Нравственное воспитание младших школьников в семье доклад

Обновлено: 18.05.2024

Младший школьный возраст представляет собой важный этап в жизни ребенка. На этапе начального школьного образования ребенок не только получает знания, умения навыки. В образовательном учреждении продолжается процесс осознания ребенком себя как личности.
Задача педагога и родителей – обеспечить условия для всестороннего развития способностей, личностных качеств ребенка в процессе воспитания.
Стержнем, формирующим личность, является, безусловно, нравственное воспитание. Без содействия родителей осуществить целенаправленное педагогическое влияние не представляется возможным.

Оценить 1909 0

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

на тему: Нравственное воспитание младших школьников в семье

Краснова Ольга Александровна

Младший школьный возраст представляет собой важный этап в жизни ребенка. На этапе начального школьного образования ребенок не только получает знания, умения навыки. В образовательном учреждении продолжается процесс осознания ребенком себя как личности.

Задача педагога и родителей – обеспечить условия для всестороннего развития способностей, личностных качеств ребенка в процессе воспитания.

Стержнем, формирующим личность, является, безусловно, нравственное воспитание. Без содействия родителей осуществить целенаправленное педагогическое влияние не представляется возможным.

Любовь, доброта, порядочность, взаимоуважение, чувство долга, - те непреходящие моральные ценности, которые закладываются в ребенке раз и навсегда. Совсем не важно при этом, на какие религиозные, этические установки опираются родители, будь то христианство, ислам, атеизм.

Необходимо помнить, что самооценка ребенка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых его успехам и неудачам взрослым. От того, насколько адекватна, объективна оценка взрослого, зависит и тип самооценки ребенка. Она может быть адекватной, завышенной или, наоборот, и заниженной.

Знание родителями положительных и отрицательных качеств детей является хорошим подспорьем в воспитательном процессе.

Доверительность и открытость ребенка, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.

Типичной ошибкой многих родителей является стремление как можно быстрее перевоспитать ребенка. Не менее распространенной ошибкой родителей является ситуация, когда единственный в семье ребенок захватывает привилегированное положение в семье. Ему все дозволяется, каждое желание немедленно выполняется. В результате растет эгоист, баловень. Последующие попытки перевоспитать ребенка не имеют эффекта. Именно в этих случаях есть риск сделать из ребенка неврастеника.

Оптимальным вариантом становится воспитание в ребенке сознательной установки к собственным достижениям, привитие волевых качеств. Именно волевая регуляция поведения позволяет добиваться ему жизненных успехов, становится необходимой составляющей для самореализации. Решение поставленных задач нравственного воспитания становится возможным только в совместной деятельности родителей и педагога.

Список использованной литературы

Курлаева Е.А. Возрастная психология. Учебное пособие. СПб., Норма. 2011. 186 с.

Немов Р.Р. Психология детей младшего школьного возраста. М.: АСТРА. 2012. 345 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье подчёркивается, что в современном обществе большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающему поколению.

Доклад

на тему :

"Нравственное воспитание

младших школьников

в семье"

Подготовила учитель

начальных классов

Лаптинова З.Б.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. "И хорошее, и плохое человек получает в семье,"- эти слова знакомы каждому. Но несмотря на то, что семья является главной средой формирования личности, она не может создать условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности. Так и школа, с какими бы то ни было , талантливыми воспитателями, не может , изолированно от семьи , дать качественное развитие личности. Не зря предки наши называли семью "малой церковью". Здесь зарождается зерно духовности, здесь пробиваются ростки уважения к старшему поколению, традициям и устоям. Ещё А.С. Пушкин говорил:"неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности".

Предполагается повышение внимания к семье со стороны школы, за счёт изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм совместной работы. Возникает необходимость в новых подходах в организации работы с семьёй.

Как у классного руководителя, в моей методической копилке много разнообразных мероприятий, которые рассчитаны на тесное сотрудничество с родителями, призваны заинтересовать родителей в совместном воспитании и развитии детей.

Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную- возрождение духовности.

«Без памяти- нет истории,

Без истории- нет культуры,

Без культуры- нет духовности,

Без духовности- нет воспитания,

(В.А.Караковский)

Но семья это не только мама и ребёнок. Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга, выводит интересы ребёнка за порог собственного дома. Детям совершенно необходим зримый пример мужского поведения. Мужская требовательность тем и хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности.

К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Всё чаще мужчины вынуждены в поисках работы уезжать из дома на большой срок. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца , он становится для детей только источником дохода.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Много мероприятий проходит и вне школы. Трудно переоценить значение внеклассных занятий на краеведческом материале. Их воспитательная ценность огромна. Они учат любить свой край, видеть его глазами поэта, музыканта, художника. На них можно широко использовать произведения литературы, музыки, живописи. Искусство усиливает эмоциональное воздействие на ребенка, заставляет его сопереживать, формирует у него эстетический вкус.

Ежегодно дети участвуют в районной выставке технического творчества: «Творчество: традиции и современность. И здесь родители тоже помогают с воплощением фантазий и выдумки в действительность.

Стержнем данных мероприятий является идея неисчерпаемой, творческой, любящей, доброй энергии семьи, которую создают родители и дети для счастья и благополучия.
Итак, семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - эти все качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за всё, что ей удаётся, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребёнка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Доклад

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если родители личным примером будут способствовать воспитанию нравственности.Ребёнок в младшем возрасте копирует поведение своих родителей, затем очень внимательно наблюдает за учителем. И выходя самостоятельно в социум пытается поступать так же, как и взрослые, за которыми он наблюдал и учился у них.

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа п. Спутник Можайского района Московской области

( из опыта работы)

Подготовила: Мельникова М. В.

Нравственное воспитание младших школьников.

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут включены в содержание внеклассной работы.

Именно поэтому я продолжаю уделять особое внимание и внеклассной работе, особенно проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники, игры – это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если родители личным примером будут способствовать воспитанию нравственности.

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшими направлениями политики нашего государства является дальнейшее совершенствование системы образования, формирование высоких духовных ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Нравственная культура является важнейшим критерием уровня воспитанности современных школьников. Нравственность – это определенное состояние развитости внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности, то есть отношение его к другим людям, к природе, к миру.

Нравственный потенциал обучающего не зависит от простой суммы ЗУН. Это сложное динамическое состояние личности должно рассматриваться как универсальное интеграция, своеобразный сплав разносторонних способностей, потребностей и интересов конкретного человека, регулируемого гуманистической направленностью, реализующейся в процессе предметной гуманитарной деятельности, социальной практики.

Огромную роль в воспитании детей играет начальная школа. Нравственно-духовное просвещение младших школьников, осуществляется в процессе обучения, общение со сверстниками, под влиянием семейного воспитания. Вот почему особенно важна роль окружающей среды ребенка, малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Очевидно необходимость организации социальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям, и к самому себе.

Важнейшими направлениями политики нашего государства является дальнейшее совершенствование системы образования, формирование высоких духовных ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Нравственная культура является важнейшим критерием уровня воспитанности современных школьников. Нравственность – это определенное состояние развитости внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности, то есть отношение его к другим людям, к природе, к миру.

Нравственный потенциал обучающего не зависит от простой суммы ЗУН. Это сложное динамическое состояние личности должно рассматриваться как универсальное интеграция, своеобразный сплав разносторонних способностей, потребностей и интересов конкретного человека, регулируемого гуманистической направленностью, реализующейся в процессе предметной гуманитарной деятельности, социальной практики.

Огромную роль в воспитании детей играет начальная школа. Нравственно-духовное просвещение младших школьников, осуществляется в процессе обучения, общение со сверстниками, под влиянием семейного воспитания. Вот почему особенно важна роль окружающей среды ребенка, малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Очевидно необходимость организации социальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям, и к самому себе.

Однако нравственное воспитание невозможно без тесного сотрудничества школы с семьей. Именно в семье ребенок получает первый опыт нравственности, моральных норм поведения. Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться, не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами. Ребёнок, как лакмусовая бумага, показывает, насколько высок нравственный уровень его семьи. Педагог в процессе общения с учеником видит все проявления его нравственных качеств, может определить отношения ребенка к людям др. национальностей, их обычаям, традициям, языку, его взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми, с пожилыми, с посторонними людьми в различных ситуациях, определить его душевное состояние. По ученику хорошо видны отношения родителей к старшим членам семьи, формы взаимоотношений в семье между родителями и ребенком. Работа семьи должна идти рука об руку со школьным учителем. Учитель должен наладить тесный контакт с родителями, в доброжелательной обстановке, в тактичной форме найти пути совместной деятельности по нравственному воспитанию ребенка, стать помощником добрым советчиком. Ведь реакция родителей на рекомендации учителя бывает разной. Одни с готовностью и благодарностью принимают советы, другие считают, что они вправе сами решать, как им воспитывать своих детей и решительно отвергают любые рекомендации. Поэтому важно найти и подобрать индивидуальные формы методы работы с каждым родителем относительно конкретного ребенка в конкретной семье.

Существуют основные формы методы, обеспечивающие успех в воспитательной деятельности в школе и в семье. Это, прежде всего недопустимость использования нравоучений, порицаний, резких замечаний, пренебрежительных высказываний.

Учителю необходимо прежде всего иметь представление о семье ребенка (с помощью бесед, наблюдений, игр, разрешения проблемных ситуаций, анкетирование); наладить тесный контакт с родителями (посредством наблюдений за ребенком, бесед с родителями, тестов. сформировав. представлений о микроклимате семьи); организовать заочную школу для родителей (лекции, семинары, деловые игры, консультации); проводить круглые столы на темы нравственного воспитания (воспитание гражданина своей страны, уважение к государственному языку, к символике государства, изучения гимна, воспитания гордости за свою Родину, поздравление ветеранов, возложение цветов к памятникам, воспитание уважения к людям др. национальностей, их быту, традициям, обычаям, стремление дружить с детьми разных национальностей).

Еще один немало важный фактор нравственного семейного воспитания детей – участие в этом процессе прародительских поколений (бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек), которые обогащают и разнообразят эмоциональную жизнь ребенка, но большую роль играют родители. Огромную роль в семье играют семейные традиции (памятные даты, юбилеи, дни рождения) и умение их организовать.

Положительный эффект дает такой метод – самовоспитание, как планирование своего дня, определение времени и места для какого-нибудь хорошего дела. А в конце дня следует обязательно подвести итоги.

Важно своевременно дать понять ребенку, что его усилия замечены и не напрасны.

Таким образом, семья, - это самая благодатная почва для нравственного развития детей. Ведь моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требования, предъявляемых к нему родителями и даже еще неосознанно усваиваются как единственно возможный способ поведения.

Однако семейное воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с педагогом.

Гост

ГОСТ

Роль семьи в нравственном становлении личности

Воспитательный потенциал семьи огромен. Семья обладает огромными воспитательными возможностями. Часто, семья не имеет достаточной педагогической компетентности в области воспитания. Но это не мешает ей полноценно выполнять свои воспитательные функции и способствовать полноценному становлению личности: нравственно ориентированной, социально развитой и наделенной моральными основами поведения.

Особенную роль семья играет в воспитании нравственности.

Нравственность – это внутреннее свойство личности, отражающее ее духовность, владение этикой поведения и гуманные качества.

Нравственность отражает доброжелательное, терпимое поведение, проявление сочувствия и гуманного отношения ко всем живым существам, уважения к чужому мнению и индивидуальности.

Нравственность воспитывается с раннего детства. Семья выступает образцом для подражания ребенка. Если родители руководствуются нравственными ориентирами в своей деятельности, то ребенок будет стремится действовать также.

Воспитание нравственности необходимо. Нравственность не является врожденным свойством личности. Она формируется в ходе ее развития и ознакомления с устройством окружающего мира.

Семья выступает основой морального развития личности. Именно в семье происходит заложение основ характера и формирование нравственных ориентиров поведения. Семейное воспитание хорошо тем, что оно реализуется непрерывно т.е. ребенок воспитывается на протяжении всего периода проживания в семье.

В младшем школьном возрасте, нравственному воспитанию необходимо уделять особое внимание. В этот возрастной период ребенок сталкивается с новыми условиями существования, новой обстановкой, он не имеет представления о том, как правильно себя вести в таких обстоятельствах, все для него ново и неизведанно. Ему требуется помощь взрослого в расширении нравственного опыта. Эти взрослым может быть педагог школы, но он не является близким человеком для ребенка и его воспитательное воздействие не будет иметь должного эффекта. Тем более, как было сказано выше, необходим личный пример. Поэтому, требуется активная роль семьи и ее взаимодействие со школой в формировании нравственных идеалов младшего школьника.

Готовые работы на аналогичную тему

В данный возрастной период развития, учащийся вполне может руководствоваться моральными ориентирами во всех видах и направлениях деятельности. При этом, он может не знать, как контролировать свои эмоции и оборачивать их в нравственную упаковку.

Роль семьи в нравственном развитии младшего школьника сводится к следующему:

  1. Усвоение ценностей семейной жизни и отношений и их проекция в иные процессы и явления, социальные взаимоотношения.
  2. Заложение уровня социального и эмоционального развития, уровня морального ориентирования в поведении происходит в семье.
  3. Заложение жизненных установок, основ мировоззрения реализуется в семьи, на основании наблюдения за взаимоотношением родителей, их поведением в разных ситуациях.
  4. Устойчивая связь ребенка с родителями дает семье огромные воспитательные возможности.

Все это говорит о необходимости нравственного развития ребенка в семье и акцентировании внимания педагогов начальной школы на привлечение родителей к семейному воспитанию.

Условия продуктивного нравственного развития младшего школьника в семье

Чтобы нравственное воспитание имело должный эффект, и семья способствовала раскрытию нравственного потенциала ребенка младшего школьного возраста, выработке у него нравственных ориентиров деятельности и формирования нравственных потребностей, родителям необходимо соблюдать следующие условия воспитания:

Читайте также: