Оценка и самооценка учащегося в школе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале - это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем - к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.

От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.

Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

Методика "Лесенка"

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление.

Актуальность темы исследования связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой — от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Целью нашей работы является особенность оценки и самооценки учащихся.

Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном .

. адекватной самооценки. Объектом исследования выступает формирование самооценки младших школьников в учебном процессе. Предмет . Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности От правильности самооценки . самооценка, а число учащихся с завышенной и неустойчивой самооценкой уменьшается. Понять какая у ребёнка самооценка .

Предметом исследования: особенность оценки и самооценки учащихся.

Объект исследования: самооценка учащегося.

В соответствии с целью и предметом исследования определяются следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Изучить особенности оценки и самооценки учащихся.

Проблема оценки и самооценки учащихся в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСОБЕННОСТЕЙ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ

1.1 Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учеб­ной деятельности

В общей структуре учебной деятельности значительное мес­то отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).

Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельнос­ти. Контроль за выполнением действия осуществляется механиз­мом обратной связи или обратной связи в общей струк­туре деятельности как сложной функциональной системы. Были выделены две формы обратной связи — направляющая и результирующая. Первая, согласно П. К. Анохину, осуществляется в основном проприоцептивной или мышечной импульсивности, тогда как вто­рая всегда комплексна и охватывает все афферентные признаки, касающиеся самого результата предпринятого движения [1, 146].

Вторую, результирующую форму обратной связи П.К. Анохин называет в собственном смысле этого слова обратной связи. Он разграничивает два ее вида в зави­симости от того, несет ли она информацию о выполнении про­межуточного или окончательного, целостного действия. Первый вид обратной связи — поэтапный, второй — санк­ционирующий. Это — конечная обратная связь. В лю­бом варианте всякая информация о процессе или результате выполнения действия есть обратная связь, осуществляющая контроль, регуляцию и управление.[1, 150]

Дифференцированный подход к учащимся при обучении двигательным действиям

. В.В. Давыдовым, главными особенностями экспериментальной методики обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности было то, что положения этой теории предполагают строить . материала. При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности. .

Таким образом, можно ут­верждать, что контроль предполагает как бы три звена:

1) мо­дель, образ потребного, желаемого результата действия;

2) про­цесс сличения этого образа и реального действия;

3) принятие решения о продолжении или коррекции действия.

Этот переход подготавливает­ся вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, ко­торый и служит основой самоконтроля.

П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявле­ния самоконтроля применительно к усвоению материала. Пер­вая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать. Вторая ста­дия — полный самоконтроль. На этой стадии учащийся прове­ряет полноту и правильность репродукции усвоенного материа­ла. Третья стадия характеризуется П.П. Блонским как стадия вы­борочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам. На четвертой стадии ви­димый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных де­талей, примет [4, 259].

Рассмотрим формирование самоконтроля на примере его включения в овладение иноязычным говорением. В приводимой далее схеме формирования слухового контроля в обучении гово­рению на иностранном языке отмечены четыре уровня. На каж­дом из них оценивается отношение говорящего к ошибке, интерпретация предполагаемых действий говорящего, т.е. механизм слухового контроля, и характер вербальной реакции говоряще­го ошибочное действие. Реакция говорящего может быть соот­несена с уровнями самоконтроля, по П.П. Блонскому. [4, 261].

Психология общения 10

. средством для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело. Особенности делового общения: Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта. . сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от .

Следует отметить, что два первых уровня характеризуются внешним контролирующим воздействием учителя, что обуслов­ливает формирование внутренней слуховой обратной связи, два последующих — отсутствием такого воздействия при исправле­нии ошибок. Эти уровни являются как бы переходными от эта­па сознательно контролируемого выполнения речевого дейст­вия на иностранном языке к этапу неосознаваемого контроля за речевой реализацией языковой программы, т.е. к этапу речево­го автоматизма. Само формирование слуховой обратной связи как регулятора процесса говорения в процессе обучения иностранному языку подчеркивает связь внешнего управляющего воздействия преподавате……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. — 155 с.

2. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986. — 201 c.

3. Бодалев, А.Л.Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5-6.

4. Блонский, П.П. Память и мышление//Избр. педагог, и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. — 310 с.

5. Грехнев, B.C. Культура педагогического общения. М., 1990. — 237 с.

6. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,1987. — 166 с.

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология//Психология: класси­ческие труды. М., 1996. -304 c.

8. Ерастов, Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979. — 150 с.

9. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении /

Л. А. Петровская, П.В. Растянников -М., 1990. — 129 с.

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.Изд.второе, доп., испр. и перераб. — М.:Логос, 2005. — 384с.

11. Кан-Калик , В А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987. — 193 с.

12. Кашапов, М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль, 1997. — 245 с.

13. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000. — 190 с.

14. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 255 с.

15. Кондратьева, С.В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учеб. пособие. Гродно, 1982. — 255 с.

16. Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупреждения / Под ред. Е. А. Шумилина. М., 1986. — 122 с.

17. Лефевр, В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М.1991. — 235 с.

18. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.Москва. 2001. — 280 с.

19. Литвак, М. Психологическое айкидо // Воспитание школьников. 1994. № 4-6.

20. Лишин, О.В. Конфликты в школьном возрасте, пути их преодоления и предупреждения. М., 1986. — 155 с.

21. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.

22. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. М : НИИОП АПН СССР, 1980, С. 37-52

Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общения

23. Рыбакова, М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителей. — М.: Просвещение, 1991. -268 с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. -с.

25. Сластенин В.А. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними // Школьный психолог — №40, 41, 42, 45 — 2004

26. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы прграммированного обуче­ния. М., 1969. — 150 с.

27. Шадриков, ВД. Духовные способности. Изд. 3-е. М., 1998.образовательные технологии. -Мн., 2000. — 156 с.

28. Хасан, Б.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности. Красноярск, 1996. — 266 с.

29. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воро­неж, 1996. — 246 с.

30. Холодович, А.А. О типологии речи//Историко-филологические иссле­дования. М., 1967. — 230 с.

31. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. — 175 с.

32. Ясвин, В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектиро­ванию. М., 1997. — 222 с.

Примеры похожих учебных работ

Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание .

. Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности От правильности самооценки . создания воспитывающих ситуаций, как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Но .

Обработка полученных данных. Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

. деятельности (по Л.В. Байбородой) Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход проведения: учащимся . действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов . ставится оценка. 1 .

Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования к педагогическому .

. процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства.В данной работе мы рассмотрим проблемы оценки и самооценки в процессе . основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках . хватает для успешного действия, и начать .

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных .

. от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и .

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь .

. как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и . свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету . текста.[1] Специфика межфразовой связи описательного текста определяет параллельное .


Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников. Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях: ‒ Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. ‒ Оценивание должно быть только критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям. ‒ Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно. ‒ Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке. По словам Т.И.Тишиной: «Принципы современной системы оценивания: ‒ в центре оценивания — ученик; ‒ учитель определяет, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
‒ оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Виды самооценивания и взаимооценивания на уроках в начальных классах.

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. В настоящее время система оценивания занимает особое место среди современных педагогических технологий.

"Учится не ради отметки, а чтобы знать и уметь".

В своей работе для формирования самооценки использую следующие приёмы оценивания.

1. Приемы самооценивания на уроках в начальной школе.

2. Приемы взаимооценивания на уроках в начальной школе.

3. Правила оценочной безопасности.

1. Приемы самооценивания на уроках в начальной школе:

У детей для этого есть три карточки (смайлики) трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный. Ответив на вопрос учителя или выполнив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.

Использую такие карточки и на разных этапах урока, чтобы увидеть, готов ли класс продолжить работать, понял ли предложенный материал, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.

Это позволяет мне оценить уровень объективности самооценки обучающихся и спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Приёмы формирования самооценки учащихся. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Приёмы формирования самооценки учащихся Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Т. Карлейль Афоризм. Мы ошибаемся только дважды: когда оцениваем себя и когда оцениваем других.

Самооценка и самоконтроль - Регулятивные УУД – действия , организующие учебную деятельность. Психологические особенности младшего школьника 1) Неумение объективно оценить результаты своей деятельности. 2) Слабый контроль и самоконтроль. 3) Неадекватность принятия оценки учителя. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Основные требования к оценочной деятельности. - Формирование умений оценивать свои результаты. Сравнивать их с эталонными. - Видеть ошибки. - Знать требования к работам разного вида.

Самоконтроль. Умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном. Умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия. Умение анализировать средства достижения цели. Поиск ошибок в чужой и своей работе. Анализ их причин и определение путей исправления.

Читайте также: