Обыск транспортных средств доклад по криминалистике

Обновлено: 28.04.2024

• в салоне осмотреть пространство между ковровым покрытием и днищем, снять и осмотреть чехлы, участки между сидениями и их спинками и полом, пространство за приборной панелью, аптечку, пепельницы, ящик для сопутствующих предметов;

• обследовать пространство под капотом; двигатель;

• осмотреть механизмы и детали, находящиеся под днищем;

• использовать для обыска осветители, зеркала, инструменты.

При обследовании автомашин выносится отдельное постановление, санкционированное прокурором, если поиски происходят в гараже – отдельного постановления не требуется. Обыск автомашин целесообразно проводить с участием автотехнического специалиста. При обследовании автомашин проверяются внутреннее пространство кабины (салона), места под сиденьями, резиновые накладки педали, содержимое ящика на переднем щитке, аптечки, снимаются чехлы, осматриваются колеса, особенно запасные, кузов, груз, находящийся на транспорте, багажник и др.

В организационном и тактическом отношениях проведение обыск автотранспорта существенно отличается от обыска помещений.

Успеху обыска автотранспорта способствует надлежащая подготовка к его проведению:

для успешного поиска тех или иных объектов, спрятанных в самом автомобиле, в ситуации, когда отсутствует информация о местах их укрытия, необходимо заранее изучить общее устройство автомобиля и особенности конструкции его отдельных марок. При этом особое внимание следует обратить на те агрегаты и узлы, конструкция которых позволяет прятать определенные объекты, быстро извлекать их из тайника. В зависимости от характера объекта (размеров, состояния) определяются и места их сокрытия. Предметы больших размеров могут перевозиться: в пустотах крупногабаритных грузов, под сыпучими и незатаренными материалами; за специально устанавливаемым передним бортом; на раме под кузовом автомобиля; на крыше автофургона или на тенте бортовой автомашины и т.п.

Во время подготовки к обыску автомашины в ряде случаев приходится предварительно решать вопрос о месте и времени его проведения. Выбор места обыска может быть ограничен или вовсе исключен в связи с тем, что автомашина находится в пути.

В иных ситуациях следует руководствоваться тактической целесообразностью проведения обыска в том или ином месте.

Что касается выбора конкретного места для проведения обыска автотранспорта, то чаще — это место его основной стоянки для погрузочно-разгрузочных работ. Необходимость перемещения автотранспорта с этого места для проведения обыска может диктоваться самыми различными тактическими соображениями (перегонка на эстакаду, удаление с места значительного числа граждан). Нередко выбор места и времени проведения данного вида обыска в значительной мере зависит от обстоятельств преступления и конкретной ситуации, характеризующей состояние расследования на определенный момент. Иными словами, такой выбор в каждом случае индивидуален.

3. При подготовке к обыску автомашины необходимо заблаговременно определить его участников и роль каждого. В проведении обыска целесообразно участие специалиста в области автотехники. Обыск должен проводиться в присутствии водителя автотранспорта, а также лица, ответственного за передачу или получение перевозимого на автомашине груза (разумеется, если соответствующие обязанности не возлагаются на самого водителя).

4. При обыске автомашины применяются технические средства, с помощью которых можно обнаружить объекты, спрятанные в узлах и агрегатах автомашины, а также в провозимых на ней грузах.

Для поиска металлических предметов в грузах применяются металлоискатели. При обыске в самом автомобиле эти средства непригодны.

При полном обследовании автомашины и груза поиск обычно начинается с визуального осмотра нижней части шасси и кузова в такой последовательности: передний мост и передние колеса; поддон картера двигателя; дно кабины и нижняя часть подножек; главная передача, карданный вал, дифференциал; задний мост и задние колеса; дно кузова.

Если есть смотровая яма или эстакада, эта операция не вызывает трудностей. При их отсутствии осмотр производится с помощью зеркал различной конструкции, эндоскопов и электрофонарей, переносных электроламп, питающихся от аккумулятора автомобиля.

После обследования днища автомобиля и расположенных под ним узлов и агрегатов кабина водителя осматривается в таком порядке:

сиденья и спинки сидений водителя и пассажира; инструментальный ящик под сиденьем водителя и пространство за спинками сидений водителя и пассажира; левая дверь кабины; порог левой двери; пол левой части кабины, закрытый ковриками; приборный щиток, рулевая колонка, пространство под ними; багажное отделение на лицевой панели кабины; правая часть лицевой панели, пространство под ней; пол правой части кабины под ковриками; центральный туннель кабины;

Порог правой двери; правая дверь; обивка кабины, противосолнечные козырьки. Затем приступают к обследованию моторного отсека, в котором поочередно осматривается двигатель, узлы и агрегаты, смонтированные на двигателе, свободные пространства моторного отсека, радиатор охлаждения, заправочный и расширительный бачок, трубопроводы, приборы системы зажигания.

Осмотр наружных частей кабины и кузова начинается с наружной части левой дверцы кабины, левого крыла; далее осматривается радиатор правое крыло. Осматривающий идет вокруг кузова и возвращается к "исходной точке. Поскольку пространство под крыльями колес уже было проверено в начале осмотра, на этом этапе исследуются наружные поверхности крыльев, фары, подфарники, облицовка радиатора. Наиболее вероятное место для устройства тайников в передней части автомобиля — бампер и кронштейны его крепления к раме. При наружном осмотре кабины не надо забывать и об ее крыше, которая у большинства современных грузовых автомашин имеет вентиляционные люки. Свободное пространство под крышками этих люков может быть использовано для устройства тайника.

После осмотра наружной части кабины обследуются бензобак, пространство над ним, затем кузов, все металлические и деревянные детали которого (в том числе крепежные элементы и запоры болтов) тщательно проверяются. Особое внимание надо обращать на пустотелые конструкционные элементы и массивные несущие части кузова, в которых наиболее вероятно оборудование тайников. Осмотр внутренней части кузова автомашины производят по тем же правилам, начиная с исходной точки, в качестве которой обычно избирается задний борт

В последнюю очередь осматривается груз. Последовательность осмотра при этом определяется характером самого груза, наличием или отсутствием тары и ее конструкцией, особенностями укладки груза в кузове, его габаритами и другими факторами. В любом случае осмотр груза должен быть полным и тщательным, для того чтобы все занимаемое грузом пространство кузова оказалось обследованным.

Тщательное обследование внешнего вида, веса, цвета и других признаков открыто лежащих в машине вещей и предметов помогает установить возможные факты маскировки провозимых объектов. В определенной мере это относится и к грузам, перевозимым на автомашине. В целом поиск таких объектов в грузах сводится к следующему.

1. Необходимо внимательно обследовать упаковку грузов для обнаружения внешних признаков, указывающих на вероятное ее вскрытие.

2. Особое внимание следует обращать на упаковки крупногабаритных грузов. При обследовании находящихся в кузове автомашины малогабаритных грузов надо изучать их внешний вид, устанавливать наличие пустот, в которых может скрываться провозимый груз. При установлении несоответствия объема и веса перевозимого груза последний подлежит выгрузке.

Обыск транспортного средства - разновидность обыска. Объектом обыска, как правило, выступают автомобили. Для обыска транспортного средства необходимо отдельное постановление, санкционированное прокурором. Если транспортное средство обыскивается в гараже, который подлежит обследованию, то отдельного постановления не требуется. Также не требуется постановление при задержании водителя или пассажиров.

При подготовке к обыску автотранспорта необходимо собрать сведения о его конструкции, чтобы выдвинуть предположения о местах возможного сокрытия искомых объектов. Для этого можно обратиться к описаниям в печатных изданиях или электронных базах данных. При проведении оперативно-разыскных и следственных действий необходимо установить, не вносилось ли каких-либо изменений в конструкцию автомобиля, прежде всего в его салон, кузов. Полезно также запросить сведения о случаях уже имевших место досмотров или обысков интересующего следствие автомобиля. В этих целях из информационных центров УВД, а также из подразделений ГИБДД истребуются данные о правонарушениях владельца и водителя, а также других лиц, совершенных с использованием данного автомобиля. Затем изучаются материалы административной или доследственной проверки с целью получения информации о результатах проводившихся досмотров, следственных осмотров и обысков автотранспорта.

Следует также выяснить, где находится автотранспорт, возможен ли к нему свободный доступ или для этого потребуется проведение дополнительных мероприятий.

Для проведения обыска автомобиля целесообразно использовать помощь специалистов. Среди них могут быть названы автотехники, которые помогут обнаружить тайники, при необходимости окажут содействие во вскрытии отдельных узлов и агрегатов автомашины. Специалисты приглашаются и для применения поисковых средств, обнаружения и предварительной диагностики искомых веществ, приспособлений, предметов. Например, для обнаружения наркотиков возможно приглашение эксперта, который на месте проведет экспресс-анализ найденного вещества. Для проведения поисковых мероприятий должны быть подготовлены соответствующие технические средства.

Точка начала обыска определяется с учетом габаритов искомого имущества, объема и достоверности информации о вероятном расположении объектов. Поиск малогабаритных объектов может начинаться с исследования переднего бампера, пространства под ним и прилегающих к нему элементов кузова, узлов и агрегатов двигателя, ходовой части. При этом следует обращать внимание на цвет, степень запыленности и загрязненности деталей, а также состояние их креплений. Часто снимаемые, открываемые элементы менее загрязнены, а постоянно отвинчиваемые винты и гайки имеют более яркую поверхность. В результате использования инструментов на вскрываемых деталях образуются следы. При обследовании двигателя рекомендуется осматривать полости отделяющихся трубопроводов, емкостей для масла, антиобледенителя и т.д. Когда это затруднительно, в названные полости может вводится щуп, с помощью которого возможно обнаружение скрываемых объектов.

При обыске легкового автомобиля наиболее трудоемким является процесс обследования салона. Его целесообразно начинать с внешнего осмотра передних дверей, обращая внимание на состояние панелей, ручек, переключателей и креплений отдельных элементов. Обследуются также полочки и углубления на дверцах, где могут находиться искомые объекты, их упаковка, следы хранения, инструменты, использующиеся для сокрытия интересующих следствие предметов. Затем осматривается кресло водителя, пространство перед и под ним. При необходимости положение спинки кресла изменяется и оно разбирается. Внимательно осматриваются пороги, напольные коврики поднимаются для исследования пространства под ними. Далее исследуются педали и пазы, по которым они передвигаются, приборная панель, рулевые колонка и колесо, рычаг переключения скоростей, полки, ящички, пространство между передними сидениями.

Во время обыска рекомендуется включать двигатель, чтобы проверить, как работают приборы. Квалифицированный автотехник способен указать, где могут находиться объекты, мешающие работе приборов. Полезно также сопоставить показатели приборов о наличии масла, горючего, воды, антиоблединителя в предназначенных для этого емкостях с данными измерений объема указанных жидкостей, проведенных с помощью щупа.

В сложных ситуациях, когда поиски не приносят результатов, возможно снятие кресел, извлечение их из салона с последующим обследованием. Для поиска некоторых объектов (наркотиков, взрывчатых веществ) извлеченные кресла могут исследоваться с помощью служебно-разыскной собаки. Отрицательный результат работы собаки в салоне может быть вызван наличием множества запахов внутри автомобиля. Вне салона использование собаки может быть более эффективным.

В освобожденном от кресел салоне вначале рекомендуется обследовать изнутри стенки кузова, расположенные под приборной панелью, затем примыкающие участки пола вместе с находящимися на них приспособлениями, узлами и агрегатами. Таким образом обыскивается вся нижняя часть салона. Затем рекомендуется последовательно провести осмотр боковых поверхностей, включая дверные стойки и внутренние поверхности дверей. После этого осматривают потолок, находящиеся на нем осветительные и иные приборы. При необходимости плафоны осветительных приборов, внутренние панели дверей, стоек, порогов, обивки салона снимаются для исследования находящегося за ними пространства.Таким же образом исследуются багажное отделение легкового автомобиля и находящиеся в нем предметы.

Если над кузовом имеется тент, его целесообразно снять и внимательно исследовать. Борта кузова желательно раскрыть, поднять не закрепленные жестко детали дна и стенок, изучить пространство между отдельными частями, а также между кузовом и кабиной. Обследование фургона проводится с использованием рекомендаций по обыску салона легкового автомобиля.

Большое значение имеет исследование ходовой части, днища, рамы автомобиля и находящихся на них агрегатов. Для этого автомобиль желательно поднять на эстакаду. Это позволит не только тщательно обследовать названные узлы автотранспорта, но и обеспечить полноту восприятия понятыми содержания всех выполняемых поисковых операций. В ряде ситуаций обследование данной части автотранспорта требует демонтажа и разборки отдельных узлов (выхлопных труб, глушителей, колес, топливных баков и т.д.). При обнаружении тайников они также осматриваются и дополнительно фиксируются с помощью фото- и видеосъемки.

Обыск судов, самолетов и железнодорожных вагонов спе­цифичен и не только с точки зрения поиска наркотических средств. При их осмотре и обыске почти всегда целесообразно обращаться за помощью к специалистам соответствующих ве­домств.

Обычно при обыске в автомобиле выделяют три зоны поиска (передняя, задняя части и салон).

В ходе осмотра передней части автомобиля последовательно и тщательно проверяют:

- обратную сторону номерного знака (крепление при помощи клейкой ленты, магнитных зажимов);

- внутреннюю часть бампера;

- полость радиатора (используются герметические пакеты);

- брызговики передних колес;

- воздуховод системы вентиляции;

- пространство между воздушным фильтром и карбюратором;

- площадь под аккумуляторной батареей;

- пространство за фарами в передних крыльях и т.п.

При осмотре задней части автомобиля внимательно обследу­ются:

- содержание багажника (составные части);

- пространство под ковриками и декоративной отделкой, опо­ры спинки заднего сиденья;

- задние крылья и бампер, габаритные фонари;

- брызговики задних колес;

- бензобак (могут устанавливать ложные баки, перевозить гер­метичные контейнеры внутри бензобака);

- ведущий мост и т.п.

При обыске транспорта важно обращать внимание на особен­ности поведения обыскиваемого. В отдельных случаях это может позволить быстрее решить задачи обыска. Так, работник мили­ции Светлогорского ГРОВД при обыске автомашины, принадле­жащей К., обратил внимание на особенности поведения пассажи­ра Б., который не отходил от двери автомобиля и при этом ладонью прикрывал ее замок и боковую стойку. В результате вниматель­ного осмотра стойки и замочных механизмов были обнаружены прочно прикрепленные многочисленные частицы с запахом ко­нопли.

При проведении любого из перечисленных видов обыска важ­ную роль играет коммуникабельность следователя (вовлечение лица, у которого производится обыск, в диалог; снятие у него конфликтного настроения путем соответствующих разъяснений; стимулирование положительных качеств личности, выяснение и устранение причин, препятствующих добровольной выдаче ис­комых предметов).

В отдельных ситуациях следователю целесообразно предста­вить себе, как бы он поступил на месте обыскиваемого, где бы и как он сам спрятал искомое. При этом нужно учитывать индиви­дуальные особенности, как, имея их, данное лицо могло бы ис­пользовать свой профессиональный и житейский опыт, свой об­раз жизни, чтобы спрятать искомые вещи. Практика показывает, что заинтересованные лица, как правило, прячут предметы и де­лают тайники в зависимости от образа жизни, профессии, знаний, навыков и умений. Так, в сельской местности тайники чаще уст­раиваются в земле, надворных постройках, подвалах и погре­бах. В городах — на чердаках, в стенах комнат, в полу, мебели, батареях отопления, книжных полках. Особенности профессии и рода занятий проявляются в том, что столяр, плотник и другие лица, работающие с деревом, устраивают тайники в стенах шка­фов и кроватей, чердаках, ящиках и т.п., а женщины используют для этой цели мебель, посуду, детские игрушки, подушки, одеж­ду и т.п.

Целесообразно следить за обыскиваемым, его настроени­ем, реакцией. Так, настроение, выражение лица не могут не меняться в зависимости от того, приближается следователь к месту, где спрятано искомое, или отдаляется от него, попал ли в поле зрения сотрудника ОВД искомый предмет, напри­мер клубок ниток для вязания, намотанный на пакет с наркоти­ками, и т.д.




Обыскиваемый иногда старается отвлечь следователя от по­иска, в частности своими критическими замечаниями, пытаясь при этом вывести следователя из равновесия, вызвать на конфликт. Такая бравада обычно свидетельствует о том, что ошибки в адресате нет, ибо честный человек, не имея психических аномалий, почти всегда будет глубоко переживать из-за случившегося, чув­ствовать себя морально травмированным, но не реагировать по­добным образом.

Если же обыскиваемый заметно повеселел, то это может озна­чать, что лицо, производящее обыск, прошло мимо искомого объекта. В этом случае необходимо провести повторное, более тщательное обследование. Иногда обыскиваемый постоянно на­ходится возле какого-то объекта — значит нужно усилить внима­ние к этому объекту, обследовать его детально.

Обнаруженные наркотические средства, похожие на них предметы приобщают к материалам дела в соответствии с тре­бованиями норм УПК и криминалисти­ческими рекомендациями. Так, наркотические средства, нахо­дящиеся в жидком состоянии (ампулы, бутылочки, пробирки, флаконы), помещают в картонные коробки или пластиковые пакеты (контейнеры), и каждое в отдельности обкладывают ва­той, целлюлозой и т.п., чтобы они не перемешивались. Порош­кообразные вещества, как правило, насыпают в пластиковые мешочки, к которым прикрепляются соответствующие бирки. Так же поступают при изъятии свободно перевозимых таблеток и драже.

Ход и результаты обыска по делам о преступлениях, связан­ных с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, фикси­руются в протоколе, составляемом в соответствии с требования­ми УПК и рекомендациями криминалистики.

Обыск судов, самолетов и железнодорожных вагонов спе­цифичен и не только с точки зрения поиска наркотических средств. При их осмотре и обыске почти всегда целесообразно обращаться за помощью к специалистам соответствующих ве­домств.

Обычно при обыске в автомобиле выделяют три зоны поиска (передняя, задняя части и салон).

В ходе осмотра передней части автомобиля последовательно и тщательно проверяют:

- обратную сторону номерного знака (крепление при помощи клейкой ленты, магнитных зажимов);

- внутреннюю часть бампера;

- полость радиатора (используются герметические пакеты);

- брызговики передних колес;

- воздуховод системы вентиляции;

- пространство между воздушным фильтром и карбюратором;

- площадь под аккумуляторной батареей;

- пространство за фарами в передних крыльях и т.п.

При осмотре задней части автомобиля внимательно обследу­ются:

- содержание багажника (составные части);

- пространство под ковриками и декоративной отделкой, опо­ры спинки заднего сиденья;

- задние крылья и бампер, габаритные фонари;

- брызговики задних колес;

- бензобак (могут устанавливать ложные баки, перевозить гер­метичные контейнеры внутри бензобака);

- ведущий мост и т.п.

При обыске транспорта важно обращать внимание на особен­ности поведения обыскиваемого. В отдельных случаях это может позволить быстрее решить задачи обыска. Так, работник мили­ции Светлогорского ГРОВД при обыске автомашины, принадле­жащей К., обратил внимание на особенности поведения пассажи­ра Б., который не отходил от двери автомобиля и при этом ладонью прикрывал ее замок и боковую стойку. В результате вниматель­ного осмотра стойки и замочных механизмов были обнаружены прочно прикрепленные многочисленные частицы с запахом ко­нопли.

При проведении любого из перечисленных видов обыска важ­ную роль играет коммуникабельность следователя (вовлечение лица, у которого производится обыск, в диалог; снятие у него конфликтного настроения путем соответствующих разъяснений; стимулирование положительных качеств личности, выяснение и устранение причин, препятствующих добровольной выдаче ис­комых предметов).

В отдельных ситуациях следователю целесообразно предста­вить себе, как бы он поступил на месте обыскиваемого, где бы и как он сам спрятал искомое. При этом нужно учитывать индиви­дуальные особенности, как, имея их, данное лицо могло бы ис­пользовать свой профессиональный и житейский опыт, свой об­раз жизни, чтобы спрятать искомые вещи. Практика показывает, что заинтересованные лица, как правило, прячут предметы и де­лают тайники в зависимости от образа жизни, профессии, знаний, навыков и умений. Так, в сельской местности тайники чаще уст­раиваются в земле, надворных постройках, подвалах и погре­бах. В городах — на чердаках, в стенах комнат, в полу, мебели, батареях отопления, книжных полках. Особенности профессии и рода занятий проявляются в том, что столяр, плотник и другие лица, работающие с деревом, устраивают тайники в стенах шка­фов и кроватей, чердаках, ящиках и т.п., а женщины используют для этой цели мебель, посуду, детские игрушки, подушки, одеж­ду и т.п.

Целесообразно следить за обыскиваемым, его настроени­ем, реакцией. Так, настроение, выражение лица не могут не меняться в зависимости от того, приближается следователь к месту, где спрятано искомое, или отдаляется от него, попал ли в поле зрения сотрудника ОВД искомый предмет, напри­мер клубок ниток для вязания, намотанный на пакет с наркоти­ками, и т.д.

Обыскиваемый иногда старается отвлечь следователя от по­иска, в частности своими критическими замечаниями, пытаясь при этом вывести следователя из равновесия, вызвать на конфликт. Такая бравада обычно свидетельствует о том, что ошибки в адресате нет, ибо честный человек, не имея психических аномалий, почти всегда будет глубоко переживать из-за случившегося, чув­ствовать себя морально травмированным, но не реагировать по­добным образом.

Если же обыскиваемый заметно повеселел, то это может озна­чать, что лицо, производящее обыск, прошло мимо искомого объекта. В этом случае необходимо провести повторное, более тщательное обследование. Иногда обыскиваемый постоянно на­ходится возле какого-то объекта — значит нужно усилить внима­ние к этому объекту, обследовать его детально.

Обнаруженные наркотические средства, похожие на них предметы приобщают к материалам дела в соответствии с тре­бованиями норм УПК и криминалисти­ческими рекомендациями. Так, наркотические средства, нахо­дящиеся в жидком состоянии (ампулы, бутылочки, пробирки, флаконы), помещают в картонные коробки или пластиковые пакеты (контейнеры), и каждое в отдельности обкладывают ва­той, целлюлозой и т.п., чтобы они не перемешивались. Порош­кообразные вещества, как правило, насыпают в пластиковые мешочки, к которым прикрепляются соответствующие бирки. Так же поступают при изъятии свободно перевозимых таблеток и драже.

Ход и результаты обыска по делам о преступлениях, связан­ных с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, фикси­руются в протоколе, составляемом в соответствии с требования­ми УПК и рекомендациями криминалистики.

Провидению обыска автотранспортного средства должно обязательно предшествовать получение максимально подробных сведений о конструкции автомобиля и мест возможной закладки предмета обыска. Сведения о конструкции транспортного средства можно получить из специализированных печатных изданий или баз данных. До осуществления следственных и оперативно-розыскных действий следует выяснить, не вносилось ли каких-либо изменений в конструкцию транспортного средства, прежде всего в его салон, кузов.

Полезно также запросить сведения о случаях уже имевших место досмотров или обысков интересующего следствие автомобиля. В этих целях из информационных центров УВД, а также из подразделений ГИБДД, ФСКН России истребуются данные о правонарушениях владельца и водителя, а также других лиц, совершенных с использованием данного автомобиля. Затем изучаются материалы административной или доследственной проверки с целью получения информации о результатах проводившихся досмотров, следственных осмотров и обысков автотранспорта.

Исследование ходовой части

Большое значение имеет исследование ходовой части, днища, рамы автомобиля и находящихся на них агрегатов. Для этого автомобиль желательно поднять на эстакаду. Это позволит не только тщательно обследовать названные узлы автотранспорта, но и обеспечить полноту восприятия понятыми содержания всех выполняемых поисковых операций. В ряде ситуаций обследование данной части автотранспорта требует демонтажа и разборки отдельных узлов (выхлопных труб, глушителей, колес, топливных баков и т.д.). При обнаружении тайников они также осматриваются и дополнительно фиксируются с помощью фото- и видеосъемки.

Групповой обыск

Групповой обыск представляет собой обыск, который производится по одному уголовному делу, но в нескольких местах, находящихся в ведении одного и того же или разных лиц. Подготовка данного вида обыска предполагает выполнение рассмотренных выше стандартных и некоторых специфических операций. При определении времени производства группового обыска необходимо учитывать, где в этот момент будут находиться обыскиваемые. Обыск целесообразно начинать, когда на месте его проведения отсутствуют благоприятные условия для оказания противодействия. При этом учитываются свойства личности обыскиваемых. Если такие субъекты склонны к оказанию противодействия по месту жительства, можно начать обыск, когда они находятся по месту службы. В случаях когда обыскиваемые занимают достаточно высокое должностное положение и могут оказать противодействие в служебном помещении, обыск можно начать тогда, когда они находятся дома.

Планирование обыска

При планировании начала обыска учитывается предполагаемая продолжительность обследования разных объектов, обусловленная их структурной сложностью и площадью. Эти факторы принимаются во внимание и при распределении участников производства обыска. В составе следственно-оперативной бригады создается несколько временных подразделений, призванных выполнять разные функции в период проведения группового обыска. В связи с этим возникает необходимость в четкой организации и координации их деятельности. Для этого создается центр управления, в котором планируют проведение обыска, осуществляют контроль за выполнением плана, обеспечивают координацию действий. В группу управления кроме следователя должны входить представители органов дознания, которые привлекаются для участия в организации указанного следственного действия. В ситуациях, когда обыск проводится в двух-трех местах и обследованию подлежат небольшие площади, возможно осуществление управленческих функций одним следователем. Координация предусматривает определение времени выезда к месту обыска, точного времени его начала, планируются операции по пресечению возможности контакта разных обыскиваемых субъектов, избираются средства связи, устанавливаются периодичность и порядок пользования ими. В ситуациях проведения поисковых операций в местах, значительно удаленных друг от друга, заранее предусматриваются порядок обмена информацией о ходе выполнения плана и варианты оказания помощи в решении различных вопросов. В этих условиях выделяются резервные транспортные средства, участники, материальные ресурсы, которые в случае необходимости могут быть незамедлительно привлечены для решения возникших проблем.

Создание поисковых групп

В случаях привлечения большого количества участников создается несколько поисковых групп, в которых назначаются руководители. С ними и прорабатывается план обыска на отдельных объектах. В некоторых ситуациях инструктаж целесообразно проводить в виде обсуждения, что дает возможность исполнителям четко уяснить ставящиеся перед ними задачи, способствует формированию ответственного и творческого отношения к реализации плана. При наличии в поисковых группах сотрудников, не обладающих опытом проведения подобных действий, полезно детальное обсуждение всех планируемых операций, действий каждого участника. При этом учитываются возможные варианты события на разных этапах проведения обыска. Инструктаж рядовых участников поисковой группы проводится ее руководителем непосредственно перед началом обыска. Для этого участники собираются заблаговременно. Каждому из них разъясняется, какие операции и в какой момент они будут производить, какие приемы для этого могут применяться. В ходе такого инструктажа полезно использование наглядных материалов, планов, схем обыскиваемых помещений, участков местности с отметками мест расположения входов, выходов, дверей, окон и находящихся на обыскиваемой территории объектов. Возможна демонстрация фото- и видеоизображений. Члены поисковых групп также могут быть снабжены фотографиями и описаниями искомых объектов, обыскиваемых, членов их семей и соучастников.

В ходе проведения группового обыска применяются в основном те же приемы, что и при производстве единичного. В то же время поскольку поиски проводятся несколькими лицами, возможно использование дополнительных приемов. В частности, обыскиваемые территории могут разбиваться на несколько секторов, квадратов, по которым участники поисков двигаются параллельно или навстречу друг другу либо расходясь в разные стороны.

Поисковым группам в процессе обыска рекомендуется обмениваться информацией об обнаруженных объектах, расположении и характеристиках найденных тайников. Одни и те же лица, а также соучастники нередко применяют сходные способы сокрытия искомых объектов. Поэтому сведения о местах сокрытия, выявленных одной группой, могут облегчить поиски, осуществляемые участниками другой группы. В случае необходимости поисковая группа, которая не может добиться положительного результата, усиливается участниками подгруппы, которые уже успешно завершили обыск.

Представляется возможной и смена рабочих мест двух или более поисковых групп, которые не смогли добиться положительного результата. Каждая из таких групп, переходя на место деятельности своих предшественников, также не решивших поставленные задачи, получает возможность для профессиональной реабилитации, что может оказать стимулирующее воздействие. Кроме того, смена обстановки в ряде ситуаций благоприятно влияет на полноту восприятия новых условий, способствует повышению поисковой активности.

• в салоне осмотреть пространство между ковровым покрытием и днищем, снять и осмотреть чехлы, участки между сидениями и их спинками и полом, пространство за приборной панелью, аптечку, пепельницы, ящик для сопутствующих предметов;

• обследовать пространство под капотом; двигатель;

• осмотреть механизмы и детали, находящиеся под днищем;

• использовать для обыска осветители, зеркала, инструменты.

При обследовании автомашин выносится отдельное постановление, санкционированное прокурором, если поиски происходят в гараже – отдельного постановления не требуется. Обыск автомашин целесообразно проводить с участием автотехнического специалиста. При обследовании автомашин проверяются внутреннее пространство кабины (салона), места под сиденьями, резиновые накладки педали, содержимое ящика на переднем щитке, аптечки, снимаются чехлы, осматриваются колеса, особенно запасные, кузов, груз, находящийся на транспорте, багажник и др.

В организационном и тактическом отношениях проведение обыск автотранспорта существенно отличается от обыска помещений.

Успеху обыска автотранспорта способствует надлежащая подготовка к его проведению:

1. для успешного поиска тех или иных объектов, спрятанных в самом автомобиле, в ситуации, когда отсутствует информация о местах их укрытия, необходимо заранее изучить общее устройство автомобиля и особенности конструкции его отдельных марок. При этом особое внимание следует обратить на те агрегаты и узлы, конструкция которых позволяет прятать определенные объекты, быстро извлекать их из тайника. В зависимости от характера объекта (размеров, состояния) определяются и места их сокрытия. Предметы больших размеров могут перевозиться: в пустотах крупногабаритных грузов, под сыпучими и незатаренными материалами; за специально устанавливаемым передним бортом; на раме под кузовом автомобиля; на крыше автофургона или на тенте бортовой автомашины и т.п.

2. Во время подготовки к обыску автомашины в ряде случаев приходится предварительно решать вопрос о месте и времени его проведения. Выбор места обыска может быть ограничен или вовсе исключен в связи с тем, что автомашина находится в пути.

В иных ситуациях следует руководствоваться тактической целесообразностью проведения обыска в том или ином месте.

Что касается выбора конкретного места для проведения обыска автотранспорта, то чаще — это место его основной стоянки для погрузочно-разгрузочных работ. Необходимость перемещения автотранспорта с этого места для проведения обыска может диктоваться самыми различными тактическими соображениями (перегонка на эстакаду, удаление с места значительного числа граждан). Нередко выбор места и времени проведения данного вида обыска в значительной мере зависит от обстоятельств преступления и конкретной ситуации, характеризующей состояние расследования на определенный момент. Иными словами, такой выбор в каждом случае индивидуален.

3. При подготовке к обыску автомашины необходимо заблаговременно определить его участников и роль каждого. В проведении обыска целесообразно участие специалиста в области автотехники. Обыск должен проводиться в присутствии водителя автотранспорта, а также лица, ответственного за передачу или получение перевозимого на автомашине груза (разумеется, если соответствующие обязанности не возлагаются на самого водителя).

4. При обыске автомашины применяются технические средства, с помощью которых можно обнаружить объекты, спрятанные в узлах и агрегатах автомашины, а также в провозимых на ней грузах.

Для поиска металлических предметов в грузах применяются металлоискатели. При обыске в самом автомобиле эти средства непригодны.

При полном обследовании автомашины и груза поиск обычно начинается с визуального осмотра нижней части шасси и кузова в такой последовательности: передний мост и передние колеса; поддон картера двигателя; дно кабины и нижняя часть подножек; главная передача, карданный вал, дифференциал; задний мост и задние колеса; дно кузова.

Если есть смотровая яма или эстакада, эта операция не вызывает трудностей. При их отсутствии осмотр производится с помощью зеркал различной конструкции, эндоскопов и электрофонарей, переносных электроламп, питающихся от аккумулятора автомобиля.

После обследования днища автомобиля и расположенных под ним узлов и агрегатов кабина водителя осматривается в таком порядке:

сиденья и спинки сидений водителя и пассажира; инструментальный ящик под сиденьем водителя и пространство за спинками сидений водителя и пассажира; левая дверь кабины; порог левой двери; пол левой части кабины, закрытый ковриками; приборный щиток, рулевая колонка, пространство под ними; багажное отделение на лицевой панели кабины; правая часть лицевой панели, пространство под ней; пол правой части кабины под ковриками; центральный туннель кабины;

Порог правой двери; правая дверь; обивка кабины, противосолнечные козырьки. Затем приступают к обследованию моторного отсека, в котором поочередно осматривается двигатель, узлы и агрегаты, смонтированные на двигателе, свободные пространства моторного отсека, радиатор охлаждения, заправочный и расширительный бачок, трубопроводы, приборы системы зажигания.

Осмотр наружных частей кабины и кузова начинается с наружной части левой дверцы кабины, левого крыла; далее осматривается радиатор правое крыло. Осматривающий идет вокруг кузова и возвращается к "исходной точке. Поскольку пространство под крыльями колес уже было проверено в начале осмотра, на этом этапе исследуются наружные поверхности крыльев, фары, подфарники, облицовка радиатора. Наиболее вероятное место для устройства тайников в передней части автомобиля — бампер и кронштейны его крепления к раме. При наружном осмотре кабины не надо забывать и об ее крыше, которая у большинства современных грузовых автомашин имеет вентиляционные люки. Свободное пространство под крышками этих люков может быть использовано для устройства тайника.

После осмотра наружной части кабины обследуются бензобак, пространство над ним, затем кузов, все металлические и деревянные детали которого (в том числе крепежные элементы и запоры болтов) тщательно проверяются. Особое внимание надо обращать на пустотелые конструкционные элементы и массивные несущие части кузова, в которых наиболее вероятно оборудование тайников. Осмотр внутренней части кузова автомашины производят по тем же правилам, начиная с исходной точки, в качестве которой обычно избирается задний борт

В последнюю очередь осматривается груз. Последовательность осмотра при этом определяется характером самого груза, наличием или отсутствием тары и ее конструкцией, особенностями укладки груза в кузове, его габаритами и другими факторами. В любом случае осмотр груза должен быть полным и тщательным, для того чтобы все занимаемое грузом пространство кузова оказалось обследованным.

Тщательное обследование внешнего вида, веса, цвета и других признаков открыто лежащих в машине вещей и предметов помогает установить возможные факты маскировки провозимых объектов. В определенной мере это относится и к грузам, перевозимым на автомашине. В целом поиск таких объектов в грузах сводится к следующему.

1. Необходимо внимательно обследовать упаковку грузов для обнаружения внешних признаков, указывающих на вероятное ее вскрытие.

2. Особое внимание следует обращать на упаковки крупногабаритных грузов. При обследовании находящихся в кузове автомашины малогабаритных грузов надо изучать их внешний вид, устанавливать наличие пустот, в которых может скрываться провозимый груз. При установлении несоответствия объема и веса перевозимого груза последний подлежит выгрузке.

Читайте также: