Экологическое воспитание школьников во внеурочной деятельности доклад

Обновлено: 17.05.2024

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.


За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля. Кто, если не учитель, будет заниматься формированием экологического сознания и поведения детей?

Общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Дети часто различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. Познавательное отношение неустойчиво
Как изменить ситуацию? Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке школьников?

Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений.
Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия.

Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.


Виды деятельности

Пример: Сказка о воде.

Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром.

- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

- Растениям и деревьям нужен дождь!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

- Спасибо тебе, Дождик!

- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

(В. А. Сухомлинский)

Благоприятно подавать сведения с опорой на этно-экологию. Издавна, бытующие в народе экологические ценности формируются в строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Представляют большой интерес традиции народа, связанные с выбором деревьев для посадки во дворе. У дома можно было сажать иву, приносящую добро и охраняющую от бед. Тополь не сажали, так как считалось, что мальчики в доме будут болезненными, не сажали сосну, так как это дерево было высоким, а в высокое дерево ударит молния. Орех сажали в конце огорода – в нем живет злой дух, насылающий на спящего кошмарные сны. Не рубили и плодоносящие деревья.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний: как и где проложить тропы, без гари и копоти, оборудовать стоянку; как относиться к живым обитателям леса, луга; стоит ли рвать дикорастущие растения; нужно ли экономить колодезную воду и т. д.
Наиболее интересным аспектом деятельности школьников является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и пришкольного участка. Подобная работа проводится совместно с учащимися старших классов.

Учащиеся делятся на группы по несколько человек. Им вручаются инструктивные карточки по проведению работы. При выполнении заданий каждая группа изучает экологическое состояние одного из школьных помещений – кабинета, коридоров школы, столовой и т. д. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно-гигиеническое состояние; режим проветривания, освещенность помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озелененность помещения и описывают его эстетическое оформление.

Игра. Игра - наиболее понятный, радостный и естественный вид деятельности. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми, более интересными для детей. В играх заложена огромная информация различных знаний.

1. Выпал снег и зацвели подснежники.

2. Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.

3. Выпал снег и дети строят ледяную горку.

4. На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год.

5. На поле тает снег, а на реке начался ледоход.

6. Зацвели подснежники, а птицы улетают в теплые страны.

7. На дворе звенит капель, а медведь залег в спячку.

8. В лесу нет животных.

9. Лягушки дышат под водой кожей.

10.В марте выпал первый снег

Вопросы задаются капитану команды.

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да)

2. Лягушка – домашнее животное. (Нет)

3. У кукушки кукует самец. (Да)

4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда. (Нет)

5. Почки на деревьях раскрываются сразу же после листопада. (Нет)

6. Число 28 есть только в феврале. (Нет)

7. Волк, лиса, рысь – хищники. (Да)

8. Береза, осина, тополь – лиственные деревья. (Да)

9. Одуванчик, клевер, ландыш – кустарники. (Нет)

10.Индюк, курица, петух – домашние животные. (Да)

Командам вручаются одинаковые наборы букв, из которых нужно как можно быстрее составить слово-отгадку.

Эта птичка прилетает в наши края весной, когда еще холодно и зябко. Как ее зовут? (Зяблик)

Команды вручают друг другу иллюстрации, на которых изображены фантастические животные. Необходимо определить части, каких животных изображены (иллюстрации команды подготовили друг другу заранее дома).

Вопросы команды выбирают сами, в зависимости от того, какой цвет выбирают на карточках ведущего. Предлагаемые цвета: зеленый, синий, красный, желтый.

1.Какой цветок имеет мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-марья)

2. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (Годовые кольца)

3. Что за трава, что и слепые знают? (Крапива)

4. Какие деревья зимой остаются зелеными? (Ель, сосна, туя)

5. Дерево символ нашей Родины? (Береза)

6. Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята)

7. Самое сладкое дерево в нашем городе? (Липа)

8. Какая ягода может быть красной, черной, белой? (Смородина)

9. Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (Волчье лыко, вороний глаз)

10.Назовите жизненные формы растений. (Деревья, кустарники, травы)

1. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

2. Пингвин это птица? (Да)

3. Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнезда? (Кукушка)

4. Зимуют ли птица в своих скворечниках? (Нет)

5. Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)

6. Где зимой и осенью спят вороны? (В садах, парках, скверах)

7. С прилетом, каких птиц мы считаем начало осени? (Грачи)

8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

9. Какие птицы спят на лету? (Стрижи)

10.Когда температура тела птиц ниже: зимой или летом? (Одинаковая)

1. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка, лиса)

2. Что теряет лось каждую зиму? (Гора)

3. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (Умирает)

4. Животное похожее на кошку? (Рысь)

5. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)

6. Чем еж на медведя похож? (Спит зимой)

7. Каких зайцев называют листопадничками? (Которые родятся осенью в листопад)

8. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)

9. Кто может пить ногой? (Лягушка)

10.Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасом жира)

1. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи прячутся в норки и закрывают свои ходы)

2. Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут от холода, прячутся в щели, под кору и там зимуют)

3. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)

4. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекозы)

6. Что используют пчелы для строительства своих сот? (Слюну)

7. Каких насекомых зовут как животных? (Жук-олень, жук-носорог, коровка)

8. Не птица, а летает,

Не слон, а с хоботом,

Никто не приручает,

А на нос садиться. (Муха)

9. Почему насекомых так называют? (На брюшке есть насечка)

10.Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Сядет – молчит. (Комар)

Команда должна угадать растение по описанию. За правильный ответ команды получают по два балла.

1. Красива во время цветения. Отличается красноватой листвой и ярко красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные. (Калина)

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят между большими остроконечными листьями. А летом, на месте цветов – красные ягоды. Они ядовиты. (Ландыш)

3. Вроде сосен, вроде елок,

А зимою – без иголок. (Лиственница)

4. Название этого дерева состоит из головного убора и злака. (Кипарис)

Успех и эффективность экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила: Чайникова М.М., воспитатель

Экология – 1. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, микроорганизмов между собой и с окружающей средой; 2. Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо области (Словарь русского языка С.И Ожегова)

Экологическая культура (в самом общем виде ) - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношениях человека с природой. Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры во всех видах человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Социальная экология - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его профессии, положения, должен быть экологически образован и экологически культурен. Удручающее состояние среды обитания человека, животных и тотальная экологическая безответственность населения, должностных лиц, руководителей производств в последние десятилетия говорят о низком уровне экологической культуры у граждан нашей страны. Человек забыл о своём месте в природной цепи, о том, что он всего лишь часть природы.

С каждым годом загрязняются всё больше воздух, вода, почва. И это, в итоге, не может не сказываться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Стоит вопрос не только о будущем страны, но и о человеческой цивилизации вообще. Конечно, современный человек никогда не откажется от благ цивилизации, удобного транспорта, промышленной деятельности, разработки полезных ископаемых и природных ресурсов. Следовательно, человечеству приходиться задаваться вопросом, как сохранить безопасную для здоровья среду обитания, какие принимать меры, которые бы ослабили вред, приносимый окружающей среде. Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства. Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

В своей работе по экологическому воспитанию обучающихся мы опираемся на существующие государственные документы. В РФ разработана и утверждена национальная Программа экологического образования подрастающего поколения в сотрудничестве Министерств образования и науки, Министерства культуры, Министерства здравоохранения и Министерства экологии и природных ресурсов. В ней приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО и др., определены собственные периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Существует Закон РФ об охране природы, подразумевающий юридическую ответственность за его нарушение, Экологическая доктрина РФ.

Надо понимать, что экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса – средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников, а экологическая культура, в свою очередь, является составной частью базовой культуры личности.

Цель экологического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната – формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.

Задачи экологического воспитания:

•​ Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;

•​ Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;

•​ Развивающие – развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья

Принципы экологического воспитания в коррекционной школе:

•​ Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников

•​ Систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию

•​ Педагогическое руководство и самостоятельная деятельность школьников

•​ Связь с жизнью, практикой

•​ Доступность (учёт возможностей детей)

•​ Единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании личности

•​ Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе

•​ Единство требований и действий педагогов, семьи, общества

•​ Коррекционная направленность экологического воспитания

Все компоненты экологической культуры (знания, мышление, поведение) между собой тесно взаимосвязаны и, как их формирование, так и существование невозможно друг без друга.

Мы предполагаем, что в процессе экологического воспитания воспитанники должны приобретать экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

​ иметь представление и знать характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, экологическая безопасность, экологическая культура, экосфера, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;

​ знать о природоохранной деятельности в нашем крае;

​ знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью в мировом масштабе (Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Гринпис);

​ знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, животных, климат и т.д. и т.п.; местные, охраняемые природные объекты; животных местной фауны; местных птиц; виды рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры;

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира природы, что включает:

​ Отзывчивость на проявления природы (интерес)

​ Познание мира природы

​ Практическое взаимодействие с миром природы

У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может испытывать совершенно различные чувства по отношению к ней (положительные, отрицательные, нейтральные), но, тем не менее, знания и мышление не позволяют ей вести себя агрессивно или безответственно, т.к нет в природе полезных и бесполезных объектов, всё связано невидимыми природными цепочками. Для того, чтобы у личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на неё как отрицательных, так и положительных естественных факторов природы. Это позволит ценить и радоваться самым лучшим природным проявлениям.

Инструментарий педагогов, используемый в воспитательном процессе: методы, формы работы и средства для достижения цели экологического воспитания.

Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выходы на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.

Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства ( фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства, средства компьютерных технологий и др.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы. И пусть результаты нашей работы ещё не так различимы, но мы считаем, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести.


Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде как к главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали; формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Ведущую роль в экологическом воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, включающая в себя две стороны: учебную и внеурочную работу.

Для реализации программных задач и программного содержания экологического воспитания во внеурочной работе требуется подбор разнообразных методов и форм учебного взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы.

Одной из эффективных форм внеурочной деятельности является кружковая деятельность.


Содержимое разработки

 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовила: учитель нач.классов Подольская О.С Санкт-Петербург

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовила: учитель нач.классов

 Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. • изучить и проанализировать основные источники по проблеме экологического воспитания младших школьников; • выяснить сущность экологического воспитания младших школьников; • исследовать педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания ученика начальной школы во внеурочной деятельности. Цель исследования : Задачи:

Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. • изучить и проанализировать основные источники по проблеме экологического воспитания младших школьников; • выяснить сущность экологического воспитания младших школьников; • исследовать педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания ученика начальной школы во внеурочной деятельности.

Цель исследования :

это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе.

Экологическое воспитание Методы: Формы: ‒ Устное изложение материала; ‒ Беседа как метод воспитания; ‒ Конференции, круглые столы; ‒ Просмотр кинофильмов, проведение фестивалей, рисованных фильмов; ‒ Олимпиады по экологии; ‒ Экскурсии, походы; ‒ Выставки, работы художников, показ поделок из природного материала; ‒ Встреча с экологами Методы формирования сознания: ‒ Убеждение ‒ Упражнение Методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности (рефлексивные методы) ‒ Переживание ‒ Осознание Методы поощрения и наказания: ‒Самоанализ ‒ Игры

Экологическое воспитание

‒ Устное изложение материала; ‒ Беседа как метод воспитания; ‒ Конференции, круглые столы; ‒ Просмотр кинофильмов, проведение фестивалей, рисованных фильмов; ‒ Олимпиады по экологии; ‒ Экскурсии, походы; ‒ Выставки, работы художников, показ поделок из природного материала; ‒ Встреча с экологами

Методы формирования сознания: ‒ Убеждение ‒ Упражнение Методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности (рефлексивные методы) ‒ Переживание ‒ Осознание Методы поощрения и наказания: ‒Самоанализ ‒ Игры

 Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ Нагорная ООШ, с сентября 2014 по май 2015 года. Активное участие принимали 15 учеников 2 класса. Констатирующий этап исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ Нагорная ООШ, с сентября 2014 по май 2015 года. Активное участие принимали 15 учеников 2 класса.

Констатирующий этап исследования

 Констатирующий этап исследования Проверка уровня сформированности экологической культуры младших школьников № Вопросы 1 Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку. 2 Согл. 3 Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит. Не согл. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме. 4 5 Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных. 6 Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся. 7 Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле. 8 Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

Констатирующий этап исследования

Проверка уровня сформированности экологической культуры младших школьников

Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся экспериментальной группы на начало исследования (сентябрь) Уровень сформированности экологической культуры Количество учащихся, % низкий (1 – 3) 10 / 66,7% средний (4 - 6) 5 / 33,3% высокий (7 - 8) 0 / 0%

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся экспериментальной группы на начало исследования (сентябрь)

Уровень сформированности

экологической культуры

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3)

средний (4 - 6)

высокий (7 - 8)

Формирующий этап эксперимента:

Задачи программы : формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; создавать экологические поделки из бросового материала ; обозначить роль пресной воды для живых организмов;

Структура программы :

Программа выстроена по 4 блокам:

- Вода – источник жизни;

- Гигиена моего дома;

- Весна – начало жизни.

Количество занятий в неделю-1. За год 34 часа.

Основные направления работы кружка:

Сочинение экологических небылиц, загадок;

Основные направления работы кружка Практическое Исследовательское Озеленение класса; Экскурсии; Изготовление кормушек; Проекты; Подкормка птиц; Опыты;

Основные направления работы кружка

Экскурсия в природу

Экскурсия в природу

Гербарные листы

Выставка сборников загадок На тарелке колобок — Золотой горячий бок. А тарелка голубая — Не видать конца и края. Белая морковка зимой растёт…

Выставка сборников загадок

На тарелке колобок — Золотой горячий бок. А тарелка голубая — Не видать конца и края.

Белая морковка зимой растёт…

Поделки из бросового материала

Поделки из бросового материала

Травянчик

 Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования (май) Уровень сформированности экологической культуры Экспериментальная группа низкий (1 – 3) Количество учащихся, % 0 / 0% средний (4 - 6) 9 / 60% высокий (7 - 8) 6 / 40%

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования (май)

Уровень сформированности

экологической культуры

Экспериментальная группа

низкий (1 – 3)

Количество учащихся, %

средний (4 - 6)

высокий (7 - 8)

 Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента Уровень сформированности экологической воспитанности Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Количество учащихся, % низкий (1 – 3) 10 / 66,7% средний (4 - 6) 0 / 0% 5 / 33,3% высокий (7 - 8) 0 / 0% 9 / 60% 6 / 40%

Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента

Уровень сформированности

экологической воспитанности

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3)

средний (4 - 6)

высокий (7 - 8)

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Формы экологического воспитания работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке. клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум. деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.

Формы экологического воспитания

работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.

Методы, используемые для реализации работы кружка: 3. Игровые методы (проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.), загадывание загадок, небылиц; проведение викторин, конкурсов, мини исследований). 1. Наглядные методы (экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций презентации; - проведение дидактических игр); 2. Словесные методы (чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы); 4. Практические методы (оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; изготовление с детьми наглядных пособий).

Методы, используемые для реализации работы кружка:

3. Игровые методы (проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.), загадывание загадок, небылиц; проведение викторин, конкурсов, мини исследований).

1. Наглядные методы (экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций презентации; - проведение дидактических игр);

2. Словесные методы (чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы);

4. Практические методы (оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; изготовление с детьми наглядных пособий).

Результативность анкетирования определялась по формуле

Актуальность:

В оспитание и обучение молодого поколения, способного к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой, ответственному отношению к природе, охране природных богатств.

 Методы исследования: • теоретический метод: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; • диагностические (анкеты, анализ результатов деятельности школьников); • экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); • метод обработки данных: метод математической статистики.

Методы исследования:

• теоретический метод: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;

• диагностические (анкеты, анализ результатов деятельности школьников);

• экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);

• метод обработки данных: метод математической статистики.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


-75%

Внеклассные мероприятия для школьников на экологическую тему

Одной из важнейших составляющих образовательного процесса современной школы является экологическое образование учащихся.

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

Залог эффективности решения этой задачи заключается в тесном взаимодействии двух образовательных систем - основного и дополнительного образования.

Если на уроках биологии, экологии, географии учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время - в своей школе или в учреждении дополнительного образования - они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя, растениевода, цветовода, эколога.

Специалисты выделяют следующие основные принципы экологического образования и воспитания:

- возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;

- обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

- теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;

- отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой. В этом отношении учреждения дополнительного образования имеют большие возможности по сравнению с общеобразовательным учреждением. В распоряжении педагога дополнительного образования богатый арсенал методических средств и приемов, возможность использования разнообразных форм организации деятельности учащихся.

Это могут быть клубные занятия, занятия-экскурсии, практические и лабораторные работы, интеллектуальные игры.

В системе дополнительного образования существенно расширяются возможности выбора направлений деятельности школьника, и, значит, расширяется воспитательное и культурное пространство для самореализации, саморазвития личности.

В сборнике представлен опыт работы педагогов по экологическому воспитанию и образования школьников.

Вниманию педагогов предложены разработки разнообразных по форме занятий, материалы для проведения различных конкурсов и викторин, а также полезные методические рекомендации для преподавателей.

Материалы предназначены педагогам учреждений дополнительного образования (детско-юношеских центров (ДЮЦ), станций юных натуралистов (СЮТ), педагогам общеобразовательных школах, например, в рамках внеклассной работы по биологии, при организации предметных недель.

Хочется верить, что пособие поможет педагогам в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение.

Успехов! Новых вершин и открытий!


Опыт использования экологической инициативы

Экологический классный час в начальной школе. Устный журнал





Читайте также: