Доклад государство как платформа

Обновлено: 18.05.2024

Михаил Петров

Возраст: 44 года

Образование: МФТИ, Российско-Британская школа бизнеса, Postgraduate Sertificate in Management

Какова цель проведенного исследования?

Задача трансформации целого государства – насколько она сложнее и масштабнее по сравнению с трансформацией крупной корпорации? В чем ее особенности?

В докладе мы несколько обошли момент конкретных шагов – то, как именно подойти к процессу трансформации государственного управления. Это было сделано осознанно, это вопрос для проработки после того, как (и насколько) будет принят сам концептуальный подход.

У вас был период, когда вы работали в госсекторе. Насколько сильно это вам помогло?

Этот опыт очень помогает в понимании того, как реально работает система государственного управления, в осознании ее особенностей по сравнению с коммерческим сектором. Это позволило более акцентированно подойти к моментам, важным для цифровой трансформации именно с точки зрения специфики государственного управления – необходимости создания нормативной базы как одного из основных рычагов и условий изменений, массовой подготовки населения и т. д.

Надо понимать, что фактически – пусть и неофициально – оно уже забыто. Все стыдливо молчат об этом, воображая, что мы все из себя такие приватные. Но все же прекрасно понимают, что когда человек включает свой телефон и появляется в сети, он тут же теряет значительную часть конфиденциальности. Разумеется, его разговоры никто целенаправленно не прослушивает, но уже можно определить, где и с кем он находится, отследить его перемещения. И вся эта информация отдается не государству, в котором мы живем, а какой-то американской компании. И никто не протестует.

Вероятно, людям будет гораздо приятнее осознанно отдавать свои данные, скажем, в обмен на какие-то привилегии. Например, можно на законодательном уровне при создании цифровой платформы, собирающей данные, заключать договор: человек либо отдает свои данные, теряя определенную часть конфиденциальности и получая взамен определенные сервисы, либо отказывается – но тогда живет вне этой платформы и не пользуется ее преимуществами. Проще говоря, хочешь при продаже квартиры заниматься сбором справок и проверками контрагентов самостоятельно? Тогда трать на это время и не предоставляй о себе никому никаких данных. Хочешь без всяких хлопот только подписать договор электронной подписью и за пять минут получить на счет деньги? Поделись с провайдером сервиса данными о себе.

Очевидно, любая прозрачность процессов будет порождать сопротивление весьма высокопоставленных лиц. Что может стать стимулом для его преодоления?

Конечно же, любая трансформация всегда вызывает сопротивление, и не только чиновников, но и частных лиц. Какие могут быть стимулы? В первую очередь это интересы государства.

Либо мы это понимаем и начинаем переходить на новые рельсы, либо более успешные страны нас отбрасывают назад. Здесь, на мой взгляд, нужно говорить именно о технологическом выживании нашей страны. Конкуренты начинают стремительно уходить вперед. Либо мы тоже начинаем кардинально меняться, либо признаем себя страной, находящейся во втором эшелоне, и с этим живем. С этим живут много стран, но для них последствия, видимо, будут не такими, как для нас.

Здесь правильнее говорить о нации в целом.

Для существующих кадров – в том числе (и в первую очередь) в системе государственного управления – нужно предусмотреть мощные программы дополнительной технологической подготовки. Возможно – с аттестацией и отсевом тех, кто не может эту подготовку пройти.

Технологические знания становятся обязательными для любой профессии, они должны входить в программы обучения сотрудников системы государственного управления

Сколько времени может занять изменение системы госуправления для соответствия цифровым реалиям?

Такой риск, конечно же, есть. Но авторы упомянутых выше лозунгов либо невнимательно читали доклад, либо целенаправленно игнорировали некоторые его места, в которых мы говорим о том, как этот риск устранить. А устранить его мы можем, выстроив специальные механизмы общественного контроля над процессом разработки и результатами работы платформы с помощью общественных и экспертных советов (которые, кстати, предусмотрены в системе управления развитием платформы), привлекая к проектированию бизнес и ключевых представителей потребителей сервисов.

Процесс создания платформы должен быть максимально открытым. Тогда она не превратится в закрытую разработку, обслуживающую свои собственные интересы, какой сейчас во многом является именно текущая система управления.

Мы имели в виду именно то, что сервисы должны быть максимально переложены на автоматические механизмы их оказания. Когда мы говорим, что все данные собраны в единой структуре (не обязательно физически в одной базе данных, но в концептуально едином хранилище с единой онтологией и т. д.), существует набор сервисов, которые обращаются к ним по единым правилам, и для любого сервиса прописан регламент, то, по сути, это необходимое и достаточное условие для автоматизации сервисов, максимальной роботизации процесса.

Что касается широкого использования решений в области искусственного интеллекта, то этот вопрос дискуссионный. На нынешнем уровне развития этой технологии ей могут быть отданы несложные решения и, конечно же, контрольные функции. Подобные системы уже существуют, по крайней мере в коммерческом секторе. Что же касается принятия сложных решений, зависящих от политических факторов и имеющих большие социальные последствия, то их отдавать полностью на откуп машине пока нельзя, в системе необходимо присутствие человека, а технология должна снабжать его структурированной и проанализированной информацией и вариантами решений. Но, конечно, по мере развития технологии ей будет поручаться все больше и больше.

То есть речь идет все-таки о живых министрах с электронными помощниками?

Блокчейн сейчас пытаются применять абсолютно везде, и в массе случаев совершенно необоснованно, во множестве задач централизованные системы работают не хуже. Блокчейн нужен, когда необходимо обеспечить неизменность информации, общее доверие к ней (то есть исключить возможность подкупа администратора базы данных), а также когда информация должна быть в определенной степени открытой.

Я консультировал несколько проектов, в которых пытались строить решения на технологиях блокчейна. И очень быстро становилось понятно, что пул эффективно решаемых ими задач очень ограничен.

Кибергосударство – прекрасная цель для кибератаки, которая способна разрушить абсолютно все. Непреодолимой защиты, как известно, не существует. Как быть?

Любопытно, что об этом риске, как правило, громче всех говорят те же люди, которые выкладывают каждый свой шаг и фотографии членов семьи в социальные сети, не заботясь о том, что эти данные могут быть использованы злоумышленниками. Ранее мы уже говорили об этом.

С точки зрения риска потери данных, даже при грамотном резервировании классических централизованных архитектур, вероятность этого невелика. А уж если блокчейн развернуть…

Цифровые следы людей уже массово собираются, и все прекрасно понимают, что по открытому поведению человека в соцсетях можно не только определить черты его личности, но и узнать то, о чем он сам иногда не догадывается.

А если говорить о рисках в более отдаленном будущем, когда искусственный интеллект будет проникать все дальше в принятие решений?

2 ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 3 EXECUTIVE SUMMARY 5 ВВЕДЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЗАДАЧИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Предпосылки создания Платформы Что должна делать Платформа ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ ПЛАТФОРМЫ БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЛАТФОРМЫ Принципы управления Структура управления Формы участия бизнеса ПОДХОД К РАЗВЕРТЫВАНИЮ ПЛАТФОРМЫ ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕХА РАЗВИТИЯ ПЛАТФОРМЫ КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ И МЕТОДЫ РЕАКЦИИ 49

14 ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ции ОГВ. Предполагается, что они будут подотчетны вице-премьеру (либо соответствующему министру см. выше) по цифровой трансформации. Кроме того, в процессе цифровой трансформации должны быть созданы: необходимая нормативная база; система управления развертыванием ГкП; государственно-частные партнерства; технологический базис: инструментарий для открытой разработки: набор инструментов для использования передовых и перспективных технологий в качестве основы ГкП (искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, интернет вещей, цифровая подпись и т.д.); репозитории разработанных компонентов (для повторного использования кода госпроектов); репозиторий всех публичных и непубличных Application Programming Interface (API), включая единые стандарты; система мониторинга использования исходного кода 10 ; микросервисная архитектура; функциональное ядро ГкП: шаблон государственных данных и сервисов, собранный из всего подмножества баз, сервисов, услуг; стандарты предоставления и интеграции сервисов; национальная система управления данными (включая реестр мастер-данных всех государственных информационных систем и репозиториев данных, механизмы предоставления Data as a Services для бизнеса). 10 Указанные репозитории и система мониторинга использования кода необходимы для предотвращения создания/ закупки одних и тех же технологических или функциональных компонентов Платформы. 14

20 ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК внесения изменений в процессы управления. Это станет возможным за счет построения гибкой современной архитектуры, использования новейших методологий, фреймворков, технологий и инструментов. Именно эти ключевые требования определяют архитектуру государственной платформы, которая описана в настоящем документе ниже. Как результат высокотехнологичная цифровая платформа государственного управления минимизирует человеческий фактор, сопутствующие ему коррупцию и ошибки, автоматизирует сбор управленческой (статистической, налоговой и иной) отчетности, обеспечит объективное принятие решений на основе анализа реальной ситуации и современных технологий. Ее открытые интерфейсы межмашинного взаимодействия позволят, в том числе, независимым поставщикам расширять возможности взаимодействия граждан с государством путем создания собственных приложений, работающих на базе этой платформы. Качественно изменится принятие решений в отрыве от медленного человекозависимого сбора и обработки данных из разных источников принятие решений в большой степени станет быстрым, системным, будет основываться на достоверных и надежных данных и человеконезависимых алгоритмах, включая искусственный интеллект. В системе государственного управления, как и в других управленческих системах, приходится принимать стратегические, тактические и операционные решения. Доступ к достоверным данным и технологиям их анализа изменит все типы решений (см. Рис. 6. Изменение качества принимаемых решений), несмотря на то, что алгоритмизировать будет возможно, скорее всего, только операционные решения. Типы принимаемых решений Информация Время Эффект платформы Стратегические Наличие информации Неограничены по времени Предоставление комплексной и полной информации для повышения эффективности стратегических решений Восполнение дефицита информации при принятии тактических решений Достоверность Надежность Объективность Тактические Недостаток информации Лимитирование временем? Рост прозрачности и скорости принятия оперативных решений Оперативные Отсутствие информации Срочные Рис. 6. Изменение качества принимаемых решений 20

23 АПРЕЛЬ 2018 Соответственно, представители бизнеса могут быть как потребителями, так и производителями сервисов ГкП (и передавать их потом государству как часть цифровой платформы см. ниже), а также провайдерами этих сервисов (интегрируя их в ГкП на возмездной основе, они станут стороной государственно-частного партнерства). Экосистема субъектов ГКП и их интересов Снижение субъективизма при получении госуслуг Повышение безопасности и стабильности среды для жизни и бизнеса Сохранение человеческого и технологического капитала внутри страны Повышение удовлетворенности государственными сервисами для граждан и бизнеса Повышение скорости и качества госуправления, стратегических решений Расширение спектра и качества услуг Граждане Снижение стоимости государственных услуг ГКП ГОСУДАРСТВО КАК ПЛАТФОРМА Государство Адаптивность к вызовам нового технологического уклада Повышение конкурентноспособности страны на внешних рынках Поддержка в работе на зарубежных рынках Законодательство, благоприятноое для создания и развития бизнеса Технологическая инфраструктура платформы Поставщик данных для ГКП Бизнес Подтребитель сервисов ГКП Исследования и разработки в ГКП для использования в бизнес-процессах Рис. 7. Основные элементы экосистемы ГкП 23

24 ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК В итоге все отношения субъектов при реализации цифровой трансформации будут урегулированы через нормы права и технологическую архитектуру. В докладе мы не рассматриваем специальные законы и нормативно-правовые документы, которые будут регулировать использование платформы и взаимоотношения субъектов, а сосредоточимся на ключевых элементах бизнес-архитектуры (см. ниже Рис. 8. Бизнес-архитектура ГЦП). Государственная Цифровая Платформа (ГЦП). Единая программно-аппаратная среда, которая поддерживает алгоритмизированные взаимоотношения значимого количества участников (см. выше государства, граждан, бизнеса), обеспечивает их интегрированными бизнес-процессами, сервисами, информацией и аналитикой. Использование ГЦП приводит к снижению транзакционных издержек и предоставляет возможности для подключения новых участников (посредством API и др.). Действующие субъекты заинтересованы, в первую очередь, в повышении скорости, качества и охвата оказания услуг, в повышении скорости изменений, вносимых в процессы оказания услуг, а также в снижении государственных расходов. Это и определяет основные компоненты архитектуры ГЦП (см. разделы 3 и 4) и их функциональность. 24

25 АПРЕЛЬ БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРА 25

26 ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК Бизнес-архитектура ГЦП, которая обеспечивает результаты и удовлетворяет требованиям, описанным в разделах выше, состоит из следующих основных частей (см. Рис. 8). Целевая архитектура Электронные интерфейсы Интерфейсы мобильные/десктопные/браузерные Физические интерфейсы решения для труднодоступных мест и особых групп населения Государственные приложения Приложения коммерческих компаний МФЦ Решение ЖС А Решение ЖС B Решение ЖС C Решение ЖС D Приложения Решение жизненной ситуации гражданина (на основе сервисов платформы) Маркетплейс сервисов Инструменты разработчика Сервисы прикладной бизнес-логики Разработка сервисов прикладной бизнес-логики Сервисы государственных систем Сервисы сторонних разработчиков Процесс 1 Процесс 2 Процесс 3 Сервисы платформы Подпроцесс Базовые универсальные сервисы ИИ и большие данные ЭЦП Распределенные реестры Операция А Операция 3 Операция B Цифровая идентификация Инфобезопасность Управление доступом к данным Операция 5 Граждане Хранилища данных Инфраструктура IoT устройств Данные и инфраструктура Государственные системы Социальные медиа Исторические данные Данные коммерческих систем городские ресурсные коммерческие персональные Open Облака Рис. 8. Бизнес-архитектура ГЦП 26

32 ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА Эволюция принципов построения технологических архитектур программно-аппаратных платформ (аналогичных ГЦП по количеству пользователей и их территориальной распространенности, функциональному охвату, объему обрабатываемых данных) представлена ниже на Рис. 9. До 1980-х г.г е г.г г. Бизнес-процесс А Интернет, облачные сети Бизнес-процесс B Бизнес-процесс C F1 F2 F3 Сервис-провайдеры Фокус На функциональную структуру организации На бизнес-процессы организации Виртуальная организация, распределенные процессы и функции Вычислительная платформа Mainframe Client/Server Компонентно-ориентированная Сервисно-ориентированная Программное обеспечение Монолитное ПО Монолитное ПО Распределенное программное обеспечение Использование системы Внутри организации Рассчитано на использование между бизнесами посредством электронных интерфейсов Системы рассчитаны на обмен данными в режиме реального времени Рис. 9. Эволюция принципов построения технологических архитектур Как видно из рисунка, гибкость развития современных глобальных технологических платформ ГЦП обеспечивает, в первую очередь, применяемый при их построении подход компонентно-/ сервисно-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA) и его дальнейшее развитие микросервисной архитектуры (MicroService Architecture, MSA) это подход к созданию программного приложения, подразумевающий отказ от его единой, монолитной структуры, при котором приложение строится как набор небольших сервисов, каждый из которых работает в собственном процессе и коммуницирует с остальными, используя легковесные ме- 32

35 АПРЕЛЬ 2018 мерческой основе), повышение квалификации отечественных разработчиков, включение их в мировую перспективную экосистему open source проектов, создание среды для появления собственных технологических разработок, в том числе с экспортным потенциалом; надежность и безопасность работоспособность и корректность функционирования продуктов open source проверяется как миллионами энтузиастов и профессионалов со всего мира, так и доступна анализу специализированных организаций, кроме того, скорость исправления ошибок зависит от сообщества и пользователей продукта, а не от политики вендора; гибкость и скорость разработки открытость кода позволит достичь очень высокого уровня удовлетворения специфических условий и потребностей организации за счет доступности и распространенности средств разработки, что представляет особый интерес при реализации уникальных бизнес-процессов (как это присуще ГЦП). Использование инструментария open source не говорит о том, что создание ГЦП будет уделом децентрализованного и практически неуправляемого сообщества энтузиастов. Создание ГЦП должно быть контролируемо, институциализировано, иметь четко заданные цели и сроки. Использование open source просто придаст созданию ГЦП за счет указанных выше причин большую эффективность и скорость и сделает его менее затратным. 35






Мария Шклярук (под редакцией), Иван Бегтин, Георгий Брянов, Николай Бутвина, Олег Виниченко, Павел Голосов, Роман Душкин, Георгий Идрисов, Сергей Коротких, Ангелина Кошевич, Ольга Линник, Виталий Мильке, Михаил Петров, Екатерина Потапова, Павел Потеев, Вадим Родимин, Федор Романов, Александр Самойленко, Дмитрий Стефановский, Кирилл Титаев, Ольга Шепелева, Яна Густом (инфографика)

В мае 2018 года в России на базе Министерства массовых коммуникаций и связи появилось Министерство цифрового развития, массовых коммуникаций и связи, начались назначения как на федеральном, так и на региональном уровне ответственных за цифровое развитие – от заместителей федеральных министров и вице-губернаторов до региональных министров цифрового развития, а также профильных заместителей региональных органов исполнительной власти.

Управляет единой политикой цифрового развития субъекта (государственного органа или организации, бизнеса, социальной структуры):

  • обеспечивает управление реализацией проектов цифровой трансформации и координацию цифровых проектов;
  • выбирает цели и направление, куда двигаться, а затем вырабатывает последовательные шаги в нужном направлении,
  • согласовывает бюджет и руководит реализацией трансформации, координируя все проекты реализации;
  • взаимодействует с внешними сторонами;
  • вдохновляет команду

Карта оценки уровня цифровизации процесса в динамике. Данный индекс строится на основе нескольких компонентов (дизайн процессов, электронный документооборот, технологичность, мониторинг, мультиканальность, омникальность)

Внедрение ИТ-решений, повторяющих имеющиеся процессы (с точки зрения эволюции цифровой трансформации)

Резкое снижение транзакционных издержек за счет платформ - появление новых моделей деятельности; соединение возможностей технологий и традиционной сферы деятельности организации приводит к появлению новых продуктов и процессов с принципиально иными качествами (с точки зрения эволюции цифровой трансформации)

Улучшение существующих процессов путем внедрения IT; lean-методы оптимизации процессов; реинжиниринг процессов; анализ данных для принятия решений (с точки зрения эволюции цифровой трансформации)

Цифровая платформа, обеспечивающая сбор данных со всех двойников-экземпляров как по требованию, так и для построения тех или иных прогнозов

Виртуальный прототип реального физического объекта, группы изделий или процесса, в котором осуществляется сбор и повторное использование цифровой информации об объекте

Соответствует конкретному физическому объекту в течение всего цикла эксплуатации и содержит уточненную модель, описание проектных решений и их реализации при изготовлении, результаты тестирования, историю обслуживания, журналы генерируемых сенсорами данных, сведения о мониторинге состояния объекта и его прогнозируемые характеристики


Михаил Петров

Возраст: 44 года

Образование: МФТИ, Российско-Британская школа бизнеса, Postgraduate Sertificate in Management

Какова цель проведенного исследования?

Задача трансформации целого государства – насколько она сложнее и масштабнее по сравнению с трансформацией крупной корпорации? В чем ее особенности?

В докладе мы несколько обошли момент конкретных шагов – то, как именно подойти к процессу трансформации государственного управления. Это было сделано осознанно, это вопрос для проработки после того, как (и насколько) будет принят сам концептуальный подход.

У вас был период, когда вы работали в госсекторе. Насколько сильно это вам помогло?

Этот опыт очень помогает в понимании того, как реально работает система государственного управления, в осознании ее особенностей по сравнению с коммерческим сектором. Это позволило более акцентированно подойти к моментам, важным для цифровой трансформации именно с точки зрения специфики государственного управления – необходимости создания нормативной базы как одного из основных рычагов и условий изменений, массовой подготовки населения и т. д.

Надо понимать, что фактически – пусть и неофициально – оно уже забыто. Все стыдливо молчат об этом, воображая, что мы все из себя такие приватные. Но все же прекрасно понимают, что когда человек включает свой телефон и появляется в сети, он тут же теряет значительную часть конфиденциальности. Разумеется, его разговоры никто целенаправленно не прослушивает, но уже можно определить, где и с кем он находится, отследить его перемещения. И вся эта информация отдается не государству, в котором мы живем, а какой-то американской компании. И никто не протестует.

Вероятно, людям будет гораздо приятнее осознанно отдавать свои данные, скажем, в обмен на какие-то привилегии. Например, можно на законодательном уровне при создании цифровой платформы, собирающей данные, заключать договор: человек либо отдает свои данные, теряя определенную часть конфиденциальности и получая взамен определенные сервисы, либо отказывается – но тогда живет вне этой платформы и не пользуется ее преимуществами. Проще говоря, хочешь при продаже квартиры заниматься сбором справок и проверками контрагентов самостоятельно? Тогда трать на это время и не предоставляй о себе никому никаких данных. Хочешь без всяких хлопот только подписать договор электронной подписью и за пять минут получить на счет деньги? Поделись с провайдером сервиса данными о себе.

Очевидно, любая прозрачность процессов будет порождать сопротивление весьма высокопоставленных лиц. Что может стать стимулом для его преодоления?

Конечно же, любая трансформация всегда вызывает сопротивление, и не только чиновников, но и частных лиц. Какие могут быть стимулы? В первую очередь это интересы государства.

Либо мы это понимаем и начинаем переходить на новые рельсы, либо более успешные страны нас отбрасывают назад. Здесь, на мой взгляд, нужно говорить именно о технологическом выживании нашей страны. Конкуренты начинают стремительно уходить вперед. Либо мы тоже начинаем кардинально меняться, либо признаем себя страной, находящейся во втором эшелоне, и с этим живем. С этим живут много стран, но для них последствия, видимо, будут не такими, как для нас.

Здесь правильнее говорить о нации в целом.

Для существующих кадров – в том числе (и в первую очередь) в системе государственного управления – нужно предусмотреть мощные программы дополнительной технологической подготовки. Возможно – с аттестацией и отсевом тех, кто не может эту подготовку пройти.

Технологические знания становятся обязательными для любой профессии, они должны входить в программы обучения сотрудников системы государственного управления

Сколько времени может занять изменение системы госуправления для соответствия цифровым реалиям?

Такой риск, конечно же, есть. Но авторы упомянутых выше лозунгов либо невнимательно читали доклад, либо целенаправленно игнорировали некоторые его места, в которых мы говорим о том, как этот риск устранить. А устранить его мы можем, выстроив специальные механизмы общественного контроля над процессом разработки и результатами работы платформы с помощью общественных и экспертных советов (которые, кстати, предусмотрены в системе управления развитием платформы), привлекая к проектированию бизнес и ключевых представителей потребителей сервисов.

Процесс создания платформы должен быть максимально открытым. Тогда она не превратится в закрытую разработку, обслуживающую свои собственные интересы, какой сейчас во многом является именно текущая система управления.

Мы имели в виду именно то, что сервисы должны быть максимально переложены на автоматические механизмы их оказания. Когда мы говорим, что все данные собраны в единой структуре (не обязательно физически в одной базе данных, но в концептуально едином хранилище с единой онтологией и т. д.), существует набор сервисов, которые обращаются к ним по единым правилам, и для любого сервиса прописан регламент, то, по сути, это необходимое и достаточное условие для автоматизации сервисов, максимальной роботизации процесса.

Что касается широкого использования решений в области искусственного интеллекта, то этот вопрос дискуссионный. На нынешнем уровне развития этой технологии ей могут быть отданы несложные решения и, конечно же, контрольные функции. Подобные системы уже существуют, по крайней мере в коммерческом секторе. Что же касается принятия сложных решений, зависящих от политических факторов и имеющих большие социальные последствия, то их отдавать полностью на откуп машине пока нельзя, в системе необходимо присутствие человека, а технология должна снабжать его структурированной и проанализированной информацией и вариантами решений. Но, конечно, по мере развития технологии ей будет поручаться все больше и больше.

То есть речь идет все-таки о живых министрах с электронными помощниками?

Блокчейн сейчас пытаются применять абсолютно везде, и в массе случаев совершенно необоснованно, во множестве задач централизованные системы работают не хуже. Блокчейн нужен, когда необходимо обеспечить неизменность информации, общее доверие к ней (то есть исключить возможность подкупа администратора базы данных), а также когда информация должна быть в определенной степени открытой.

Я консультировал несколько проектов, в которых пытались строить решения на технологиях блокчейна. И очень быстро становилось понятно, что пул эффективно решаемых ими задач очень ограничен.

Кибергосударство – прекрасная цель для кибератаки, которая способна разрушить абсолютно все. Непреодолимой защиты, как известно, не существует. Как быть?

Любопытно, что об этом риске, как правило, громче всех говорят те же люди, которые выкладывают каждый свой шаг и фотографии членов семьи в социальные сети, не заботясь о том, что эти данные могут быть использованы злоумышленниками. Ранее мы уже говорили об этом.

С точки зрения риска потери данных, даже при грамотном резервировании классических централизованных архитектур, вероятность этого невелика. А уж если блокчейн развернуть…

Цифровые следы людей уже массово собираются, и все прекрасно понимают, что по открытому поведению человека в соцсетях можно не только определить черты его личности, но и узнать то, о чем он сам иногда не догадывается.

А если говорить о рисках в более отдаленном будущем, когда искусственный интеллект будет проникать все дальше в принятие решений?

Читайте также: