Доклад по логопедии в начальной школе

Обновлено: 15.05.2024

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Её принцип основан на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными с преобладанием одного из них. Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика входит в работу по формированию произношения слабослышащих детей. Способствует соединению работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствует формированию у слабослышащих детей речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторныймассаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов — зондов.

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, — это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. Другое не менее распространенное заболевание — это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Постановка звуков.

  1. По подражанию
  2. От гимнастики языка на звук, но использовать правильное произношение - Т, Д, Н. Если эти звуки произносятся межзубно, то научить их произносить правильно, а потом уже ставить дефектные звуки.
  3. Механическим путем (зонды, шпатели, пальцы, соски)

4. От опорных звуков.

В→ З → Ж М → Б Н → Д

Компьютерные технологии.

Главный программный модуль этой среды предназначен для организации начальной и уточняющей диагностики пробелов в знаниях, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению выявленных пробелов, проведения коррекционной работы, визуального контроля за усвоением учебного материала.

Данные программы я использую на индивидуальных занятиях по коррекции неправильного звукопроизношения и лексико-грамматической недостаточности.

Программа Word

Ресурсы текстовой программы используются мною с целью развития звуко-буквенного анализа, связной речи и коррекции лексико-грамматической недостаточности.

Программа Pоint

Это стандартная программа для рисования на компьютере. Она настолько проста, что освоить ее может даже пятилетний ребенок. За время работы в графическом редакторе дети научились рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять коллажи и многое другое. Весь этот материал дети используют для оформления своих электронных книг. Рисование в программе Pоint на логопедических занятиях позволяет оптимизировать процесс обучения, формировать зрительный и пространственный гнозис, а также способствует развитию цветового восприятия и позволяет диагностировать эмоциональное состояние ребёнка во время логопедического занятия по типу цветового теста Люшера. Все рисунки, создаваемые на коррекционном занятии, соответствуют основной лексической теме и задачам урока. Графический редактор используется мною только на индивидуальных занятиях.

Программа PowerPoint

Возможности данной программы используются для создания мультимедийных презентаций и компьютерных игр, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность. Презентации используются как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальных формах работы. Это позволяет снизить количество громоздкого демонстрационного материала и увеличивает темп деятельности на логопедическом занятии.

Технологии формирования звуко-буквенного анализа

Чаще всего среди дисграфических ошибок встречается пропуск и замена букв. Причиной этого нарушения является несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Традиционно звуко-буквенный анализ заключается в делении слов на слоги, определении количества слогов, назывании звуков по порядку, характеристики согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. В итоге предполагается вычерчивание схем.

Ещё одна технология, которая помогает формированию звуко-буквенного анализа у детей, имеющих логопедические проблемы, - это использование ребусов. Причём зашифровываются не только слова, но и целые предложения или тексты.

Логопедические технологии коррекции дислексии

Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

Логопедические технологии развития связной речи

  • первая строка—одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
  • Вторая строка—два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • третья строка—три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • четвёртая строка—фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • пятая строка—слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Растёт, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима. Новый год. Детство.

Нейролингвистическое программирование в логопедии

В своей работе я применяю технологии НЛП. В НЛП-педагогике делается огромный упор на развитие воображения. Конечно, воображение, образное мышление – существенный признак развитого интеллекта, и педагогическая наука предлагает многочисленные разработки путей развития этих способностей в детях.

Как развить визуальную способность у тех, кто плохо видит глазами мозга? Работа эта требует от учителя большого мастерства и старания. Необходимо иметь прекрасные навыки установления раппорта с учениками, введения их в ресурсное состояние, состояние заинтересованности. В переводе с НЛП-языка "раппорт" с собеседником обозначает ". "присоединение" к его внутренней организации, состоянию) путем правильного отображения:

– отражать 100% тона, – высоты, скорости голоса другого человека;

– отражать на 75% выражение его лица;

– отражать на 50 % движения и положения тела;

– отражать 100% жестов.

Цель раппорта в том, что чем лучше раппорт, тем более ресурсным становится состояние другого человека. Чем более оно ресурсное, тем больше у них доступ к сенсорным системам.

Упражнения на развитие визуализации:

1. Начните с визуализации цветов. Заполните свой мозг красным, зеленым, голубым. Сконцентрируйте все ваше внимание на сохранении цвета ярким и чистым. Если созданные вами цвета кажутся вам неясными, сфокусируйтесь (привяжитесь) для каждого цвета к какой-нибудь позе. Это может не сразу получаться.

2. Затем попробуйте визуализировать знакомые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Попробуйте повращать объект в вашем мозгу. Если вы испытываете затруднения, не отчаивайтесь и не разочаровывайтесь в упражнении. Многим людям труднее представить абстрактные фигуры, чем реальные объекты и лица.

3. Визуализируйте трехмерный объект: стул, мяч, помидор, чашку. Поместите образ на расстоянии нескольких футов перед собой, расслабьтесь и изучайте его. Закройте глаза и еще раз визуализируйте, пытаясь как можно больше включить деталей в ваш образ. Еще более расслабьтесь и позвольте вашему мозгу создать образ без критической оценки.

4. Визуализируйте образ знакомого человека. Сконцентрируйтесь на лице, позвольте изменяться перспективе и рассматривать лицо справа, слева, издалека, близко. Вы можете приблизиться к деталям лица или охватить его взглядом.

5. Визуализируйте знакомый дом, здание. Представьте себя открывающим дверь и входящим. Изучите пол под собой, картины на стенах, мебель, проемы в другие комнаты.

6. Представьте себя удобно лежащим в кровати. Мысленно исследуйте знакомые объекты и отделку комнаты, Мысленно взгляните на окно и почувствуйте себя плывущим к нему, затем выплывающим из него. Поднимайтесь выше и выше над вашим домом, изучите дом соседей, деревья, перспективу улицы. Затем мягко приземлитесь и ощутите, что стоите на ногах.

7. Визуализируйте конкретное место и представьте, что вы находитесь там. Это может быть любимое место отдыха или место, которое вы хотите посетить, или воображаемое место: мягкое, располагающее к отдыху и очень приятное место. Исследуйте его мысленно, изучите окружение. Если это на природе, почувствуйте тепло солнечных лучей, дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место в будущем. Визуализируйте себя идущим на это место для отдыха, для работы над проблемой, или для практики в других упражнениях.

- визуалов (зрительный тип);

- аудиалов (слуховой тип);

- кинестиков (двигательный тип);

- дигиталов (мыслительный тип).

С точки зрения техник НЛП в процессе обучения необходимо учитывать, к какому типу принадлежит ребенок, и формировать субъективные структуры преимущественно данного типа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средняя общеобразовательная школа – интернат №6 г. Ялуторовска

Новые методы и технологии во взаимодействии логопеда – и учителя начальных классов

в процессе преодоления речевых нарушений у младших школьников

Учитель – логопед

Биктимирова Гузель Фатыховна

г.Ялуторовск, 2016

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Для эффективной работы школьного логопеда необходима тесная связь с учителем начальных классов. Мы учителя – логопеды и учителя начальных классов стремимся дать обучающимся качественное образование.

Цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Логопедическая работа в начальных классах образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов.

1 этап – диагностический с 1 по 15 сентября

Задачи этапа:

- определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;

- планирование соответствующей коррекционной работы.

В первые две недели сентября мы учителя -логопеды проводим полное обследование состояния речи у учащихся начальных классов. Часть обследования проводим вместе с учителем начальных классов (проверяют технику качества чтения и т.д.). Также мы учителя - логопеды знакомимся с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуемся технологиями, применяемыми учителем, его методами и приёмами.

Затем мы учителя - логопеды приступаем к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, мы логопеды стремимся, чтобы работа имела преемственные связи с программой в данном классе.

Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия:

-участие логопеда на педагогических советах учителей начальных классов;

-участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов;

-участие логопеда в семинарах учителей начальных классов;

-консультации логопеда для учителей начальных классов;

-посещение уроков русского языка и чтения в начальных классах;

-проведение открытых логопедических занятий для учителей начальных классов.

На первом методическом объединении учителей начальных можно провести анкету, которая поможет ответить на такие вопросы:

1. Какие дети, по Вашему мнению, нуждаются в помощи логопеда?

2. С какими ошибками письменной речи Вы посоветуете ребёнку обратиться к логопеду?

3. Допускают ли дети Вашего класса специфические ошибки (не регламентируемые правилами орфографии) при списывании, письме под диктовку?

4. По какой причине, по Вашему мнению, дети допускают специфические ошибки в письменной речи?

5. Как Вы оцениваете работу ребёнка, в которой присутствуют специфические ошибки?

6. Как Вы помогаете такому ребёнку? Что советуете родителям?

7. Оцените результативность Вашей помощи.

2 этап – подготовительный (октябрь)

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

3 этап – коррекционный 15 сентября – 15 мая

Задачи этапа:

- Устранение речевых нарушений;

- Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.

Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. В это время взаимосвязь логопеда и учителя начальных классов становится ещё более тесной. Мы логопеды периодически информируем учителей начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

Одно из важнейших условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Именно этой теме может быть посвящено одно из заседаний методического объединения. При этом необходимы:

- учёт структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках) – учёт возрастных особенностей детей;

- предъявление программных требований к учащимся с учётом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для предупреждения;

- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

- закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых как на логопедических занятиях, так и на уроках;

- придание обучению воспитывающего характера;

- всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий. В течение учебного года мы логопеды проводим несколько открытых занятий, на которые приглашаем учителей и родителей. Цель таких занятий – на практике познакомить их с методами работы логопеда, дать возможность взглянуть на ребёнка с другой стороны, так как на логопедических занятиях, он, как правило, раскрепощается, более уверен в своих силах. Происходит это не только в силу небольшой наполняемости коррекционных групп, где каждому ребёнку уделяется больше внимания, чем в классе, но и потому, что он не боится получить плохую отметку. Такие занятия можно проводить в форме деловой игры, праздника, практических занятий, круглых столов.

А ещё мы логопеды должны приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика. Как показал опыт, практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда , во – первых, научить педагога отличить специфическую ошибку от орфографической, а во – вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Для этого можно предложить учителю памятку, в которой указано, что должно насторожить в устной и письменной речи учеников.

Памятка для учителя (типология специфических ошибок письма ):

1 . Ошибки на уровне буквы и слога

а) Ошибки звукового анализа:

- пропуски ( снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка)

- перестановки ( чунал – чулан, корвом – ковром, нагалух – на лугах)

- вставки ( шекола – школа, ноябарь – ноябрь, аавгуст – август)

б) Ошибки фонематического восприятия: смешение букв по акустико – артикуляционному сходству (дедошка, клёква, самолют, деди)
в) Смешение букв по кинетическому сходству ( тетродь, рыдоловы , стешил, габота, февраяь )

г) Персеверация (застревание):

- в пределах слова ( магазим, за зашиной )

- в пределах словосочетания ( у Деда Модоза )

д) Антиципация (упреждение, предвосхищение):

- в пределах слова ( на девевьях, с родмыми местами )

- в пределах словосочетания, предложения ( жукчат ручейки )

2. Ошибки на уровне слова

а) Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку ( вкармане , при летели, в зяла, с мотри )

б) Контаминация ( лептбау – лепят бабу , блзм – была зима)

в) Нарушение функции словообразования ( лёдик, ногища, медведин )

3. Ошибки на уровне предложения

а) Отсутствие обозначения границ предложений: заглавных букв и точек

б) Аграмматизмы - нарушение связи слов в предложении ( на ветки деревьях, упал с санкох, Саша и Лена собираит цветы )

4. Оптические ошибки:

а) Замена одной буквы на другую (З-Е, Э-С);

б) Замены и смешения букв (и-п, ш-т, в-д, ш-и, л-м, п-т)

в) Кинетические ошибки (б-д, ц-и, и-у)

С помощью такой дифференциации ошибок учитель сам может выявить детей, требующих логопедической помощи. Однако необходимо помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.

Учителя, работающие с проблемными детьми, испытывают трудности в оценивании письменных работ. Им можно предложить критерии, которые помогли бы оценить работу ребёнка адекватно его развитию, создать ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению русскому языку и при этом предусмотреть индивидуальный подход к таким детям.

Критерии оценок:

Оценивание проверочного диктанта :

Оценивание контрольного диктанта:

Что следует относить к числу специфических (дисграфических) ошибок:

а) смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования:

б) нарушение структуры слова:

- перестановки отдельных слогов или частей слова

- раздельное написание частей слов

Что следует считать негрубыми ошибками:

- однократное повторение одного слога или буквы

- единичное нарушение правила переноса в случае, если ученик не рассчитал интервал между буквами

А можно отработать алгоритм: все проверочные работы по русскому языку учитель начальных классов проверяет вместе с логопедом. Мы логопеды выделяем дисграфические ошибки, учитель не учитывает их при постановке оценки.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащегося. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого – педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного климата на уроке значительно важнее нормативной отметки.

Желательно, чтобы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Тетрадь дисграфика – это сплошной красный фон. Для ребёнка, страдающей дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза такая картина является дополнительным стрессом. Для этого можно предложить, чтобы ученик первое время писал карандашом, а учитель не исправлял ошибку, а на полях ставил пометку. Ученик имеет возможность не зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель будет достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

Основной формой взаимодействия логопеда и учителя являются индивидуальные консультации и беседы. Индивидуальные консультации и беседы логопед проводит с учителями начальных классов в течение всего учебного года по ходу коррекционной работы по мере необходимости. Цель таких консультаций – обеспечить комплексный подход к ребёнку со стороны учителя и логопеда, а также индивидуальный подход со стороны учителя во время уроков. Индивидуальные консультации целесообразно проводить по каждому направлению коррекционной работы по преодолению дисграфии с теми учителями, чьи дети посещают коррекционные занятия.

Так, логопед может рекомендовать учителю для групповой или индивидуальной работы в классе следующие упражнения по направлению коррекционной работы:

1 этап работы - развитие языкового анализа и синтеза:

- составлять предложения по опорным картинкам с определённым количеством слов;

- придумывать предложения по сюжетной картинке и определять в них количество слов;

- составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложение по схеме;

- определять место слов в предложении (какое по счёту указанное слово);

- выделять из текста предложения с определённым количеством слов;

- составлять предложения, используя словосочетания.

2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза:

- отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать количество;

- назвать гласные в слове;

- записать только гласные данного слова;

- выделить только гласные звуки и найти соответствующие буквы;

- повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов;

- определить количество слогов в названных словах;

- записать слова в два столбика в зависимости от количества слогов;

- составить слово из слогов, данных в беспорядке.

3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза:

- назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество;

- придумать слово с 4, 5 звуками;

- записать слова в два столбика в зависимости от количества звуков в слове;

- вставить пропущенные буквы в слова;

- подобрать слова, в котором заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

- составить слова различной слоговой структуры и записать;

- подобрать слова на каждый звук;

- подобрать слова с определённым количеством звуков;

а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех;

б) изменяя один звук слова: сон-сок-сук;

в) переставляя звуки: пила-липа;

- составлять новые слова из букв данного слова;

- найти общий звук в словах: луна-стол, кино-игла, окна-дом.

Все эти задания можно использовать на уроках русского языка с учениками, у которых дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Эти упражнения ребёнок выполняет во время урока на индивидуальных карточках или в качестве индивидуального домашнего задания.

4 этап – оценочный (май)

Задачи этапа:

- проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;

- определение перспективы дальнейшей деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление - доклад показывает, как можно спланировать работу учителя - логопеда в школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Представление профессии логопеда.

Организация логопедической работы в условиях общеобразовательной школы:

а) кабинет логопеда и необходимое оборудование;

б) разработка годового плана работы;

в) осуществление деятельности и оформление документации:

- I этап – диагностика;

- II этап - организационная работа;

- III этап - коррекционно – развивающая работа

Консультативно – просветительская работа.

Самообразование и методическая работа.

Дисграфия как расстройство письма.

Актуальные проблемы логопедии.

В последнее время все чаще можно услышать о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе – децелерации.

Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития. Причины этого явления множественны:

 Массовое сокращение сети дошкольных учреждений;

 Отсутствие узких специалистов в системе дошкольного образования, логопедов и психологов;

 Перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации.

И это одни из немногих причин, вызывающих необходимость привлечения на село специалистов в области дефектологии и коррекционной педагогики.

Таким образом, в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу.

Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и по – разному сказываются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, однако отставание в учебе неизбежно, если ребенку своевременно не оказать логопедическую помощь. А ведь дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах.

Представление профессии логопеда.

Возможно, у ребенка есть проблемы с речью,
Тогда могу вам дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только настоящий ЛОГОПЕД.
Он учит речи: чистой, плавной, внятной.
Он знает красноречия секрет:
Как говорить и ясно, и понятно, -
Квалифицированный мастер –
ЛОГОПЕД

Он учит речевой коммуникации Грамматика и лексика его предмет.
Дыханию, фонации, артикуляции
Со знаньем дела вас научит
ЛОГОПЕД

Он разъяснит, нацелит, обоснует, Расскажет и покажет тет-а-тет, Запишет, уточнит, рекомендует Внимательный, тактичный ЛОГОПЕД.

Работает он тонко, терпеливо, Слагая результат из маленьких побед, Работает умело, эффективно Интеллигентный, деликатный ЛОГОПЕД.

3. Организация логопедической работы в условиях общеобразовательной школы:

а) кабинет логопеда и необходимое оборудование;

К организации непосредственно своей работы я приступила в уже оборудованном для занятий кабинете. Логопедический кабинет выдержан в соответствии с необходимыми требованиями и включает в себя:

место для групповых занятий (групповые занятия направлены на коррекцию всех сторон речи: фонетическую, лексическую и грамматическую);

зону для индивидуальной работы с зеркалом, местом для педагога и учащегося, раковиной (на индивидуальных занятиях учитель – логопед исправляет дефекты произношения звуков);

зону для релаксации, физкультминуток и др. (обязательно на логопедических занятиях нужно проводить двигательные упражнения, осуществлять смену деятельности);

мультимедийный комплекс (на современном этапе в образовательном процессе немыслима работа педагога без использования ИКТ. Очень удобно применять на занятиях уже существующие ресурсы в виде презентаций, специальных компьютерных игр и обучающих пособий. Но нельзя этим злоупотреблять, т. к. речь – это процесс живого общения, а при ее коррекции ценится именно умение общаться друг с другом в живую);

методический комплекс (На данный момент уже имеется все самое необходимое: методические и наглядные пособия, игры, раздаточный речевой и наглядный материал, пособия для развития моторики и всяческие диагностические материалы, кроме того, есть список необходимых электронных ссылок, по которым можно найти интересующую информацию. Конечно этого не достаточно, но работа по пополнению необходимой литературы идет, и методический комплекс будет постоянно пополняться и обновляться.)

б) разработка годового плана работы:

На начальном этапе был разработан план работы на весь год, целью которого является оказание помощи учащимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

Задачи: 1. Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ.

2. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ.

3. Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

в) осуществление деятельности и оформление документации

Работа была спланирована поэтапно:

В мое распоряжение поступили учащиеся начальных классов, которым рекомендованы занятия с учителем – логопедом. Все они были обследованы, а результаты - занесены в речевые карты вместе с логопедическим заключением на каждого ребенка.

II этап - организационная работа.

По имеющимся у обследованных детей нарушениям в развитии устной и письменной речи была спланирована логопедическая работа и сформирована логопедическая группа. Формы работы – групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия проводятся 2 раза по 30 минут по логопедической программе коррекции нарушений устной и письменной речи автор Л. М. Козырева.

Индивидуальные занятия направлены на коррекцию звукопроизношения, такое занятие длится 15 минут. Частота занятий зависит от сложности дефекта: 1 – 2 раза в неделю с каждым учащимся. На каждого ребенка с этой целью составляется индивидуальная программа.

Имеется график работы учителя – логопеда, составлено расписание групповых и индивидуальных занятий.

III этап - коррекционно – развивающая работа.

Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи:

Обязательно необходимо включать в работу физкультминутки, представляющие собой какие – либо действия с проговариванием в форме четверостиший, считалок, чистоговорок, позволяющие детям абстрагироваться от зубрежки и сделать процесс запоминания увлекательным и интересным. В итоговой части целесообразно сделать вывод по проделанной работе, уточнить, что понравилось, больше всего запомнилось, а так же спрогнозировать тему следующего занятия, нацелить на предстоящую работу.

Эти занятия проводятся с целью исправления у детей имеющихся нарушений звукопроизношения и условно подразделяются на занятия по:

постановке звука (постановка звука может осуществляться по подражанию, механически: с использованием зондов, шпателей, сосок, ложек и т. д. или смешанно). Чаще всего используется смешанный способ;

автоматизации звука (сначала учим произносить звук изолированно, потом в слогах, словах и предложениях);

дифференциации звука – это введение звука в речь.

Консультативно – просветительская работа:

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям:

выступления на МО учителей начальных классов, родительских собраниях по запросам;

проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;

оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома.

Самообразование и методическая работа:

Участие в работе МО учителей начальной школы, педагогических советах.

Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Приобретение, разработка, изготовление учебно – дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи учащихся:

- пополнение раздаточного материала новыми пособиями;

- дальнейшее пополнение картотеки с заданиями по обогащению словарного запаса;

- изготовление карточек с заданиями для родителей.

Дисграфия как частичное расстройство письма.

Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева).

Симптомами дисграфии принято считать стойкие ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила.

Трудности в овладении письмом проявляются уже в 1 классе. Показателями являются нечеткое знание всех букв алфавита, сложности при переводе звука в букву и наоборот, сложности при переводе печатной графемы в письменную, трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

Диктант. 1 класс, конец IV четверти:


Начало предложений не оформляется с заглавной буквы.

Слово лес – лишние элементы букв, лишние буквы.

Слова рыжие веткам - пропуски гласных букв

Слово ёлкой – перестановка букв

слово норка - неточность графической передачи образа буквы

В словах рядом под прутик яблоко прыгал удочка - смешение звонких и глухих согласных (удочка – уточка - это свидетельствует о ФФНР)

По ветке – слитное написание слов.

В связи с этим видится необходимость в диагностике первоклассников на предмет наличия у них нарушений письменной речи. Согласно проведенным обследованиям следует спланировать и организовать на следующий учебный год работу по коррекции имеющейся у первоклассников дисграфии. Существует 3 подхода в коррекции дисграфии у школьников. Один из них охарактеризован в книге И.Н. Садовниковой, в которой автор предлагает свою методику диагностики нарушения письма, выделяет возможные направления работы, предлагает виды упражнений по их реализации. Этот подход, базируется на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции.

Так, среди ведущих И.Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и другие.

В заключение хотелось бы добавить, что все методы по преодолению дисграфии, согласно изученной методической литературе, являются традиционными и, возможно, недостаточно эффективными. Но альтернативы пока нет, и не остается ничего больше, как работать с тем, что есть, стараясь достичь результатов в данной деятельности, которые будут отражаться в учебных успехах своих подопечных. Но главное в работе педагога, по – мнению руководителя МО учителей - логопедов г. Кострома Винокуровой Е. К. – это не навредить!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая речь- является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.

  • РАБОТА ЛОГОПЕДА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Учитель-логопед Харина О.Л.

Кто такой логопед? Он невролог, Он учитель, дефектолог, Воспитатель и психолог, Режиссёр, артист, оратор, Маг, волшебник и новатор.

Меняется мир, но не меняется значимость и многогранность профессии учителя. Ведь любой учитель должен сочетать в себе профессии актера, музыканта, дизайнера, художника, психолога. Особенно психолога, так как учитель - логопед должен быть не только носителем и передатчиком информации, но и мастером создания у маленького ребенка эмоционального настроя для возникновения мотивации к серьезным занятиям.

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррекционного педагога. Но не во всех школах есть ставка логопеда, не говоря уже о второй. Вот и приходится специалисту искусственно сужать поле своей деятельности, занимаясь коррекцией речевых нарушений только с учащимися начальных классов. Отсюда возникает вопрос: в чем же заключается логопедическое сопровождение младших классов в условиях общеобразовательной школы? Давайте постараемся в этом разобраться…

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррекционного педагога. Но не во всех школах есть ставка логопеда, не говоря уже о второй. Вот и приходится специалисту искусственно сужать поле своей деятельности, занимаясь коррекцией речевых нарушений только с учащимися начальных классов. Отсюда возникает вопрос: в чем же заключается логопедическое сопровождение младших классов в условиях общеобразовательной школы? Давайте постараемся в этом разобраться…

Актуальность Хорошая речь – является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Не секрет, что количество детей с нарушением речевого развития год от года увеличивается. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Таким образом, в целях оптимизации образовательного процесса создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психолого-социальной поддержки детям школьного возраста.

Хорошая речь – является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Не секрет, что количество детей с нарушением речевого развития год от года увеличивается.

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.

Таким образом, в целях оптимизации образовательного процесса создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психолого-социальной поддержки детям школьного возраста.

Целью логопедического сопровождения является: Оказание помощи учащимся имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими образовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Целью логопедического сопровождения является:

Оказание помощи учащимся имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими образовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи логопедической работы:

Задачи логопедической работы:

  • Диагностика и коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ;
  • Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с речевыми нарушениями с учетом структуры дефекта.
  • Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
  • Методическая работа
  • Внеклассная работа

Направления коррекционной работы

  • Развитие фонематических процессов;
  • Коррекция дефектов произносительной стороны речи;
  • Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
  • Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
  • Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.
  • Развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);
  • Развитие моторики, пространственно-временных представлений;
  • Развитие личности ребенка, его способности учиться и познавать окружающий мир. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками.
  • Развитие личности ребенка, его способности учиться и познавать окружающий мир.
  • Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками.

В своей работе я использую 2 вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 4 человека, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.

  • На логопедических занятиях учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, уроки строятся так, чтобы воспитывать у детей положительное отношение к коррекционным занятиям. Используются различные виды заданий, в частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, которые отвечают потребностям младших школьников и создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.

Так мы занимаемся

Рисование двумя руками - путь к успеху!

Рисование двумя руками не только полезное, но и очень увлекательное занятие

Рисование двумя руками не только полезное, но и очень увлекательное занятие

Читайте также: