Общенаучные подходы к теории государственной службы доклад
Обновлено: 16.05.2024
Для решения стоящей перед нами задачи – раскрытия принципов и механизма организации государственной службы – необходимо в ходе анализа коснуться нескольких общенаучных подходов.
Первым из них можно назвать генетический (или исторический) подход, позволяющий рассмотреть, как данное конкретное явление возникло, через какие основные этапы прошло и каким он представляется сегодня. Без знания истории невозможно формулировать теоретические положения.
Второй подход –структурно – функциональный, требующий от исследователя рассмотрения как самой структуры анализируемого объекта, так и механизма её функционирования.
Кроме того, в этих подходах целесообразно выделить системный аспект организации, указав не только ведущие факторы её формирования и функционирования, но и на источники и каналы влияний, меняющих характеристики соответствующе организованного объекта.
Сказанное позволяет кратко изложить, в чем состоит теоретический подход к организации государственной службы.
Во-первых, следует дать представление об отечественной истории государственного строительства, российской и советской традиции государственной службы в той их части, которая оказывает влияние на ныне функционирующую государственную службу.
Во – вторых,научность теоретического подхода требует рассмотрения всей суммы проблем организации государственной службы по крайней мере в следующих четырех плоскостях:
-в плоскости общемирового значения решаемых в России задач государственной службы. Решая задачи российской государственной службы, необходимо не только брать в расчет опыт других стран, иных систем государственной службы, но и учитывать общемировые тенденции с тем, чтобы, сохраняя российскую специфику, найти оптимальные варианты решения проблем государственной службы, в том числе с учетом факторов национальной безопасности, потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений россиян;
-в плоскости взаимообусловленности теоретических поисков, интерпретаций, концепций и реальной практики государственного строительства, объективных результатов решения конкретных общественных проблем. Самая блестящая интеллектуальная конструкция может оказаться не принятой, не востребованной практиками государственного строительства лишь в силу неумения или нежелания ученого вести с ними диалог, своевременно реагировать на их запросы и позицию, воплощать их замыслы относительно проведения реформы системы государственной службы в жизнь.
В чем же заключаются особенности организации государственной службы?
Сразу же надо подчеркнуть, что государственная служба – это один из видов служебной деятельности в обществе. Поэтому государственная служба сохраняет, как вид службы, все те признаки, которые присущи службе как таковой и любому её видов.
Но в то же время государственная служба имеет свои особенности, которые и составляю и основу её обособления в самостоятельный вид службы.
Все особенности государственной службы происходят из того, что именно государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем её структурным частям, в том числе, конечно, и к организации госслужбы.
Законодательство о госслужбе относит к организации государственной службы, в соответствии со сложившимися представлениями, такие вопросы:
-понятие государственной службы;
-принципы государственной службы;
-статус государственной должности.
Рассмотрим эти элементы государственной службы с очки зрения их особенностей.
Понятие государственной службы дано в статьях 2 Законов РФ и РТ о госслужбе: это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
В этом понятии государственной службы выделено её существо, другие неотъемлемые признаки государственной службы показаны в других статьях Законов.
Эти две формулировки, хотя и говорят об исполнении полномочий государственных органов, существенно разнятся между собой. Первая формула– об обеспечении исполнения полномочий государственных органов – составляют практическое содержание государственной службы: организацию исполнения, само исполнение, контроль и т.п.
Вторая же формула – непосредственное исполнение полномочий государственных органов – имеет в виду и прямо называют лишь лиц, стоящих во главе государственных органов, т.е. их руководителей. Эту государственную деятельность Законы РФ и РТ к государственной службе не относят. Стало быть, не вся государственная деятельность охватывается государственной службой, а лишь часть государственной деятельности.
То есть нужно ещё раз подчеркнуть, что государственная деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов – деятельность за пределами государственной службы. Государственная же деятельность по исполнению полномочий государственных органов – это государственная служба.
Итак, особенности понятия государственной службы, вытекающие из федерального и республиканского законодательства о ней, следующие:
*это деятельность государственная;
*но государственная деятельность не в полном объеме, а лишь часть её, одна из двух частей;
*деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов;
*деятельность по обеспечению полномочий руководителей государственных органов;
*деятельность профессионального уровня и требований – государственные служащие.
Эти особенности государственной службы в рамках её понятия продолжаются далее в её организации:
-видах государственной службы;
-в организационном и правовом статусе государственных должностей.
О видах государственной службы.
-федеральная государственная служба;
-государственная служба субъектов Российской Федерации.
1)федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
2)государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
Но с таким делением государственной службы на два вида согласиться, видимо, нельзя. Ведь, под видомгосударственной службы понимается её специализация по содержанию, которое, в свою очередь, проистекает из целей и функций соответствующих государственных органов. Имеются в виду государственные органы, обеспечивающие функционирование экономики, образования, здравоохранения и др.отраслей хозяйства, обеспечивающие общественный порядок, права и свободы человека, соблюдение определенных правил поведения и деятельности и т.д.
Исходя из этого, федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ нельзя относить к разным видам. Это один вид службы, только осуществляется она на разных уровнях.
Сначала в статье 2 (п.1) Закона отмечается, что государственная служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
А далее в п.2 этой же статьи уже четко указывается, что федеральная государственная служба включает в себя следующие виды:
-федеральная государственная гражданская служба;
Рассмотрим следующий вопрос организационного аспекта государственной службы – принципы госслужбы.
Принцип – категория ходовая, используемая при анализе многих естественных и социальных явлений, фактов и событий.
1)приоритет прав и свобод человека;
2)единство правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Республики Татарстан;
3)равный доступ к государственной службе в соответствии с федеральным законом т равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного служащего;
4)профессионализм и компетентность государственных служащих;
5)стабильность государственной службы;
6)доступность информации о государственной службе;
7)взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8)защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Перейдем к следующему аспекту организации государственной службы – статусу государственной должности.
Первая особенность государственной должности заключается в том, что она состоит в государственном органе.
Вторая особенность государственной должности та, что состоя в государственном органе, должность учреждается для осуществления государственных полномочий – представительной власти, исполнительной власти, судебных полномочий и т.п.; в широком смысле – по управлению делами общества.
Третья особенность государственной должности – в источнике её финансирования. Денежное вознаграждение лиц, состоящих на государственных должностях, естественно, осуществляется государством. Но государство обладает различными финансовыми источниками: бюджетом, доходами от различных видов деятельности государственных органов и организаций и другими.
Государственная должность, как Вам известно, финансируется только из бюджета.
Классификация государственных должностей
Нужно сразу же отметить, что в положениях новых законов РФ и РТ о государственной гражданской службе по вопросу классификации государственных должностей появилось достаточно много изменений.
Во-первых, введены четкие понятия о государственных должностях РФ и РТ и о должностях государственной гражданской службы РФ и РТ.
Статья 6. Государственные должности
1.Государственные должности подразделяются в настоящем Законе на:
1)государственные должности Республики Татарстан (Президент Республики Татарстан, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министр Республики Татарстан, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан, министры, судьи и другие). Сводный перечень государственных должностей Республики Татарстан утверждается Президентом Республики Татарстан;
2)должности государственной службы, учреждаемые ……. в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность Республики Татарстан.
Статья 6 п.3.В государственном органе могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. (В ранее принятых законах это были должности вспомогательно-технического персонала). Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Классификация должностей государственной службы
В последних двух законах РФ и РТ введено следующее разделение государственных должностей по категориям:
«1)руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2)помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3)специалисты –должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4)обеспечивающие специалисты –должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Подразделение должностей государственной службы осталось прежнее. Это:
1)высшие должности государственной службы;
2)главные должности государственной службы;
Но и здесь имеется нововведение - высшей категории госдолжностей соответствуют и более высокие группы их.
Квалификационные требования к государственным должностям
Статья 12 ФЗ и статья 10 нового Закона РТ
В число квалификационных требований к должностям госслужбы включаются требования:
Для большинства категорий и групп должностей требование по образованию одно – наличие высшего профессионального образования.
-стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или
Читайте также: