Объяснение инструкция объявление аннотация лекция доклад сообщение устный ответ автобиография

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: Публичное выступление представляет собой устное монологическое высказывание, предназначенное для большой аудитории. Подобное выступление подразделяется на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит перед собой оратор. Главной же целью оратора является убеждение и оказание нужного воздействия на слушателя. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления. Новогоднее обращение главы государства представляет собой жанр публичного выступления церемониального характера. В обращении обычно содержатся поздравления с Новым годом, краткий итог уходящего года и обзор перспективы наступающего. Основной целью написания данной работы, является проведение сопоставительного анализа структуры и содержания текстов новогоднего обращения Си Цзиньпина и В.В. Путина.
Ключевые слова: публичное выступление, функциональный стиль, ораторское выступление, сопоставительный анализ, новогоднее обращение

Analysis of the structure and content of the text of Xi Jinping's and Vladimir Putin's New Year speech

Kobylkina Anastasiia Vladimirovna
Master of Education of Tianjin normal university, China, Tianjin

Abstract: Public speaking is an oral monologue intended for a large audience. According to their function, namely to the purpose of the speaker such speech is divided into types. The main purpose of the speaker is persuasion and influence the listener. Sometimes such a classification is called the classification of genres of public speaking. The New Year Address of the head of state is a genre of public speech of a ceremonial nature. The New Year Address usually contains congratulations on The New Year, a summary of this year and an outlook in the coming year. The main purpose of writing this work isconduct a comparative comparative analysis of the structure and content of the text of Xi Jinping's and Vladimir Putin's New Year speech.
Keywords: public appearance, functional style, public speaking, comparative analysis, New Year Address

Публичное выступление – это выступление перед большой аудиторией, основной задачей которого является воздействие на слушателей с целью повлиять на их отношение, убедить в чем-либо или, напротив, разубедить. [6, с. 34] Для того, чтобы достичь эффективного выступления, оратору необходимо правильно использовать огромный арсенал вербальных и невербальных средств языка, однако в первую очередь, он должен проанализировать речевую ситуацию, в которой он выступает, и определить, уместна ли та речь, которую он произносит, ведь речь может быть абсолютно грамотной, но совершенно неуместной. Иными словами, уже в пределах правильного литературного языка встает вопрос о выборе тех языковых средств, которые уместны в данной речевой ситуации.

При типизации речевых ситуаций основополагающим становится понятие сферы общения. В зависимости от сферы, условий, целей и задач общения определяется речевое поведение говорящего и производится отбор конкретных средств языка. В результате стилистической дифференциации средств языка, формируются функциональные стили. [3, с. 123]

М.Н. Кожина под функциональным стилем понимает своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией, создающей определенную общую ее стилистическую окраску. [4, с. 91]

Автор учебника по стилистике современного китайского языка Чэнь Вандао под функциональным стилем предлагает понимать. 语体是为适应不同的交际领域、交际对象、交际目的和交际方式,长期使用特定的语言材料而形成的语言特点的体系. [8, с. 12] Функциональный стиль, это система языковых особенностей, которая сформировалась в ходе длительного использования специального лингвистического материала, для того, чтобы соответствовать различной сфере, объекту, цели и способу общения.

Несмотря на то, что нет единства во мнениях, многие ученые, в своих работах, посвященных стилистике, обычно используют традиционную систему функциональных стилей: публицистический, научный, литературно-художественный, официально-деловой и разговорно-обиходный. Согласно традиционной системе функциональных стилей, публичное выступление рассматривается в рамках публицистического стиля речи.

Публицистический стиль определяется как исторически сложившаяся разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта и других. Публицистический стиль речи широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. [5, с. 65]

Китайский ученый Чжан Гун, в работе по стилистике современного китайского языка, предлагает классификацию функциональных стилей, включающую не традиционные пять стилей, а восемь: публицистический, научный, литературно-художественный, официально-деловой и разговорно-обиходный, рекламный, прессы, ораторских выступлений. [10, с. 16]

Согласно данной дифференциации, публичное выступление рассматривается в рамках стиля ораторских выступлений. Стиль ораторских выступлений определяется как комплекс языковых особенностей, который сформировался в ходе использования национального языка, в соответствии со сферой общения, целью и содержанием выступления. [10, с. 152] Сферами общения стиля ораторских выступлений являются: общественно-экономические, политические, научные, правовые, бытовые, культурные отношения. Для данного стиля характерны такие цели как: информирование, передача общественно значимой информации, воздействие, убеждение в чем-либо, внушение определенных идей и взглядов, побуждение к определенным поступкам и действиям. Что же касается содержания выступления, то оно будет зависеть от выше изложенных факторов, а так же от темы выступления.

Стиль ораторских выступлений, согласно целям, которые ставят перед собой ораторы в своем выступлении, имеет три подстиля: информационный, убеждающий, и церемониальный (протокольно-этикетный). [10, с. 153]

В выступлении убеждающего характера перед оратором стоит цель убедить слушателя в правильность той или иной точки зрения, взывать у них те или иные чувства, с другой стороны, он должен логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, объяснить сущность явлений и их взаимосвязь. К разряду подобного выступления относятся: научные и политические дискуссии, предвыборные обещания и агитационная речь. [1]

Соблюдение традиции общения в официальных ситуациях, выполнение соответствующих требований этикета, ритуала как раз и является главной целью выступления церемониального характера. Произнесение речей, во время такого рода выступление, обычно вызывает трудности в силу того, что необходимо правильно выбрать нужный момент, уметь уловить настроение слушателей, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Так же стоит отметить, что в подобных выступлениях форма выступления не играет такой существенной роли, как содержание. К выступлению церемониального характера относится, речи при встречи официальных гостей, официальное поздравление юбиляра, официальный тост юбиляру или событию, вступительное слово при открытии мероприятия, речь с оценкой заслуг известного человека, новогоднее обращение. [1]

Основной целью написания данной работы, является проведение сопоставительного анализа структуры и содержания текстов новогоднего обращения Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина и Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Новогоднее обращение относится к экспрессивному, воздействующему и убеждающему типам текстов, поэтому может рассматриваться как текст публичного выступления.

Проанализировав новогодние поздравления Си Цзиньпина за 2014 и 2015 года можно сказать, что в содержательном и структурном плане они не изменились. Новогодние поздравления состоят из трех частей. [9]

В первой часть обращения, председатель лично поздравляет всех граждан Китая, представителей разных национальностей, соотечественников, друзей из разных стран и регионов мира с Новым годом. В этой же части послания, председатель проводит краткий анализ и обзор наиболее ярких, фундаментальных, исторически важных и имеющих крайне принципиальное значение для государства и общества событий минувшего года.

Во второй части выступления, председатель сообщает о намеченных планах на предстоящий год, и о предстоящей непрерывной работе, направленной на обеспечение населения достойным уровнем жизни и разрешение проблем, волновавшие населения.

В третьей часть обращения Си Цзиньпин высказывает свои надежды на то, что все народы будут прилагать максимум усилий, чтобы прийти к мирному существованию.

Что же касается новогодних поздравлений В.В. Путина за эти же года, то можно сказать, что после анализа представленных текстов были обнаружены не значительные изменения в содержании выступления. [7]

В первой части послания, президент выражает благодарность, поднимает патриотический дух народа и воодушевляет его. В этой же части обращения, В.В. Путин так же, как и Си Цзиньпин, проводит краткий обзор событий уходящего года. В 2015 году, в отличие от 2014 года, В.В. Путин говорит о том, что нужно реализовать намеченные планы, однако ничего конкретного не сообщает.

Вторая часть обращения президента РФ, по своей сути, является поздравительной. В ней В.В. Путин поздравляет сограждан с Новым годом и выражает свои пожелания.

Из этих двух аспектов, каждый политический деятель отдал явное предпочтение одному. В результате проведенного анализа было выявлено, что речь Си Цзиньпина оказывается ближе по форме к отчету, а обращение В.В Путина приближено к праздничному тосту. Такой выбор не в последнюю очередь базируется на национальном восприятии Нового года в России и Китае. В России Новый год это, прежде всего, праздник. В Китае же первое января, является не более чем концом одного отчетного периода и началом другого. Избранная каждым политическим деятелем форма обращения объясняет и значительное различие в объеме текстов, речь Си Цзиньпина, по объему, оказывается намного больше, чем речь В.В Путина.

Новогоднее выступление всегда предназначено для народа, и это говорит о том, что выступление такого плана всегда адресное.

Достоинством любой речи, любого текста служит гармония формы и содержания. Проанализировав структуру и содержание текстов новогодних выступлений политических лидеров двух страна, Китая и России, можно сказать, что в текстах видна последовательность расположения смысловых блоков, между которыми выстроена смысловая и логическая связь. Что же касается содержания текстов, то оно в полной мере раскрывает тему выступления, так же стоит отметить, что в содержании соблюдены все требования этики речевого контакт. Хорошо организованная структура выступления, а так же ее содержание играет немаловажную роль в воздействии и убеждении на слушателя.

Объяснение или инструкция должны быть короткими и понятными. Например, надо объяснить тому, кто этого не зна­ет, как проехать по городу до того или иного места, как кормить собаку, как ухаживать за аквариумными рыбками, как записать передачу на видеомагнитофон, как пользоваться электрическим прибором. Объяснять надо шаг за шагом и переходить к следую­щему шагу, только если убедились, что предыдущий шаг ваш со­беседник понял.

Объяснение может быть и учебным: так, преподаватель или учитель использует объяснение для краткого изложения учебного материала на уроке или занятии.

Если вы делаете объявление о предстоящем празднике или кон­церте, надо закончить приглашением всем прийти на этот празд­ник, повторив место проведения и время начала. Особенно важно повторять объявления, в которых сообщается об отмене ранее объявленного мероприятия или о его переносе.

Помните, что при устном объявлении слушатели плохо пони­мают и запоминают даты, время, цифры, их надо несколько раз повторить под запись или даже лучше записать на доске.

Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма. Аннотации содержания книг часто печатаются в самих этих книгах, а аннотации фильмов можно иногда увидеть на ко­робках видеокассет. Это делается для того, чтобы покупатель мог сразу узнать, о чем книга или фильм. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях.

Лекция — это учебное, научное или научно-популярное вы­ступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

Устный ответ — это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя. Устный ответ должен показать, что вы знаете самое главное по тому вопросу, который вам задан. В нем надо определить термины, назвать основные факты и при­вести примеры, а также сделать вывод.

Каковы правила подготовки информационного выступления.

Главное в любом информационном выступлении — суметь пе­редать свои знания, донести до слушателей информацию. Очень важно использовать различные способы преподнесения материала. Надо несколько раз повторить основные положения, привести яркий пример, записать во время выступления на доске цифры, даты, проиллюстрировать свое выступление рисунками, схема­ми, иллюстрациями и т.д.




Информационные выступления бывают разных типов, но пока мы с вами познакомимся с общими правилами, которые должны соблюдаться при подготовке информационных выступлений лю­бого типа.

1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.

2. Оно должно быть актуально для слушателей, т. е. инте­ресно для них сейчас, в данный момент.

3. Оно должно дать полную информацию.

4. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.

5. Оно должно содержать несколько конкретных фак­тов.

6. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.

7. Оно должно быть кратким.

8. Четко переходить от одного пункта к другому.

9. Не использовать много жестов.

10. Не говорить слишком эмоционально.

Особенности протокольно-этического выступления.

В Древней Греции и Древнем Риме обучение ораторскому искусству начинали именно с протокольно-этикетных (эпидейктических) речей

Цель– соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета и ритуала.

К таким выступлениям относятся: речь на официальном приеме, официальное поздравление юбиляра; траурная речь; приветственная речь при встрече кого-либо, открытии чего-либо; речь с оценкой заслуг кого-либо; представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо; официальный тост на банкете или юбилее; воодушевляющая речь на торжественном собрании; приветственное слово старшего руководителя в адрес младших, подчиненных; заключительное слово при подведении итогов, закрытии чего-либо.

Объяснение или инструкция должны быть короткими и понятными. Например, надо объяснить тому, кто этого не зна­ет, как проехать по городу до того или иного места, как кормить собаку, как ухаживать за аквариумными рыбками, как записать передачу на видеомагнитофон, как пользоваться электрическим прибором. Объяснять надо шаг за шагом и переходить к следую­щему шагу, только если убедились, что предыдущий шаг ваш со­беседник понял.

Объяснение может быть и учебным: так, преподаватель или учитель использует объяснение для краткого изложения учебного материала на уроке или занятии.

Если вы делаете объявление о предстоящем празднике или кон­церте, надо закончить приглашением всем прийти на этот празд­ник, повторив место проведения и время начала. Особенно важно повторять объявления, в которых сообщается об отмене ранее объявленного мероприятия или о его переносе.

Помните, что при устном объявлении слушатели плохо пони­мают и запоминают даты, время, цифры, их надо несколько раз повторить под запись или даже лучше записать на доске.

Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма. Аннотации содержания книг часто печатаются в самих этих книгах, а аннотации фильмов можно иногда увидеть на ко­робках видеокассет. Это делается для того, чтобы покупатель мог сразу узнать, о чем книга или фильм. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях.

Лекция — это учебное, научное или научно-популярное вы­ступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

Устный ответ — это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя. Устный ответ должен показать, что вы знаете самое главное по тому вопросу, который вам задан. В нем надо определить термины, назвать основные факты и при­вести примеры, а также сделать вывод.

Каковы правила подготовки информационного выступления.

Главное в любом информационном выступлении — суметь пе­редать свои знания, донести до слушателей информацию. Очень важно использовать различные способы преподнесения материала. Надо несколько раз повторить основные положения, привести яркий пример, записать во время выступления на доске цифры, даты, проиллюстрировать свое выступление рисунками, схема­ми, иллюстрациями и т.д.

Информационные выступления бывают разных типов, но пока мы с вами познакомимся с общими правилами, которые должны соблюдаться при подготовке информационных выступлений лю­бого типа.

1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.

2. Оно должно быть актуально для слушателей, т. е. инте­ресно для них сейчас, в данный момент.

3. Оно должно дать полную информацию.

4. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.

5. Оно должно содержать несколько конкретных фак­тов.

6. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.

7. Оно должно быть кратким.

8. Четко переходить от одного пункта к другому.

9. Не использовать много жестов.

10. Не говорить слишком эмоционально.

Особенности протокольно-этического выступления.

В Древней Греции и Древнем Риме обучение ораторскому искусству начинали именно с протокольно-этикетных (эпидейктических) речей

Цель– соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета и ритуала.

К таким выступлениям относятся: речь на официальном приеме, официальное поздравление юбиляра; траурная речь; приветственная речь при встрече кого-либо, открытии чего-либо; речь с оценкой заслуг кого-либо; представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо; официальный тост на банкете или юбилее; воодушевляющая речь на торжественном собрании; приветственное слово старшего руководителя в адрес младших, подчиненных; заключительное слово при подведении итогов, закрытии чего-либо.

Наиболее распространенными видами информационных выступлений являются:

объяснение, инструкция;

устный ответ;

автобиография;

Если вы сообщаете о потере перчаток или шарфика, надо сообщить, кому и как можно их вернуть.

Объяснение или инструкция должны быть короткими и понятными. Например, надо объяснить тому, кто этого не знает, как проехать по городу до того или иного места, как кормить собаку, как ухаживать за аквариумными рыбками, как записать передачу на видеомагнитофон, как пользоваться электрическим прибором. Объяснять надо шаг за шагом и переходить к следующему шагу, только если убедились, что предыдущий шаг ваш собеседник понял.

Объяснение может быть и учебным – так, преподаватель или учитель используют объяснение для краткого изложения учебного материала на уроке или занятии.

Помните, что при устном объявлении слушатели плохо понимают и запоминают даты, время, цифры, их надо несколько повторить под запись или даже лучше записать на доске.

Аннотация - это краткое изложение содержания книги или фильма. Аннотации содержания книг часто печатаются на обложках в самих этих книгах, а аннотации фильмов можно иногда увидеть на коробках видеокассет. Это делается для того, чтобы покупатель мог сразу узнать, о чем книга или фильм. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях.

Лекция - это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

Устный ответ - это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя. Устный ответ должен показать, что вы знаете самое главное по тому вопросу, который вам задан. В устном ответе надо определить термины, назвать основные факты, и привести примеры, а также сделать вывод.

Общие правила подготовки информационных выступлений

Основные требования к информационной речи:

1. Сделать передачу информации как можно более полной.

2. Сделать речь понятной.

3. Сделать ее интересной для слушателей.

Информационные выступления бывают разных типов, но пока мы с вами познакомимся с общими правилами, которые должны соблюдаться при подготовке информационных выступлений любого типа.

1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.

2. Оно должно быть актуально для слушателей, то есть интересно для них сейчас, в данный момент.

3. Оно должно дать полную информацию.

4. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.

5. Оно должно содержать несколько конкретных фактов.

6. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.

Информационное выступление - это выступление, которое содержит новую, интересную, актуальную для слушателей информацию.

Послушаем выступления одноклассников и обсудим их по плану Можно ли проследить структуру выступления? Соблюдены ли все особенности информационных выступлений (новизна, актуальность информации)?

Объяснение (инструкция) - рассказ о том, как что-то или как-то происходит. Главное требование – краткость и понятность!

Схема объяснения (инструкции) – этапы Назвать действие (явление, понятие, предмет), которое вы будете объяснять. Последовательно рассказать об этом действии (явлении, понятии): его устройство, способ действия, описание внешних или внутренних особенностей. Подвести итог , проверить, получилось ли то, что вы хотели, дать заключительные рекомендации (этот этап необязателен) Стр. 61

Описание - это тип речи, в котором перечисляются основные или важные с точки зрения оратора признаки предмета описания.

План построения делового описания Дать определение тому, что собираетесь описать. Подробно перечислить существенные признаки (детали, составные части, свойства) и описать внешний вид. Указать значение, действие, применение (если речь идет о живом существе, то образ жизни, поведения). Пример. Стр. 66

План построения художественного описания Назвать предмет описания и причины, почему именно этот предмет захотелось описать. Назвать самые яркие, необычные признаки предмета, которые выделяют предмет описания среди других подобных предметов, делают его интересным для слушателей. Выразить свое отношение к предмету описания. Пример. Стр. 67

Домашнее задание: Подготовить выступления по темам: Объясните бабушке, как без вас включить компьютер и посмотреть фотографии. Подготовьте деловое и художественное описания следующих предметов или живых существ на выбор: белки, автомобиля, ежа, гитары или…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока по культуре общения

Путешествие в страну волшебных слов.

Календарно - тематическое планирование уроков физической культуры в 8 классе по специальной (коррекционной) программе школы 8 вида

Представлено подробное календарно - тематическое планирование уроков физической культуры в 8 классе по специальной (коррекционной) программе школы 8 вида (2 часа в неделю).


Поурочное планирование уроков СБО "Культура общения между юношами и девушками"

Правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах.

конспект урока физической культуры в 4 классе школы I вида


Урок культуры общения 5 класс: Что делает человека привлекательным

Урок: Что делает человека привлекательным. В помощь учителю культуры общения.


Использование информационных технологий на уроках физической культуры в старших классах

Использование информационных технологий на уроках физической культуры в старших классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня все чаще умение общаться с людьми становится определяющим фактором успеха в карьерном росте, бизнесе, политике, учебе. И если общение индивидуальное может опираться на врожденные способности, то в публичной коммуникации этого уже недостаточно – здесь необходимы навыки, приемы и технологии.

Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая.


Виды публичных выступлений.

Виды публичных выступлений по форме:

 Лекция – связное, развернутое изложение какого-либо вопроса специалистом. В лекции должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Обычная продолжительность – от 20–30 мин до 90 мин (в вузе).

Виды публичных выступлений по цели:

3. Компоненты плана устного выступления.

Основные требования к информационной речи:

– Передача информации должна быть полной.

– Речь должна быть понятной и интересной для слушателей.

– Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию, быть актуальным.

– Выступление должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.

– Выступление должно быть кратким, содержать 2–3 раздела (пункта плана), должен быть четкий переход от одного пункта плана к другому.

– Выступление не должно быть слишком эмоциональным (необходимо следить за жестами и мимикой).

План подготовки устного выступления:

1. Определение значения темы и постановка цели выступления:

• Учесть интересы слушателей.

• Обратить внимание на связь выступления с предыдущими темами.

• Сформулировать знания, полезную информацию, необходимую для слушателей.

2. Составление плана выступления на основании логики темы:

• Вступление (актуальность темы, постановка проблемы).

• Заключение (теоретические и практические выводы по теме и вытекающие из них задачи слушателей).

3. Подбор материала для выступления:

• Поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор научного содержания, которое отвечает цели выступления.

• Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции.

• Подбор примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов.

• Подбор наглядных пособий и подготовка технических средств, продумывание цели, времени и способа их использования.

4. Написание текста выступления:

• Подготовка тезисов выступления (выделение ключевых понятий, разбивка основных вопросов темы на подвопросы, продумывание содержания и выводов).

• Распределение материала по подвопросам и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных пособий и технических средств, о необходимых смысловых акцентах и т.д.).

• Написание подробного текста (если это нужно).

5. Подготовка к выступлению перед аудиторией:

• Выделение в тексте (тезисах) основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени.

• Выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоения которых непременно нужно добиваться.

• Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно: где с расчетом на запись, где на слушание без записи).


4. Беседы разных видов.

Наиболее распространенной формой общения считается беседа.

По сфере использования беседы условно делят на бытовые и деловые.

Бытовые беседы связаны с нашей повседневной жизнью, обиходом, с решением домашних, хозяйственных вопросов. Не только дома, в кругу семьи, но и на улице, в городском транспорте, в электричке, особенно когда дорога длинная, а иногда и на работе мы вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время.

Деловые беседы ассоциируются с общением на работе, с исполнением служебных обязанностей, с решением производственных задач, организационных, коммерческих проблем и т.д.

Под деловой беседой понимается межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

Также выделяют семь основных видов беседы:

1. Непринужденная дружеская беседа.

2. Проблемная беседа.

3. Ознакомительная беседа.

4. Светская или салонная беседа.

5. Деловая беседа.

6. Информационная беседа.

7. Застольная беседа.


5. Цели бесед.

б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

а) деловое общение (беседа, переговоры, интервью и т.п.)

б) научное общение (доклад на конференции, лекция, дискуссия и т.п.);

в) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.п.)

На основе типовых параметров речевой ситуации формируются жанры речи в той или иной сфере общения. Речевая ситуация может включать в себя один жанр (деловая беседа) и несколько жанров (например, в ситуации праздничного застолья обычно представлены жанры тоста, разговорного рассказа, житейского разговора).

Речевой жанр – исторически сложившийся устойчивый тип текстов (рассказ, повесть, беседа, статья, указ, очерк, репортаж и др.). Жанры характерны для монолога и диалога, для устной и письменной речи, официального и неофициального общения.

6. Особенности интервью.

В современной практике социологического опроса метод интервьюирования применяется достаточно часто.

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различаются так называемые документальное интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса.

Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Для получения одного и того же объема информации при использовании метода интервью исследователь, конечно, затрачивает больше времени и средств чем при анкетировании. Дополнительных затрат требуют здесь подбор и обучение интервьюеров, контроль качества их работы. Вместе с тем

расширяются возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших или ошибок при заполнении вопросников.

+Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В случае непонимания респондентом смысла вопросов, затруднений, связанных с припоминанием событий, интервьюер может тактично прийти ему на помощь: пояснить формулировку вопроса, задать дополнительные вопросы.


7. Отличие беседы от интервью.

Наряду с интервью и опросом беседа является важным аналитическим жанром журналистики, который опирается на использование полилогического метода получения информации. Она широко используется в прессе. В некоторых случаях беседа отождествляется с интервью, однако подобное отождествление необоснованно, хоть эти жанры и имеют общие черты. К ним относится, например, двусоставность текста, т. е. одна часть текста принадлежит одному участнику интервью (беседы), вторая – другому. И в интервью, и в беседе есть обмен репликами, мыслями.

Но между беседой и интервью есть важное различие, которое заключается в роли журналиста. В роли интервьюера журналист только задает вопросы, а интервьюируемый на них отвечает. Основное содержание публикации и ее характер в интервью формирует интервьюируемый.

Журналист-собеседник – равноправный создатель будущего текста. В беседе идет равноправный обмен репликами, мыслями, суждениями, а интервью, осуществляется в вопросно-ответной форме.

Когда журналист берет интервью, он может только задавать направление размышлениям респондента. А характер содержания публикации определяют ответы интервьюируемого.

Участие в беседе двух или нескольких равноправных партнеров существенно повышает шанс объективного освещения темы. происходит это еще и в силу того, что журналист или остальные участники беседы могут находиться на особых позициях, которые будут ориентировать на освещение других качеств, аспектов, достоинств, недостатков, связей предмета обсуждения.

8. Правила ведения беседы для оратора.

Для речевого общения важно освоить несколько основных этапов.

Умение слушать. Обладает им далеко не каждый, ибо человек склонен по-настоящему слышать лишь собственный голос. Это необходимо побороть и научиться обращать все свое внимание на собеседника, а также на анализ полученной от него информации.

Преодоление боязни переспросить. Нередко случается так, что не выходит с первого раза разобрать какую-то фразу. Не нужно стесняться уточнить непонятное слово, так как это не только поможет избежать неловких ситуаций, но и покажет, что речь человека имеет значение.

Паузы. Они необходимы во время собственной речи не только ради исключения скучной монотонности, но и чтобы дать собеседнику возможность усвоить информацию или вставить какую-либо свою реплику.


9. Заключение

Успех публичной речи в значительной мере зависит от умения качественно её произносить, также соблюдать определённые правила поведения, жесты, мимику.

Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен хорошо разбираться в том, что происходит с тоном его голоса, правильно ли работает его дикция, каков интонационный рисунок при произнесении предложений.

Также важно отметить тот аспект, что нельзя стать хорошим оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанный материал, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

10. Литература

1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. 480 с.

2. Савкова З.В. Искусство оратора: Учеб. пособие. СПб.: Знание, 2000. 188 с.

3. Солодова М.А. Коммуникативные аспекты речевого взаимодействия. Томск: Издво ТПУ, 2006. 60 с.

6. Интернет ресурс:

7. Бариев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М.: Полюс, 2002. –147 с.
8. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2008.

Читайте также: