Основные элементы и содержание процесса труда в культуре доклад

Обновлено: 05.07.2024

Из своего жизненного опыта вам, наверное, уже известно, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму времени, устанет, а результат его труда оставит желать лучшего.

Почему же так происходит? Дело в том, что каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, безопасности работы, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.

Всё вышеперечисленное составляет содержание культуры труда. У каждого человека уровень развития этой культуры различен: у одних он более высокий, у других — менее. Отсюда и результат.

Культура труда – это комплексная характеристика труда, включающая его рациональную организацию и благоприятные условия, использование передовых технологий, высокий профессионализм работника, партнерские отношения между участниками совместного труда.

· развитию чувства удовлетворенности трудом, хорошего настроения, интереса и активности при выполнении работы;

Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя такие понятия, как организация рабочего места, безопасность труда и др.


Важной составляющей культуры труда является технологическая дисциплина , т. е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Последовательность и точность выполнения технологических операций нужно согласовывать с маршрутными и операционными картами.

Из вашего жизненного опыта известно, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму времени, устанет, да и результат его труда оставит желать лучшего. Почему же так происходит? Дело в том, что каждый человек имеет свои представления о дисциплине в профессиональной деятельности.

Трудовая дисциплина – это добровольное, сознательное соблюдение каждым работником законов о труде и правил внутреннего распорядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы.

Технологическая дисциплина — четкое соблюдение всех предписаний определенного технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т.д.), обеспечивающего достижение цели производства, т.е. получение продукта с заданными качественными показателями.

Договорная дисциплина – это выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора. Несоблюдение договорной дисциплины вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в производственной деятельности других людей.

Важный компонент культуры труда – трудовая среда . Трудовая среда включает физические факторы (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д.) и технико-технологические факторы (средства труда, предметы труда, технологический процесс). К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи, т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. Средства труда и предметы труда (то, что подвергается воздействию) составляют средства производства, в процессе труда они постоянно совершенствуются. Но решающим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут. Повышение культуры труда предполагает создание комфортных условий труда, необходимых для осуществления эффективной трудовой деятельности.

Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место. При организации рабочего места нужно учитывать свои антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, до глаз в положении стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и др. Необходимо определить преобладающую позу и исходя из своих индивидуальных особенностей обустроить свое рабочее место так, чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало выполнять работу. Порядок на рабочем месте должен поддерживаться постоянно.

При обустройстве рабочего места нужно устранять образование теней, скопление пыли. Размещать средства труда нужно таким образом, чтобы не загромождать пространство, граничащее с рабочим местом, и чтобы при необходимости можно было все быстро сложить по местам и произвести уборку помещения.

В связи с развитием техники увеличивается число объектов труда и их параметров, которыми необходимо управлять. Развиваются системы дистанционного управления, человек все более удаляется от объектов, которыми управляет, об изменении их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основе восприятия определенных сигналов. Осуществляя такое опосредованное управление и контроль, человек получает информацию в закодированном виде (показания счетчиков, индикаторов, измерительных приборов), что требует ее декодирования и мысленного сопоставления с реальными данными. Этим объясняется необходимость применения информационных технологий, являющихся в настоящее время инструментом организации и осуществления практически любой деятельности.

В самом деле, разве помешает токарю применение компьютерной техники? Наоборот, с ее помощью он сможет осуществлять разработку и усовершенствование изделия, не затрачивая лишнего материала и времени. Доработка конструкционного решения идет на экране монитора. Поэтому нужно продумать возможность использования информационных технологий и технических средств, позволяющих наиболее рационально использовать и осуществлять ту или иную деятельность.

Техника безопасности — это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые приводят при нарушении правил безопасности к травмам и несчастным случаям.

Каждому виду деятельности соответствуют определенные условия и правила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. В большинстве случаев травмы получают из-за невыполнения предписаний инструкций.

Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна быть слишком тесной, чтобы не сковывать движения, и в то же время не должна быть излишне просторной, что также создает помехи в работе. Кроме того, рабочая одежда продлевает срок службы личной одежды и обеспечивает ее чистоту.

При выполнении работы надо особенно четко соблюдать правила пользования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.

В любой деятельности необходимо уметь рассчитывать ее экономическую эффективность, так как не всегда результаты работы покрывают затраты на ее выполнение.

Эффективность производства — это экономический критерий, который характеризует соотношение между достигнутыми результатами производства и затратами различных ресурсов.

Прежде чем заняться какой-либо производственной деятельностью, необходимо составить бизнес-план, в который войдут расчеты затрат электроэнергии, материалов, времени и др. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.


где Gэл — затраты электроэнергии; GM — стоимость необходимых материалов; GT — стоимость трудовых затрат.

На экономическую эффективность профессиональной деятельности влияет рациональное использование информационных технологий и организация рабочего места. Эти факторы увеличивают производительность труда, уменьшают затраты.

Таким образом, культура труда включает в себя технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Отношения “начальник – подчинённый”, имеющие место в любой организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих трудовые процессы.

Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации и документооборота.

Необходимость совершенствования организации управленческого труда вызвала появление различных терминов и определений для обозначения совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности. Одним из таких понятий является культура управленческого труда, являющаяся фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

Освящая в своём реферате это понятие, я постаралась изложить его специфику, раскрыть сущность и содержание, а также привести примеры, которые, на мой взгляд, дают более полную характеристику и представление об изложенном материале.

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.

Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.

Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером:

а) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль; в) организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации; г) экономические нормы - регулируют экономическую деятельность организации.

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА.

Культру управленческого труда принято подразделять на:

1. Личную культуру руководителя, включающую в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигену и внешний вид, форму обращения к подчиненным;

2. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

а) работа с документами. Как правило, руководители перегружены работой с документами и из-за неупорядоченности маршрутов движения документов, длительной их обработки и плохо организованной доставки до 40 % директивных, учётных и других документов могут доходить до исполнителей с опозданием или вообще не доходить. Так руководители предприятий, документооборот которых составляет 20 – 30 тыс. единиц (и это далеко не самые крупные предприятия), подписывают ежегодно не менее 20 тыс. организационно – распорядительных документов, не считая договоров, отчётов, графиков, проектов. Просмотр документа и его подписание отнимают приблизительно полминуты. Таким образом, 20 – 25 дней в году руководители заняты исключительно подписанием документов.

б) работа с кадрами и решение социально - экономических вопросов.

в) решение коммерческих вопросов;

г) совещания, переговоры;

д) непроизводительные затраты времени, не уточненное время.

Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время;

3. культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.;

4. культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на которые тратится значительное количество рабочего времени. Так, например, у белорусских руководителей верхнего, среднего уровней управления эти потери составляют 25 – 43 % и 30 – 45 % соответственно. Поэтому, для экономии времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководителем должны использоваться такие правила их подготовки, как: чёткое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников совещания, 

решение организационных вопросов (вентиляция помещения, размещение участников), решение всех вопросов только через председательствующего (во избежание конфликтных ситуаций) и др.;

5. культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приёме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.

7. культуру речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.

8. Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести: а) подбор и расстановку кадров:

- прежде всего, производится анализ предполагаемой работы, общие к ней требования и обязанности работника (в сфере гостеприимства, например: уборка номеров за единицу времени; минимальное, максимальное или среднее количество производимых продуктов), а также место работника и должностное ограничение в структуре организации (например, всё в той же сфере гостеприимства: ограничения на принятие чека, превышающего определённую сумму без согласования с высшим руководством и т. д.);

- продолжением процесса подбора является спецификация кадров, то есть детализация требуемых признаков и качеств работников (квалификация, навыки, темперамент и т. д.);

- далее следует процесс отбора кадров, включающий тесты, собеседования, опросные листы и т. д.

На сегодняшний день собеседование является особо важным и распространённым элементом отбора, так как здесь кандидатам даётся возможность наиболее полно себя проявить. В свою очередь, опытные интервьюирующие, зная как себя вести и какие вопросы задать, отбирают именно тех кандидатов, которые наиболее соответствуют их требованиям;

Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Особенно это касается сферы гостеприимства, где текучесть кадров распространена сильнее по сравнению с другими видами бизнеса (в гостиничном бизнесе 45 % работников покидают новую работу через 3 месяца после поступления на неё, а 15 % после первого месяца). Этот процесс, который часто называют кризисом введения, дорого обходится компаниям и имеет негативное воздействие на мотивацию персонала и соответственно на удовлетворение потребностей клиентов;

б) работу с кадрами, разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы, постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др.
Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя.
Как правило, для наиболее полной характеристики организационной работы руководителя с кадрами, принято выделять стили, методы и принципы, используемые им в управлении людьми.
Менеджмент – это творчество, основанное на определённых принципах, основная суть которых заключается в следующем: люди лучше реагируют, когда ими руководит один начальник (принцип единоначалия), люди склонны идти за теми, в ком видят средство для удовлетворения своих потребностей (принцип лидерства), чем тщательнее разработана структура поощрений и наказаний, тем эффективнее будет отдача со стороны работников (принцип мотивации), использование новейших данных науки управления (принцип научности), использование отработанной системы материальной и личной ответственности, а также инструкций и положений (принцип ответственности), профессиональный отбор кадров (принцип правильного отбора и расстановки кадров), разумный расход средств (принцип экономичности), получение информации о результатах работы (принцип обратной связи).
Стиль работы руководителя представляет собой совокупность приёмов и способов управленческого воздействия на персонал. Именно в стиле руководства находят своё отражение внутренняя культура, знания и опыт руководителя и именно стиль оказывает существенное влияние на климат в коллективе и культуру организации.
Несомненно, с помощью стиля руководства можно значительно улучшить работу организации, подразделения, аппарата управления, но можно и существенно ухудшить. Следует помнить, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший руководитель - это хороший психолог, который в нужный момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации.
Понятием, близким по смыслу определению “стиль управления”, является “метод управления”, представляющий собой способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
ЗАКЛЮЧЕНИ

На современном этапе, искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и предпринимательский успех. Возникает острая потребность в подготовке квалифицированных специалистов, способных грамотно руководить и создавать благоприятные условия труда, поэтому изучение такой науки, как управление, является ключом к успеху деятельности руководителей любого типа предприятия.

Умение правильно организовать рабочие процессы в организации, создать благоприятный климат в коллективе, заинтересовать работников в выполнении их обязанностей наиболее эффективно и др. – все эти понятия составляют и характеризуют сущность культуры управленческого труда.

Без сомнения, культура управленческого труда - есть понятие многогранное, характеризующееся множеством показателей и определений. Рассмотренные мною характеристики в данной работе затронули лишь “верхушку айсберга”. Однако, уделив внимание таким элементам управленческой культуры как, нормы, лежащие в её основе, деление её на личную и организационную и по - детальная характеристика каждого подразделения с описанием сущности его элементов, я считаю, что цель раскрыть сущность и содержание данного понятия, была мною достигнута.

Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя, - М.: Экономика, 1991.

Эффективность и культура современного маркетингового управления: Учеб. пособие / А. И. Кулик, И. И. Кулик, Л. П. Гуляко и др.; Под редакцией И. И. Елисеевой. Мн.: БелИПК, 1999.

Из своего жизненного опыта вам, наверное, уже известно, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму Времени, устанет, а результат его труда будет желать лучшего.

Почему же так происходит? Дело в том, что каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, о технике безопасности, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.

Все вышеперечисленное составляет содержание культуры труда. У каждого человека уровень развития этой культуры различен: у одних он более высокий, у других менее - отсюда и результат.

Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя следующие компоненты:


Культура труда включает прежде всего технологическую дисциплину, т. е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Последовательность и точность выполнения технологических операций нужно согласовывать с маршрутными и операционными картами. Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место.

Рабочее место — зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым. для управления каким-то процессом или выполнением работ. Рабочее место должно обеспечивать максимальную надежность и эффективность работы, а значит, следующие основные условия:

При организации рабочего места нужно учитывать прежде всего свои антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, до глаз в положении стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и др. Необходимо определит преобладающую позу и, исходя из своих индивидуальных особенностей, обустроить свое рабочее место так. чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало выполнять работе. Все инструменты, оборудование, приспособления должны находиться на строго определенных местах. Не нужно упускать из внимания и дизайн в оформлении рабочего места.

Дизайн (англ. design — чертеж, рисунок, проект) — творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, достижение единства ее функциональных и эстетических аспектов. Так же называется и результат этой деятельности.


При обустройстве рабочего места нужно устранять образование теней, скопление пыли. Размещать средства труда нужно таким образом, чтобы при необходимости все быстро убрать и провести уборку (не загромождать пространство, граничащее с рабочим местом).

В связи с развитием техники увеличивается число объектов труда и их параметров, которыми необходимо управлять. Развиваются системы дистанционного управления, человек все более удаляется от объектов, которыми управляет, об изменении их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основе восприятия определенных сигналов. Осуществляя такие опосредованные управление и контроль, человек получает информацию в закодированном виде (показания счетчиков, индикаторов, измерительных приборов), что требует ее декодирования и мысленного сопоставления с реальными данными. Этим объясняется необходимость применения информационных технологии, являющихся в настоящее время инструментом организации и осуществления практически любой деятельности.

В самом деле, разве помешает токарю применение компьютерной техники?

Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.


Техника безопасности - система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые при водят при нарушении правил безопасности к травмам и несчастным случаям.


Каждому виду деятельности соответствуют определенные условия и правила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. В большинстве случаев травмы получают из-за невыполнения предписаний инструкций.

Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна сковывать движения и в то же время свисать и путаться. Кроме того, рабочая одежда обеспечивает чистоту и продлевает срок службы личной одежды.

При выполнении работы надо особенно четко соблюдать правила пользования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.

В любой деятельности необходимо уметь рассчитывать се экономическую эффективность, так как не всегда результаты работы покрывают затраты на ее выполнение.

Эффективность производства — экономический критерий, который характеризует соотношение между достигнутыми результатами производства и затратами различных ресурсов.

Прежде чем заняться какой-либо деятельностью, необходимо составить бизнес-план, в который войдут расчеты затрат электроэнергии, материалов, времени и др. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.

Эффективность трудовой деятельности рассчитывается по формуле.



На экономическую эффективность деятельности влияет количество производимых изделий, рациональное использование информационных технологий, организация рабочего места. Эти факторы увеличивают производительность труда, уменьшают затраты.

Таким образом, культура труда включает в себя технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Так как культура труда связана с конкретной профессиональной деятельностью, она является составной частью технологической культуры.


В процессе трудовой деятельности создаются не только материальные и нематериальные блага, которые удовлетворяют потребности людей, но и формируются личностные качества работника. Во время работы трудящиеся приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют собственные знания и постоянно совершенствуются. На основе этого у каждого работника вырабатывается и постоянно совершенствуется культура труда. В этом видеоуроке мы попробуем разобраться, что же это такое – культура труда.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




В жизни каждого человека, безусловно, важнейшее место занимает труд. Всё начинается с естественных потребностей человека – иметь пищу, одежду, кров над головой. Понятно, что всё это не падает с неба. А чтобы удовлетворить все свои потребности человеку приходится изрядно потрудиться.


В процессе трудовой деятельности создаются не только материальные и нематериальные блага, которые удовлетворяют потребности людей, но и формируются личностные качества работника. Во время работы трудящиеся приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют собственные знания и постоянно совершенствуются. На основе этого у каждого работника вырабатывается и постоянно совершенствуется культура труда.




Что же это такое – культура труда?

Надо заметить, что одну и ту же работу разные люди могут выполнять совершенно по-разному. Один человек сделает эту работу качественно и быстро. Другой же, напротив, на выполнение той же самой работы потратит уйму времени, устанет, да ещё и результат его труда оставит желать лучшего.


Почему же так происходит?

А дело в том, что каждый человек имеет своё представление о трудовой деятельности, о её организации, планировании, использовании различных информационных технологий, безопасности труда, оформлении рабочего места. Также отличается и отношение людей к труду.


Всё, это входит в основу культуры труда. У всех людей уровень развития этой культуры различен: у одних он более высокий, у других – менее. Отсюда и результат. Итак, под культурой труда принято понимать совокупность личностных и постепенно выработанных качеств работника, а также устройство предприятия, таким образом, благодаря которому стимулируется, координируется и реализуется трудовая деятельность.


Вообще, в культуре труда исследователи выделяют несколько составляющих её компонентов. Сюда входят: дисциплина (трудовая, технологическая и договорная), трудовая среда, организация рабочего места, охрана труда и техника безопасности, культура трудовых отношений и эффективность трудовой деятельности. Дисциплина является одним из важнейших компонентов культуры труда. Трудовая дисциплина – это добровольное, сознательное соблюдение каждым работником законов о труде и правил внутреннего распорядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, а также высокое качество выполняемой работы.


Что касается технологической дисциплины, то это ничто иное, как чёткое соблюдение всех предписаний определённого технологического режима (то есть способов обработки материала, скорости, температуры, давления и так далее), обеспечивающего достижение цели производства, а именно, получение продукта с заданными качественными показателями.


Договорная дисциплина – это выполнение обязательств, которые вытекают из содержания трудового договора.


Несоблюдение договорной дисциплины вызывает нарушение трудового ритма всего предприятия, а также сбои в производственной деятельности других людей.


Не менее важным компонентом культуры труда выступает трудовая среда. Трудовая среда – это всё то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их.


Сюда входят и физические факторы: воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и так далее. А также технико-технологические факторы: это средства труда, предметы труда и сам технологический процесс. К средствам труда относят машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи.

Но понятно, что главным звеном любого производства является непосредственно человек и его рабочая сила.


Ведь средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут. Повышение культуры труда на предприятии предполагает создание наиболее комфортных условий для осуществления трудовой деятельности работником.


Культура труда также предполагает правильную организацию рабочего места. Что это значит? Вообще, под рабочим местом следует понимать зону трудовой деятельности человека, которая оснащена техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимыми для управления каким-то процессом или выполнения работ. Нужно перечислить основные правила, которые следует учитывать при организации рабочего места.

Во-первых, рабочее пространство должно быть достаточно просторным, чтобы можно было без затруднений выполнять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования.

Во-вторых, рабочее пространство должно быть хорошо освещено. Для этого нужно грамотно продумать, как естественное, так и искусственное освещение рабочего места.

В-четвёртых, конструкция и дизайн рабочего места должны способствовать быстроте, простоте и экономичности технического обслуживания оборудования, а также поддерживать удобную рабочую позу.

В-пятых, воздухообмен, температура и влажность должны соответствовать установленным нормам.

При обустройстве рабочего места нужно постараться разместить все необходимые средства труда так, чтобы рабочее пространство не было заграждено, и чтобы при необходимости можно было всё быстро сложить по местам и произвести уборку помещения.


При организации своего рабочего места обязательно нужно учитывать свои антропометрические характеристики. Это размеры тела, высота от пола до поднятой руки, до глаз в положении стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ширина и длина кисти, длина руки и так далее. Также важно определить для себя преобладающую позу и, исходя из своих индивидуальных особенностей, обустроить своё рабочее место так, чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь, и чтобы ничего не мешало выполнять работу. Порядок на рабочем месте должен поддерживаться постоянно. Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.


Техника безопасности — это система организационных и технических мероприятий и средств, которые способствуют предотвращению воздействия на человека опасных производственных факторов. Не соблюдение техники безопасности, в большинстве случаев, приводит к травмам и несчастным случаям.


Безопасность трудовой деятельности осуществляется при точном выполнении предписаний и инструкций по технике безопасности. Каждому виду деятельности соответствуют определённые условия и правила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. При выполнении любых работ особенно важно чётко соблюдать правила пользования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.


Перейдём к следующему компоненту культуры труда – культуре трудовых отношений. Культура трудовых отношений предполагает создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. Большое влияние на формирование климата в трудовом коллективе оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда. Сюда входят взаимоотношения в коллективе равных по социальному статусу работников, отношения с руководством и начальством. Ещё одной важной составляющей этого компонента культуры труда являются качественные побудительные мотивы и достойная оплата труда. Наличие благоприятной атмосферы среди участников трудовой деятельности напрямую воздействует на результат труда.


В любой трудовой деятельности нужно уметь рассчитывать её экономическую эффективность. Можно попробовать выяснить что это такое эффективность? И как её считать?


На производстве бывают и такие случаи, что результаты работы не покрывают затраты на её выполнение. Это говорит о низкой эффективности работы.

Итак, под эффективностью производства следует понимать экономический критерий, который характеризует соотношение между достигнутыми результатами производства и затратами различных ресурсов. Как же считают эффективность? Прежде всего необходимо составить бизнес-план, в который войдут расчёты затрат на электроэнергию, материалы, время и так далее. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.


Эффективность трудовой деятельности рассчитывается по следующей формуле: эффективность трудовой деятельности равна отношению затрат к результатам.

Затраты представляют собой сумму затрат на электроэнергию, стоимость необходимых материалов, стоимость трудовых затрат и прочих затрат. Если отношение затрат к результатам будет больше либо равно единице, то это означает, что данная деятельность не выгодна. Если же это отношение будет меньше единицы, то такая деятельность выгодна.

На этом уроке мы говорили о культуре труда. Выяснили, что она включает в себя дисциплину (технологическую, трудовую и договорную), рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Читайте также: