Олимпийская мифология боги и герои доклад

Обновлено: 05.07.2024

№1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов.

Второй период развития греческой мифологии связан с победой патриархата. Новые боги предстают совершенно очеловеченными и антро­поморфными, но в каждом из них есть черты его бесконечно далекого прошлого, когда боги почитались в виде предметов (фетишизм) или в облике животных (тотемизм).

Затем, согласно иерархии Олимпа, следуют:

Посейдон - брат Зевса, бог моря, землетрясений, коней, покрови­тель мореплавателей;

Гера - супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, по­кровительница брака;

Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и сельского хозяйства, мать Персефоны, супруги Аида;

Афина - дочь Зевса (рожденная им самим), богиня ремесел, мудрости и справедливости, военной мощи, богиня-покровительница Афин;

Гефест - сын Зевса и Геры, хромой бог кузнечного дела и других ремесел;

Аполлон - сын Зевса и Латоны, бог дельфийского оракула, музыки и пения, покровитель медицины, пастухов и стад, мудрый прорицатель;

Артемида - дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня охоты, покровительница диких животных, предводительница нимф;

Гермес - сын Зевса и нимфы Майи, вестник богов, бог торговли, удачи; проводник в царство мертвых,

Дионис - сын Зевса и Семелы, бог эмоциональной свободы, драмы, вина, бог производительных сил природы;

Арес - сын Зевса и Геры, покровитель фракийцев, бог кровавой и вероломной войны.

Олимпийские боги - их образы и функции в эллинской мифологии

Мифологические герои Древней Эллады

С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного всемогущей природой.

Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. патриархальная община водворяется теперь и на горе Олимп Зевс, который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар (глубочайшая бездная под царством Аида). За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и, вероятно, царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. Тезей убивает минотавра.

Всем теперь правит Зевс и все стихийные силы оказываются в его подчинении; он уже не ужасный гром и ослепительная молния, которых люди только боятся, - теперь к нему можно обратиться за помощью. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Ника Победа больше не страшный и непобедимый Демон, а прекрасная крылатая богиня, которая является символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее беспорядочных действий; теперь она богиня права и справедливости. Детьми Зевса и Фемиды являются оры - веселые, вечно танцующие богини времен года и государственного распорядка, посылающие осадки. Геба - богиня и символ вечной юности. Даже Мойры, страшные и неведомые богини рока и судьбы, трактуются теперь как дочери Зевса, ведут блаженную жизнь на светлом и веселом Олимпе. Аполлон и 9 муз, Афродита и Эрот, хариты - грации. Бог Посейдон и Аполлон строят стены Трои. Дионис - бог виноделия. В царстве Аида протекает леденящая всё священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там же струятся дающие забвение всему земному воды реки Леты. Носятся и стонут бесплодные легкие тени умерших. Пес Кербер сторожит выход. Перевозчик душ Харон. Аид сидит на троне со своей женой Персефоной, ему служат богини мщения Эринии, которые преследуют преступников. Судьи умерших - Минос и Радамант. Гипнос погружает смертных в сон: не могут противиться ему ни смертные, ни боги. Боги сновидений. Над всеми привидениями властвует богиня Геката.

Звери приручаются человеком, отголосок чего мы получаем хотя бы в мифе о Геракле и усмирении им диких коней Диомеда. Орфей укрощал пением бури, грозы и диких зверей, что тоже было символом власти человеческого интеллекта и человеческого торжества над силами природы.

В лице Геракла героическая эпоха достигает наивысшего расцвета. Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, не только истребитель разного рода чудовищ: Немейского льва, Лернейской гидры, керинейской лани, Эримантского вепря и Стимфалийских птиц; он не только победитель природы о мифе об авгиевых конюшнях и победитель матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если он своей победой над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона еще сравним с другими героями, то есть два его подвига, которыми он превзошел всех героев древности: на крайнем западе Геракл дошел до сада Гесперид и овладел их яблоками, а в глубине земли добрался до самого Цербера и вывел его на поверхность.

Подобного рода мифы могли появиться только в эпоху сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. Не удивительно, что такой герой был взят Зевсом на небо и там вступил в брак с Гебой, богиней вечной юности.

Многие мифы говорят о победе человека над природой. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкса, Сфинкс бросился со скалы; когда Одиссей не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли; когда аргонавты благополучно проплыли среди Симплегад - скал, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то эти скалы остановились навсегда. Когда те же аргонавты проплыли мимо знаменитых яблок Гесперид, то охранявшие их Геспериды рассыпались в пыль и только в дальнейшем приняли свой прежний вид.

В древнегреческой мифологии боги представлены тремя поколениями. Первое поколение – гиганты, второе поколение – титаны и титаниды; третье поколение – боги Олимпа.

Доолимпийский период

Олимпийский период. Ранняя классика

Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра - культурного земледелия, Афина Паллада - честной, открытой и организованной войны (в противоположность буйному, анархическому и аморальному Аресу), Афродита - богиней любви и красоты (вместо дикой прежней всепорождающей и всеуничтожающей богини), Гестия - богиней домашнего очага. Даже Артемида, которая сохранила древние охотничьи функции, приобрела красивый и стройный вид и превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям. Ремесло также обрело своего покровителя, а именно - Гефеста. В XX гомеровском гимне ему приписывается покровительство всей цивилизации. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю; он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего, преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней (вместо того, чтобы прятаться от нее), находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей.

Если раньше нимфы рек и озер - наяды или нимфы морей - нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и др. - это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудрому богу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования.

Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим перуном.

Местом вечного обитания богов считался Олимп на границе между Фессалией и Македонией. Но это же название относилось еще к 16 горам в Малой Азии, на островах Эгеиды и в южной части Балканского полуострова. Возможно, что резиденция богов перемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Греция начинала играть все большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как бы пунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.

Уделы богов

Кроме Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую земную родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания богов становились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения — храмы, именно они мыслились земными дворцами богов и богинь, наряду с особым, принадлежащим каждому богу помещением в небесных чертогах. Родиной Зевса называли гору Иду на острове Крит, местом рождения Аполлона и Артемиды — каменистый островок Делос. Гефест, родившийся на Олимпе, получил вторую родину на острове Лемнос, куда он был сброшен матерью. Нетрудно понять, что стоит за этими представлениями: место первоначального почитания бесчисленных божков до их превращения в великих богов и богинь и перенесения на Олимп.

Атрибуты богов

№ 2. Мифы о героях. Троянский цикл. Беллерофонт. Персей

Кто такой герой?

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных.

Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, но лишен бессмертия (привилегия божества) → противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии.

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов.

В мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги героев, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом.

Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей).

Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею).

Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны - последнего большого деяния героического века - Геракл освобождает Прометея.

Самый великий и могущественный из греческих богов, громовержец, сын Реи (Земли) и Кроноса (Времени). Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей и вместе с ними вступил в борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.

Боги Олимпа (Антонио Веррио)
Падение гиганов (Джулио Романо)
Спор Посейдона и Афины (Блондель Мерри-Жозеф)

Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких великанов - гека-тонхейров и с их помощью низверг туда титанов. Ему помогал титан Прометей, который перешел на его сторону. Свергнув Кроноса, Зевс и его братья разделили свои владения. Зевс оставил себе небо, Посейдону досталось море, а Аиду - подземное царство душ умерших. И стал Зевс царить на Олимпе в окружении сонма богов. Рядом с Зевсом на троне сидит его жена, величественная богиня Гера.

Посейдон

Брат Зевса и Аида, сын Реи и Кроноса. Его символом является трезубец. Он величествен, подобно Зевсу, хотя и находится у брата в подчинении. Он - владыка морских просторов. Вместе с тем Посейдона часто связывают с культом быка или коня, он считается покровителем рыболовства. Споря с Афиной, кто больше достоин властвовать в Аттике, он дарит людям родник, который забил на Акрополе от удара его трезубца. Он выступает на стороне Агамемнона и Менелая в войне с Троей.

Согласно легенде, он требует независимости Коринфа, Наксоса и Эгины. Вместе с Посейдоном живет его прекрасная супруга Амфитрита. Их подводный дворец находится в Эгейском море. В сопровождении сонма морских божеств Посейдон мчится по морю на своей колеснице, запряженной дивными конями с длинными золотыми гривами. Когда он взмахивает своим трезубцем, на море поднимается буря, а когда простирает его над бушующими волнами, они успокаиваются.

Лучшие отели Греции Посмотреть все

Stella Island Luxury Resort & Spa

Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц. Подробнее

10% скидка на Раннее Бронирование, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Amada Colossos Resort

5-звездочный отель с видом на пляж Каллифея - на восточном побережье Родоса, с прямым выходом на 430-метровый золотистый пляж и Эгейское море. Подробнее

10% скидка по спец-предложению отеля, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Pomegranate Wellness Spa Hotel. Неа Потидеа, Халкидики

Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами. Подробнее

До 15% скидка отеля, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Дочь Реи и Кроноса, сестра и жена Зевса, послушная и почитающая своего супруга. Боги чтят Геру, хотя из ревности - ее супруг очень любвеобилен - она жестоко преследует своих соперниц. В споре, начатом из-за брошенного Эридой яблока, предназначавшегося прекраснейшей из богинь, и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Гера, как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев. В то время как Зевс правит на небесном своде, Гера, как богиня женщин, покровительствует браку, а ее дочь Илифия - роженицам. Гера - богиня ясного неба. Из ее детей наиболее известны Арес, Гефест и Геба.

Зевс (Рубенс)
Посейдон (Джон Синглтон Копли)
Зевс и Гера (Рубенс)

Гестия

Старшая дочь Реи и Кроноса, олицетворяющая вечную чистоту, счастье и справедливость. Посейдон старался добиться ее благосклонности, но тщетно. В период античности она особо почиталась как покровительница вечного огня, который никогда не должен погаснуть. Гестия была символом как домашнего очага, так и единства греческого народа.

Деметра

Дочь Реи и Кроноса, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Гестии, она дарует земле плодородие. Аид похитил и забрал к себе в подземное царство ее дочь Персефону, предназначенную ему в жены Зевсом. Оплакивая несчастную судьбу своей дочери, Деметра спустилась с Олимпа и появилась на земле в траурном платье, принеся с собой голод и засуху.

По приказу Зевса, взволнованного грозившей людскому роду гибелью, Гермес отправляется на поиски Персефоны в мрачное царство Аида. Встреча с дочерью произошла в Элевсине. Радостная Деметра вернула земле плодородие. Но Зевс решил, что Персефона две трети года будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть года - возвращаться к своему мужу Аиду в подземное царство. Это символизирует смену времен года: зимы (материнской печали) и лета (радости встречи). Деметра - мать всего живого на земле, символ процветания, прихода весны.

Афродита

Возвращение Персефоны (Моление, Эдмунд Блэр Лейтон)
Афродита (Сандро Боттичелли)
Диего Веласкес-Кузница Вулкана

Гефест

Сын Зевса и Геры. Он родился некрасивым, и Гера, не желавшая, чтобы ее уродливый сын оставался на Олимпе, сбросила его вниз. Гефеста воспитали морские богини Эвринома, дочь Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Он вырос некрасивым и хромым, но сильным.

Гефест был замечательным кузнецом: он создавал изумительные украшения из золота и серебра и это он выковал Ахиллу оружие и великолепный щит. Матери Гефест со временем отомстил, приковав ее к креслу. По одной из версий, позднее Зевс вышвырнул Гефеста с Олимпа за то, что он заступался за Геру. Упав с Олимпа, Гефест попал на остров Лимнос. Его женой была прекрасная богиня Афродита. Гефест (у римлян - Вулкан) - бог огня, бог-кузнец.

Афина

Согласно мифу, Зевс проглотил свою супругу Метиду, беременную Афиной, поскольку знал, что сын от Метиды лишит его власти над миром. После этого у него началась невыносимая головная боль. По приказанию Зевса Гефест разрубил ему голову топором, и на свет появилась Афина в шлеме, с копьем и щитом - такая, какой она изображена на восточном фронтоне Парфенона. Афина - богиня мудрости и справедливости. По силе и мудрости она равна Зевсу. Она стоит на защите городов и крепостей, покровительствует греческим героям, помогает им советами.

Афина построила город Афины и подарила людям священное дерево - оливу. Она помогает ремесленникам - гончарам, ткачихам, строителю корабля аргонавтов. Некоторые источники утверждают, что ее сыном был Аполлон. Гигантская статуя Афины, покрытая слоновой костью и золотом, созданная Фидием в 30-х гг. V в. до н.э., стояла в Парфеноне на афинском Акрополе.

Аполлон

Бог солнечного света, сын Зевса и Лето (Латоны), родился на острове Делос. Остров называли светящимся из-за золотых цветов, которые покрывали его. По преданию, ревнивая Гера запретила возлюбленной своего мужа ступать на твердую землю. Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. По просьбе Зевса Посейдон поднял на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), украденный Сциллой и спрятанный в волнах. На плавучем острове и укрылась Лето, здесь она смогла спокойно родить близнецов - златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду.

После этого громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, остановили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море. Пальма, под которой Лето произвела на свет своих божественных детей, стала священной. Стрелы Аполлона всегда попадают в цель. Аполлон много путешествует, но всегда возвращается на свой родной остров Делос (современный Дилос). Возле Дельф он убил дракона - чудовище Пифона, преследовавшего его мать. В честь этой победы был сооружен Дельфийский храм, главный центр почитания Аполлона.

Афина Паллада (Рембрандт)
Аполлон (Розальба Каррера)
Артемида (Гилльермо Синьяк)

Дельфийские оракулы оказывали огромное влияние на ход истории Греции. Обладавший даром предвидения Аполлон наделял этим свойством людей. Он считался также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Его часто изображали с лирой в руках, полученной от Гермеса. На Парнасе он водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины. Аполлон почитался и как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом - отвратителем бед и богом исцеления. Священным деревом Аполлона был лавр.

Артемида

Прекрасная юная девственница Артемида, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, родилась на острове Делос. Артемида появилась на свет первой и сразу стала помогать матери, приняв на руки Аполлона. С луком и колчаном, с копьем в руках охотница Артемида в сопровождении нимф проводит время в лесах.

Артемида - богиня плодородия, она проявляет заботу обо всем, что растет на земле. Она покровительствует домашним животным и диким зверям. Считалось, что она благословляет рождение, свадьбу и брак. Однако эта богиня обладала решительным характером, и горе было тому, кто ее прогневил. Так, она наслала страшного вепря на Калидон за то, что царь Ойней, собрав богатый урожай, послал дары всем богам, кроме нее. Богиня жестоко покарала охотника Актеона, нечаянно подсмотревшего ее омовение: она превратила юношу в оленя, и его разорвали собаки, с которыми охотился он и его друзья.

Гермес

Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире. Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес - вестник богов, покровитель путников. Он - посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор. Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.

Дионис

Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы. Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.

Гермес
Дионис (Караваджо)
Прометей (Карл Раль)

Пан - сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан - бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.

Прометей

За то, что он научил людей строить дома и добывать огонь, Зевс повелел приковать титана Прометея к вершине Кавказа крепкими цепями. Каждый день к нему прилетал огромный орел и выклевывал печень несчастного. На месте своих мучений Прометей встретился с Ио, дочерью речного бога Ипаха. Ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стерег стоокий Аргус. Прометей предсказал Ио, что она произведет на свет Эпафа.

Проклятие Зевса с Прометея снял Геракл, который убил орла. А освобождение Прометей получил, открыв Зевсу великую тайну: громовержец не должен вступать в брак с морской нимфой Фетидой, так как судьбой предопределено, что, кто бы ни был мужем Фетиды, от него у нее родится сын, который будет могущественней отца. По совету Прометея Фетиду отдали в жены Пелею, и она родила Ахилла, одного из величайших героев Греции.

Древнегреческая религия менялась на протяжении веков, и вместе с ней трансформировались образы и функции богов и смысловое наполнение мифов. Олимпийский пантеон в его классическом виде, состоящий из двенадцати главных богов, окончательно сформировался в период эллинизма. В процессе трансформации изменялась и внешность богов, и связанная с ними символика, и распределение сфер влияния. Одни из них возвысились и приобрели статус главных богов, а другие, напротив, утратили свое значение и постепенно отошли на второй план.

Аполлон и Артемида

Изучение древних памятников восточной литературы и искусства позволило ученым установить сходство многих богов греческого пантеона с вавилонскими, хеттскими, финикийскими богами. Особенно заметны восточные черты у Афродиты, Аполлона и Артемиды

Живые боги

Что же представлял собой языческий пантеон древних греков в классический период? Боги Олимпа, вполне возможно, показались бы современному человеку чуждыми и непонятными. Отличительная черта монотеистических религий — сосредоточение в образе бога моральных и этических принципов, нравственного начала, которому человек должен подражать.

Андреа Аппиани. Олимп. Нач. XIX в. Пинакотека Брера, Милан

Языческие боги древних греков совершенно лишены подобных черт. Они отнюдь не являются сосредоточением нравственности, скорее наоборот, порой ведут себя чересчур разгульно. Олимпийцы бессмертны, почти неуязвимы и невероятно могущественны, им под силу видеть будущее, вмешиваться в жизнь других богов и людей, но при этом их обуревают вполне человеческие страсти — любовь, гнев, ненависть.

Кроме того, их могущество ограничено влиянием судьбы, которой они подчиняются, как и простые смертные. Есть проблемы у богов и с авторитетом — поскольку их поведение далеко не идеально и не может служить никому примером, люди хоть и боятся их гнева и уважают за силу, но не почитают их подобно богам монотеистических религий.

Гора Олимп

Этот взгляд на богов, несомненно, уходит корнями в особенности общественного строя периода эллинизма. Власть в Древней Греции принадлежала аристократам, они занимали господствующее положение в обществе, часто проводили время в праздности, а их главными занятиями были война и охота. Не правда ли, очень похоже на образ жизни богов-олимпийцев?

Каждый бог древнегреческого пантеона соединялся в сознании людей с определенным деревом или животным, а часто — и с тем, и с другим. Змея и сова были символами Афины, дуб ассоциировался с Зевсом, виноградная лоза — с Дионисом. У Аполлона был довольно длинный список связанных с ним предметов, растений и животных: его имя связывали с каменными колоннами и обелисками, лавром, кипарисом, дельфином, мышью, бараном, волком. Чем больше подобных связей у бога с живой и неживой природой, тем глубже его культ уходит в древние времена фетишизма и обожествления природы.

Все олимпийцы связаны между собой родственными узами, а их функции нередко пересекаются. По одной версии, эти родственные связи могут быть рудиментом матриархальной родовой общины времен палеолита, по другой — отражают общность древнегреческой аристократии как отдельного класса со своими обычаями и функциями.

Гора с олимпийскими богами

У каждого олимпийского бога была своя местность — священная роща, пещера, остров или гора, где он родился или с которой был особым образом связан. Родиной Зевса считали гору Ида на Крите, Аполлона и Артемиды — остров Делос, Гефест обрел вторую родину на острове Лемнос, куда его сбросили с Олимпа

Одни боги-олимпийцы более могущественны и почитаемы людьми, другие уступают им в силе и широте влияния, а некоторых богов и вовсе исключили из главного пантеона или не допустили в круг избранных. О причинах такого расслоения мы поговорим чуть позже, а пока познакомимся поближе с богами-олимпийцами и их функциями.

Зевс Олимпийский

Скульптура Фидия - Зевс

Зевса принято изображать мускулистым зрелым мужчиной с правильными чертами лица, кудрями и бородой, однако он может принимать любой облик: дождя, орла или человека. Одно из самых известных его изображений в человеческой ипостаси — скульптура Фидия

В древние времена Зевс владел не только землей, но и подземным царством, но позже стал исключительно светлым богом. Зевс Олимпийский — отец богов и людей. Он сам и боги, порожденные им, постепенно преобразуют мир, даруя ему порядок, науки, искусства и нормы морали. В честь Зевса проводились Олимпийские игры, бывшие символом единения греческих полисов.

Образ Зевса отражает укрепление патриархальной власти царей и аристократии, однако в архаической Греции их власть еще не абсолютна — как и власть Зевса на Олимпе. Лишь в эллинистическую эпоху Зевс становится всемогущим властителем всего сущего, приближаясь к богу монотеистических религий.

Двенадцать богов-олимпийцев

Традиционно к двенадцати богам-олимпийцам в греческой мифологии относят Зевса, его жену Геру, его братьев Посейдона и Аида, сестру Деметру, дочь Афину, а также Гермеса, Гефеста, Афродиту, Аполлона, Артемиду и Ареса

Владыка вод

Посейдон Олимпийский — бог моря, его атрибут — волшебный трезубец, которым он способен поднимать бурю и извлекать влагу из земли. Посейдон (по одной из версий) считается отцом волшебного коня Пегаса. Если на море поднимается волна с пеной — это Посейдон спешит куда-то на своей колеснице. Живет он не на Олимпе, а в своих подводных чертогах.

Наделенный буйным нравом, Посейдон в гневе способен уничтожать без разбора виновных и невиновных, он губит корабли, пересекающие море, посылая на них бурю или разбивая их о скалы своей божественной дланью.

Посейдон считает себя равным Зевсу и не признает абсолютной власти последнего, участвует в заговоре против Зевса и втайне от него помогает ахейцам в войне с Троей. В гневе за ослепление циклопа Полифема Посейдон преследует Одиссея, любимца других богов, не позволяя тому вернуться домой. Соперничество Посейдона и Зевса — это соперничество древнего хтонического божества с новым богом-отцом патриархата.

Бог мертвых

Аиду не приносят жертв, он редко вмешивается в земные дела, его сила — в неотвратимости: никто из смертных не может избежать сошествия в Аид, и лишь немногим довелось побывать там и вернуться в мир живых.

Греческий философ Эвгемер (IV-III вв. до н. э.)

По мнению греческого философа Эвгемера (IV-III вв. до н. э.), в образе Зевса до нас дошли сведения о некоем великом воине, древнем царе Крита, похороненном в Кноссе

Царство мертвых в разных источниках описывалось по-разному, постепенно обогащаясь деталями и подробностями, но у него обязательно имелся вход, защищенный крепкими воротами, которые охраняло чудовище Цербер.

Женское царство

Гера — младшая сестра Зевса и его жена (к моменту возникновения этого мифологического сюжета у греков еще сильна была память о родовой общине времен неолита). Символ Геры — корова, что также указывает на древнейшее происхождение ее образа. Ее земная родина, согласно мифам, — остров Самос.

Гера

Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра и Афина — боги исконно греческого происхождения. Именно поэтому они имели наибольший вес на Олимпе и почитались на всей территории Греции

Гера и Зевс

В образе Геры прослеживаются древние мотивы, характерные для матриархата: она сильна, самостоятельна, нередко ссорится с Зевсом, гневается, ревнует и преследует его возлюбленных и внебрачных детей, ничуть не опасаясь возражений мужа. В Троянской войне она поддерживает ахейцев вопреки воле Зевса.

В то же время культ Геры отражает ценности нового, патриархального общества — она покровительница священных брачных уз, помощница в родах и хранительница семейного очага.

Рембрандт. Афина Паллада. Ок. 1655. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

Щит из козьей шкуры с головой горгоны Медузы

Главный атрибут Афины — эгида, щит из козьей шкуры с головой горгоны Медузы, обладающий огромной волшебной силой и устрашающий самых сильных воинов. В античной традиции ее обычно изображали в панцире и шлеме, с эгидой в руках

Миф о Деметре и ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, — это миф о постоянной борьбе жизни и смерти. Символом этой борьбы греки считали смену времен года. По приказу Зевса Аид возвращает Персефону матери, однако треть года она обязана проводить в царстве мертвых, и в это время на земле наступает холод, а растения увядают. Когда же Персефона возвращается на Олимп, природа вновь возрождается, всё начинает цвести и плодоносить.

Грозные и прекрасные

Аполлон

В период архаики Аполлон сочетал в себе функции губителя и целителя. С одной стороны, с его именем связывали человеческие жертвоприношения, с другой — он отец бога медицины Асклепия, в римской традиции — Эскулапа

Аполлон и Артемида — близнецы, дети Зевса и Лето. Считается, что образы этих богов заимствованы греками из Малой Азии. Это подтверждает, в частности, тот факт, что у Гомера Аполлон и Артемида поддерживают троянцев. Брат и сестра наделены многими хтоническими чертами, их никак нельзя назвать однозначно светлыми богами, у них есть свои мрачные стороны. То же самое можно сказать об Аресе, сыне Зевса и Геры. Бог войны как слепой безжалостной стихии, он внушает не столько почтение, сколько ужас.

Образ Аполлона сильно трансформировался с древнейших времен до классического периода. Грозный Аполлон, обладающий властью над жизнью и смертью, покровитель пастухов, пророк и оракул, в героический период постепенно приобретает все больше светлых черт. Теперь он строит города, учит людей мудрости, защищает отцовское право и прекращает распри. В период эллинизма Аполлон и вовсе превратился в стройного и прекрасного юношу, бога света и солнечного тепла, покровителя музыки, танцев и прочих искусств. Одно из имен классического Аполлона Олимпийского — Мусагет, то есть водитель муз.

Шарль Менье. Аполлон и Урания. Ок. 1800. Художественный музей Кливленда, США

Артемида

В древней Спарте во время праздников, посвященных Артемиде, юношей укладывали на алтарь богини и секли прутьями до крови, а жрица, поднимая или опуская статуэтку Артемиды, регулировала силу ударов

Артемида — богиня охоты, сестра-близнец Аполлона. Ее атрибуты — лук и стрелы, ее окружает свора собак, а ее древнейший символ — медведица. Артемида, как и ее брат, считается древнейшей богиней негреческого происхождения. Об этом свидетельствует ее непреклонность, агрессивность и беспощадность, а также тот факт, что ей приносили человеческие жертвы. Она же охраняет дикую природу от варварского истребления человеком, так что в современном понимании ее вполне можно назвать богиней экологии.

Наследие древности

Оставшиеся олимпийские божества — Арес, Гермес, Гефест и Афродита — также негреческого происхождения. По этой причине они никогда не претендовали на лидерство в греческом пантеоне.

Арес — бог войны ради войны фракийского происхождения. В период архаики он считался сыном Геры, рожденным ею единолично, без участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку. Свои хтонические черты Арес сохраняет вплоть до классического периода. Он порождает фиванского дракона, его дети от земных женщин славятся необузданным нравом, его спутники — богиня раздора Зрида, а также Фобос и Деймос, Страх и Ужас, вечные спутники войны. Атрибуты Ареса — копье, горящий факел, коршун, собаки.

Гефест — бог огня и кузнечного дела, в образе которого нашел отражение древнейший культ огненной стихии. В ранних мифах его порождает Гера в одиночку в отместку Зевсу, в классический период он — нелюбимый сын Зевса и Геры. Родители дважды сбрасывали его с Олимпа, из-за чего он стал хромым и уродливым. С одной стороны, на Олимпе он нередко прислуживает остальным богам и развлекает их, будто шут. С другой стороны, именно он создает оружие для героев Знея и Ахиллеса, кует Зевсу громы и молнии, вместе с Афиной обучает людей ремеслам. Его брак с Афродитой, богиней любви и красоты, отражает представление греков о единстве и борьбе противоположностей.

Гермес классического периода — покровитель героев. Именно он вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы. Благодаря близости Гермеса к подземному миру, тайные оккультные сочинения, доступные только посвященным, стали называться герметическими.

Афродита — богиня любви и красоты. Согласно древнейшей версии мифа, она появилась из крови оскопленного Урана, а это значит, что Афродита даже старше Зевса. Афродита олицетворяет всепоглощающую, стихийную силу любви, что роднит ее с хтоническими божествами доолимпийского периода. Сила Афродиты столь велика, что любовному чувству не могут противостоять ни люди, ни боги. Сопротивляться этой силе могут только три богини — Афина, Артемида и Гестия. Афродита покровительствует героям: она обещает Парису любовь Елены и становится косвенной виновницей Троянской войны, в которой вместе с Аполлоном, Артемидой и Аресом выступает против ахейцев.

Классическая Афродита становится дочерью Зевса и Дионы, богиней плодородия, вечной весны и жизни. Ее атрибуты — розы, мирт, фиалки, нарциссы и лилии, а также волшебный пояс, в котором заключены любовь и желание. Ее сопровождают волшебные существа — нимфы и хариты, а также сын Эрот — крылатый мальчик, поражающий людей любовными стрелами. Афродита родила после тайной связи с Аресом, поэтому Эрот столь беспощаден и безжалостен, от его стрел нет спасения никому.

Гестия — богиня домашнего очага

Гестия — богиня домашнего очага, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса. Она практически не принимает участия в мифологических сюжетах, превратившись в символ незыблемости и надежности космоса

Отверженные боги

Дионис оказался среди отверженных богов по другой причине — из-за своей тесной связи с народом. Бог вина и виноделия, он стал вечным соперником и полной противоположностью Аполлону, богу аристократов. Аполлон охраняет созданные богами порядки, тогда как Дионис, напротив, освобождает людей от любых правил и условностей. Аполлон олицетворяет меру во всем, в том числе в искусстве, Дионис — безудержное веселье. Дионис первым открыл пьянящие свойства виноградного вина, обучил людей виноделию, он дарует им свободу от забот, помогает отвлечься от изнурительного труда и однообразного быта.

Леонардо да Винчи. Вакх. Ок. 1510-1515. Лувр

Его атрибуты и грозное оружие — виноградные лозы, оплетающие врагов и лишающие их силы. Он способен оборачиваться козлом или быком, а его символ — фаллос. В его честь праздновались Дионисии, во время которых устраивались состязания поэтов, ставились драмы и комедии.

Появление богов

Вначале миром правили титаны. Главным среди них был Кронос. Он когда-то сверг своего отца. И теперь боялся, что его может ждать та же участь. Поэтому Кронос поедал своих детей. Но одному из его сыновей — Зевсу удалось выжить. Вскоре он набрал силу и освободил других богов из утробы Кроноса. Это были:

Вместе с ними он выиграл войну против титанов и Кроноса. Поверженных врагов Зевс запер в подземную темницу — Тартар.

Боги Древней Греции — доклад.

Старшие боги

Все боги Древней Греции делились на старших и младших. К старшим относились три брата, которые властвовали над миром. Они занимали вершину языческого пантеона древних греков. Это были Зевс, Аид и Посейдон. После победы над титанами они бросили жребий, чтобы разделить власть. Зевс стал правителем Олимпа, повелителем неба. Ему были подчинены все небесные стихии.

Верховный бог.

Зевс — правитель Олимпа.

Символами Зевса стали орёл, молния и дуб. Греки всячески восхваляли его, молились ему. В его честь строились храмы и воздвигались статуи. Самая большая из них находилась на острове Пелопоннес. В высоту она достигала 15 метров.

Деление на старших и младших.

Старшие и младшие боги Олимпа.

Гера была женой Зевса, верховной богиней — покровительницей брака и семьи. Именно ей молились о рождении детей.

Богиня Гестия считалась защитницей домашнего очага и уюта.

Деметра в мифах была богиней плодородия и земледелия.

Младшие боги

В древнегреческой мифологии существовали и младшие боги. Они были детьми старших. Среди них особое место занимал Аполлон. Будучи сыном верховного бога, он покровительствовал музыке, поэзии, живописи и науке. Его символ — Солнце. Аполлон олицетворял мужскую красоту.

Статуя Аполлона.

Аполлон — сын Зевса, олицетворение мужской красоты.

А вот символ женской красоты — это дочь Зевса Афродита. Она помогала всем влюблённым. Согласно мифу богиня любви появилась из морской пены. Её символ — зеркало, в которое она смотрит и любуется собой.

Другая дочь верховного бога — Афина. Она особо почиталась среди древних греков как богиня мудрости и справедливости, а также благоволила воинам, если их намерения были честны. Само её появление было необычным: у Зевса болела голова, а когда она на миг раскололась, оттуда появилась Афина.

Афина.

Афина — богиня мудрости и справедливости.

Кроме богов, в греческой мифологии существовали и низшие божества. Они обитали в глухих лесах, полях и болотах. Лесные духи, похожие на юных девушек назывались нимфами. Рогатые полулюди с копытами и покрытыми густой шерстью ногами, назывались сатирами.

Роль религии в жизни древних греков

В истории и жизни древних греков религия занимала центральное место. Они связывали любое природное явление с волей богов.

Восход солнца представляли как проезд Аполлона на колеснице по небу.

По преданию, смена времен года связывалась с Деметрой. Когда Аид украл её дочь, то Деметра загрустила. Природа стала увядать, сохнуть трава и цветы, облетать листва. Так пришла зима. Но когда она вернула дочь, то её радость обновила природу. Всё вновь начало распускаться, цвести и расти. И наступила весна.

Статуя Деметры.

Деметра — повелительница времён года.

По всей Древней Греции строились храмы и алтари в честь богов. Им приносили жертвы и молились. Практически у каждого ремесла или явления у греков имелись свои боги-покровители. Так, воины поклонялись Аресу — повелителю войны, а виноделы — Дионису.

Боги Древней Греции имели человеческий облик, но могли превращаться в животных.

Читайте также: