Основные этапы академической карьеры доклад

Обновлено: 05.07.2024

Про построение академической карьеры в разных странах.
Пожалуй, скопирую ее полностью - а то мало ли что, вдруг ресурс "рухнет", а для размышлений может пригодиться. Потом не найдешь.
Автор - Алексей Кнорре (социолог, студент Европейского университета в Санкт-Петербурге)

Институтская наука: Михаил Соколов о том, как становятся профессорами в Америке, Европе и России

Чем различается устройство научных институтов в Европе и России? От чего зависит карьера молодого ученого и кто контролирует рынок академических должностей? T&P поговорили с Михаилом Соколовым — социологом, профессором факультета политических наук и социологии ЕУСПб, чьи прежние работы были посвящены радикально-националистическому движению в России. В настоящее время ученый занимается сравнительно-исторической социологией университетов.

— Михаил, расскажите, каким проектом вы сейчас заняты?

— Мы с моими коллегами из разных стран — Татьяной Зименковой из университета Билефелда, Софьей Чуйкиной из университета Клермон-Феррана, Катериной Губой из Томского университета и Марией Сафоновой из Высшей Школы Экономики заканчиваем книгу об академических рынках труда и академической власти в пяти национальных социологиях: России, Америке, Франции, Германии и Британии.

— Какой будет эта книга?

— С точки зрения построения карьеры — основного предмета нашего изучения — академические системы можно классифицировать на основании их способа отбора научных кадров. Один из принципиальных подходов — это взаимодействие министерства, стремящего управлять наукой, и академической среды. Другой — это отбор исключительно силами самой этой среды. Ученые, естественно, предпочитают второй механизм — механизм кооптации — когда группы экспертов, распознающие потенциальных кандитатов следующего поколения, принимают их в свои ряды.

Но и противоположное правдиво: замкнутая академическая среда может развиваться в направлении абсолютной стагнации и полного прекращения любой интеллектуальной деятельности. В XVII и веках XVIII большинство университетов, включая Оксфорд, Париж и Гейдельберг, превратились в замкнутые корпорации, цеха, монополизирующие выдачу дипломов. Они брали деньги за присвоение докторских степеней, брали плату за вступление в корпорацию и в основном пополнялись за счет детей самих профессоров, включая малоспособных к учению. Что, впрочем, было неважно — профессорам во многих университетах все равно выдавались конспекты вековой давности, по которым они должны были читать лекции и от которых было непозволительно отступать. В общем, эти университеты были изолированным и интеллектуально стерильным миром. Воспоминания о тех временах до сих пор остаются своеобразной академической антиутопией.


Профессорская корпорация Германии

Тяготение к одному из полюсов определяется относительным влиянием разных групп в сфере высшего образования. В тех академических системах, где ученые представляют собой влиятельную группу интересов, преобладает кооптация: никто не вправе указывать профессорам, кого им брать на работу. Карьера устроена следующим образом: вы начинаете с нижних этажей и поднимаетесь наверх, преодолевая жестокую конкуренцию. В какой-то момент на подъеме вас ждет форменная мясорубка, но зато, получив ранг полного профессора, вы получаете пожизненный контракт, большую зарплату и неограниченную свободу. Такая система, действующая в Германии и США, обычно насаждается профессорами, получившими полную власть над системой — они контролируют любое кадровое передвижение, а их не контролирует никто.

В Германии профессорская корпорация, пожалуй, наиболее влиятельна. Единственное, в чем бюрократы, пытающиеся управлять этой системой, смогли добиться уступок — в полном запрете разных форм инбридинга, то есть внутреннего найма. Это один из главных вопросов в управлении наукой. Можете ли вы, как старший профессор, беспрепятственно продвинуть своего любимого ученика по всем ступеням академической лестницы? Он вам понравился, когда был студентом, вы обеспечили получение ему диплома, защиту диссертации, позиции доцента, профессора, и в итоге оставили ему свою кафедру. В тех академических системах, где профессора — самая влиятельная группа, естественным образом все тяготеет к этому сценарию. Италия, в которой до недавнего времени профессорская олигархия имела еще большую власть, чем в Германии, являлась классической страной академического патронажа. Соответственно, чиновники в первую очередь хотят закрыть именно эту возможность, раз уж нельзя повлиять на все остальное. В Германии с гумбольдтовских реформ начала XIX века возводились разные барьеры на пути внутреннего найма, поэтому вы просто не cможете пройти все стадии в одном университете. Вам нужно добиться известности за пределами вашего университета чтобы получить работу.

Возможно, что ваш профессор очень влиятелен, у него везде есть друзья, и тогда вы все равно получите работу в другом университете. Но это значит, что сам он не просто получил кафедру по наследству, бросил читать книги и никого к ней не подпускает — что и было тем сценарием, от которого Гумбольдт хотел застраховаться прежде всего. Кроме того, чтобы пристроить ученика, важен хронометраж — нужно, чтобы вакансия открылась ровно в тот момент, когда ученик защитит диссертацию и созреет до профессорства. А это очень сложно подгадать. В системе, где инбридинг запрещен, выхода на открытый рынок трудно избежать. Чем больше географической мобильности предполагает карьера, тем сильнее перспектива продвижения зависит от того, насколько лично вы известны. Вам нужно ездить на конференции и рассказывать людям, не связанным с вами, что-то интересное им. В конечном счете, ваши шансы на рынке университетов зависят от того, смогли ли вы увлечь достаточно людей своими исследованиями. Это делает систему проницаемой для таланта — тот, кто может увлечь других, открыть перед ними горизонты, напомнить им об их научных идеалах, имеет очень большое преимущество. Это не значит, что в Германии нет разветвленных патронажных кланов, имеющих кроме того и политический оттенок. Знаменитая Франкфуртская школа в третьем поколении превратилась в огромную академико-мафиозную семью, контролирующую рейнские университеты.

У этой системы есть свои издержки — например, огромное число разбитых карьер. Профессорами хотят быть все, поскольку существует идеалистическое отношение к профессорам в обществе. Окружающий их моральный ореол и позволяет им отбиваться от любых наступлений бюрократов. Но если многие люди хотят ими стать, становятся ими в итоге очень немногие: в социальных науках на 200 академических карьер, если считать по начатым диссертациям, только одна завершается получением пожизненной профессорской позиции.

Более того, те, кто не стал полными профессорами, оказываются не только выкинутыми из академического мира, но и плохо устраиваются за его пределами, потому что пропустили ключевые этапы неакадемической карьеры — сначала они писали диссертацию, потом были ассистентом, потом младшим профессором. Они все время боролись за продвижение и проиграли в этой гонке — и отчаялись. Оказалось, что теперь им поздно идти в бизнес или в государственные чиновники — разве что на низшие позиции. Другая сторона, с которой также приходится мириться — вы никогда не находите работу там, где начали карьеру. С одной стороны, путешествовать по Германии может быть и неплохо, но, с другой, представьте, что у вас к этому времени есть супруга или супруг и дети. Одному нужно бросить карьеру, чтобы другой перебрался в новый университет, потому что двоим ученым устроиться в один университет одновременно очень сложно. Ученые создают крайне нестабильные семьи в Германии, поскольку им известно, что или в какой-то момент одному придется поставить крест на своих амбициях, или обоим разъехаться.

Чтобы создать этот постоянный приток, действует самое жестокое правило германской, и, отчасти, американской системы — вы не можете удержаться долго на любом этаже, кроме верхнего. Все позиции непостоянны, кроме высшей — пожизненной. Сравним это с Россией, Францией и Британией, в которой все ступени вечны и на всех можно задержаться — они гораздо гуманнее в этом плане. Если вы не перешли на следующую ступень, то вполне можно прожить и на той, на которой остановились. Плюсом этой схемы является то, что она создает для каждого свою нишу. Кто-то не стал профессором и остался доцентом на всю жизнь, кто-то не стал доцентом и остался ассистентом. Вы можете бороться за продвижение, а можете остаться на одном месте и остаться в игре.

Бюрократический контроль в России

В отличие от Германии, скорость перемещения людей по рынку академического труда в России очень низка. Обычно люди в России растут внутри одной организации, почти всегда — внутри одного города. Это происходит оттого, что в стране нельзя создать общенациональный рынок — невозможно заставить людей переезжать из Москвы во Владивосток. Можно сослаться на климат или любые другие причины. Например, цены на жилье гораздо выше относительно средней зарплаты ученого — по сравнению с любой другой из рассмотренных нами стран. Кроме того, многие работают сразу на нескольких работах — одну позицию в другом городе найти можно, но не три сразу. Соответственно, перемещение почти всегда экономически невыгодно. Более того, внутри одного города вы скорее добавляете работы к уже существующим, чем бросаете их и устраиваетесь на новое место.

— Зачем нужна ученая степень в России?

Но в отсутствие мобильного рынка труда такая реклама просто не нужна. Все равно отвечающие за ваше трудоустройство люди обычно знают вас лично — вы же живете в одном городе — или знает того, кто знает. Им совершенно не нужна диссертация, чтобы оценить качество кандидата. И все равно бюрократически-индустриальная логика делает все, чтобы ученая степень не могла быть использована таким образом. Сама Высшая аттестационная комиссия (ВАК) есть способ обеспечения академической эквивалентности. В Америке нет общей степени PhD — там существуют 2000 университетов и, соответственно, 2000 разных степеней PhD. В России эта разница между организациями сознательно стерта — все степени одинаковы и официально утверждаются ВАКом. Все хорошие гайки хороши одинаково, а все бракованные бракованы по-разному — все люди, которые защитили кандидатскую диссертацию, в идеале достигли какого-то одного уровня и являются носителями одинаковой квалификации. С точки зрения бюрократа они идентичны друг другу. Качество диссертации в этой системе абсолютно не важно, нет даже никакой возможности транслировать какую-то дополнительную информацию о диссертанте — важна только пометка о том, что диссертация защищена.

Бывают случаи, когда люди пишут хорошую диссертацию, потому что для них это легче, чем написать плохую. Если вы талантливый человек с развитым внутренним чувством научного текста, то проще написать хороший текст на одном порыве, чем долго и мучительно собирать разрозненные куски. Но если вы чуть менее талантливы или чуть более заняты, то можно вполне благополучно пройти путь минимального сопротивления. Им является плагиат и компилятивная работа. Они не только проще, но и в какой-то мере надежнее.

Девальвация научных статей

Научная карьера: какие этапы может пройти ученый

Больше полезной информации об учёбе и трудоустройстве после выпуска знают подписчики нашего телеграм-канала. А в другой группе мы собрали скидки и выгодные предложения.

Какие этапы научной карьеры проходит учёный

Карьера молодого учёного начинается ещё в вузе, обычно — на 2-3 курсе. В это время студент впервые сталкивается с научной работой: готовит тезисы, выступает на конференциях. Если ему нравится этот вид деятельности и преподаватели отмечают у учащегося способности, стоит задуматься о научной карьере.

Этапы научной карьеры:

  1. Магистратура и защита магистерской диссертации.
  2. Аспирантура и защита кандидатской диссертации.
  3. Докторантура и защита докторской диссертации.

Магистратура

Карьера учёного в России начинается с магистратуры — первого шага в серьёзную науку. Окончив бакалавриат, студент уже может работать по специальности, но для углублённого изучения определённой отрасли и формирования навыков проведения научного исследования необходима магистратура.

Во время обучения на этом уровне студент определяется с интересующей его темой исследования, составляет план работы и последовательно выполняет его, готовит научные публикации.

Аспирантура

Следующий шаг при планировании научной карьеры — поступление в аспирантуру или оформление соискательства (по сути, это аспирантура без отрыва от работы в учреждении). Для этого нужно сдать экзамены:

  • философия;
  • иностранный язык;
  • экзамен по специальности.

Часто аспиранты занимаются также преподаванием: работают на кафедре ассистентами или, если позволяет стаж и штатное расписание, старшими преподавателями. После защиты кандидат наук может получить научное звание и продолжить карьерный рост, заняв должность доцента.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Основа научной карьеры — прикладные исследования

Докторантура

Завершающий этап научной карьеры учёного — докторантура. Докторанту также помогает научный консультант — доктор наук в выбранной сфере. Докторская диссертация обычно открывает новое направление в науке, посвящена важному открытию или принципиально новому взгляду на проблему.

Чтобы стать доктором наук, нужно не только подготовить соответствующую работу, но и выполнить ряд требований:

  • иметь ряд публикаций в отечественных и международных журналах;
  • заниматься научным руководством аспирантов;
  • вести активную научно-исследовательскую работу.

Докторантура в РФ длится 2 года. Защита докторской, как и кандидатской, проводится на учёном совете. Соискатель представляет результаты работы и доказывает её новизну и состоятельность.

После успешной защиты диссертации соискателю присваивается степень доктора наук, и он может получить звание и должность профессора. Это высшая ступень научной карьеры в России.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

В то же время некоторые профессора могут использовать свою свободу не на общее благо. В частности, пожизненный найм критикуют за то, что старшие профессора становятся непродуктивными, а их работы — не заслуживающими доверия. Весь риск за подобные последствия падает на университет, который должен пожизненно выплачивать заработную плату профессору, который того не стоит. Поэтому университеты очень тщательно подбирают свои кадры.

В США и Канаде аналогичный термин (tenure, англ.) относится только к старшему профессорско-преподавательскому составу и означает, в частности, право на занятие должности пожизненно. Младшие преподаватели работают по временным контрактам и могут сделать карьеру лишь при наличии солидного списка опубликованных научных работ, значительного опыта педагогической практики и выполнения административных обязанностей [3] . Право на пожизненное занятие должности было в 1980х годах ограничено в Великобритании; его не существует в Австралии и во многих европейских странах. Кроме того, в большинстве европейских университетов для аспирантов и молодых исследователей независимо от наличия или отсутствия ученой степени преподавание запрещено. В Германии преподавание формально разрешается только для профессуры и ограниченного количества прочих штатных сотрудников, но на деле значительную часть своей педагогической работы профессора передоверяют студентам и аспирантам, работающим в их лабораториях, а также своим внештатным сотрудникам. Во французской науке пожизненный найм — распространенное явление, начиная с молодых ученых. В Новой Зеландии и некоторых других странах вместо пожизненного найма профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников практикуется близкий по смыслу долгосрочный найм. В России формально действует система контрактного найма, но трудовой договор продлевается в случае успешной переаттестации персонала каждые 3-5 лет, вследствие чего должность, как правило, может быть занята пожизненно. Тем не менее, условия найма профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников не гарантируют, например, от увольнения по сокращению штатов.

В большинстве случаев по окончании ВУЗа выпускники спешат устраиваться на работу в рамках полученной профессии. На самом деле у них есть выбор: идти работать или продолжить обучение. В России успешно развивается послевузовская система образования.

Качественное выполнение кандидатских диссертаций на заказ. Лучшие цены!

В большинстве случаев по окончании ВУЗа выпускники спешат устраиваться на работу в рамках полученной профессии.

На самом деле у них есть выбор: идти работать или продолжить обучение. В России успешно развивается послевузовская система образования.

Она представляет собой продолжение научно-исследовательской деятельности специалистом или магистром с целью повышения профессионализма, компетентности и присуждения ученой степени.

Основные этапы академической карьеры

Система послевузовского образования в России представлена следующим образом:

Поступающий может выбрать любое направление деятельности, притом оно может отличаться от полученной им специальности в магистратуре ВУЗа. В этом случае ему придется сдать дополнительный экзамен по новой дисциплине.

Некоторые специальности имеют свои особенности в получении послевузовского образования. В частности, выпускники творческих направлений, сферы искусств, педагогов творческо-исполнительных видов деятельности должны проходить ассистентуру-стажировку.

Получение послевузовского образования для выпускников военных ВУЗов, школ МВД и подготовка кадров для силовых структур проходит в адъюнктуре.

Медики также относятся к числу специфических специализаций, имеющих свой алгоритм действий по получению послевузовского образования.

Врачи, фармацевты, выпускники медицинских ВУЗов должны пройти обучение-практику на базе научно-исследовательских заведений при Вузе, лечебных учреждениях.

Данный этап призван усовершенствовать их знания и умения в рамках выбранного направления. Этот шаг называется Ординатура.

Только после прохождения данного этапа многие медики получают право заниматься частной деятельностью, оказывать помощь пациентам поликлиник, занимать руководящие посты и пр.

Во время получения послевузовского образования в России учащиеся могут воспользоваться следующими привилегиями.

  • отсрочка от службы в армии;
  • сохранение основного места работы (если поступающий имел его до поступления в аспирантуру);
  • предоставление отпуска для повышения квалификации без потери зарплат;
  • возмещение средств на покупку учебных пособий. Сумма не должна превышать 2 стипендий аспиранта;
  • поступающие на бюджетной основе лица имеют право жить в общежитии на период обучения. К сожалению, данный постулат выполняется не всеми ВУЗами;
  • аспиранты, обучающиеся на бюджетной основе, получают стипендию. Следует отметить, что размер стипендии аспиранта несильно отличается от студенческой и прожить на нее фактически невозможно. Поэтому зачастую аспиранты стараются совмещать учебу и работу.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • при обучении на бюджетной основе им полагается стипендия;
  • им открыт доступ в лаборатории, библиотеки и пр.;
  • сохранение за ними основного места работы на весь период обучения.

Условия поступления в докторантуру

За его плечами должны быть публикации в ВАК-изданиях, научных журналах, научные достижения и патенты и пр.

Для поступления необходимо уточнить сроки приема документов, их перечень, правила приема и пр. Эти моменты регулируются ВУЗом.

Что дает послевузовское образование?

В ходе обучения человек получает новые знания и навыки, открывает новые для себя моменты. В большинстве случаев наличие ученой степени открывает перед ученым новые возможности.

Таким образом, система послевузовского образования призвана не только развить научную среду, но и усовершенствовать все остальные сферы деятельности, открыть для людей новые возможности и перспективы.

Читайте также: