Организация воспитательной работы с подростками во внеурочное время доклад

Обновлено: 02.07.2024

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.
Понятие формы……………………………………………………… 5 стр.
Актуальные цели и задачи воспитания учащихся………………. 6 стр.
Разнообразие форм воспитательной работы……………………… 8 стр.
Упорядочение внеурочного времени……………………………… 17 стр.
Коррекционное внеурочное воспитание………………………….. 19 стр.
Система внеурочной работы и организация……………………. 20 стр.
Практическое применение форм внеурочного воспитания……. 22 стр.
Заключение…………………………………………………………. 24 стр.
Список используемой литературы………………………………… 25 стр.

Работа содержит 1 файл

Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе..doc

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования.

Контрольная работа.

Специальность: Педагог – Психолог.

Выполнил студент группы ПП 436/5:

щщщщщщщщщщщ щ. щ.

Проверил: к. п. н, доцент кафедры ПиППО

Актуальные цели и задачи воспитания учащихся………………. 6 стр.

Разнообразие форм воспитательной работы……………………… 8 стр.

Упорядочение внеурочного времени……………………………… 17 стр.

Коррекционное внеурочное воспитание………………………….. 19 стр.

Система внеурочной работы и организация……………………. 20 стр.

Практическое применение форм внеурочного воспитания……. 22 стр.

Список используемой литературы………………………………… 25 стр.

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно- воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций. До середины 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации. Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. [ 9 с. 27-28 ]

Понятие формы.

Воспитательная работа, как любое социально- психологическое культурологическое явление, имеет форму.

Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. [1 с.106]

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями.

  1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.
  2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца.
  3. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождается как следствие такого анализа.

Таким образом, форма – это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания. [2 с.80-81]

Актуальные цели и задачи воспитания учащихся.

Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи воспитания:

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Исходя из выше сказанного, можно вывести некоторые формы внеклассной работы:

  • дискотеки к праздничным и памятным датам;
  • концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  • чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;
  • конкурсы состязания талантов;
  • дни творчества школы;
  • театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий. [14 с.210-211]

Разнообразие форм воспитательной работы.

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Важнейшим направлением воспитательной работы с детьми является формирование у школьников целостной картины окружающего мира во внеурочной деятельности и во время учебного процесса.

В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическая, спортивно- оздоровительное, общественно- полезная (социальная) деятельность, туристско-краеведческая ,проектная деятельность.

Цели воспитательной работы в классе:

- создание условий для формирования базовой культуры личности, ценностных ориентаций через гуманизацию воспитательного процесса;

- создание условий, чтобы дети моего класса были здоровыми, дружными, любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали участие в делах школы и класса.

Задачи воспитательной работы в классе:

- организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, деятельности;

- воспитание гражданско-патриотических качеств через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;

- совершенствование системы индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;

- развитие ученического управления в школе через формирование гражданской активности личности.

Основные направления воспитательной работы:

- изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;

- организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;

- проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;

- выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;

- развивать умственные и художественные способности;

- совершенствовать у учащихся талант, художественное, природное дарование;

- помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;

- проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;

- организовать интересную жизнь в свободное от уроков время;

- работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;

- создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;

- открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;

- воспитывать личность безопасного типа;

- продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.

Организация жизни класса во внеурочное время:

  1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
  2. Развитие навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его выполнением.
  3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся.
  4. Воспитание добра и милосердия.
  5. Охрана здоровья учащихся класса.
  6. Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет занятий внеурочной деятельности, общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Учащимся 5 класса МБОУ Чернухинской СШ были предложены следующие внеурочные занятия:

Футбол Ипатов Д.С.

Экскурсии в школьный музей Кутякова Е.Б.

Из 22 учащихся посещают занятия:

Кроме предложенных школой внеурочных занятий учащиеся посещают другие секции спортивной, интеллектуальной направленности и др. Еженедельно с учащимися проводятся классные часы, направленные на формирование здорового духовно-морального облика учащегося.

В 1 полугодии для детей было организовано 2 экскурсии: поездка в Болдино и на фабрику елочных игрушек.

Низкая активность и задействованность учащихся во внеурочной деятельности объясняется сложным адаптационным периодом в жизни детей – переходом из младшего школьного звена в среднее, большой объем домашних заданий, повышенная утомляемость и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время.


Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе VIII вида

материал к дисциплине СБО.


Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время.


Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми.


Организация профориентационной работы во внеурочное время как фактор личностного самоопределения учащихся 9-11 классов


Приложение к Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.


ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. 8 класс общеобразовательной школы. .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краевое государственное казённое учреждение

«Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей,

hello_html_67261cdd.jpg

Организация воспитательной работы с подростами во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Брагина Елена Николаевна воспитатель

г. Комсомольск-на-Амуре

Организация воспитательной работы с подростами во внеурочной деятельности (из опыта работы)

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитательная работа в детском доме включает в себя все направления, присущие воспитательной работе в других образовательных учреждениях.

Отличия - в акцентах, которые расставляет администрация детского дома и, конечно, воспитатель. В конечном счете, благодаря этим акцентам воспитательная работа в детском доме приобретает уникальный стиль (в деятельности учреждения) и индивидуальный почерк (в деятельности отдельного воспитателя).

Известно, что воспитательная работа в детском доме неотделима от учебной деятельности , в этом аспекте ежедневная деятельность воспитателя наполняется необходимостью творчески выполнять свои должностные обязанности.

Проводимая воспитательная работа в детском доме направлена на решение главной задачи – раскрытию потенциальных возможностей личности ребенка и созданию условий для их реализации. Содержание образования, педагогические технологии продумываются таким образом, чтобы в первую очередь разбудить активность каждого воспитанника, поскольку только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности.

«Знания без воспитания –

Д.И. Менделеев

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение воспитанниками социального опыта;

самостоятельного общественного действия.

1. Цель внеурочной деятельности :

Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе соци ального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого воспитанника в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников , путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Часы по внеурочной деятельности использованы на ведение учебных кур сов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы воспитанников.

Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с программой по воспитательной работе учреждения.

2. Основные задачи внеурочной деятельности воспитанников:

-усилить педагогическое влияние на жизнь воспитанников в свободное от учебы время;

-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность воспитанниками совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями;

-выявить интересы, склонности, способности, возможности воспитанников к различным видам деятельности,

-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-расширить рамки общения с социумом;

-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

3. Предполагаемый результат внеурочной деятельности воспитанников

Приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своим воспитателем как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

беседа с воспитанниками с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу, упражнение,

методы игры в различных вариантах,

составление плана и т.д.

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение, так как именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как ми лосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности воспитанников.

4. Формы оценки

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов воспитания;

использование планируемых результатов в реализации плана воспитательной работы в группе;

оценка успешности освоения содержания мероприятий (занятий) на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики достижений воспитанников;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества воспитания;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы воспитательной работы при интерпретации результатов педагогических измерений.

АНАЛИЗ РАБОТЫ

В течение 2014-2016 уч.г. работаю на группе №4 из разновозрастных воспитанников: 6 -17 лет. Всего в группе 9 человек.

Внеурочная деятельность (календарный план воспитательной работы) в группе № 4 организуется по следующим направлениям :

- охрана здоровья и физическое развитие;

- основы профессионального самоопределения и экономического просвещения;

- трудовое воспитание, жизнеобеспечение;

- основы гражданского и патриотического воспитания;

- знакомство с истоками национальной культуры;

Внеурочная занятость воспитанников группы №4

Ф.И. воспитанника

Занятость в

детском доме

Занятость вне

детского дома

-занятия у логопеда

факультатив по алгебре;

факультатив по алгебре;

факультатив по русскому языку;

При подборе и разработке занятий учитывались особенности возраста, основными мотивами которого являются потребность во внешних впечатлениях, познавательная активность, потребность в общении и т.п.

Работа воспитателя была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечивает физическое, духовно- нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое воспитание и содержит материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.

Личностное развитие

Цели: развитие основ личностной самооценки, воспитывать ответственность за свои поступки, формировать навыки коллективной деятельности воспитанников.

Еженедельно проводились занятия по охране жизнедеятельности (ОБЖ) воспитанников. Привитию санитарно-гигиенических навыков, воспитанию бережного отношения к своему здоровью, знакомство с правилами поведения на улице, дороге, на воде, льду, в доме помогали беседы и занятия по ОБЖ. Дети с удовольствием разбирали, анализировали разные ситуации, произошедшие с другими детьми и свои собственные, воспитанники находили ошибки в поведении друг друга в этих ситуациях, пытались давать советы.

Циклы бесед на темы: Мне поручили, исполнительность и я, я отвечаю за. самостоятельное решение и т.д.

Всё это способствовало проживанию ребёнка в группе – семье, пусть даже искусственно созданной, безусловно, полезнее для воспитанников, особенно если семья удачно сложилась, если в ней не часто возникают разногласия, нет психологически несовместимых детей, нет конфликтов, хотя такая идиллия редкость и в обычных семьях.

Основы гражданского и патриотического воспитания

Основными целями являются: формирование системного подхода к гражданской позиции воспитанников. Уметь быть готовым к служению Отечества и его вооружённой защите.

В группе были проведены циклы мероприятий: История возникновения городской символики. День народного единства. День защитника Отечества. Поздравление ветеранов.

Дети посетили все мероприятия внутри детского дома.

Трудовое воспитание

- формировать трудовые умения и навыки.

- воспитывать потребность в добросовестном труде и умении доводить начатое дело до конца

- углубление знаний об особенностях трудовой деятельности.

Занятия по направлению трудового воспитания чаще проводились в форме практикума. Воспитанники учились самостоятельно ухаживать за обувью, одеждой, комнатными цветами, на практике осваивать трудовые навыки. Воспитанию бережного отношения к личному и имуществу детского дома способствовали совместные уборки территории участка, клумбы, группы, ремонт книг и т.д.

В группе систематически проводилась операции:

Еженедельно проводились инструктажи по ТБ.

Главное достояние любого общества – жизнь и здоровье человека.

Охрана здоровья и физического развития

Основные цели: освоение физкультурно-оздоровительных технологий. Формирование санитарно-гигиенических навыков. Воспитывать потребность в физических упражнениях и вырабатывать систему здорового образа жизни. С детьми проводились беседы: Моё здоровье зависит от меня. Уход за телом. Строение организма. Профилактические беседы об охране здоровья. Вредные привычки. Отмечали Всемирный день здоровья. Проводили акции: борьбы с туберкулёзом. Всемирный день здоровья. Очень увлекали детей спортивные эстафеты.

Основы социализации и общения одно из направлений воспитательной работы , преследует следующие цели:

Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях (школа и улица). Развитие общей психологической компетентности умение оказывать сочувствие, поддержку и принимать помощь другого. В это направление включены ряд бесед на тему: Правила поведения на улице. Формы речевых обращений. К нам пришли гости. Занятия на ознакомление с профессиями. Беседы на тему: Нотации и лекции их польза и вред. Другие по отношению к тебе. Моё общение на улице.

Не осталось не замеченным и знакомство с истоками национальной культуры родного края.

Целью является познакомить детей с основой национальной культуры. Уважать традиции родного края, знать обычаи, свои корни.

В группе прошли беседы: Мой двор, моя улица. Мой город. История возникновения праздников на Руси.

Творческое развитие

Цели: развивать основы творческого мышления и воображения. Формировать духовные запросы личности воспитанников. Развивать чувства восхищения прекрасным и бережное отношение к нему.

Анализируя уровень личностного и социального развития, хочется отметить положительную динамику по следующим направлениям:

-умение следить за своим внешним видом на конец года выросло по отношению к началу года;

• соблюдение санитарно-гигиенических норм;

• способность к сотрудничеству и взаимопомощи;

• овладение навыками культурного поведения;

• умение общаться с учителями, воспитателями и другими сотрудниками;

• умение общаться со сверстниками;

• умение слушать и уважать мнение других;

• выполнение правил распорядка жизни группы.

Также прослеживается некоторая положительная динамика в сформированности ведущих качеств личности и нравственных качеств личности:

• отношение к учебе;

Анализируя организацию воспитательного процесса в группе, считаю, что все поставленные цели на данном этапе достигнуты на удовлетворительном уровне. В течение учебного года велась работа по формированию положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками, старшими и младшими, доброжелательности, чувства коллективизма.

Таким образом, вся воспитательная работа строилась и велась в соответствии с особенностями воспитанников. Во всех направлениях достигнуты определенные выше результаты, но все же необходимо далее продолжать работу по выбранным направлениям.

Исходя из вышесказанного, учитывая потребности воспитанников, я ставлю перед собой следующие задачи на 2016-2017 учебный год:

1. Продолжать работу по сплочению детского коллектива.

2. Продолжить работу по воспитанию гражданских чувств воспитанников: уважение к своему народу, месту рождения, развивать интересы в изучении культурно- исторических традиций родного города.

3. Продолжать совершенствовать спортивно- оздоровительную работу.

4. Продолжать работу по изучению правил безопасного поведения воспитанников на дорогах.

5. Продолжать оказывать помощь воспитаннику в саморазвитии: учить самопознанию, самооценки, познанию мира, умению соотносить собственные желания с желаниями и целями других.

6. Создавать условия для развития творчества воспитанников, совершенствовать систему эстетического воспитания через кружковое направление.


Подготовила воспитатель
Буранкулова Г.А.


Уфа - 2015
Организация внеурочной деятельности подростков, в том числе досуговой, в любой детском доме всегда была и останется очень важной сферой деятельности воспитателей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого воспитателя, так как помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для воспитанников стороны личности самого воспитателя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает воспитателя и воспитанников друзьями на всю жизнь. Это дает воспитателю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в детском доме а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с воспитательном процессом, с содержанием воспитания в детском доме и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение воспитанниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка в детском доме, выборы и работа органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить зн

Оценить 2358 0

ГОУ Башкирский республиканский детский дом №1 имени Шагита Худайбердина

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Организация внеурочной деятельности подростков, в том числе досуговой, в любой детском доме всегда была и останется очень важной сферой деятельности воспитателей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого воспитателя, так как помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для воспитанников стороны личности самого воспитателя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает воспитателя и воспитанников друзьями на всю жизнь. Это дает воспитателю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в детском доме а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с воспитательном процессом, с содержанием воспитания в детском доме и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение воспитанниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка в детском доме, выборы и работа органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий воспитанников, которые могут быть организованы особенно эффективно вне дома в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитанникам, однако воспитатель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг воспитанников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в доме,также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории.

Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы.

Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей –

Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей

Доклад по теме :

«Специфика воспитательной работы


р.п.Базарный Сызган 2015

Ребёнок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы.

Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Традиционно воспитательная работа может осуществляться по 3 стратегиям:

Традиционно к методам воспитательной деятельности относят индивидуальные и групповые формы обучения (обучение навыкам конструктивного общения и взаимодействия, обучение навыкам саморегуляции, постановки и реализации целей и т. д.), индивидуальные и групповые беседы (информационные и профилактические), дискуссии, психологические, ролевые и деловые игры, педагогические тренинги, организация полезной трудовой деятельности, досуговые мероприятия и др. Изучение отношения к различным формам воспитательной работы у детей подросткового возраста показывает, что наиболее востребованными (интересными, полезными, популярными) являются досуговые и познавательные мероприятия (проведение вечеринок, дискотек, деловые игр, тренингов). Большинство подростков позитивно относятся к различным формам дискуссий, которые базируются на принципе психологического равенства педагога и воспитанников и соответствуют стремлениям подростков быть компетентными, независимыми, уважаемыми.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогическое искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника).

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы.

Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.

Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.

Контроль, коррекция воспитательных воздействий.

Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определёнными, органически сочетаться с уважением к воспитанникам.

Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости.

Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Индивидуальная воспитательная работа в образовательном учреждении (в детском доме) ведётся по следующим направлениям:

Изучение документов личного дела.

Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.

Непосредственное изучение подростков осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий.

Учет нарушений поведения.

Немедленное реагирование на нарушения поведения.

Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.

Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

Моделирование проблемных ситуаций.

Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

Подростки нуждаются в создании атмосферы, гарантирующей возможность достижения успеха и получения поощрений за успех. Эти условия зависят от специфики вербальной среды, которая во многом определяется усилиями и способностями педагога. Положительная вербальная среда повышает самоуважение подростков и уровень их достижений. Для создания положительной вербальной среды педагоги должны:

Использовать обращения, позволяющие показать привязанность и искренний интерес к подросткам;

Использовать любые спонтанные возможности, чтобы поговорить с подростком неформально;

Избегать осуждающих, негативно оценивающих личность утверждений ни в присутствии подростков, ни в общении с коллегами;

Воздерживаться от ситуаций, которые могут разрушить атмосферу сотрудничества и помочь ощутить психологическое неравенство.

Одной из серьёзнейших проблем, снижающих эффективность воспитательной работы, является неоптимальное педагогическое взаимодействие (авторитарность, негибкость, отсутствие доверительности, неравноправность отношений). Для того, чтобы воспитательные воздействия были позитивно восприняты, усвоены, необходима обстановка защищённости, доверия и равноправия, в противном случае вся позитивная информация, содержащаяся в воспитательных воздействиях не усваивается, либо даже отторгается. Поэтому для эффективно воспитательной деятельности (и тем более, воспитательной коррекции) обязательным условием является установление позитивного психологического контакта с подростками.

А сейчас я бы хотела дать несколько полезных советов, которые должны помочь педагогам, родителям при воспитании подростков и налаживании связи с ними:

1. Узнайте о том, что нравится вашему ребёнку. Когда ваш подросток был ребёнком, можно было с легкостью найти вещи, чем можно было бы заняться. Но, когда они стали подростками, вам придётся приложить дополнительные усилия, чтобы узнать, что нравится вашим детям. Возможно, это будет непросто, но способность соотносить склонности и антипатии вашего ребёнка является важной частью построения открытых и значимых отношений с ним.

Помните, чтобы быть хорошим педагогом, родителем, вам также нужно быть хорошим другом.

2. Строгость – это не плохо. Многие подростки сопротивляются правилам и ограничениям. Они думают, что достаточно взрослые, что могут сами о себе позаботиться. Хотя это отчасти и так, подросткам всё ещё нужны ограничения. С новыми возможностями и желаниями они могут причинить себе значительный вред, если не будут сдерживать себя со всей ответственностью. Дайте понять вашему ребёнку, что у него или у неё будет больше свободы, но при этом на них будет возложено больше ответственности. Свобода без ответственности бессмысленна.

3. Общайтесь ежедневно. Ежедневное общение является важным для поддержания открытости между вами. Ваш ребёнок будет более расположен, доверять вам, если вы будете общаться с ним ежедневно. Доверие к кому-либо заключается в практике. Оно может быть построено только на многозначительных отношениях, которые упрощаются хорошим общением.

Научитесь понимать мир, в котором живёт ваш подросток, поставьте себя на его место, и вы сможете не только добиться их доверия, но и также сможете лучше понять их общее поведение.

Ежедневное общение покажет вашему ребёнку, что вы заботитесь о нём. Это очень важный фактор, так как подростки будут чувствовать себя более комфортно с педагогами, родителями, которые активно вовлечены в их жизнь. При отсутствии вовлечения взрослого, подростки могут обратиться к ненадежным сверстникам за руководством или комфортом. Очень важно, чтобы родители и педагоги подростков предоставляли им руководство и заботу, которая им требуется.

Читайте также: