Основные эстетические и этические категории доклад

Обновлено: 16.05.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Мораль можно определить как особый ментально-практический, а именно ценностно-ориентированный способ совладания с миром; деятельность, обусловленная мировоззрением. По сути, это совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений, которые определяют поведение личности, что делает ее очень значимой.

Мировоззрение человека в первую очередь формируется обществом, поэтому источники нравственности следует искать во взаимоотношениях между людьми. Человек — существо социальное. Это послужило причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Мораль — один из таких видов норм, определяющих поведение человека через понимание того, что является ценным (идеалы, принципы, нормы и т.д.) и что уместно (обязанности, ответственность и т.д.).

Как историческое явление, моральный регулятор постоянно развивается, отражая прогрессивную динамику общественной жизни. Среди очевидных тенденций в развитии морали можно выделить следующие.

Предмет этики

Значение, придаваемое нравственному идеалу, в основном зависит от понимания людьми мира и поэтому варьируется в различных философских системах. Например, Гераклид учил, что все реализуется в соответствии с Логосом. Конечно, предполагалось, что поведение человека нравственно, благочестиво и законно, если оно соответствует закону, необходимости природы.

Понятие эстетики и эстетической науки

Однако история эстетики как мировой науки восходит к античности, к древним мифологическим текстам. Всякий раз, когда речь шла о принципах чувственного выражения творений человеческих рук и природы, возникало единство в структуре предметов и явлений, способное передать ощущение эмоциональной оживленности, волнения, бескорыстного восхищения, и таким образом закладывались традиции эстетического анализа. Таким образом, мир проявлений (созданный людьми и природой) был задуман как объект эстетического осмысления.

Они активно обсуждали их построение и внутреннюю структуру: связь между чувственной оболочкой и символическим, духовным содержанием, сочетание в эстетическом явлении качеств, поддающихся осмыслению, и качеств, которые невозможно выразить словами, и т.д. Качества произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались понятием красоты, которое занимало центральное место в эстетической науке. Все остальные эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.д.) обретали свой смысл только через соотнесение с категорией прекрасного, которая раскрывала безграничные оттенки различных способов восприятия мира органами чувств.

Понятийно-категориальный аппарат

В этическом плане категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, их отношением друг к другу, к обществу, к государству, к семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать в терминах добра и зла, хорошего или плохого, и они сами могут функционировать как форма такой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и так далее.

Однако категории добра и зла, их моральная оценка разными людьми часто отличаются. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что оно фокусируется на том, что есть в реальной жизни, и не зависит от сознания людей. И именно этот контент люди оценивают по-разному. Эта оценка зависит от ряда факторов: интеллектуального развития человека, его нравственной культуры, а также образа жизни.

Категории этики обычно классифицируются. Некоторые ученые делят их на структурные и содержательные. Другие придерживаются иного принципа: они основывают всю классификацию на одной из категорий, которую считают функциональной. Эпикур, например, подчинил все категории этики категории счастья. Аристотель сосредоточился на категории блага, а Кант рассматривал категорию долга. Даже сегодня нет единого мнения на этот счет. Российские ученые часто разделяют набор категорий на основе моральной структуры. Некоторые авторы выделяют в качестве основных элементов этой структуры моральную практику, моральное сознание и моральное самосознание, а моральные отношения и моральная деятельность вместе образуют моральную практику.

Исходя из второй позиции, мы можем различать категории этики: Категории морального сознания, категории моральных отношений и категории моральной деятельности. Следует отметить, что даже эта классификация достаточно уязвима, так как все категории находятся в тесном единстве, дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, влияют друг на друга.

Исходя из морали, категории этики можно разделить на 3 группы:

  1. категории актуального морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, моральная цель, моральное решение).
  2. категории моральных отношений (моральное взаимодействие, моральный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)
  3. категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия.

В принципе, мы можем утверждать, что все категории этики также являются категориями морального сознания, потому что какие бы аспекты морали они ни отражали, все они коренятся в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие — являются центральными в системе категорий, но их нельзя отделить от моральных отношений и моральной практики.

В эстетике существует ряд категорий, к которым можно отнести то или иное понятие или объект, только если стоять на определенной точке зрения. Изменение точки зрения или критерия оценки сразу же переводит объект в другую категорию.

Категориями эстетики являются понятия прекрасного (красивого) и ужасного (безобразного), возвышенного и низменного, трагического и комического.

Прекрасное — это сфера человеческой свободы, то есть это полностью контролируемое явление. В нем нет ничего отталкивающего и пугающего.

Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного этапа исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, сразу предстают как прекрасные.

Структура эстетического сознания и его виды

Некоторые науки и отрасли духовно-практической деятельности осваивают различные аспекты мира, которые позволяют формировать и реализовывать те или иные стороны личности. Искусство — это гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества. Эта универсальная и историческая детерминация искусства обуславливает его полифункциональность, обеспечивает его необходимость на всех этапах развития человечества, хотя почти каждая функция искусства является заместителем той или иной формы деятельности: есть наука для познания мира, но искусство — это тоже знание; есть педагогика, но искусство — это образование; есть естественные языки и современные средства массовой информации, но искусство — это тоже язык и СМИ; произведение — основная форма проявления деятельности. Различные виды деятельности не заменяют функции искусства. Или, наоборот, искусство не заменяет ни одну из форм человеческой деятельности, а специально воссоздает каждую деятельность, моделирует ее. Ключ к пониманию этой особенности лежит в эстетической и гедонистической функциях искусства, которые ничего не дублируют и являются уникальной прерогативой художественной деятельности.

Все эти проблемы неизбежно приводят исследователя к вопросу о природе человека, которая определяет специфику искусства.

К. К. Маркс и Ф. Энгельс уже в XIX веке подошли к рассмотрению человека с точки зрения его деятельностной сущности. Трактовка личности как активной, творческой была разработана А. Грамши, который подчеркивал, что человек — это процесс его действий. Такое понимание проблемы легло в основу современного представления о том, что структура личности определяется структурой человеческой деятельности.

I. Внешняя активность субъекта: 1) познание, 2) оценка, 3) труд и 4) общение.

Заключение

Этика и эстетика занимают важное место среди других наук и непосредственно связаны с философией и такими ее отраслями, как онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Этика имеет дело со многими проблемами: Определение смысла жизни, понимание природы существования человека как личности, сущности, структуры и функций морали, сущности безусловных ценностей, к которым относится добро.

Этика также рассматривает и создает практические модели человеческих отношений и средства для их реализации, предлагает определенные рекомендации.

Поэтому этика по существу является практической частью философии, органически связанной с праксиологией, которая, в свою очередь, изучает активное, действующее, практическое отношение человека к миру, возможности, средства и границы его деятельности, включая проблему свободы и необходимости и различные пути ее решения — фатализм (господство стихийных сил над человеком); волюнтаризм (провозглашение воли корнем и творцом действительности), концепции, преодолевающие крайности фатализма и волюнтаризма.

Помимо прочего, она напрямую связана с эстетикой и другими науками, изучающими человеческое существование, но только этика может координировать изучение морали.

Эстетика, как и этика, относится к философии. Связь эстетики и философии заключается в том, что теоретические принципы и научный метод эстетики зависят от мировоззрения, позиций, методологии и философской концепции конкретного философа или философского течения.

Как уже говорилось, между эстетикой и этикой существует взаимосвязь, и особым аспектом этого взаимодействия является анализ структуры эстетического чувства, которое формируется на органическом единстве так называемых внешних и внутренних чувств человека.

Этика, в свою очередь, играет особую роль в анализе художественной деятельности, искусства, как части объекта эстетики.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

ПРЕКРАСНОЕ - одна из основных, а может быть и самая основная категория эстетики, как учения о красоте. Это некая положительная обще­человеческая ценность (но наполняемая разными авторами различным содержанием). Уже шумерские письменные памятники ХХУ в. д. н. э. оставили нам сведения об эстетических воззрениях древних (причем с позиций с мора о взаимоотношении прекрасного с полезным). В античной культуре постоянно, с различных позиций, обсуждается мысль о красоте бытия (Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель). В средние века господство-пила концепция божественного происхождения красоты (Фома Аквинский, Франциск Ассизский, Бонавентура): красота Бога созерцается во всех его творениях, способствует восхождению человека к вершине своего назначе­ния, подавляет в нем земные желания и облегчает путь к вере. В период Порождения утверждалась красота самой по себе природы и радость ее восприятия: искусство трактовалось как зеркало, которое художник держит перед природой. Образцом красоты объявляется человек и его тело.

И период Просвещения Вольтер, Дидро также говорят об относительном характере представлений человека о красоте. Для немецкого искусствоведа Баумгартена прекрасное есть порождение уже именно духа. Ф. Шиллер: отличает изображение прекрасного от прекрасного изображения; то, ЧТО выглядит безобразным в природе, может быть прекрасно изображено в искусстве. Лессинг разделяет красоту и истину, относя поиск красоты к и поразительным искусствам, а поиск истины - к области поэзии. Развивая ни мысли, Гегель считает, что красота в природе - момент развития Абсолютной идеи, но она ниже красоты в искусстве. Хотя и последняя оттесняется ИСТИННОСТЬЮ, - на смену веку искусства пришел век философии. С Гегелем спорит Н. Г. Чернышевский: развитие мышления в человеке не разрушает в нем эстетического чувства, которое есть нечто особенное. Позднее Ортега - и - Гассет также писал, что хотя прекрасное зыбко и его не так просто сковать рамками концепции, тем не менее именно оно задает тон в искусстве, объективно существует. Он связывает его именно с чувством эстетического наслаждения. Искусство- высшая форма освоения мира по чаконам красоты. О чем бы ни говорил художник, о страданиях, уродстве, комизме, возвышенных подвигах, - его творения должны доставлять эстети­ческое наслаждение.

БЕЗОБРАЗНОЕ - противопоставляется прекрасному. Впервые те­оретически его осмыслил Аристотель, - произведение искусства, счи­тал он, всегда должно иметь прекрасную форму, в предмет же искусст­ва входит и прекрасное и безобразное. Древние египтяне отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным. Безобразное и прекрасное оказываются связанными меж­ду собой тысячью нитей.

Главные признаки,- необычайные страсти, красота речи в соединении Великимимыслями, далекими от мирской суеты, людского тщеславия, переживание возвышенного приближает человека, по его мнению, к боже­ственному.

Итак, Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и возможностей человека.

В феномене возвышенного чувственное начало не отрицается, а подвергается нравственному преображению. Оно становится духовно-чувственным. В возвышенном выходят на первый план рефлексия и духовные чувства. Возвышенное дает стимул к достижению новой, еще более значимой меры красоты и служит ориентиром на пути к эстетическому идеалу.

Низменное — эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).

Категория низменного является общей для двух наук — этики и эстетики, поскольку она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.

В чем все-таки истоки этого чувства? Прежде всего, по-видимому, в том, что человек смертен и его не могут не волновать проблемы жизни, смерти и бессмертия. Еще один источник трагического - общественные противоречия: человек мечтает о свободе, равенстве и справедливости, но ни одно общественное устройство не может воплотить в жизнь эти его меч­тания. Существует противоречивость личностных устремлений и требова­ний общественной необходимости, социальной активности индивида и нео­быкновенной сложности бытия и недостаточности знаний о нем. По Геге­лю, суть трагической личности—в ее стремлении к Абсолюту (бессмертие, добро, справедливость) и его неосуществимости, - трагическое есть ре­зультат взаимодействия трагической личности (способной к соответствую­щему переживанию) и трагических обстоятельств (как создаваемых дея­тельностью конкретной личности, так и существующих как общая конкрет­но-историческая обстановка). Гегель называет это состоянием мира. В этом плане XX век, как эпоха величайших социальных потрясений и кризисов, дает множество примеров напряженных трагедийных ситуаций.

В то же время Лессинг развивает концепцию обязательной оптимис­тичное™ трагедии в искусстве: ужасы и жизненные бедствия следует изоб­ражать ничуть не смягчая их, и одновременно показывать, что это есть преходящий момент мира, в котором всегда существует высшая гармония и справедливость. Осмысляя гибель индивидуальности, как крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает проч­ит и,, бесконечность всего мироздания. Трагедия -это философское искусство на стыке с философией, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы. Трагедия - скорбная песнь о невосполнимой утрате и одновременно радостный гимн бессмертию жиз­ни.

Итак, Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.

Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.

Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.

Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.

КОМИЧЕСКОЕ- наиболее сложная категория и проблема эстетики.

Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.

В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.

Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Явление рассматривается критически с точки зрения его общечеловеческой значимости. Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех.

Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.

Но смех может вызвать и щекотка, и горячительные напитки, и веселя­щий газ. Значит не все смешное - комично, но все комичное - смешно. В литературе, живописи, театре, кино - комизм очевиден. В музыке это не > Юль очевидно, хотя есть и опера-буфф (комическая опера Италии 30-х г.г. IX века) и комический эффект, как результат трансформации и смешения жанров. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, - архитектура. Смех - по своей природе демократичен, враждебен преклонению перед чинами и дутым авторитетам. Но смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв свежей эмоциональ­ной волной радости, преображает и обновляет его. Комическое - всегда наступает в национально-своеобразной форме, которая исторически изменчива.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ -рассматривается как метакатегория, т. е. как самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то специфи­чески общее, что присуще и прекрасному и безобразному, и низменному и возвышенному и т. д. Эстетическое рассматривается как некое объектив-i юе свойство явлений, обусловленное соотнесенностью с жизнью человека и человечества. Но в чем его специфика? Все в основном согласны в том, ЧТОоно доставляет человеку одно из высших его духовных переживаний -эстетическое наслаждение. Менее единодушны в трактовке его генезиса: одни говорят о его возникновении благодаря единению свойств действи­тельности и человеческого духа, либо более того о том, что это проекция духовного богатства самой личности на эстетически нейтральную действи­тельность.

Прекрасное как эстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. Соотношение категорий возвышенное и низменное. Основные трактовки прекрасного. Оттенки комического и трагического.

Рубрика Этика и эстетика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 27.03.2013
Размер файла 89,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные эстетические категории

Прекрасное и безобразное

Прекрасное - эстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цветосветовых отношениях, характеризующая внешний облик явлений. На предложенной выше схеме прекрасное выступает как гармония духа и материи, содержания и формы, разумного и чувственного, объективного и субъективного, упорядочивание хаоса, свободное выражение необходимости. Эти определения прекрасного можно продолжить. Главный же вопрос, волновавший мыслителей, это - какова природа прекрасного? Ответить на этот вопрос означает ответить на вопрос о сущности эстетического в целом.

Основные трактовки прекрасного:

1. Прекрасное есть воплощение Бога или абсолютной идеи в конечных вещах и явлениях, как считали Платон, Гегель и христианские философы средневековья.

2. Прекрасное - объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в древнегреческой космоцентрической эстетике, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космоса. Такая трактовка в той или иной форме воспроизводится во всей материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для нее прекрасное - естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и т.д.

4. Прекрасное есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасной жизни. Так полагали Сократ, Аристотель, Н.Г.Чернышевский. При таком подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. С позиций этого подхода прекрасное - это эстетический образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его до совершенства. В этом плане прекрасное есть построенная воображением модель предмета, гармонические черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.

Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова, безобразное значит без-образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами - хаос. На приведенной схеме безобразное характеризуется как распад формы, утрата содержания, бездуховность, бесчувственность, неразумие, хаотичность материи, господство необходимости.

В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно истолковывалось как исключительная художественная ценность.

Безобразное - антипод прекрасного. Однако эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.

Возвышенное и низменное

Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями. эстетический прекрасный категория возвышенный

Возвышенное представляет высокую эстетическую ценность, и это сближает его с прекрасным. Однако оно менее гармонично и достигается благодаря победе духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями.

В качестве ярких проявлений низменного можно рассматривать насилие, разврат, цинизм, нигилизм, подавление личности, а также алкоголизм и наркоманию как формы саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в художественном творчестве. Обычно художественное произведение указывает на низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра. Если же само произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории низменного.

Трагическое и комическое

Трагическое - категория эстетики, отражающая неразрешимое противоречие, порожденное столкновением человеческой свободы с необходимостью, заложенной в самом мироустройстве. Существование трагического связано с развитием свободного личностного начала в человеке. Чаще всего источником трагедии становится противоречие между порывом к свободе и возможностью добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление. Трагическое (по схеме) имеет сходство с возвышенным. Та же победа духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями заканчивается неудачей или осуществляется ценой гибели героя.

Центральная проблема трагедийного произведения - расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных великими идеалами. И хотя их борьба сопровождается страданиями и часто заканчивается смертью, трагическое искусство оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывает их на борьбу со злом. Смерть героя вызывает боль и скорбь зрителей или читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью.

Противовесом трагического в жизни и в искусстве выступает комическое. Комическое - категория эстетики, отражающая неопасные, но социально-значимые противоречия действительности, это эмоционально насыщенная форма их критики. Комическое (по схеме) означает признание существования в жизни чувственного, материального, хаотичного, занудно-необходимого, не соответствующего требованиям духовности, разума и порядка. Полная победа таких явлений характеризуется как низменное и вызывает осуждение, а их неопасное преобладание комично и вызывает смех.

Оттенки комического многообразны: это юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур, гротеск. Комедийный смех не только отрицает и разрушает то нелепое и злое, которое им обнаружено, но и утверждает определенный положительный идеал, т.к. осмеянное перестает быть страшным или дискомфортным.

Подобные документы

Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в различных сферах. Прекрасное – эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. Прекрасное в имплицитной эстетике.

контрольная работа [31,7 K], добавлен 24.12.2012

Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное. Соотношение прекрасного и возвышенного по И. Канту. Общее понятие о пафосе. Низменное как крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Проявление низменного в социальной жизни.

реферат [18,3 K], добавлен 25.12.2012

Эстетические категории как инструмент познания и практического освоения действительности, их разделение на прекрасное и безобразное. Характеристика возвышенного и низменного. Категории трагического и комического. Анализ эстетической категории "ужасное".

контрольная работа [37,1 K], добавлен 20.12.2012

Природа обыденного и профессионального эстетического сознания. Разница в эстетических оценках и вкусах отдельных людей. Понятие безобразного и прекрасного. Эстетические категории: прекрасное-безобразное, трагическое-комическое, возвышенное-низменное.

реферат [25,0 K], добавлен 13.07.2013

Ценностное отношение со стороны субъекта. Классификация ценностей как явлений бытия. Социальная обусловленность ценностных ориентаций, природа ценностных ориентаций. Эстетические категории. Прекрасное (красота), как эстетическая категория и ценность.

Эстетическая теория, как и всякая научная дисциплина, имеет свою систему служебных и основополагающих категорий. Категории - научные, общеупотребительные понятия и определения служебных понятий в той или иной науке.

Эстетические категории - узловые и определяющие моменты эстетического познания действительности, реальности, ирреальности, виртуальности.

КРАСОТА эстетическая. КАРАСОТА НЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ. КРАСОТА ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ. КРАСОТА ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ.

КРАСОТА РЕЛИГИОЗНАЯ (КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ) и СВЕТСКАЯ. КРАСОТА БЫТОВАЯ и НАУЧНАЯ.

КРАСОТА РЕАЛЬНАЯ И УСЛОВНАЯ: ВЫМЫШЛЕННАЯ, ФАНТАСТИЧЕСКАЯ, СКАЗОЧНАЯ, ИРРЕАЛЬНАЯ, ВЕРТУАЛЬНАЯ, ЗАЗЕРКАЛЬНАЯ.

«Что есть красота и почему её обожествляют люди?

Л.Б. Альберти (1404-1472) -итальянский архитектор, искусствовед и теоретик искусства.

О.В.Буткевич. Красота. -М., 1983.

ПРЕКРАСНОЕ и БЕЗОБРАЗНОЕ.

Прекрасное - гармония, совершенство, целостность, творческий идеал. Прекрасное может быть рукотворным и не рукотворным (словесным или природным). Прекрасное может быть объективным и субъективным. Объективное прекрасное в формах культуры и искусства обладает долгой жизнью. Субъективное прекрасное - это веяние кокетливой моды, не имеющей долгой жизни.

Безобразное - антипод прекрасного.

Грация (лат. gratia - прелесть, изящество) - разновидность прекрасного в движениях красоты. Н-р, Грациозный лебедь, грациозная балерины, Танцуют три грации.

В искусстве понятие грация может быть приложимо к танцорам, к движению звуков в музыке, к движению мысли и художественных образов в поэзии и т.д. Уродство - асимметричность, нарушение форм гармонии; противоположная сторона грациозности.

ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ.

Возвышенное наблюдается в природе и в обществе. Возвышенное - это благородное, героическое, достойное восхищения, уважения, подражания и любви.

Чувство возвышенного, прекрасного воспитывается дома, в школе, в театре, в музеях, картинных галереях в общении с людьми, достойными уважения. Возвышенное мышление, поведение является педагогическим образом воспитания на примере подобного.

Низменное (подлое, гадкое, мерзкое, пошлое) осуждается, а возвышенное облагораживается, морально поддерживается здоровым большинством в обществе.

ЭСТЕТИКА ГЕРОИЧЕСКОГО И ТРУСЛИВОГО. Герой прекрасен и приятен, а презренный трус жалок и отвратителен. Пример героя зовёт на подвиг. Трус умирает тысячу раз, а герой - один раз, но жизнь и смерть героя достойны памяти и уважения.

(Д. Бруно. О героическом энтузиазме. - М., 1953).

ТРАГИЧЕСКОЕ и КОМИЧЕСКОЕ.

Трагическое - жертвенное переживание, расстройство, горе, печаль по поводу потери или смерти положительного героя в искусстве или реальной действительности.

Трагедия (.tragos ode, tragodia - песнь жертвенного козла) - жанр сценического искусства, в финале которого положительный герой погибает под влиянием трагических обстоятельств.

Трагедии создавали древнегреческие драматурги Эсхил, Софокл и Еврипид. В Древней Греции в дни мартовских ид (ритуальные праздники бога плодородия и виноделия Дионисия) пели песни и приносили в жертву козла за грехи, дабы не стать самим жертвой на алтарь бога Дионисия вместо подарочного козла.

ДИРК БОУТС - нидерландский художник северного Возрождения и его картина трагического содержания «Суд императора Оттона: испытание

Суть трагедии на этом полотне заключается в том, что император Оттон по наговору своей жены приказал обезглавить одного из своих верноподданных, но его жена доказала невинность убиенного и тогда ради торжества справедливости император приказывает предать огню виновницу трагедии - свою жену. Т.е. одна трагедия породила другую.

Классическая трагедия. Мифологическая трагедия. Библейская трагедия. Трагикомедия. Трагифарс.

Трагедии ситуативные (по рассеянности, глупости, по амбициозности).

Трагедии фатальные (роковые, предначертанные, неизбежные).

Причины, мотивы трагедии. Протекание (движение) трагедии. Проявление характера, поведения в трагедии жертвы и её гонителей и палачей. Какие выводы следует извлечь из трагедии? Чему учит трагедия? Как можно избежать трагедии и трагедийных ситуаций?

(См. А.Ф.Лосев. Трагическое//Философская энциклопедия. Т.5. Н.А.Бердяев. К философии трагедии)

КОМИЧЕСКОЕ - отражение смешных противоречий действительности в формах словесного, мимического, графического или иного искусства. Согласно нормам благородной морали высокочтимые патриции имели право смеяться только над пороками. Христианская мораль накладывает табу. Нельзя смеяться над Богами, учителями, родителями, больными, над человеческими гениталиями, нельзя смеяться над чужим языком, чужой культурой и т. д.

Отцом греческой комедии был драматург Аристофан. Он высмеивал жадность (алчность), злость, чревоугодие, лень, высокомерие (надменность), эгоизм, зависть и др. человеческие пороки. Комическое должно служить осмеянию пороков, но встречается и противное "черный юмор". Формы выражения комического в искусстве: юмор, сатира, ирония, сарказм. (См.: Карасёв Л.В. Парадокс о смехе/Квинтэссенция: Философский альманах. - М., 1990.

Карасёв Л.В. Мифология смеха// Вопросы философии. 1991. № 7. Бергсон А. Смех. -М., 1992.

Юмор (лат. Humor - влага) - особый вид комического, способный вызвать незлобную добродушную улыбку по поводу человеческой глупости, суете и следования порокам.

ЮМОР в русском фольклоре. Смешное и пошлое в фольклоре. Социальный смех - это некий общественный жест (эмоциональная реакция), которым (которой) подчёркивается или пресекается рассеянность или порочность людей или событий (действий).

Изначально творцами юмора и сатиры являются безымянные созидатели народного фольклора. В сказках, анекдотах потешках, частушках находим культуру народного восприятия и отражения смешного. Культуру народного смеха несли в массы потешники, бахари, скоморохи, ряженые. Это - Петрушка, Иван Дурак, Хитрый Пётр, Пульченеле, Ходжа Насреддин, Алдар Косе, Апенди (Афанди) и другие персонажи и авторы народного юмора. Сатира (лат. Satira - смесь) - жесткая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий. Сатира - яростный смех против людских пороков. Образцы художественной сатиры создали в искусстве Гораций, Ювенал, Апулей, Лукиан, У. Шекспир, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Франсуа Рабле, Мигель де Сервантес, Шарль де Костер, Дж. Свифт, Вольтер, Э. А. Гофман, Чарльз Диккенс, Бернард Шоу, Джером К. Джером, Анатоль Франс, К. Чапек, Я. Гашек и др. Мастера юмора и сатиры в русской изящной словесности: А. Д. Кантемир, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А. Аверченко, В.В.Маяковский, М.А. Булгаков, Илья Ильф, Евг. Петров, М. Зощенко, М.А. Шолохов, Евг. Шварц, С.В. Михалков, В. Войнович, Гр.

Мастера юмора и сатиры в кино (Чарли Чаплин, Макс Линдер, Луи де Финес, П. Ришар и др.

Мастера юмора и сатиры в русском кинематографе И. В. Ильинский, В. Марецкая, И. Олейников, Б. Чирков, Э. Гарин, О. Табаков, М. Пуговкин, Ю. Никулин, Филиппов, Вицин, Моргунов, С. Крамаров, Андрей Мирорнов и др. Мастера эстрадного юмора и сатиры: А.И. Райкин, Штепсель и Тарапунька (Тимошенко и Березин), Л.Б. Миров и Новицкий, Миронова и Менакер, Е.В. Петросян, В. Задорнов, А. Трушкин, К. Новикова, Г. Хазанов, М. Евдокимов м др.

Смешное и комическое в сценических пародиях.

Сарказм (греч. Sarkasmos - язвительная насмешка). Художественные образцы сарказма в литературе создали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков- Щедрин, В.Маяковский, А.Твардовский, Ф.Рабле, Дж.Свифт, А.Франс, Т.Манн.

Ирония (гр. Eironeia - притворство) - скрытая, притворная усмешка, рассчитанная на двусмысленное толкование сказанного. Художественные мастера иронии Аристофан, Лукиан, Ф.Шлегель, А.Блок, А.Франс, Б.Шоу, Б.Брехт, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, В.Маяковский, И.Г.Эренбург, И.Ильф, Е.Петров, М.Зощенко, М.Булгаков.

S КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Что такое эстетическая категория? Какие эстетические категории вам известны?

Как можно определить эстетическое содержание прекрасного и безобразного? Что включает в себя эстетическое понятие красивого и некрасивого? Может ли безобразное, уродливое быть предметом искусства? Почему негативные образы могут быть предметом искусства? Всегда внешне негативный образ (Гадкий учтёнок, Квазимодо, Эзоп и др.) столь же безобразен внутренне?

Как вы понимаете содержание эстетических категорий возвышенное и низменное?

Что такое трагедия? Как вы понимаете значение термина катарсис? Над чем можно (этично) и над чем нельзя смеяться?

Крутоус В.П. Категории прекрасного и эстетический идеал. -М., 1985. Худушин Ф.С. Эстетический идеал. -М., 1985. Шепетис Л.К. Человек и эстетическая среда. -М., 1985. Шестаков В.П. Эстетические категории. -М., 1983.

Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А. А. Радугин. -М.: Центр, 1998. - 240 с.

Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М., 1989. Лихачёв Д. С. Смех в Древней Руси. -Л.: Наука, 1984. Скатерщиков В. Об эстетическом вкусе. -М.: Знание, 1974. Коган Л.Н. Художественный вкус. -М., 1966.

Столович Л.И. Красота. Доброта. Истина. Очерки эстетической аксиологии. - М., 1994.

Читайте также: