Доклад на тему рефлексия на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 02.07.2024

Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 22
г. Тамбов,
Тамбовская область

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперёд.
Евгений Доманский

Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, в том числе на рефлексивные умения. Умение школьником понять причины успеха или неуспеха учебной деятельности, конструктивно решать проблемы - основа умения учиться.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Что же такое рефлексия? Обратившись к словарям различной направленности, можно найти следующие определения: (от лат. reflexio —обращение назад) - способность человеческого мышления к критическому самоанализу (в философии); мыслительный процесс, направленный человеком на самого себя, переосмысление собственных ценностей (в психологии); процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояния на основе жизненного опыта (в педагогике).
Рефлексия учебной деятельности – способность обучающегося к оценке собственной учебной деятельности с точки зрения её соответствия правилам, требованиям.
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты.
Если ребенок понимает, ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Выделяют несколько классификаций рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала
  • рефлексия как способ обратной связи.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, исходя из целей, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (комфортно - дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГУ Люблинская средняя школа.

Доклад на тему:

Мирошниченко Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2014 – 2015 учебный год

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Выберите смайлик, который характеризует ваше эмоциональное состояние от урока (на конец урока).

Отличный, захватывающий, заставляющий работать.

Нормальный, обычный.

Скучный, ничего интересного.

Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально ) .

Хочу узнать

"Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

Бесценный, неповторимый

Помогает общаться, обмениваться.

Он средство передачи знаний.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Народная мудрость.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, оценки знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю …); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы :

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе отражены виды рефлексии и премы ипользуемые мной на разных этапах урока.

ГУ Люблинская средняя школа.

Доклад на тему:

Мирошниченко Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2014 – 2015 учебный год

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.



Выберите смайлик, который характеризует ваше эмоциональное состояние от урока (на конец урока).


Отличный, захватывающий, заставляющий работать.


Нормальный, обычный.


Скучный, ничего интересного.

Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. рефлексия деятельности

3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Замыкая круг

В конце дня или урока, расспросите каждого учащегося о том, что они узнали в процессе изучения темы или совместной работы. Отметьте ответы, требующие последующего обсуждения.

Ответ для выхода

В конце урока, сформулируйте вопросы и попросите учащихся написать ответы на стикерах, после чего они смогут покинуть класс, повесив стикер на доску. Прочитайте ответы и продумайте необходимые указания.

Напишите письмо (телеграмму)

Учащиеся пишут письмо, обращаясь к самим себе, другому классу или предмету изучения. Это помогает учащимся задуматься о взаимоотношениях, как о личностно-значимом понятии. Используйте эти размышления для оценки понимания.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

1. 1.Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.

2. 2.От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

3. 3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.

4. 4.По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

5. 5.Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

6. 6.При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

7. 7.Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем символы.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.

"Дерево предсказаний"

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

"Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

Помогает общаться, обмениваться.

Он средство передачи знаний.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Народная мудрость.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, оценки знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Оценочный лист.

В ыполнил ли я то, что задумал?

П олучилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

В сё ли получилось так, как я задумывал?

Ч то было сделано хорошо?

Ч то было сделано плохо?

Ч то было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

К то мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о с к а з а л а м а м а:

__________________________________________________________________

Читайте также: