Обязанности владельца аудиовизуального сервиса доклад

Обновлено: 06.07.2024

Федеральным законом от 01.05.2017 87-ФЗ определяется правовой статус аудиовизуальных сервисов, ориентированных на российского потребителя.
В частности, Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", дополняется ст. 10.5, устанавливающей обязанности владельца аудиовизуального сервиса.
Владелец аудиовизуального сервиса - владелец сайта, страницы сайта в сети "Интернет", информационной системы или программы для ЭВМ, которые используются для формирования или организации распространения совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату или при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 100 тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории РФ.
Владелец аудиовизуального сервиса обязан соблюдать требования законодательства РФ, в том числе, не допускать использование аудиовизуального сервиса в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и т.п.
В случае обнаружения в сети "Интернет" информационного ресурса, который имеет признаки аудиовизуального сервиса, он вносится в соответствующий реестр.
Владелец аудиовизуального сервиса должен представить в Роскомнадзор документы, свидетельствующие о соблюдении требований, ограничивающих иностранный контроль над организаторами таких сервисов (части 6, 7 ст. 10.5 Закона).
Неисполнение обязанностей, предусмотренных новыми положениями, может привести к ограничению доступа к аудиовизуальному сервису оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет".
Порядок взаимодействия Роскомнадзора с оператором связи, владельцем аудиовизуального сервиса, а также порядок ограничения и возобновления доступа к аудиовизуальному сервису и порядок информирования о таком ограничении должны быть установлены Правительством РФ.
Новые положения вступают в силу с 1 июля 2017 года.

от 17 февраля 2018 года N 169

О порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с оператором связи, владельцем аудиовизуального сервиса, а также о порядке ограничения и возобновления доступа к аудиовизуальному сервису и информирования о таком ограничении

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2018 года N 169

Правила взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с оператором связи, владельцем аудиовизуального сервиса

1. Настоящие Правила определяют порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с оператором связи, владельцем аудиовизуального сервиса.

Понятия "аудиовизуальный сервис" и "владелец аудиовизуального сервиса" используются в настоящих Правилах в значениях, установленных частью 1 статьи 10_5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

2. Взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с владельцем аудиовизуального сервиса осуществляется в следующих случаях:

а) направление владельцу аудиовизуального сервиса уведомления о включении информационного ресурса в реестр аудиовизуальных сервисов, предусмотренный частью 2 статьи 10_5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - реестр), с указанием требований законодательства Российской Федерации, применимых к данным информационным ресурсам;

б) предоставление владельцем аудиовизуального сервиса в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций документов, свидетельствующих о соблюдении требований части 7 статьи 10_5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

в) направление владельцу аудиовизуального сервиса требования принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;

г) направление владельцем аудиовизуального сервиса заявления об исключении информационного ресурса из реестра;

д) направление владельцу аудиовизуального сервиса уведомления об исключении информационного ресурса из реестра;

е) направление Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций владельцу аудиовизуального сервиса и иным лицам запросов информации, необходимой для ведения реестра, а также направление владельцем аудиовизуального сервиса и иными лицами в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указанной информации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10_5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

3. Форма уведомления о включении аудиовизуального сервиса в реестр и форма требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

4. Заявление, документы и информация, указанные в подпунктах "б", "г" и "е" пункта 2 настоящих Правил, представляются владельцем аудиовизуального сервиса в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в форме электронного документа посредством электронной почты, личного кабинета владельца аудиовизуального сервиса на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 87-fz.rkn.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в форме документа на бумажном носителе, подписанного владельцем аудиовизуального сервиса или его представителем и представляемого лично или почтовым отправлением.

5. В целях организации взаимодействия в электронной форме Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и владелец аудиовизуального сервиса могут определять ответственных должностных лиц и адреса электронной почты для направления уведомлений и информации.

6. Взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами связи, предоставление операторам связи информации об информационных ресурсах, в отношении которых требуется принятие мер в соответствии с частью 15 статьи 10_5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", осуществляются посредством информационной системы взаимодействия круглосуточно в автоматическом режиме.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2018 года N 169

Правила ограничения и возобновления доступа к аудиовизуальному сервису и информирования о таком ограничении

1. Настоящие Правила определяют порядок ограничения и возобновления доступа к аудиовизуальному сервису и порядок информирования о таком ограничении.

Понятия "аудиовизуальный сервис" и "владелец аудиовизуального сервиса" используются в настоящих Правилах в значениях, установленных частью 1 статьи 10_5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение одного рабочего дня после получения вступившего в законную силу решения суда об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису направляет оператору связи, оказывающему услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - оператор связи, сеть "Интернет"), сведения о доменном имени, и (или) сетевом адресе, и (или) указателях страниц сайта в сети "Интернет" аудиовизуального сервиса, а также реквизиты судебного решения об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису с указанием о необходимости принятия мер по ограничению доступа к данному сервису.

3. Оператор связи в течение суток после получения сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, обязан ограничить доступ к аудиовизуальному сервису на территории Российской Федерации.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций направляет оператору связи указание о возобновлении доступа к аудиовизуальному сервису, содержащее доменное имя, и (или) сетевой адрес, и (или) указатели страниц сайта в сети "Интернет", которые позволяют идентифицировать аудиовизуальный сервис, в течение 3 рабочих дней после выполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10_5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

5. Возобновление доступа к аудиовизуальному сервису осуществляется операторами связи в течение суток с момента получения указания, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил.

6. Получение оператором связи указанной в пунктах 2 и 4 настоящих Правил информации осуществляется посредством обращения к информационной системе взаимодействия.

7. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение 10 суток с момента получения соответствующего запроса, содержащего конкретные доменное имя, и (или) сетевой адрес, и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", предоставляет информацию о факте и основаниях ограничения доступа к аудиовизуальному сервису владельцу аудиовизуального сервиса, а также гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, федеральным государственным органам исполнительной власти, иным органам и организациям.

8. Плата за предоставление указанной в пункте 7 настоящих Правил информации не взимается.

И здесь перед владельцами телеканалов встает вопрос: нужно ли получать отдельную лицензию на вещание через интернет. Прямо на этот вопрос никто ответить не может. Адвокат Александр Титов разбирается в действующем законодательстве и пытается понять, как же быть телеканалам в сложившейся ситуации.

Впервые с вопросом правового статуса распространения телеканала в интернете автор столкнулся в начале 2018 году. Тогда в ходе проверок 3 компаний территориальными управлениями Роскомнадзора, проверяющие не признали фактическое распространение телеканалов в сети Интернет (один телеканал вещался на платформе Билайн ТВ, другой на платформе МТС ТВ, третий на сайте в сети Интернет) вещанием по универсальной лицензии.

От каких документов можно отталкиваться?

В 2010 году вышло Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" согласно п. 6 которого "получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации (ст. 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). Поскольку такие технические средства не используются при распространении массовой информации через интернет-сайты, то получение лицензии на вещание лицом, осуществляющим распространение массовой информации через интернет, не требуется".

После данного разъяснения Пленума был принят федеральный закон от 14.06.2011 №142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации" который ввел понятие универсальной лицензии. В новой редакции ст. 31 закона "О СМИ" вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории РФ в любых средах вещания, в том числе в эфире, через спутник или кабель (универсальная лицензия). В соответствии со ст. 31.2 закона "О СМИ" в заявлении о выдачи лицензии должны указываться сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иная среда вещания) в случаях, предусмотренных частью 4-й статьи 31 настоящего Закона.

Таким образом, в действующей редакции закона "О СМИ" предусматривается, что среда вещания может отличаться от среды наземного эфирного, спутникового или кабельного вещания. В этой связи в Роскомнадзор был направлен запрос относительно обоснования позиции территориальных органов и разъяснения понятия среды вещания. В ответ на запрос регулятор сообщил следующее:

"Для распространения аудиовизуальных произведений по технологии OTT, получение лицензии на вещание, предусмотренной ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", не требуется.

Распространение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет") по технологии OTT не является также лицензируемым видом деятельности в сфере связи.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации не определено понятие OTT (Over the Top) и не закреплена схема технической реализации данного сервиса.

Услугу связи в данном случае оказывают операторы связи, обеспечивающие абонентам (пользователям) доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет…

Распространение информации в сети "Интернет" регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон).

Таким образом, в случае если владелец сайта и (или) страницы сайта подпадает под критерии ст. 10.5 Закона, он будет признан владельцем аудиовизуального сервиса и его аудиовизуальный сервис будет включен в реестр аудиовизуальных сервисов. Владелец такого аудиовизуального сервиса будет обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации".

"Для распространения массовой информации через сайты в сети Интернет (в том числе аудиовизуального контента) получение лицензии на право осуществлять телевизионное вещание и радиовещание не требуется.

Получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации. Такие технические средства не используются при распространения массовой информации через сайты в сети Интернет.

Универсальная лицензия не дает право на вещание в сети Интернет".

В приведенных разъяснениях акцент сделан на том, что универсальная лицензия не относит распространение телеканала в сети Интернет к одной из сред вещания на которую выдается универсальная лицензия. При этом ответ на вопросы о том, что такое среда вещания, что относится к иной, помимо наземного эфирного вещания, спутникового вещания, кабельного вещания среде вещания, получить ответ от регулятора не удалось.

Что такое телеканал с точки зрения закона?

Специфика правового регулирования телевизионного вещания заключается в том, что для получения разрешения на выход телеканала в свет необходимо пройти два этапа – осуществить его регистрацию в качестве средства массовой информации и получить вещательную лицензию. Принимая как есть изложенную позицию регулятора, можно прийти к выводу о том, что необходимости во втором этапе – этапе получения вещательной лицензии, нет если речь идет о распространении телеканала в интернете. Но нужно ли регистрировать телеканал в качестве средства массовой информации, если его распространение планируется через Сеть?

Из разъяснений в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 г. №16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" следует, что "поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет отсутствует продукция средства массовой информации, то по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации".

Важно, что приведенное разъяснение Верховного суда относится именно к сайтам. Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под сайтом в сети "Интернет" понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".

Чем отличается сайт от канала?

Определение сайта и определение телеканала имеют качественные отличия. Сайт может содержать как аудиовизуальные произведения, доступные неограниченную кругу лиц так и другу информацию – тексты, изображения, аудио файлы. Но в отличие от телеканала сайт характеризуется наличием доменного имени и (или) сетевого адреса, а также совокупностью программ ЭВМ и другой информации.

Как принять правильное решение?

Приведенные положения закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" также указывают на необходимость анализа распространяемой информации. В случае если по совокупности характерных признаков информационная продукция может быть отнесена к продукции телеканала, владелец аудиовизуального сервиса обязан удостовериться в факте регистрации телеканала в качестве СМИ.

Закон "О СМИ" определяет вещателя телеканала как российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание. Однако, как указывалось выше, универсальная лицензия не относится к распространению телеканала в интернете, на такую форму распространения телеканала лицензия не требуется. Следовательно, при распространении телеканала в интернете не возникает лица со статусом вещателя.

В статье 2 закона "О СМИ" указано, что под распространением продукции СМИ понимается распространение продукции СМИ иным способом. Под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

В случае с распространением телеканала через интернет функции редакции и распространителя телеканала в силу ст. 18 закона "О СМИ" может принять на себя учредитель телеканала. Распространение телеканала в сети Интернет в этом случае может быть отнесено к иным формам распространения продукции СМИ. Приведенная правовая квалификация распространения телеканала в интернете исключает риск признания регистрации телеканала в качества СМИ недействительной по причине невыхода в свет телеканала более одного года (ст. 15 закона "О СМИ").

По закону "О СМИ" производство и выпуск продукции СМИ осуществляет редакция средства массовой информации (ст. 2). В силу ст. 26 закона "О СМИ" распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Анализ положений ст. 31 закона "О СМИ" позволяет сделать вывод, что закон рассматривает вещателя в качестве распространителя продукции СМИ. Так в соответствии с абзацем 4 ст. 31 закона вещатель, не являющийся редакцией телеканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала на территории РФ в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.

Характерным примером предоставления лицензионных прав редакцией вещателю является спутниковое вещания, при котором спутниковый вещатель только распространяет телеканал, но не определяет его содержание.

В абзаце 3 ст. 31 закона "О СМИ" говорится, что вещатель, являющийся редакцией телеканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала на всей территории РФ в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). И эта норма закона указывает на функцию распространения телеканала вещателем в соответствии с лицензией на вещание. В данном случае вещатель определяет содержание телеканала, лишь поскольку является редакцией телеканала.

В качестве постскриптума

Приведенный анализ – это попытка применить действующее законодательство к новой, прямо не урегулированной законодательством форме распространения телеканалов в сети Интернет. Необходимость в регистрации данных телеканалов в качестве СМИ может быть подтверждена или опровергнута на уровне разъяснений регулятора. Вопрос с правовой защитой интеллектуальных прав таких организаций, как производителей и распространителей контента, полагаю, требует законодательного урегулирования.

Рассматриваемый в настоящее время Государственной думой РФ законопроект № 759960-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет" решает весьма специфические задачи и анализировать данный законопроект как концепт регулирования вещания в сети Интернет, полагаю, нецелесообразно.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

есурсов в сутки;

3) вправе запрашивать у владельца аудиовизуального сервиса и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра. Указанные лица обязаны предоставлять запрашиваемую информацию не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

3. В случае обнаружения в сети "Интернет" информационного ресурса, который используется для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации, включая рассмотрение соответствующих обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан или организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:

1) признает информационный ресурс аудиовизуальным сервисом и включает его в реестр аудиовизуальных сервисов;

2) определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение аудиовизуального сервиса в сети "Интернет" лицо;

3) направляет провайдеру хостинга или указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца аудиовизуального сервиса;

4) фиксирует дату и время направления указанного в пункте 3 настоящей части уведомления провайдеру хостинга или указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.

4. В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 3 настоящей статьи, провайдер хостинга или указанное в пункте 2 части 3 настоящей статьи лицо обязаны предоставить данные, позволяющие идентифицировать владельца аудиовизуального сервиса.

5. После получения данных, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет владельцу аудиовизуального сервиса уведомление о включении его информационного ресурса в реестр аудиовизуальных сервисов с указанием требований законодательства Российской Федерации, применимых к данным информационным ресурсам.

6. Владелец аудиовизуального сервиса, получивший указанное в части 5 настоящей статьи уведомление, обязан в течение двух месяцев со дня его получения предоставить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, документы, свидетельствующие о соблюдении требований части 7 настоящей статьи.

7. Владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства другого государства. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более двадцати процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, их аффилированные лица, в совокупности или каждый в отдельности владеющие информационным ресурсом, который используется для распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений и количество пользователей которого на территории Российской Федерации составляет менее пятидесяти процентов от общего количества пользователей такого информационного ресурса, вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно в отношении более чем двадцати процентов долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса при условии согласования указанных владения, управления либо контроля с правительственной комиссией.

8. Правительственная комиссия принимает решение о согласовании владения, управления либо контроля, указанных в части 7 настоящей статьи, при условии, что такие владение, управление либо контроль в отношении владельца аудиовизуального сервиса будут способствовать развитию рынка аудиовизуальных сервисов в Российской Федерации.

9. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Положения части 7 настоящей статьи не распространяются на хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие деятельность, указанную в пунктах 11 - 14, 34, 37 статьи 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", и (или) лиц, входящих с такими хозяйственными обществами в одну группу лиц, в части соблюдения требований об ограничении владения, управления либо контроля в отношении владельца аудиовизуального сервиса.

11. Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении владельцем аудиовизуального сервиса требований части 7 настоящей статьи, а также форма и порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, таких документов утверждаются Правительством Российской Федерации.

12. В случае, если доступ к аудиовизуальному сервису на протяжении трех месяцев составляет в течение суток менее ста тысяч пользователей сети "Интернет", данный аудиовизуальный сервис по заявлению его владельца исключается из реестра аудиовизуальных сервисов, о чем владельцу аудиовизуального сервиса направляется соответствующее уведомление. Данный аудиовизуальный сервис может быть исключен из реестра аудиовизуальных сервисов при отсутствии заявления его владельца, если доступ к данному аудиовизуальному сервису на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее ста тысяч пользователей сети "Интернет".

13. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет владельцу аудиовизуального сервиса требование принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в случае неисполнения им требований, предусмотренных частями 11 и (или) 12 настоящей статьи, или обнаружения на аудиовизуальном сервисе информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 261-ФЗ)

14. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису в случае:

1) установленного вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении повторного в течение года неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требования принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;

2) неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи.

15. На основании вступившего в законную силу решения суда до исполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, доступ к аудиовизуальному сервису ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 51 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи". Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с оператором связи, владельцем аудиовизуального сервиса, а также порядок ограничения и возобновления доступа к аудиовизуальному сервису и порядок информирования о таком ограничении устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ)

16. Не являются аудиовизуальными сервисами:

2) поисковые системы;

3) информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети "Интернет". Порядок и критерии определения таких информационных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

17. Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса требований настоящей статьи влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(Статья введена - Федеральный закон от 01.05.2017 № 87-ФЗ)

Статья 106. Особенности распространения информации в социальных сетях

1. Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - владелец социальной сети), обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

1) не допускать использование сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации и иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - социальная сеть), в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

2) не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

4) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

5) осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

д) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

е) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;

ж) информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;

7) ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений, поданных с использованием указанной в пункте 6 настоящей части электронной формы, а также о результатах мониторинга, осуществляемого в соответствии с пунктом 5 настоящей части. Требования к форме, составу и размещению данного отчета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;

8) разместить в социальной сети документ, устанавливающий правила использования социальной сети;

9) в случае внесения изменений в правила использования социальной сети в течение трех дней со дня внесения таких изменений информировать об этом пользователей социальной сети путем направления каждому из них уведомления об этом с описанием внесенных изменений;

10) установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети "Интернет" программ для электронных вычислительных машин;

11) уведомлять пользователя социальной сети о принятых мерах по ограничению доступа к его информации в соответствии с пунктом 5 настоящей части, а также об основаниях такого ограничения.

2. Правила использования социальной сети должны содержать:

1) не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к распространению в социальной сети информации;

2) права и обязанности пользователей социальной сети;

3) права и обязанности владельца социальной сети;

4) порядок рассмотрения обращений пользователей социальной сети, обеспечивающий их рассмотрение в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их поступления;

5) порядок осуществления мониторинга социальной сети в целях выявления информации, указанной в пункте 5 части 1 настоящей статьи, а также рассмотрения обращений о выявлении такой информации.

3. Правила использования социальной сети должны быть размещены в социальной сети на русском языке. Владелец социальной сети должен обеспечить беспрепятственный и безвозмездный доступ пользователей к правилам использования социальной сети.

4. В случае выявления информации, указанной в пункте 5 части 1 настоящей статьи, при осуществлении мониторинга социальной сети или по результатам рассмотрения указанного в пункте 6 части 1 настоящей статьи обращения, а также в случае выявления информации при осуществлении мониторинга социальной сети в соответствии с предписанием, предусмотренным частью 18 настоящей статьи, владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. В случае, если владелец социальной сети не может оценить степень соответствия информации, выявленной в процессе осуществления мониторинга социальной сети или по результатам рассмотрения указанного в пункте 6 части 1 настоящей статьи обращения, информации, указанной в пункте 5 части 1 настоящей статьи, он обязан не позднее суток с момента выявления такой информации:

Читайте также: