Новосибирский музей железнодорожной техники доклад
Обновлено: 04.07.2024
Музей железнодорожной техники в Новосибирске входит в число наиболее посещаемых местных достопримечательностей - ежегодно он принимает около 50000 туристов из разных стран. Это самое крупное за Уралом культурное учреждение подобной направленности. Оно носит имя Акулинина Николая Архиповича. В коллекцию музея входят более 100 экспонируемых объектов, и с каждым годом она продолжает увеличиваться.
Музей ежегодно посещают 50000 человек.
История открытия музея
Главная заслуга в том, что музей железнодорожной техники г. Новосибирска появился, принадлежит человеку, именем которого названо это учреждение. Н.А.Акулинин был железнодорожником, почетным ветераном. Западно-Сибирская железная дорога — его место работы на протяжении всей жизни.
К 1996 г., когда у него возникла идея создания в Новосибирске музея ж/д транспорта, Акулинин уже вышел на пенсию, но любимое дело не забывал. К тому времени на городских окраинах накопилось множество локомотивов, паровозов и других железнодорожных технических объектов, которые были списаны и выведены из использования. Это подкрепило реализацию задумки Акулинина.
В 1998 г. был начат сбор экспонатов для создаваемого музея. Все будущие выставочные объекты, прежде чем стать частью экспозиции, проходили реставрацию. Николай Архипович как идейный основатель музея лично участвовал в процессе подбора экспонатов. Когда культурное учреждение было создано, Акулинин взял управление им в свои руки. Он возглавил новый музей, став его первым директором.
В августе 2000 г. состоялось официальное открытие учреждения. Торжественное мероприятие было приурочено ко Дню железнодорожника. Изначальная коллекция, которую увидели первые посетители, состояла из 63 экспонируемых объектов путевой спецтехники и ж/д транспорта.
Экспонаты Музея железнодорожной техники им Акулинина
На территории музея выставлена только бывшая в использовании подлинная железнодорожная техника — от отдельных вагонов до полных составов. Представленные экспонаты охватывают XIX-XX в. Музейная экспозиция располагается на территории площадью 3000 м². Она состоит из тематических разделов. Они приведены в таблице ниже.
- старыми угольными;
- 1 из первых российских;
- самой кинематографичной;
- паровозным танком и др.
- бронированным императорским вагоном с рестораном и купе с роскошной обстановкой и меблировкой, сохранившимися с царских времен;
- операционным вагоном санитарного состава времен Великой Отечественной войны;
- старинным вагоном московского метро;
- вагоном для перевозки заключенных;
- вагоном-кухней и т.д.
- вагонами, предназначенными для перевозки спирта;
- моторными платформами;
- вагонами для транспортировки жидкого чугуна;
- снегоуборочной железнодорожной техникой;
- смазочно-заправочными станциями;
- множеством другой ж/д спецтехники.
Стоимость посещения
Стоимость входного билета для посещения музея отличается для разных категорий граждан:
- для взрослых — 100 руб.;
- для студентов, пенсионеров, а также детей возрастом от 7 до 15 лет — 40 руб.;
- для детей возрастом до 7 лет — бесплатно.
Адрес и как добраться
Рядом с территорией выставки ж/д техники располагается Музей ретро-автомобилей.
Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина расположен в Советском районе, рядом со станцией Сеятель железной дороги Новосибирск-Бердск, между ней и Бердским шоссе, ведущим от центра Новосибирска к Академгородку. Музей относится к Западно-Сибирской железной дороге, был основан в августе 2000 года, общая протяжённость выставочных площадок — около трёх километров.
В музее собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири. Кроме того, в коллекции музея имеются советские легковые автомобили ГАЗ, Москвич, ЗАЗ разных лет выпуска, а также несколько грузовиков, тракторов и вездеходов.
В России есть несколько подобных музеев. Кроме музея в Новосибирске, существуют:
Содержание
История
В 1996 году в связи с тем, что на экспериментальном кольце ВНИИЖТа скопилось много железнодорожной техники, от главного управления локомотивного хозяйства поступило предложение создать музей.
В 1998 году начальником Западно-Сибирской железной дороги принято решение об открытии музея. На это решение повлияли усилия ветеранов-работников железной дороги и Николая Акулинина (заместителя начальника железной дороги).
С весны 1999 года было собрано 63 экспоната и в августе 2000 года музей был открыт. Изначально музей носит имя Николая Акулинина — его создателя и первого директора (Николай Архипович был против присвоения музею собственного имени, но руководство настояло) [1] .
В 2006 году в состав музея железнодорожной техники вошла выставка ретроавтомобилей.
В 2009 в музей поступил новый экспонат - тепловоз ТЭП80-0001.
Паровозы
-
N3078 (США) -3993 N013 № 040 № 097 N17-508 213-42 № 20-588 725-12 -91 9П № 2
- Макет паровоза Черепановых
- Передвижная установка для заправки и сушки котлов
- Узкоколейный паровоз 0-2-0
Тепловозы и электровозы
-
№ 500 № 2110 -2670 -037 N 1932 -501 С 005 -1066-2 -1232 N 271 -649
- ТГМ23в N1026 № 2925
- ТГМ4 № 1676 № 8626
- ТЭ2 № 289 N1768
- ТЭМ15-016 -1195 -0001 -7376 -096
- ТЭП-10 № 082 -508 -5452 -039 -73 -023
Электропоезда
-
№ 02 № 673
- ЭР-9П-86
- Ср3 № 1239
- Электровагон метрополитена Д № 844
Вагоны
- Личный вагон Троцкого[2]
- Вагон-кухня санитарного поезда
- Вагон-операционная
- Цистерны
- Платформы
- рефрижераторы -дозатор
- Хоппер для зерна
- Хоппер для минеральных удобрений
- 16-осный миксер для перевозки жидкого чугуна
- Весоповерочный вагон
- …
Спецтехника
Примечания
Ссылки
Брестский железнодорожный музей • Музей истории и развития Донецкой железной дороги • Московский железнодорожный музей • Нижегородский железнодорожный музей • Новосибирский музей железнодорожной техники • Музей Октябрьской железной дороги • Переславский железнодорожный музей • Ростовский железнодорожный музей • Санкт-Петербургский железнодорожный музей • Ташкентский железнодорожный музей • Челябинский железнодорожный музей • Музей железнодорожной техники Сахалинской железной дороги
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Железнодорожный музей Новосибирска" в других словарях:
Железнодорожный район Новосибирска — У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный район. Железнодорожный район Герб … Википедия
Железнодорожный район (Новосибирск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный район. Железнодорожный район Герб … Википедия
Новосибирский музей железнодорожной техники — У этого термина существуют и другие значения, см. Музей железнодорожной техники. Координаты: 54°52′06.34″ с. ш. 83°04′35.74″ в. д … Википедия
Первый железнодорожный мост через Обь — Почтовая открытка с изображением моста … Википедия
Советский район Новосибирска — У этого термина существуют и другие значения, см. Советский район. Советский район Герб … Википедия
Центральный район Новосибирска — У этого термина существуют и другие значения, см. Центральный район. Центральный район Герб … Википедия
В Новосибирске находится один из, пожалуй, самых известных музеев, размер которого измеряется не количеством экспонатов в нём, а километрами, которые эти самые экспонаты занимают. Речь идёт о Новосибирском музее поездов, в котором находится сейчас около трех километров самых невероятных и редких поездов, вагонов и всего что связано с железнодорожной тематикой. Так как Кира у нас - фанат паровозов и вообще техники, то пропустить такое место мы никак не могли!
Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина - крупнейший подобного рода за Уралом. В музее собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири (более 100 экспонатов). Кроме того, в коллекции имеются советские легковые автомобили ГАЗ, Москвич, ЗАЗ разных лет выпуска, а также несколько грузовиков, тракторов и вездеходов.
Приглашаю вас на фотопрогулку.
В 1996 году в связи с тем, что на экспериментальном кольце ВНИИЖТа скопилось много железнодорожной техники, главное управление локомотивного хозяйств предложило создать музей. В 1998 году начальником Западно-Сибирской железной дороги принято решение об открытии музея. Начался сбор экспонатов и в августе 2000 года он был открыт. Музей носит имя Николая Акулинина — его создателя и первого директора.
У входа в музей установлена модель паровоза братьев Черепановых. Первый паровоз (или, как его тогда называли, сухопутный пароход) в Российской империи появился в 1834 году. Этот паровоз был построен на Выйском заводе (Нижнетагильские заводы) Ефимом и Мироном Черепановыми. Отец и сын Черепановы были крепостными механиками. Кроме груза (до 3,5 тонн) паровоз мог везти еще до 40 пассажиров!
А это - танк-паровоз фирмы "Борзиг", построен в конце XIX - начале XX века в Германии. Паровоз не имеет тендера, запасы воды и топлива хранятся на самом паровозе в баках (танках), находящихся по бокам парового котла.
Грузовой паровоз ЛВ-0040 Ворошиловградского паровозостроительного завода. Производился в 50-х годах прошлого века.
Внутри кабины.
Многие мои родственники и предки по папиной линии служили и трудились на железной дороге. Видимо, семейная память передалась и Кирюше ;) Папин интерес тоже вполне понятен :)
Очень радуют нарядные колеса паровозов. Как на параде!
Черным цветом, как правило, окрашивали паровозы грузовые. А пассажирские были обычно зеленые или голубые.
Паровозы выглядят старинными, но им всего 60-70 лет.
Грузовой паровоз Эр-789. Паровозы семейства Э оказались хорошо пригодны для массового производства и заказывались в больших количествах всякий раз, когда нужно было срочно пополнить паровозный парк. Они пережили в производстве три войны, изготовлялись на 32 заводах в восьми странах и стали самыми многочисленными среди всех отечественных локомотивов.
Помимо собственно паровозов и вагонов в музее большая коллекция разной железнодорожной спецтехники. Назначение некоторых аппаратов было довольно туманным, но большая часть была вполне понятна и поражала воображение.
Например, эта здоровенная штуковина, не влезшая в кадр - цистерна для перевозки жидкого чугуна.
16-ти-осный (!) миксер грузоподъемностью 150 тонн построен в 1974 году.
Всё это - одна платформа! Кстати, Киру больше всего заинтересовали даже не сами паровозы, а . башмаки! Так называются красненькие стопоры под колеса, которые препятствуют движению вагонов и паровозов. Кирюша сначала переживала, что паровозы сейчас уедут, но когда ей показали башмаки и объяснили принцип действия - успокоилась. И у каждого нового экспоната первым делом искала красненькие башмачки :)
Механизированная дрезина ТД-5.
Снегоуборочный локомотив. Спихивает снег с путей.
Это тоже снегоуборочный состав. Но с другим принципом действия: он засасывает сугроб внутрь, там снег по транспортерам передвигается и выбрасывается по бокам поезда.
Это платформа для обслуживания и ремонта контактной сети.
Котлованокопатель.
Юный любитель паровозов :)
Настоящий ледокол! о_О По крайней мере, этот снегоочиститель "Таран" очень на него похож.
Кроме железнодорожных экспонатов в музее есть немного автомобильных. Ретро-автомобильных.
Военные джипы и полуджипы. Легендарную "Катюшу"-ЗИС-5, надеюсь, узнаете без подсказки ;) Непосредственно перед "катюшей" Додж WC51. Поставлялся в СССР с 1942 года. В Красной Армии называли его не иначе как "Додж три четверти" из-за его грузоподъёмности в 750 кг.
Мини-трактор Харьковского тракторного завода. Белый - тоже.
Слева гусеничный трактор ДТ-75. А справа - образцы полюбопытнее. Самый правый - гусеничный кран на базе ГПЛ-520. Создан в 1992 году на базе узлов и агрегатов БМП-1. А по центру его пассажирский вариант. Страшно представить, что это делалось всего каких-то 20 лет с копейками назад. Страшны!
Слева - Тягач Т-34Т. Справа - артиллерийский тягач тяжелый АТ Т 25. Выпускался на Харьковском заводе имени Малышева с 1947 по 1979 года.
Стайка Москвичей :)
Черные вагонетки слева использовались для перевозки битума.
ВПР-1200. Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина (кто сможет воспроизвести с первого раза - тот молодец!) – предназначена для того, чтобы укладывать и убирать рельсы.
Один из самых любопытных экспонатов музея :)
Понимаете, да, почему цистерна "задрапирована" вагоном? ;)
В этом отсеке музея расположены уже более современные локомотивы и электровозы.
Харьковский пассажирский тепловоз ТЭП-10 "Стрела". С трогательными окошками-иллюминаторами.
Вот по этим путям в музей приезжают экспонаты.
Вагон для перевозки заключенных. Один из самых мрачных, но интересных жителей музея. Вагон рассчитан на 75 заключенных и 10 человек персонала. Конструкция вагона обеспечивает перевозки в условиях умеренного климата. Вагон оборудован сигнализацией и радиосетью. Запас воды 1000 л, установлен подвагонный ящик для продуктов и плита в кухне. Построен в 1969 году.
Внутри.
"Купе" :(
Впечатление от этих клеток без окон настолько гнетущее, что хочется как можно скорее выбраться на свежий воздух.
Пассажирские вагоны начала XX века. 4 класс, жесткое, 60 мест.
Интерьер. У входа в вагон печка типа "буржуйка", ею отапливались вагоны.
Обратите внимание на стенные лампы: да-да, освещение свечное.
На стене информация к размышлению.
Такой же по размеру вагон, но первого класса. И уже всего 8 мест. К сожалению, внутрь попасть можно только с организованной экскурсией :( И так не только с этим экспонатом. К сожалению, плата за вход (немаленькая, к слову!) вовсе не означает, что посмотреть можно всё, что захочется.
К этому моменту ребенок уже прилично устал. И остаток пути ехал верхом на родственниках :)
Современный электропоезд ЭР-200-2 Рижского Вагоностроительного Завода. Цифра 200 намекает на эксплуатационную скорость. Первый такой создали в 1973, но использовать стали только в 1984 на участке Москва-Ленинград.
Паровоз ЛВ-0040.
Слева - Паровоз П36-0097. Мощный пассажирский паровоз для линий с лёгким верхним строением пути. Последний паровоз этой серии стал последним магистральным паровозом, изготовленным в нашей стране. Справа - паровоз СО17-508.
Паровоз Эм-725-12. 30-е годы XX века.
И напоследок: почувствовать себя машинистом!
Железнодорожные пути и автомобильные дороги редко сходятся – чаще пересекаются. В столице Сибири они пересеклись самым неожиданным образом. Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина – это не только подвижной состав, но и автомобили, и гусеничная техника. Огромный мир, железная дорога! Государство в государстве. Иные правила, размах, терминология. Не ты едешь – тебя везут. Можно налить чайку или чего покрепче и наслаждаться видами. И всё же, какие у автомобилиста возникают параллели при виде лучших представителей рельсового транспорта?
В 1996 году стало известно, что экспериментальное кольцо ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке (своего рода аналог Дмитровского автополигона) мечтает избавиться от скопления отработанной железнодорожной техники. Ещё кто-то выразил желание передать экспонаты. Внутри системы МПС-РЖД подобные перемещения легки, была бы воля начальства. Набралось свыше 90 экспонатов. И вот, 3 августа 2000 года Музей истории железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги открыл ворота, и его первым директором стал, само собой, Николай Архипович Акулинин.
Не знаю, в какой степени сам я, посетив этот музей, смог избавиться от железнодорожной неграмотности. Просто мне было очень интересно. Поэтому в репортаж попало всё вперемешку: рельсовая техника, колёсная, на гусеничном ходу. Заходим?
Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги:
Работает ежедневно с 11:00 до 17:00, понедельник – выходной.
Билет для взрослых – 100 рублей, для детей, студентов и пенсионеров – 40 рублей. Дети до 7 лет – бесплатно.
Экскурсия для групп до 10 человек – 350 руб., фотографирование – 50 руб.
Читайте также: