Оплата социального обслуживания доклад

Обновлено: 02.07.2024

Вы здесь: Главная Информация о поставщике социальных услуг Оплата за социальные услуги

Оплата за социальные услуги

1. Общие положения

1.2. В настоящем положении определяются следующие понятия:

Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги.

2. Условия взимания платы.

2.1 Социальные услуги предоставляются поставщиком социальных услуг бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты.

2.2 Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются поставщиком социальных услуг бесплатно следующим категориям получателей социальных услуг:

- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- гражданам среднедушевой доход, которых на дату обращения ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге по соответствующей основной социально-демографической группе населения.

2.3 В форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания получателю социальных услуг предоставляются бесплатно следующие виды социальных услуг:

* Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;

* Срочные социальные услуги.

3.1.Размер платы за предоставление социальных услуг, рассчитывается на основании тарифов на социальные услуги, ежегодно утверждаемых Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, с учетом среднедушевого дохода получателей социальных услуг, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.

3.2.Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения за получением социальных услуг среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную статьей 8 Закона N 717-135.

3.3 Плата за предоставление социальных услуг рассчитывается поставщиком социальных услуг на основании перечня и количества социальных услуг, входящих в индивидуальную программу предоставления социальных услуг

3.4 Размер платы за предоставление социальных услуг рассчитывается в процентах от тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге(далее-тарифы). 3.5 Размер платы за предоставление социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания составляет:

Форма предоставления социальных услуг Размер платы за предоставление социальных услуг Получатели социальных услуг, за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, имеющие среднедушевой доход от 1,5 до 2,0 ВПМ* (включи-тельно) от 2,0 до 2,5 ВПМ* (включи-тельно) от 2,5 до 3,0 ВПМ* (включи-тельно) от 3,0 до 4,0 ВПМ* (включи-тельно) Инвалиды Великой Отечественной войны, имеющие среднедушевой доход от 1,5 ВПМ* и выше

Форма социального обслуживания на дому 10 % от тарифа 15 % от тарифа 20 % от тарифа 30 % от тарифа 40 % от тарифа 5% от тарифа

Полустационарная форма социального обслуживания 10 % от тарифа 15 % от тарифа 20 % от тарифа 30 % от тарифа 40 % от тарифа 5% от тарифа

ВПМ*- величина прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге по соответствующей основной социально-демографической группе населения.

3.6 В случае, если размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг на дому или в полустационарной форме социального обслуживания, превышает 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, то размер указанной ежемесячной платы составляет 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. 3.7. Для предоставления социальных услуг на дому расчет платы за предоставление социальных услуг рассчитывается поставщиком социальных услуг в соответствии с пп.6,8 Приложения 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2016 № 530.

3.8. Размер платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при временном, проживании, за исключением размера платы за предоставление социальных услуг в указанной форме социального обслуживания инвалидам Великой Отечественной войны, составляет 35 процентов от величины тарифов, установленных для указанной формы социального обслуживания.

3.9. Размер платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания для инвалидов Великой Отечественной войны составляет 10 процентов от величины тарифов, установленных для указанной формы социального обслуживания.

3.10 Для полустационарной формы социального обслуживания с периодом пребывания свыше четырех часов и стационарной формы социального обслуживания расчет платы за предоставление социальных услуг осуществляется пропорционально количеству дней предоставления социальных услуг и рассчитывается поставщиком социальных услуг в соответствии с п.7 Приложения 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2016 № 530.

3.11. В случае, если размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, рассчитанный в соответствии, п.7, Приложения 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2016 № 530 превышает 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то размер указанной ежемесячной платы составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

4. Порядок взимания платы за предоставление социальных услуг

4.1. Условия предоставления социальных услуг (бесплатно, за плату или частичную плату) и размер взимания платы за предоставление социальных услуг включаются в договор о предоставлении социальных услуг, заключаемый между получателем социальных услуг либо его законным представителем и поставщиком социальных услуг.

4.2 В случае изменения величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг, величины прожиточного минимума, тарифов на социальные услуги поставщик социальных услуг в одностороннем порядке принимает решение об изменении указанных условий предоставления социальных услуг в срок не позднее семи рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.

О принятом решении поставщик социальных услуг уведомляет получателя социальных услуг в течение двух рабочих дней со дня принятия решения.

Поставщик социальных услуг обеспечивает внесение в договор изменений об условиях предоставления социальных услуг (бесплатно, за плату или частичную плату) и размере взимаемой платы за предоставление социальных услуг в течение двух рабочих дней со дня принятия решения.

Измененные условия предоставления социальных услуг (бесплатно, за плату или частичную плату) и размер взимаемой платы за предоставление социальных услуг действуют со дня внесения поставщиком социальных услуг указанных изменений в договор.

5. Условия и порядок оплаты социальных услуг

5.1. Оплата социальных услуг осуществляется получателем социальных услуг либо его законным представителем в форме ежемесячной платы, в форме предоплаты, или по фактически предоставленным социальным услугам. Форма оплаты указывается в договоре.

5.2. Плата за предоставление социальных услуг производится получателем социальных услуг либо его законным представителем не позднее двух дней с момента получения квитанции и осуществляется путем перечисления денежных средств на лицевой (расчетный) счет поставщика социальных услуг.

5.3. Денежные средства, поступающие в качестве платы за предоставление социальных услуг, зачисляются на счет поставщика социальных услуг и расходуются им в соответствии с действующим законодательством.

При этом допускается оплата социальных услуг за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения принадлежащего гражданам пожилого возраста и инвалидам имущества (жилого по­мещения, ценных бумаг и т. д.).

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995г. та­рифы на социальные услуги, предоставляемые государственными медицинскими учрежде­ния­ми, определяются органами социальной зашиты населения субъектов РФ. Конкрет­ный порядок и условия оплаты социальных услуг определены Правительством РФ.

Социальные услуги предоставляются на дому и в полустацио­нарных учреждениях социального обеспечения бесплатно:

а) одиноким гражданам (супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

б) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой ими пенсии (с учетом надбавок) ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

в) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного мини­мума, установленного для данного региона.

Положением о предоставлении бесплатного социального обслу­живания и платных социальных услуг государственными социаль­ными службами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996г. № 739, право на бесплатное социальное обслу­живание предоставлено также:

—гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с пре­клонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родст­венников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если сред­недушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, ус­тановленного для региона, в котором они проживают;

—гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических кон­фликтов;

—несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизнен­ной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, без­надзорностью, малообеспечен­ностью, конфликтами и жестоким об­ращением в семье и т. п.

Частично оплачиваются и услуги, оказываемые лицам, имеющим родственников, которые не могут обеспечить им помощь и уход, ес­ли размер пенсии, получаемой такими лицами, с учетом надбавок составляет от 100 до 150% установленного для региона прожиточ­ного минимума. Закон предусматривает частичную оплату услуг и в том случае, если нуждающиеся в услугах граждане проживают в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% предусмотренного для региона прожиточного минимума. Остальные лица оплачивают предоставляемые социальные услуги полностью.

Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, пре­доставляемых на дому, не должен превышать 25% разницы между получаемой пенсией, в том числе с учетом надбавок (среднедуше­вым доходом), и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.

Размер ежемесячной частичной оплаты социальных услуг, пре­доставляемых в полустационарных условиях, не должен превышать 50% разницы между получаемой пенсией (среднедушевым доходом) и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.

Тарифы на социальные услуги устанавливаются органами испол­нительной власти субъектов Федерации.

При оказании частично оплачиваемых социальных услуг госу­дарственные со­циаль­ные службы заключают с гражданами (или их законными представителями) договор, в котором указываются виды и объем предоставленных услуг, сроки их предоставления, порядок и условия оплаты, другие условия, определяемые сторонами. На бесплатное социальное обслуживание договоры не заключаются.

Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. уста­новлен порядок оплаты за стационарное обслуживание граждан по­жилого возраста и инвалидов. Размер ежемесячной оплаты устанав­ливается с учетом утвержденных норм питания, обеспечения мяг­ким инвентарем, сложившегося в регионе уровня потребительских Цен, тарифов на коммунальные услуги и не может быть выше 75% установленной им пенсии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что следует понимать под социальным обслуживанием?

2. Какие нормативные акты регулируют вопросы социального обслужи­вания?

3. Каковы порядок направления и условия содержания престарелых и ин­валидов в учреждениях социальной защиты населения?

4. Раскройте понятие срочной и консультативной помощи для престаре­лых и инвалидов.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

2. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка- инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Разработка индивидуальной программы

Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.

4. Заключение договора о предоставлении социальных услуг

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Отказ от социального обслуживания, социальной услуги

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации

Итак, остановимся подробнее на наиболее значимых положениях данного Закона.

Номенклатура организаций социального обслуживания
(В соответствии с Постановлением Правительства МО от 05.11.2014 №936/43)

Стационарные:
✔ Дома-интернаты;
✔ Специальный дом;
✔ ПНИ
✔ СОЦ
✔ Пансионат
Полустационарные:
✔ СРЦН;
✔ Социальный приют;
✔ Центр социальной помощи семье и детям;
✔ Реабилитационные центры;
✔ ЦСО;
✔ КЦСОН;
✔ Кризисный центр;
✔ ЦСА
На дому:
✔ КЦСОН;
✔ ЦСО

Виды социальных услуг:
✔ Социально-медицинские (наблюдение, диагностика, лечение, контроль за приемом лекарств на дому и т.д.)
✔ Социально-психологические (психологическая помощь при стрессах, в различных ситуациях и т.д.)
✔ Социально-педагогические (обучение детей, организация досуга инвалидов и т.д.)
✔ Социально-трудовые (помощь в освоении новых профессий, помощь с трудоустройством
и т.д.)
✔ Социально-правовые (оформление и восстановление документов, защита прав в суде —
любая юридическая помощь)
✔ Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг
(в том числе, детей-инвалидов, имеющих ограничение жизнедеятельности)
✔ Социально-бытовые (покупка за счет гражданина продуктов, уборка, помощь по дому и т.д.)
✔ Срочные социальные услуги (временное предоставление жилья, разовое обеспечение
одеждой, едой, лекарствами)

Кто может рассчитывать на получение социальных услуг?

Согласно ст.15 Закона, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при
наличии следующих обстоятельств:
✔ полная или частичная утрата способности к самообслуживанию в силу заболевания, травмы,
возраста или наличия инвалидности;
✔ наличие в семье инвалидов, детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
✔ наличие детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
✔ отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком,
детьми;
✔ наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с алкоголиками, наркоманами, игроманами,
психически нездоровыми, наличие насилия в семье;
✔ отсутствие определенного места жительства (в том числе у выпускников детских домов, не
достигших 23 лет);
✔ отсутствие работы и средств к существованию;
✔ наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской
Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности
граждан.

Бесплатные социальные услуги гарантированно предоставляются:

1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных
(межэтнических) конфликтов.
3) гражданам, имеющим доход, размер которого не превышает среднедушевого дохода,
установленного в данном регионе при котором соцуслуги оказываются бесплатно.

Регионы могут расширить перечень получателей бесплатных соцуслуг!

Платные социальные услуги:
Если гражданин не имеет право на бесплатное получение услуги, он может получить ее за
определенную плату (полную или частичную). Размер платы рассчитывается по установленным
тарифам в регионе.
Согласно ст.32 Закона, тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме не
должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной
величиной среднедушевого дохода в регионе. Тариф за обслуживание в стационаре не может
превышать 75% от среднедушевого дохода.

Читайте также: