Образ дракона в русской литературе доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Назарьевская средняя общеобразовательная школа

(143006, Московская область, Одинцовский район, п. Назарьево)

Трапани Дмитрий Сергеевич, 7 класс

МБОУ Назарьевская СОШ

Московская область, Одинцовский район,

Новикова Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Назарьевская СОШ

Тема, взятая для исследования, отражает собственный взгляд на образ дракона в произведениях устного народного творчества, а также в произведениях художественной литературы. Актуальность темы объясняется с точки зрения философии и жизненной ценности. Она заставляет задуматься, каким люди представляли драконов, какие легенды связаны с этим загадочным существом. Какие метаморфозы произошли в образе дракона в русской и западноевропейской литературе. Автор пытается понять, почему произошла эволюция в изображении дракона. Работа отличается логикой в развитии мысли, что иллюстрирует названия разделов, их расположение.

Кто такие драконы

1.1. Драконы в западноевропейской мифологии

1.2. Драконы в славянской мифологии

Образ дракона в литературе

2.1. Образ дракона в русской литературе

2.2. Образ дракона в западноевропейской литературе

Чтобы убедиться в правильности выбора темы, в ее актуальности, я решил провести опрос (Приложение 1) среди своих ровесников и предложил ответить им на вопросы:

1. Кто такие драконы?
2. Любите ли вы читать книги про драконов?
3. Назовите произведения, в которых присутствует образ дракона.
4. Какие отличия и сходства в изображении дракона в фольклоре и авторских литературных произведениях?
5. Где еще в жизни людей можно встретить образ дракона?

6. Произошла ли эволюция в изображении образа дракона?
Результаты опроса показали, что образ дракона интересен моим сверстникам, но

ответить на все вопросы, предложенные мной, многие не смогли. Особенно вызвали затруднения вопросы № 4, 6. А ответы на вопросы № 3, 5 были не полными.

Актуальность. Образ дракона широко используется в науке и творчестве разных народов Мира, в том числе и литературном, но мало кто задумывается почему. Литературное творческое наследие является одним из важнейших в культуре многих цивилизованных стран. Поэтому очень важно знать, понимать и ценить те образы, которые используются в литературном творчестве на протяжении многих веков. Необходимо уметь правильно трактовать смысл, заложенный в тот или иной образ. Особенно это актуально применительно к образу Дракона — наиболее популярному фантастическому образу в разные времена и у разных народов. Полученные результаты могут быть полезны людям разного возраста не только у нас в стране, но и за ее пределами.

Цель работы: показать значимость и эволюцию образа дракона в русской и западноевропейской литературе.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Узнать историю возникновения образа дракона.
2. Прочитать и изучить мифы, былины, сказки и произведениях других литературных жанров, в которых одним из персонажей является дракон.
3. Сравнить образы дракона: злобного и жестокого существа и обаятельного героя произведений.
4. Обработать полученные результаты.
5. Сделать вывод о роли дракона в литературе.

Гипотеза исследования: я предположил, что дракон является самым популярным фантастическим существом и его образ широко используется в литературном творчестве разных народов мира в разных жанрах.

Проблема исследования: несет ли образ дракона в литературных произведениях разную смысловую нагрузку.
Объект исследования: западноевропейская и русская литература
Предмет исследования: образ дракона
Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы
2. Чтение художественной литературы
3. Посещение палеонтологического музея в Москве, Россия
4. Посещение музея скандинавских писателей Юнибакен в Стокгольме, Швеция
5. Изучение интернет — ресурсов

Характеристика исследования. Работа относится к теоретическим исследованиям.

Полученные результаты:

1. Изучены образы драконов в русской и западноевропейской культурах Мира.

2. Изучено использование образа дракона в литературном творчестве разных стран.

3. Проведен сравнительный анализ отрицательного и положительного образов дракона в литературе.

1. КТО ТАКИЕ ДРАКОНЫ

Дракон — это собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ, а также реально существующих животных, птиц и даже рыб. Само название "дракон" происходит от древнегреческого "змей" и связано со значением "пристально смотреть". Это считается самым главным качеством дракона - магическое и гипнотизирующее зрение. Кроме этого, особенности дракона - способность летать, наличие нескольких голов, нескольких хвостов, способность извергать пламя и великолепный ум.

«…Это доказывает в первую очередь разное строение этих живых существ. То, что в отличие от динозавров, строение дракона позволяло ему передвигаться по земле, жить в воде, летать по воздуху и извергать пламя. Более того, во всех мифах подчеркивается, что драконы невероятно умные существа, а значит - они существа разумные! Динозавры такими свойствами не обладали. Динозавры - это обыкновенные зверо-ящеры, которые в основном были сухопутными и только несколько видов умели летать. Для древних людей мир делился на три части - подземный мир, земля и небо. И именно дракон соединил в себе черты

Так дракон объединил в себе четыре стихии: земля, небо, вода и огонь. Это сделало его самым удивительным, живучим и необыкновенным из мифологических чудовищ. Кроме разума, дракон был наделен и сверхъестественными способностями, что сделало его образ невероятно могущественным.

Возможно благодаря своему могуществу, образ дракона встречается в мифологии народов разных частей света.

Изучением образа дракона в мифологии и стало следующим этапом моего исследования.

1*.Еськов Кирилл И., старший научный сотрудник палеонтологического музея, кандидат биологических нау

1.2. Драконы в западной мифологии

Западноевропейские драконы чаще всего похожи на больших пресмыкающихся. Тело обычно темно-серого или темно-зеленого цвета, покрыто чешуей или чем-то вроде крепкого панциря. Дракон чаще всего имеет одну голову с огромными и острыми зубами, мощные задние лапы. Передние лапы у многих драконов переходят в перепончатые крылья, как у летучей мыши, а у некоторых отсутствуют. Несмотря на наличие крыльев, многие Западные драконы не умеют летать, предпочитая передвигаться на лапах или вообще ползать как змеи. Большинство Западных драконов любит устраивать свои гнезда в пещерах, которые расположены в болотистых местах или глубоко в чаще непроходимых лесов, в труднодоступных заболоченных берегах рек. Западные драконы весьма свирепы, очень ревниво охраняют свою территорию от посторонних.

Многие западные рыцари мечтали найти и победить дракона не только для того, чтобы доказать свою воинскую доблесть, но и для того, чтобы завладеть сказочными богатствами, хранителями которых считались драконы. Так был даже создан знаменитый Орден Дракона.

Орден Дракона — рыцарский орден, основанный в 1408 году королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом для защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов, а католической церкви — от еретиков и язычников. Первоначально в ордене кроме Сигизмунда и его жены состояли 22 рыцаря. Со временем число рыцарей возросло.

Практически во всех странах Европы есть легенды о драконах. И все эти драконы разные, но имеют общие черты, свойственные Западным драконам.В румынской мифологии - Балаур, в скандинавской - Фафнир, Василиск в Швейцарии (город Базель), в греческой - Тифон и Гидра*.

11 * . Кенель А. Мифы и легенды. Древняя Греция. Перевод с французского Г.Калашниковой. Медуза Гаргона. С.12-13. Москва. Диалог.1995г

6**. Библия. Российское Библейское общество. 2009 г

Откровение Святого Иоанна Богослова. С.1288 -1289. Откровение 13,14

2.2. Дракон в славянской мифологии

2. ОБРАЗ ДРАКОНА В ЛИТЕРАТУРЕ

Став одним из самых популярных мифологических образов, образ дракона активно использовался и используется в литературных произведениях разных народов мира. Он перемещается из произведения в произведение и каждый автор дополняет его специфическими чертами, наделяет разнообразными свойствами и отводит свою роль. Я рассмотрел это на следующем этапе исследования.

2.1. Образ дракона в русской литературе

И над дальним перелеском

Просверкает пыл:

Будто змей взлетает блеском

Левиафан — чудовищный морской змей, из Ветхого Завета. Он олицетворял и безжалостное Время, и Мировой океан, заключивший в свои объятия весь мир. Левиафан Акунина, это не живое существо, а обобщенное абсолютное зло. Неудивительно, что корабль, названный Левиафаном, едва не исчезает в морской пучине, когда человеческая алчность возобладает над здравым смыслом. Именно алчность издавна является одной из главных черт в описании образа дракона.
Таким образом, драконы – мифологические существа отличаются от многих литературных. Популяризация образа дракона в последнее время значительно изменила его, хотя мифологические черты в несколько ином виде часто просачиваются в образ (охрана богатств, извержение пламени, змеиность). В современной русской литературе образ дракона принял метафоричный образ, все те негативные качества, которыми был наделён фольклорный образ дракона, проявляются или в качествах литературных персонажей или в самих названиях произведений.

2.2. Образ дракона в западноевропейской литературе.

В большинстве стран, жизнь которых тесно связана с морем, много сюжетов посвящено чудовищному дракону-змею Левиафану. В литературных произведениях стран Запада образ дракона тоже тесно связан с водной стихией. Драконы живут рядом с водоемами, передвигаются по воде, изрыгают воду в порывах ярости. Но, в отличии от Древних мифов, более поздние западные литературные драконы хорошо

В древне западной литературе и сказках прошлых веков образ дракона или змея, как его часто называют, имеет схожее с мифами представление огромного пресмыкающегося. В отличии от образа дракона из русского фольклора, западный- соединяет в себе отдельные части разных животных. У него крылья птиц, страшная зубастая пасть, длинный хвост и четыре когтистые лапы как у льва, вытянутое тело с длинной шеей как у змеи, бывает с несколькими головами. Они мудры и коварны, наделены неестественной силой отличии от Древних мифов, более поздние

Во многих работах современных западных писателей можно встретить образ этого удивительного мифологического существа, часто именно он становится одним из главных героев произведения. Это рассказы и авторские сказки, повести и романы, и фэнтези.

Проанализировав творчество западноевропейских писателей, использующих в своих произведениях образ дракона, я пришел к выводу — этот образ весьма популярен в этих странах и представлен в разных аспектах.

2.**Болгарская сказка Искусный стрелок, стр. 198стр. Сокровищница/Ангел Каралийчев, София Пресс, 1977 г., 271 с.

В своей работе, я решил рассказать, какими бывают драконы, и на какие группы делятся. Перед собой я поставил следующие задачи: узнать кто такие драконы, какая их классификация существует, остановится более подробно на западной группе драконов, провести исследование на наличие сходств и различий между этими группами драконов и сделать вывод о роли драконов в детской литературе.

Кто такие драконы и как они выглядят

Дракон – собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ – это существо состоящие из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб. Например, драконы могут иметь тело ящера, шею змеи, крылья летучей мыши, голову крокодила.

Классификация драконов

Основными группами драконов являются: западные и восточные. Эти группы драконов различаются между собой не только по местам их обитания, но и по внешним характеристикам, по особенностям их поведения, характера и повадок.

В своей работе я решил остановиться именно на европейских драконах, поскольку они наиболее часто встречаются в детской литературе, гораздо чаще, чем драконы востока. Европейские драконы, в свою очередь, делятся на западноевропейских и восточноевропейских (славянских).

Западноевропейские драконы

Сейчас я бы хотел более подробно остановиться на драконах Запада. Западноевропейские драконы чаще всего похожи на больших пресмыкающихся. Тело обычно темно-серого или темно-зеленого цвета, покрыто чешуей или чем-то вроде крепкого панциря. Дракон чаще всего имеет одну голову с огромными и острыми зубами, мощные задние лапы. Передние лапы у многих драконов переходят в перепончатые крылья, как у летучей мыши, а у некоторых отсутствуют.

Несмотря на наличие крыльев, многие Западные драконы не умеют летать, предпочитая передвигаться на лапах или вообще ползать как змеи. Большинство Западных драконов любит устраивать свои гнезда в пещерах, которые расположены в болотистых местах или глубоко в чаще непроходимых лесов, в труднодоступных заболоченных берегах рек.

Западные драконы весьма свирепы, очень ревниво охраняют свою территорию от посторонних. Часто они совершают набеги на ближайшие города и деревни, поедая и унося с собой скот (коров, быков, лошадей), а также попавшихся на пути людей. Многие драконы считались хранителями несметных богатств (золота, драгоценных камней и др.) доставшихся им от древних королей и разоренных ими государств.

Восточноевропейские (славянские) драконы

Основным героем славянских сказок является Змей Горыныч, который порой схож внешне с западными драконами, но имеет свой собственный характер.

Все славянские драконы обладают схожими чертами. Они все злые и кровожадные, стремятся убивать, поедать и похищать простых людей. Они любят нападать на города, грабить их и сжигать своим огнем.

Образ современного дракона

Так же хотелось бы немного рассказать об образе современного дракона в литературе конца ХХ начала ХХI веков.

Заключение

Изучив различную литературу о драконах и проведя свое собственное исследование, я узнал кто такие драконы, какие их подразделения существуют. Мною также было проведено сравнение драконов из разных групп и выявлены сходные и различные черты их внешнего вида, поведения и характера.

На мой взгляд, образ драконов чрезвычайно важен в сказках всех народов мира. В частности, в европейских сказках драконы являются символом вражеского зла. Обычно они очень свирепы, нападают на города и села, сжигая избы, уничтожая имущество и поедая людей.

Эта тема была мне очень интересна. И в дальнейшем я бы хотел провести сравнение образов других героев детской литературы.

  • Ирина Вячеславовна
  • 26 апреля 2011
  • 35187
  • 7

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Изменение образа дракона в художественных произведениях для детей с древних времён и до наших дней


В готовой исследовательской работе по литературе "Изменение образа дракона в художественных произведениях для детей с древних времён и до наших дней" ученица 4 класса изучает, какую роль в литературе играет образ дракона и какую семантическую нагрузку он несет в давних и современных произведениях.

Подробнее о работе:


В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему "Изменение образа дракона в художественных произведениях для детей с древних времён и до наших дней" автор исследует образ дракона в произведениях литературы древности, изучает теорию происхождения образа дракона, находит первые упоминания о драконах и определяет роль драконов в Древней Руси.

В процессе работы над индивидуальным детским проектом "Изменение образа дракона в художественных произведениях для детей с древних времён и до наших дней" автор изучил образ дракона в произведениях Средневековья, а также в художественных произведениях с 19 века и до наших дней. На основании собранной информации учащаяся сделала вывод, насколько образ дракона в литературе видоизменился, и что этому способствовало.

Оглавление

Введение
1. Образ дракона в произведениях литературы древности.
1.1 Теория происхождения образа дракона.
1.2 Первые упоминания о драконах.
1.3 Драконы в Древней Руси.
2. Образ дракона в художественных Средневековья и произведениях наших дней.
2.1 Драконы в произведениях Средневековья.
2.2 Образ дракона в художественных произведениях с 19 века и до наших дней.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Это было очень интересно, и мы решили почитать другие книги о драконах. Прочитав несколько сказок о драконах, мы поняли, что драконы, которые описывались в легендах и произведениях литературы в древности, совсем не похожи по характеру и поведению на драконов, которые описываются в современных произведениях литературы и кино. В своей работе мы решили проследить, как изменялся образ дракона с течением времени.

Актуальность данной темы в том, что она заставляет задуматься детей, каким люди представляли драконов в древности и какими они им видятся сейчас, какие изменения произошли в образе драконов с древности и до наших времён и почему произошли такие изменения.

Цель исследования: проследить изменение образа драконов в художественных произведениях с древних времён и до наших дней.

  1. изучение литературы по данной теме;
  2. изучение особенностей образа драконов в художественных произведениях с древних времён и до наших дней;
  3. сравнить образы драконов в древности и в наше время.

Объект исследования: образ дракона в художественных произведениях с древности и до наших дней.

Предмет исследования: изменение образа драконов в художественных произведениях с древности и до наших дней.

Гипотеза исследования: предположим, что в древности и Средневековье драконы изображались агрессивными врагами человека, а в наши дни они все чаще изображаются дружелюбными и добрыми.

  1. изучение литературы;
  2. анализ полученных результатов.

Теория происхождения образа дракона

Есть несколько теорий происхождения образа дракона.

1. Теория заимствований

Согласно этой теории, образ дракона сформировался где-то в одном месте и оттуда начал своё путешествие по миру. Ряд ученых видят прототип дракона в мифическом индийском змее Haгe, образ которого прибыл в Китай через буддизм.

Другой источник возможного заимствования образа – сарматы. Эти кочевые ираноязычные племена, жившие на обширной территории от Тобола до Дуная в III в. до н.э. – IV в. н.э. Возможно, что они распространили основы своего искусства в двух противоположных направлениях, т.е. в Китай и Скандинавию, что и объясняет некоторое сходство мотивов в произведениях о драконах.

Но возникает вопрос: почему в таком случае так же не путешествовали все остальные мифические звери и боги различных народов.

2. Теория параллельной эволюции

3. Реликтовая теория

Она допускает возможность сохранения отдельных экземпляров вымерших видов до наших дней, чем и объясняет множество рассказов очевидцев о драконоподобных существах, якобы встречающихся и по сей день.

4. Теория ископаемых костей

Вывод: существует много теорий происхождения образа дракона, но ни одна из них научно не доказана.

Первые упоминания о драконах


С древнейших времен люди задумывались о том, как появился наш мир. У древних людей не было приборов, чтобы вести наблюдения за природными явлениями, поэтому люди отвечали на вопросы о природе всего существующего мифами.

В мифах часто повествуется о великих битвах богов с силами тьмы и хаоса. Многим богам пришлось выдержать схватку с огромными чудовищами. Часто эти чудовища изображались в виде драконов, то есть драконы произошли от Хаоса.

Первыми письменными источниками, о драконах, стали надписи (иероглифы) Древнего Египта и шумерско-вавилонский эпос. В этих легендах дракон выступал как извечное зло, с которым боролись герои или боги. Так, в Древнем Вавилоне образом дракона обладала богиня Тиамат, которая была убита Мардуком, своим внуком.

А в Древнем Египте обликом огромной рептилии - дракона, стремящийся пожрать Солнце, был Апеп. Ему противостоял бог Ра, который почти всегда побеждал зверя. Затем стали появляться легенды, в которых победы над драконами одерживают уже не боги, а люди. Так, например, в мифах древней Греции, когда Геракл совершал один из своих двенадцати подвигов, он должен был добыть золотые яблоки (Яблоки Гесперид (Двенадцатый подвиг).

Сад, в котором росли яблоки, сторожил дракон – огромный змей, никогда не смыкавший глаз. Гераклу пришлось убить его стрелой, но боги пожалели дракона и поместили его на небо. О поединке героя с чудовищем до сих пор напоминают два расположенных рядом созвездия – Геракла и Дракона.

Образ дракона в привычном для нас виде появился в древнегерманских и скандинавских произведениях. Здесь драконы также выступали как злые существа, которые стремились к уничтожению как человечества, так и богов. Изначально в мировоззрении скандинавов существовало два великих дракона.

Одного из них звали Нидхёгг и он был злым чудовищем. Нидхёгг является великим змеем, он проживает в глубинах Хвергельмира — источника, из которого была создана вся Вселенная. Этот зверь живет от начала времен и грызет корни Мирового Древа, стремясь уничтожить его и погрузить мир в хаос. У него есть и враг — великан Хрёсвельг, сидящий на самой вершине Иггдрасиля. И вражда между ними проявляется в том, что они постоянно посыпают друг друга бранными словами. И вражда эта продлится до конца времен и начнется вновь, как только Вселенная переродится.

В германо-скандинавском эпосе Кольцо Нибелунгов (Nibelungen — дети тумана) рассказывается о борьбе героя Зигфрида (Сигурда) с драконом Фафниром. Зигфрид побеждает Фафнира, который превратился в дракона и стережет золото Рейна (проклятое Кольцо Нибелунгов). Дракон описывается в эпосе, как очень агрессивное существо.

Таким образом, сказания и легенды о драконах встречаются у всех народов мира. Поэтому все драконы выглядят совершенно по-разному. Их характер и повадки так же различны.

В Европе драконы были хищными, огнедышащими, отравляющими воду чудовищами, несущими всяческие бедствия: голод, смерть. В Азии, они представлялись могущественными, мудрыми, но достаточно жестокими существами. Но почти всегда драконы были врагами людей, хотя они вызывали восхищение своей громадной силой.

Драконы в Древней Руси

В этой сказке дракон злой и кровожадный, весь город спалить огнем и в пыль стоптать хотел. А чтобы не погибнуть должны люди были раз в месяц угощать дракона красной девицей. Но богатырь Никита Кожемяка победил дракона.

в литературных произведениях Древней Руси драконы описываются как кровожадные, злые существа, с которыми борются и обязательно побеждают. В сказках с ним бьются не только знаменитые герои (в русском фольклоре это Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка), но и обычные, до этого не совершавших подвигов люди, например, Иван крестьянский сын.

Драконы в произведениях Средневековья


Практически во всех странах Европы есть легенды о драконах. И все эти драконы разные, но имеют общие черты, свойственные Западным драконам.В румынской мифологии - Балаур, в скандинавской - Фафнир, Василиск в Швейцарии (город Базель), в греческой - Тифон и Гидра.

В средневековой литературе характер европейских драконов не отличается от древнерусских.

Выводы:

  • драконы в западноевропейских произведениях, как и в произведениях Древней Руси всегда изображались негативно, это существа враждебные человеку, которых чаще всего побеждают.
  • в восточных легендах драконы изображались не настолько кровожадными, часто это мудрые существа, но хитрые и жадные, они могут помогать людям, а могут и приносит им беды.

Образ дракона с 19 века и до наших дней в художественных произведениях

Этот недотепа-дракон не желал похищать принцесс, нести хаос и разрушения, а любил валяться в пещере, сочинять стихи и болтать. Дракон завел дружбу с юным жителем близлежащей деревеньки, который помог ему уладить конфликт с Георгием Победоносцем. Произведение заканчивается очень хорошо: «Пир всегда приятная штука, ведь главное, чем там занимаются, это едят и пьют; но самое приятное то, что пир венчает дело, и больше не о чем беспокоиться, а до завтра еще целый век.

Святой Георгий был доволен, потому что, хотя бой и состоялся, ему не пришлось никого убивать, – он вовсе не испытывал от этого удовольствия, хоть ему и приходилось это частенько делать. Дракон был доволен, потому что, хоть бой и состоялся, на нем не было даже царапины, и к тому же он завоевал популярность у зрителей и занял прочное положение в обществе.

Это очень сильный и смелый дракон, но он сам нуждается в защите от людей, да и все драконы нуждаются в такой защите. Похищают драконы скот у людей, только потому что, им нечего есть, и это тоже результат деятельности человека. В этом произведении люди выглядят гораздо агрессивнее и кровожаднее драконов.

Наверное, самое лучшее в этом произведении то, что люди, наконец – то, научились видеть в драконах не враждебное существо, а неизвестное существо, они попытались его понять и подружиться с ним. Дедушка так учит главного героя книги Икинга: « Разговаривать с драконами — умение очень необычное, — заметил Старый Сморчок. — Это дано далеко не каждому.

Заключение

В наши дни образ дракона чаще воспринимается положительно. Это добрый, милый, очаровательный дракон, друг человека (часто даже его манера поведения напоминает манеру поведения домашнего питомца), и его самого часто нужно защищать, а не бояться и убивать.

В результате исследования мы выяснили многое и ответили на свои вопросы, прочитали много сказок, былин, легенд о драконах, посмотрели мультипликационные фильмы. Также были изучены основные типы и характеристики драконов, и выявлены, какие же все-таки чаще встречаются в детских произведениях. Драконы всегда интересовали людей, они часто были героями художественных произведений.

На наш взгляд, образ и положительных, и отрицательных драконов очень важен. Ведь они позволяют увидеть драконов с разных сторон.

В ходе проведенного исследования гипотеза подтвердилась: в древности и Средневековье драконы изображались агрессивными врагами человека, а в наши дни они все чаще изображаются дружелюбными и добрыми.

Образы драконов видоизменяются вместе с изменением мировоззрения человечества, и, если в древности и Средневековье мир воспринимался людьми враждебно, то и драконы изображались агрессивными врагами человека, а в наши дни они все чаще изображаются дружелюбными и добрыми из-за изменения мировоззрения людей.

Проект по литературе на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В приложении представлен текст сказки собственного сочинения ученицы Арчаковой Лейлы

Проект Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе.doc

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Проект по литературе на тему "Образ дракона в славянском фольклоре и детской литературе"

Проект по литературе на тему

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: