Эволюция университетов в европе в xvi xvii вв доклад

Обновлено: 30.06.2024

Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI - начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы при Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).

Основание и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д.

Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавилось еще 25. Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговле и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов.

Открытие университета обставлялось определенными условиями. В ряде случаев городская община оговаривала известный минимум учащихся. Например, город Виченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем ряда университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из духовного сословия. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник (например, итальянский поэт Данте). Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью, нередко становились подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования.

Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось четыре таких землячества: французское, пикар-дийское, английское и германское, в Болонском - и того больше - семнадцать.

Позже (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Нередко, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял один из студентов. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.




Факультеты присуждали ученые степени, приобретение которых оценивалось в духе средневековой традиции ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое приобретал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастера и подмастерья. Когда юноша 13 - 14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который был за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успешной учебы получал степень бакалавра, которая вначале рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным "подмастерьем". В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (т.е. показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) - медицины, университеты Испании - математики и естественных наук, университеты Италии - римского права.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в "науку пустых слов". Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др).

Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI - начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы при Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).

Основание и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д.

Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавилось еще 25. Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговле и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов.

Открытие университета обставлялось определенными условиями. В ряде случаев городская община оговаривала известный минимум учащихся. Например, город Виченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем ряда университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из духовного сословия. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник (например, итальянский поэт Данте). Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью, нередко становились подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования.

Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось четыре таких землячества: французское, пикар-дийское, английское и германское, в Болонском - и того больше - семнадцать.

Позже (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Нередко, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял один из студентов. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Факультеты присуждали ученые степени, приобретение которых оценивалось в духе средневековой традиции ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое приобретал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастера и подмастерья. Когда юноша 13 - 14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который был за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успешной учебы получал степень бакалавра, которая вначале рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным "подмастерьем". В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (т.е. показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) - медицины, университеты Испании - математики и естественных наук, университеты Италии - римского права.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в "науку пустых слов". Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др).

Эволюция университетов: от Платона к современности

Тренды современного образования — это не всегда инновации. Часто они воссоздают лучшие практики древних университетов. Так, например, появились вузы, обучающие студентов по модели Liberal Art, корни которой уходят к эпохе Античности!

Давайте же исследуем историю возникновения и развития университетов, чтобы увидеть, как менялись образовательные институты в разные века и какие традиции прошлого актуальны в современных вузах.

Хотите первыми получать интересные и полезные статьи из мира образования? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними учиться выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Первые университеты Античности

Мы уже рассказывали, когда, как и зачем появились первые университеты в Европе и России. Так что повторяться не будем. Лишь отметим, что образовательные учреждения — это цивилизационное явление, которое можно найти в любой культуре, не только европейской.

Так, в Императорском Китае создание первого учебного заведения в Нанкине приходится на II век до нашей эры. В V веке появляется образовательный институт в Индии, а VI — академия на территории современного Ирана.

История же возникновения университетов в Европе уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Именно там в VI до нашей эры появились Академия Платона и Лицей Аристотеля.


Наследие античных университетов

Какие же традиции античных институтов можно найти в современных российских и западных вузах? Вы не поверите, но очень много, ведь древние философы:

  • развивали саму идею высшего образования;
  • дали основу для развития болонской системы и трёх уровней образования: бакалавриата, магистратуры, докторантуры;
  • знали толк в soft skills, активно развивая критическое мышление, умение задавать вопросы и коллективно решать задачи;
  • применяли полевые исследования в учебном процессе.

Образование в эпоху Средневековья

Эволюция университетов продолжилась в Средние века, испытав на себе значительное влияние христианских традиций и церкви. В европейских городах образовательные центры появлялись вокруг национальных гильдий, которые делились на два типа:

  • гильдии, состоящие из студентов;
  • гильдии, состоящие из преподавателей.

Это породило два типа европейских университетов, которые условно можно назвать клубными и монастырскими.

Восточные средневековые университеты создавались меценатами. Так, первый Марокканский университет основали в 859 год на деньги дочери богатого торговца.

Все университеты, которые возникали в Европе, выбирали одну из двух моделей. Парижскую предпочитали северные страны, в том числе Англия. А клубную Болонского университета — южные государства.

Латинский язык в Парижском университете сделали обязательным не только для изучения, но и обязательным в обычной студенческой жизни. Это было нужно, чтобы соблюдать тишину. Ведь на латыни студентам было сложнее разговаривать, чем на национальном языке.

Наследие средневековых университетов

Какие традиции достались современным вузам от университетов Средневековья?

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что такое подход 2+2+2 в высшем образовании? Это попытка построить образовательный процесс по схеме: два года общего обучения, два года специализации, два года магистратуры.

Универы времён Возрождения и Реформации

В период Возрождения усиливается роль и число университетов. К 1650 году в Европе было около 80 высший учебных заведений.

Однако влияние церкви на университеты также увеличивается. Студентам больше нельзя свободно путешествовать из города в город и посещать лекции. Страны принуждают к учёбе только в своих вузах, чтобы учащиеся вместе с новым знанием не принесли новые верования.

Отличались процессы на юге и севере. В южных университетах активно развивалась наука, создавались работы по медицине, математике, праву, гуманитарных дисциплинам. А в северных под влиянием Реформации переосмысляли значение церкви и всеобщую грамотность.

Исторически значимой фигурой становится Мартин Лютер, который утверждает, что Библия — единственный источник вероучения, который должен знать каждый. Поэтому он начинает обучать обычных людей. Он же прибивает на двери немецкой церкви 95 научных тезисов.


Памятник Мартину Лютеру в Дрездене

Наследие Возрождения и Реформации для университетов

Университеты в то время продолжали традиции, заложенные в Средние века. Однако можно найти несколько идей и интересных студенческих обычаев, которые пришли к нам именно оттуда:

  • идея всеобщей грамотности зародилась именно в этот период;
  • поступок Лютера положил начало традиции шведских университетов: там каждый год выпускники, получившие учёную степень PhD прибивают к стене свою диссертацию.

Тёмное время европейского высшего образования

Серьёзный кризис в истории развития университетов начался в конце XVI века. Этому способствовало несколько причин:

  • усиливавшееся влияние церкви и невозможность развивать научное знание;
  • отсутствие возможности перемещаться по разным странам и посещать лекции других преподавателей;
  • в Европе гремели войны и катаклизмы, унося человеческие жизни;
  • возникновение альтернативных учебных институтов.

Всё это создавало отток студентов. А особенно сильную роль сыграли альтернативные образовательные организации. Их можно разделить на три типа:

  • технические школы, которые давали конкретную специальность;
  • школы, организованные религиозными орденами (например, иезуитские);
  • учёные сообщества, которые потом стали академиями наук.

Наследие тёмных веков для университетов

Говорить о благоприятном влиянии периода, который отбросил развитие университетов в прошлое, особо не приходится. Но стоит отметить, что в этот период зародились научные сообщества, которые после дали толчок международному университетскому сотрудничеству.

Появление исследовательских университетов

Университеты всегда были местом, где не только хранились и передавались знания. Здесь также развивалась критическая мысль, делались новые открытия, пересматривались и уточнялись старые концепции.

Но новый толчок в исследовательской деятельности вузы получили именно в 1810 году, когда открыл свои двери Берлинский университет. Это стало ответом на затянувшийся кризис образовательной системы.


Берлинский университет имени Гумбольдта

В это время министр образования Германии Вильгельм фон Гумбольдт поддержал идею создания национальных университетов, которые позже получат его имя:

  • обучение в них велось на немецком языке;
  • университеты превратились не только в центры знаний, но и культуры;
  • в них начали готовить государственных служащих и управленцев;
  • вместо того, чтобы читать древние тексты, преподаватели создавали авторские курсы;
  • у преподавателей начали появляться специализации;
  • стали разрабатывать новые научные дисциплины.

Наследие исследовательских университетов

На самом деле современные университеты — это более демократичные и модернизированные модели первых исследовательских вузов. Из них взяты многие признаки, которые можно найти сейчас:

Массовое высшее образование послевоенного времени

Образование практически всегда было привилегией. На него могли рассчитывать люди высокого происхождения или те, кто решил посвятить жизнь богу и изучению Библии.

Однако в XX веке всё меняется. После двух расточительных войн демократизация приходит во все сферы жизни. В том числе в образование. Теперь сдать экзамены и поступить в вуз может почти каждый.

Это привело к появлению новых университетов, а также их специализации по разным направлениям: промышленные, технические, гуманитарные и так далее. В одной Москве на данный момент насчитывается более 260 вузов.

Наследие послевоенного времени для университетов

Вот несколько характерных признаков, которые принесло с собой массовое образование в университеты:

  • высшее образование становится массовым (обучается до 50% всего населения стран);
  • студенты активно влияют на образовательный процесс;
  • появляются разнообразные форматы и специализации вузов;
  • возникают модели самоуправления в вузах;
  • развивается индивидуальный подход к образованию;
  • финансирование переходит из-под контроля государства к университетам.


Современные образовательные модели

Какие образовательные тренды наблюдаются сейчас? Давайте перечислим основные тенденции:

Мы рассмотрели эволюцию университетов и увидели, как прошлые традиции находят отражение в современности. Так что изучайте историю, узнавайте новое и учитесь с интересом. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ — обращайтесь в студенческий сервис.


Западноевропейский университет имеет длительную историю. Первые университеты, такие как Болонский, основанный в 1088 году, появились еще в Средние века. В XIX—XX веках европейские университеты сфокусировались на науке и научных исследованиях, именно в это время их структура и идейное содержание приняли современный вид. Первоначально университеты нередко возникали на основе церковных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов (по философии, богословию, праву и медицине), а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов самостоятельно мыслить и проводить исследования.

К XVIII столетию университеты публиковали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на идеях Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера; университет поддерживает академические свободы, лаборатории и организует семинары. Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. До XIX века в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. ее роль постепенно уменьшалась. Университеты концентрировались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения.

Содержание

Первые европейские университеты


Структура и распространение ранних европейских университетов



Перемены в университетском образовании в XIV—XVII веках

Развитие университетов в XIX и XX веках

Современный университет



Будапештский университет экономики и технологии, старейший политехнический университет, основанный в Венгрии в 1782 г.



Первым в мире политехническим университетом считается Будапештский университет экономики и технологии в Венгрии, основанный в 1782 году императором Иосифом II, который первоначально носил название Institutum Geometrico-Hydrotechnicum (Институт геометрии и гидротехники).

Университетский преподаватель более не учитель, а студент — не ученик. Вместо этого студент самостоятельно проводит исследования, а профессор руководит ими и поддерживает студента в его работе. [17]

Неотъемлемой частью концепции Гумбольдта были свобода действий и свободная конкуренция между профессорами. Хотя профессура состояла на государственной службе, профессора могли свободно выбирать университет среди многочисленных и независимых в то время германских княжеств. Их имя и престиж, а следовательно, и возможность найти работу зависели только от уровня исследований и специализации в той или иной научной дисциплине [18] .

Во французских университетах подобных свобод не было, там господствовала жесткая дисциплина, и администрация контролировала все аспекты деятельности, от расписания и программы занятий до присуждения степеней, утверждения официальной точки зрения на каждый сколько-нибудь значимый вопрос и даже внешний вид преподавателей (например, в 1852 году им запрещали отпускать бороду). Престиж преподавателя зависел не от его личных заслуг, а от репутации оконченного им учебного заведения. Однако во второй половине XIX века немецкая модель университета начала оказывать влияние и на порядки во французских университетах [19] .



Британские университеты также восприняли немецкую модель, тем более, что государство предоставило им автономию. В российских университетах работало множество профессоров, приглашенных из Германии, но их главной задачей была подготовка служащих для бюрократического аппарата, и общий распорядок был похож скорее на французскую модель, чем на немецкую. Впрочем, в XIX—XX веках в российских университетах порядки были очень разнообразны [20] .

Как бы то ни было, в XIX—XX веках на первый план университетского образования вышла наука, хотя в немецких университетах научные исследования выполнялись на высоком профессиональном уровне, в хорошо оснащенных лабораториях и подвергались бюрократическому регулированию, а в английских и французских они были частным делом заинтересованных в этом профессоров и студентов [21] .

Профессора и студенты



С начала XX века доступность высшего образования для широких масс населения непрерывно возрастала [25] . Препятствием в это время была лишь его высокая стоимость. Например, в Великобритании образование в XIX в. было доступно только для богатых аристократов, и лишь в начале XX века Лондонский университет сделал высшее образование массовым [26] . Для женщин доступ в английские университеты был открыт в середине XIX века, но для такого шага необходима была редкая личная смелость и выдержка, так как общество восприняло это нововведение в штыки [27] . Изменение социального состава студентов поставило под угрозу немецкую модель университета, так как теперь их мировоззрение и цели в жизни значительно отличались от тех, которые были распространенными во времена Гумбольдта и Шлейермахера [28] .

В основном в XIX—XX веках студенты сами несли полную ответственность за получение необходимых знаний. Профессора не контролировали посещаемость занятий, если в конце курса назначался экзамен, и студенты могли выбирать, какие курсы слушать [29] . Еще в XVIII в. как прием на работу, так и прием абитуриентов в университет зависел от их религиозной принадлежности [30] , но в XIX в. курсы духовного образования постепенно были выведены из университетской программы. Новые университеты стали многоконфессиональными и независимыми от церкви [31] . Например, во Франции учреждение Наполеоном светского Университета Франции отделило высшее образование от католической церкви. В середине XIX в. Альфред Фаллу пытался восстановить роль церкви в университетах, но впоследствии французская церковь была окончательно отделена и от государства, и от высшей школы [32] . В Великобритании религиозные ограничения были отменены в Оксфорде и Кембридже в 1854 году, после чего роль религии в английских университетах быстро сошла на нет [33] .


‒ право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.

‒ право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

‒ право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете

‒ особая подсудность для школяров — по своему выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа).

‒ право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.

В 15–16 веках число университетов продолжало расти, к этому времени в Европе насчитывалось до 80, в следующем столетии — уже около 180. Росло и число студентов в отдельных университетах. Так в Саламанкском университете в Испании в 1600-х гг. ежегодно насчитывалось уже более 6 тыс. студентов. Созданием новых, реорганизацией действующих университетов занимались римско-католическая церковь. В германском государстве в 16–17 вв. работало семь университетов, контролируемых Ватиканом. Свои университеты открывал и орден иезуитов.

C:\Users\pb\Desktop\The_London_University_by_Thomas_Hosmer_Shepherd_1827-28.JPG

Первыми реформаторами в системе высшего образования в Германии стали М.Лютер и Ф.Меланхтон. Вюртембергский университет был основан в 1502 г. Данный университет, как и многие другие протестантские университеты, был освобожден от контроля Ватикана и стал подчиняться светским властям. В Англии реформация оказала наибольшее влияние на университет в Кембридже. В университетах Франции в этот период изменилась и система преподавания. Вместо анекдотических и малодостоверных сведений стали обращаться к подлинной науке, так в географии стали использовать карты великих географических открытий. Центрами гуманистического образования становятся другие университеты Германии: во Фрайбурге, Вюртемберге, а также Оксфордский университет в Англии. Изложение учебного процесса происходило во время лекций. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в то время курс не велся по какому-то определенному направлению. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Так же, как и лекции, были и книги, которые считались обязательными для прочтения обучающимся и необязательные, которые могли прочитываться только по желанию. В связи с этим, преподавателей также делили на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции обычно читались в утренние часы, с тем расчетом, что обучающимся будет легче включиться в рабочий процесс со свежим умом и духом. А экстраординарные назначались в послеобеденные часы. Лекция продолжалась 1–2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой. Главная цель преподавателя заключалась в том, чтобы соединиться несколько источников материала, переработать и дать разъяснение слушателям. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Позже университеты стали копировать тексты и создавать собственные книги. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Позднее появились парты — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином. Производилось публичное обсуждение того или иного текста. Это было направленно на то, чтобы каждый обучающийся смог выразить свое мнение и свою точку зрения. С помощью этого формировалось мировоззрение, которое существенно влияло на дальнейшее обучение. Так как учеба в основном сводилась к комментированию текстов, то правила указывают на труды, которые включались в университетскую программу.

Таким образом, с каждым годом университетов становится все больше, их популярность возрастает, как и востребованность высшего образования. Уже в те далекие времена люди начали задумываться о саморазвитии, самообразовании, а также о преподавании в университетах. Высшее учебное заведение в то время являлся неким проводником, помогающим получить знания. Увеличение числа университетов способствовало ликвидации безграмотности, развитию многих отраслей науки. С развитием образования связано и развитие населения, его нравственно-духовных ценностей. Ведь основная задача образовательного процесса — воспитание в нас этических и эстетических чувств. Этика — фундамент образования, так как в педагогике все основывается на морально-нравственных принципах. А эстетика развивает в нас полное понимание и правильное восприятие прекрасного в мире. Это в свою очередь помогает нам находить и изучать новые отрасли образования. Университетские традиции, заложенные в то время, продолжают развиваться по сей день. Уже сейчас современные университеты выпускают первоклассных специалистов с самыми разными профилями.

  1. Дружинский, А. Н. История зарубежной педагогики. Москва — ВЛАДОС, 2000. 432с.
  2. Чертовских, О. О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании, Вестник МГИМО Университета 2013, 281.

Основные термины (генерируются автоматически): университет, высшее образование, Западная Европа, первое, Англия, Ватикан, Европа, интеллектуальная профессия, университет были, университет стали.

Читайте также: