Синагога в оренбурге доклад

Обновлено: 04.07.2024

Наш город расположен на стыке двух частей света - Европы и Азии. Наша область имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном, с Казахстаном, поэтому исторически является многонациональным регионом. Основными религиями, представленными в г. Оренбурге, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики, а также ислам и иудаизм.

I Православные храмы

В 1853 году была построена Покровская церковь. Расположена на пересечении улиц Маврицкой и Яицкой. Она считается памятником архитектуры и на сегодняшний день восстановлена.

Среди всех храмов Оренбурга Никольский кафедральный собор считается самым посещаемым. Находится он в центральной части города на улице Чкалова. В соборе имеется Табынская икона Божией матери.

Также старейшим храмом является Казанский кафедральный собор, который был построен и освящен в 1894 году, но в 1932 году был взорван. А 31 октября 2001 года состоялось освящение собора в честь Казанской иконы Божией Матери по ул. Дзержинского д. 25. Его следует считать правоприемником Казанского собора, правда выстроенным в другом месте и ином стиле с учетом древнерусских традиций по его подобию.

На улице Попова расположена Дмитриевская Церковь, которая построена и освещена в 1890 году. Дмитрий Солунский являлся на Руси покровителем князей- воинов и небесным помощником в ратном деле.

Долгое время строительство церквей не предусматривалось, но когда поняли что теряются нравственные ценности возобновилось строительство церквей.

Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова ул. Григорьевская, 10.

Храм преподобного Сергия Радонежского, п. Ростоши, ул. Прибалтийская, 63/1

Госпитальный храм во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого пер. Госпитальный, 1.

Церковь Троицы Живоначальной при МГКБ им. Н. И. Пирогова

Церковь Рождества Иоанна Предтечи пр. бр. Коростелевых, 60а.

Церковь Алексия, человека Божия при областной клинической больнице.

Также на территории нашего города есть такие часовни:

Часовня преподобного Сергия Радонежского пр. Братьев Коростелевых 60а

Часовня Табынской Божьей Матери расположена на набережной реки Урал

Часовня Святой Великомученицы Татьяны расположена на территории Оренбургского государственного университета.

Каждая церковь носит свои неповторимые черты. Храм, церковь — самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него.

II Католические храмы

Мы поговорили о православных храмах, следующим направлением христианства является католицизм.

В нашем городе есть Римско-Католический храм (приход Божьей Матери Лоретанской). Построен и освещен в 1847г. С 94-го года начинается масштабная реставрация собора, которая продолжалась более двух лет. И в ноябре 1997 года храм был снова освящен. Находится храм по адресу ул. 8 Марта, д. 24.

Католические храмы отличает их особенность устремления вверх, нет купалов и возвышается латинский крест.

III Мусульманские храмы (мечети).

Второй по численности вероисповедания является ислам. В г. Оренбурге есть мечети где верующие совершают моления, читают Коран, проповеди и распространяют религиозные знания.

Одна из древнейших мечетей Караван-Сарай, она находится на просп. Парковый, 6. С 1960 года Караван-сарай находится под охраной государства как замечательный памятник архитектуры XIX века.

Также известной среди мусульман в г. Оренбурге является мечеть Хусаиния, которая находится на улице Кирова, 3.

Если обратите внимание, то вы увидите, что в каждой мечети есть минарет. Минарет - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении, с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Цвета голубой, зеленый. Полумесяц установленный на шпилях куполов минаретов.

Четвертым вероисповеданием является иудаизм. В нашем городе есть возможность для верующих посетить синагогу. Она расположена в центре город: по адресу пер. Шевченко, 3

Церкви есть у всех религий мира, только они по-разному называются, но все они верны, потому что в них прибывает покой и умиротворение. И если люди обосновывались где-то всерьез, строили поселение, то, в первую очередь ставили храмы. А при этом сами могли жить в землянках. Так и в нашем городе не зависимо от того какую веру ты исповедуешь, ты всегда найдешь приют для своей души.

Еврейская ячейка

Оренбург. Тихий переулок Шевченко, один из самых коротких в городе – всего десяток домов. И самый центр, и весь транспорт рядом, и малолюдье, спокойствие. Раньше в одном из зданий (дом №3) располагалось учреждение совсем под стать полусонному переулочку: архив Южно-Уральской железной дороги. Но вот стали замечать соседи из частных одноэтажных домов, что народу через переулок стало ходить больше. Здание архива в 1996 году было возвращено законному владельцу: в нем до 1930-х годов находилась синагога.





Здесь и расположились религиозная община, оренбургское отделение ЕАР и еврейский культурный центр.

Община в городе – не из крупных, по последней переписи – около двух с половиной тысяч человек. Сюда приходят тем не менее по утрам на молитву, днем – в библиотеку, по вечерам – молодежь потусоваться, а в пятницу вечером – встреча Шабоса. По воскресеньям кто-то отдыхает, а в Культурном центре – самая работа!

Однако время шло, и необычайное разнообразие принимало всё более отчетливые формы.

Тем не менее, глубоко в этом убежден, каждый город и каждая община нарабатывают нечто, присущее только этой местности.

Так что же может отличить город от города? Пожалуй, то, что и одну семью от другой: люди, история, традиции.

С осени 2002 года Культурный центр в Оренбурге стал получать помощь от Ассоциации общественных еврейских организаций России, направленную на развитие семейных программ. Это правильно: возрождение национального сознания может быть полноценным лишь тогда, когда ценности личностные совпадают с ценностями, принятыми в семье. И что же, в таком случае, должен собой представлять Семейный клуб, главная цель которого, в отличие от других еврейских программ, – донести до людей знания о еврейской жизни?

Решили так: пусть в семейном клубе будет всё, что может быть в хорошей семье.

Когда семья собирается вместе, за столом? По праздникам. Некоторые еврейские праздники особо ориентированы на семью – Пейсах, например. Устроим инсценировку сейдера! Вот четыре сына с разными характерами, вот запрятывание афикомана, вот рассказ отца сыну…

Семейная история – это прежде всего фотоальбом. Собираем воспоминания ветеранов, в нашем музее – старинные книги, древний Свиток Эстер ручной работы, коллекция открыток еврейской тематики XIX–XX веков…

Дважды оренбургские евреи имели возможность отдохнуть в семейных лагерях.


Супруга раввина Кинерет Майерс и Галина Поддубская.

На Лаг ба-омер дети стреляли из луков, но костров во дворе синагоги, не слишком просторном, решили не зажигать.

Швуэс в общине всегда ждут еще и потому, что это традиционный выезд на природу, с традиционными молочными продуктами, с рассказами о празднике и конкурсами. А уж купание, футбол и гуляние по берегу Урала – само собой разумеется.


В детском саду.

События культурной жизни города мимо нас не проходят. Музеи, выставки, кино…

Семейный клуб уже имеет свою историю. Какие-то формы его работы развиваются, что-то не выдерживает проверки временем.

И. Савельзон


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первое документальное свидетельство о ссылке в Оренбургскую губернию шести евреев относится к 1806 году.

В первой половине XIX века основным еврейским населением Оренбуржья, как и везде на Урале, были кантонисты.

Институт кантонистов для евреев был отменен лишь в 1856 году, поэтому их количество всё увеличивалось, и к 1843 году в уральских батальонах – Пермском, Оренбургском и Троицком – несли службу 1812 евреев-подростков.

В начале ХХ века, в канун и во время первой мировой войны, еврейская диаспора также пополнилась, в том числе за счет евреев-беженцев из района военных действий, а также семей евреев, призванных на военную службу. Кроме того, проводилось массовое выселение евреев из прифронтовой полосы в связи с подозрениями в шпионаже и политической нелояльности. По данным Еврейского комитета помощи жертвам войны, на 4 ноября 1915 года количество евреев-беженцев во всех четырех уральских губерниях составило 6731 человек. В годы Великой Отечественной войны Оренбург оказался в числе тех городов Урала, куда из западных и центральных районов страны хлынула волна беженцев. Также сюда прибыло большое количество эвакуированных с промышленными предприятиями, среди которых было немало евреев-специалистов.

Сохранившаяся доныне каменная синагога была построена в 1871 году. Молва утверждает, что строить ее помогали русские и мусульманские купцы.

Оренбуржье. – 1996. – 8 сентября.

Глава 3. Этнокультурное развитие евреев в постсоветском Оренбуржье (1991–2014 гг.

Синагога г. Оренбурга

В 1999 г. на служение в еврейс кую общину Оренбурга прибыл из Израиля со своей семьёй професси Гоэль Майерс ональный раввин Гоэль Исраэль Денисов Д. Н., Моргунов К. А.

ЕВРЕИ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Моше Майерс. Он представляет разновидность хасидского (мисти ческого) течения в иудаизме – движение Хабад Любавич. Оно широ ко готовит в своих учебных заведениях тысячи раввинов, религиоз ных учителей, шойхетов (мясников) и моэлей (лиц, проводящих об резание), рассылая их по всему миру. Целью таких посланников (ша лиахов) Любавичских Ребе является всесторонняя помощь евреям в изучении своего культурного наследия и в строгом соблюдении всех заповедей иудаизма путём религиозного обучения, духовного настав ления и материальной поддержки.

воспитанники с самых юных лет глубоко изучают историю, традиции и литературу своего народа, все иудейские заповеди и нормы поведе ния, вовлекаются в религиозные праздники, получают исключитель но кошерное питание.

Парникель Н. Еврейской школе Оренбурга пять лет [Электронный ресурс]. URL:

Глава 3. Этнокультурное развитие евреев в постсоветском Оренбуржье (1991–2014 гг.

Наконец, для обязательного ритуального очищения летом 2012 г.

рядом с городской синагогой была построена и открыта миква (бас сейн для омовения)192.

Денисов Д. Н., Моргунов К. А.

ЕВРЕИ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

За прошедшие годы еврейскими национально культурными и ре лигиозными объединениями проведена большая совместная работа.

При синагоге сформирована библиотека, которой заведует Фрида Абрамовна Гендлер. В её фондах насчитывается более 2000 книг, как на русском, так и на еврейских языках (идише и иврите). Имеются периодические издания.

Культурную жизнь еврейской общины Оренбуржья разнообразят и другие акции, выставки, спектакли, которые организуются в твор Денисов Д. Н., Моргунов К. А.

ЕВРЕИ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

ческом взаимодействии представителей различных народов.

Глава 3. Этнокультурное развитие евреев в постсоветском Оренбуржье (1991–2014 гг.

) фотоматериалов, национальные костюмы, традиционные предметы быта, организован мастер класс мастера ювелира в восьмом поколе нии из йеменских евреев Бен Цион Давида.

Для сохранения национальной культуры, ценностей, сплочения еврейской общины на базе синагоги созданы разнообразные клубы:

мужской, женский, семейный, молодёжный и молодой семьи. Ска жем, супруга оренбургского раввина, рабанит Кинерет Майерс с 1999 г. проводит встречи еврейского женского клуба Хая Мушка, назван ного в честь жены седьмого Любавического ребе, положившей делом своей жизни возрождение еврейской культуры в мире.

Персиянова Э. В. Клуб фронтовиков еврейской национально культурной авто номии Оренбурга // Народы Южного Урала на страже Родины. Материалы Всерос сийской научнопрактической конференции, посвященной 100 летию начала Пер вой мировой войны и 440 летию Оренбургского казачьего войска / под общ. ред. В.

Денисов Д. Н., Моргунов К. А.

ЕВРЕИ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

К сожалению, активизация и рост публичной активности еврейс ких организаций вызвали в Оренбургской области отдельные прояв ления антисемитизма. Так, в 2002 г. скинхедами были избиты раввин, староста синагоги и его жена, в 2006 г. – поколочены окна в молитвен ном помещении, а в 2008 г. – на его стены нанесены фашистские свас тики и антисемитские листовки196. Однако после ареста и осуждения в 2009 г. 4 участников этой акции, нападения прекратились.

Во втором по величине городе Оренбургской области, Орске так же постепенно сложились еврейские национальные и религиозные институты.

Глава 3. Этнокультурное развитие евреев в постсоветском Оренбуржье (1991–2014 гг.

В синагоге г. Оренбурга, по пер. Шевченко, 3 ежедневно, с 11.00 проводится утреннее богослужение (шахарит). Совместно с нацио нально культурными объединениями ежегодно с широким размахом отмечаются в Оренбурге и Орске главные религиозные праздники иудаизма: Пурим, Песах и Ханука.

Фишман Э. Обряд обрезания для евреев заключенных [Электронный ресурс]. URL:

Денисов Д. Н., Моргунов К. А.

ЕВРЕИ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Наконец, среди социально незащищённых слоёв населения (по жилых граждан, инвалидов, малоимущих евреев) оренбургская об щина ведёт активную благотворительную работу, отвечающую одной из важнейших заповедей иудаизма о цдаке (справедливости и помо щи бедным). При синагоге г. Оренбурга была открыта благотвори тельная кошерная столовая, где могли получить обед все приходя щие на молитву. По субботам там проводилась праздничная трапеза.

Пролетарской, 216. Всего на территории Оренбургской области ев рейский благотворительный центр помогает более чем 2000 человек в городах Оренбург, Орск, Новотроицк, Бугуруслан, Бузулук и Гай200.

Несмотря на усилия разнообразных национально культурных и религиозных организаций по поддержанию и развитию этноконфес сионального самосознания, численность евреев в Оренбургской об ласти продолжает снижаться на фоне ассимиляции в России и пере селения в Израиль. Если на 2002 г. в регионе насчитывалось 2026 пред ставителей данной национальности, то на 2010 г. – уже только 1348.

Тем не менее, еврейская община Оренбуржья бережно сохраняет свои национально культурные и религиозные традиции, умело сочетая их с новыми организационными и творческими формами выражения.

Становление и развитие еврейской общины Оренбургской губернии в дореволюционный период (конец XVIII – начало XX вв.). 7 Глава 2.

Религиозная и культурная жизнь оренбургских евреев в советский период (1917–1991 гг.)

Этнокультурное развитие евреев в постсоветском Оренбуржье (1991–2014 гг.)


Каменная церковь (ротонда на четверике) с ярусной колокольней была построена в Форштадте (казачьей слободе) на средства прихожан в 1883 году. В советское время была закрыта, здание было разорено и использовалось для хранения архива. А в 1945 году возвращена епархии, к настоящему времени в храме освящено 4 престола.


Покровская церковь (г. Оренбург, ул. Маврицкого, 59)

Построена в 1853 году на средства почетного гражданина Деева. Церковь была закрыта в 1930 году и передана под производство. Возвращена епархии в 1991 году, является памятником истории, в настоящее время восстановлена.


Дмитровская церковь (г. Оренбург, ул. Лукиана Попова, 98)

Каменная пятиглавая церковь с ярусной колокольней и трапезной построена в 1887-1890 годах на средства оренбургских купцов - братьев Дегтяревых. В 1899-1900 годах освящены пристроенные правый Троицкий и левый Успенский приделы. В 1938 была закрыта и частично разрушена (снесена колокольня). В последние годы здание использовалось как кинотеатр. В 1990 году возвращена епархии, действует.


Тихвинская церковь и Казанский собор (г. Оренбург, пр-т Дзержинского, 25)


Свято-Николаевский женский монастырь и Святые пещеры (Новосергиевский район, село Покровка)

История этого святого места началась в ХIХ веке, когда здесь поселился 36-летний казак Захарий Карцев, будущий основатель монастыря игумен Зосима. По легенде, Захарию во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела идти на это место. В течение двух лет Захарий занимался строительством пещерных ходов, постоянно находясь в молитвенных трудах и посте.

К нему стали приходить будущие братия - казаки и крестьяне окрестных селений, ищущие спасения и подвига. Трудились они над копанием подземного пещерного хода по подобию Киево-Печерского, питались подаянием, ночью собирались для молитвы. А уже в начале двадцатого века здесь стали появляться сначала деревянные, а потом и каменные постройки. Монахи завели свое хозяйство: лошади, коровы, посевные угодья, жили за счет кирпичного дела, создавая качественный по тем временам кирпич, был посажен фруктовый сад, имелись кожевенный и кирпичный заводы, содержали при монастыре и дом для калек мужского пола, которые валяли валенки, шили, помогали братии. В пойме реки Самары бил святой родник, воду братия брала из этого, Николаевского, родника. Монастырское кладбище располагалось рядом.

После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на церковь. Приказом властителей-атеистов все постройки Никольского монастыря были разрушены, пещерные ходы засыпаны, монахи расстреляны или арестованы, уничтожены памятники на кладбище, святой родник полузасыпан.

На территории комплекса обители сегодня расположены: Святые пещеры и подземный храм преподобных Антония и Феодосия, келия основателя монастыря игумена Зосимы и келия схимонаха Нила, а также храм Рождества Иоанна Крестителя над входом; святой родник с купальней и часовней; надвратная колокольня с храмом Святой преподобной Марии Египетской; административно-жилой корпус; водосвятная часовня; трапезная; кресты на местах разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери и монастырского кладбища.

Возрожден как женский монастырь 14 мая 2018 года.


Храм Архистратига Михаила (Оренбург, село Городище, ул. Октябрьская, 12а)

История этого храма началась с 1836 года, когда жители села обратились за разрешением построить собственную деревянную церковь. Разрешение было получено, но первый деревянный храм, а также, возможно, и построенный позже второй - тоже деревянный, сгорели. В 1880 году началось строительство нынешнего каменного храма по одному из немного измененных образцовых проектов.

Кроме того, в этом храме собраны частицы мощей многих почитаемых святых: равноапостольной Марии Магдалины, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев и других.


Храм Смоленской иконы Божией Матери (Бузулукский район, село Державино)

Соавтором проекта мог быть сам Гаврила Державин. Проектированием иконостасов занималась лично первая жена поэта. Один из иконостасов был убран работами ее кисти. Престол во имя великомученицы Екатерины был устроен Державиным согласно русской благочестивой традиции в честь святой покровительницы своей первой супруги, раннюю смерть которой он тяжело переживал. До десяти икон в иконостас главного алтаря написал великий русский поэт Боровиковский.

В 1819 году здесь венчались Александр Шишков и Мария Булгакова - прямые предки Набокова и Аксаковой. После установления советской власти церковь в 1929 году была закрыта, иконы утрачены, колокольня и ограда разобраны практически до основания, кресты, надгробия и могильные холмы разорены. Здание использовалось под разные нужды. В 1989 году, перед тем, как храм открылся снова, в нем располагался продовольственный магазин. Сегодня храм частично сохранил основные элементы своей конструкции: алтарь, приделы, купол, трапезную, основание колокольни. В поврежденном виде сохранились дореволюционные фрески. Однако имеются и поздние включения в конструкцию храма: пробитые дверные проемы, деревянные пристрои.

К 250-летней годовщине со дня рождения Гаврилы Державина, в 1993 году, был составлен проект реставрации здания храма. Часть работ была выполнена, но потом их приостановили, памятник вновь стал разрушаться. Но проведенное инженерное обследование показало, что сама церковь является прочной. Но условия, в которых сейчас эксплуатируют здание храма, отрицательно влияют на сохранность конструкций и остатков отделки. Отмечено намокание стен, высыпание кладки, серьезные грибковые поражения внутренних стен.

Но, несмотря на это, храм в селе Державино является выдающимся памятником истории и культуры всероссийского значения, старейшим храмом Оренбуржья и нуждается в срочной защите, реконструкции и реставрации.


Храм Святой великомученицы Екатерины (Тюльганский район, село Тугустемир)

Это один из самых красивых и необычных храмов области со своей уникальной архитектурой и историей. Он привлекает много туристов и паломников, его можно увидеть еще при подъезде к селу.

Храм был возведен в 1852 году Виктором Звенигородским из знатного рода, который нес службу в Оренбурге в пограничной таможне, а в Тугустемире имел свое поместье и заводы. В 31 год он женился на 19-летней Екатерине Никифоровой, но она заболела в 29 лет лихорадкой и скоропостижно умерла. Звенигородский в память о любимой жене решил воздвигнуть храм.

Звенигородский был верующим человеком и считал, что в храме должно быть все самое лучшее, поэтому при строительстве делалась кладка на желтке из яиц, которые приносили местные жители - такой раствор считается более крепким и благодаря этому ни один кирпич из кладки не выпал сам по себе. Кирпичи для храма производили в соседнем селе, местные жители выстраивались в цепочку и аккуратно передавали кирпичи. Помещик сам проверял прочность кирпичей - брал кирпич и кидал в одну вязанку кирпичей. Если ее содержимое разбивалось, то мастеров приказывали пороть.

Святоекатерининский храм понизу был застеклен цветными витражами, стекло также изготавливалось в селе, а для внутреннего убранства Звенигородский приобрел дорогой позолоченный иконостас. Под самым куполом храма висела огромная люстра, на которой во время богослужений зажигали свечи. Стены были украшены изображениями святых, а снаружи были установлены статуи двенадцати апостолов - по 3 на каждой стороне храма. Возле самого храма была построена колокольня, на самый верх которой вела винтовая лестница. Под самим куполом колокольни висел колокол, звон от которого расходился на много километров от села. Удивляют размеры как самого храма, так и колокольни, а также отсутствие фундамента под такими высокими зданиями.

Искоренение религии большевиками не обошло стороной и храм Святой Екатерины. В 1928 году инструктор райисполкома составил акт о том, что храм недействующий и подлежит сносу из-за своей ветхости. К счастью, кладка старых мастеров не поддалась - удалось сбить лишь купол храма. Позже внутри храма приверженцы большевистского движения бросали битум в росписи, учителя отправляли детей со школ отбивать от апостолов кусочки для использования в качестве мела. Сами статуи апостолов были сильно разрушены. До наших дней сохранилась лишь нижняя половина только одной статуи, но из-за своей старости она продолжает разрушаться. Местный колхоз внутри храма сделал зернохранилище, а на колокольне хранились химикаты.

Восстановление храма началось в середине девяностых. В 2006 году храм был признан памятником архитектуры областного значения и его включили в проект по восстановлению памятников истории и культуры, правда, денег хватило лишь на часть работ.


Храм Святителя Николая (Саракташский район, село Студенцы)

В 1965 году произошла очередная попытка сноса храма для освобождения места под строительство жилого дома, снос остановился благодаря протесту общественности. После обследования остатков здания в 1966 году его решили отреставрировать, работы начались в том же году и продолжились до 1969 года, хотя здание простояло в строительных лесах до 1983 года. Возвращен он верующим в 1992 году, первое богослужение прошло в 1994 году, а регулярно они стали проводиться с 1996 года. Службы совершаются по дораскольному старому обряду.


Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы (Илекский район, село Кардаилово)

Церковь была освящена в 1835 году. Но в 30-е годы ее разрушили в ходе сталинской борьбы с вреднейшим влиянием религии на сознание людей, но, как и большинство, восстановлена не без помощи местных жителей. Все эти годы она несла людям добро, милосердие, знания и высокие нравственные заповеди в мирное время, а в трудную военную годину с амвона церкви священники призывали станичников выполнить свой воинский и патриотический долг. Очень надеемся, что будет нести эту высокую миссию и дальше.


Покровская церковь (г. Оренбург, село Краснохолм)

В Оренбургской области приблизительно в 1812 году была образована казачья станица Краснохолм. Село было образовано казаками, которые прибыли для охраны границы. Одной из достопримечательностей села считается церковь Покрова Святой Богородицы, которая была возведена в 1900-1914 годах на средства казаков станицы Краснохолмской. Строительство было приурочено к столетию победы в Отечественной войне 1812 года. Достройка и приведение ее в надлежащий вид позже произошло благодаря пожертвованиям прихожан. Церковь была построена в крестообразной форме с высокими стрельчатыми окнами и восьмигранной изгородью, украшенной ажурными металлическими решетками. Эта церковь придает своеобразный облик селу.

В 1930-х годах храм был закрыт и использовался как амбар для хранения зерна. По приказу районного начальства было принято решение снести колокола. Местные жители отказались это делать, и пришлось приглашать посторонних людей. Маленькие колокола сняли быстро, а для того, чтобы снять большой колокол, пришлось разбивать кладку, при снятии колокола погиб один рабочий. Священнослужители и верующие подверглись гонениям и репрессиям.

С 1990-х годов здание было возвращено Церкви, а с благословения Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина в 2001 году возобновлены богослужения в храме.

Читайте также: