Образ метели в творчестве пушкина доклад

Обновлено: 05.07.2024

Литературное направление повести – яркий юношеский сентиментализм. Центральная тема – взаимоотношения человека и Рока, как по воле судьбы меняются люди, их представление о жизни и стремления к идеалу.

Великого классика всегда интересовала роль случая, манила своими интригами и непредсказуемостью капризная судьба. Пушкин верил в Рок, предчувствуя, что и сам когда-то попадется в ловушку фатальных обстоятельств.

Автору важно продемонстрировать своему читателю, как самый простой человек превращается в настоящую куклу в руках Творца или же по капризу Судьбы становится пленником собственных необдуманных поступков.

История создания произведения

Исследователи полагают, что работа началась в 1829 году. Пушкин долго вынашивал идею, и приступил к реализации своих фантазий только в Болдино. Произведение было издано в 1831 году. Публикация была обнародована не под именем Пушкина. Причины до сих пор не ясны. Вероятнее всего русский классик опасался излишне агрессивной критики. Первая экранизация гениального творения Пушкина приходится на 1964 год.

Анализ произведения

Сюжетная линия

История начинается в далеком 1811 году. Дочь солидного помещика Марья Гавриловна страдает от пылких чувств к прапорщику Владимиру Николаевичу. Молодой мужчина не богат, поэтому родители юной девушки категорически против столь невыгодного союза.

Однако, движимые любовью, Мария и Владимир тайно видятся. После нескольких свиданий девушка соглашается на рисковую авантюру: обвенчаться и скрыться ото всех. В ночь, когда был запланирован побег, начинается сильная метель.

Мария первой покидает дом, направляясь в церквушку неподалеку. Следом за ней в назначенное место должен приехать и ее возлюбленный. Однако, из-за сильной пурги мужчина теряет ориентир, полностью сбиваясь с пути.

Марья ждет жениха в церквушке. В это время сюда заходит гусар Бурмин. Он решается подшутить над девушкой и выдает себя за ее избранника. Священник проводит обряд и только потом Мария с ужасом понимает, что обручилась совершенно с незнакомым человеком. Девушка немедленно возвращается домой, а Владимир, добравшись к церкви только поутру, узнает о том, что Марья стала женой другого.

Мария сильно переживает, находясь при смерти. Родителям удается отыскать Владимира. Они готовы дать согласие на брак, но Владимир отказывается. Он уезжает на войну, где и погибает.

После смерти отца Мария вместе с матерью переезжает в другое поместье. Там девушка знакомится с мужчиной. Он очень нравится ей. Это тот самый Бурмин.

Молодой человек признается девушке, что женат, рассказывая историю про венчание в метель. Девушка с удивлением рассказывает ему свою историю. Узнав всю правду, молодой гусар падает к ногам своей избранницы.

Герои повести


Бурмин – венный гусар, который по ошибке становится мужем Марьи. Он умный, но беспечный. Довольно насмешлив и импульсивный. Движимый пустым легкомыслием, он понимал, что сделает непростительный проступок, но все же выдает себя за жениха на тайном венчании.

Владимир – молодой прапорщик из бедного сословия. Он романтичный, преисполненный порывов, не всегда благоразумный и рассудительный. Ошибочное венчание Марьи он воспринимает, как самое тяжкое предательство. Считая, что девушка поступает так умышлено, покидает ее навсегда.

Композиция повести


Основа сюжета – курьезная женитьба. Для мужчины, это попытка повеселиться, для девушки – крах всех ее любовных надежд. Сюжет условно разделен на две линии:

Ключевой символ, который ми предопределяет ход событий – метель. Бушующая стихия изменила планы молодой пары обручиться ночью. С другой стороны непогода символизирует юность, полную страсти, безмятежности, лишенную рассудка и упорядоченности.

Особенности прозы Пушкина

Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.

Повести Белкина

Основные принципы пушкинского стиля – драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты – они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное – оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.

Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.

В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.

В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.

После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.

Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин. Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария. Бурмин бросается к ногам Маши.

Мария Гавриловна: характеристика героини

Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот. Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате – она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает. Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.

За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.

Мария хранит память о погибшем женихе, и только Бурмин смог растопить ее сердце. Пушкин сразу показывает читателю, что именно он — это тот, с кем Мария будет счастлива. Интересно, что спустя четыре года Маша не изменила любовным романам – она стала похожа на их героиню – именно так подмечает Бурмин. Скрыв от родителей тайный брак, героиня честна с возлюбленным: с горечью на душе она собирается ему рассказать о том, что с ней произошло той зимней ночью в метель.

Владимир: нераскаявшийся эгоист

Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.

Судьба наказывает Владимира – он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.

Бурмин: переосмысление поступков

Конфликт в повести

Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.

Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.

Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.

Место природной стихии в сюжете

Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.

Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.

И хоть восприятие метели у всех трех героев разное – их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

Особенности композиции

Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.

Великий русский поэт XIX века Александр Сергеевич Пушкин, написавший это стихотворение, по сути, открыл в литературе новый образ – образ метели. После этого многие писатели использовали образ метели в своих произведениях. Но почему же мы совсем не обращаем внимания на эту стихию? Какова её роль в произведении, какой смысл в себе несёт? Где-то метель – это бурное природное явление; в других произведениях – символ смуты в сознании молодых людей под влиянием западной культуры, везде смысл метели различен. Данная тема заинтересовала нас тем, что мы обращаемся к разным источникам, проводим сопоставление образа метели, и тем самым постигаем мир художественного произведения. В целом эта тема не исследована, потому что литературоведы и критики в основном анализировали произведения в контексте творчества писателей. Мы решили углубить исследование.

В своей работе мы опираемся на исследования И. И. Аркина, М. Павлова, Г. Ребель, А. Зорина, В. Влащенко, М. Гершензона и других.

Работа является теоретическим исследованием. Избранный метод – сравнительный анализ текстов.

Считаем, что данная работа может быть использована школьниками и учителями в качестве пособия по поэтике художественных произведений.

Мчатся тучи, вьются тучи

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна.

Вьюга мне слипает очи

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам?

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит сторонам.

Сил нам нет кружится доле

Закружились бесы разны

С появлением своим бес проходит как бы несколько ступеней, становится всё более и более объективно осязаемым. Сначала он только предположение ямщика:

В поле бес нас водит, видно,

Затем ямщик придаёт воображаемому бесу, выступающему пока в единственном лице, всё более и более осязаемые черты:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня,

Вот – теперь в овраг толкает

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной.

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят,

Вот уж он далече скачет,

Лишь глаза во мгле горят

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне

Последняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи напрямую связаны с бесами. Мчащиеся тучи оказываются мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате и буря, и бесы знаменуют переживания поэта в переломный момент его судьбы. Среди этой круговерти поэт обмолвился ещё одним фольклорным образом, каламбурно обыгрывающим его предсвадебные заботы:

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

В этих двух строчках тема женитьбы в переосмысленном виде прорвалась в текст. В образе бесовского праздника можно увидеть отголоски мыслей о предстоящей свадьбе, о холерных заболеваниях, о холере, угрожающей невесте Пушкина. Для бесов что похороны, что свадьба – в равной мере служат поводом к веселью, шабашу, вакханалии.

Рождество – православный праздник. Ночь перед Рождеством – последняя ночь для нечистой силы, чтобы пошататься по белому свету и повыучивать грехам добрых людей. На следующий же день, с первыми колоколами к заутрене, побегут бесы без оглядки, поджавши хвосты, в свои берлоги. Но пока у них ещё есть впереди целая ночь, полная разных приключений.

Метель – символ судьбы

Метель-судьба сводит двух влюблённых и разводит их навеки. Она как будто играет ими, показывая, что некоторые истории любви заканчиваются печально.

Так стихия может предстать нам, читателям, в образе предсказания.

И дальше герою снится, что уже не там, а здесь, в степи, мужик, который незадолго до того, как герой заснул, вызвался было вывести путников на дорогу, что мужик этот и есть сам Фёдор Филиппыч. И сон, перестав быть воспоминанием, становится в чём-то предвидением, а в чём-то и прозрением. Прозрением недоосознанным, не воплощённым во что-то самое важное. Мужик – он же Фёдор Филиппыч – во сне спасает героя. Метель – беда, в которую попали герои.

Таким образом, мы видим, что судьбы героев разные, но некоторые приключения, происходившие с ними во многом похожи: метель и сон в их жизни являются пророческими.

Метель – символ одиночества

Мера человечности в мире, где стали редкими сердечные отношения между людьми, оказывается мерою духовного одиночества. Таким образом, мы убедились, что метель может предстать нам в образе одиночества. Белый кружащийся снег, как бы окутывает наших героев и, тем самым, изолирует от внешнего мира.

Мы увидели, что этот образ передаёт мироощущения писателей, помогает им показать характеры героев, а также является фантастическим образом, подчёркивающим загадочность русской души. А разгадать её пытаются писатели до сих пор.

Обоснование темы исследования, ее актуальность, цели, задачи.

а) Введение в тему исследования.

Использованная литература и интернет ресурсы

Я решила практическим путем проверить насколько верно наше предположение. Для этого я провела опрос среди учащихся школы и учителей. Респонденты должны были ответить на вопрос:

-Может ли случай изменить жизнь человека?

Результаты опроса представлены на диаграмме (Приложение № 1).

Цели исследования:

произведений одного автора.

  1. Расширение читательского кругозора, через вовлечение в
  1. Развитие навыков анализа литературного текста и навыков критического мышления
  2. Развитие умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей.

Задачи исследования:

  1. Сопоставлять содержание произведений с целью отбора нужного материала.
  1. Проводить аналогии.
  1. Анализировать текст.

4. Проводить социологический опрос.

5. Систематизировать полученные результаты.

Методы исследования:

Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что характер влияния случая на последующую жизнь человека важен не только для героев литературных произведений, но для современного человека. Случай часто играет важную роль в течении человеческой жизни.

Из представленной диаграммы видно, что

- 85% (красный цвет диаграммы) считают, что случай может изменить жизнь человека,

- 5% (оранжевый цвет диаграммы) считают, что человек сам определяет свою судьбу, и случай только корректирует некоторые события.

Гипотеза. Я предположила, что случай в виде природного явления может изменить жизнь героя художественного произведения (автор делает метель инструментом, влияющим на судьбу своих героев).

Введение.

Начиная с Пушкина, образ метели-судьбы прочно займет свое место в русской литературе. С этим образом тесно связана проблема соотношения случайного и закономерного, воплощенная в двух вариантах поведения персонажей. Одни следуют зову судьбы, другие идут наперекор предзнаменованиям, пытаясь собственными усилиями достичь желаемого.

В искусстве, особенно в его высоких достижениях художественный образ приобретает символическое звучание. В отличие от образа, символ не самодостаточен и требует не только переживания, но также проникновения и толкования. Важнейшей особенностью символа является его способность порождать все новые и новые символические значения. Стихии природы, некогда пугающие человека своей необъяснимостью, легли в подсознание человека как нечто неопознанное. В искусстве они часто принимают таинственные многоплановые значения, превращаясь в символ. Произведения Пушкина – не исключение.

Словарь эпитетов дает следующий обширный ряд:

МЕТЕЛЬ. Адская (разг.), белогривая, белокрылая, белоснежная, бесноватая, бешеная, буйная, буранная, гулкая, густая, грозная, дикая, дьявольская (разг.), завывающая, заунывная, звонкая, злая, злобная, легкая, мглистая, мутная, надоедливая, неистовая, непроницаемая, непутевая (просторен.), неугомонная, нудная (разг.), порывистая, свирепая, сильная, слепящая, страшная, ужасная, унылая, холодная, шумная, яростная. Безвременная, безголосая, гулливая, дурная, зыбкая, косноязычная, кудлатая, перелетная, сирая, усатая. Верхняя, верховая, мокрая, низовая, поземная, полярная, снежная, сухая, сырая и т. п.

Большая советская энциклопедия так определяет такое природное явление как метель:

Этимологический словарь русского языка:

Современный энциклопедический словарь дает следующее определение:

Художественный текст всегда многозначен, и слово в нем несет особую смысловую нагрузку, сплетая ткань повествования в удивительные кружева событий и испытаний, которые предначертаны героям рукою автора. Благодаря многозначности каждый читатель может по-разному воспринять и истолковать его.

«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.

Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.(…)

Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь.(…)

Каждый из героев пушкинской повести по-своему ощущает метель.

В сопоставительной таблице можно увидеть что испытывают Марья Гавриловна, Владимир и Бурмин, когда начинается метель.

Марья Гавриловна

Владимир Николаевич

Бурмин

на дворе была метель ветер выл, ставни тряслись и стучали – все казалось - угрозой и печальным предзнаменованием . Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…

На дворе была метель ; ветер выл ,ставни тряслись и стучали

Метель не утихала; ветер дул навстречу

Метель не утихала, небо не прояснялось

вдруг поднялась ужасная метель (непонятное беспокойство)

Вывод: каждый из героев чувствует смутное беспокойство, тревогу, неуверенность.

Итак, ещё один штрих к образу метели: метель – это русская рулетка, круговорот страстей, пугающая неизвестность.

Для нас это произведение представляет ещё больший интерес, так как одним из самых значимых эпизодов является описание бурана в степи. Обратимся к содержанию произведения. Главный герой, Пётр Гринёв, достигши того возраста, когда пора проявить себя как гражданина, отправляется на службу в Оренбургскую крепость. Это новый этап в его жизни. Ему придётся забыть на время тихую, беспечную жизнь в имении родителей и научиться жить самостоятельно на чужой стороне, быть готовым к любым испытаниям физическим, а также чести и совести. Именно на пороге значительных изменений в жизни, герой попадает в метель.

«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегало небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!

Я выглянул из кибитки : все было мрак и вихрь . Ветер выл с такой свирепой выразительностью , что казался одушевленным ; снег засыпал меня и Савельича ; лошади шли шагом - и скоро стали.

…Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.

…ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели. Вдруг увидел я что-то черное.

-Эй, ямщик! - закричал я,- смотри: что там такое чернеется?

Ямщик стал всматриваться

Метель у Пушкина – это живой образ, который движется, мечется, плачет, дышит, воет…

Как же ему удалось столь мастерски создать живую картину прекрасного и ужасного явления природы? Для создания яркого зрительного образа в литературе авторы используют различные средства речевой выразительности. Если обратиться к этому аспекту анализа литературного текста, то можем выделить следующие средства:

олицетворение

метафора

эпитет

«- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!

звукопись

В данном отрывке Александр Сергеевич умело использует эпитеты, метафоры, олицетворения, лексические повторы, а также звукопись, погружая не только героев, но и читателя в буранную пугающую атмосферу.

Итак, можно выделить две ипостаси образа метели: созидающую и разрушающую. С одной стороны, метель даёт человеку внутреннее просветление, ощущение собственного величия, победы над стихией. С другой стороны, она, как русская рулетка, терзающая человека неизвестность, определяет его удачу – счастье или проигрыш – смерть, может награждать или мстить. И в этом значении метель выступает как рок, как властительница судеб.

Заключение:

Исследование, которое я провела, позволяет сделать некоторые выводы:

Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушкина.

. Буря - это катастрофа, природная стихия, борьба сил добра и зла, тепла и холода. Это испытание человека на прочность чувств, роковое событие в судьбе. Это очищение от грехов, облегчение, сближение людей, жажда жизни, мира, тишины, покоя, но и напоминание о смерти. Но после сильной бури мы видим красоту умиротворенной природы, очистившейся, успокоившейся. Этим автор напоминает своим читателям о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы, пробуждает жажду жизни, света, мира, очищения, ощущения земной красоты.

Список используемой литературы:

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича.

Ло шади шли шагом – и скоро мы стали… Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая… я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание по бурному морю. Савельич охал, поминутно толка меня в мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

Сюжет повести таков, что метель сильно влияет на судьбу главных героев. Символично, что метель заметает дорогу, но Маша без труда добирается до церкви. Девушка видит свой путь. Бурмин, попав в непогоду, велит ямщику ехать на огонек. Он не сбился с дороги и после ошибочного венчания, когда, прыгнув в сани, уехал. Иначе бы, скорее всего, рассказал об этом Маше в момент признания. Трагедия разворачивается лишь для Владимира. Именно он не поспевает к венчанию, поскольку хуже всех подготовлен к поездке. Он теряет дорогу, изо всех сил пытается ее найти, но тщетно. Так и не найдя свой путь в эту ночь, он в скором времени погибает на войне.

Образ метели автор показал глазами трех главных героев. И мы видим, что у каждого из них свое личное восприятие этой бурной и непокорной стихии.

2. Слушая завывание метели, Маша ощущает тревогу, видя в ней дурное предзнаменование. Она чувствует, что их венчание с Владимиром обречено. Ей чудится, что метель хочет ее остановить. Себя она чувствует преступницей, перешагнувшей через родительский запрет. Собираясь на венчание, она с тяжелым сердцем покидает дом.

3. Владимир борется с метелью, как со страшным зверем, будто бы от этого поединка зависит его жизнь. Он не видит своего пути, метель полностью занесла его. Владимир не знает направления, едет наугад. Самые противоречивые чувства посещают его, кидая его из стороны в сторону. То он сильно расстроен, то успокаивается, и так до тех пор, пока не узнает, что безнадежно опоздал на собственное венчание. Он замирает, как мертвый, потом ощущает сильнейшее отчаяние. Читая эти строки, ясно представляешь, как мечется несчастный человек, теряя с каждой минутой надежду на собственное счастье.

4. Попав в метель, Бурмин чувствует беспокойство. Ему кажется, что кто-то толкает его навстречу чему-то важному. Увидев огонек, он велел кучеру ехать именно в том направлении. Так путники и приехали к церкви, где Бурмина ждала его судьба.

5. Чувства человека находят отклик в природной стихии. Метель глазами Маши, Владимира и Бурмина – три совершенно разных явления. Метель воспринимается только через призму человеческих чувств. Бурмин устойчив и спокоен, метель особо не волнует его. Для Владимира, который не подготовился основательно к поездке - это крушение всей его жизни. Маша, глядя на метель, чувствует, что совершает ошибку. По реакции героев мы видим, что Человек, Любовь и Природа тесно связаны между собой.

Читайте также: