Доклад о положении детей инвалидов

Обновлено: 18.05.2024

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими

недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое

стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек

способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Это необходимо знать

Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности

родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.

Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному

осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не

выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут

самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств

родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей

воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение

страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности

2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей

инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в

определении и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно - мышечной, сердечно – сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”. К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по

формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

Родителям нужно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:

Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.Оставить все как есть, или что-то изменить.

2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить

обстоятельства, в которых возникла проблема.

3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к

обстоятельствам, то есть принять их:

- как необходимую данность;

- как урок, который необходимо пройти;

- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;

- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными

возможностями здоровья

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет- ресурсов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Правовые аспекты сопровождения жизнедеятельности детей-инвалидов в России

В 1945 г., после окончания второй мировой войны, международное сообщество встаёт перед необходимостью учреждения специального института – международной организации, имеющей полномочия регулятора международных отношений и инициатора мероприятий по защите прав и интересов человека – Организации Объединённых Наций (ООН).

Постепенно в структуре ООН выделяется ряд самостоятельных специализированных учреждений: Международная организация труда (МОТ), регламентирующая все стороны и виды трудовой деятельности человека; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), чья деятельность направлена на международное сотрудничество в области медицины, здравоохранения, международную взаимопомощь, обмен опытом, взаимоподдержку.

Первой международной концепцией, посвящённой правам человека, явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Продолжая идею, заложенную в Уставе ООН, заключающуюся в том, что пренебрежение правами человека привело к варварским актам, и что необходимо создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды.

Следующая правозащитная концепция адресована детской части населения – наиболее уязвимой и незащищённой – Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г. Содержание десяти принципов декларации можно охарактеризовать следующими положениями, определяющими особую защиту ребёнка в мире. В первую очередь провозглашается принцип неотчуждаемости прав ребёнка (т.е. признание прав, указанных в декларации, за всеми детьми без исключения); приоритет интересов ребёнка перед интересами взрослых; приоритет интересов ребёнка, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении; правовая основа, законность (социальная защита должна быть закреплена законом); защита от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; обеспечение основных социальных прав ребёнка; право на имя и гражданство; право на социальное обеспечение; право на образование, отдых и развлечения, право на труд.

Учитывая необходимость оказания лицам, страдающим физическими и психическими недостатками, помощи в развитии их способностей в различных областях жизнедеятельности и содействия по мере возможности включению их в обычную жизнь общества, возникает потребность в провозглашении специального международного акта – Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971), являющейся основной для защиты прав указанных лиц. Декларация призывает страны мира принять меры в национальном и международном плане к обеспечению более высокого уровня социальной защищённости лиц, страдающих умственными недостатками (32, 34).

Следующим документом, посвящённым правам человека с недостатками в развитии, стала Декларация о правах инвалидов. Она вышла четырьмя годами позже предыдущей декларации – 9 декабря 1975 г. Декларация провозглашает, что помимо того, что инвалиды должны иметь в полной мере те права, которые имеют все люди мира, они должны пользоваться дополнительными, особыми правами в получении различных услуг и видов помощи, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили бы процесс их интеграции в общество, процесс социальной адаптации (34).

Россия, ратифицировав конвенцию о правах ребёнка в 1990 г., возложила на себя обязательства по исполнению условий данного документа, и, начиная с этого времени, периодически представляет в Комитет по правам ребёнка ООН соответствующие доклады о том, как осуществляется исполнение норм Конвенции в условиях РФ.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством постоянных или кратковременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Таким образом, исходя из требований закона, само по себе заболевание, если оно не сопровождается расстройством функций организма не ведёт к ограничениям жизнедеятельности, не является условием, достаточным для установления инвалидности (Решение Верховного суда 2002; №1215 от 21.11.2002)

Лицу в возрасте 18 лет и старше, признанному инвалидом, устанавливается 1, 2 или 3 группа (Постановление Правительства РФ от 13.08.96г. №965), в новой редакции от 26.10.2000.0. При первом освидетельствовании инвалидность 1 группы устанавливается сроком на 2 года, 2 и 3 групп – на 1 год.

Функция определения инвалидности возложена на Государственную службу медико-социальной экспертизы. Закон называет три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:

1. Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное последствиями травм и дефектами.

2. Ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности самостоятельно передвигаться, осуществлять самообслуживание, ориентироваться, общаться, контролировать поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью).

3. Необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Обязательно наличие каждого из перечисленных условий.

Законодательно правовая сторона защиты инвалидов оформлена в 1995 г. в связи с принятием вышеназванного закона. Однако это не означает, что до этого времени проблемы инвалидности не находили отражения в нормах права РФ. До указанного времени все процессуальные вопросы, связанные с присвоением инвалидности и её последствиями, решались и определялись в основном многочисленными, порой противоречивыми инструктивными письмами, распоряжениями задействованных министерств и ведомств.

С начала 90-х гг. Россия в связи с необходимостью приводить своё законодательство в соответствие с нормами международного права и исполнять их, принимает ряд подзаконных нормативных правовых актов, ставящих своей целью социальную поддержку и защиту такой категории людей, как инвалиды, которые объективно нуждаются в особой социальной защите и поддержке со стороны государства, общества.

Значительную роль в осуществлении социальной защиты инвалидов играют общественные объединения инвалидов – они оказывают реальную необходимую социальную помощь и поддержку инвалидам различных возрастов, предоставляют целый комплекс социально-экономических, социально-бытовых, социально-правовых, медицинских, психологических и других услуг, способствующих трудоустройству на различные предприятия, заводы, в организации, в том числе и на предприятия, относящиеся непосредственно к этим общественным объединениям. Из них наиболее крупные: Всероссийское общество инвалидов (ВОИ); Всероссийское общество слепых (ВОС); Всероссийское общество глухих (ВОГ) и др.

Физические недостатки – временные или постоянные недостатки в развитии, в отдельных случаях сопровождающиеся нарушением функционирования органа или системы органов, а также соматические или инфекционные заболевания, требующие длительного лечения.

Под недостатком развития или органическим дефектом понимают нарушение в строении органа или системы органов.

Под функциональным нарушением понимают нарушение функционирования деятельности выполняемых функций определенного органа или системы органов, не связанного с нарушением строения.

Под психическим нарушением понимают временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека (например, умственная отсталость, аутизм и др.), исключая сенсорные нарушенрия.

Сложный недостаток – любое сочетание психического и физического недостатка. Наличие этого недостатка подтверждается в установленном порядке специализированной комиссией (ВТЭК, МСЭК).

Конкретный дефект, который накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов ребенка и его личности не всегда попадает под категорию инвалидности.

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничения жизнедеятельности возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. В связи с этим детская инвалидность накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на формирование представлений об окружающем мире.

Вид и мера ущемления важных физических, психических функций устанавливается специализированной социальной службой. Эта служба определяет услуги для компенсации, смягчения или минимизации последствий инвалидности. Эти услуги отражаются в индивидуальном документе инвалида, который называется индивидуальная карта реабилитации.

В нашей стране существует программа социальной защиты инвалидов. Это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Основными направлениями государственной социальной политики в отношении инвалидов являются:

профилактика инвалидности, как система мер по ее предупреждению;

реабилитация инвалидов: медицинская, социальная, психолого-педагогическая, направленная на восстановление здоровья и личностного статуса инвалида, его профессиональных связей и социальных контактов.

социальное обслуживание инвалидов;

создание безбарьерной среды, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность в различных сферах общества.

Существуют приказы и распоряжения президента РФ, постановления правительства (около 320), отражающие правовой аспект жизнедеятельности инвалидов. На их основе принимаются постановления и распоряжения губернаторов краев и областей, а также распорядительные документы муниципальных органов власти и управления. Комитеты социального обеспечения, здравоохранения и образования разрабатывают приказы и распоряжения по улучшению различных видов помощи инвалидам в учреждениях ведомственного подчинения.


В работе рассмотрены основные проблемы, связанные с нарушением прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. При этом особое внимание уделено вопросам, характеризующим нарушения в сфере реализации конституционных прав на здоровье, на жизнь, на воспитание в семье, на получение образования. Приведены статистические данные и проанализированы причины сложившейся ситуации.

Ключевые слова:нарушения прав, дети, инвалиды, ограниченные возможности, инвалидность, соблюдение прав, социальная защита, социальная работа.

Также удручающей выглядит тенденция, связанная с тем, что на протяжении последних лет, основные проблемы в сфере реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, даже несмотря на их общественную огласку, тем не менее, не решены до настоящего времени. Среди основных причин сложившейся ситуации следует отметить традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи, когда предпочтение отдается семье, в которой появился ребенок с ограниченной возможностью здоровья, а лишь потом — приемной или опекунской. Также необходимо указать такую немаловажную причину как неисполнение государственными органами норм действующего законодательства в части реабилитации и образования детей с ограниченными возможностями. Среди причин ситуации ухудшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать и непроработанность механизмов реализации законов, которые регламентируют эту сферу, а также лишение возможности обращения в негосударственные организации, которые могут как дополнять государственную систему помощи детям с ограниченными возможностями, так и порой заменять ее.

Собственно говоря, необходимо отметить, что, несмотря на имеющуюся законодательную базу в отношении детей с ограниченными возможностями, список нарушений их прав на данный момент достаточно значителен. О нарушении конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на жизнь и право воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: число стационарных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2013 год составило 1155 учреждений, в которых находится на постоянном проживании 137,6 тыс. детей [2]. Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в 2013 году составило 580 тыс. [3], другими словами, около 23 % детей-инвалидов лишены семейной среды, воспитываются вне семей. При этом необходимо сделать особый упор на саму долю постоянно проживающих в учреждениях интернатного типа детей с ограниченными возможностями, которые имеют отклонения в психическом развитии. Их доля достигает 30 %, и в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Основная причина наблюдаемого положения дел — сложные социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми с ограниченными возможностями.

Также одна из основополагающих причин данной ситуации, когда дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и проживают на постоянных условиях в учреждениях интернатного типа, — государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития. Она, как правило, стоится на изъятии их из общества, определения и содержания в закрытых стационарных учреждениях. Такая политика является приоритетной на данный момент, когда государство субсидирует и поддерживает систему интернатных заведений в большей мере, чем оказывает поддержку семьям или другим семейным формам устройства детей с ограниченными возможностями здоровья. Для сравнения необходимо привести статистические данные. Средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет порядка 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, проживающего в семье — 1596 рублей, что в 8 раз меньше [4]. Фактически, если взять ежемесячное пособие на ребенка, проживающего в семье, то доля прожиточного минимума ребенка, которая покрывается этим пособием, составляет на данный момент не более 3 %.

Помимо этого, некоторым категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с расстройствами нервной системы и психики, с множественными врожденными нарушениями, отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также не предоставляют услуги в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на то, что за последние годы количество таких центров по России резко возросло, их количество все еще недостаточно, они призваны оказывать услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, по реабилитации и адаптации. Но нормативные документы, регламентирующие работу данных центров, в большей степени, направлены на помощь детям с минимальными нарушениями, а дети с более тяжелыми формами инвалидности чаще сталкиваются с отказом в предоставлении услуг по реабилитации и адаптации.

Таким образом, родители детей с ограниченными возможностями сталкиваются с невозможность получить для своих детей коррекционно-педагогические услуги. В результате обращения в психолого-медико-педагогические комиссии, они, как правило, получают рекомендации передать ребенка в учреждения интернатного типа, на попечение государства. Хотя право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации [5] и распространяется на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, лишенных возможности воспитания в семье. Для того, чтобы реализовать это право необходимо развивать различные формы альтернативного семейного устройства для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые определены в интернатные учреждения для их лучшей адаптации и реабилитации.

Среди основных нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации необходимо также особо выделить нарушение права на образование, которое предусматривает, что все дети, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получении образования, социальную интеграцию и реабилитацию. Эти права закреплены Конституцией и законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами, Конвенцией ООН о правах ребенка.

Наибольшая эффективность в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья была выявлена в результате интегрированного образования — процесса совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и без них в образовательных учреждениях общего типа. Реализация интегрированного образования остро необходима, так как является гуманистической альтернативой специальному (коррекционному) обучению. Такой интегративный подход будет способствовать соблюдению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на человеческое достоинство и равноправие в получении образования.

Причины указанных нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья имеют комплексный характер. Прежде всего, необходимо отметить, что в нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку специальных учебных планов, а также образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, в особенности для тяжелых форм — с выраженными отклонениями в умственном развитии. Кроме того, органами управления образованием не были созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях. Исполнение законодательства об образовании детей с ограниченными возможностями не обеспечивается.

В целом, необходимо отметить, что на данный момент так и не реализована единая система учета детей с ограниченными возможностями здоровья, что затрудняет контроль за исполнением прав и гарантий, предоставляемых государством детям данной категории.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, Российская Федерация, возможность, отношение детей, Россия, учреждение, Конвенция ООН, нарушение, получение образования.



Запрещается привлекать женщин, имеющих детей-инвалидов, к сверхурочным работам или направлять в командировки без их согласия.


Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу или снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида.


Запрещается увольнение одиноких матерей, имеющих ребенка-инвалида, по инициативе администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. (КЗоТ РФ, ст. 54, 170).

Одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида и инвалида до 18 лет предоставляется 4 дополнительных выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) или разделены ими между собой по своему усмотрению


Жилищные льготы

Право на первоочередное предоставление жилых помещений. В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном приказом Минздрава СССР № 330 от 28.03.83.

- психические заболевания с хроническим течением, стойкой психопатической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия);

- органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций конечностей, функций тазовых органов (ДЦП, последствия черепно-мозговых травм, травм позвоночника, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия). (Жилищный кодекс РФ, ст. 36.)


Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, со стоимости топлива, приобретаемого в пределах установленных норм.


Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию

- Бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей

- Бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ

- Бесплатное обеспечение ТСР.

- Бесплатная санаторная путевка для ребенка-инвалида и сопровождающего его лица


Предоставление детям-инвалидам в Иркутской области бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Дети-инвалиды и сопровождающие их лица обеспечиваются бесплатным проездом к месту лечения (санаторно-курортного лечения) и обратно на следующих видах междугородного транспорта:

1. Железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

3. Водный транспорт (третья категория);

4. Автомобильный транспорт (общего пользования).

С 1 января 2015 года полномочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий ветеранов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, путевками на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно на территории Иркутской области осуществляет Государственное учреждение – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Государственное учреждение – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации расположено по адресу: 664007, город Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35. Телефоны: (3952)20-85-66 (приемная), факс: (3952)20-85-66

Читайте также: