Онлайн образования в россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года.

2. История развития дистанционных образовательных технологий.

В начале XVIII века в Европе возникло так называемое корреспондентское обучение. Учащиеся по почте получали письма с заданиями от педагогов, отправляли на проверку свои работы и получали комментарии.

В 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы, функционировавшие посредством почтовой корреспонденции. В 1914 году такие школы появились в Великобритании, а вскоре распространились в Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В 1938 году состоялся первый съезд Международного совета по корреспондентскому обучению (International Council for Correspondence Education).

С появлением радио и телевидения начался новый этап удалённого обучения. Бабушки и дедушки нынешних школьников наверняка помнят радиоспектакли и развивающие телепередачи. А в Австралии по радио существовала целая школа для жителей отдалённых районов. В определённые часы и дни на определённой частоте передавались уроки по программе начальной и средней школы.

Однако у радио и телевидения как источников знаний был значительный недостаток — отсутствие обратной связи.

В 1969 году был открыт первый университет дистанционного обучения – Открытый Университет Великобритании, вслед за которым подобные учебные заведения стали появляться по всему миру.

Настоящая революция в образовании произошла с появлением интернета. Сначала email ускорил и упростил коммуникацию между преподавателями и студентами, а затем появились целые платформы для дистанционного обучения.

Следующим этапом в развитии дистанционного образования стало открытие многофункциональных массовых онлайн-курсов.

Сегодня дистанционное обучение — это способ взаимодействия преподавателя и ученика на расстоянии. Учитель общается с детьми по видеосвязи, ребята делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте.

В России дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования. Официально это лишь способ организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

В обычных массовых школах дистанционное обучение пока что является редкостью. Уроки по Сети иногда проводят для детей с инвалидностью и ребят, проживающих в отдалённых населённых пунктах.

Сейчас в нашей стране дистанционно можно учиться в нескольких ВУЗах: в Московском государственном университете, Российском университете дружбы народов, Институте информационных технологий, Интернет-университете информационных технологий и некоторых других.

Гораздо чаще ДОТ используют дети, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Кто-то просто скачивает обучающие материалы в интернете, а кто-то полноценно занимается в виртуальной школе.

Технологии стирают границы и делают образование доступным. По прогнозам экспертов, в будущем дистанционное обучение станет ещё более интерактивным и можно будет учиться быстрее и эффективнее.

3. Виды и формы дистанционных образовательных технологий.

Согласно самой распространенной классификации, существует три вида технологий дистанционного обучения.

1. Кейс-технология . Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы, например, Консультант Плюс и т.д.). Связь поддерживается тьютором (преподавателем-консультантом, ведущим обучение в дистанционной форме и выполняющим одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса), который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.

2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.

3. Интернет-обучение , или сетевая технология . Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.

Формы дистанционного обучения

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция – это видеоконференция с применением ПК с возможностью быстрого Интернет-соединения, наличием микрофона и цифровой видеокамеры. При применении компьютерных телеконференций в дистанционном обучении используется двухканальное или многоканальное видео и аудио. Проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Видеолекция - в последнее время заменила традиционные лекции и стала неотъемлемым видом дистанционного обучения. Инновационные виды обучения предполагают использование видеолекций, хранящихся на индивидуальном электронном носителе или веб-сервере.

Основная цель видеолекции заключается в оказании на учащегося наибольшего эмоционального воздействия, плодотворном вовлечении его в учебный процесс.

Преимущество видеолекций перед учебными пособиями и традиционным видом лекций состоит в том, что студент может регулировать ее ход самостоятельно, а также возвращаться на предыдущие разделы либо сложные моменты объяснения материала.

Аудиоконференция — это вид электронной конференции, в ходе которой ее участники используют телефоны либо оборудование, специально разработанное для общения посредством голоса. Аудиоконференция может проводиться один на один с учеником, а также успешно применяться при работе с группой студентов. Аудиоконференция является достаточно доступным видом обучения, благодаря ее легкому регулированию и отсутствию сложностей в технической модификации. С помощью этого вида дистанционного образования можно организовывать практические занятия, семинары и проводить лекции.

Видеоконференции- представляет собой встречу или общение между людьми, которые находятся в различных местах и используют видеотехнологии в качестве основного канала связи. Видеоконференции специально разработаны с целью поддержания двусторонней аудио- и видеосвязи между преподавателем и студентами и интегрируются в программы по дистанционному обучению с их минимальной адаптацией.

В качестве технологии в видеоконференциях используется сжатое видео в цифровом формате. Главным преимуществом такой формы обучения является наличие визуального контакта в режиме реального времени. Видя друг друга, ученик и учитель могут убедиться в степени понимания предмета, а также удостовериться в заинтересованности путем вопросов и наблюдений за языком жестов.

4. Популярные платформы и сервисы для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в школе.

Онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей Фоксфорд. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Образовательная платформа Lekta предоставляет доступ к электронным учебникам, разработанным корпорацией Российский учебник, а также к тренажерам, в том числе к тренажерам по подготовке к ВПР, конструктору рабочих программ и инструментам управления работой учащихся. На сайте представлены интерактивные атласы по истории и географии

1С:Школа Онлайн - онлайн-доступ к электронным образовательным ресурсам: тренажеры, лаборатории, игры практикумы, тесты и многое другое. Бесплатный доступ онлайн на 90 дней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цифровая образовательная среда помогает развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации - это то качество, которое требуют современные работодатели от своих подчиненных. И электронный образовательный контент сегодня дает учащимся возможность быть завтра востребованными на рынке труда.

Ещё 20-30 лет назад человек, желающий получить новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения, библиотеки. А сегодня для обучения нам нужен компьютер с доступом в интернет.

Сегодня, хотим мы этого или нет, но набирает популярность дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии между учителем и учащимися. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет. Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья и т.д.

Преимущества дистанционного обучения.

Дистанционное обучение позволяет:

- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;

- обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;

- обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;

- развить у учащихся умение самостоятельно учиться;

- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету;

- обеспечить обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;

- организовать работу с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- оказывать помощь учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

- оказывать помощь по профильному изучению интересующих учащихся предметов;

- при заочной форме обучения;

- организовать выполнение проектов и исследовательских работ.

Сегодня эта форма актуальна в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Карантин заставил людей кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Кто-то освоился очень быстро и теперь успешно балансирует между работой и домашними обязанностями. А вот учителям повезло меньше: мало того, что нужно полностью менять формат привычных занятий, так ещё и новые технологии осваивать приходится, чтобы хоть как-то организовать учебный процесс. Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Анкетирование, проведенное в августе показало, что педагоги школы хорошо владеют ИКТ.

1. Какие средства ИКТ вы используете в своей повседневной практике?

-текстовый редактор – 89%

-электронные базы данных-71%

-электронные таблицы – 89%

-программы для создания презентаций – 89%

-распечатка доп.упражнений – 89%

-программы для работы с видео, звуком и графикой – 78%

-презентации, видеофильмы – 100%

- электронная почта – 100%

- поиск информации в интернете – 100%

- электронные тесты – 68%

- электронные словари и энциклопедии – 68%

- интерактивные доски – 25%.


2. Каким способом вы используете ИКТ для реализации профессиональных задач:

- делаю поурочное планирование –24

- ищу учебные материалы в Интернете – 100%

- использую ИКТ для мониторинга развития учащихся – 57%

- эффективно использую ИКТ для объяснения на уроке – 78%

- использую ИКТ для взаимодействия с учителями и родителями – 78%


3. Как ИКТ влияют на вашу работу?

-скорее помогают – 57%

-скорее мешают – 0

-в равной степени помогают и мешают – 18%.


4. 36% педагогов требуется помощь в овладении ИКТ.

5. 82% опрошенных считают, что использование ИКТ облегчают подготовку к урокам.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей.

Минусы дистанционного обучения:

1.Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

2.Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

3.Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

4.Отсутствует постоянный контроль над обучающимися. А мы знаем, что контроль является мощным побудительным стимулом.

5.В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

6.Многодетные семьи оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда невыполнимо.

7.Для учителя дистанционное обучение означает ненормированный рабочий день. И это не всегда положительно отражает на качестве образования.

8.Маленьким детям дистанционное обучение даётся с огромным трудом. Для них способность учится самостоятельно, без контроля, не всегда заканчивается успешно. Трудно представить, как первоклассники будут обучаться дистанционно. Дети день и ночь мечтают пойти в школу, общаться с первым учителем, одноклассниками. Ребёнок и не поймёт, как ему правильно учиться.

9.Порой и в классе трудно контролировать поведение детей, а следить за их поведением онлайн кажется и вовсе невозможным. Особенно, если всё время возникают какие-нибудь трудности: то соединение плохое, то не открывается файл, а то и вовсе компьютер сломался.

10. воздействие технических средств на учеников (рябь монитора, шум от системного блока или ноутбука, колонок, микрофона, светоотражение лучей от экрана или электронной доски).

Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.

Как учить? Как продолжить обучение, чтобы переход был наименее болезненным для учеников и помог учителю сохранить тот уровень обучения, который уже продемонстрирован участникам образовательных отношений. Дистанционные технологии обучения предполагают общение между учеником и учителем, хоть и на расстоянии. Но как вести уроки без доски и мела, когда ничего нельзя записать, показать, без живого общения? Может, просто указывать ссылки на видеоуроки для изучения новой темы, как мы это делали весной? Но ведь не каждый ученик может настроить себя так, чтобы полностью изучить новые темы без помощи учителя. И будет ли тогда целесообразно такое обучение? А значит, проведение онлайн-уроков просто необходимо. Самое сложное – это провести урок так, чтобы по своей сути онлайн-урок оставался тем же традиционным уроком, но проводимым в режиме онлайн-трансляции и с соблюдением учителем всех требований к традиционному уроку.

В первую очередь при разработке урока для дистанционного обучения принимаем во внимание изолированность учеников, для которых учебные материалы готовим с необходимыми инструкциями или пояснениями.

Вероятнее всего большинство из нас выберут платформу Zoom. Эта платформа позволяет без особого труда организовать бесплатно (что немаловажно) конференцию длительностью 40 минут, управлять участниками конференции. Программа подходит не только для индивидуальных, но и групповых занятий, ученики могут заходить как с компьютера, так и с планшета и телефона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции.

Zoom обеспечивает обратную связь между учителем и учениками. Самый простой способ провести урок в Zoom – это попросить учеников открыть их печатные учебники и по ним заниматься. В это время учитель может открыть электронную версию учебника у себя на компьютере, включить демонстрацию экрана в Zoom, чтобы показывать ученикам, что именно надо делать, на какие вопросы отвечать и какое задание выполнять. При изучении новой темы можно включить видеоурок, презентацию и т.д.

На мой взгляд, один из путей изучения той или иной темы такой: онлайн-урок по новой теме проводит учитель, в качестве домашнего задания дается ссылка на видеоурок или прикрепляется презентация, указываются страницы учебников и номера. На следующем уроке учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, составленные учителем. После проверки можно было оценить уровень усвоения новых знаний и продолжить изучение темы с учетом результатов.

Как предотвратить, или хотя бы минимизировать списывание с решебников, ГДЗ, друг у друга? И здесь существует самый простой алгоритм работы:

Составление заданий учителем (5-8классы).

Задания из других учебников, сборников.

Если задания из учебника, то обязательно добавить дополнительное задание или требование к выполнению задания.

Какие могут возникнуть трудности при дистанционном обучении?

1.Переизбыток коммуникации

Работая с учениками дистанционно, педагог должен как-то с ними общаться, чтобы организовать учебный процесс. Многие используют социальные сети или видеочаты, однако большинство всё же полагается на старые добрые емейлы. Трудности возникают с любым из этих способов коммуникации: и чаты, и почта одинаково быстро засоряются.

2. Доступ к заданиям

Дистанционное обучение эффективно только в том случае, если материалы будут доступны ученику. Несмотря на то, что современные дети буквально живут технологиями, некоторые из них до сих пор не имеют компьютера и смартфона с доступом к Интернету. И если у вас есть такой ученик, тогда возникает вопрос — как организовать его обучение?

Самое очевидное решение — обратиться к классному руководителю, а он в свою очередь должен связаться с родителями учащегося и передать список заданий на несколько дней.

А вот как эти задания потом проверить — мы должны решить. Если это самостоятельная или контрольная работа, то, очевидно, проверяем все работы. Если это очередная домашняя работа, то проверяем не менее 25% работ, т.е. если в классе 24 ученика, то проверяем ежедневно в этом классе не менее 6 работ.

3. Видеоуроки

Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для многих педагогов. Оказавшись в незнакомой ситуации, мы по инерции стремимся действовать по привычной схеме. Многие учителя пытаются повторить обычные школьные уроки в онлайн-режиме. Однако, дистанционное обучение требует других способов подачи материала и методик для вовлечения детей. Видеоуроки значительно упрощают процесс передачи информации и создают условия, максимально похожие на обстановку в классе: дети устанавливают зрительный контакт с учителем и получают визуальную репрезентацию происходящего. Однако такой способ проведения уроков несёт в себе немало трудностей. Прямые трансляции трудно контролировать, особенно если учитель дома не один. Появление кота или собаки в камере — это не самая досадная неприятность, которая может помешать работе. Гораздо хуже, если дома есть маленький ребенок, который привык громко играть или постоянно отвлекать родителя от его дел. Такая практика может поставить учителей в неудобное положение и значительно усложнить и без того нелегкую задачу. В конце концов, мы не обучены работе в прямом эфире: реальность такова, что этот метод преподавания требует много времени и может быть действительно стрессовым для человека, проводящего урок. Но так как мы поставлены перед необходимостью проводить видеоуроки, то, возможно, стоит попробовать записать пробный видеоурок. Это поможет вам избежать лишнего стресса и неприятных казусов во время прямой трансляции. Кроме того, наличие записи означает, что контент будет доступен в любое время, а значит, ученик всегда сможет пересмотреть видео и повторить пройденный материал.

Перегруппируйте темы, поставив в начало более простые. Первые несколько дней главная задача для Вас и Ваших учащихся — не содержание, а освоение нового формата.

4. Предоставление обратной связи

5. Учет особенностей современных детей.

6. Грамотная формулировка заданий.

7. Удерживайте внимание обучающихся.

И взрослому, и ребенку трудно долго концентрироваться на одном изображении. Чаще переключайте внимание детей: используйте видеоролики, добавьте в свои материалы иллюстрации и интересную инфографику. Если Вам нужно дать классу упражнение во время урока, подберите заранее платформу с подходящими заданиями и отправьте детям ссылку. Детям будет интересно, а вам не придется проверять сфотографированные тетради. Дети не видят, если Вы переключаете что-то у себя на компьютере или пытаетесь открыть программу — не молчите, комментируйте свои действия. Так Вы удержите внимание детей.

Вреден ли ребенку и учителю компьютер?! Да, вреден, но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, необходимо найти возможности сократить вред, причиняемый компьютером, и попытаться научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу. Здоровьесбережение на онлайн-уроках – задача учителя. Обучение онлайн требует того, что ребенок много работает на компьютере. Повредит ли здоровью ребенка длительное сидение перед экраном? При соблюдении принципов здоровьесберегающего обучения мы сможем сохранить психологическое и физическое состояние ученика и на онлайн-уроках. Следует учитывать сложности восприятия информации – невсегда хорошая связь, напряжение зрительного и слухового аппаратов, эмоциональное напряжение. Обязательно нужно правильно построить урок (смена видов деятельности), передавать доброжелательный, поддерживающий эмоциональный фон, проводить физминутки для глаз и снятия физического напряжения.

При дистанционном обучении, как никогда, необходимо соблюдать правила, которые обезопасят здоровье наших юных гениев: соблюдать чувство меры, время должно быть строго регламентировано, делать паузы, использовать оптимальные настройки монитора. Нельзя забывать, что всё хорошее в меру! Даже самый замечательный и полезный урок, организованный с помощью дистанционного обучения может стать вредным для ребёнка. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, к психологической зависимости от виртуального мира. Но те, кто не пренебрегает правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не испытает. И компьютер для них будет только другом.

Целью данного реферата является последовательное и всесторонне изучение методов дистанционного образования в современном мире.

Был написан во время профессиональной переподготовки.

ВложениеРазмер
referat_metody_distantsionnogo_obrazovaniya.docx 32.61 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Понятие дистанционного образования………………………………………4
  2. Методические особенности дистанционного обучения……………………6
  3. Формы дистанционного обучения …………………………………………………………………9
  4. Методы дистанционного образования……………………………………..10

Список используемой литературы ……………………………………………15

Целью данного реферата является последовательное и всесторонне изучение методов дистанционного образования в современном мире.

В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет-технологий, проблема развития дистанционного обучения приобретает особую значимость.

Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.

Интерес, который вызвали возможности дистанционного образования в России, весьма парадоксален. Дело в том, что сама форма обучения, когда учащиеся и преподаватели не общаются между собой непосредственно в течение всего учебного курса, хорошо известна в России. Это существующее во многих вузах заочное обучение. Качество и эффективность заочного обучения в современном его виде вызывает серьезные нарекания.

Естественно, что технологические особенности той или иной среды общения накладывают определенный отпечаток на само общение между педагогом и обучаемым, на стратегию и тактику обучения, методику обучения. Именно это влияние на методики обучения конкретным дисциплинам является темой большого количества зарубежных литературных источников и публикаций в периодических изданиях.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.

Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:

  1. существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
  2. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
  3. пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
  4. двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;
  5. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Таким образом, можно сказать, что дистанционное образование – это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и школа), а дистанционное обучение – это процесс получения знаний (за него ответственен ученик). По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

Ученые выделяют следующие преимущества и недостатки дистанционного обучения:

Преимущества дистанционного обучения :

  1. время и место обучения студент выбирает сам;
  2. доступ к учебным материалам с помощью интернет из любой точки нашей страны;
  3. учеба не будет мешать работе;
  4. гибкие сроки обучения;
  5. помогает снизить затраты на проезд к месту обучения и обратно;
  6. можно проводить обучение большого количества человек.

Недостатки дистанционного образования :

  1. рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения;
  2. необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;
  3. одной из проблем обучения остается проблема установления личности пользователя при проверке знаний. Невозможно предугадать, кто выполнил работу;
  4. для дистанционного обучения необходима самодисциплина;
  5. высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Итак, дистанционное обучение необходимо рассматривать как особый вид обучения, для которого характерны определенные цели, функции, принципы, способы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Отличие дистанционного обучения от заочного заключается в том, что дистанционное обучение призвано обеспечивать максимальную интерактивность процесса образования, которая предполагает интерактивность между обучаемым и преподавателем, а также обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также возможность группового обучения. Наличие обратной связи позволяет обучаемому получать информацию о правильности его продвижения в процессе получения знаний, а также осуществлять самоконтроль, самооценку в этом процессе.

Основные цели дистанционного обучения сегодня – это:

1. профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

2. повышение квалификации кадров по различным специальностям;

3. подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

4. подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

5. углубленное изучение тем, разделов из изучаемых дисциплин;

6. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучаемых по определенным дисциплинам;

7. базовый курс учебной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать очные учебные занятия;

8. дополнительное образование по интересам.

Планируемые результаты и содержание дистанционного обучения совпадают с результатами и содержанием очного обучения, отличие заключается в некоторых принципах обучения, а также формах подачи учебного материала и формах взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой.

Безусловно, дистанционное обучение должно строиться в соответствии со всеми дидактическими принципами, которые имеют место в современной педагогике: объективности, научности; связи теории с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности; наглядности и разнообразия методов; сознательности и активности обучаемых; прочности усвоения знаний, умений и навыков. Но существуют и специфические принципы дистанционного обучения.

Можно выделить такие специфические принципы дистанционного обучения:

  1. Принцип интерактивности . Дистанционное обучение должно обеспечивать интерактивное взаимодействие между всеми его участниками.
  2. Принцип открытости . Любой желающий должен иметь доступ к получению дистанционного обучения по его выбору.
  3. Принцип гибкости . Ход учебного процесса можно приспосабливать к индивидуальным особенностям обучаемого, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию и давая возможность обучаться в удобное время.
  4. Принцип адаптивности . Обеспечивается благодаря использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют адаптировать дистанционный учебный процесс к особенностям обучающихся.
  5. Принцип передаваемости . Заключается в возможности передачи образовательных текстов, аудио- и видеозаписей, телевизионных и компьютерных программ учебного назначения по всему миру.
  6. Ориентация на потребителя . Дистанционное обучение расширяет доступ к получению образования для людей, которые по разным причинам не могут получить очное образование.
  7. Принцип базовых знаний. Для начала дистанционного обучения пользователю необходимо владеть некоторыми начальными знаниями. Для этого в различных дистанционных курсах используется входной контроль.
  8. Принцип идентификации. Идентификация обучающихся – часть общих мероприятий по безопасности. Каждый пользователь дистанционного курса имеет свой логин и пароль для доступа к обучению на курсе. Также осуществляется идентификация личности ученика с помощью видеоконференцсвязи.
  9. Принцип индивидуализации. Обучаться на курсе дистанционного обучения можно в соответствии с индивидуальным темпом и индивидуальной образовательной траекторией.
  10. Принцип регламентности обучения. Д истанционное обучение должно быть подчинено определенным временным регламентам, например, устанавливается последний срок сдачи обучаемыми тестов, контрольных заданий и т.д.
  11. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Данные занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета. Для данных занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От первой формы занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы дистанционного обучения:

Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.

Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.


В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона.

Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения организуют учебные порталы. Они представляют собой ресурсы, которые содержат учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки и множество других материалов.

Все это стало возможно благодаря развитию информационных технологий и Интернет [4, c.113].

Но далеко не всегда дистанционное обучение находилось на столь высоком технологическом уровне. Для того что бы лучше понимать сущность и возможности современных технологий нужно изучить процесс становления данной системы, ее развитие.

Для начала рассмотрим, что положило начало дистанционному образованию в целом. Так как на начальных этапах оно начало развиваться за рубежом, дадим краткий обзор основных этапов.

  1. Развитие дистанционного образования за рубежом

Начальный этап развития дистанционного образования наметился в середине 19 века в Европейских странах. В частности, активное участие принимало Соединенное Королевство и Лондонский Университет.

Основоположником дистанционного обучения считается Исаак Питман. В 1840 году он начал обучать студентов стенографии в Объединенном Королевстве. Тогда это делалось с помощью отправки писем по почте. Именно этот год считается годом создания первого образовательного курса для дистанционного обучения.

В 1836 году в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет. Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях. Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии. Это направление оказалось востребованным и быстро обрело популярность. Поэтому в 1858 году возможность сдавать экзамены была предоставлена студентам из других стран. При этом, было неважно в каком учебном заведении они получали образование.

Этот опыт обучения стали перенимать другие учебные заведения. Стали создаваться колледжи, которые осуществляли обучение по почте, в соответствии с программой университетов.

Так же программа обучения по почте стала появляться в университетах в некоторых штатах. В газетах стали публиковать учебные материалы для рабочих добывающих отраслей, правила по технике безопасности и много другой информации, необходимой для правильной организации труда. Такие публикации стали очень популярны. Это привело к тому, что в 1891 году создали специальный курс, который стал моделью программы обучения по почте. Она охватывала разнообразные предметы. Уже в 1982 году в Университете Чикаго было создано первое отделение дистанционного обучения. В течении нескольких лет преподавание по почте появилось еще в нескольких учебных заведениях в разных штатах.

Примерно в это же время, в 1911 году, стали появляться курсы дистанционного обучения в Австралии. Они проводились на вузовском уровне в Квинслендском университете. Так же было организовано обучение по почте для детей, которые проживают далеко от школы.

За довольно короткий срок система дистанционного обучения распространилась по множеству стран. В том числе сюда входила возможность обучения для школ и технических училищ.

На этом этапе обучение осуществлялось в рукописном варианте. Учебники издавались в бумажной форме и доставлялись с помощью почтовых отправлений. Издания в то время не отличались высоким качеством печати и бумаги.

На втором этапе книги стали более качественными, в них появились цветные иллюстрации. Так же материалы дополнялись аудио и видеозаписями. Этот этап относят к 1969 году, когда в Великобритании появился Открытый университет.

Третий этап связан с активным развитием информационных технологий. Сюда относится работа с электронной почтой, возможность использования телеконференций, работа с графикой и мультимедиа. Иными словами, на современном этапе развития общение между преподавателем и студентом устроено максимально технологично и удобно.

  1. Развитие дистанционного образования в России

В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях. В 60е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а так же факультеты заочного образования.

На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме. В начале курса проводились установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным. Предоставлялось описание курса и выдавались необходимые материалы. На протяжении указанного срока, студент самостоятельно изучал информацию по курсу. При этом, мог созваниваться или переписываться с преподавателем. По итогам года или семестра студенты приезжали в учебное заведение на сессию.

Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошла из-за кризисных явлений в экономике и политике. Тем не менее и в 90е годы прошлого века в нашей стране были определенные этапы в развитии дистанционного обучения. Так, в 1993 году в России был открыт филиал ЕШКО. Эта программа позволяла удаленно изучать английский язык с помощью кассет. В данной системе предлагались различные уровни изучения языка. По итогам прохождения курса выдавался сертификат. Многих привлекала эта система, так как она была новой, необычной и более интересной, чем изучение языка на курсах.

Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО. Благодаря этому появилось содействие в развитии дистанционного образования. Это предполагало более серьезную систему образования и основательный фундамент для рассматриваемой сферы. Был открыт МТИ ВТУ. Этот институт предлагал образование по различным дистанционным программам. В 2000 году он получил аккредитацию и продолжает активно развиваться. Институт выдает дипломы государственного образца.

В 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования. Именно тогда международная ассоциация ADL — AdvancedDistributedLearning сделала официальное заявление о том, что закончены испытания Российской системы дистанционного обучения. Было признано соответствие системы Redclass международному стандарту SCROM 1.2. Таким образом, эта система стала первой, признанной на международном уровне. Указанный стандарт поддерживается всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения.

На последующем протяжении дистанционное образование активно развивалось и в настоящее время стало неотъемлемой частью образовательных программ в большинстве учебных заведений. В нашей стране разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видеоконференции, тестирование через Интернет.

В целом по стране около 40 % ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения. Так же существует множество курсов в рамках реализации рассматриваемой программы. Активно локализуется зарубежный контент.

  1. Перспективы и сложности развития дистанционного образования в России

Основным недостатком является то что в настоящий момент недостаточно хорошего электронного контента. Необходимо постоянно работать над новыми возможностями, потому что в этом заинтересованы крупные компании.

В целом, в крупных городах нашей страны дистанционное обучение стало довольно популярно и люди охотно занимаются по этой схеме. Что касается регионов, то здесь существуют проблемы в виде культурных барьеров, неразвитой инфраструктуры. Это связано с тем, что люди недостаточно активно используют Интернет, и само развитие сетевых технологий находится на невысоком уровне. Кроме того, жителем небольших городов непривычно использовать подобные технологии. Тем не менее, именно регионы являются перспективным рынком, потому что жители смогут позволить себе обучение в учебных заведениях больших городов [1, c. 99].

По данному вопросу существует много мнений и вариантов развития. В целом, в настоящее время статистика говорит о примерно одинаковом соотношении студентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, обучающихся по дистанционном курсам.

Сейчас наблюдается высокий темп роста рынка информационных технологий. Они активно внедряются практически во все сферы деятельности. В этой связи, предприятия заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров. Таким образом, потребность в образовании растет и дистанционные программы обучения имеют много перспектив для развития. Необходимо комбинировать традиционные методы обучения и инновационные системы.

В настоящий момент перспективным направлением является корпоративный сектор, центры переподготовки кадров и повышения квалификации. Что касается высших учебных заведений и колледжей, то здесь тоже перспективно реализовывать дистанционные курсы. Студенты выбирают эту форму обучения, если работают, имеют семьи и хотят совмещать это с получением образования. Так же очень часто студенты дневной формы имеют возможность учиться параллельно на отделении дистанционного обучения. Таким образом, часть дисциплин может быть перезачтена и студент получит две специальности за короткий срок [2, c. 30].

В настоящее время популярность дистанционного образования продолжает расти. Применение таких технологий позволяет обучаться не покидая своего города, имеет более низкую стоимость. Так же появилась возможность для жителей регионов, где недоступен ряд специальностей, которые есть в крупных городах. Студенты имеют возможность более гибко подходить к процессу обучения, а так же общаться с преподавателем по необходимым вопросам. Все эти положительные стороны открывают множество перспектив развития дистанционного обучения в нашей стране.

  1. Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 98–102.
  2. Андреев А. А. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 29–33.
  3. Андреев А. А. Роль и проблемы преподавания в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 41–45.
  4. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113–117.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, возможность, развитие, система, студент, эта, Лондонский Университет, Советский Союз.

Похожие статьи

Анализ мирового рынка дистанционного образования

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз. Обзор технологий электронного обучения.

Анализ российского рынка дистанционного образования

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего.

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

Этапы развития дистанционного обучения | Статья в журнале.

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного.

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных.

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

Возможность расширения как круга слушателей, обучаемых в системе дистанционного обучения (СДО), так и добавления программ и курсов обучения и образования. - Перспективы развития платформы.

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности.

дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

Читайте также: