Обработка информации 5 класс информатика доклад

Обновлено: 30.06.2024

- сформировать у учащихся понятия: обработка, исходная информация, новая информация.

- рассмотреть типы обработки.

- раскрыть схему процесса обработки информации.

- научить обрабатывать информацию.

- развивать у учащихся умение работать в среде Microsoft Word 2003 и Калькулятора.

- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

- развивать у учащихся умения анализировать, проводить аналогии.

  • воспитательная:
  • формировать у учащихся бережное отношение к имуществу.
  • развивать максимальную работоспособность на уроке.

Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии:

- понимать смысл следующих понятий: обработка информации, исходная информация, новая информация.

- приводить примеры обработки информации.

- уметь выделять исходную информацию и новую информацию в процессе обработки.

- уметь работать в программах Microsoft Word 2003 и Калькулятора.

Краткий план открытого урока с указанием времени на каждый пункт плана:

Организационный момент – 1 минута.

Актуализация знаний учащихся – 4 минуты.

Формирование новых знаний – 10 минут.

Закрепление нового материала – 20 минут.

Подведение результата урока – 2 минуты.

Подведение итогов урока – 2 минуты.

1. Организационный момент – 1 мин

2. Активизация знаний учащихся – 4 мин

Я хочу начать наш урок следующим стихотворением:

Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

Ребята давайте вспомним, о чем мы говорили на протяжении всех уроков, но сделаем это рассмотрев схему, где зашифрованы основные понятия.

Перед вами на столах и на доске, схема с ребусами. Ваша задача разгадать их и правильно записать схему.

Учащиеся разгадывают ребусы и вместе с учителем заполняют схему:

разгадываем до последнего

Я буду вам задавать вопросы, а вы должны мне дать правильный ответ:

1. Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, смотрите фильм, посещаете музей, вы что делаете? Получаем информацию

  1. Перечислите известные вам носители информации. Дискета, диски, флешки, переносной жесткий диск.

3. Какой из информационных процессов является односторонним или двухсторонним? Передача информации

В таблице есть две группы понятий, во-первых, нужно определить: что в столбцах и установить соответствие, ответы вы записываете на листе.

Ответы: Левый столбец: Источник информации

Правый столбец: Приемник информации

Постановка цели урока

Какой из информационных процессов вы еще не знаете?

Сегодня мы с вами и будем разбираться, что же такое Обработка информации.

Как вы думаете, что такое Обработка информации? Приводят примеры

Все, что вы сказали, правильно. Давайте дадим определение этому понятию.

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи.

А где вы решаете задачи? На уроках математики .

Как можно предсказать погоду на завтра летом? Отвечают

Если громко квакает лягушка, небо на закате чистое, нет ветра, прохладно, в воздухе чувствуются запахи, то погода обещает быть хорошей.

Если на закате тучи, больно кусаются комары, дует порывистый ветер, низко летают ласточки, то погода будет плохой.

Собирая информацию, которую даёт природа и применяя перечисленные правила, мы получаем информацию о погоде на завтра.

Информация, которую обрабатывают, называется исходной . После обработки получается новая информация.

Получаем, что процесс обработки информации, можно представить в виде схемы:

Учитель выстраивает ему на доске

Информация обрабатывается людьми, животными, техническими устройствами

Пример 1. Ученик решает задачу

Учащиеся вместе с учителем разбирают примеры.

думает, выполняет действия

Пример 2. Повар пробует суп

чего в супе не хватает

Пример 3. Служебная собака по запаху ищет человека

рефлексивно ищет знакомый запах

Пример 4. Калькулятор производит сложные вычисления

Обработка информации обязательно осуществляется по какому-нибудь правилу.

Петя и Катя придумали игру в информацию. Петя изображает компьютер. Он придумывает способ обработки информации, но не говорит о нём. Катя сообщает Пете исходные данные, Петя обработав их, говорит результат. Катя должна отгадать по какому правилу Петя обрабатывает информацию:

(Показываю игру на презентации)

Отгадать по какому правилу Петя обрабатывает информацию

А) Замена буквы следующий за ней в алфавите

Б) Количество букв в слове

В) Запись слов наоборот

Г) Количество букв А в слове

В результате решения математических задач вы получаете новую информацию, ранее не существовавшую или не значившуюся в исходных данных.

Но также при решении некоторых информационных задач вы будете заниматься обработкой, направленной на изменение формы исходных данных. То есть обработка информации бывает двух видов:

а) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

Какие примеры, мы с вами уже рассмотрели на данный тип обработки? Примеры 1 – 4

б) обработка, связанна с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Теория всегда подтверждается практикой! Поэтому мы с вами пересаживаемся за компьютеры и начинаем работать.

У вас у каждого на столах лежат карточки с заданиями, которые вы должны выполнить.

Пересаживаются на рабочие места и выполняют практическую работу – 20 мин.

Действия учителя: Консультации по ходу выполнения практической работы учащихся.

Подведение результата урока - 2 мин

Подведение итогов урока. – 2 мин. Комментирование результатов работы учащихся. Рефлексия ( анкета-опросник)

Презентация на тему: " ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Пестова Ирина Владимировна, учитель информатики МОУ СОШ п.Донское Информатика, 5 класс." — Транскрипт:

1 ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Пестова Ирина Владимировна, учитель информатики МОУ СОШ п.Донское Информатика, 5 класс

2 Обработка информации – это всегда решение некоторой информационной задачи. Например: Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 12 метров, а Оля закопала свой дневник с двойками на глубину 5 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник Коля? Составим схему решения задачи: Обработка информации (решение) Новая информация (ответ ) Исходная информация (дано) 5 м – Оля на ? м > 12 м – Коля 12-5=7 (м) На 7 метров глубже закопал свой дневник Коля.

3 Решите задачу и заполните схему обработки информации: Задача: В течение первого дня туристы прошли 25 км., за второй день – на 6 км. больше, а в третий – ровно половину от пройденного за два дня расстояния. Какой путь проделали туристы за 3 дня? ОБРАБОТКА Проверьте себя

4 Так производится обработка информации не только при решении математических задач, но и в жизни: при переходе через дорогу, при совершении покупок, при выборе будущей профессии и т.д. Обработка информации – это процесс перехода от исходных данных к результату.

5 Схема обработки информации: Исходные данные Результат ОБРАБОТКА (входная информация) (выходная информация) В результате обработки из имеющейся информации (входной) мы по определенным правилам получаем новую информацию (выходную).

6 Внимательно рассмотрите рисунки. В чем заключается обработка информации в изображенных на них ситуациях? Кто обрабатывает информацию? Какая информация является входной, а какая – выходной?

7 Часто обработка информации заключается в изменении формы её представления, но не затрагивает содержания: перевод слова с английского языка на русский; рисование иллюстраций к тексту; кодирование информации; переход от рукописного текста к печатному и т.д.

8 Два типа обработки информации: 1. Обработка, связанная с получением новой информации (например, решение математической задачи) 2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но без изменения содержания (например, набор рукописи на компьютере)

9 Изменение формы представления информации Систематизация Сортировка Кодирование

10 Систематизация информации Систематизация - разделение на группы по некоторым признакам. Разделите данные объекты на несколько групп (проведите систематизацию): Проверьте себя

11 Выполните систематизацию перечисленных ниже объектов, заполнив следующую таблицу: Техногенные объекты Природные объекты НеживыеЖивые Солнце, автомобиль, щука, рысь, ложка, воздух, индюк, почва, компьютер, книга, ромашка, озеро, стрекоза, горы, телевизор, береза, платье, река, дом, муравей, телевизор, лягушка, роса, комар, ураган. Проверьте себя

12 Сортировка информации Сортировка – расположение информации в определенном порядке (упорядочивание ). Чаще всего используются следующие виды сортировки: по алфавиту; по номеру ( в порядке возрастания или убывания); в хронологическом порядке (по дате и времени).

13 Выполните задание: Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет её фамилию последней. Помогите Марине составить такой список, чтобы её фамилия оказалась первой. Список учительницы Список Марины Арбузов Яша Арбузова Маша Белкин Коля Волкова Лена Иволгин Дима Стрелкова Валя Тополев Сережа Храброва Катя Щукин Роберт Яблочкова Марина Проверьте себя

14 Поиск информации Систематизация и сортировка упрощают последующий поиск информации. Поиск производится в некотором хранилище информации – справочнике, словаре, сети Интернет и т. д. Поиск может выполняться: вручную (человеком), автоматически (компьютером по запросу человека.).

15 Домашнее задание: Выход Учебник: § , задание 7 (с.52) Рабочая тетрадь: упр. 45 (46)

16 Ответ: Задача: В течение первого дня туристы прошли 25 км., за второй день – на 6 км. больше, а в третий – ровно половину от пройденного за два дня расстояния. Какой путь проделали туристы за 3 дня? I – 25 км. II – на 6 км. > III - ½ от I+II ОБРАБОТКА 1) = 31 (км.) 2) = 56(км.) 3)56 : 2 = 28 (км.) 4) = 84 (км.) 84 км.

17 Многоугольники Транспорт Животные

18 Список учительницыСписок Марины Арбузов ЯшаЯблочкова Марина Арбузова МашаЩукин Роберт Белкин КоляХраброва Катя Волкова ЛенаТополев Сережа Иволгин ДимаСтрелкова Валя Иволгин Дима Тополев СережаВолкова Лена Храброва КатяБелкин Коля Щукин РобертАрбузова Маша Яблочкова МаринаАрбузов Яша Какое действие с информацией Вы выполнили? Изменилось ли содержание информации? В чем заключалась её обработка?

19 Техногенные объекты Природные объекты НеживыеЖивые автомобильСолнцещука ложкавоздухрысь компьютерпочваиндюк книгаозероромашка телевизоргорыстрекоза платьерекабереза домросамуравей телевизорураганлягушка комар

С точки зрения реализации на основе современных достижений вычислительной техники выделяют следующие виды обработки информации:

последовательная обработка, применяемая в традиционной фоннеймановской архитектуре ЭВМ, располагающей одним процессором;

параллельная обработка, применяемая при наличии нескольких процессоров в ЭВМ;

конвейерная обработка, связанная с использованием в архитектуре ЭВМ одних и тех же ресурсов для решения разных задач, Причем если эти задачи тождественны, то это последовательный конвейер, если задачи одинаковые -- векторный конвейер.

Принято относить существующие архитектуры ЭВМ с точки зрении обработки информации к одному из следующих классов.

Архитектуры с одиночными потоками команд и данных (SIMD). Особенностью данного класса является наличие одного (центрального) контроллера, управляющего рядом одинаковых процессоров. В зависимости от возможностей контроллера и процессорных элементов, числа процессоров, организации режима поиска и характеристик маршрутных и выравнивающих сетей выделяют:

матричные процессоры, используемые для решения векторных и матричных задач;

ассоциативные процессоры, применяемые для решения нечисловых задач и использующие память, в которой можно обращаться непосредственно к информации, хранящейся в ней;

процессорные ансамбли, применяемые для числовой и нечисловой обработки;

конвейерные и векторные процессоры.

Архитектуры с множественным потоком команд и одиночным потоком данных (MISD). К этому классу могут быть отнесены конвейерные процессоры.

Архитектуры с множественным потоком команд и множественным потоком данных (MIMD). К этому классу могут быть отнесены следующие конфигурации: мультипроцессорные системы, системы с мультобработкой, вычислительные системы из многих машин, вычислительные сети.

Основные процедуры обработки данных представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Основные процедуры обработки данных

Создание данных, как процесс обработки, предусматривает их образование в результате выполнения некоторого алгоритма и дальнейшее использование для преобразований на более высоком уровне.

Модификация данных связана с отображением изменений в реальной предметной области, осуществляемых путем включения новых данных и удаления ненужных.

Контроль, безопасность и целостность направлены на адекватное отображение реального состояния предметной области в информационной модели и обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа (безопасность) и от сбоев и повреждений технических и программных средств.

Поддержка принятия решения является наиболее важным действием, выполняемым при обработке информации. Широкая альтернатива принимаемых решений приводит к необходимости использования разнообразных математических моделей.

Создание документов, сводок, отчетов заключается в преобразовании информации в формы, пригодные для чтения как человеком, так и компьютером. С этим действием связаны и такие операции, как обработка, считывание, сканирование и сортировка документов.

При преобразовании информации осуществляется ее перевод из одной формы представления или существования в другую, что определяется потребностями, возникающими в процессе реализации информационных технологий.

Реализация всех действий, выполняемых в процессе обработки информации, осуществляется с помощью разнообразных программных средств.

Наиболее распространенной областью применения технологической операции обработки информации является принятие решений.

К зависимости от степени информированности о состоянии управляемого процесса, полноты и точности моделей объекта и системы управления, взаимодействия с окружающей средой, процесс принятия решения протекает в различных условиях:

Принятие решений в условиях определенности. В этой задаче модели объекта и системы управления считаются заданными, а влияние внешней среды - несущественным. Поэтому между выбранной стратегией использования ресурсов и конечным результатом существует однозначная связь, откуда следует, что в условиях определенности достаточно использовать решающее правило для оценки полезности вариантов решений, принимая в качестве оптимального то, которое приводит к наибольшему эффекту. Если таких стратегий несколько, то все они считаются эквивалентными. Для поиска решений в условиях определенности используют методы математического программирования.

Принятие решений в условиях риска. В отличие от предыдущего случая для принятия решений в условиях риска необходимо учитывать влияние внешней среды, которое не поддается точному прогнозу, а известно только вероятностное распределение ее состояний. В этих условиях использование одной и той же стратегии может привести к различным исходам, вероятности появления которых считаются заданными или могут быть определены. Оценку и выбор стратегий проводят с помощью решающего правила, учитывающего вероятность достижения конечного результата.

Принятие решений в условиях многокритериальности. В любой из перечисленных выше задач многокритериальность возникает в случае наличия нескольких самостоятельных, не сводимых одна к другой целей. Наличие большого числа решений усложняет оценку и выбор оптимальной стратегии. Одним из возможных путей решения является использование методов моделирования.

Решение задач с помощью искусственного интеллекта заключается в сокращении перебора вариантов при поиске решения, при этом программы реализуют те же принципы, которыми пользуется в процессе мышления человек.

Экспертная система пользуется знаниями, которыми она обладает в своей узкой области, чтобы ограничить поиск на пути к решению задачи путем постепенного сужения круга вариантов.

Для решения задач в экспертных системах используют:

метод структурной индукции, основанный на построении дерева принятия решений для определения объектов из большого числа данных на входе;

метод эвристических правил, основанных на использовании опыта экспертов, а не на абстрактных правилах формальной логики;

метод машинной аналогии, основанный на представлении информации о сравниваемых объектах в удобном виде, например, в виде структур данных, называемых фреймами.

Процесс выработки решения на основе первичных данных, можно разбить на два этапа: выработка допустимых вариантов решений путем математической формализации с использованием разнообразных моделей и выбор оптимального решения на основе субъективных факторов.

Информационные потребности лиц, принимающих решение, во многих случаях ориентированы на интегральные технико-экономические показатели, которые могут быть получены в результате обработки первичных данных, отражающих текущую деятельность предприятия. Анализируя функциональные взаимосвязи между итоговыми и первичными данными, можно построить так называемую информационную схему, которая отражает процессы агрегирования информации. Первичные данные, как правило, чрезвычайно разнообразны, интенсивность их поступления высока, а общий объем на интересующем интервале велик. С другой стороны состав интегральных показателей относительно мал, а требуемый период их актуализации может быть значительно короче периода изменения первичных данных - аргументов.

Для поддержки принятия решений обязательным является наличие следующих компонент:

В настоящее время принято выделять два типа информационных систем поддержки принятия решений.

Системы поддержки принятия решений DSS (Decision Support System) осуществляют отбор и анализ данных по различным характеристикам и включают средства:

доступа к базам данных;

извлечения данных из разнородных источников;

моделирования правил и стратегии деловой деятельности;

деловой графики для представления результатов анализа;

искусственного интеллекта на уровне экспертных систем.

Системы оперативной аналитической обработки OLAP (OnLine Analysis Processing) для принятия решений используют следующие средства:

мощную многопроцессорную вычислительную технику в виде специальных OLAP-серверов;

специальные методы многомерного анализа;

специальные хранилища данных Data Warehouse.

Реализация процесса принятия решений заключается в построении информационных приложений. Выделим в информационном приложении типовые функциональные компоненты, достаточные для формирования любого приложения на основе БД.

PS (Presentation Services) - средства представления. Обеспечиваются устройствами, принимающими ввод от пользователя и отображающими то, что сообщает ему компонент логики представления PL, плюс соответствующая программная поддержка. Может быть текстовым терминалом или X-терминалом, а также персональным компьютером или рабочей станцией в режиме программной эмуляции терминала или Х-терминала.

PL (Presentation Logic) - логика представления. Управляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ. Обрабатывает действия пользователя по выбору альтернативы меню, по нажатию кнопки или выбору элемента из списка.

DL (Data Logic) - логика управления данными. Операции с базой данных (SQL-операторы SELECT, UPDATE и INSERT), которые нужно выполнить для реализации прикладной логики управления данными.

DS (Data Services) - операции с базой данных. Действия СУБД, вызываемые для выполнения логики управления данными, такие как манипулирование данными, определения данных, фиксация или откат транзакций и т.п. СУБД обычно компилирует SQL-приложения.

FS (File Services) - файловые операции. Дисковые операции чтения и записи данных для СУБД и других компонент. Обычно являются функциями ОС.

Среди средств разработки информационных приложений можно выделить следующие основные группы;

Пестова Ирина Владимировна, учитель информатики МОУ СОШ п.Донское Информатика, 5

№ слайда 1

Пестова Ирина Владимировна, учитель информатики МОУ СОШ п.Донское Информатика, 5 класс ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Обработка информации (решение) Новая информация (ответ ) Исходная информация (да

№ слайда 2

Обработка информации (решение) Новая информация (ответ ) Исходная информация (дано) 5 м – Оля на ? м > 12 м – Коля 12-5=7 (м) На 7 метров глубже закопал свой дневник Коля. Обработка информации – это всегда решение некоторой информационной задачи. Например: Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 12 метров, а Оля закопала свой дневник с двойками на глубину 5 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник Коля? Составим схему решения задачи:

ОБРАБОТКА Проверьте себя Решите задачу и заполните схему обработки информации: З

№ слайда 3

ОБРАБОТКА Проверьте себя Решите задачу и заполните схему обработки информации: Задача: В течение первого дня туристы прошли 25 км., за второй день – на 6 км. больше, а в третий – ровно половину от пройденного за два дня расстояния. Какой путь проделали туристы за 3 дня?

Так производится обработка информации не только при решении математических задач

№ слайда 4

Так производится обработка информации не только при решении математических задач, но и в жизни: при переходе через дорогу, при совершении покупок, при выборе будущей профессии и т.д. Обработка информации – это процесс перехода от исходных данных к результату.

Исходные данные Результат ОБРАБОТКА (входная информация) (выходная информация) В

№ слайда 5

Исходные данные Результат ОБРАБОТКА (входная информация) (выходная информация) В результате обработки из имеющейся информации (входной) мы по определенным правилам получаем новую информацию (выходную). Схема обработки информации:

Внимательно рассмотрите рисунки. В чем заключается обработка информации в изобра

№ слайда 6

Внимательно рассмотрите рисунки. В чем заключается обработка информации в изображенных на них ситуациях? Кто обрабатывает информацию? Какая информация является входной, а какая – выходной?

Часто обработка информации заключается в изменении формы её представления, но не

№ слайда 7

Часто обработка информации заключается в изменении формы её представления, но не затрагивает содержания: перевод слова с английского языка на русский; рисование иллюстраций к тексту; кодирование информации; переход от рукописного текста к печатному и т.д.

Два типа обработки информации: Обработка, связанная с получением новой информаци

№ слайда 8

Два типа обработки информации: Обработка, связанная с получением новой информации (например, решение математической задачи) Обработка, связанная с изменением формы представления информации , но без изменения содержания (например, набор рукописи на компьютере)

Систематизация Сортировка Кодирование Изменение формы представления информации

№ слайда 9

Систематизация Сортировка Кодирование Изменение формы представления информации

Проверьте себя Систематизация информации Систематизация - разделение на группы п

№ слайда 10

Проверьте себя Систематизация информации Систематизация - разделение на группы по некоторым признакам. Разделите данные объекты на несколько групп (проведите систематизацию):

Живые Неживые Природные объекты Техногенные объекты Солнце, автомобиль, щука, ры

№ слайда 11

Живые Неживые Природные объекты Техногенные объекты Солнце, автомобиль, щука, рысь, ложка, воздух, индюк, почва, компьютер, книга, ромашка, озеро, стрекоза, горы, телевизор, береза, платье, река, дом, муравей, телевизор, лягушка, роса, комар, ураган. Проверьте себя Выполните систематизацию перечисленных ниже объектов, заполнив следующую таблицу:

Сортировка информации Сортировка – расположение информации в определенном порядк

№ слайда 12

Сортировка информации Сортировка – расположение информации в определенном порядке (упорядочивание). Чаще всего используются следующие виды сортировки: по алфавиту; по номеру ( в порядке возрастания или убывания); в хронологическом порядке (по дате и времени).

Яблочкова Марина Щукин Роберт Храброва Катя Тополев Сережа Стрелкова Валя Иволги

№ слайда 13

Яблочкова Марина Щукин Роберт Храброва Катя Тополев Сережа Стрелкова Валя Иволгин Дима Волкова Лена Белкин Коля Арбузова Маша Арбузов Яша Список Марины Список учительницы Проверьте себя Выполните задание: Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет её фамилию последней. Помогите Марине составить такой список, чтобы её фамилия оказалась первой.

Поиск информации Систематизация и сортировка упрощают последующий поиск информац

№ слайда 14

Поиск информации Систематизация и сортировка упрощают последующий поиск информации. Поиск производится в некотором хранилище информации – справочнике, словаре, сети Интернет и т. д. Поиск может выполняться: вручную (человеком), автоматически (компьютером по запросу человека.).

Выход Учебник: § 1.12-1.13, задание 7 (с.52) Рабочая тетрадь: упр. 45 (46) Домаш

№ слайда 15

Выход Учебник: § 1.12-1.13, задание 7 (с.52) Рабочая тетрадь: упр. 45 (46) Домашнее задание:


№ слайда 16

I – 25 км. II – на 6 км. > III - Ѕ от I+II ОБРАБОТКА 25 + 6 = 31 (км.) 31 + 25 = 56(км.) 56 : 2 = 28 (км.) 56 + 28 = 84 (км.) 84 км. Ответ: Задача: В течение первого дня туристы прошли 25 км., за второй день – на 6 км. больше, а в третий – ровно половину от пройденного за два дня расстояния. Какой путь проделали туристы за 3 дня?

Многоугольники Транспорт Животные

№ слайда 17

Многоугольники Транспорт Животные

Арбузов Яша Яблочкова Марина Арбузова Маша Щукин Роберт Белкин Коля Храброва Кат

№ слайда 18

Арбузов Яша Яблочкова Марина Арбузова Маша Щукин Роберт Белкин Коля Храброва Катя Волкова Лена Тополев Сережа Иволгин Дима Стрелкова Валя Стрелкова Валя Иволгин Дима Тополев Сережа Волкова Лена Храброва Катя Белкин Коля Щукин Роберт Арбузова Маша Яблочкова Марина Арбузов Яша Список Марины Список учительницы Какое действие с информацией Вы выполнили? Изменилось ли содержание информации? В чем заключалась её обработка?

лягушка ураган телевизор муравей роса дом береза река платье индюк почва компьют

№ слайда 19

лягушка ураган телевизор муравей роса дом береза река платье индюк почва компьютер ромашка озеро книга стрекоза горы телевизор комар рысь воздух ложка щука Солнце автомобиль Живые Неживые Природные объекты Техногенные объекты

При разработке ресурса использовались следующие источники информации: Босова Л.

№ слайда 20

Читайте также: