Доклад общественный строй киевской руси

Обновлено: 17.05.2024

Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.

Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.

Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.

Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Государственное устройство Древней Руси

4. Государственное устройство Древней Руси Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был

5. Правовая система Древней Руси

19. Общественный строй Владимиро-Суздальской земли

19. Общественный строй Владимиро-Суздальской земли Состояние общества во Владимиро-Суздальском княжестве проще всего понять по его сословному составу, градуировав население по классовому, правовому и социальному положению.Класс феодалов состоял из князей, бояр, слуг

20. Общественный и государственный порядок Руси во время монгольского завоевания

20. Общественный и государственный порядок Руси во время монгольского завоевания Золотая Орда покорила Русь в 1240 г. После разгрома Ярослав Всеволодович начал платить дань Батыю в Золотую Орду. Эта эпоха затянулась до конца XV века. Орда была сильным военным государством,

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси IX в. Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян. Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы

1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества,

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией.

Общественный строй - это в совокупности экономическое развитие страны, классовая структура общества, правовое положение классов и социальных групп населения.

На Руси происходит процесс перехода от родоплеменного к территориальному строю. Основой общественного строя стала городская община, которая держалась на территориальных связях. Вместе с ростом городов шло развитие городской округи – так начали появляться города государства.

Для Древней Руси характерно разделение всего населения на сословия – замкнутые социальные группы, имеющие определенные права и обязанности, а также особое положение. В Киевской Руси происходил процесс формирования сословного общества.

Свободное население

Все население можно разделить на две группы: свободные и зависимые.

На верхушке всей социальной структуры находился князь. Он возглавлял административную систему и его основными функциями были:

По мере развития древнерусского общества, все яснее проявляется тенденция стремления городов к ограничению княжеской власти. Особенно ярко это видно на примере Новгорода, где князь выполнял, в основном, исполнительские функции. Главной же политической силой был народ – вече и бояре решали важнейшие вопросы.

Готовые работы на аналогичную тему

Ближайшее окружение князя составляла дружина – это люди, служившие князю на основе личных имущественных связей, отличавшиеся хорошей боевой подготовкой. Дружина была, можно сказать, наемным войском: за службу князю они получали материальные блага в виде даров, военных трофеев и пр. При этом большую роль в дружине играли личные отношения, то есть отношения князя и дружины во многом строились на основе дружественных связей.

Дружина делилась на старшую и младшую:

  • Старшая дружина была наиболее близка к князю; она принимала участие в княжеских советах, где решались военные и административные вопросы, составляла самую престижную часть древнерусского войска; в старшую дружину входили бояре – самые знатные слои населения, занимавшие должности посадника, тысяцкого, воеводы.
  • Младшая дружина составляла основной костяк княжеского войска; она выполняла служебные функции при дворе, ее члены были телохранителями князя; они не могли принимать участие в советах по гражданским делам, но допускались в военные советы; в младшую дружину входили отроки, детские, сыны боярские.

В XI в. происходит слияние старой знати и влиятельных дружинников, что привело к появлению новой социальной группы – боярства. Они участвовали в боярских советах, вече, занимали высшие управленческие должности. Поскольку это была привилегированная часть общества, преступления против нее наказывались строго. А при отсутствии сыновей, бояре могли передать свое наследство дочери, в то время как дочери простых людей не могли вступать в права наследования. Бояре были также освобождены от уплаты налогов.

При этом в Киевской Руси боярство не было закрытым сословием: за заслуги туда мог попасть любой свободный человек.

Отдельным сословием было и духовенство, которое делилось на черное и белое. Белое духовенство было более многочисленным, и в него входили священники, диаконы, дьяки, паламари и пр. Черное духовенство составляли монахи. Они играли довольно значительную роль в развитии культуры, поскольку в древней Руси именно монастыри были центрами образованности. Мы знаем писателей (Нестор, Илларион) и художников (Алимпий), которые работали при монастырях.

Средний слой населения проживал в городах. Горожане обычно занимались торговлей и ремеслом. Они были юридически свободны, имели гражданские права; в их обязанности входило уплата дани в пользу князя и участие в народном ополчении в случае военной необходимости.

Самой низшей группой свободного населения были смерды (крестьяне), составляющие основную часть населения Киевской Руси. Они владели землей, скотом, платили налоги и призывались в войско в случае необходимости. Смерд мог передавать наследство только сыновьям. Несмотря на то, что правовое положение смерда было фактически одинаковым с боярином, наказание за преступление против смерда было намного меньше, чем против боярина.

Зависимое население

Основными видами зависимого населения были рядовичи, закупы и холопы.

Рядовичами назывались те, кто заключил с землевладельцем ряд (договор), по которому последний предоставлял ему землю в обмен на службу. Это была временная зависимость, которая ограничивалась сроком договора.

Закупы – это смерды, взявшие у землевладельца купу (долг). Они находились в зависимости от феодала, пока не отработают этот долг. Они могли иметь и свое хозяйство, двор, скот и т.д., и могли жить на земле своего феодала. В целом, закупы сохраняли свои гражданские права: их нельзя было продать, а за несправедливое отношение они могли подать на хозяина в суд. При этом закупа можно обратить в полную зависимость в случае его бегства либо совершением им воровства.

Холопы – это те, кто находился в полной зависимости от землевладельца, фактически на положении раба. В холопство попадали несколькими способами:

  • плен;
  • рождение в семье холопов;
  • продажа в холопы (некоторые продавали сами себя);
  • невыплата долга;
  • брак с холопом.

Холоп мог получить свободу в случае своего выкупа. Холоп был фактической собственностью хозяина и не имел никаких прав, однако, в случае совершения правонарушения, он нес ответственность сам за себя.

Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - “людин”, отсюда - “простолюдин”). В Древней Руси земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством.

Содержание

Введение
3
1.Общественный строй Древней Руси
4
2.Основные черты феодального строя
6
3.Особенности общественного строя Древней Руси
8
Заключение
10
Библиографический список
12

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

1.Общественный строй Древней Руси

2.Основные черты феодального строя

3.Особенности общественного строя Древней Руси

Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально- экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - “людин”, отсюда - “простолюдин”). В Древней Руси земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством.

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом.

1 Общественный строй Древней Руси

Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси как было отмечено выше, остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения, другие определяют это общество как переходное и до классовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный.

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма.

Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.

Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Начиная с ХI в. в социальной структуре Древнерусского государства все более отчетливо просматриваются основные признаки феодальных отношений. Появляется вотчина – от слова “отчина” – отцовская собственность, передаваемая по наследству. Вотчину можно было передавать по наследству, продавать, обменивать. Каким путем формировались вотчины – за счет княжеских пожалований или естественным образом в ходе хозяйственного освоения земель – точно не установлено.

В раннефеодальном обществе Древней Руси выделялись два основных класса – крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам, и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло:

    1. закупов называли тех, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг);
    2. рядовичей становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора);
    3. изгоев - это обедневшие выходцы из общин;
    4. пущенники - вольноотпущенные рабы;
    5. холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники.

Несколько позже, во второй половине X и особенно в IX вв. в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства, которые также эксплуатировали крестьян и посадский люд. Интересы феодалов оберегали законы государства, на их стороне были власть и военная сила. Но крестьяне не оставались пассивными к феодальному гнету. В истории этого периода известно много восстаний крестьян и посадского люда, особенно в IX – начале XII в. Наиболее крупными из них были восстания в Киеве.

Отметим характерные черты феодального строя на Руси. Существование несколько форм феодальной земельной собственности:

a) вотчина – с возможностью передачи в наследство. Обычно ее получали члены старшей дружины. Время появления – последняя треть XI в.

b) поместье - условная форма феодального землевладения, т. е. только при несении служба. Некоторые историки считают, что поместье мало чем отличалось от вотчины: их только запрещали передавать в монастырь.

3 Особенности общественного строя Древней Руси

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик - посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказалась боярщина – институт, основанный на вотчинном землевладении.

Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

В ходе написания настоящего реферата можно подвести итоги и сделать следующие выводы: Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер.

В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале XII в. появляется новая группа зависимых людей закупы, Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально-зависимому крестьянину.

Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего это люди, работающие в княжеских селах.

1 Воронин А.В. История Российской Государственности Учебное пособие. М.: Академия, 2004. – 512 c.

2 Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М.: Проспект, 2002. – 349с.

3 Горинов М.М., Ляшенко Л.М. От древней Руси к императорской России. М.: Гардарика, 2004. – 315 c.

4 Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М.: Проспект, 2003. – 415 с.

5 Исаев И.А. История государства и права России. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ, 2003. – 478 c.

6 Кацва Л.А.,Юрганов А.Л. "История России VIII-XVвв.. М.: Былина, 2004. – 365 с.

7 Куликов В.И. История государственного управления в России: Учебник для студентов сред. проф. учеб.заведений.-2-е изд., стериотип. - М.: Академия, 2003. – 589 с.

8 Сальникова В.П. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: Учебное пособие / Под общей ред..СПб.: Питер, 2003. – 641с.

Общественный и государственный строй в Киевской Руси

Киевская Русь — средневековое государство в Восточной Европе, оформившееся в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Киевскую Русь можно считать единым государством, так как оно имело верховного правителя — киевского князя. В его руках были сосредоточены все ветви власти:

  • законодательная;
  • военная;
  • судебная;
  • исполнительная.

В своих решениях князь опирался на совет, включавший его приближенных и представителей верхушки дружины.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

По форме правления и государственного устройства Киевская Русь была монархией. Монарх выступал олицетворением преемственности традиций и единства нации, был наделен независимостью и юридическим иммунитетом, единолично мог решать внутренние и внешние вопросы.

Общественный строй состоял из:

  1. Верхов, включавших князей и бояр, а также из дружинников.
  2. Смердов — закабаленных сельских жителей.
  3. Зависимого населения — закупов, рядовичей.
  4. Горожан, особое положение среди которых занимали купцы и ремесленники.
  5. Челяди — полностью бесправных людей.

После введения христианства в конце X века отдельную когорту образовали религиозные деятели. Церковь начала присваивать землю, получать десятину с князей и иного населения.

Процесс формирования сословного общества

Процесс трансформации родоплеменного строя в территориальный ознаменовался разделением всего населения на сословия.

Сословие — это замкнутая социальная группа, отличающаяся от остальных особым положением, обладанием определенными обязанностями и правами.

В древнерусском государстве выделялось две основных группы: зависимое и свободное население.

Зависимое население

Эта группа была представлена:

  1. Рядовичами — людьми, заключившими договор с землевладельцем на временное пользование землей в обмен на службу.
  2. Закупами — смердами, взявшими долг у землевладельца и находившимися в зависимости от феодала до отработки долга.
  3. Холопами — рабами землевладельцев.

Стать холопом можно было, попав в плен, родившись в холопской семье, продав себя в холопы самостоятельно или не справившись с выплатой долга.

Несмотря на то, что холоп, по сути, являлся собственностью феодала, за свои проступки и правонарушения он отвечал самостоятельно: землевладелец не нес за него никакой ответственности.

Свободное население

Верхушкой свободного населения был князь и его дружина, особенностью которой являлось деление на:

  1. Младшую дружину, выполнявшую при дворе свои функции, но не допускавшуюся в совет по гражданским делам.
  2. Старшую дружину, представители которой принимали участие в княжеском совете, решении административных и военных вопросов

В целом дружина служила наемным войском с хорошей боевой подготовкой. За верную службу князь одаривал дружинников военными трофеями, дарами, а также хорошо платил.

В XI веке произошло слияние знати и наиболее влиятельных дружинников, в результате чего образовалось новое сословие — боярство. Его представители принимали участие в советах, занимали руководящие должности, освобождались от уплаты налогов.

При том, что боярство передавалось исключительно по наследству, вступить в сословие могли и простые граждане — отличившиеся в политической или хозяйственной деятельности.

Отдельную категорию свободного населения составляли церковные служители. В XI-XII веках духовенство разделилось на:

  1. Белое, включавшее дьяконов, священников и пономарей.
  2. Черное, представленное проживавшими в монастырях монахами.

Известно, что монахи сыграли важную роль в развитии культуры, образования. Многие монастыри служили центрами художественного ремесла, литературы.

Средний слой свободного населения состоял из горожан: торговцев, ремесленников.

Низший был образован смердами, владевшими землей и скотом, при необходимости подлежащими призыву в войско.

Источник права в Древней Руси

Главным источником права послужил старый правовой обычай. Впервые он сформировался в условиях родоплеменных отношений. Позже, получив поддержку государства, трансформировался в обычное право.

Моментом перехода правового обычая в право считается тот период, когда государство начинает принуждать своих граждан к исполнению утвержденных норм и правил.

Обычное право многое унаследовало от правового обычая:

  • круговую поруку;
  • кровную месть;
  • умыкание невесты;
  • заключение договоров в устной форме;
  • наследование в рамках одной семьи.

Однако уже к XI веку многие догмы были пересмотрены и видоизменены. К примеру, кровная месть была запрещена и на законодательном уровне была заменена денежным штрафом.

Как осуществлялось управление государством

Помимо князя и состоявшего из его приближенных совета, в управлении государством участвовало вече — масштабное народное собрание, созывавшееся для решения глобальных вопросов.

Центральное управление характеризовалось наличием дворцово-вотчинной системы: хозяйство великого князя вели разного рода прислужники:

  • дворецкие;
  • горничные;
  • хозяйственники;
  • огородники;
  • конюхи.

На местах была внедрена более простая система. Каждым уделом руководил местный князь. Ему в помощь от центрального управления направлялись волостели и наместники, кормившиеся за счет проживавшего в уделе народа.

Судебные функции исполнял лично Киевский князь и назначенные им должностные лица: вирники, мечники. Кроме того, в XI веке уже существовала система церковного суда.

Князья уделов были наделены правом самостоятельного суда над людьми, находившимися у них в прямой зависимости, проживавших на их территории. Для осуществления правосудия по мелким вопросам не приходилось обращаться к верховной власти.

Социально-экономические отношения в обществе

Господствующей системой производственных отношений в экономике Древней Руси являлся феодализм. Однако в летописных источниках можно найти признаки существования первобытно-патриархального и рабовладельческого строя.

Поскольку главным средством производства оставалась земля, наиболее выгодное положение занимали обладающие ею группы населения. Чаще всего формой организации такого владения выступали княжеские или боярские вотчины, а также крестьянские общины, наравне с другими платившие дань великому князю.

Важной характеристикой феодализма Киевской Руси являлась значительная роль государственного сектора в экономической системе страны. Этим он отличался от классической версии, присущей большинству западноевропейских держав.


Сборник представляет собой собрание научно-исследовательских работ по истории. Тематика их широка: Древняя Русь, Русское царство, Российская империя XIX века, Античность, Средневековье, история Европы в Новое время. И в тоже время она необычайно узка – каждое научное (или полунаучное) произведение в данной книге – это исследование какой-либо частной проблемы из вышеназванных исторических периодов. Общественный строй Древней Руси, польское влияние на культуру России, жизнь россиян в условиях пандемии холеры в 19 веке, роль личности в истории Античности, особенности возникновения средневекового города, зарождение национализма и революции – это и многое другое стало предметом исследования автора.

Оглавление

  • Предисловие
  • Дискуссия об общественном строе Древней Руси
  • Польское влияние на Россию в 17 веке

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История: научно-исследовательские работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дискуссия об общественном строе Древней Руси

Общественный строй Древней Руси до сих пор является предметом спора в научной среде. Под общественными отношениями прежде всего мы понимаем такие социальные взаимосвязи и взаимодействия между людьми, которые регулируют их функции и положение в обществе. В условиях средневековья — это феодальные отношения. Такие отношения людей, населявших территорию Руси, начиная от призвания варягов в IX веке и заканчивая монголо-татарским нашествием в XIII веке (хронологические рамки Древней Руси), интересовали многих учёных-историков. Не существует единой точки зрения по данной проблематике. Среди крупных историков, высказывавшихся по этой проблеме Борис Дмитриевич Греков, Серафим Владимирович Юшков, Игорь Яковлевич Фроянов, Михаил Борисович Свердлов.

Изучение данной темы актуально в наше время. Как уже было сказано выше, не существует единой установившейся точки зрения на общественный строй Древней Руси.

Целью данного научного доклада является выяснение общественного строя Древней Руси. Для решения данной цели необходимо выполнить следующую задачу: изучить точки зрения Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова, И.Я. Фроянова, М.Б. Свердлова на общественный строй Древней Руси.

Объект — социальная структура Древней Руси.

Предмет — развитие социальной структуры Древней Руси.

Научный доклад состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Спор Б.Д. Грекова и С.В. Юшкова

В этой главе мы рассмотрим взгляды Б.Д. Грекова и С.В. Юшкова на общественный строй Древней Руси и подведем краткие выводы относительно их позиций.

Начнём с Б.Д. Грекова:

Кроме свободных общественных групп были также и зависимые. Как утверждает Б.Д. Греков в Русской Правде мы можем увидеть челядь — зависимая категория населения, — которая убегает от своих хозяев или совершает преступления; в её состав входят не только рабы.

Родового строя уже не существовало. Всё, что от него осталось, это постепенно исчезающая месть, потому что мстить теперь стало не обязательно, вместо мести можно было заплатить виру.

Бояре были разные по материальному положению и по происхождению, имели разную материальную базу. Норманны влившиеся в боярство вследствие своего завоевания некоторое время пользовались ленами, составлявшимися из даней, а местная, неваряжская знать, выросшая в земледельческом обществе, имела в основе богатства частную землю.

Об истории частной собственности и крупного землевладения XI века Б.Д. Греков говорит, что не известно, когда этот процесс — процесс разложения рода и образования классового общества начался, — но известно, что он шёл еще в VI–VIII вв.

Крупные боярские земельные владения были фамильными, т. е. передавались по наследству; о таком боярском дворе Б.Д. Греков пишет следующее: челядь, военные и невоенные слуги, обрабатывали землю, следили за хозяйственными постройками. Если умирал боярин, то во главе фамильного дома становилась вдова, хозяйственная жизнь не останавливалась

Б.Д. Греков также отмечает, что богатство боярское заключалось не только в частной собственности на землю, но и в движимых ценностях, получаемых через торговлю со странами азиатского Востока, скандинавского Севера и греческого Юга.

У феодалов XI века в качестве основы существования сёла были обычным явлением, лишение земли приравнивалось к потере источника жизни, это бедствие иногда даже сравнивается с бедствием потери любимых детей землевладельцем [3. С. 140].

Таким образом, получается, что верхушка классового общества: князья, бояре, церковь — была связана с землёй. Землевладение со временем становилось всё более важной базой, выделявших эту верхушку общества из массы, с учетом того, что развитие землевладения шло по пути укрупнения и усиления власти феодалов.

В Пространной Правде дан перечень слуг княжеской и боярской вотчины — это зависимое население вотчины. Мы можем разделить его на две группы: 1) слуги и 2) производители, рабочая сила. К первым относятся: отроки, конюхи, тиуны и кормильцы. Ко вторым: рядовичи, смерды, холопы и ремесленники [3. С. 149–150].

Разберемся в категориях населения Древней Руси.

Составной частью челяди были рабы. Рабами могли быть пленные или обедневшие крестьяне, которые искали кров у богатых землевладельцев, они были вынуждены вставать в ряд барской челяди и терять свои земли.

В противовес этому мнению, как отмечал М.Б. Свердлов, С.В. Юшков видел в смердах только феодальнозависимое сельское население [13. С. 136].

Следующая категория — изгои. Изгой — феодально-зависимые люди, состав которых сложен, в основном это люди, пришедшие в изгои из холопства через отпуск-выкуп.

Подводя итоги о развитии общественного строя Древней Руси, можно сказать, что землевладелец (князь, дружинник, боярин церковь), осваивая землю, подчиняет себе экономическим и неэкономическим принуждением свободного общинника, в следствии чего появляются зависимые категории населения.

Перед тем как перейти к позиции С.В. Юшкова стоит сделать некоторые замечания касательно позиции Б.Д. Грекова. Его взгляд большей частью продиктован идеологией марксизма-ленинизма, поэтому присутствует деление общества на классы. Но с точки зрения ортодоксального классового подхода нельзя объяснить присутствие в древнерусском обществе свободных от частновладельческой эксплуатации общин. Позиция Б.Д. Грекова не может быть исчерпывающей с учётом достижений современной науки и значительного расширения источникового материала, но это нисколько не умаляет её значение [1. С. 57].

Теперь перейдём к позиции С.В. Юшкова:

В Киевском государстве из трёх борющихся укладов: первобытно-общинного, рабовладельческого и феодального — господствующим был феодальный уклад. С.В. Юшков считает, что с течением времени рабовладельческие группы начинают растворяться в растущем классе феодалов, а класс зависимого населения включал в себя не только закабалённых общинников, но и рабов, привязанных к земле. Следовательно, уже оформленный класс феодалов начинал окончательно господствовать [20. С. 85–86].

Рабовладельческий уклад также был характерен для Киевской Руси как в дофеодальном государстве, так и в феодальный период. Рабы назывались челядью; владельцами рабов могли быть князья и многие дружинники, купцы и ремесленники, состоятельные общинники, а также купцы-руссы, которые продавали рабов на восточные рынки [20. С. 89]. По мнению С.В. Юшкова рабство развивается.

Будучи учёным XX века С.В. Юшков рассматривал историю в соответствии с марксистско-ленинской идеологии, т. е. с точки зрения формационного подхода. Его позиция не является исчерпывающей, но имеет большое значение для исторической науки.

Глава 2. Дискуссия И.Я. Фроянова и М.Б. Свердлова

В этой главе мы ознакомимся с взглядами И.Я. Фроянова и М.Б. Свердлова на общественный строй Древней Руси и подведем краткие выводы относительно их позиций.

Начнём с И.Я. Фроянова:

По мнению, И.Я. Фроянова, в конце X — начале XI в. Происходит разложение родовых отношений, переход от коллективного земледелия к индивидуальному, переход к территориальной верви-общине. По А. Е. Преснякову, князь в это время был вождём и организатором народного ополчения, организатором управления землёй и гарантом её безопасности [10. С. 33].

Что касается роли дружины в развитии общественных отношений Древней Руси, то И.Я. Фроянов не соглашается с мнением советских историков, он не считает, что в возникновении дружины нужно видеть только формирование господствующего класса, что делает их антиподом простого народа [17. С. 67–68], дружина имела тенденцию к разложению, так дружинные отношения старшей дружины, перерастают в вассальные, а младшая дружина просто превращается в княжеский двор, что также не является дружинным союзом [17. С. 76–77].

Дружина делилась на два разряда: старшая и младшая. В первую входили бояре, во вторую — отроки, милостники. Далее между князем и боярами развиваются вассальные отношения. С младшей дружиной князя связывали более тесные отношения, например, отрок — это личный слуга князя, в том числе и военный.

Продолжая свою мысль И.Я. Фроянов пишет, что, вопреки распаду дружинных связей, дружина в рамках социально-политического института продолжает действовать, т. е. влияет на положение князя в древнерусском обществе [17. С. 98].

И.Я. Фроянов считает, что бояре получали кормления в качестве платы за участие в управлении и вместе с князьями составляли правительственную прослойку, а также что в их деятельности нет исключительно классового господства, т. к. Киевская Русь не знала сложившихся классов. И ссылаясь на Ю.В. Каченовского утверждает, что сосредоточение власти у определенной социальной группы не ведет к возникновению классовых противоречий. Классовые антагонизмы возникают только, когда появляется монополия меньшинства на средства производства, до этих пор её нет. Допустимы противоречия между теми, кто управляет, и теми, кто является управляемыми, но, если нет эксплуататорской собственности на средства производства, то подобные противоречия не могут быть классово-антагонистическими [17. С. 89].

Кроме князей и бояр, по взглядам И.Я. Фроянова, в управлении государственными делами также принимало население Руси.

Учёный-историк XIX века Иван Дмитриевич Беляев был схожего мнения, он писал, что в заключении договоров Руси с греками земщина принимала деятельное участие [2. С. 53].

Народ играл активную роль в социально-политической жизни Киевской Руси. Нет абсолютного господства с одной стороны, и подчинения с другой. Князья, принимая то или иное решение, не могли не учитывать мнение народа и тем более идти вопреки его воли.

На протяжении всего древнерусского периода в характере политической деятельности лежали традиции, связанные с демократией доклассовых обществ. Вершиной этой деятельности было вече [17. С. 149].

Таким образом, позиция И.Я. Фроянова представляет собой отдельную концепцию, во многом противоречащую мнениям и позициям других советских историков. По его мнению, государство возникло ещё до разделения общества на классы, а население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях.

Теперь перейдём к позиции М.Б. Свердлова:

К феодалам он относит князей, бояр, дружинников и церковь.

М.Б. Свердлов про смердов говорит, что смерды были лично свободные и феодально зависимые, но нельзя определить их зависимость как феодальную или рабскую. Первоначально смерды эксплуатировались в господских хозяйствах, сохраняя свободу [13. С. 148–149]. И.Я. Фроянов считал, что смердами становятся рабы-пленники, которые до этого были обложенными данью покоренными племенами [13. С 136].

Позиция М.Б. Свердлова во многом перекликается с позицией Б.Д. Грекова, она также соответствует господствующей идеологии в СССР — марксизму-ленинизму, и рассматривает историю с точки зрения классов антагонистов.

В данной работе были рассмотрены различные точки зрения на общественный строй Древней Руси. Цель: выяснение общественного строя Древней Руси — не была полностью достигнута, т. к. не существует единого достоверного мнения по данной проблеме.

Взгляд Б.Д. Грекова большей частью продиктован идеологией марксизма-ленинизма, поэтому присутствует деление общества на классы-антагонисты. Его позиция не может быть исчерпывающей с учётом достижений современной науки и значительного расширения источникового материала, но это нисколько не умаляет её значение.

Будучи советским учёным С.В. Юшков также рассматривал историю в соответствии с марксистско-ленинской идеологии, т. е. с точки зрения формационного подхода. Его позиция также не является исчерпывающей, но имеет большое значение для исторической науки.

Позиция М.Б. Свердлова во многом перекликается с позицией Б.Д. Грекова, она также соответствует господствующей идеологией в СССР — марксизму-ленинизму, и рассматривает историю с точки зрения классов антагонистов.

Но, как уже говорилось, с точки зрения ортодоксального классового подхода нельзя объяснить присутствие в древнерусском обществе свободных от частновладельческой эксплуатации общин.

Позиция И.Я. Фроянова представляет собой отдельную концепцию, во многом противоречащую мнениям и позициям других советских историков. По его мнению, государство возникло ещё до разделения общества на классы, а население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях.

Задача работы была выполнена — точки зрения Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова, И.Я. Фроянова, М.Б. Свердлова на общественный строй Древней Руси были рассмотрены и проанализированы.

Список использованной литературы

Греков Б.Д. Киевская Русь. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. — 569 с.

Греков Б.Д. Киевская Русь. — М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1937. — 192 с.

Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. — М.,1908. — 527 с. URL:

Кузьмин А.Г. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. — М., 2004. — 654с.

Поляков А.Н. Зависимое население в Древней Руси // Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург.: Изд-во ОГУ, 2006, № 9. — С. 143–150.

Повесть временных лет. URL:

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории / Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980. — 256 с.

Юшков С.В. Общественно-политический строй и право киевского государства. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1949. — 546 с.

Читайте также: