Оон доклад о семье
Обновлено: 30.06.2024
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
Содержание
История создания
Основные положения Конвенции
Первая часть Конвенции
Вторая часть Конвенции
- Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
Третья часть Конвенции
- Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.
Непальская семья перед своим домом. Благодаря совместной программе ООН семья смогла увеличить свой доход, перейдя с выращивания зерновых на выращивание ценных сортов овощей.
Глобальные тренды, включая новые технологии, демографические сдвиги, стремительную урбанизацию и миграционные тенденции, а также изменение климата, кардинально меняют наш мир.
Пандемия COVID-19 продемонстрировала важность цифровых технологий в сфере занятости, образования и коммуникации. Пандемия ускорила технологические изменения, которые уже происходили как в обществе, так и в сфере труда, включая более широкое использование цифровых платформ и связанных с ними технологических инноваций, таких как облачные вычисления и использование больших данных и алгоритмов.
В рамках подготовки к тридцатой годовщине Международного года семьи в 2024 году (МГФ+30) Организация Объединенных Наций стремится повысить осведомленность о вышеуказанных глобальных трендах и разработать меры по оказанию содействия семьям в адаптации к новым условиям.
Тенденции в семейной сфере
Семьи во всем мире меняются, и по мере увеличения числа неполных семей уменьшается их состав. В настоящее время в состав 65% всех семей входят либо пары, проживающие с детьми какого-либо возраста (38%), либо пары, проживающие с детьми и семьей расширенного состава, например бабушками и дедушками (27%). Доля домохозяйств с одним родителем составляет 8% от всего числа семей и в основном состоит из женщин с детьми (84%). Уменьшение числа расширенных семей и увеличение числа семей с одним родителем делает особенно актуальной проблему социальной защиты.
Основные сведения
В 1987 году по рекомендации Совета Ассамблея предложила всем государствам сообщить свое мнение по вопросу о возможности провозглашения международного года семьи и представить свои замечания и предложения на этот счет. Она также попросила Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее сорок третьей сессии всеобъемлющий доклад, основанный на замечаниях и предложениях государств-членов по вопросу о возможности провозглашения такого года и возможных путях и средствах улучшения положения и благосостояния семьи, а также усиления международного сотрудничества в рамках глобальных усилий по содействию социальному прогрессу и развитию.
9 декабря 1989 года Генеральная Ассамблея провозгласила 1994 год Международным годом семьи. Она также постановила сосредоточить основные мероприятия в рамках проведения Года на местном, региональном и национальном уровнях, осуществляя их при поддержке ООН и ее системы организаций.
Кроме того, Ассамблея назначила Комиссию социального развития подготовительным органом, а Экономический и Социальный Совет — координационным органом для Международного года семьи.
Отмечаемый ежегодно 15 мая, Международный день семей был провозглашен резолюцией 47/237 Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году. Его проведение предоставляет возможность повысить уровень информированности в вопросах, касающихся семей, и углубить знание социально-экономических и демографических процессов, влияющих на положение семей.
1 января 2016 года официально вступили в силу 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), изложенные в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая была принята мировыми лидерами в сентябре 2015 года на историческом саммите Организации Объединенных Наций. Политика и программы, направленные на вопросы семьи, играют крайне важную роль в деле достижения многих из этих целей.
По данным авторов доклада, ежегодно каждый второй ребенок (то есть, приблизительно один миллиард детей) подвергается насилию в той или иной форме. Три из четырех детей в возрасте от двух до четырех лет (это примерно триста миллионов детей) регулярно подвергаются физическому и/или психологическому насилию от рук своих родителей или опекунов.
Каждый четвертый ребенок до пяти лет живет с матерью, которая является жертвой сексуального насилия со стороны партнера. По статистике 2017 года, за год совершается порядка 40 150 убийств, жертвами которых являются дети в возрасте от рождения до 17 лет.
Согласно данным ООН, жертвами насилия чаще всего становятся маленькие дети и подростки, которые страдают не только от насилия дома, но и в школе. Каждый третий школьник в возрасте от 13 до 15 лет хоть раз участвовал в драке (почти половина мальчиков и четверть девочек). 30 процентов школьников 11-15 лет за последний месяц хоть раз подвергались травле со стороны сверстников. 120 миллионов девочек и девушек младше 20 лет хоть раз сталкивались с сексуальным насилием в той или иной форме.
По данным исследований, взрослые, которые в детстве сталкивались с четырьмя или более неблагоприятными факторами (включающими в себя физическое, психологические и сексуальное насилие), в семь раз чаще других попадают в ситуации насилия — как в роли насильника, так и в роли жертвы. Вероятность совершения суицида среди таких взрослых увеличивается в тридцать раз.
Люди, которые в детстве подвергались сексуальному и/или физическому насилию, в 14 раз чаще совершают акты физического и сексуального насилия над другими (мужчины) и в 16 раз чаще становятся жертвами насилия со стороны других (женщины).
Ситуация выглядит пугающе, однако, по мнению экспертов ООН, поправимой. Для того, чтобы снизить количество жертв насилия среди детей (и, как следствие, взрослых), они предлагают комплекс мер, которые помогут сдержать и предотвратить насилие внутри страны.
Среди них: государственные меры по усилению контроля и повышению эффективности борьбы с насилием, сбор актуальной статистики, анализ данных и составление планов действий, обеспечение достаточного финансирования для реализации этих планов, укрепление правовой базы и использование научных данных для более эффективного планирования мероприятий по предупреждению насилия и оказания соответствующих услуг.
По данным ООН, принятие комплекса перечисленных мер помогает снизить насилие над детьми на 20-50 процентов, однако пока, к сожалению, в большинстве стран эти меры принимаются лишь частично. Так, например, у 80 процентов стран существует план действий по предотвращению насилия в отношении детей, но только 20 процентов стран финансируют реализацию этих планов в полном объеме.
3 марта 2017 г. в Институте государства и права РАН состоялось заседание Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Российской Ассоциацией международного права.
Открыла и вела заседание председатель Комиссии по правовому положению семьи Л.В. Корбут.
Он отметил, что право детей на семью нуждаются в особой защите, поскольку дети не могут выжить без семей. Находящиеся в государственных учреждениях дети мечтают жить с родителями.
Согласно ст. 9 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государства обязаны принимать все возможные меры для того, чтобы обеспечить право каждого ребенка на семейное окружение за исключением тех случаев, когда разлучение детей с родителями необходимо в связи с судебными решениями. Такие судебные решения могут оказаться необходимыми в тех случаях, например, когда родители жестоко обращаются с детьми или не заботятся о них или когда родители проживают раздельно.
Далее докладчик разъяснил, что государства должны уважать право детей, которые разлучаются с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам детей.
Затем докладчик отметил, что замечания общего порядка Комитетов Организации Объединенных Наций играют большую роль, поскольку они толкуют, развивают и разъясняют положения многих международных конвенций и пактов.
Они распространяют свое действие на широкий круг тем, от всеобъемлющего толкования содержательных положений, таких как право на жизнь или право на достаточное питание, и до общего руководства касательно информации, которую необходимо представить в докладе государствам по определенным статьям договоров.
Члены Комитетов Организации Объединенных Наций в своей работе сравнивают внутреннее законодательство и международное право, отслеживают действия государств в рамках конвенций, и дают толкование конвенций.
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка постепенно стал все больше внимания уделять родителям. Положения о правах родителей все больше расширяются от одного замечания общего порядка к другому.
Образование, на которое имеют право дети, должно обеспечивать их необходимыми для жизни навыками, расширять возможности пользования правами человека, содействовать развитию культуры. Цель образования должна заключаться в развитии потенциала детей при помощи развития навыков, способностей к познанию, самоуважения и уверенности в себе.
Разлученные с родителями дети нередко подвергаются дискриминации и не имеют доступа к продуктам питания, крову, обеспечению жильем, медицинским услугам и образованию. Несопровождаемые и разлученные девочки подвергаются особому риску насилия по признаку пола, в том числе насилия в семье. В некоторых ситуациях такие дети не имеют возможности для точного и надлежащего установления личности, регистрации, оценки возраста, получения документов, поиска родственников, а также доступа к системам опекунства или юридическим консультациям. Во многих странах несопровождаемые и разлученные со своими родителями дети регулярно сталкиваются с отказом во въезде в страну или подвергаются задержанию пограничными или иммиграционными службами.
Подросткам, которые являются родителями и опекунами, должны быть предоставлены базовые знания о здоровье детей, питании и грудном вскармливании и обеспечена соответствующая поддержка, с тем, чтобы помочь им в выполнении своих обязанностей по отношению к детям, за которых они несут ответственность, и, в случае необходимости, оказана материальная помощь в обеспечении питанием, одеждой и жильем. Подросткам-опекунам, необходима дополнительная поддержка, с тем чтобы они могли осуществлять свои права на образование, исполнение своих ролей и участия. Так, государствам следует ввести меры социальной защиты на ключевых этапах жизненного цикла и обеспечить удовлетворение конкретных потребностей подростков-опекунов.
При этом родители или законные опекуны несут основную ответственность за развитие и благополучие детей, причем наилучшие интересы ребенка должны являться предметом их основной заботы.
Государствам-участникам следует уважать главенствующую роль родителей, матерей и отцов. Это включает в себя обязанность не разлучать детей с их родителями, за исключением случаев, когда это отвечает наилучшим интересам детей.
Следует иметь в виду, что дети младшего возраста особенно страдают от неблагоприятных последствий разлучения с родителями в силу своей физической зависимости от родителей или лиц, предоставляющих основные услуги по уходу за ними, и эмоциональной привязанности к ним. Дети также не способны понять обстоятельства любой разлуки.
Ситуации, которые чаще всего могут негативно повлиять на детей младшего возраста, - это оставление без присмотра и лишение надлежащей родительской заботы; воспитание в условиях острой материальной нужды или психологического стресса, или неполноценного психического здоровья родителей; воспитание в изоляции от общества; неадекватные отношения родителей, приводящие к конфликтам между ними или жестокому обращению с детьми; а также ситуации, когда отношения детей с родителями резко прерываются или когда они не получают качественного ухода в детских учреждениях.
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка призывает государства: принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы родители могли нести основную ответственность за своих детей; оказывать помощь родителям в выполнении ими своих обязанностей, в том числе путем устранения пагубных для детей лишений, разрывов и перекосов в уходе за ними; предпринимать действия в случаях возникновения угрозы для благополучия детей. Общей целью государств должно являться сокращение числа брошенных малолетних детей или сирот, а также детей, нуждающихся в институциональной или иной форме долговременной помощи, за исключением случаев, когда это отвечает наилучшим интересам детей.
Необходимо отметить, что во многих странах и регионах проблемам раннего детства уделяется мало внимания с точки зрения развития системы качественных услуг. Эти службы носят зачастую фрагментарный характер и нередко находятся в ведении нескольких правительственных подразделений на центральном и местном уровнях, а их планирование редко когда является целостным и скоординированным.
В связи с этим государствам предлагается разработать скоординированные стратегии, основанные на правозащитном подходе, следя за тем, чтобы наилучшие интересы детей всегда являлись отправной точкой в деле планирования и предоставления услуг. Эти стратегии должны основываться на системном и комплексном подходе к разработке законодательства и политики для всех возрастных групп детей до восьми лет. Услуги и соответствующие учреждения по уходу за детьми в раннем возрасте должны иметь под собой широкую основу, опирающуюся на системы информации и мониторинга.
Предоставление комплексных услуг должно увязываться с оказанием помощи родителям с полным учетом их обязанностей, а также их жизненных обстоятельств и требований.
При этом Комитет Организации Объединенных Нация по правам ребенка подчеркивает, что любая всеобъемлющая стратегия по вопросам раннего детства должна учитывать уровень зрелости детей и их индивидуальность и, в частности, принимать во внимание изменяющиеся приоритеты в процессе развития конкретной возрастной группы. Государства должны обеспечивать, чтобы структуры, службы и учреждения, занимающиеся проблемами детей раннего возраста, соответствовали стандартам качества, особенно в области охраны здоровья и безопасности детей, а также качественным и численным стандартам психосоциального характера, включая наличие и профессиональную подготовку соответствующего персонала. Предоставление услуг, учитывающих условия жизни, возраст и индивидуальность детей младшего возраста, требует, чтобы весь персонал был специально подготовлен для работы именно с этой возрастной группой. Работа с детьми младшего возраста должна иметь социально значимый характер и должным образом вознаграждаться, с тем, чтобы привлекать высококвалифицированные кадры, включая как мужчин, так и женщин. Чрезвычайно важно, чтобы сотрудники имели четкие и современные представления о теоретических и практических аспектах прав детей и их развития; чтобы они владели отвечающими интересам детей методами ухода, навыками обучения и воспитания; и чтобы они имели доступ к специальным профессиональным ресурсам и помощи, включая руководство и надзор за осуществлением программ и работой государственных и частных учреждений и служб.
Так, женщины, кормящие детей, должны иметь для этой цели право на один или несколько перерывов в работе, продолжительность которых должна быть установлена национальными законами или правилами.
Перерывы в работе для кормления детей должны засчитываться как рабочее время и оплачиваться как таковое в тех случаях, когда этот вопрос решается национальными законами или правилами или в соответствии с ними. В случаях, когда этот вопрос решается коллективными договорами, оплата должна устанавливаться согласно существующему коллективному договору.
Если женщины находятся в отпуске в связи с материнством, со стороны предпринимателей является незаконным уведомлять их об увольнении во время отпуска или в такое время, что срок, указанный в уведомлении, истекал бы во время отпуска.
Во многих случаях формы множественной дискриминации, т.е. дискриминации одновременно по нескольким признакам, например в отношении девочек-инвалидов из числа коренных народов, детей-инвалидов, проживающих в сельских районах, повышают уязвимость некоторых групп.
Дискриминация часто проявляется в различных сферах жизни и развития детей-инвалидов. Например, социальная дискриминация и стигматизация приводят к их маргинализации и социальной изоляции и даже могут угрожать их жизни и развитию, когда они доходят до физического и психологического насилия в отношении детей-инвалидов. Дискриминация в сфере услуг лишает детей доступа к образованию и возможности получить качественные медицинские и социальные услуги.
Отсутствие надлежащего образования и профессионально-технической подготовки становится дискриминирующим фактором, лишая детей возможности трудоустройства в будущем. Социальная стигматизация, страхи, чрезмерная изоляция, враждебное отношение, ложные представления и устойчивые предрассудки в отношении детей-инвалидов по- прежнему господствуют во многих обществах и приводят к маргинализации и социальному отчуждению детей-инвали- дов.
При этом государства должны обеспечивать, чтобы подростки участвовали в разработке, осуществлении и контроле за исполнением всех законодательных актов, политики, услуг и программ, затрагивающих их жизнь, обучение в школах и на общинном, местном, национальном и международном уровнях.
Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, член Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка О.А. Хазова в своем выступлении отметила, что в настоящее время является актуальным вопрос о месте проживания детей.
В России сложилась практика, в рамках которой маленькие дети остаются с матерями. При этом суды ссылаются на Декларацию Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1959 г. [2]
В частности, Декларация Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1959 г. предусматривает принцип 6, в силу которого дети для полного и гармоничного развития их личности нуждаются в любви и понимании. Они должны расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетние дети не должны, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаемы со своими матерями.
На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Затем О. А. Хазова рассмотрела вопросы применения принципа 6 Декларации Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1959 г. в российской и зарубежной судебной практике, связанной с разрешением трансграничных споров о возвращении детей.
Необходимо иметь в виду, что Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка занимает позицию, согласно которой дети должны иметь право на общение с обоими родителями.
Затем состоялась активная и заинтересованная дискуссия участников заседания по актуальным вопросам права на семью как на международном, так и на национальном уровнях.
После этого Л. В. Корбут обратила внимание на то, что, как правило, замечания общего порядка, которые эксперты Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка делают в связи с рассмотрением отчетов, которые каждые четыре года Россия посылает в Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка, не всегда с достаточным вниманием рассматриваются специалистами, занимающимися осуществлением и контролем за соблюдением прав детей.
В своем заключительном слове Л. В. Корбут, которая в течение 12 лет возглавляет Комиссию по правовому положению семьи, подвела итоги дискуссии, наметив планы дальнейшей работы. В частности, она отметила, что многие актуальные теоретические и практические вопросы прав детей и их осуществления остаются нерешенными и требуют внимательного изучения и разрешения.
[1] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. С. 302-309.
[2] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.
Читайте также: