Офтальмотренаж для детей в начальных классах доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Офтальмотренажеры – средство профилактики и коррекции нарушения зрения учащихся.

Применение офтальмотренажеров

Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зритель­ная гимнастика. Комплексы зри­тельной гимнастики основаны на автор­ских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного. Зрительную гимнастику необходимо проводить не менее 2 раз в день в течение 3-5 минут на уроках чтения, на самоподготовке.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки;

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;

- сосредоточить все внимание на глазах;

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

Упражнения разнооб­разны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой харак­тер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи. Особая роль отводится офтальмотренажерам.

Применение офтальмотренажеров позволяет решить следующие коррекционно-развивающие задачи:

Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объ­ектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на­право, сверху вниз).

Развивать периферийное зрение, рас­ширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о располо­жении одного предмета относительно дру­гого.

Развивать навыки зрительного анали­за: способность выделять зрительное сход­ство и различие в размере, форме и цвете предметов.

Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

Летели птички, (Прослеживание

Собой невелички. глазами за предме­том по кругу.)

Как они летели, (Вправо-влево.) все люди глядели.

Как они садились, (Вверх-вниз.) все люди дивились.

на лошадке (Прослеживание глазами за предме­том.)

Вправо-влево. (Вправо-влево.)

Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)

Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами

Офтальмотренажеры помогают улучшить зрение, сами по себе интересны для детей.

Эти тренажеры разработаны тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Они могут быть сюжет­ные, графические, модульные и выполня­ются в виде плакатов, схем, настенных пан­но.

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя. Учитель предлагает детям занять удобную по­зу, сделать несколько раз вдох и продолжи­тельный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозна­чающем начало пути, затем проследить до­рожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз.

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере

Первый этап, подготовительный. Озна­комление детей с офтальмотренажером. Учитель медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.

Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Учитель следит за точностью выполнения уп­ражнения, помогает правильно проговари­вать направления движений и их измене­ния на тренажере.

Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные на­правления.

Цель. Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навы­ки пространственной ориентации; обучать правильному словесному обозначению на­правления.

Работа с карточками (метод В.Ф. Базарного)

Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Ес­ли глаз долго и пристально смотрит вбли­зи, зрение слабеет. Необходимо учить де­тей после продолжительной зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагается посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глу­бине пространства. Соблюдение этого пра­вила обеспечивает снятие аккомодацион­ного напряжения, которое является меха­низмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно ча­сто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала ос­новная нагрузка при работе на близком расстоянии.

На стенах (доске) можно расположить силуэтное изоб­ражение предметов, игрушек, героев ска­зок, геометрические фигуры, цифры, бук­вы. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см). Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленной парты (стола). На за­нятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами нужную картинку-ответ на вопрос педагога или на загадку. Картинки соответст­вуют теме урока и объединены общим сюжетом.

Данный тип упражнения заключается в слежении глазами в положе­нии стоя по заданным направлениям с од­новременным вращением головой и туло­вищем: все упражнения выполняются в по­зе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых сти­мулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середи­не урока, 1,5-2 минуты.

Упражнения на расширение зрительно-пространственной

(на больших офтальмотренажерах, расположенных на стене или потолке)

Выполняется в положении стоя или си­дя. Перед детьми на стене расположено большое панно.

1. Поднять глаза вверх, сделать ими кру­говое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем на­оборот: 12, 9, 6, 3, 1.

2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Вот так, вот так! вправо-влево.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

А теперь еще вот так! вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Делай с нами, делай так! по часовой стрелке.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Стрелки движутся не так! по кругу против часовой стрелки.)

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения.

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Гимнастика для глаз также важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, и это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Опыт работы показывает, что профилактика глазных заболеваний, основанная ни специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров очень эффективна.

Систематическое применение офтальмотренажеров обеспечивает:

- снижение психической и зрительной утомляемости,

- повышение остроты зрения,

- развития зрительно-двигательной координации,

- упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете,

- повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

- снимает переутомление зрительного аппарата;

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

- корректирует функциональные дефекты зрения.

Анализ литературы по проблеме исследования и предложенные варианты применения зрительных гимнастик с детьми с нарушением зрения показали, что зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.

Профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Использование лазерного фонарика.

Упражнения способствуют развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного восприятия.

На таблице нарисованы 2 (усложнение 3,4,5) контура – силуэта предметов, животных, частично задевающих друг друга. Сначала, это 2 разноцветных контура, затем добавляются еще 1-2 , но выполненные одним цветом, имеющие четкий контур. Детям предлагают отыскать предметы или животных и сказать, кто это.

В качестве дополнительного средства можно использовать различные игры с мячом, важно, чтобы ребенок следил за полетом мячика глазами:

1. подбросить мяч двумя руками и поймать;

2.подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой или двумя;

3.бросить мяч сильно о пол и поймать одной или двумя руками;

4.передача мяча от груди партнеру (перебрасывание);

5. передача мяча партнеру из-за головы;

6. передача мяча партнеру одной рукой от плеча;

7. броски мяча в стену;

8. броски мяча в мишень;

9. броски мяча в баскетбольное кольцо двумя или одной рукой.

Во время урока традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта, полет птиц.

Список литературы:

2. Базарный В.Ф. Массовая первичная про­филактика школьных форм патологии, или раз­вивающие здоровье принципы конструирова­ния учебно-познавательной деятельности в дет­ских садах и школах. Красноярск, 1989.

4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в на­чальной школе. М.: Айрис Пресс, 2008.

5. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зре­ние. СПб: Детство-Пресс, 2002.

6. Смирнов И.В. Восстановление и профилак­тика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполи-граф, 2004.

7. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические ос­новы обучения и воспитания детей с нарушени­ем зрения. СПб: КАРО, 2007.

Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. Ведь 90% всей информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Не секрет, что находясь дома, дети много времени проводят перед телевизором или компьютером. И это при том, что одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. При таких нагрузках формируется аномальный зрительно – двигательный стереотип, приводящий в будущем к близорукости. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает сначала функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т. е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к чёткому видению отдалённых предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора и общепринятыми технологиями образовательного процесса, способствует массовому возникновению зрительных расстройств. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно - воспитательный процесс.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнуться,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(посмотреть вверх, вниз, влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает напряжение)

Во вторник часики – глаза

Отводят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

(посмотреть влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем,

Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем,

Так игру мы продолжаем.

(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти, затем открыть глаза. Упражнение снимает глазное напряжение)

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали –

Глазки рассмотреть должны.

(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25 – 30 см.от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку и смотреть вдаль. Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию)

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в обратном порядке: влево, вниз, вправо, вниз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол, и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Свежим воздухом дышать.

(закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот. Упражнение расслабляет мышцы, улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

Этот комплекс очень нравится детям, так как проводится в стихотворной форме, кроме этого с его помощью мы закрепляем последовательность дней недели.

Помимо этого комплекса мы выполняем упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

Упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

1. Посмотреть на кончик носа, затем на какую – нибудь отдалённую точку.

(повторить 5 раз, затем закрыть глаза)

2. Продолжительное время, смотреть на предмет, не мигая. Не смотреть на предмет в целом, рассматривать его детали.

3. Зажмуриться и сильно сжать веки, после этого сделать несколько быстрых мигательных движений.

(повторить 3 раза, затем закрыть глаза)

Упражнение, расслабляющее мышцы глаз.

Вы, метёлки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

Такие упражнения мы с детьми повторяем несколько раз в течение дня, перед длительной работой и после неё. Времени затрачивается немного, от 3 до 5 минут, а польза таких упражнений огромная. Цель моей работы – вооружить детей багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать в них культуру здоровья.


Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Содержимое разработки




Подготовила учитель начальных классов:

Пахомова Валентина Васильевна.

2016-2017 учебный год


Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Особое внимание необходимо обра­щать на детей, входящих в группу ри­ска. К сожалению, данные неутеши­тельны: у 80% детей за период школьного обучения снижаются показатели остроты зрения. В связи с этим я решила внимания уделять охране и ги­гиене зрения детей, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствую­щих улучшению зрительных функций.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зритель­ная гимнастика. В работе я использую разные виды упражнений. Комплексы зри­тельной гимнастики основаны на автор­ских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного и др. Зрительную гимнастику провожу не менее 1 раза в день в течение 3-5 минут. Упражнения разнооб­разны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой харак­тер. Я выбрала работу с офтальмо тренажерами.

Можно выделить следующие задачи:

Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объ­ектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на­право, сверху вниз и т.д.).

Развивать периферийное зрение, рас­ширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о располо­жении одного предмета относительно дру­гого.

Развивать навыки зрительного анали­за: способность выделять зрительное сход­ство и различие в размере, форме и цвете предметов.

Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз.

Упражнения со зрительными стимулами (предметами):

Летели птички, (Прослеживание

Собой невелички. глазами за предме­том по кругу.)

Как они летели, (Вправо-влево.) все люди глядели.

Как они садились, (Вверх-вниз.) все люди дивились.

на лошадке (Прослеживание глазами за предме­том.)

Вправо-влево. (Вправо-влево.)

Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)

Работа со схемами и малыми офтальмо тренажерами.

В работе часто использую офтальмо тренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Они могут быть сюжет­ные, графические, модульные и выполня­ются в виде плакатов, схем.

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводим в положении сидя или стоя. Предлагаю детям занять удобную по­зу, сделать несколько раз вдох и продолжи­тельный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозна­чающем начало пути, затем проследить до­рожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз


Этапы обучения детей работе на офтальмо тренажере:

Первый этап, подготовительный. Озна­комление детей с офтальмо тренажером. Я медленно ведет указкой по линиям. Обращаю внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагаю детям следить глазами за указкой.

Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмо тренажеру.

Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмо тренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные на­правления.

Цель. Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навы­ки пространственной ориентации; обучать правильному словесному обозначению на­правления.

Работа с карточками, расположенными на доске.

(метод В.Ф. Базарного)

Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Ес­ли глаз долго и пристально смотрит вбли­зи, зрение слабеет. Мы стараемся учить де­тей после продолжительной зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагаем посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глу­бине пространства. Соблюдение этого пра­вила обеспечивает снятие аккомодацион­ного напряжения, которое является меха­низмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно ча­сто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала ос­новная нагрузка при работе на близком расстоянии.

Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности

(на больших офтальмо тренажерах)

Изучив основные положения методики В.Ф. Базарного по профилактике нервно-психического переутомления учащихся, я пришла к выводу, что возможно частичное использование этих рекомендаций.

Приведу подробное описание некото­рых упражнений.

Выполняется в положении стоя или си­дя.

1. Поднять глаза вверх, сделать ими кру­говое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем на­оборот: 12, 9, 6, 3, 1.

2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Вот так, вот так! вправо-влево.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

А теперь еще вот так! вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Делай с нами, делай так! по часовой стрелке.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Стрелки движутся не так! по кругу против часовой стрелки.)

Цель. Развивать прослеживающую функцию глаза, глазомер, зрительно-дви­гательную координацию; формировать на­выки вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств и явлений; укреплять наружную мускулатуру глаз; учить зрительно расчле­нять изображение на части, составлять це­лое из частей.

Рекомендации. Упражнение выполняет­ся сидя на полу, на стуле или стоя с исполь­зованием указки или движения рук, паль­цев рук. При этом педагог следит за осан­кой детей, учит* держать голову прямо и ра­ботать только глазами.

Ход упражнения

На полянке на весенней

Закружились мотыльки.

Разноцветны, легкокрылы,

Все похожи на цветы!

По дорожке синей-синей,

Удивительно прямой

Мотылек летит красивый,

Отливая синевой.

А вокруг него порхают

Два веселых мотылька.

То к земле они слетают,

То взмывают в облака.

Их малюсенькие крылья

Так нежны, как лепестки.

На зеленую дорожку

Сел зеленый мотылек,

А к дорожке шоколадной

Мотылек летит другой -

У него резные крылья

С полоской золотой.

А пока они летали,

Хоровод ведя цветной,

Больше крылышки их стали,

Мотылечек стал большой!

А на красной красивой дорожке

Мотылечек красивый кружит.

Вверх взлетая и вниз опускаясь,

Плавно крыльями он шевелит.

А навстречу ему из-за окошка

Прилетит краснокрылый дружок.

На него, как на брата, похожий -

Весь такой же, как он, мотылек.


В конце пути каждого мотылька взгляд фиксируется на конечной точке полета.

Гимнастика для глаз также важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, и это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Опыт нашей работы также показывает, что профилактика глазных заболеваний, основанная ни специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров очень эффективна.

Рекомендуемая литература:

2. Базарный В.Ф. Массовая первичная про­филактика школьных форм патологии, или Раз­вивающие здоровье принципы конструирова­ния учебно-познавательной деятельности в школах. Красноярск, 1989.

4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в на­чальной школе. М.: Айрис Пресс, 2012.

Значение зрительной гимнастики на уроке. Примеры зрительных гимнастик.

ВложениеРазмер
zritelnaya_gimnastika_v_nachalnoy_shkole.docx 34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика в начальной школе.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

К одному виду профилактических мероприятий, предотвращающих прогрессирование нарушений зрения, относится гимнастик для глаз. Зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики - 4-5 минут. Упражнения рекомендуется проводить на каждом уроке.

3. Выбор зрительных упражнений для урока\занятия определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом урока\занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки;

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;

- сосредоточить все внимание на глазах;

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

  1. Раз –налево, два – направо,
    Три –наверх, четыре — вниз.
    А теперь по кругу смотрим,
    Чтобы лучше видеть мир.
    Взгляд направим ближе, дальше,
    Тренируя мышцы глаз.
    Видеть скоро будем лучше,
    Убедитесь вы сейчас!
    А теперь нажмем немного
    А теперь нажмем немного
    Точки возле своих глаз.
    Сил дадим им много-много,
    Чтоб усилить в тысячу раз!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

  1. Руки за спину, головки назад.
    (Закрыть глаза, расслабиться)
    Глазки пускай в потолок поглядят.
    (Открыть глаза, посмотреть вверх)
    Головки опустим - на стол погляди.
    (Вниз)
    И снова наверх - где там муха летит?
    (Вверх)
    Глазами повертим, поищем ее.
    (По сторонам)
    И снова попишем. Немного еще.
  2. А сейчас, а сейчас
    Всем гимнастика для глаз.
    Глаза крепко закрываем,
    Дружно вместе открываем.
    Снова крепко закрываем
    И опять их открываем.
    Смело можем показать,
    Как умеем мы моргать.
    Головою не верти,
    Влево посмотри,
    Вправо погляди.
    Глазки влево, глазки вправо -
    Упражнение на славу.
    Глазки вверх, глазки вниз,
    Поработай, не ленись!
    И по кругу посмотрите.
    Прямо, ровно посидите.
    Посидите ровно, прямо,
    А глаза закрой руками.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вдох).

Глаза по кругу побегут (открыть глаза - движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.)

Много-много раз моргнут (частое моргание глазами.)

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.)

Повторим давай еще!

Трём ладонью о ладонь.

(быстро потереть ладони друг о друга)

И ладошка заискрится,

И бумажка загорится.

(приложить теплые ладони к глазам, не надавливая на них)

  1. Одним из самых легких, вместе с тем очень важным и универсальным является упражнение, которое называется пальминг . Большинство людей с помощью этого метода добиваются значительного расслабления мышц глаза. Техника пальминга очень проста: закрытые глаза нужно прикрыть ладонями рук, соединив пальцы рук в центре лба. Полностью преграждая доступ свету, они при этом не будут сжимать глазные яблоки и оставят, за счет вогнутости кисти - возможность свободно двигать веками.

Подобное искусственное затемнение значительно ускоряет процесс расслабления мышц и улучшает кровообращение. Двух минутный пальминг настолько полно восстанавливает свойства сетчатки, что зачастую возникает иллюзия появления дополнительного источника естественного или электрического освещения.

При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, дабы не стеснять дыхания, а большие пальцы — лежат на височно-скуловой части лица.

Для того, чтобы снять напряжение в пальцах, нужно удобно сесть, а локти поставить на стол таким образом, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником.

Пальминг следует делать регулярно, понемногу, но часто. Для детей с нарушением зрения пальминг никогда не бывает слишком много. Посвятив несколько минут расслаблению, можно избежать напряженности и усталости глаз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие разработано в помощь учителям начальной школы.



Офтальмотреннаж

(методическое пособие для родителей и педагогов)



Глаза - это окно в мир.

Что-то похожее происходит, когда ни компьютер, ни телевизор не могут отвлечь ребенка от его неприятностей. Он, конечно, не заклеивает окна, но начинает плохо видеть. Противные хулиганы и обидчики вдруг расплываются в серое пятно и уже не страшат. От недоброго учителю остается только голос, а это уже легче вытерпеть.

Но одними неприятностями дело не исчерпывается. Бывает, что умный, добрый, сильный папа становится идеалом, и, казалось бы лучшего желать не надо. Но этот идеал даже под душ становится в очках, даже маму целует, одной рукой придерживая очки. И ребенок подсознательно воздействует на свое зрение, чтобы стать похожим на папу

Что тут посоветовать? Прежде всего растите ребенка оптимистом тому, кто умеет радоваться жизни, нет нужды отворачиваться от нее. Затем начинайте улучшать свое зрение вместе с ребенком. Когда ребенок поймет, что вы стремитесь избавиться от очков, он, как это теперь говорится, изменит свою систему ценностей.

И наконец, не забывайте перед каждым упражнением настраивать ребенка на приближение к победе. Помогите мальчику представить как он метко стреляет в тире, а девочка вышивает всем на зависть затейливые узоры, как вы вместе идете в парк и там вместе рассматриваете птиц, которые расселись на самых верхушках деревьев.

Запомните главное - вы не пытаетесь вернуть зрение, вы возвращаете его наверняка.

Цель данных упражнений – дать отдых глазам и расслабить глазные мышцы. Кроме того, воображаемые движения глаз эффективно влияют на печень и желудочные протоки.

Комплекс упражнений по развитию королевского зрения для будущих королевичей и королевн

1. Весёлая бабочка.

Поморгать, похлопать веками так же легко, как машет крыльями бабочка, когда она с первыми лучами солнца взлетает над цветком. Представь себе, как рада солнцу эта бабочка и улыбнись.

2. Всё прекрасно.

Растереть ладони так сильно, что бы они горели. Растирать следует, держа ладони на уровне солнечного сплетения.

Не переставая растирать, поднесите ладони к глазам и положите их друг на друга так, что бы основания мизинцев были вместе. Ладони сложатся чашечкой, и эту чашку нужно положить себе на лицо, а основания мизинцев должны попасть на переносицу. Затем убедиться, что ресницы не касаются ладоней, и закрыть глаза.

Затем постараться вызвать ощущение, что из середины разогретых ладоней тепло и сила идут прямо в глаза.

Представьте себе, что мускулы, которые держат глаза, обвисли без сил. Чтобы этот этап расслабления получился как можно лучше, нужно опустить плечи, разжать зубы и не прижимать язык ни к зубам, ни к щекам, ни к нёбу. Теперь глаза окружены густой темнотой.

Представь, что далеко-далеко от тебя едет машина, или велосипедист, или просто идет человек. Воображаемое расстояние должно быть таким, на котором тебе наяву уже не рассмотреть предмет как следует. Теперь представь себе, что ты видишь все до мельчайших подробностей. Потом нужно вообразить, что этот предмет приблизился и оказался рядом, потом снова отодвинуть его далеко.

Теперь опусти руки, но глаза не открывай. Представь, что тебя овевает приятный летний ветерок, а ты паришь над высоким берегом реки. Рядом с тобой блестят покрытые росой листья деревьев, и солнце встает из-за дальнего леса. Как хорошо!

Теперь спокойно, без спешки, открой глаза. Подойди к окну и посмотри на какой-нибудь дом, который стоит подальше. Ты видишь на этом доме какие-то пятна, трещинки, непонятные цветочки появились на занавесках в окнах . Но ведь еще вчера этого не было!

Теперь закрой глаза, а указательный и средний пальцы обеих рук направь себе прямо в глаза. Не нужно касаться пальцами глаз, но расстояние от кончиков пальцев до глаз должно быть совсем маленьким.


Теперь сосредоточься и ощути, как прямо в глаза струится приятное тепло. Тепло наполняет глаза, согревает их.

Не опускай руки. Вместо среднего и указательного пальцев поднеси к глазам согнутые большие. Пусть они отдадут глазам свое тепло. Обязательно постарайся почувствовать, как струя тепла наполняет глаза, как они набираются сил. Голову держи прямо.


Приучайте ребенка смотреть на солнце, не моргая, двумя глазами сразу. Смотреть, пока не появятся слезы.

Выполнять это упражнение можно только на восходе или на закате, когда в поле зрения останется лишь половина солнечного диска. Смотреть на солнце в зените нельзя ни в коем случае. Первую неделю это упражнение выполняется по 30 секунд в день. Вторую неделю оно длится целую минуту. Время тренировки доводится до пяти минут и дальше не увеличивается.

Найдите на улице место, где четко видна граница света и тени. Пусть ребенок встанет так, чтобы тень легла на половину его лица. И пусть он расставит ноги шире плеч.


Это упражнение напоминает танец. Поворот вправо, поворот влево, а солнышко светит сквозь веки.

Для следующего упражнения тень не нужна, выпол­нять его можно либо до 11 часов утра, либо после 15 часов.

Пусть ребенок встанет поудобнее и начнёт делать легкие повороты корпуса. Если он носит очки, их следует снять, как и во время предыдущих упражнений. Голова приподнята так, чтобы солнце светило ребёнку под брови на веки.

Снова ваш ребенок стоит на залитом солнцем дворе. Стоит устойчиво, надежно. Пусть он прикроет один глаз ладонью, но при этом не жмурится. Большие повороты туловища продолжаются. Наклонив голову, ребенок рассматривает землю у ног и как можно чаще моргает обоими глазами.


Важное замечание - это упражнение нельзя делать, когда солнце в зените.


Голова держится прямо. Глаза надо поднимать кверху, словно пытаясь взглянуть на солнце сквозь макушку.


Смотри вниз, как будто ты хочешь заглянуть в свое горло.

Посмотри вправо, посмотри влево. Очень важно мысленно продолжать движение глаз даже тогда, когда движение больше невозможно.


Двигай глазами в следующем порядке: сначала в нижний левый угол, потом наискосок в верхний правый угол, потом резко вниз - в нижний правый. Из нижнего правого угла наискось - в верхний левый. Теперь те же самые движения, но в другом порядке: нижний правый угол - верхний левый угол - нижний левый угол - верхний правый угол.

Внимание! Чтобы глаза отдохнули, следует поморгать.

Представить себе, что в воздухе висит вось­мерка, и ее кто-то уронил на бок. Глаза должны плавно двигаться по ее контуру. Несколько раз в одну сторону и несколько раз в другую.

Скоси глаза и посмотри на кончик носа. Поставь перед собой палец и смотри на него, не отводя глаз, а сам придвигай его к кончику носа. Когда глаза сойдутся, посмотри вперед, без напряжения, легко. И тут же, не переводя взгляда, постараться заметить хотя бы какие-то предметы справа и слева. Это и есть боковое зрение.

Чтобы выполнять это важное упражнение уверенно и четко, повторим еще раз, что нужно делать.

- смотреть на кончик носа.

- смотреть в стороны, не переводя взгляда.

- смотреть на переносицу.

- смотреть в стороны, не переводя взгляда.

- смотреть между бровями.

· Смотреть в стороны, не переводя взгляда. Каждую тройку движений делать по 7 -8 раз.

Поднеси к кончику носа указательные пальцы и, медленно отодвигая их от носа, разводи в стороны. Правый глаз, не отрываясь, следит за правым пальцем, левый - за левым, боковое зрение расширяется.

А теперь вообрази, что в воздухе висят часы из золота, а на золотом сияющем циферблате числа от 1 до 12. Теперь медленно переводи взгляд от одной цифры к другой и каждую цифру рас­сматривай как следует. Пройди циферблат от 1 до 12, и в обратную сторону от 12 до 1.

Когда пройдешь циферблат туда и обратно, обойди все цифры с закрытыми глазами.

Читайте также: