Образование в античности доклад

Обновлено: 02.07.2024

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет




Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени — грамматик; учитель третьей степени — ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог — раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень — до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.



Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара — разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.


(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер — это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв — единицы; вторая девятка — десятки; третья — сотни.



(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э. Источник: Википедия)

Физическое воздействие в школе допускалось, но не было обязательным, это касалось в основном педатриба (спортивного тренера). Педатриба выбирали на полисном уровне, так как он занимался с детьми в палестрах. Палестра — открытый дворик с песком рядом с портиком, где находятся помещения для раздевалки, вода и т.п. Учащиеся занимались такими же видами спорта, как и дети. В олимпийских играх дети также участвовали. Они занимались борьбой, кулачным боем, понкратионом, метанием диска и копья, бегом, и т.д. Полдня дети занимались у грамматиста и полдня в палестре.

Образование с 18 лет

Андрей Стрелков говорит, что российское образование строилось на византийской системе образования, которое в свою очередь трансформировалось из греческой. Западное образование шло, о основном, от церковных школ. Одно из основных отличий древнегреческого образования от европейского в том, что и грамматист, и грамматик, и педотрип были не наставниками, а обучающими.


Образование сегодня представляет собой многосложную структуру, ориентированную, прежде всего не только на рынок труда, но и на формирование в человеке как личности таких качеств как целеустремленность, критическое мышление, креативность и т. п. История образования на ранних этапах развития человечества и до наших дней приобретала различные вектора развития, которые детерминировались развитием экономической и технократической мысли. Однако многие методики и формы подачи материала были заложены еще с древних времен. Возникновение принципов воспитания сопряжено с возникновением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. Сегодня педагогика и образование являются важнейшими механизмами передачи знаний. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время, когда воспитание оформилось как специальная социальная функция. Общие черты принципов передачи знаний последующим поколениям наблюдались уже около 250 тыс. лет назад, в сообществах палеоантропов. Важно понимать, что развитие приемов передачи знаний тесно связано с развитием самого человечества. Во времена античной культуры вместе с развитием земледелия, ремесленничества и особенно философских идей и доктрин, важным встает вопрос о передаче знаний последующим поколениям. Более подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и системы образования имеют прямую зависимость.

Во времена античности наиболее ярко были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В это время получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, начала оформляться система образовательных учреждений. Для данного этапа характерны три периода развития: архаичный (IX в. до н. э. — VIII в. до н. э.), период расцвета Эллады (VII в. до н. э. — IV в. до н. э.), эллинистический период (III в. до н. э. — I в. до н. э.). [5,7]

Во времена архаичного периода обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством наставников. Школьной формы обучения в Древней Греции еще не существовало, однако, внимание общественности к обучению и воспитанию физически и нравственно развитого грека было велико. Об этом свидетельствуют произведения Гомера и Гесиода.

  1. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.
  2. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.
  3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
  4. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.
  5. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  6. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.
  7. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  8. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.
  10. Моздалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.
  11. Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К. И. Соловьевой. М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): Спарта, время, Афины, воспитание, развитие, школа, военная подготовка, древнегреческий философ, особое внимание, сократическая беседа.

Надо сказать, что многие другие педагогические понятия и термины также берут свое начало в Древней Греции, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [gymnasium] — общественная школа физического развития, а позднее только средняя школа и т.д.).

Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, поэзии, риторике и педагогике. Его школа в основном занималась вопросами общей культуры человека. Аристотель внес большой вклад в педагогическую науку: он ввел периодизацию возраста, рассматривал образование как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны иметь одинаковое образование. Он рассматривал семейное и общественное воспитание как части единого целого. Он сформулировал принцип воспитания — принцип естественной жизни, естественной повседневности. Сегодня, в двадцатом веке, мы выступаем за экологизацию всего образовательного процесса, мы хотим, чтобы чувство природы прививалось каждому человеку со школьной скамьи. Но это уже было у Аристотеля.

Но был и другой подход к образованию, который был реализован в Спарте.

Спартанское воспитание означало, что все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи в суровых условиях выживания, физических испытаний, учебных боев и сражений, телесных наказаний и требований беспрекословного послушания. Только самое необходимое преподавалось в чтении и письме, остальное было подчинено одной цели — беспрекословному послушанию, настойчивости и науке побеждать.

Педагогика в Древней Греции - Образование в Древней Греции

Образование в Древней Греции

В Древней Греции существовали две основные системы образования: спартанская и афинская.

Спартанская система образования носила преимущественно военно-спортивный характер. Причиной тому была необходимость подавления частых восстаний бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занятых в сельском хозяйстве) против спартанских рабовладельцев, а также военных конфликтов.

Особое место занимали военная подготовка и физическое воспитание. Основной целью спартанской системы воспитания было производство храбрых, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать рабов в повиновении.

Право на жизнь при рождении получают только здоровые дети. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семилетнего возраста мальчиков, которые до этого жили дома, помещали в государственные учреждения — агеллы, где они получали образование до 18 лет под наблюдением назначенного государством лица — педонома.

Мальчиков учили выносливости через закалку тела, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами и дисциплине. Например, спартанцы носили легкую, одинаковую одежду зимой и летом и питались простой пищей.

Спарта была основателем системы физических упражнений, которая позже распространилась на другие древнегреческие государства, так называемого пятиборья: бег, скачки, борьба, метание диска и копья.

Специальные военные упражнения, строевая подготовка, военная музыка и чтение стихов о воинской храбрости начались с возрастом. Граждане, занимающие государственные должности, проводили с учащимися беседы на политические, социальные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировался лаконичный и емкий язык. Старшая молодежь принимала участие в своеобразных практических занятиях — склепах, ночных сборищах рабов.

По достижении 18 лет юноши поступали на службу в Эфебию, где проходили военную подготовку, участвовали в маневрах и охраняли порядок в городах.

Спартанская система образования включала определенные элементы и для девочек: Помимо традиционных навыков (ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, музыка), существовала специальная система военных физических упражнений.

Чтобы в будущем произвести на свет здоровое и сильное потомство, девушки должны были заботиться об укреплении своего тела и правильно заниматься спортом.

И девочки, и мальчики активно занимались пятиборьем: бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья. Действовавшие в Спарте законы исключали изнеженный образ жизни для девушек.

Роль семьи в спартанской системе образования была незначительной. Роль семьи в спартанской системе образования была незначительной.

Спартанская система образования, которая стала первым в истории человеческой цивилизации опытом государственного устройства личности, была также неэффективна в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, ее специализация, направленная на развитие физической природы и подавлявшая личность в человеке, отсутствие широкого гуманистического образования и культуры, досуга обусловили упадок Спарты.

Однако следует отметить, что некоторые принципы спартанской системы воспитания были использованы в области военно-физической подготовки во Франции и России в XVIII-XIX веках, когда были созданы кадетские корпуса и другие военно-учебные заведения закрытого типа.

Афинская система

Афинская педагогика представляла в качестве идеала сочетание духовного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Содержание образования в системе частных и платных школ было подчинено формированию гармонично развитой личности. Они обучали мальчиков с 7 лет.

В гимназии мальчики получали общие основы чтения и письма, а чуть позже в это же время они учились музыке, пению, декламации в школе кифаристов. После достижения возраста 12-16 лет молодые занимались гимнастикой в школе — палестре под руководством педотриба (специалиста по определенным видам гимнастики).

Основными занятиями в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Внимание также уделялось гражданскому воспитанию молодежи и лекциям по политическим и моральным вопросам.

Но более основательное в этом отношении образование юноши в возрасте 16-18 лет из богатых и знатных семей получали в государственной школе — гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования обеспечивала эфебия.

Юноши продолжали обучение политическим наукам, изучали законы афинского государства (юриспруденцию) и одновременно проходили профессиональную военную подготовку. Завершение Эфебии означало, что выпускники становились полноправными гражданами Афин.

Девочек традиционно воспитывали и обучали на женской половине дома. Уделом женщины была работа по дому.

Афинская система образования была недоступна для детей материально несостоятельных родителей из-за высокой платы за обучение, а дети рабов вообще были исключены из нее.

Аристократический характер афинского воспитания проявился и в полном презрении к физическому труду, который с раннего детства стал пожизненным уделом рабов.

Аристократического мальчика учили защищать и охранять систему рабовладельческого государства, уважать свое достоинство, обладать мужеством и храбростью, необходимыми для свободнорожденного человека. Теория педагогики Древней Греции

Педагогическое мышление в Древней Греции

Древнегреческая система образования получила свое теоретическое обоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) дал подробную теорию познания, различая чувственное и рациональное познание и считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал идею о необходимости адаптации образования к природе ребенка, которого он определил как микрокосм.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) посвятил свою жизнь философской работе и педагогической деятельности. В своей педагогической практике он усовершенствовал такой способ поиска истины, как диалог со своими учениками.

Сократ впервые начал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, вырабатывать понятия. На ранних этапах преподавания система вопросов Сократа побуждала учеников самостоятельно искать истину. С помощью умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию истинности этих определений.

Собеседнику-ученику казалось, что он сам пришел к этим новым мыслям, а не учитель привел его к ним. Для Сократа живое общение, устное слово, общий поиск были лучшими способами воспитания человека.

Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения как наиболее эффективного средства.

Главная задача педагогики, считал Платон, состоит в том, чтобы научить потомство принципам добродетели и тем самым укрепить рациональную часть души.

Педагогические взгляды философа связаны с его учением о душе, о трех ее видах: растительной, животной, разумной.

Эти три вида души соответствуют трем сторонам воспитания: физической, нравственной, умственной, которые неразделимы. Целью воспитания является развитие высших сторон души: рациональной и животной (волевой).

Аристотель одним из первых сформулировал идею естественного отбора воспитания и попытался периодизировать обучение детей до 7 лет, с 7 лет до половой зрелости и с 14 до 21 года.

Главной целью воспитания по Аристотелю является нравственное развитие личности, формирование таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство достоинства и чести, мужество, храбрость. Основным способом формирования нравственных черт личности является воспитание привычки к той или иной деятельности.

Образование и школа в древней Греции

В III-II тысячелетии до н.э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря сложилась независимая культура с собственной письменностью. Она развивалась от картинного письма к клинописи и слоговой азбуке. Им пользовались священники, члены королевской семьи, дворяне и состоятельные горожане. Центры подготовки писцов располагались при дворцах и храмах. Микенско-критская культура создала определенную традицию письма, которую переняли более поздние цивилизации. Например, с этой традицией связаны правила написания строк слева направо и сверху вниз, акцент на красных линиях и заглавных буквах.

Люди научились писать на восковых досках размером с ладонь. Доски связывали бечевкой, чтобы получилась книга. В школе обучение письму проходило с помощью карандашей Stylo, которые были заточены с одного конца: Острый конец царапал буквы, а тупой конец стирал написанное.

Для счетных упражнений использовалась доска из абака, разделенная на ячейки для единиц, десятков, сотен и так далее. Камешки, от одного до девяти, были разложены на квадратах. Абак использовался для обучения четырем арифметическим действиям.

Пение преподавалось только в унисон, с голоса, так как нот не было. Пение сопровождалось игрой на семиструнной цифаре.

Мужское воспитание в Древней Греции было более тщательным и имело конкретную цель: воспитать юношу нравственно, научить его самовоспитанию и развить его физические способности. После достижения семилетнего возраста дети свободных граждан имели возможность обучаться в частных и государственных школах. Существовало несколько типов таких учреждений.

Начальное образование предоставлялось в частных платных школах: Музыкальные школы и гимназии. Ученики в возрасте от 7 до 16 лет учились в музыкальных школах, а ученики в возрасте от 12 до 16 лет — в гимназиях или палестрах. Как правило, ученики посещали оба типа школ одновременно.

Для тех, кто закончил свое пребывание в музыкальных и средних школах, следующей ступенью образования могли стать государственные учреждения — гимназии. В пятом и четвертом веках до нашей эры в Афинах было три таких гимназии: Академия, Ликей и Киносаргус.

В спортивных залах юноши в возрасте 16 — 18 лет совершенствовались в тренировках. Основное внимание уделялось упражнениям, укрепляющим и развивающим тело. В то же время оттачивались умственные навыки. В спортзале вы всегда могли послушать популярного политика или философа. Например, известно, что у Сократа, великого мыслителя древности, было одно из любимых мест для встреч с аудиторией.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В Древней Греции во II в. до н. э. сложилась особая трехступенчатая система образования.

В Древней Греции и в эллинистических государствах во II в. до н. э. сложилась особая трехступенчатая система образования — эта структура просуществовала вплоть до самого конца античности. Первая образовательная ступень — обучение письму, чтению, счету; вторая ступень — грамматическая школа. Обязательным элементов обучения было тут чтение классических писателей (поэтов, ораторов, историков) с объяснениями из всех областей знаний. К 16-ти годам обучение в школе заканчивалось, и начиналось образование третьей ступени — риторская школа. Основной целью этого этапа обучения было практическое овладение искусством письменного и устного слова, то есть ораторским искусством. Также изучались элементы права (в качестве приготовления к карьере судебного оратора) и философия (логика и этика). С высшим гуманитарным образованием риторской школы сосуществовало и конкурировало специальное высшее образование в философской школе, которое претендовало на статус альтернативного источника получения знаний.

Обучение музыки в древнегреческой школе.

Иллюстрация 2.jpg

В истории Древней Греции особую роль сыграли два государства-полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сформировались собственные уникальные системы воспитания, обучения и образования. Именно с возникновением полисной системы государственного управления вопросы образования стали властной прерогативой, а государство взяло на себя расходы по обучению граждан. Так, идеалом афинского воспитания стала модель, сводящаяся к достаточно абстрактному понятию — совокупность добродетелей.

Тут подразумевалось всестороннее развитие гармоничной личности, одновременно обладающей развитым интеллектом и близким к идеальному телом. Считалось, что достичь подобной эталонной модели саморазвития и самосовершенствования был вправе только свободный и имущий гражданин Афин. Соревновательный принцип (агонистика) стал основой для образовательных и воспитательных практик древних афинян. Дети и юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных дискуссиях, тем самым оттачивая свои лучшие качества, обретая уверенность в себе и соответствующую репутацию в афинском обществе.

Иллюстрация 4.jpg

Юные спартанцы. Э.Дега.

Помимо тренировок телесных, спартанцы высоко ценили и интеллектуальное образование. По их мнению, важно было не только уменье понимать и ловко вести житейские дела, что приобреталось с опытом и во время разговоров с мудрыми людьми, но и уменье выражать свои мысли коротко и ясно. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать четкие ответы, говорить по делу и лаконично. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать, как велят государственные предписания.

Что касается воспитания девочек, то в целом, оно велось в таком же духе, как и воспитание мальчиков. Однако отношение спартанцев к женщине носило поистине рыцарский характер. Брак заключался с момента похищения невесты: был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой, что придавало отношениям молодых супругов романтическую таинственность. В целом, положение женщины в Спарте было свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. Привыкнув с детства чувствовать себя частью социума и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте именно женщины правят бал.

Читайте также: