Образование в уфе доклад

Обновлено: 02.07.2024

Приоритетные направления исследования проблем развития образования и воспитания в Республике Башкортостан: разработка целей, задач и технологий воспитания и обучения на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей, разработка содержания многокультурного (межэтнического) образования и воспитания в условиях множественности культур, развитие национальных школ и др.

Республика Башкортостан – многонациональная республика. В конце XVIII и первой половине XIX столетий основная территория Башкирии входила в состав Оренбургской губернии. В 1865 году была образована самостоятельная Уфимская губерния.

Письменные источники IX-X веков повествуют о существовании башкирского народа на территории Южного Урала — по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

X—XIII века — начало разложения родового строя и перехода башкир к классовому обществу. С X века среди башкир стал распространяться ислам, занесенный болгарскими купцами и проповедниками.

В XVIII веке в Башкирии стала развиваться горнозавод­ская промышленность. Русские промышленники обосновали многочисленные горные заводы, что было прогрессивным яв­лением, хотя и сопровождалось усилением гнета над многочисленным народом Башкирии.

В XV—XVI веках они пользовались письменным языком тюрок, который, в отличие от старо арабского, имел для башкир большое практическое значение. На этом языке велась гражданская и официальная переписка, позднее он стал книжным языком и продолжал им оставаться до начала XX века

Однако языком, на котором велось обучение детей башкир и татар, оставался все же арабский. Дети обучались в начальной школе — мектебе и средней — медресе, которые на­ходились в руках мусульманского духовенства, стремивше­гося утвердить ислам и укрепить феодально-колониальный строй в Башкирии. Все школы были мало комплектные и в большинстве случаев находились при мечетях или в отдель­ных домах. В них обучались только мальчики, женские мектебе были редким исключение.

Мектебе, как начальная школа с четырехгодичным курсом обучения, давала низшее и в основном религиозное образо­вание, деления учащихся на учебные группы не было. Все дети с 9—14-летнего возраста учились в одной группе, посе­щая занятия в осенне-зимние периоды, т. е. четыре-шесть ме­сяцев в году.

Столько после усвоения арабских букв ученики приступали к чтению по слогам, а затем к заучиванию избранных мает из Корана. Ученик с большим трудом разбирал не встречавшиеся ему ранее тексты, и только после трехлетней зубреж­ки непонятных слов он в лучшем случае овладевал механиз­мом, чтения.

После чтения Корана учащиеся переходили к другим ре­лигиозным книгам. Одновременно они обучались и письму, которое сводилось к выработке навыков каллиграфии. Затем следовало чтение некоторых сборников мистических стихотво­рений. В 1913 году в большинстве мектебов еще не вводилось преподавание светских наук, учили исключительно вероиспо­веданию. По степени введения светских наук мектебе Уфим­ской губернии делились на 4 группы: 1) исключительно религиозные —285; 2) с преподаванием одного предмета из светских наук —242; 3) с преподаванием двух предметов — 618; 4) с преподаванием татарского языка—210.

В учебных планах нерусских школ не предусматривалось преподавание родного языка, отсутствовали также учебники и учебные пособия, приспособленные к особенностям башкир­ских и татарских начальных школ. Изучение светских наук считалось с учением ислама несовместимым. Учителя мектебе запугивали учащихся телесными наказаниями. Учеба была оторвана от жизни, не давала никаких практических навыков, познаний из окружающей среды. После окончания мектебе только единицы продолжали свое об­разование в медресе.

В XVIII веке на территории Башкирии открываются русские школы. Первые русские школы были открыты по инициативе В. Н. Татищева на Уральских горных заводах в 20-е годы XVIII века.

6 декабря 1709 года начала работу первая цифирная шко­ла, основанная Никитой Демидовым при Невьянском заво­де. Были открыты горнозаводские школы при Верхотурском, Катавском, Юризанском, Благовещенском, Архангельском, Белорецком, Воскресенском и других заводах. В 1747 году насчитывалось 12 школ, где обучалось 1123 учащихся. Рабо­тало в них 50 учителей.

В 1735 году в Оренбурге были созданы две русские шко­лы—арифметическая и словесная. В 1739 году впервой из этих школ обучалось 15 учеников, во второй—22. К концу 737 года такая же школа стала создаваться и в Уфе, причем желающих учиться набралось свыше 400 человек.

_В соответствии с Уставом 1786 года о народных училищах в 1789 году в Башкирии были открыты четыре школы: главная из четырех классов — в Уфе, три малых двухклассных — в уездных городах - Оренбурге, Челябинске и Мензелинске.

В конце XVIII века в главной Оренбургской школе числилось 52 ученика, в малой Уфимской—55, в малой Мензелинской —63, в малой Бузулукской —16. Эти школы бы­ли предназначены преимущественно для русского населе­ния края.

В начале XIX века открылись начальные гарнизонные школы и войсковые училища при Оренбургской, Орской, Верхне-Уральской, Кизильской, Троицкой, Звенигорской кре­постях для подготовки кадров для башкирских и казачьих войск.

В начале XIX века в Башкирии функционировали Оренбургское главное народное училище с пятилетним курсом обучения и двухгодичные малые народные училища — Уфим­ское, Мензелинское, Бугурусланское, Бирское, Челябинское, Троицкое и Бузулукское. В них обучали арифметике, письму, чтению. В 20—40 годах народные училища были преобразованы в уездные. В 1839 году в Уфе, Оренбурге, Мензелин-ске, Бирске, Стерлитамаке, Троицке, Челябинске и Бузулуке открыты двухгодичные приходские училища.

Стремление народа к образованию было настолько силь­но, что стали возникать вольные крестьянские школы. Так, в 1869 году в деревне Сеиткулово Оренбургского уезда начала работу школа по обучению башкирских девочек русской грамоте, огородничеству и домоводству. Таким образом, во второй половине XIX века в Уфимской губернии было открыто 746 начальных школ, в том числе 396 русских, 68 русско-башкирских, 254 школы для предста­вителей прочих национальностей и 8 русских классов при мектебе и медресе.

За этот период в Оренбургской губернии открылось 925 начальных школ: 901 русская, 13 русско-башкирских, 4 школы прочих национальностей и 7 русских классов при медресе.

Из общего количества начальных школ в Уфимской гу­бернии принадлежало Министерству просвещения—25%, зем­ству—42 и церковному ведомству—33%, а в Оренбургской губернии было открыто Министерством просвещения 22%, школ казачьим войском и церковным ведомством—29%.

Сеть начальных школ росла чрезвычайно медленно.

В 1908/1909 учебном году насчитывалось 1230 школ, в том числе 602 земских, министерских — 283 и церковно-приходских—345, с числом учащихся 51 176 2 . Большинство детей школьного возраста были лишены возможности учиться. Еже­годно более 10 тысяч детей оставались вне школы.

Медресе стали возникать на территории Башкирии с проникновением туда исламской религии. Это были средне религиозные конфессиональные мусульманские школы. Вначале они так же, как и мектебе, возникли при мечетях и домах мулл. В Уфимской губернии к 1858 году насчитывалось 323 школы, а в Оренбургской —26. О количестве медресе в Башкирии по-разному утверждают различные источники. Так, в кратком очерке истории Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса указано, что в 60-х годах XVIII века в Уфимской губернии насчитывалось 354 мектебе и медресе, в которых обучалось 15693 человека. В основном на территории Башкирия были медресе низшего типа с замкнутым учебным планом, они давали объем знаний исключительно религиозно- схоластического характера и представляли собой лишь повышенный тип начального училища — мектебе. Срок обучения во всех типах медресе зависел исключительно от успехов самого ученика и потому мот продолжаться 15—20 лет. Не завершив полного курса, многие ученики, особенно из малоимущих семей, бросали учебу. Для них особо утвержденныхучебных программ не было. Предметами обучения являлись арабский и персидский языки, мусульманское богословие, элементарная математика, а естественные науки в медресе почти отсутствовали. Среди медресе, особенно сельских, было немало и таких, которые открывались недостаточно подготовленными людьми, уровень образования которых мало отличался от окончивших мектебе. Учебный год в них начинали обычно с наступлением холодов, после завершения сельскохо­зяйственных работ, и заканчивали с наступлением теплых дней по усмотрению мударисов.

В основном медресе среднего и высшего типа готовили служителей культа ислама, мулл, муэдзинов, мугаллимов для мектебе. Государство никаких средств не выделяло. Медресе существовали за счет вакуфов, имущество, доходы которого на вечные времена посвящались в пользу религиозного учреждения. Вакуфные средства использовались для оплаты труда преподавателей и для стипендий учащимся.

Джадисты, выступая против кадемистов, требовали отка­за от старого метода обучения, введения светских предметов в школе и обучения на родном языке. Эти требования также находили поддержку среди трудящихся и демократически на­строенной интеллигенции. Демократическая интеллигенция рассматривала реформированную школу как средство, наиболее удобное для распространения образования среди народных масс.

В 1824 году в Оренбурге было открыто Неплюевское военное училище, в 1844 году преобразованное в кадетский корпус, где обучалось более 200 человек, в том числе 30 башкир.

В1828 году в Уфе открылась гимназия с 7-летним курсом обучения, куда было принято около 20 учеников. В 1832 году в Оренбурге открылось специальное женское училище для дочерей дворян, купцов и военных чиновников, которое в 1840 году было преобразовано институт благородных девиц. В 1900 году в Уфе начала работать духовная семинария. Кроме того, в 1913 г. в Уфимской губернии была одна шестиклассная духовная семинария, одно четырехклассное духовное училище и одно шестиклассное епархиальное училище, в которых в общей сложности обучалось 705 человек.

Среднее образование в начале XX в. В 1913 году стало четыре мужские гимназии, 16 женских гимназий и прогимназий, а в 1901 году в Уфимской и Оренбургской губерниях были всего мужские и две женские гимназии и четыре женские прогимназии. Кроме того, существовали еще шесть частных гимназий и прогимназий, появился новый тип учебных заведений— реальные училища, которых в Башкирии насчитывалось девять. Таким образом, к 1913 году в двух губерниях имелось 34 средних общеобразовательных учебных заведе­ния, где обучалось около 11 117 человек. Дети дворян со­ставляли 30%, купцов— 30%, кулаков — 19%, духовенства -16,5% и прочих — 4,5%, в женских гимназиях дочерей дворян было 24%, купцов—37%, кулаков — 30%, духовенства — 4% и прочих — 5%. Учебные заведения для детей нерусских на­родностей были почти недоступны. В 1911 году в мужских средних школах Уфимской губернии обучался 41 татарин и башкир (2,9%), а в женских гимназиях — 48 татарок и баш­кирок (1,3%).

Развитие промышленности и сельского хозяйства в крае вызвали необходимость в подготовке специалистов для раз­личных отраслей производства и торговли. Однако низших и средних специальных учебных заведений было недостаточ­но. Так, в 1913 году в Уфимской и Оренбургской губерниях в 15 ремесленных и технических училищах обучалось всего лишь 937 человек. В Уфимском семиклассном коммерческом училище—114 человек, в среднем землемерном училище — 141, где татар было пять человек; в шести низших сельскохо­зяйственных училищах—219.

В 1913 году на территории губернии насчитывалось 24 общеобразовательных низших и средних специальных учеб­ных заведений с 6870 учащимися, а в восьми средних учеб­ных заведениях Уфы обучались 2914 человек.

В школах работали учителя без педагогического образования. Для учителей мектебе не устанавливалось определенного образовательного ценза, поэтому там работали в большинстве случаев выпускники медресе, не нашедшие для себя места муллы или шакирды, или те, которые по тем или причинам оставляли учебу в медресе до завершения основного курса.

В 1916 году было получено разрешение на откры­тие в Уфе трехгодичных курсов по подготовке учителей из башкир и татар для работы в русско-башкирских и русско-татарских школах.

Подготовка мугаллимов для мектебов проводилась обычно в частных мусульманских школах, главным образом, че­рез медресе. В 1913 году в 1156 мектебах Уфимской губер­нии насчитывалось 1906 мугаллимов, из которых только 920 имели образование в объеме медресе. Большинство мугалли­мов не имело даже среднего образования, многие из них умели только читать, писать и считать. Из них служители культа — духовные лица — 754.

На 28 декабря 1914 года во всех типах начальных рус­ских и нерусских школ работал 2881 учитель, из них: 2168 русских (77,7%), 62 башкира (2%), 254 татарина (9%), 174 чуваша (6%), 119 марийцев (4%), 71 прочих представите­лей (2%).

М. Уметбаев - основные идеи: необходимость раннего воспитания, главная цель - человек, обладающий высокими моральными качествами, физически и умственно развитый. В нравственном воспитании придавал большое значение родительскому авторитету.

С. Кудаш - основные идеи: особое место отводил нравственному воспитанию, цель – гармоническое всестороннее развитие человека, идейное и нравственное совершенствование, воспитание активной творческой и самостоятельной личности. Школа должна учить мыслить и подготавливать к практической деятельности. В воспитании важную роль отводил литературе.

Гост

ГОСТ

История образования Башкирии

Образование в Башкортостане – это система образовательной деятельности в регионе, основанная на совокупности заведений дошкольного воспитания, школ, профессионально-технических, средне-специальных и высших учебных заведений.

Система образования в Башкирии имеет свои исторические особенности, обусловленные религиозными верованиями жителей данного региона – исламом. Ранее, образование было тесно связано с религией. Школа была составной частью церкви и неотделима от нее. В период существования СССР система образования Башкирии была национализирована. Образование было ориентировано на ликвидацию неграмотности. Церковь и мечеть полностью потеряли свою власть над школой.

В развитии образования Башкирии можно выделить несколько этапов:

Готовые работы на аналогичную тему

Структура современной системы образования Башкирии

Современная система образования Башкирии представляет собой совокупность следующих связанных и взаимодействующих компонентов:

  1. Учреждения дошкольного воспитания. Они принимают детей в возрасте от одного года до шести лет. Их на территории региона функционирует порядка 1700 единиц.
  2. Общеобразовательные школы. Они представлены заведениями общего образования, коих насчитывается около 1500 единиц. Каждая школа реализует образовательную деятельность поэтапно: начальное, среднее и старшее школьное обучение.
  3. Профессиональное образование. Оно представлено сетью заведений начального и среднего проф. Образования. Они представлены колледжами и техникумами и заведениями высшего профобразования. Количество вузов на территории Башкирии представлено десятью государственными учреждениями, семнадцатью филиалами вузов России и одиннадцатью частными высшими учебными заведениями.
  4. Специальное образование. Сюда входят учреждения коррекционной направленности. Они функционируют в количестве 35 заведений и обеспечивают обучение и воспитание детей с разными образовательными потребностями.

Принципы национального образования Башкирии

Функционирование национального образования Республики Башкортостан опирается на следующие принципы:

  • Принцип полиэтнической направленности образования. Он означает использование образования в качестве стратегии политического развития региона, создания условий для реализации полиэтнического развития социальной сферы.
  • Принцип единства образования и культуры региона. Он означает создание условий для реализации образовательной деятельности, основанной на сохранении культурной идентичности народов, обеспечение защиты национальных культур региона.
  • Принцип толерантности. Он означает построение образовательной деятельности, базирующейся на проявлении терпимости, уважения к разным народам и культурам, проявления уважения к культурному, национальному и религиозному многообразию региона.
  • Принцип приоритетности патриотического воспитания. Патриотизм, любовь к Родине, родному краю является приоритетным направлением воспитательной деятельности образовательных заведений.
  • Принцип приоритетности национального культурного развития. Он связан с ориентацией подрастающего поколения на принятие и сохранение культурных ценностей, национальных традиций, изучение родного языка и приумножение национальной культуры.
  • Принцип культурологического развития. Он предполагает изучение родного и иностранных языков, знакомство м разными культурами и их особенностями, познание исторического культурного наследия своего народа и других народов.

Направления развития современной системы образования Башкирии

В настоящее время система образования Башкирии развивается по следующим ведущим направлениям:

Характеристика истории становления системы образования в Республике Башкортостан. Анализ особенностей организации учебного процесса в медресе "Галия" и "Гусмания" в конце ХІХ - начале ХХ века. Анализ современной системы образования в Башкортостане.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.11.2017
Размер файла 30,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

Уфимский государственный авиационный технический Университет

Кафедра Социологии и социальных технологий

по дисциплине

Выполнил: ст. гр. ПРО-105з

Проверила: канд. пед. наук, доцент

Содержание

1. История образования в РБ

4. Современное образование в Башкортостане

1. История образования в РБ

Определить документально точное время возникновения мусульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письменные источники указывают на вторую половину XVII века. Но, видимо, более правильным будет вести историю исламских учебных заведений на Южном Урале с XVI века, на что указывал еще Р. Фахретдинов - крупнейший исследователь культуры Востока.

Возникающие школы в общем копировали традиционную религиозную школу ислама - медресе (от арабского Мадраса - место, где учат). Основной целью медресе было религиозно-нравственное воспитание детей и подготовка духовных наставников.

В учебном курсе преобладали богословские дисциплины. В зависимости от подготовленности учителей шакирды (учащиеся) получали также некоторые сведения по математике, астрономии, классической арабской литературе, истории. Языком обучения в младших группах был тюрки - региональный литературно-письменный язык. В средних и старших классах преподавание велось на арабском и частично персидском языках.

Медресе открывались при мечетях и находились в ведении мусульманского духовенства. Муллы составляли костяк учительского персонала. Кроме местных кадров к преподаванию привлекались научно-педагогические силы из Поволжья, Дагестана, Крыма, Хорезма, Бухары, Самары, Турции.

Мусульманская школа была сельской. В большинстве городов Башкортостана, возникших как административные центры Русского государства, не было ни мектебов (начальных школ), ни медресе. К отмене крепостного права только в Стерлитамаке, Оренбурге и Троицке имелись более или менее влиятельные школы. Мектебы и медресе материально содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись подлинно народными учебными заведениями башкир и татар. Они приобрели значительное влияние в крае. Заметна была их роль и в политической жизни. Большие медресе часто становились местом распространения антиколониальных идей, а их руководители нередко превращались в духовных вождей башкирских восстаний XVIII века. Поэтому царское правительство приняло ряд мер, направленных против расширения сети и усиления мектебов и медресе. В ходе подавления восстаний школы разрушались, мусульманские духовные лица (ахуны, муллы), заведующие медресе (мударрисы), учителя (мугаллимы), влиятельные образованные лица (абызы), то есть вся интеллектуальная часть башкирского и татарского народа подвергались жестоким преследованиям.

С конца XVIII в. сеть мектебов и медресе в Башкирии стала быстро расширяться. Этому способствовали умиротворение края после передачи башкир в военное управление, постепенный переход местного населения к оседлому землевладению, усиление притока в регион казанских татар, то есть общий рост мусульманского населения края. Увеличению численности школ благоприятствовала также организация Духовного собрания. Государственное признание ислама, широкое строительство мечетей, рост спроса на кадры культовых служителей, подъем религиозного самосознания мусульман вели к открытию все новых учебных заведений, упорядочению всего учебного дела. Укреплению местной системы образования послужило и начало книгопечатания на восточных языках. Львиную долю книжной продукции казанских типографий составляли учебные книги для традиционного образования башкир и татар. Это создавало основу для более широкого, чем раньше распространения книжных знаний в массах.

В первой половине XIX в. Башкирия превратилась в один из центров мусульманского образования на российском Востоке. Здесь работали крупные медресе - подлинные очаги книжности и религиозной учености. Слава некоторых из них вышла за пределы страны. Особенно знаменитыми были медресе в деревне Стерли-баш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезд).

В медресе с. Стерлибашево приезжали учиться со всего Урало-Поволжья, из киргизских, туркменских и казахских степей. Оно было основано в 1720 году. Одним из его лучших учеников, а затем и последователей был Хуснутдин бин Шамсутдин бин Йагфар (1767 - 1869), основатель и преподаватель знаменитого Балыклы-кульского медресе. В течение шестидесяти лет, отмечает М. Умет-баев, многочисленных шакирдов со всей округи обучал поэг и сэсэн Хуснутдин. В Стерлибашевском медресе работал известный ученый Нигматулла Биктимеров, который активно проводил в жизнь наставления Г. Курсави. Он старался у своих подопечных пробуждать интерес к познанию, воспитывать любовь и уважение к разуму человека независимо от его социального положения, утверждать демократические идеалы. Нигматулла развернул активную собирательскую деятельность, в результате чего начала формироваться богатейшая библиотека Стерлибашевского медресе. Им самим было написано много комментариев, учебных пособий для курса медресе. Особенно Сгерлибашевское медресе прославил Харис Биктимеров, сменивший в 1844 г. отца в должности муда-риса Стерлибашевского медресе. Харис развернул гуманитарную деятельность: на его личные средства был открыт дом благотворительности, построены новые здания медресе, реставрирована и расширена мечеть. Много сделал для Башкортостана его сын Ша-кир Тукаев, который дважды был избран депутатом от Уфимской губернии в Государственную Думу.

Русскоязычные учебные заведения в Башкирии появились в XVIII веке. Они организовывались по линии правительства, преследующего в первую очередь утилитарные цели - подготовку нужных для местных властей специалистов, государственная школа, как правило, носила светский характер.

Дореформенный Неплюевский кадетский корпус оставил яркий след в культурной жизни края. Несомненная его заслуга в подготовке светской национальной интеллигенции. В 1852-1860 годах здесь обучался М. И. Уметбаев - крупный башкирский поэт-просветитель, ученый-энциклопедист.

Согласно законам того времени здания должны были считаться личной собственностью. Поэтому медресе строилось как собственность Бадрия Назирова, а после окончания строительства было передано в дар II приходу Уфы.

Принимались в медресе от 15 до 45 лет. Учились даже 60-летние имамы из деревень как Гумер Хазрят Маликов из Чишминского района и Зариф Хазрят Гали-кеев из Уфы.

Национальный состав шакирдов (учащихся медресе) был разнообразен - башкиры, татары, киргизы, казахи, туркмены, узбеки, черкесы, крымские и сибирские татары. В программу обучения входили такие предметы как психология, педагогика, география, история, физика, химия, французский язык, музыка, физкультура. Наряду с этими предметами изучалась история ислама, история тюркских народов, история религии, арабский язык, логика, татарская литература.

В 1892 учебном году медресе переехало в здание на современной улице Ту-каева (бывшая Фроловская). Оно находилось под постоянной опекой служителей 1-й соборной мечети и в эти годы являлось чисто духовным учебным заведением. В стенах медресе готовили будущих мулл. Шакирдов обучали канонам исламской религии и языкам: арабскому и фарси.

Гак произошло потому, что против новых взглядов X. Усманова активно выступили влиятельные круги татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Янтуриным.

В 1907 году, после смерти основателя медресе Хайруллы Усманова, во главе медресе становится имам-хатыб 1-й соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С этого времени медресе в какой-то степени теряет свое прежнее значение и снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов постепенно уменьшается. В 1914 году в медресе обучалось 180 человек.

Медресе делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), 1-й (рушди) и 2-й (игдадия).

Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как и в русских учебных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические карты. В программе по географии были общие сведения о частях света, географии России и европейских государств, математическая география с астрономией. Но центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько хорошо, что окончившие медресе могли свободно читать на нём книги и газеты, только говорить затруднялись за отсутствием практики.

После освобождения Уфы от колчаковцев национальная гимназия была реорганизована в школу-коммуну. Здесь воспитывались и обучались дети-сироты, потерявшие своих родителей во время гражданской войны. Это была четырехклассная начальная школа с обучением детей по программе советских начальных школ.

После окончания 1921/22 учебною года школа была преобразована в открытую советскую начальную школу, куда принимались все желающие дети башкир и татар. Школа была названа именем революционера-большевика Хусаина Ямашева (1882 -1912). Директором школы-интерната был назначен Исмагил Ишмухаметов, завучем - Кашфи Мустафин. В 80-е годы в здании медресе размещался факультет повышения квалификации Башкирского государственного педагогического института. Сейчас в этом здании находится средняя школа.

4. Современное образование в Башкортостане

В настоящее время система образования Республики Башкортостан включает в себя 5730 разнопрофильных учреждений, где обучаются и воспитываются более 1,1 миллиона детей.

Было непросто сохранить столь масштабную систему образования по причине ограниченных возможностей государственного бюджетного финансирования. Президентом и Правительством республики принимались все возможные меры по стабилизации и укреплению финансового положения системы образования, ее материально-технической оснащенности.

Сейчас республика выделяет на содержание одного учащегося (воспитанника) от 3,3 тысячи (в школах) до 35 тысяч рублей (в детских домах) в год. Общество не может экономить на образовании, но образование обязано эффективно использовать свои ресурсы, как выделенные государством, так и заработанные образовательными учреждениями.

В последнее десятилетие XX века в республике, благодаря принятию Декларации о государственном суверенитете, активно разрабатывалась модель образования, учитывающая специфические условия и потребности жителей нашего многонационального Башкортостана. Количество национальных башкирских, русских, татарских, марийских, чувашских, удмуртских, мордовских, украинских школ увеличилось на 1570. Особое развитие сеть национальных школ получила в Абзелиловском, Гафурийском, Миякинском и других районах.

Формируя собственную региональную модель образования, мы находимся в едином российском образовательном пространстве, в котором ныне назревают крупные перемены. Новые ориентиры реформирования образования определяются Стратегией социально-экономического развития России до 2010 года.

Отдельного разговора требует сельская школа. В сельских школах ныне обучаются более 40% учащихся. Сельская школа -это особая забота нашего Президента М. Г. Рахимова и Правительства. Из общего числа построенных в республике школ большая часть - сельские. 90% основных и средних сельских школ расположены в типовых зданиях, имеют газовое и- электрическое отопление. Архитектура и дизайн новых сельских школ не уступают городским. Показательны в этом плане районы Белорецкий, Благо-варский, Зианчуринский, Илишевский. Федоровский и другие.

Качество общего образования определяет уровень образованности всего населения. Расширение практики вариативного образования и инновационной деятельности ставит задачу измерения и объективной диагностики качества обучения на всех ступенях. Условия для этого создают государственные образовательные стандарты.

Министерство народного образования развернуло работу по организации диагностики уровня обучения: за последние три года ею были охвачены учащиеся общеобразовательных школ 46 районов и всех городов республики по 16 школьным дисциплинам. Назрела необходимость создать многоуровневую, постоянно действующую систему мониторинга качества образования. К числу наиболее значимых показателей регионального мониторинга качества образования следует отнести и такие показатели, как здоровье, умение применять знания в жизненно важных ситуациях, творческие умения.

Важная роль в социальной реабилитации и адаптации воспитанников принадлежит специальному образованию. В республике сохранена и получила развитие сеть школ-интернатов и детских домов, открылись республиканские и муниципальные образовательные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи. Диагностическую, экспертную, консультационную помощь оказывают психолого-медико-педагогические консультации. Появились центры временного пребывания детей, приюты. В то же время более предпочтительной формой становится патронатное воспитание - передача детей в семьи.

Новые реалии требуют развития сети специализированных школьных образовательных учреждений и специальных коррекци-онных школ, обеспечения общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, создания для них условий получения профессионального образования.

В условиях переходного периода произошла оптимизация сети учреждений начального профессионального образования при сохранении контингента учащихся. Подготовка кадров ведется по 74 профессиям и специальностям. В 14 опорных учреждениях молодежь обучается различным видам народных промыслов. Около 80% выпускников направляются на работу в госпредприятия, менее 3% - в частные. Обновляется содержание образования, в учебный процесс внедряются государственные стандарты начального профессионального образования (далее НПО). На девяти экспериментальных площадках апробируются новые педагогические технологии. Система выполняет важную функцию социальной защиты. Ежегодно в учреждениях НПО получают профессиональное образование более 800 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня в наших учреждениях обучают и воспитывают детей и молодежь 66900 педагогических работников, из них 60 тысяч учителей.

В 90-е годы возрос образовательный уровень учительства. Если в 1991 г. высшее образование имели 69,8% учителей, то в 2000 г. -73,8%. Среди учителей начальных классов, соответственно, 37,2% и 45,9%, что сегодня уже недостаточно. Из числа работающих педагогических работников государственными и отраслевыми наградами, почетными званиями отмечен труд более 15 тысяч человек, 11,6% учителей имеют высшую категорию, 27,7% - первую категорию.

Список литературы

1. Романкова Л.И. Высшая школа: социальные технологии деятельности. М.: НИИВО, 1999.

3. Коломиец Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Университеты Республики Башкортостан, их научная направленность

Аннотация: В статье изучена научная направленность университетов Республики Башкортостан. В регионе созданы благоприятные условия для профессионального роста ученых, повышения мотивации их творческой деятельности. Система образования Башкортостана является одной из крупнейших в Российской Федерации по количеству образовательных учреждений и числу обучающихся в них студентов.

Ключевые слова: Университеты, студент, научная деятельность, Республика Башкортостан.

Мы занимаем одно из передовых мест в стране по объемам средств, выделяемых на науку. Предпринятые в республике меры позволили смягчить последствия кризиса российской науки 1990-х годов, сохранить существенную часть накопленного научно-технического потенциала, а также передовые позиции в важных направлениях современной науки и техники.

Благодаря государственной поддержке, в Башкортостане сохранены ведущие научные школы, их кадровый потенциал, проводятся фундаментальные и прикладные исследования, созданы уникальные научно-образовательные комплексы вузов, колледжей, научно-исследовательских институтов, опытных заводов, проектных, конструкторских организаций в ведущих отраслях промышленности.

Образовательную деятельность на территории республики по состоянию на 1 октября. 2018 г. осуществляют 10 образовательных организаций высшего образования (8 государственных и 2 негосударственных) и 19 филиалов государственных и негосударственных вузов (17 и 2 соответственно) с общей численностью студентов 100 525 чел.

Численность студентов, обучающихся в государственных вузах и в филиалах государственных вузов, составляет 94 109 чел., из них с полным возмещением стоимости обучения – 55 243 чел., в негосударственных вузах и их филиалах обучается 6 416 чел.

Численность студентов, принятых в государственные вузы и филиалы государственных вузов, составляет 24 994 чел., из них с полным возмещением стоимости обучения – 14 661 чел., в негосударственные вузы и их филиалы принято 1 369 чел.

Численность студентов, выпущенных из государственных вузов и филиалов государственных вузов, составляет 21 427 чел., из них с полным возмещением стоимости обучения – 12 092 чел., из негосударственных вузов и их филиалов выпущено 2 499 чел.

Численность профессорскопреподавательского состава (далее – ППС) в государственных вузах – 4 894 чел., из них имеют ученую степень:

докторов наук – 820 чел. (16,8% от общего числа ППС);

кандидатов наук – 3 028 чел. (61,9% от общего числа ППС).

Уфимский государственный авиационный технический университет - это современный центр образования, науки и культуры, где обучение ведется на восьми факультетах и двух кафедрах дневного отделения. Работает вечерний факультет при УМПО и на филиалах в гг. Кумертау и Ишимбае, осуществляется прием на все факультеты по прямым договорам - контрактам, в том числе на ряд специальностей на филиалах в гг. Кумертау, Ишимбай и в представительствах УГАТУ в гг. Стерлитамак, Туймазы и Нефтекамск. УГАТУ – единственный вуз региона, имеющий свой авиапарк, в том числе современные боевые самолеты Су-27 и МиГ-29. Предметом особой гордости является кабинет-музей авиационных двигателей. Он поистине уникален: в стране таких только два (второй – в Самаре).

Большое внимание уделяется студентам в области научно-исследовательской деятельности. Она осуществляется по следующим направлениям:

исследования, проводимые в рамках курсовых и дипломных работ;

участие и выступление с докладами на международных, всероссийских, республиканских и внутривузовских конференциях, публикация статей в зарубежной, центральной, республиканской и местной печати и т.д.

В феврале 2019 года Специалистами Главного информационно-вычислительного центра Минобрнауки России был опубликован актуальный рейтинг вузов Башкирии по показателю их эффективности. Данный рейтинг позволяет составить объективную характеристику всей системы высшего образования республики на текущий момент. В основном (37,72%) студентов интересует инженерное дело и технические науки. На втором месте (22,50%) стоят науки об обществе, а на третьем – здравоохранение и медицинские науки (12,25%). Чуть отстает от первой тройки область педагогических наук (11,09%).

Какие вузы Башкирии стали самыми эффективными в 2018 году?

Башкирский государственный университет показал в прошлом году неплохие результаты. В образовательной, финансовой и экономической деятельности средней рост составил 2-3%, однако по трудоустройству БГУ не дотянул до порогового значения – 70 из 75. При этом положительную динамику показали его филиалы.

Самолет на главной площади и большой квартал в центре башкирской столицы. УГАТУ всегда считался одним из вузов, закончить который было престижно. Когда-то здесь запускали в космос свой собственный спутник. Сейчас же научная деятельность не останавливается: судя по рейтингу, в 2018 году она выросла на 10%. Участие УГАТУ на международной арене также выросло – на 28%. В БГМУ поступить всегда было сложно. Медицинские специальности требуют отличных профильных знаний и преданности любимому делу. В конце 2018 года к медуниверситету было особое внимание. Во время одной из рабочих поездок Радий Хабиров поставил задачу решить вопрос квалифицированных специалистов в сельских ФАПах. За значительный вклад и высокие достижения в сфере укрепления здравоохранения России Башкирский государственный медицинский университет награжден Дипломом лауреата приоритетного национального проекта "Здравоохранение".

Таким образом, для такого мощного и крупного региона, как Башкортостан, соизмеримого по населению и территории с небольшой европейской страной (превышающего по территории Болгарию, Грецию), совершенно очевидно, необходимы университеты, имеющие высокий статус и дополнительное финансовое обеспечение из федерального бюджета, если перед ними ставится задача социальноэкономического развития субъекта федерации.

Список используемой литературы

Постановление Правительства РБ от 27.07.2017 N 350 "Об утверждении государственной программы "Развитие науки и технологий в Республике Башкортостан"

Ахунов Р.Р. Оценка конкурентоспособности региона на основе структурных элементов воспроизводственного потенциала // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 2. - С. 107-124.

Котов Д.В., Гамилова Д.А., Гусманова А.Р. Анализ текущего состояния развития Республики Башкортостан // Интеллектуальный и научный потенциал XXI ВЕКА: сборник статей международной научнопрактической конференции: в 6 частях. - 2017. - С. 125-129.

Уфа, является одним из крупнейших городов России и столицей республики Башкортостан, вследствие, чего его можно отнести к городу республиканского значения. Дата основания 1574 год, население на 2019 год составляет 1 124 226 человек, что делает Уфу одиннадцатым городом по количеству населения в России.

Расположен город, на берегу реки Быстрая. Основание города происходило в 1557 году, когда Башкортостан вошел в состав Московского княжества. Так как башкиры, давно просили у царя разрешения на строительство нового города, на их земле. Это давало дополнительную защиту населению, и возможность вноса ясака ближе, чем в Казань. В итоге, по указу царя на Троицком холме, отрядом стрельцов, был возведен город Уфа.

На данный момент, город представляет собой культурный и современный бизнес-центр, с хорошо развитой экономикой. Еще в конце 20 – 30х годов двадцатого века, началось стремительное развитие города, строились новые заводы, например, Уфимский промышленный комбинат, который включает в себе несколько отраслей промышленности. Создавался Уфимский моторостроительный завод, а в 1932 году, были найдены месторождения нефти и в 1937 году построен первый нефтедобывающий завод. На текущее время, Уфа является крупным, добывающим и нефтеперерабатывающим центром, с очень развитой инфраструктурой.

Искусство и культура в Уфе, так же не стоит на месте. Первые театральные представления, были проведены в 1772 году. В данное время, в городе насчитывается шесть государственных театров и двое частных, а так же шесть библиотек. Стоит учесть, что в Уфе родились, многие звезды сцены и музыки, такие как: Юрий Шевчук, Земфира.

В итоге, можно с уверенностью заявить, что Уфа является благоприятным городом для жизни. Как вы могли заметить ранее, в этом городе развиты практически все сферы современной жизни. К тому же, город имеет большую историю, с разным составом национальностей и разными вероисповеданиями. Что делает это место еще более привлекательным.

Вариант №2

Уфа является столицей республики Башкортостан.

Характеристика:

Территория: Российская Федерация.

Краткое наименование: РБ

Полное наименование: г. Уфа.

Руководящий пост города занимает: Радий Фаритович Хабиров.

Дата основания: 1574 год.

Официальное признан городом: 1586 год.

Населенность к 2019 году: 1125225 человек.

Жители города: русские, татары, башкиры, украинцы.

Верование: православие, мусульманская вера.

Экономическая деятельность: Промысел, энергетические ресурсы, торговые и финансовые отделы, использование телевидения и радиовещание.

Транспортные услуги: Автомобиль, поезда, электрички, троллейбусы, трамваи, самолеты, вертолеты, корабли, яхты, пароходы, велосипеды, мотоциклы, трактора.

Зодчество: Монументы, уступки, роща

Образовательные учреждения: Вузы, детские дошкольные учреждения, школы, колледжи.

Культурные центры: Театрал, читальные залы, кинотеатр, выставочные галереи, музыкальные клубы и заведения.

Спортивные комплексы: Игры с мячами, шайбами, езда на авто, мотоциклы, велосипедах на льду и трассах, сражения на шпагах.

СМИ: Корреспонденция, телевидение, радиовещание, масштабные связи связанные с дипломатическим и консульским представительством.

Стратегическое расположение: Уфа расположена на берегу реки Белой.

Расстояние города норд-ост: 54 км.

Расстояние города зюйд-вест: 30 км.

Геологические данные: несколько десятков пещер и шахт, которые используют для выработки гипса Климат: Умеренно континентальный, влажный.

Город Уфа

Город Уфа

Первый кому удалось совершить кругосветное плавание, был Магеллан, который родился в 1470 году и умер в возрасте 51 года. Этим самым он практически поставил точку в вопросе формы земли, а так же подтвердил факт, что земля имеет один общий океан.

На территории нынешнего города жили вятичи. Тут было небольшое поселение. Которое не чем не выделялось среди других таких же населенных пунктов. Городок относился к Рязанскому княжеству, а в XVI века перешёл к Московскому. Из – за того,

Территория Кубани заселенна уже очень давно, а точнее уже более миллиона лет. История Кубани началась еще в далеком Бронзовом веке, именно там были обнаружены древнейшие шахты по добычи бронзы.

Читайте также: