Общественное мнение как элемент социального контроля доклад

Обновлено: 16.05.2024

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический период. Его содержание – показатель глубины отражения происходящих процессов, выражения их оценки со стороны общества. Общественное мнение – это состояние массового сознания, отражающее отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Объектом общественного мнения являются конкретные явления или темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общности. Бесконечное многообразие событий, фактов, явлений общественной жизни, порождает и многообразие мнений людей. В результате общественное мнение по содержанию оказывается таким же сложным, как и сама жизнь. Субъект общественного мнения – это общество в целом, народ, политические партии, международная общественность, средства массовой информации и т.д.

По-своему содержанию общественное мнение обладает целым рядом особенностей:

общественное мнение это конкретный вывод определенной общности людей по определенным проблемам;

объектами общественного мнения становятся общественные интересы и потребности;

массовые суждения людей обладают разной степенью объективности;

общественное мнение выступает регулятором поведения людей;

общественное мнение – это соединение разнообразных мнений людей, образовавших новое качество.

Мнение приобретает общественный характер, если обладает следующими характеристиками:

социальный интерес (проблема должна затрагивать существенные интересы людей),

дискуссионность (проблема должна носить дискуссионный характер),

компетентность (способность человека рассуждать на данную тему).

Для общественного мнения характерны следующие функции: оценочная, экспрессивная, консультативная и директивная .

Оценочная функция, - заключается в выражении отношения к событиям и фактам, происходящим в жизни общества. Общественное мнение всегда оценивает деятельность институтов власти, лидеров партий и государства.

Контролирующая функция, - заключается в том, что общественное мнение выступает контролирующей силой за деятельностью институтов, государства и лидеров.

Консультативная функция, - общественное мнение дает способы разрешения существующих проблем. Прислушиваясь к его советам, политические лидеры, группы вынуждены корректировать решения, методы управления обществом.

Директивная функция, - проявляется в том, что общественность выносит решения по определенным проблемам социальной жизни (выборы, референдумы).

Прикладные исследования общественного мнения впервые начали проводиться в США в связи с необходимостью получения объективной информации по проблемам рынка и политическим вопросам, связанным с выборами. С 1935 г. в США функционирует Институт Гэллапа, еженедельно проводящий общенациональные вопросы общественного мнения. С 1947 г. функционирует Американская ассоциация исследователей общественного мнения. В 1957 г. основаны Роуперовский научно-исследовательский центр общественного мнения и Национальный совет по публикуемым опросам, которые занимаются обобщением данных исследований общественного мнения. С 1963 г. изучением общественного мнения занимается служба Харриса, результаты ее исследования два раза в неделю публикуют более 250 газет. В последнее время большую известность приобретает некоммерческая служба по изучению общественного мнения, созданная в 1975 г. Д. Янкеловичем.

В Западной Европе изучение общественного мнения проводится национальными службами (например, Французское общество социальных исследований и опросов), а также общеевропейскими учреждениями.

В настоящее время исследования общественного мнения приобретают широкий размах, а потребности политической борьбы приводят к созданию множества коммерческих фирм, осуществляющих собственные исследования. Результаты исследований часто используются как средство манипулирования общественным мнением, политического давления и политических спекуляций. Ученые вынуждены защищать получаемые результаты от политических деформаций, от их неадекватной политической интерпретации. Это требует серьезных мер обеспечивающих представительность сведений о состоянии и динамике общественного мнения, надежность результатов и их объективность.

Общественное мнение является чутким барометром, его показания свидетельствуют о глубинных процессах, происходящих в массовом сознании. Эти процессы часто бывают едва заметными. Без умелого выявления, глубокого анализа нарождающихся в обществе тенденций и их отражения в общественном мнении невозможна серьезная политика.

Изучение общественного мнения имеет свои специфические особенности:

исследования общественного мнения часто имеют прикладной характер, практическую направленность, поэтому они должны быть представлены в виде прогнозов, практических рекомендаций, аналитических материалов, непосредственно пригодных для выработки и принятия решений;

исследования обычно происходят в короткие сроки и часто связаны с определенным событием общественной жизни (выборы и т.д.), поэтому у исследователя нет возможности перенести их или отложить, чтобы иметь возможность более тщательно подготовиться;

в каждом конкретном исследовании рассматривается ограниченный круг вопросов, хотя в целом социологу приходится иметь дело с широким кругом проблем, что предъявляет высокие требования к универсальности подготовки членов исследовательской группы и порой даже требует привлечения специалистов со стороны;

исследования общественного мнения, которые проводятся в масштабе всего общества, требуют мощной организационной структуры, больших объемов финансирования и привлечения высококвалифицированных специалистов.

В современном мире наряду с реальным изучением общественного мнения очень часто приходится сталкиваться и с манипулированием общественным мнением. Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, выделил наиболее эффективные приемы манипулирования общественным сознанием:

Определенным препятствием, сдерживающим манипулирование, являются разделение властей и принцип демократической организации средств массовой информации, что подразумевает наличие трех форм организации СМИ: частной, государственной и общественно-правовой , при контроле со стороны парламента, правительства или общественных советов.

Похожие документы:

Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неодно

. ; преподаватели, . всех, кто осознанно стал на . студентов с пятилетним стажем посещений одного из подобных обществ . рассчитаны на . пособия, тех, кто . нормализации жизнедеятельности организма . также и то, что эти исследования никогда не служили интересам .

Социальный контроль – главный маркер в теории социального
пространства. Функция социального контроля выполняет важную роль,
прежде всего, способствует гармоничному функционированию всех
социальных институтов общественного пространства. Для обеспечения
доступа к информации социальных запросов, необходимо иметь
представление о коллективном мнении по данным вопросам. Вертикаль –
власть – народ, происходит зачастую через вопрос к общественности. Одна из
функций социального контроля общественного мнения – социальное
обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Социальный контроль в широком смысле охватывает все виды контроля, а в узком - контроль силой общественного мнения.

Общественное мнение - это совокупность представлений, оценок и суждений, что их разделяет большинство или, по крайней мере значительная часть населения относительно проблем, событий или фактов действительности в конкретной социальной ситуации. Она может быть у общества в целом, в этнической группы, в производственного коллектива или любого другого социального группировки.

Общественное мнение - это особое состояние массового сознания, общее понимание гражданами значимых для них явлений, событий и процессов. Общественное мнение оказывается в реакции, оценочном отношении определенных социальных общностей (общества, организаций, групп) к социальной действительности, различных событий, поведения и деятельности отдельных людей или социальных институтов, явлений и процессов с точки зрения этих сообществ.

Преодоление отчуждения, налаживание тесных связей с обществом, в частности через механизмы формирования и учета общественного мнения о социальные проблемы, является одним из главных требований социальной ориентации экономики и свидетельством развития демократии.

Несомненно, общественное мнение далека от сугубо научного знания, но и она способна давать правильные оценки, которые диктуются здравым смыслом человеческого сознания.

Носителями и выразителями общественного мнения есть люди - социальные группы, организации, отдельные лица. Они под идеологическим влиянием или стихийно формируют общее мнение.

Основные методы формирование общественного мнения - подражания, влияние авторитета, внушения и т.п., основные способы - межличностное общение, средства массовой информации, политическая пропаганда и т.д.

Общественная мысль возникает и формируется через диалектическое взаимопроникновение, взаємоопосередкування индивидуального и группового. От степени сформированности и уровня зрелости общественного мнения определенного объединения людей зависит восприятие его как целостной и дееспособной социальной организации. В то же время имеются существенные различия в содержании и конкретных формах проявления общественного мнения в различных социальных организациях. Существенное влияние на общественное мнение оказывают предметная деятельность организации, стиль руководства в ней, характер межличностных отношений, поскольку общественное мнение основывается на индивидуальных мыслях и наиболее полно отражает представление большинства субъектов. В ней доминируют те оценки, которые воспринимаются субъектами независимо от их истинности или ложности.

Поэтому общественное мнение может иметь как положительную, так и негативную направленность. Положительно ориентирована общественное мнение имеет конструктивный характер с точки зрения социальный прогресс, способствует формированию адекватного социального поведения, развития социальной активности, инициативного и ответственного отношения к функциональных обязанностей.

Особенностью общественного мнения является то, что она держится на внутреннем убеждении людей, принимается ими добровольно, без принуждения, является приемлемой для рядового гражданина.

Ведущими элементами структуры общественного мнения является оценки, которые опираются на знания и подкрепляются чувствами и эмоциями. Важное место в ее структуре принадлежит социальным встановкам, свободы. Другими словами, общественное мнение - сочетание рациональных, эмоциональных и волевых элементов. Формируясь по конкретному вопросу, общественное мнение является весьма динамичной. Однако, живя долгое время, она закрепляется в нормах, традициях, обычаях.

Общественное мнение изучают с помощью опросов, наблюдений, анализа документации, а также коллективных обсуждений.
В процессе изучения общественного мнения ставится задача определять не только оценочное отношение людей, но и их суждения относительно эффективных способов решения определенной проблемы, совершенствование структуры объекта, улучшения условий, рационализации действий и т.д.

На уровне общества общественное мнение выполняет политическую, идеологическую и социальную функциина уровне социальной организации - диагностически-оценочную, воспитательную, управленческую.

Общественное мнение, проникая во все сферы жизнедеятельности общества: производственной, политической, правовой, этической, религиозной, моральной, научную и выполняя названы (а в первую очередь оценочную) функции, является действенным элементом социального контроля. Это - публичный вид социального контроля, что требует легализации поведения людей, преодоления анонимности.

Управленческая функция опрос общественного мнения открывает важный канал связи между властью и общественностью. Информация о потребности, интересы, требования, претензии работников к администрации социальной организации, правительства не должна игнорироваться и должен использоваться при разработке управленческих решений. Она дает возможность делать долгосрочные прогнозы социального развития, осуществлять социальный контроль.

Диагностически-оценочная функция опрос общественного мнения заключается в социальной разведке, исследовании коллективных настроений, социальных установок індивидів, их отношение к различным социальным проблемам, субъектов власти.

Опросы позволяют оценить социально-психологическое состояние человека, выявить идеалы, которые сформировались в ее сознании.

Воспитательную функцию общественного мнения следует рассматривать с двух точек зрения:

  • регулярность опросов способствует мониторинга (непрерывном контроль за эффективностью воздействия как общегосударственных политических акций, так и внутригрупповых изменений на поведение различных категорий индивидов, на их мышление;
  • данные опросов оказывают большое влияние на формирование общественного мнения в заданном направлении. Если удачно встроить в конструкцию вопросов анкеты социально-психологическую установку, можно подсказать желаемый ответ. Кроме того, можно как угодно интерпретировать полученные ответы, привлечь внимание, скажем, до определенного лидера.

Итак, с помощью опроса общественного мнения можно манипулировать общественным сознанием людей, управлять ими.

Манипулирование - это использование системы средств идеологических и социально-психологических воздействий с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. При этом люди часто не осознают, что их мировоззрение, потребности, интересы и образ жизни в целом во многом зависят от тех, кто ими манипулирует. Возможности манипулирования особенно возрастают с развитием средств массовой коммуникации.

Общественное мнение является общей для большинства, но не обязательной для каждого. Поэтому общественные организации, администрации, формальные и неформальные лидеры своим авторитетом должны усиливать положительные моменты общественного мнения. Их необходимо постоянно отображать в местных средствах массовой информации, в документах по организации и оплаты труда, использовать во время собраний, совещаний по решению проблем социальной организации.

Гост

ГОСТ

Соотнесение общественного мнения и социального контроля

Наибольший интерес приобрело общественное мнение в контексте его рассмотрения как одного из факторов общественного, социального контроля. Но прежде чем мы объясним, как соотносятся эти понятия, необходимо подчеркнуть, что общественное мнение обладает рядом своих особенностей, которые делают его специфическим, уникальным общественным явлением. К таким особенностям относятся следующие:

  1. Общественное мнение – это конкретная форма вывода, которую делают некоторые люди, общность людей. Как правило, вывод касается определенной проблемы, определенных факторов, которые влияют на жизнь человека, формирование его личности;
  2. Объектами общественного мнения выступают общественные интересы и потребности, которые в дальнейшем могут сохраняться, расширяться, а могут наоборот терять свою актуальность, что приведет к затуханию этого мнения и формированию совершенно нового;
  3. Общественное мнение – это, прежде всего, массовые суждения. Они могут быть неоднородны и обладать различной степенью объективности.

Также стоит подчеркнуть, что общественное мнение выступает регулятором поведения как отдельного человека, так и более обширной группы лиц, чья деятельность направлена на разрешение определенной ситуации или достижения поставленной цели.

Также стоит отметить, что общественное мнение – это, своего рода, соединение разнообразных мнений людей, которые в совокупности образуют совершенно новое качество, отвечающее интересам и потребностям большинства.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы понять, как общественное мнение соотносится с социальным контролем, необходимо более подробно рассмотреть его функции. Так, общественное мнение выполняет четыре основные функции:

  • оценочную,
  • контролирующую,
  • консультирующую,
  • директивную.

Оценочная функция заключается в выражении отношения к определенным событиям и фактам, которые происходят ежедневно в жизни отдельного человека и общества в целом. Контролирующая функция отражает специфику общественного мнения, которое может не просто существовать в обществе номинально, но также и контролировать некоторые особо значимые процессы и явления, происходящие в мире.

Как раз именно контроль позволяет регулировать поведение групп людей, манипулировать их сознанием, воссоздавать такие социально-общественные формы, которые позволят сообществу осуществлять те действия, которые будут отвечать ожиданиям властей или манипулирующим органам (например, ожидания средств массовой информации. К слову, именно средства массовой информации чаще всего оказываются тем самым фактором, которые в большей степени влияет на формирование общественного мнения, на создание такого сообщества, которое обладает заранее предопределенными характеристиками, настроениями, мотивациями и устремлениями. Общественное мнение может постепенно меняться, а также крайне важно подчеркнуть, что в целом общественное мнение имеет контролирующий стержень, который меняет многие представления об окружающей действительности.

Манипулирование общественным мнением

Манипулирование общественным мнением – это феноменальное искусство, которое можно постичь лишь благодаря постоянной работе в этой сфере.

Существует несколько приемов манипулирования общественным мнением, которые были сформулированы американскими учеными (в частности, американским институтом анализа пропаганды), которые в большей степени применимы и к российскому обществу.

Во-первых, это наклейка ярлыков, которая предполагает присвоение какого-либо образа человеку, опираясь на его внешний облик, манеры поведения. К тому же, при наклеивании ярлыков происходит наделение личности или идеи какой-либо смешной, стереотипной кличкой, эпитетом, сравнением, которые могут преимущественно не улучшать их образ, а наоборот подрывают репутацию, авторитет среди всех остальных членов общества.

Рекомендация – второй механизм манипулирования общественным сознанием, который предполагает идентификацию внешних или внутренних качеств индивида с любыми иными известными личностями, выдающимися политиками, спортсменами, журналистами, артистами и певцами. В таком случае в основном отмечаются положительные качества индивидов, которые в большей степени ориентированы на то, чтобы продемонстрировать свое преимущество перед всеми остальными членами общества.

Третий механизм, который необходимо охарактеризовать – подтасовка карт. Она подразумевает осуществление откровенной подтасовки фактов, их фальсификацию, искажение тех явлений, которые есть в действительности. Это делается для того, чтобы на фоне происходящих событий казаться лучше, в выгодном положении, чтобы улучшить свое положение в целом среди других членов социальной группы или профессионального сообщества. Как правило, многие из этих механизмов несут в себе некоторые отрицательные черты, и применяют их люди, которые как раз стремятся к тому, чтобы манипулировать чужим мнением, навязывать свою волю, желания для достижения более эффективного результата. Применение этих механизмов целиком и полностью зависит от характеристик самого человека, от его возможностей вести себя честно или быть готовым на все ради достижения своих целей.

Читайте также: