О культуре поведения и общения подростков в социальных сетях доклад

Обновлено: 02.07.2024

Тенденции к развитию облачных технологий и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интерне, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни. Вместе с тем интернет технологии используют преступники и правонарушители.

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. В Интернете, как и в реальной жизни, детей подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Некоторые дети настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Не запрещать, а научить.

У 9 подростков из 10 есть свои профайлы в соцсетях и практически половина посещает ту или иную сеть каждый день. Конечно же, все рассматривают свои гаджеты как личное пространство, и поэтому разговор о соцсетях в частности и Интернете в целом требует от Вас большой деликатности.

Польза соцсетей для подростка

- Поддержка связи с друзьями и родственниками

- Возможность заводить интересные знакомства

- Потенциал для саморазвития и помощь в учебе

- Улучшение коммуникационных навыков и креатива

Обратная сторона соцсетей

1. Обнародование личной информации

Как показывает практика, большинство подростковых профайлов - просто находка для злоумышленников. Там есть настоящие имя/фамилия, город проживания, номер школы, информативные личные фото и т.д. И еще нередко подростки бездумно используют приложения, которые отображают местонахождение пользователя.

2. Кибербуллинг

Кибербуллинг ( cyber bullying ) - это долговременные издевательства и унижающая критика человека в соцсети. Подобная травля может довести даже до суицида.

3. Порнография

4. Доверие

Даже взрослый не всегда может распознать мошенника как реального, так и виртуального. Что ж тогда говорить о подростках. Обязательно стоит объяснить юному юзеру, что чрезмерно открытое распространение информации в сети может закончиться очень печально - кражей или насилием.

5. Репутация

6. Неидеальная жизнь

В идеале родители должны быть в курсе интересов, поведения и в целом онлайн-жизни ребенка. Но, конечно же, не через шпионство и подглядывание из-за спины - это только испортит отношения и увеличит между вами дистанцию. Всячески подчеркивайте, что вы уважаете личное пространство, но хотите убедиться, что ребенок осведомлен о мерах безопасности. Потому проговорите с подростком следующие правила:

- Последствия некоторых публикаций

Не всегда дети отдают себе отчет в серьезной опасности безобидных якобы поступков. К примеру, подростки могут не понимать, что некоторые посты могут сыграть злую шутку против него и всей семьи.

Пример: опубликовав свой адрес в профиле и сообщив в одном из постов, об отъезде на каникулы, он дает шанс ворам обокрасть квартиру/дом. Дайте понять, что не стоит нигде онлайн указывать свой мобильный и любые другие личные данные.

Информация не пропадает из Всемирной паутины бесследно. А значит, что-то опубликованное сегодня, может иметь негативные последствия через время, когда это увидят родители, сокурсники, будущий работодатель, любимый человек.

Если вы достаточно опытный юзер - внесите настройки вместе и по каждому пункту проверьте понимание подростка важности сокрытия той или иной информации. Озвучьте важность паролей, почему их не следует никому передавать, даже лучшему другу. Кража личности - преступление и чревато серьезными последствиями.

Не знаешь человека лично - не делай его виртуальным другом. Этому правилу нужно следовать неукоснительно.

- Никаких моралей - только примеры

Ни один подросток не усвоит наставлений в форме чтения морали. К счастью, или сожалению, но в сети достаточно фактов, красноречиво указывающих на последствия несоблюдения правил поведения в соцсетях. Разберите их вместе.

Корректное виртуальное поведение родителей и их обращение с гаджетами - лучший пример для ребенка, как безопасно использовать социальные сети. И главное - бесполезно навязывать ребенку правило, если вы сами его не соблюдаете.

Задача родителей предостеречь детей от необдуманных поступков, сформировать навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.

Рекомендации по формированию у детей

навыков безопасного поведения в сети Интернет:

1. Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.

2. Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.

3. Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.

4. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

5. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.

XХI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный. Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается так называемых социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации.

Актуальность исследования обусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.

Цель работы: изучение особенностей общения подростков в социальных сетях и создание рекомендаций по данной проблеме для школьников.

Объект: общение подростков - пользователей социальных сетей в Интернете.

Предмет исследования: особенности общения подростков- пользователей социальных сетей в Интернете.

Гипотеза исследования: предполагается что, потребность в общении является одним из основных мотивов посещения подростками социальных сетей.

Задачи:

  1. изучить источники информации по данной теме: психолого-педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
  2. изучить мнение учащихся о социальных сетях;
  3. определить мотивы общения подростков в социальных сетях;
  4. разработать рекомендации по данной проблеме.

Методы исследования: анализ источников информации по данной проблеме, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Выводы, полученные в ходе работы:

  1. Социальные сети являются незаменимым средством общения в современном обществе.
  2. Мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:
  • психологические (место развлечения, социальные сети как единственное средство общения для подростков, потребность в общении)
  • социально-психологические (неудовлетворенность подростка самим собой, создание себе виртуального образа).
  1. Основным мотивом общения подростков в социальных сетях является потребность в общении.
ВложениеРазмер
opisanie_raboty.docx 36.35 КБ
prezentaciya_k_rabote.pptx 658.71 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения подростков в социальных сетях

Лаптандер Анна Олеговна

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

Глава I. Теоретические основы проблемы общения подростков.

1.1. Социальные сети: определение, история развития, характерные особенности.

Социальные сети [Social Networks] - применительно к Интернету это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Проще говоря, это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система друзей и групп.

К наиболее популярным социальным сетям в настоящее время относят следующие (Иллюстрация I).

Содержание и формы онлайнового общения чрезвычайно разнообразны. Важное место в нем занимает художественное творчество. В 2006 году 39% 12-17-летних "сетевых" американских подростков размещали в сети свои рисунки, фото, рассказы, видео и т. п., каждый четвертый включал найденный им онлайновый контент в собственное творчество. Однако главная функция Интернета - свободное общение, возможность себя показать и подружиться с кем-то интересным.

Вывод: социальные сети являются незаменимым средством общения в современном обществе.

1.2. Особенности виртуального общения подростков.

Ярко прослеживаются именно подростковые черты в том, как осуществляется самопрезентация подростков в Интернете. Она более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с тем, что представляет собой подросток на самом деле. Этот факт является закономерностью нормативного развития в этом возрасте, следствием пока еще не сформировавшейся личности подростка, его особого отношения к миру, потребностью во взрослости, которая может и в реальной жизни проявляться в эпатаже, а в виртуальной и анонимной Интернет-среде - тем более. Виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реального образа, создается подростком для того, чтобы получить новый опыт, и обусловлена его стремлением испытать нечто ранее не испытанное, поиском себя.

Говоря о гранях социальных сетей, подросток видит в первую очередь: возможность быть похожим на всех за счёт формы подачи информации (одинаковые для всех окошки аккаунтов "Вконтакте", "Одноклассники" и других социальных сетей); возможность отличаться от всех за счёт содержания (огромный выбор стилей оформления, музыкального и видео наполнения, фотографий, аватарок, размера и цвета букв, текстового наполнения, игр).

Особое место при общении в социальных сетях занимает манера общения и использование коротких, но емких выражений и символов. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, выработался свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, со специально искаженными орфографическими и лексическими нормами. Общение становится торопливым и предельно упрощенным. При помощи знаков препинания эмоции выражаются по-разному. С развитием Интернета набор этих значков дополнился. Изначально эмограммы (термин, рожденный Интернет-средой) обозначались при помощи букв и знаков препинаний:

:-) Основная улыбка. Используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения, т.к. мы не можем слышать интонации голоса в Интернете.

:-( Мрачная улыбка. Вам не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо.

В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватарки. Смайлики и намеренно искаженные слова получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком.

Таким образом, подросток в социальной сети находится со всеми наравне, но в тоже время, имеет шанс отличаться от своих сверстников. Ещё одна важная вещь, которая привлекает подростков в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта - на сегодняшний день понять, с кем имеешь дело, очень просто — открой его страничку. Симпатии выражаются виртуальными поцелуями, клипами и открытками в несчетном ассортименте.

Общение посредством интернета, а в частности социальных сетей, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей можно отметить следующие:

1. Анонимность . Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Вывод: мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:

  1. психологические (место развлечения, социальные сети как единственное средство общения для подростков, потребность в общении)
  2. социально-психологические (неудовлетворенность подростка самим собой, создание себе виртуального образа).

Глава II. Экспериментальное исследование

по выявлению мотивов посещения подростками социальных сетей.

2.1. Характеристика базы исследования

2.2. Результаты исследования и их интерпретация

  1. ДругВокруг – 20 учащихся (83%);
  2. Вконтакте – 11 учащихся (46%);
  3. Одноклассники- 2 учащихся (8%);
  4. Мой мир@Mail – 1 учащийся (4%);
  5. Facebook – 2 учащихся (8%)

Основной целью посещения подростками, пользователями социальных сетей является общение (так ответили 16 учащихся – 67%). 5 учащихся (21% из числа опрошенных) ищут новые знакомства, 1 учащийся (4%) делает через социальную сеть заказы. 2 человека (8%) ответили, что посещают свою страничку в социальной сети от нечего делать.

Большинство респондентов проводят в социальных сетях более 2 часов в день (34%), однако есть и те, которые общаются в он-лайн более 5 часов в день (8%), полдня (4%), почти весь день, если есть деньги на телефоне (25%) и на сколько хватит сил (4%).

Результаты тестирования определились следующим образом:

  1. низкий уровень потребности в общении – 0%;
  2. уровень потребности в общении ниже среднего – 1 человек (4%);
  3. средний уровень потребности в общении- 7 человек (27%);
  4. выше среднего – 5 человек (19%);
  5. высокий уровень – 13 человек (50%) (Иллюстрация V)

Сопоставив результаты тестирования по методике изучения потребности в общении с данными, полученными из анкет учащихся, мы выявили следующее: чем выше показатель уровня потребности в общении у подростка, тем больше время, проводимое им в социальных сетях. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом посещения подростками социальных сетей является потребность в общении.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Можно выделить несколько путей решения данной проблемы: ограничение времени пребывания в сети; поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.); оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям); увеличение времени пребывания в компании друзей. В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности .

Мы разработали памятку, которая поможет учащимся правильному общению в Интернете (буклет).


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ПОДРОСТКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема безопасности подростков в сети интернет важна и актуальна, потому что стремительное развитие компьютерных технологий, наряду с глобальной информатизацией общества, качественно меняет окружающую нас жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

На данный момент в мире возникло устойчивое понимание того, что проблема безопасности детей в интернете — это проблема, требующая срочного вмешательства специалистов. Новым и самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности — родителей и детей, а также профессиональной информационной культуры учителей.

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования.Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования.

По данным Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения:

в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;

25% пятилетних детей используют Интернет;

порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;

две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно

По оценке европейских исследователей самую большую угрозу представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных старшеклассников часто дают в интернете номер своего домашнего телефона (79%), номер мобильного (65%), номер школы или класса (60%), свои фотографии и фотографии родственников (58%), адрес своей электронной почты (51%).

Таким образом, ученые констатируют недостаточный уровень информированности детей о безопасности в Интернетепри высоком уровне рисков, которым подвергает себя ребенок. К тому же совершенно недостаточным является уровень вовлеченности учителей в процесс воспитания культуры безопасного пользования Интернетом среди детей, в том числе из-за проблемы осведомленности.

Для того, чтобы обеспечить безопасность использования подростками социальных сетей важно выявить основные проблемы связанные с их использованием.

Это определило цель нашего исследования: выявить основные риски взаимодействия подростков в социальных сетях.

В качестве основных задач мы определили:

Изучение источников литературы, отражающих состояние проблемы на современном этапе.

Проведение анкетирования среди учащихся старших классов, для выявления особенностей поведения подростков в социальных сетях.

Объектом нашего исследования является взаимодействие подростков в социальных сетях. Предмет – безопасность взаимодействия в социальных сетях.

Согласно нашей гипотезе, подростки недостаточно осведомлены об опасностях социальных сетей, не задумываются о возможных последствиях необдуманного поведения в социальных сетях и не реализуют безопасного поведения в них.

Глава 1.Проблемы безопасности в социальных сетях

1.1. Общая характеристика социальных сетей, как средства взаимодействия подростков

Однако многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, бывшие или настоящие жены или мужья, сборщики долгов, преступники, правоохранительные органы и так далее.

1.2.Социальные сети как угроза безопасности жизнедеятельности подростка

Информация, которая появляется в интернете в отношении подростка, может очень повлиять на него сейчас и в будущем. Например, подросток может показывать, что ты лентяй или может быть очень вульгарным в общении в социальной сети, что характеризует тебя с плохой стороны. Именно такой вывод сделает менеджер по персоналу, который будет принимать решение о приеме на работу.

Подросток может заинтересовать не только кибер, но и других преступников. Например, размещая информацию о своей квартире, благосостоянии своей семьи, сообщая куда он с семьей поедет на каникулы, ребенок может заинтересовать воров.

Подросток может спровоцировать травлю себя со стороны пользователей сети.

Также через социальные сети возможно заражение его компьютера.

Стоит отдельно рассказать про взлом профайла, и о том, как злоумышленники получают доступ к аккаунту. Вот некоторые самые популярные методы получения пароля:

Метод обмана – очень распространенный метод доступа к личным данным. Сюда входят различие предложения, которые кажутся очень интересными.

Программные методы. Этот метод взлома доступен знающим людям и состоит в поиске ошибок в коде сайтов, позволяющих получить доступ к базе данных с паролями. В таком случае данные могут восстановить только администраторы.

В интернет-кафе, а также у друзей, которые хотели бы получить чужой пароль. Киберпреступники могут использовать программы, называемые KeyLogger-ами – это клавиатурные шпионы, перехватывающие нажатия на клавиатуру и записывающие их в файл, таким образом, злоумышленник сможет получить любой пароль. Такая программа может быть установлена на любом общественном компьютере, в том числе в интернет-кафе.

Путем прямого контакта с жертвой и выяснения, что может быть паролем. Метод очень опасен для подростка, если применяется опытным человеком. Не надо никому сообщать свои личные данные, даже если этот человек будет представляться сотрудником техподдержки или администрации.

Посредством перебора пароля по словарю или ручного подбора самых часто используемых простых паролей.

Взлом твоего компьютера, где киберпреступники находят пароли. Это очень сложный способ и очень часто антивирусные программы замечают подобную деятельность. Обычно используются троянские программы.

Правила безопасного поведения в социальных сетях

Только проблема в том, что своей личной жизнью мы делимся не лично с человеком, а с его аккаунтом. Наивно полагать, что его аккаунт полностью защищён. Он может быть взломан.

А возможно, ваш друг не сильно заботится о конфиденциальности своего общения в сети и у него все время активно подключение к социальным сетям или включено автозаполнение паролей, дабы экономить время, а вход в операционную систему без пароля. Чем и не преминул воспользоваться только что вышедший на волю жуткий троюродный брат по двоюродной тётке вашего друга, зашедший к нему в гости.

Многие люди любят оповещать о своём местонахождении в социальных сетях. Особенно, если в этом месте потрясающая архитектура или песок, солнце и океан. Тем, кто имеет доступ к вашей странице не нужно знать, где Вы находитесь в режиме 24/7.

Касательно вашего месторасположения нужно использовать только прошедшее время, а не настоящее и будущее.Не размещайте в социальных сетях ту информацию, разглашение которой нежелательно для Вас, даже если Вы на сто процентов уверенны, что она будет доступна только определённым людям.

Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни.

Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.

Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

В мире цифровых технологий может быть непросто сформировать свой новый образ. Даже если ты не хочешь, чтобы о твоих старых приятелях стало известно, эта информация остается в Интернете, и любой сможет ее найти. Свидетельства неприличного поведения тоже будет невозможно скрыть.

То, что когда-то казалось подходящим для публикации, в один прекрасный день может всплыть на поверхности и причинить тебе различные неприятности.

Если ты хочешь узнать, что о тебе можно узнать, то набери свое имя и фамилию в поисковую систему и посмотри, какая информация выдается. Если что-то тебе не понравится, то постарайся удалить это.

Но у всего есть и хорошая сторона. Если ты формируешь свой положительный образ, то ты делаешь все правильно. Например, это может быть размещение информации об участии в каком-то конкурсе, ссылка на твою статью в школьной газете или просто грамота. Также это позволяет продемонстрировать сферу твоих достижений, что пригодится в будущем при обучении и продвижении по карьерной лестнице, а также позволит установить связи с людьми, имеющими схожие интересы. Важно, что это должно быть правдой.

Около 85% сотрудников отделов кадров говорят, что учитывают цифровую репутацию, решая, принять ли человека на работу. Поэтому твоя цифровая репутация очень важна, а думать над этим лучше уже сейчас.

Секстинг выглядит как забава или какая-то игра до тех пор, пока кто-нибудь не пострадает, а скорее всего, пострадаешь именно ты. Проблема секстинга заключается в том, что конфиденциальные фотки могут быстро стать достоянием общественности. Смелая фотка, отправленная сегодня твоему другу или подруге, завтра может начать бесконтрольно распространяться, в результате чего автор станет посмешищем в школе, на него выльется много грязи и сплетен. Когда фотография становится доступной в Интернете, то практически невозможно удалить все ее копии.

В некоторых странах, в частности в Российской Федерации, секстинг является уголовным преступлением, а если на интимных фотографиях изображен несовершеннолетний, то это считается детской порнографией. Причём виновными могут быть признаны оба: как человек, отправивший фотографии, так и получивший их — это классифицируется как производство и хранение детской порнографии соответственно. Кроме того, лицу, пославшему свои фотографии в обнажённом виде, могут быть предъявлены обвинения в сексуальном домогательстве.

Глава 2. Поведение подростков в социальных сетях

2.1. Исследование особенностей поведения подростков в социальных сетях

В целях выявления поведения подростков в социальных сетях мы провели анонимное анкетирование учащихся седьмого, восьмого и девятого классов в соответствии с составленной нами анкетой (Приложение 1).

В исследовании приняли участие 49 подростков, обучающихся в МБОУ Николо-Урюпинская ООШ.

В результате опроса были получены следующие данные (рис.1).

Ответы на третий вопрос анкеты позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство старшеклассников пользуются социальными сетями.

Рис. 2. Цели использования социальных сетей.

Интересную информацию предоставило сопоставление данных вопросов 6 и 7. В анкете мы попросили указать количество друзей на странице в социальной сети (рис.3). Следующий вопрос был направлен на выявление количества реальных контактов (рис.4).

Рис. 4.Количество общения с друзьями из соцсетей.

Для выявления осведомленности школьников о возможных опасностях использования социальных сетей, был задан вопрос об угрозах от социальных сетей. Были получены следующие результаты (рис.5).

Рис. 5. Реальность угроз соцсетей.

Сравнение данных показывает, ни одна из выделяемых специалистами наиболее распространенных угроз не оценивается подавляющим большинством подростков как реальная. Это указывает на недооценку подростками опасностей со стороны соцсетей.

Следующая группа вопросов была призвана выявить особенности соблюдения правил безопасности в сети подростками.

Получены следующие данные:

– 12 школьников размещают в соцсетях личную информацию: номер домашнего телефона, школы и класса, личные данные и фотографии, что может спровоцировать опасные для них ситуации;

– 6 учащихся вступают в сетях в переписку с незнакомыми людьми, а 4 обмениваются с ними фотографиями.

Из этого можно сделать вывод о том, что многие школьники ведут себя в социальных сетях небезопасно, что подтверждает нашу гипотезу.

Заключение

Целью научно-исследовательской работы Подростки в социальных сетях: безопасное поведение являлось выявление основных рисков поведения подростков в социальных сетях.

В качестве рабочей гипотезы мы предположили, что главными рисками являются:

недостаточная осведомленность об опасностях социальных сетей,

недостаточное внимание подростков к соблюдению безопасного поведения в социальных сетях и, как следствие,

небезопасное реальное поведение в социальных сетях.

Нами было проведено исследование учащихся 7-9 классов нашей школы с помощью специально разработанной анкеты.

Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

подростки недооценивают и игнорируют опасности, которые могут угрожать им при взаимодействии в социальных сетях;

поведение подростков в социальных сетях небезопасно.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Литература

Болотина, Т,В. и др. Методические рекомендации по рганизации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей /Болотина Т.В., Павлова С.А., Прутченков А.С. - ФГАОУ АПК и ППРО, - М., 2016.

Дубовер, Д. Медиаграмотность - Донской государственный технический университет. – Ростов-на-Дону, - 2015.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культурные и этические нормы взаимодействия подростков в социальных сетях.

Подходы к проблеме. Практический опыт школы.

Иванова Н.Н., заместитель директора Гимназии №1540 по воспитательной работе.

Розенблюм С.А., педагог-психолог Гимназии № 1540.

Поскольку общение детей в социальных сетях – новое и еще мало изученное явление, то школа как институт сталкивается с необходимостью каким-то образом реагировать на вызовы времени, не имея еще разработанных подходов и устоявшегося представления об этических нормах и правилах поведения в пространстве Интернета.

Как выглядят наиболее частые запросы родителей к школе в этой области?

Во всех этих ситуациях родители просят школу вмешаться в, но и детям, и учителям не до конца понятно, можно ли административно вмешиваться в жизнь виртуального сообщества учеников школы.

Очевидно, что все это отражение тех же конфликтов в подростковой среде, которые были всегда, но на новом технологическом уровне. Поколение взрослых не всегда готово к жизни в этой новой виртуальной реальности, а у детей еще не сформирован нравственный аппарат для самоконтроля, с одной стороны, а с другой – они не до конца осознают, что их высказывание в сети становится достоянием огромного количества посторонних людей.

Дети рассматривают интернет как свое пространство и далеко не всегда признают за взрослыми право туда приходить. Возможно, они уходят в сети от авторитарного давления взрослого мира, воспринимая сеть как место своей ничем не ограниченной свободы. И даже если им не очень нравится стиль общения там, желание быть принятым в своей референтной группе оказывается сильнее.

Обычные способы разрешения школьных конфликтов здесь не работают, все происходит в виртуальном пространстве, дети, считая это своей территорией, не признают за учителями и родителями права приходить туда, да и среди взрослых нет единого мнения, допустимо ли это.

Тем не менее, поскольку в последнее время все явственнее ощущается запрос на помощь со стороны родителей и учителей, то мы попробовали разработать систему формирования этических норм поведения в социальных сетях у учеников нашей гимназии. Возможно, этот опыт будет кому-то интересен.

Необходимо осознать самим и подвести родителей к тому, что нужно учить детей вести себя в интернете так же точно, как нужно просто учить их себя вести. Необходимо формировать у детей представление о том, что в сетях у личности существуют те же права и обязанности, что и в реальном мире, и такая же ответственность за свои дела и поступки.

В сложных конфликтных ситуациях, возникавших в сети, но выплескивавшихся в реальный мир, мы действовали следующим образом. Обсуждали проблему с наиболее активными детьми, заявившими о своей позиции и обратившимися к нам за помощью, с тем, чтобы в дальнейшем они смогли самостоятельно (пусть с нашей минимальной поддержкой) перенести обсуждение из сети в класс. Затем у них постепенно появлялась уже своя, постоянно растущая, группа поддержки, и они могли уже самостоятельно возвращаться к ситуации в сети, не боясь открыто спорить, высказывать свою точку зрения и т.д.

Индивидуальные беседы с родителями были не очень эффективны. Когда однажды, разбирая ситуацию коллективной травли в сети, мы пригласили всех участников конфликта и их родителей, дали высказаться всем детям и увидели, как в этом открытом обсуждении все без исключения родители совершенно по-другому увидели своих детей, мы поняли, что центр тяжести нашей работы надо переносить на родительское сообщество.

Тогда и возникла идея проведения родительского дискуссионного клуба. Задача его проведения – привлечь внимание родителей к проблеме, вместе с ними понять причины нежелательного поведения подростков в сети, помочь родителям понять и принять своего ребенка.

Технология проведения дискуссионного клуба выглядит следующим образом.

По электронной почте рассылаем всем родителям школы вопросы для обсуждения. Вопросы заведомо сформулированы так, чтобы невозможно было дать однозначный ответ. Целью является стимуляция родителей к включению в дискуссию и выявление всего спектра родительских подходов к видению и решению обсуждаемых проблем.

После проведения дискуссионного клуба необходимо сделать рассылку по электронной почте итоговых материалов мозгового штурма, чтобы те родители, которые не смогли принять участие в дискуссии, и те родители, которые не выразили явной заинтересованности в поднятой проблеме, были в курсе того, как проходило обсуждение, к каким выводам пришли участники дискуссии.

Так мы пытаемся привлечь родителей, которые, возможно, не знают и не задумываются о существовании самой проблемы, к более активному включению в эту сторону жизни своих детей.

Следующий этап – работа с детьми. Здесь мы предлагаем два разных формата: конференция для старшеклассников (8 - 11 класс) и классные часы для учащихся средней школы (5 - 7 классы).

Этапы подготовки конференции для старшеклассников могут быть следующими:

- совместное составление с активными учениками вопросов для предварительного обсуждения (это могут быть те же вопросы, которые предлагались для обсуждения родителям). Нам кажется, что срок обсуждения вопросов должен быть коротким - для поддержания интереса учащихся к обсуждаемым вопросам;

- выявление лидеров, готовых доказательно отстаивать позицию своей группы на конференции;

- приглашение на конференцию экспертов-взрослых (можно из числа родителей): юристов, психологов, филологов, IT-специалистов.

Лучше если формат проведения конференции будет предложен самими детьми.

Только по итогам проведения конференции для старшеклассников можно планировать работу со средним звеном (5-7 классы).

Принципиально важно, чтобы классные часы в 5-7 классах проводили активные старшеклассники, укрепившие свои позиции на прошедшей конференции.

Эти классные часы должны проходить в виде дискуссионного клуба, чтобы дети могли свободно высказываться в психологически безопасном пространстве.

После серии классных часов можно организовывать лекции-беседы тех же самых специалистов-экспертов для всех учеников средней школы, чтобы слова специалистов легли на уже подготовленную почву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе приведены данные диагностики виртуального общения на общение подростков в реальном мире.

по теме: Особенности виртуального общения несовершеннолетних детей и вопросы личной безопасности в Интернете.

Степанова Наталия Ивановна,

МБОУ СОШ с.Чуваш-Кубово

Глава I. Основные проблемы общения подростков.- 4стр.

1.1. Виртуальные сети – средство общения – 4стр.

1.2. В чем польза и вред социальных сетей – 5стр.

Глава II. Диагностика влияния виртуального общения на общение подростков в реальном мире –7стр.

2.1. Участники исследования – 7стр.

2.2. Результаты исследования – 7стр.

Список литературы –11стр.

Человечество стремительно шагает в информационную среду. Конечно, это большой плюс. Люди, находящиеся на далеком расстоянии, не испытывают проблем в общении. В отличие от тех людей, которые непосредственно находятся вблизи и не могут встретиться с человеком, ведь в этом пропадает необходимость. Все чаще подростки не могут найти правильный тип общения в реальной среде, потому что не могут устно сформулировать то что, они с лёгкостью могли бы перенести в электронный текст. Возможность окрасить текст эмоционально и мимически, лексически правильно становится трудно решаемой задачей.

Актуальность исследования обусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.

Цель исследования: как влияет общение в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.

Задачи исследования:

- История возникновения социальных сетей и общение в них;

- Особенности общения подростков;

-Провести анкетирование и тестирование учеников с целью выявления факторов влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.

- Диагностировать влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире;

Объект исследования: общение подростков в социальных сетях.

Методы исследования:

Изучение методической литературы, материалов сети Интернет.

Методика изучения потребности в общении О.П.Елисеева

Глава I. Основные проблемы общения подростков.

1.1. Виртуальные сети – средство общения.

Одной из самых первых социальных сетей в 1971 году стала технология электронной, которая использовалась военными в сети ARPA Net.

В ноябре 1996 года появился интернет-пейджер ICQ. Придуман и создан он был командой старшеклассников из Тель-Авива.

18 марта 1999 года американским студентом-программистом Брэдом Фицпатриком был создан Живой Журнал или, попросту, ЖЖ. В последствии сервис стал массовым хостингом блогов и приобрел громаднейшую популярность в странах СНГ. Именно ЖЖ впервые предоставил возможность создавать сообщества и вести в них общение.

В декабре 2002 года создается LinkedIn. В мае 2003 она запускается и занимает достойное место среди сетей для профессионалов.

В 2003 году была появилась и новая социальная сеть MySpace. Тогда она покорила многих. Возможность создания персональных профилей, удобные настройки внешнего вида, сообщества по интересам, размещение фотографии, а также видео и ауди известных исполнителей, собственный блог. Всё это дало возможность MySpace в 2006 году стать самой популярной социальной сетью во всем мире.

2004 год – один из самых знаковых годов.

aSmallWorld - частная сеть с доступом только по приглашению

Mixi - первый пользователь создает первую запись

В 2006 году Джек Дорси запустил проект Twitter, который сразу же стал быстро растущим новым социально-сетевым проектом.

2006 год знаменателен возникновением Одноклассников и ВКонтакте.

Вывод: социальные сети являются незаменимым средством общения в современном обществе.

1.2. В чем польза и вред социальных сетей.

Особое место при общении в социальных сетях занимает манера общения и использование коротких, но емких выражений и символов. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, выработался свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, со специально искаженными орфографическими и лексическими нормами. Общение становится торопливым и предельно упрощенным. При помощи знаков препинания эмоции выражаются по-разному. С развитием Интернета набор этих значков дополнился.

В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватарки. Смайлики и намеренно искаженные слова получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком.

Таким образом, подросток в социальной сети находится со всеми наравне, но в тоже время, имеет шанс отличаться от своих сверстников. Ещё одна важная вещь, которая привлекает подростков в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта - на сегодняшний день понять, с кем имеешь дело, очень просто — открой его страничку. Симпатии выражаются виртуальными поцелуями, клипами и открытками в несчетном ассортименте.

Общение посредством интернета, а в частности социальных сетей, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей можно отметить следующие:

1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Вывод: мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:

психологические (место развлечения, социальные сети как единственное средство общения для подростков, потребность в общении)

социально-психологические (неудовлетворенность подростка самим собой, создание себе виртуального образа).

Глава II. Диагностика влияния виртуального общения на общение подростков в реальном мире

2.1. Участники исследования.

2.2. Результаты исследования.

Для изучения мнения подростков о социальных сетях было проведено анкетирование среди учащихся 9 класса.

Друг Вокруг – 6 учащихся (28,5%);

Вконтакте – 19 учащихся (90,5%);

Одноклассники- 2 учащихся (9,5%);

Мой мир@Mail – 6 учащийся (28,5%);

Facebook – 5 учащихся (24%)

Основной целью посещения подростками, пользователями социальных сетей является общение (так ответили 14 учащихся – 67%), 9 учащихся (43% из числа опрошенных) ищут новые знакомства, 7 учащихся (33%) делает через социальную сеть заказы, 1 человек (5%) ответил, что посещают свою страничку в социальной сети от нечего делать.

Большинство опрошенных проводят в социальных сетях в среднем около 2 часов в день (32%), однако есть и те, которые общаются в онлайн более 5 часов в день (5%).

Потребность в общении – одно из важнейших качеств нашей психики. Но степень выраженности этой потребности у разных людей неодинакова. Для определения уровня потребности в общении среди учащихся 9-го класса мы провели тест - методику изучения потребности в общении О.П.Елисеева

Результаты тестирования определились следующим образом:

низкий уровень потребности в общении – 0%;

уровень потребности в общении ниже среднего – 0%;

средний уровень потребности в общении- 12 человек (57%);

выше среднего – 5 человек (24%);

высокий уровень – 4 человека (19%)

Сопоставив результаты тестирования по методике изучения влияния социальных сетей на общении с данными, полученными из анкет учащихся было выявлено следующее: чем выше показатель уровня потребности в общении у подростка, тем больше время, проводимое им в социальных сетях. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом посещения подростками социальных сетей является потребность в общении, так как они не могут полноценно выразить словесно информацию, которую с легкостью могут озвучить через социальные сети. Можно сделать вывод, общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире.

Разумеется, важно соблюсти тонкий баланс и не сделать общение в соцсети для ребенка постоянным поиском злоумышленников. В рамках разумного, социальные сети — это прекрасный инструмент общения и социализации для ребенка. Кроме того, Интернет может сблизить ребенка с родителями, которые могут обмениваться опытом и знаниями о новых технологиях и возможностях. Но обсуждение в семье Интернета, тем, на которые ребенок общается в сети, и новых знакомых должно быть ненавязчивым, таким же обычным, как обсуждение школьной жизни.

Интернет предоставляет множество возможностей для изучения мира, других культур, отдельных областей знаний, поиска редкой информации, новых знакомств и все это - прекрасная альтернатива безнадзорному познанию жизни в подворотнях. Доверие родителей и их участие в жизни ребенка – прекрасный фундамент безопасного общения ребенка в Интернете и получения полезных знаний и положительных эмоций. Подводя итог, мы, взрослые должны помнить, что безопасность детей в Интернете, на 90% зависит от нас. Я считаю, что для безопасности детей необходимо:

- работа цензуры за информацией в Интернете;

- уделить особое внимание работе с родителями, которые зачастую не осознают, насколько опасным бывает Интернет- пространство для их ребенка;
- разработать единую образовательную программу обучения детей;

- целенаправленный процесс обучения должен начинаться с детского сада.

Таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного результата, требуется взаимодействие государства, общества, семьи, школы и, конечно, самого ребенка.

У большинства учащихся 9-го класса, участвовавших в исследовании, общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире. Общение подростков в социальных сетях имеет свои особенности. Общаясь в социальных сетях, подростки присоединяются к различным группам, субкультурам, знакомятся с разными людьми.

Можно выделить несколько путей решения данной проблемы:

ограничение времени пребывания в сети; поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);

оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);

увеличение времени пребывания в компании друзей. В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности.

Читайте также: