технологизация любого процесса возможна при выполнении следующих условий: а) процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволила бы и требовала расчленения его на относительно обособленные части; б) должны быть средства, которые позволили бы так оптимизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

В процессе осуществления социальных технологий меняется объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска все новых и новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели также объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если в производственных технологиях стереотипность, повторяемость предпочтительна, то в социальных технологиях она более ярко прослеживается лишь на организационном уровне, а что касается технологий работы с конкретным человеком в конкретных условиях, то она невозможна и даже вредна. В этом и состоит особенность социальных технологий.

Любая социальная технология применяется адресно, но имеет те или иные нюансы. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей, как объектов, так и субъектов взаимодействия. Для разрешения одной социальной проблемы не просто возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять набор социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий социального обслуживания населения, обусловленное спецификой социальных учреждений и социальных служб, их формой собственности, функциями и перечнем оказания социальных услуг.

Однако только этим не исчерпывается разнообразие социальных технологий. Решение любой социальной проблемы человека требует создания своей технологии. Еще более конкретно и наглядно можно представить специфику социальных технологий на следующем примере. Чтобы решить задачу социальной помощи детям-инвалидам, необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки и условия. Речь идет о таких факторах и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить проблему. Если представить детей-инвалидов, то у них проблема общая - инвалидность, но условия у каждого разные, поэтому процесс решения их проблемы не может быть одинаковым. Таким образом, равноценны по своей значимости не только технологии, предназначенные для решения одной и той же проблемы, но и те, которые обеспечивают решение проблемы каждого конкретного ребенка.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и других качеств, которыми должны обладать специалисты по разработке и исполнению социальных технологий. Оно определено также обширностью социальных отношений и видов социального взаимодействия; системным, сложным характером объектов социальных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма их разработчиков и исполнителей.

Многообразие социальных технологий не исключает возможности их классификации и типизации. Типология как учение о видах, признаках, свойствах относится к разряду теоретических знаний, выполняющих важную методологическую функцию.

Как система теоретических знаний она:

1) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;

2) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария появляется возможность прогнозирования применения тех или иных способов решения социальных проблем в различных условиях);

3) выполняет ориентационную функцию.

В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности. Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет большое познавательное значение.

В классификации социальных технологий наиболее ценным является их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами. Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуру (микро- и макроуровень и т. д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Вопрос о классификации социальных технологий сложный и дискуссионный. В их разработке и типизации существуют многообразные подходы. Они диктуются различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

В основу типологии социальных технологий могут быть положены:

степень ассоциированности объекта воздействия(личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т. д.);

сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственные, политические, социальные, духовные);

степень зрелости социальных объектов;

инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

область общественной жизни (экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность);

уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Так как взаимодействие с человеком в процессе социальной работы осуществляется в сфере социальных отношений, то социальную работу можно отнести к особому виду социальных технологий. Под внутренним механизмом социальной работы чаще всего понимается совокупность средств, методов и форм, с помощью которых осуществляется взаимодействие с человеком или группой и достигается конкретный результат-приводятся в действие и саморегулируются его ресурсы как условие восстановления (поддержания), коррекции или развития его социальности.

Общественные отношения все более усложняются. Технологии имеют свою внутреннюю логику развития и функционирования.

Любая технология - диалектическое единство стереотипных и творческих действий. Но соотношение рутинных и конструктивных начал в отдельных видах технологий различно. В производственных технологиях высокая степень повторяемости процедур и операций - необходимое условие высшего качества. В социальных технологиях такая повторяемость не только не является предпочтительной, но и попросту невозможна. Вследствие динамики социальной жизни любая технология всегда применяется конкретно, всегда сопровождается теми или иными модификациями.

Социальная технология не отличается в принципе от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизировать любой социальный процесс заключена в структуре человеческой деятельности.

Все большее количество людей оказывается вовлеченными в сферу социальных технологий, выступая как их объектами, так и субъектами.

Применительно к обществу, проведение анализа данной категории становится возможным, основываясь на примерах поиска рационального типа организации управления социальной средой, культурой и экономикой.

В рамках других уровней общественной организации, социальные технологии находят применение в области управления страной, отдельными областями, краями, городами и районами, что, в свою очередь, связано с разрешением вопросов жизненных проблем людей, как конкретных административных единиц.

В случае, когда рассматривается конкретная организация, принято говорить о последовательности (алгоритме) решений в разрешении определенных социальных задач: повышения уровня квалификации или эффективности труда работников, совершенствование системы мотивации труда работников, укрепление продуктивности взаимоотношений трудящихся, создание эффективной корпоративной культуры – то есть оптимизация рабочего пространства в соответствии с актуальными потребностями работников, благодаря которым происходит создание духовных и материальных ценностей.

На практике, осуществление данных важных методических и методологических требований не отработано на необходимом практическом уровне и научно-теоретической базе, в связи с чем, на всех уровнях управления социальными процессами существует ряд существенных недостатков, выражающихся в произвольных решениях, либо полным отсутствием целей для продумывания и последовательного осуществления конкретных организационных мер.

В настоящее время не существует эффективного механизма защиты, и конкретных гарантий, защищающих от возникновения произвольных решений и ошибок, что возникает вследствие отсутствия ясности в исходных принципах реализации управленческих полномочий.

Таким образом, можно резюмировать, что в современной России, управление социальной сферой не обладает достаточной научной основы, что проявляется в отсутствии необходимых алгоритмов политических и социально-экономических процессов, которые необходимо воплощать в социальных технологиях.

Определение социальной технологии

Также под технологией принято понимать определенную форму описания производственного процесса, совместно с инструкцией по введению в эксплуатацию, технологических правил, карт, графиков, поскольку для организации нормальных производственных форм необходимо соблюдение строгой последовательной операций, совместно с обеспечением стабильных критериев воздействия на предметы труда в рамках установленных пределов.

Благодаря научно-техническим и информационным преобразованиям появляются существенные изменения в общественной жизни, которые связаны с разработкой и последующим внедрением технологических новшеств в области биотехники, энергосбережения, выбросу отходов и иных.

При этом, изобретение социальных технологий было совершено много лет назад. Так, на протяжении многих веков людьми осуществлялось управление общественными делами, передача накапливаемых знаний и информации от одного поколения к другому. Вместе с тем, они всегда использовали технологии, которые чаще всего не были разработаны специально, и были весьма примитивными.

Непосредственно социальные контакты не нуждались в специальной технической модификации и могли осваиваться на интуитивном уровне, а также опытным и эмпирическим путем.

Развитие общества становилось возможным за счет следования апробированным правилам, предписаниям, традициям и культурным образцам, которые не были разработаны целенаправленно и осознанно, а также зачастую считались рутинными, однако их все же использовали на практике.

В ходе развития человеческого общества, происходило усложнение социальных связей, происходило увеличение их числа, в значительной мере возрастала динамика общественных процессов, что порождало возникновение новых требований в области совершенствования социальных технологий.

Вместе с тем, продолжали действовать общесоциологические закономерности, среди которых возрастание роли субъективных факторов в области развития мировых цивилизаций, что приводило к кардинальным переменам в практике и теории управления; а также внедрению методов социального воздействия, которые обеспечивают повышенный уровень качества социальных технологий.

Зачастую представленные требования вступали в противоречие с возникающими потребностями с одной стороны – в общественном развитии, а другой – с низким уровнем управленческого воздействия. Постепенно назрела острая необходимость использования некоторых последовательных формальных операций, основой которых является не только опыт, но также и научно обоснованные рекомендации, составляющие базу для социальной технологии.

Сущностью и предназначением любых технологий является оптимизация управленческих процессов, совместно с исключением из них всех видов операций и деятельности, не являющихся необходимыми для получения социальных результатов.

Применение технология является главным ресурсом, благодаря которому возможно снижение затрат на управление, совместно с повышением эффективности управленческой деятельности и ее значения в общественной жизни.
В обществе происходит непрерывный процесс поиска приоритетов не только в рамках технического прогресса, а также и в области социальных ориентаций, а также оптимизированного использования потенциала человеческих ресурсов.

Сущность и содержание социальных технологий

Российское социологическое сообщество, начиная от 1960-х годов активно начало исследовать проблемы социальных технологий, активно углубляясь в детали данной области. Согласно результатам проведенных исследований было выявлено, что введение социальных технологий, которые направлены на комплексное исследование интеллектуальных и творческих способностей человека могло бы способствовать увеличению промышленного производства на 20-25%, а в случае задействования резервов данные показатели увеличились бы на 40-60%.

В результате исследований было выявлено, что достижения Японии в большом количестве промышленных отраслей связаны с активным включением научных разработок в тщательное исследование социальных затруднений работников, эффективности коллективных форм организации работы трудящихся и иных организационных моментов.

Благодаря выполнению определенных мелких паттернов происходит формирование представлений о специфических элементах процесса технологизации в социальной сфере, среди которых: диагностика, последовательность операций, временные интервалы, предупреждение сбоев, возможность контроля всех действий в процессе реализации поставленных задач.

В представленных условиях возникает потребность в определении сущности и содержания социальных технологий. В ходе анализа предпринятых попыток было выявлено, что исследователи различным образом рассматривают сущность технологий.

Так, В. Г. Афанасьевым они определяются в качестве элементов управленческого механизма, а также способа перевода абстрактных научных определений во вполне конкретные понятия для того, чтобы достигнуть поставленных целей.

Согласно М. Маркову, технология – это средство осуществления конкретных сложных процессов средствами его разделения на комплекс взаимосвязанных и последовательных операций и паттернов, которые должны выполняться в строгом алгоритме.

А. К. Зайцев утверждает, что технология является совокупностью информации о средствах и способах организации различных социальных процессов, а также непосредственно этих действий, которые способствуют достижению поставленных целей.

В. Н. Иванов понимает технологии в качестве системы инновационных средств и методов решения сущностных противоречий между самореализацией и взаимодействием социальных субъектов в области коммуникации между природой и человеком.

Как утверждает В. В. Щербина, социальными технологиями можно называть такие средства упорядочения и организации целесообразных форм практических действий, совместно с системой приемов, которые будут направлены на преобразование, изменение, либо определение социальных объектов, а также на достижение заданных результатов.

Вместе с тем, можно также затронуть область специфических социальных средств. Особенностями технологий является то, что они алгоритмизируют все действия, исходя из чего могут использовать большое количество раз, а также растиражированы для разрешения схожих целей и получения необходимых результатов благодаря повышению профессиональной культуры.

Концепция зарубежного автора К. Поппера объясняет социальную технологию в качестве способа использования теоретических знаний в области практических действий. Исследователем она разделяется на две формы: утопическую (холистскую) и частичную.

В утопической (холистской) технологии происходят попытки разрешения поставленных задач с помощью социального преобразования в максимально сжатые сроки – с помощью одного алгоритма – революционного. Благодаря этому, согласно К. Попперу, в данной модели невозможен своевременный учет и предупреждение нежелательных вредных последствий необходимых мероприятий.

Частичная технология характеризуется не крупными целями и задачами, а реалистичностью и верной трактовкой того, что может быть выполнено благодаря имеющимся способам, методам и формам социального воздействия. В ее основе находится анализ реальных действий и процессов, совместно с последующим их осуществлением благодаря практическому преобразованию реальности.

При этом, согласно социологическим источникам, существует также и расширенное понятие, в которое включены вопросы проектирования, экспериментирования и проектирования элементов управленческих циклов.

Так, в рамках процесса управления существует определенная стадия, в которой необходимо воплощать на практике и организовывать процессы объективизации духовных и материальных идей.

Не во всех организационных процессах может осуществляться регламентация и алгоритмизация: в рамках процесса управления, деятельность руководителя и любого человека, который причастен к управлению всегда сопряжена с элементами творческой импровизации, а также предчувствия.

Из-за этого, деятельность руководителя и организатора может быть связана как наукой, так и с искусством. Вместе с тем, что не означает, что в данной масштабной области поисков рациональных форм организации управленческой деятельности существуют (или должны существовать) программы (алгоритмы) реализации последовательный действий для достижения заранее сформулированных целей.

Благодаря социальным технологиям создаются возможности тиражирования приемов и методов, совместно с многократным их повторением, а также применением в похожих ситуациях для других социальных ситуаций или в других процессах.

В алгоритмах управления, которые закреплены в технологиях, имеются также и негативные аспекты: они могут способствовать консервации приемов и методов, которые именно благодаря данным обстоятельствам на новых этапах могут обрекать разработчиков на неудачи и просчеты.

Великий создатель Г. Форд стал знаменитым благодаря собственным инновационным технологиям, которые успешно воплощались в жизнь на протяжении двадцати лет, включая 1930-е годы, что позволило разрешить большое количество различных социальных проблем. Благодаря консервации способов и методов достижения необходимых задач, к 1950-му году начался период существенных ошибок и просчетов, что в значительной мере стало снижать качество и эффективность производственной деятельности.

На основании обзора существующих позицию в данном вопросе, можно сделать вывод о том, что социальная технология представляет собой систему последовательных и целенаправленных действий, а также операций, которые могли бы воздействовать и реализовывать изначально сформулированные планы, программы и проекты для получения оптимальных социальных результатов.

Социальная технология является важнейшим элементом механизма управления, а также средством перевода с языка намерений на язык конкретно-прикладной язык. Это достигается во многом за счет формализации процессов социального управления, совместно с последующим расчленением на более мелкие элементы благодаря совершению процедур и операций.

Процедура – это комплекс действий, благодаря которым осуществляется управление конкретными процессами.

Операция – это форма непосредственных действий, а также путей решения конкретных задач в области определенной процедуры.

Резюмируя вышеописанное, можно сделать вывод о том, что социальные технологии представляют собой некоторое средство для достижения конкретной цели, который состоит из:

  • поэтапной реализации конкретных видов деятельности;
  • редварительной, сознательной и планомерной разработки операций с помощью использования научных фактов;
  • учета специфики сферы общественной жизни, в рамках чего деятельность и реализуется.

При этом, социальная технология может выступать в двух формах: в качестве проекта, в котором содержатся операции процедуры, и в качестве организационной деятельности, которая выстраивается на основании данного проекта.

Возведение Саяно-Шушенской ГЭС имело значительные отличия от похожих механизмов строительства ГЭС в Красноярке, создание которой началось в конце 1950-х годов.
Через 15-20 лет, Саяно-Шушенскую ГЭС стали возводить с использованием иных технологий: в начале был возведен город и построены дороги, были созданы все основные условия для проживания и соответствующая инфраструктура для выполнения культурных и социальных функций, и только после выполнения всех описанных действий был начат процесс построения непосредственно гидроэлектростанции, а также основного потребителя ее энергии – масштабного алюминиевого комплекса.

Таким образом, особую значимость приобретают процессы выявления исходных теоретико-методологических основ, совместно с уточнением категориального аппарата, а также видов и форм для классифицирования социальных технологий, совместно с выявлением принципов их создания и внедрения.

Социальная технология представляет собой ряд действий, направленных на достижение поставленных целей, социального развития и решения проблем социального характера. В представленной статье вы сможете ознакомиться с более подробной информацией о социальных технологиях, а также о методах ее использования человеком.

Сущность социальной технологии

Кроме основного определения социальной технологии, также можно выделить ряд других объяснений. Так, например, социальная технология предполагает совокупность мероприятий помощи организации деятельности, что влечет за собой изменение соцобъекта.


Социальная технология заключается в объединении методов, направленных на то, чтобы добиться поставленной цели в период планирования и решения различных социальных вопросов, которые способны изменить взгляды общества на политические, социальные, культурные и другие структуры.

Данное понятие легко можно применить по отношению к обществу, организациям и другим объектам. В случае с обществом, технология затрагивает отрасль культуры, экономики, политики и прочего. В направлении организаций, происходит разработка методов, направленных на повышение эффективности трудовой деятельности, повышение квалификации работников и сплочение коллектива.

Социальные технологии тесно связаны с психологией, так как при помощи данной науки можно сделать определенные предположения о стратегии управления, что делает работу более эффективной. Исходя из проведенных исследований, ученные пришли к выводу о том, что использование социальных технологий по отношению к творческим способностям человека, поспособствовали бы увеличению промышленного производства на 20-25%.

Типы социальных технологий

Социальные технологии имеют несколько классификаций, среди которых:

  • Инновационные технологии заключаются в использовании методов, которые направлены на достижение каких-либо нововведений. При помощи таких технологий можно более рационально использовать ресурсы.
  • Основу в информационных технологиях занимает оптимизация процесса, направленного на получение информации.
  • Интеллектуальные технологии направлены на улучшение и развитие способностей человека в области творчества.
  • Исторические технологии поддаются анализу для эффективной работы в настоящее время.
  • Технологии согласия направлены на формирование мышления общества, что приводит к их согласию по какому-либо вопросу.
  • Политические технологии помогают решить существующие проблемы в данной отрасли, а также помогают создать и реализовать политическую программу.

Все вышеуказанные технологии активно используются в современном мире.

Практическое применение

Для того, чтобы лучше понять, как на самом деле применяются социальные технологии в реальной жизни, следует обратить внимание на японскую экономику, которая существенно подскочила. Применение различных технологических форм в области экономики, а также создание новых реформ, помогли существенно подняться экономике Японии. Это в очередной раз доказывает, что исследования, проводимые в отрасли социальных технологий, являются необходимыми для того, чтобы общество имело успешное развитие.

Обычно социальные технологии путают с чем-то очень глобальным и сложным. Однако для достижения положительных результатов нужно начинать с малого. Так, например, необходимо начинать работу внутри коллектива. В данном случае не лишним будет понять, как эффективно управлять командой, как сделать из группы лиц команду и как ее сплотить. Также полезной будет информация о теории творчества и креативности. Далеко не все готовы начинать с незначительных проблем, поэтому нехватка знаний отражается не лучшим образом.

Стоит отметить, что применение социальных технологий в любой из отраслей доступно каждому человеку. Для этого следует только подумать о том, какие новейшие технологии конкретно вы сможете применить в рабочем процессе или в семейных отношениях. Большим плюсом будет даже то, если вы будете способны понять, что существует какая-то проблема, которую необходимо решать. Для того, чтобы добиться хороших результатов, следует всего лишь изучить некоторые моменты и не бояться действовать. Не бойтесь идти вперед и проявлять себя, тогда успех не заставит долго ждать! Движение к успеху невозможно, если когнитивные функции человека находятся не в тонусе. Позаботьтесь о своем мозге уже сегодня — пройдите первую тренировку!

Читайте также: