Оригинальный репертуар для баяна доклад

Обновлено: 02.07.2024

Загрузить презентацию (635 МБ)

Тип лекции: Лекция с параллельным показом презентации, содержащей основные данные исследования и предварительные практические выводы автора, с привлечением аудио и видео ресурсов.

Цель лекции: В рамках курса истории и теории исполнительства на баяне и аккордеоне в высшем учебном музыкальном заведении, познакомить студентов с особенностями становления оригинальной литературы для аккордеона: сформулировав основные этапы эволюции аккордеонного репертуара, проследить тенденции его академизации.

Становление аккордеона как сольного инструмента происходило в середине ХХ столетия, а в сферу академического концертного искусства аккордеон вошёл лишь с середины 1970-х годов [6, с.279-280].

Параллельно с усовершенствованием конструкции инструмента, на протяжении всего исторического периода формирования аккордеона, претерпевал изменения и репертуар. Слайды №№ 2,3,4

Реконструируя события по очерченному кругу вопросов, мы опираемся на опубликованные литературные источники. Это, прежде всего, труды профессора, доктора искусствоведения, академика М.И. Имханицкого [6, 7 ], посвящённые изучению процесса становления баяна и аккордеона как полноценных представителей академической концертной сцены. Так же мы обратились к работам Г.И. Благодатова [1], Г.А. Гайсина [4], А.М. Мирека [9, 10], Е.В. Показанник [13], раскрывающим исторический аспект конструктивного развития гармоники в её различных разновидностях. Ценные сведения о развитии баянно-аккордеонного исполнительства были почерпнуты нами из работ В.В. Бычкова [2], Ф.Р. Липса [11, 12].

Начальный этап становления аккордеонного репертуара (1920 – 1940 гг.) характеризуется развитием музицирования в сфере популярных песенно-танцевальных жанров. Как отмечает кандидат искусствоведения, доцент Г.А. Гайсин, изначально аккордеон развивался прежде всего как инструмент массовой культуры, рассчитанный на исполнение лёгких в воспроизведении и доступных в самых различных условиях народного быта мелодиях. “Процесс его эволюции явственно показывает движение от эксцентричности, гротеска, весёлости, например, в русской частушке, к серьёзным инструментально-игровым формам поведения” [4]. Слайд № 6

Идентичность правой клавиатуры аккордеона с фортепианной способствовала весьма быстрому процессу популяризации и демократизации инструмента. В одной из работ доцента Ростовской государственной консерватории им. С. Рахманинова Е.В. Показанник, справедливо замечено об аккордеоне, что он представлял собой “наиболее стандартизированный инструмент из класса гармоник. Исполнитель не столкнётся с проблемой освоения новой клавиатуры при игре на инструменте с любого конца света” [13, с.22]

В круг интересов аккордеонистов постепенно входили образцы классической музыки, доступные для воспроизведения выразительными средствами инструмента. Однако основная цель таких первых переложений – популяризация известных сочинений. Кроме того, по свидетельству профессора РАМ им. Гнесиных Ф.Р. Липса, “многие шедевры классической музыки приходилось даже не перекладывать, а скорее приспосабливать к ограниченным возможностям инструмента старой конструкции” [12, с.4]. Помимо наличия лишь готовых аккордов в левом полукорпусе, аккордеону был свойственен своеобразный “разлив” – совмещение в звучании инструмента двух, а иногда и трёх голосов, настроенных не точно в унисон, а с разницей в несколько колебаний. Исполнение классической музыки на таком инструменте противоречило нормам академического искусства, однако привлекало слушателей характерным “резко выразительным, раздражающим слух вибрирующим тембром” [7, с.47]. Такая специфика темброво-акустических качеств станет одной из главных причин, отодвинувших перспективу вхождения аккордеона в систему музыкального образования. Слайд № 7

Известно, что первыми исполнителями на аккордеоне (в отечественном музыкальном быту они получили наименование “клавишников” [7, с.46]) были профессиональные пианисты, теоретики, хоровики. Настойчиво занимаясь, используя пианистический опыт, изучая и расширяя возможности левой клавиатуры и работая над приёмами ведения меха, а, следовательно, над звукоизвлечением и штрихами, они добились значительных результатов в исполнении эстрадно-танцевальных пьес, выявив новые технические и художественно-выразительные качества инструмента. Благодаря чему, была сформирована определённая культура исполнительства на аккордеоне. Слайды №№ 8,9,10

В послевоенное время, когда была значительно активизирована организация художественных коллективов, прослеживается тенденция в целенаправленном использовании аккордеона в качестве солирующего инструмента джазовых оркестров, духовых ансамблей. Однако с отечественной концертной эстрады в начале 50-х годов аккордеон исчезает. Это связано с тем, что в русле исторических событий произошло разделение инструментов на представителей “национального” и “инонационального” происхождения [6, с.227]. Аккордеон, как инструмент, имеющий явно иностранный генезис, трактовался как чуждое советской идеологии средство западного культурного влияния.

Новый этап (1950 – 1970 гг.) в формировании аккордеонного репертуара связан со становлением системы профессионального музыкального образования для исполнителей на народных инструментах. Несмотря на то, что аккордеон в качестве равноправного представителя академического искусства был включён в систему – от ДМШ до вуза – лишь в конце 60-х годов, именно в этот период происходит становление академического репертуара баянистов, который в дальнейшем станет отправной точкой развития аккордеонной исполнительской школы. Слайд № 12

Первые академические тенденции в баянном исполнительстве отчётливо проявились в создании концертных транскрипций образцов классической музыки. В них авторы, для оптимального приспособления к возможностям традиционного баяна с готовыми аккордами, кардинально переосмысливали фактуру произведений, стремясь максимально сохранить эстетическую сущность художественного образа. Особо популярными стали транскрипции известных сочинений – “Итальянской польки” С. Рахманинова, Венгерского танца № 5 И. Брамса, “Хабанеры” П. Сарасате и мн. др. – созданные баянистом И. Яшкевичем (1923-2000). Характеризуя подобного рода транскрипции, М.И. Имханицкий утверждает, что их исполнение, требуя “рельефной штриховой контрастности при полифоническом проведении тем в разных голосах правой клавиатуры, концертной броскости игры”, в “значительной степени способствовало совершенствованию современного баянного исполнительства” [6, с.272]. Обогащение репертуара за счёт классических произведений мировой музыкальной литературы, рост уровня исполнительского мастерства потребовали расширения художественно-выразительных и технических возможностей инструмента. Решение данной проблемы было найдено в изготовлении и массовом производстве многотембрового готово-выборного баяна, что свидетельствовало о новом этапе развития исполнительства на инструменте. К сожалению, такого рода модификация – встроенная в левый полукорпус выборная клавиатура, сочетающаяся с клавиатурой трёх-четырёхоктавных басов – в аккордеоне появилась лишь в середине 1970-х годов. Этот факт стал ещё одной причиной более позднего формирования аккордеонного академического искусства.

Современная конструкция баяна позволяла более точно передавать нотный текст оригинала, исполнители стремились достигнуть максимально близкого подлиннику тембрового эквивалента. Был создан ряд транскрипций произведений И. Баха, Д. Букстехуде, В. Моцарта, М. Глинки и др.. Прослеживается значительное пополнение баянного репертуарного фонда оригинальными сочинениями, который к 1970-м годам характеризуется наличием не только авторских обработок (И. Паницкий, В. Мотов, А. Сурков, А. Шалаев и др.), концертных транскрипций (И. Яшкевич, Н. Ризоль, В. Дикусаров и др.), но и сонатно-симфонических жанров композиторов-профессионалов (Н. Чайкин, Ф. Рубцов, Ю. Шишаков и др.)у.

Таким образом, к моменту выхода аккордеона на концертную академическую сцену, баян представлял собой уже полноправного представителя последней. Слайд № 13

Следует отметить, что кнопочный инструмент и сейчас обнаруживает целый ряд преимуществ перед инструментом клавишного типа. Это, прежде всего, органологические аспекты:

Читайте также: