Организации осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами доклад

Обновлено: 25.06.2024

В соответствии с п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, в том числе относятся произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы. Согласно ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования и другие). В ст. 1229 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности.

В случае, когда правообладателям затруднительно самостоятельно осуществлять управление принадлежащими им правами или когда допускается использование объектов авторского права и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, ст. 1242 ГК РФ допускает создание основанных на членстве некоммерческих организаций, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе). Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме.

Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с ГК РФ могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.

Статьей 1244 ГК РФ в ряде сфер коллективного управления авторскими и смежными правами предусмотрено проведение государственной аккредитации. Согласно п. 3 ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены (расширенное коллективное управление).

К сферам коллективного управления, в которых предусмотрено проведение государственной аккредитации, относятся:

управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (ст. 1293 ГК РФ);

осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК РФ);

В соответствии с п. 2 ст. 1244 ГК РФ право на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может получить только одна организация по управлению правами на коллективной основе, в то же время одна организация по управлению правами на коллективной основе имеет возможность получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления.

Согласно п. 20 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992, для организаций, аккредитуемых впервые, государственная аккредитация предоставляется сроком на 5 лет.

Государственную аккредитацию организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, в соответствии с п. 5.2.3 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 407, осуществляет Росохранкультура.

В настоящий момент в сферах управления авторскими правами, установленных подп. 1, 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, государственная аккредитация предоставлена Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество" (далее - РАО);

в сфере управления правом следования, установленной подп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, государственную аккредитацию получило Некоммерческое партнерство "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (далее - УПРАВИС);

в сферах осуществления смежных прав, установленных подп. 5, 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, государственная аккредитация предоставлена Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (далее - ВОИС).

С момента получения государственной аккредитации указанные организации осуществляют расширенное коллективное управление правами в соответствующих сферах.

Согласно п. 3 ст. 1244 ГК РФ правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договор о передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Для этого он должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе.

Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ.

Так, к примеру, с момента предоставления РАО государственной аккредитации в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста), осуществление прав данной категории правообладателей другими организаций по коллективному управлению авторскими правами возможно только в случае изъятия прав из управления РАО в порядке, установленном ст. 1244 ГК РФ.

Исключение в данном случае составляет ст. 1326 ГК РФ, устанавливающая, что сбор с пользователей вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, а также его распределение между правообладателями осуществляется организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности.

С момента получения ВОИС государственной аккредитации другие организации по коллективному управлению, осуществляющие управление смежными правами, полномочий по осуществлению сбора и распределения вознаграждения за использование объектов смежных прав не имеют.

Таким образом, при использовании объектов авторского права и смежных прав возникает необходимость заключения соответствующих договоров с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Список организаций, получивших государственную аккредитацию, а также соответствующие приказы, в соответствии с которыми таким организациям предоставлена государственная аккредитация, опубликованы на официальном сайте Росохранкультуры в сети Интернет (http://rosohrancult.ru/) в разделе "деятельность", подразделе "аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе".

В соответствии со ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Любое незаконное использование объектов авторского права и смежных прав влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 с. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В то же время, любые противоправные действия со стороны аккредитованных организаций по коллективному управлению правами могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2020 N 456-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим после 01.01.2022, а по отношениям, возникшим ранее, - к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.01.2022.

ГК РФ Статья 1242. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1242 ГК РФ

1. Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

2. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.

3. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса.

Указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом организация по управлению правами на коллективной основе обязана принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.

К договорам, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419) и о договоре (статьи 420 - 453), поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление. Правила настоящего раздела о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах к указанным договорам не применяются.

4. Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

5. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

Аккредитованная организация (статья 1244) также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

6. Правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.

Коллективное управление является одним из механизмов системы авторского права, который требует или допускает управление правообладателями своими правами через организацию коллективного управления (ОКУ).

Управление авторским правом и смежными правами в индивидуальном порядке далеко не всегда выполнимо. Например, сложно представить себе ситуацию, при которой автор, исполнитель или продюсер устанавливает связь с каждой отдельной радиостанцией для согласования условий лицензирования и вознаграждения за использование их песен. С другой стороны, радиостанциям тоже нецелесообразно обращаться к каждому автору, исполнителю и продюсеру за отдельным разрешением для использования той или иной песни. ОКУ упрощают получение разрешений на использование прав, что отвечает интересам обеих сторон и обеспечивает материальное вознаграждение для владельцев прав.

Видео: Коллективное управление в области репрографии: интервью с г-ном Райнером Джастом, президентом и генеральным директором VG Wort.

Основные сведения

Что такое коллективное управление?

Авторы, исполнители, продюсеры и другие правообладатели могут упростить для себя процесс управления правами, дав соответствующее разрешение или поручение профессиональным организациям коллективного управления (ОКУ).

В качестве альтернативы коллективному управлению могут использоваться исключительные права или коллективное ведение переговоров

Что такое ОКУ?

В большинстве случаев организации коллективного управления (ОКУ) представляют собой некоммерческие структуры; в правовом отношении они могут иметь частный или государственный характер. В зависимости от характера представляемых произведений ОКУ также могут называться обществами лицензирования прав на использование музыкальных произведений (ОЛПМП), организациями управления правами на механическое воспроизведение (ОУПМВ), организациями коллективного управления правами исполнителей (ОКУИ) или организациями по охране прав на репрографическое воспроизведение (ОПРВ).

Существуют различные подходы к коллективному управлению, включая уставное/ обязательное коллективное управление и коллективное управление на договорной/ добровольной основе.

Гришаев Сергей Павлович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Особым субъектом авторского права являются организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Первая организация подобного типа была создана в России в 1870 г., когда по инициативе А.Н. Островского было создано Собрание русских драматических писателей. В Советском Союзе указанные функции осуществлялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), которое, формально являясь общественной организацией, по существу было государственным органом по управлению авторскими правами.

Основной организацией, осуществляющей коллективное управление имущественными правами, в настоящее время является Российское авторское общество (РАО), правопреемник Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) и Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС). В РАО есть специальные подразделения, которые разрабатывают отчеты пользователей произведений, охраняемых авторским правом, и распределяют авторское вознаграждение за их использование.

По отношению к ним не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав на основании членства и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами (п. 2 ст. 1242 ГК). Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Следует отметить, что в настоящее время существуют и другие организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, однако деятельность таких организаций либо незначительна по объему, либо используется для прикрытия противоправной деятельности отдельных пользователей произведений.

Необходимость существования подобных организаций обусловлена тем, что в большинстве случаев авторы и владельцы смежных прав не сами реализуют свои правомочия, а передают права на использование произведений другим лицам. При этом возможны ситуации, когда автор или иной правообладатель не может реально проконтролировать, кто и как использует его произведение. Речь, в частности, идет об использовании произведения на радио, телевидении, в публичном исполнении и т.д., когда одновременно используется большое количество произведений и объектов смежных прав, принадлежащих разным субъектам права. Кроме того, закон допускает случаи, когда произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. Так, в п. 1 ст. 1244 ГК указаны следующие случаи:

управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);

осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245);

Во всех таких случаях возникает необходимость в создании специальной организации, которая может реально проконтролировать, кто, когда и сколько раз использовал то или иное произведение. В связи с этим допускается создание специальных посредников - организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Так, согласно п. 1 ст. 1242 ГК авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Такие организации являются некоммерческими и, следовательно, по общему правилу, не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Регулироваться их деятельность должна Законом о некоммерческих организациях, а также другими правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций. Однако в отличие от ранее действовавшего Закона об авторском праве и смежных правах, содержавшего прямой запрет на занятие коммерческой деятельностью (абз. 1 п. 1 ст. 45) для подобных организаций, в ч. 4 ГК такого запрета нет. Следовательно, можно предположить, что указанные организации имеют право заниматься коммерческой деятельностью в случаях, предусмотренных учредительными документами.

Согласно п. 2 ст. 1242 ГК организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. После того, как выбрана определенная специализация и это зафиксировано в учредительных документах, организация по управлению правами на коллективной основе не может отказаться принимать на себя управление правами в рамках такой специализации.

Согласно п. 3 ст. 1242 ГК основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, когда она вправе осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Другими словами, в последнем случае узаконено представительство без полномочия, и, для того чтобы отказаться от управления своими правами (полностью или частично) в таких случаях, правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. Наличие подобной практики обусловлено тем, что в условиях массового использования произведений (в основном речь идет о музыкальных произведениях) обращение за индивидуальными полномочиями могло бы затруднить работу организаций-пользователей. Такую деятельность можно рассматривать как действия в чужом интересе без поручения. В случае несогласия авторов с тем, чтобы их интересы представляли подобным образом, у них есть возможность обжаловать сложившуюся практику в суде.

Таким образом, можно говорить о компромиссе между исключительными правами авторов и правами пользователей на осуществление деятельности по использованию произведений на радио, телевидении, в публичном исполнении и т.д.

В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью его авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов (п. 4 ст. 1244 ГК). При этом, как правильно было отмечено в литературе, "реально воспользоваться этим правом не всегда возможно ввиду отсутствия элементарного контроля за деятельностью таких организаций" . Нередки случаи, когда правообладатель и не знает о том, что какая-либо организация осуществляет управление его правами.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2007. С. 189.

Как следует из абзаца 2 п. 3 ст. 1242 ГК, основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе. Следует отметить, что практика заключения договоров с иностранными организациями, управляющими правами на коллективной основе, существует давно. Так, наша ведущая организация по управлению правами на коллективной основе - Российское авторское общество заключило договоры с такими иностранными организациями, как АСКАП (США), САСЕМ (Франция), ГЕМА (ФРГ), и рядом других.

Для договоров организации по управлению правами на коллективной основе с авторами и иными правообладателями предусмотрена обязательная письменная форма, однако ничего не говорится о последствиях несоблюдения письменной формы. Таким образом, будет действовать последствие, предусмотренное п. 1 ст. 162 ГК (стороны лишаются права ссылаться на свидетельские показания, однако могут приводить письменные и другие доказательства).

Законодатель особо подчеркивает, что к указанным договорам применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419) и о договоре (статьи 420 - 453), поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление. Правила о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах к указанным договорам не применяются (абз. 3 п. 3 ст. 1242 ГК). Из этого следует, что законодатель рассматривает такие договоры как обычные гражданско-правовые договоры. Однако правовая природа таких договоров не совсем ясна. Так, по мнению В. Калятина, эти договоры относятся к числу агентских , тогда как Э.П. Гаврилов считает, что речь идет о договорах доверительного управления . Представляется, что первая точка зрения имеет большее право на существование. Термин "управление" в данном случае не означает, что речь идет о конкретном виде договоров, предусмотренных гл. 53 ГК. Скорее, этот термин объясняет суть функций, выполняемых указанными организациями. Представляется, что такой договор представляет собой смешанный тип договоров, предусмотренный п. 3 ст. 421 ГК.

Комментарий к части 4 Гражданского кодекса РФ. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2007. С. 45.
Комментарий к части 4 Гражданского кодекса РФ. М.: Проспект, 2007. С. 60.

Предметом данного договора является передача прав по управлению имущественными правами. При этом организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление (п. 4 ст. 1242 ГК).

Данный договор не всегда является договором о представительстве, поскольку указанные организации осуществляют юридические действия от имени авторов и иных правообладателей, а также от себя лично. Так, согласно п. 5 ст. 1242 ГК организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

Законодатель закрепляет за организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей аккредитацию, право от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация (абз. 2 п. 5 ст. 1242 ГК). Следует отметить, что по общему правилу в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ только прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанная норма ГК принята в связи с важностью защиты прав авторов и иных правообладателей и является специальной по отношению к общему правилу.

Заключив договоры с авторами и иными правообладателями, организации по управлению правами на коллективной основе передают полученные права на их использование потенциальным пользователям. Для этого организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с ГК могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.

Организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований. Законодатель не поясняет, что имеется в виду под "достаточными основаниями". Очевидно, речь идет об оценочном понятии.

В целях усиления охраны авторских прав законодатель в ст. 1244 ГК РФ ввел понятие государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, что является принципиально новым положением в законодательном регулировании правового статуса этих организаций. Наличие подобной нормы обусловлено появлением большого количества подобных организаций с неясными полномочиями. Государственная аккредитация в соответствующей области может быть получена только одной организацией. Следует отметить, что не решен вопрос о том, как будет осуществляться коллективное управление правами в сети Интернет, о которой законодатель попросту забыл.

Только эти организации будут иметь право собирать и распределять компенсационное вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и видеозаписей в личных целях (статья 1245 ГК). Это положение призвано обеспечить функционирование существующей уже 12 лет только формально системы сбора соответствующих средств с изготовителей и импортеров оборудования и материалов, используемых для такого воспроизведения, и последующего их распределения среди правообладателей.

Более того, законодатель установил конкретные пропорции, в которых будет распределяться вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и видеозаписей в личных целях. Согласно п. 3 ст. 1245 ГК вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Порядок распределения вознаграждения и его выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что до настоящего времени соответствующего постановления Правительства РФ, которым регулировался бы указанный порядок, не было принято.

Возможны ситуации, когда лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель. В таких случаях организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.

В соответствии с п. 3 ст. 1243 ГК пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре. Следует указать на негативную практику, сложившуюся в нашей стране, когда авторы и исполнители при проведении концертной деятельности пишут заявления об отказе от получения авторского вознаграждения и исполнительского вознаграждения. В этом случае организаторы концертов имеют формальное право не перечислять авторское вознаграждение в организации по управлению коллективными имущественными правами. На самом деле это вознаграждение выплачивается наличными, и с него не платятся налоги.

Форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени Правительством РФ форма отчета не установлена. Не определен и сам уполномоченный орган. Поскольку в данном случае речь идет о различных видах использования, возможно, это будет не один орган, а несколько.

Следует отметить, что законодатель не придал аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе каких-либо властных полномочий по отношению к пользователям. Так, в частности, не закреплены право контроля за репертуаром используемых произведений и последствия выявленных нарушений. Известно, что подлинный репертуар исполняемых произведений не всегда совпадает с отчетами пользователей. Очевидно, что все возможные действия организация по управлению правами на коллективной основе может предпринимать в таких случаях только в рамках договора.

Получив вознаграждение за использование произведений, организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения (п. 4 ст. 1243 ГК). При этом организация по управлению правами на коллективной основе вправе удерживать из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей, в размерах и порядке, которые предусмотрены уставом организации.

Распределение вознаграждения и выплата вознаграждения должны производиться регулярно в сроки, предусмотренные уставом организации по управлению правами на коллективной основе, и пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объектов авторских и смежных прав, в том числе сведений статистического характера.

Одновременно с выплатой вознаграждения организация по управлению правами на коллективной основе обязана представить правообладателю отчет, содержащий сведения об использовании его прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах.

В отношении всех аккредитованных организаций Правительством РФ должен быть принят специальный типовой устав (п. 7 ст. 1244 ГК), однако до настоящего времени этого сделано не было. Указанные организации в соответствии со ст. 1244 ГК подлежат государственной аккредитации. При этом согласно п. 6 указанной статьи аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: