Новосибирский музей железнодорожной техники доклад

Обновлено: 04.07.2024

музей железнодорожной техники новосибирск

Музей железнодорожной техники в Новосибирске входит в число наиболее посещаемых местных достопримечательностей - ежегодно он принимает около 50000 туристов из разных стран. Это самое крупное за Уралом культурное учреждение подобной направленности. Оно носит имя Акулинина Николая Архиповича. В коллекцию музея входят более 100 экспонируемых объектов, и с каждым годом она продолжает увеличиваться.

на карте

Музей

Музей ежегодно посещают 50000 человек.

История открытия музея

Главная заслуга в том, что музей железнодорожной техники г. Новосибирска появился, принадлежит человеку, именем которого названо это учреждение. Н.А.Акулинин был железнодорожником, почетным ветераном. Западно-Сибирская железная дорога — его место работы на протяжении всей жизни.

К 1996 г., когда у него возникла идея создания в Новосибирске музея ж/д транспорта, Акулинин уже вышел на пенсию, но любимое дело не забывал. К тому времени на городских окраинах накопилось множество локомотивов, паровозов и других железнодорожных технических объектов, которые были списаны и выведены из использования. Это подкрепило реализацию задумки Акулинина.

В 1998 г. был начат сбор экспонатов для создаваемого музея. Все будущие выставочные объекты, прежде чем стать частью экспозиции, проходили реставрацию. Николай Архипович как идейный основатель музея лично участвовал в процессе подбора экспонатов. Когда культурное учреждение было создано, Акулинин взял управление им в свои руки. Он возглавил новый музей, став его первым директором.

В августе 2000 г. состоялось официальное открытие учреждения. Торжественное мероприятие было приурочено ко Дню железнодорожника. Изначальная коллекция, которую увидели первые посетители, состояла из 63 экспонируемых объектов путевой спецтехники и ж/д транспорта.

Экспонаты Музея железнодорожной техники им Акулинина

На территории музея выставлена только бывшая в использовании подлинная железнодорожная техника — от отдельных вагонов до полных составов. Представленные экспонаты охватывают XIX-XX в. Музейная экспозиция располагается на территории площадью 3000 м². Она состоит из тематических разделов. Они приведены в таблице ниже.

  • старыми угольными;
  • 1 из первых российских;
  • самой кинематографичной;
  • паровозным танком и др.
  • бронированным императорским вагоном с рестораном и купе с роскошной обстановкой и меблировкой, сохранившимися с царских времен;
  • операционным вагоном санитарного состава времен Великой Отечественной войны;
  • старинным вагоном московского метро;
  • вагоном для перевозки заключенных;
  • вагоном-кухней и т.д.
  • вагонами, предназначенными для перевозки спирта;
  • моторными платформами;
  • вагонами для транспортировки жидкого чугуна;
  • снегоуборочной железнодорожной техникой;
  • смазочно-заправочными станциями;
  • множеством другой ж/д спецтехники.

Стоимость посещения

Стоимость входного билета для посещения музея отличается для разных категорий граждан:

  • для взрослых — 100 руб.;
  • для студентов, пенсионеров, а также детей возрастом от 7 до 15 лет — 40 руб.;
  • для детей возрастом до 7 лет — бесплатно.

Адрес и как добраться

Рядом с территорией выставки ж/д техники располагается Музей ретро-автомобилей.

Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина расположен в Советском районе, рядом со станцией Сеятель железной дороги Новосибирск-Бердск, между ней и Бердским шоссе, ведущим от центра Новосибирска к Академгородку. Музей относится к Западно-Сибирской железной дороге, был основан в августе 2000 года, общая протяжённость выставочных площадок — около трёх километров.

В музее собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири. Кроме того, в коллекции музея имеются советские легковые автомобили ГАЗ, Москвич, ЗАЗ разных лет выпуска, а также несколько грузовиков, тракторов и вездеходов.

В России есть несколько подобных музеев. Кроме музея в Новосибирске, существуют:


Содержание

История

В 1996 году в связи с тем, что на экспериментальном кольце ВНИИЖТа скопилось много железнодорожной техники, от главного управления локомотивного хозяйства поступило предложение создать музей.

В 1998 году начальником Западно-Сибирской железной дороги принято решение об открытии музея. На это решение повлияли усилия ветеранов-работников железной дороги и Николая Акулинина (заместителя начальника железной дороги).

С весны 1999 года было собрано 63 экспоната и в августе 2000 года музей был открыт. Изначально музей носит имя Николая Акулинина — его создателя и первого директора (Николай Архипович был против присвоения музею собственного имени, но руководство настояло) [1] .

В 2006 году в состав музея железнодорожной техники вошла выставка ретроавтомобилей.

В 2009 в музей поступил новый экспонат - тепловоз ТЭП80-0001.

Паровозы


    N3078 (США) -3993 N013 № 040 № 097 N17-508 213-42 № 20-588 725-12 -91 9П № 2
  • Макет паровоза Черепановых
  • Передвижная установка для заправки и сушки котлов
  • Узкоколейный паровоз 0-2-0

Тепловозы и электровозы



    № 500 № 2110 -2670 -037 N 1932 -501 С 005 -1066-2 -1232 N 271 -649
  • ТГМ23в N1026 № 2925
  • ТГМ4 № 1676 № 8626
  • ТЭ2 № 289 N1768
  • ТЭМ15-016 -1195 -0001 -7376 -096
  • ТЭП-10 № 082 -508 -5452 -039 -73 -023

Электропоезда

    № 02 № 673
  • ЭР-9П-86
  • Ср3 № 1239
  • Электровагон метрополитена Д № 844

Вагоны


  • Личный вагон Троцкого[2]
  • Вагон-кухня санитарного поезда
  • Вагон-операционная
  • Цистерны
  • Платформы
  • рефрижераторы -дозатор
  • Хоппер для зерна
  • Хоппер для минеральных удобрений
  • 16-осный миксер для перевозки жидкого чугуна
  • Весоповерочный вагон

Спецтехника


Примечания

Ссылки

Брестский железнодорожный музей • Музей истории и развития Донецкой железной дороги • Московский железнодорожный музей • Нижегородский железнодорожный музей • Новосибирский музей железнодорожной техники • Музей Октябрьской железной дороги • Переславский железнодорожный музей • Ростовский железнодорожный музей • Санкт-Петербургский железнодорожный музей • Ташкентский железнодорожный музей • Челябинский железнодорожный музей • Музей железнодорожной техники Сахалинской железной дороги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Железнодорожный музей Новосибирска" в других словарях:

Железнодорожный район Новосибирска — У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный район. Железнодорожный район Герб … Википедия

Железнодорожный район (Новосибирск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный район. Железнодорожный район Герб … Википедия

Новосибирский музей железнодорожной техники — У этого термина существуют и другие значения, см. Музей железнодорожной техники. Координаты: 54°52′06.34″ с. ш. 83°04′35.74″ в. д … Википедия

Первый железнодорожный мост через Обь — Почтовая открытка с изображением моста … Википедия

Советский район Новосибирска — У этого термина существуют и другие значения, см. Советский район. Советский район Герб … Википедия

Центральный район Новосибирска — У этого термина существуют и другие значения, см. Центральный район. Центральный район Герб … Википедия

В Новосибирске находится один из, пожалуй, самых известных музеев, размер которого измеряется не количеством экспонатов в нём, а километрами, которые эти самые экспонаты занимают. Речь идёт о Новосибирском музее поездов, в котором находится сейчас около трех километров самых невероятных и редких поездов, вагонов и всего что связано с железнодорожной тематикой. Так как Кира у нас - фанат паровозов и вообще техники, то пропустить такое место мы никак не могли!

Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина - крупнейший подобного рода за Уралом. В музее собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири (более 100 экспонатов). Кроме того, в коллекции имеются советские легковые автомобили ГАЗ, Москвич, ЗАЗ разных лет выпуска, а также несколько грузовиков, тракторов и вездеходов.


Приглашаю вас на фотопрогулку.

В 1996 году в связи с тем, что на экспериментальном кольце ВНИИЖТа скопилось много железнодорожной техники, главное управление локомотивного хозяйств предложило создать музей. В 1998 году начальником Западно-Сибирской железной дороги принято решение об открытии музея. Начался сбор экспонатов и в августе 2000 года он был открыт. Музей носит имя Николая Акулинина — его создателя и первого директора.


У входа в музей установлена модель паровоза братьев Черепановых. Первый паровоз (или, как его тогда называли, сухопутный пароход) в Российской империи появился в 1834 году. Этот паровоз был построен на Выйском заводе (Нижнетагильские заводы) Ефимом и Мироном Черепановыми. Отец и сын Черепановы были крепостными механиками. Кроме груза (до 3,5 тонн) паровоз мог везти еще до 40 пассажиров!


А это - танк-паровоз фирмы "Борзиг", построен в конце XIX - начале XX века в Германии. Паровоз не имеет тендера, запасы воды и топлива хранятся на самом паровозе в баках (танках), находящихся по бокам парового котла.



Грузовой паровоз ЛВ-0040 Ворошиловградского паровозостроительного завода. Производился в 50-х годах прошлого века.



Внутри кабины.







Многие мои родственники и предки по папиной линии служили и трудились на железной дороге. Видимо, семейная память передалась и Кирюше ;) Папин интерес тоже вполне понятен :)


Очень радуют нарядные колеса паровозов. Как на параде!



Черным цветом, как правило, окрашивали паровозы грузовые. А пассажирские были обычно зеленые или голубые.


Паровозы выглядят старинными, но им всего 60-70 лет.


Грузовой паровоз Эр-789. Паровозы семейства Э оказались хорошо пригодны для массового производства и заказывались в больших количествах всякий раз, когда нужно было срочно пополнить паровозный парк. Они пережили в производстве три войны, изготовлялись на 32 заводах в восьми странах и стали самыми многочисленными среди всех отечественных локомотивов.


Помимо собственно паровозов и вагонов в музее большая коллекция разной железнодорожной спецтехники. Назначение некоторых аппаратов было довольно туманным, но большая часть была вполне понятна и поражала воображение.


Например, эта здоровенная штуковина, не влезшая в кадр - цистерна для перевозки жидкого чугуна.


16-ти-осный (!) миксер грузоподъемностью 150 тонн построен в 1974 году.


Всё это - одна платформа! Кстати, Киру больше всего заинтересовали даже не сами паровозы, а . башмаки! Так называются красненькие стопоры под колеса, которые препятствуют движению вагонов и паровозов. Кирюша сначала переживала, что паровозы сейчас уедут, но когда ей показали башмаки и объяснили принцип действия - успокоилась. И у каждого нового экспоната первым делом искала красненькие башмачки :)



Механизированная дрезина ТД-5.


Снегоуборочный локомотив. Спихивает снег с путей.


Это тоже снегоуборочный состав. Но с другим принципом действия: он засасывает сугроб внутрь, там снег по транспортерам передвигается и выбрасывается по бокам поезда.


Это платформа для обслуживания и ремонта контактной сети.





Котлованокопатель.


Юный любитель паровозов :)


Настоящий ледокол! о_О По крайней мере, этот снегоочиститель "Таран" очень на него похож.


Кроме железнодорожных экспонатов в музее есть немного автомобильных. Ретро-автомобильных.


Военные джипы и полуджипы. Легендарную "Катюшу"-ЗИС-5, надеюсь, узнаете без подсказки ;) Непосредственно перед "катюшей" Додж WC51. Поставлялся в СССР с 1942 года. В Красной Армии называли его не иначе как "Додж три четверти" из-за его грузоподъёмности в 750 кг.


Мини-трактор Харьковского тракторного завода. Белый - тоже.


Слева гусеничный трактор ДТ-75. А справа - образцы полюбопытнее. Самый правый - гусеничный кран на базе ГПЛ-520. Создан в 1992 году на базе узлов и агрегатов БМП-1. А по центру его пассажирский вариант. Страшно представить, что это делалось всего каких-то 20 лет с копейками назад. Страшны!



Слева - Тягач Т-34Т. Справа - артиллерийский тягач тяжелый АТ Т 25. Выпускался на Харьковском заводе имени Малышева с 1947 по 1979 года.



Стайка Москвичей :)


Черные вагонетки слева использовались для перевозки битума.



ВПР-1200. Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина (кто сможет воспроизвести с первого раза - тот молодец!) – предназначена для того, чтобы укладывать и убирать рельсы.


Один из самых любопытных экспонатов музея :)



Понимаете, да, почему цистерна "задрапирована" вагоном? ;)



В этом отсеке музея расположены уже более современные локомотивы и электровозы.



Харьковский пассажирский тепловоз ТЭП-10 "Стрела". С трогательными окошками-иллюминаторами.



Вот по этим путям в музей приезжают экспонаты.


Вагон для перевозки заключенных. Один из самых мрачных, но интересных жителей музея. Вагон рассчитан на 75 заключенных и 10 человек персонала. Конструкция вагона обеспечивает перевозки в условиях умеренного климата. Вагон оборудован сигнализацией и радиосетью. Запас воды 1000 л, установлен подвагонный ящик для продуктов и плита в кухне. Построен в 1969 году.


Внутри.


"Купе" :(


Впечатление от этих клеток без окон настолько гнетущее, что хочется как можно скорее выбраться на свежий воздух.


Пассажирские вагоны начала XX века. 4 класс, жесткое, 60 мест.


Интерьер. У входа в вагон печка типа "буржуйка", ею отапливались вагоны.


Обратите внимание на стенные лампы: да-да, освещение свечное.


На стене информация к размышлению.


Такой же по размеру вагон, но первого класса. И уже всего 8 мест. К сожалению, внутрь попасть можно только с организованной экскурсией :( И так не только с этим экспонатом. К сожалению, плата за вход (немаленькая, к слову!) вовсе не означает, что посмотреть можно всё, что захочется.


К этому моменту ребенок уже прилично устал. И остаток пути ехал верхом на родственниках :)




Современный электропоезд ЭР-200-2 Рижского Вагоностроительного Завода. Цифра 200 намекает на эксплуатационную скорость. Первый такой создали в 1973, но использовать стали только в 1984 на участке Москва-Ленинград.



Паровоз ЛВ-0040.


Слева - Паровоз П36-0097. Мощный пассажирский паровоз для линий с лёгким верхним строением пути. Последний паровоз этой серии стал последним магистральным паровозом, изготовленным в нашей стране. Справа - паровоз СО17-508.



Паровоз Эм-725-12. 30-е годы XX века.


И напоследок: почувствовать себя машинистом!

Железнодорожные пути и автомобильные дороги редко сходятся – чаще пересекаются. В столице Сибири они пересеклись самым неожиданным образом. Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина – это не только подвижной состав, но и автомобили, и гусеничная техника. Огромный мир, железная дорога! Государство в государстве. Иные правила, размах, терминология. Не ты едешь – тебя везут. Можно налить чайку или чего покрепче и наслаждаться видами. И всё же, какие у автомобилиста возникают параллели при виде лучших представителей рельсового транспорта?

Выгрузка тягача из вагона-гаража. Фото из коллекции Егора Казакова, взято на scaletrainsclub.com

В 1996 году стало известно, что экспериментальное кольцо ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке (своего рода аналог Дмитровского автополигона) мечтает избавиться от скопления отработанной железнодорожной техники. Ещё кто-то выразил желание передать экспонаты. Внутри системы МПС-РЖД подобные перемещения легки, была бы воля начальства. Набралось свыше 90 экспонатов. И вот, 3 августа 2000 года Музей истории железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги открыл ворота, и его первым директором стал, само собой, Николай Архипович Акулинин.

Колхозная классика – [b]СХТЗ-15/30[/b]. Наш самый массовый довоенный колёсный трактор уцелел в таком количестве, что его повсюду водружают на постаменты. С 1930 по 1937 год Сталинградский и Харьковский тракторные заводы сообща выдали свыше 390 000 этих неприхотливых машин – вдвое больше, чем сделали американского оригинала McCormick Deering 15-30. Лицензию на него мы приобрели у компании International Harvester, грузовики которой затем поступали к нам по ленд-лизу. А тракторный завод в Сталинграде проектировал архитектор Альберт Кан, возводивший завод Форда в Ривер Руж. Числа указывают на развиваемую трактором мощность на крюке и на шкиве отбора мощности. Экспонату не помешала бы реставрация

Не знаю, в какой степени сам я, посетив этот музей, смог избавиться от железнодорожной неграмотности. Просто мне было очень интересно. Поэтому в репортаж попало всё вперемешку: рельсовая техника, колёсная, на гусеничном ходу. Заходим?

Один из старейших экспонатов – [b]вагон служебный бронированный № 23[/b]. Построен в 1898 году Александровским заводом в Санкт-Петербурге. Использовался старшими агентами дороги во время инспекций. Неспокойно, видимо, было на дорогах Российской империи! Бронирование разнесённое, между сталью засыпан песок. Этакую тяжесть (72 тонны!) приняли на себя две трёхосные тележки. В осях стоят подшипники качения (а не буксы, которые, как известно, горят). Впервые применено освещение вагона от динамо с приводом от оси вагона

[b]Пахотный трактор Т-75 третьего тягового класса[/b] (3 тс) разработан и выпускался на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) с апреля 1962 по 24 ноября 1983 года. Количество изготовленных тракторов 880 792 единицы. Выпускался и Алтайским тракторным заводом

Кто помнит такие электрички? Двери у них не раздвигались, а распахивались, причём вручную, их можно было открыть на ходу. Поэтому в советских фильмах про шпионов был распространён сюжет с выбрасыванием предателя из электрички. Первый пассажирский электропоезд начал курсировать между Москвой и Мытищами 3 августа 1929 года, а это его усовершенствованная версия Ср3, выпускавшаяся с октября 1952 года. Рассчитана на работу при напряжении 3000 В, о чём указывает цифра 3 в названии серии

[b]ЗИЛ-157 (1958–1991 гг.)[/b] – рекордсмен по продолжительности выпуска среди отечественных грузовиков. Уже на заводе УАМЗ в городе Свердловск-44 (Новоуральск) взамен универсальной платформы с откидными решётчатыми бортами-скамьями часто ставили платформу с тремя откидными бортами. Последний ЗИЛ-157КД на УАМЗ выпустили 8 февраля 1991 года. На боковинах капота явно оставлено место для названия завода, но ни московский, ни новоуральский завод им не воспользовались, в отличие от Кутаисского автозавода и китайского Автомобильного завода № 1 в Чанчуне

Тот редкий случай, когда можно увидеть эмблему Брянского автомобильного завода – БАЗ. Это секретное предприятие выпускало ракетовозы, шасси для систем залпового огня, бронетранспортёры БТР-152В1, амфибии ЗиЛ-458А, мосты и узлы трансмиссии грузовиков ЗиЛ-131. В 1958 году на завод передали конструкцию тяжёлого промышленного трактора, спроектированного на Челябинском тракторном заводе – Т-140. В 1965 году его сменил более мощный [b]Т-180[/b] (на снимке). Трактор стоит на аппарельной платформе в составе восстановительного поезда

[b]Бульдозер неповоротного типа с канатно-блочным управлением Д-271[/b] на тракторе С-100. Это последний трактор в СССР, названный в честь Сталина. С 1956 по 1964 год выпущено 124 416 машин. У экспоната – кабина от более позднего Т-100М. В обоих случаях 100 – это мощность дизеля в л.с. Эксплуатационная масса трактора 11 100 кг. Хорошо видна рукоятка пускача

Рекорды ставят не только автомобили. [b]Локомотив ТЭП80-0002[/b] Коломенского завода удерживает рекорд скорости среди пассажирских тепловозов – 271 км/ч. Достижение установлено 5 октября 1993 года бригадой в составе машиниста Александра Манкевича и помощника машиниста Дмитрия Болдаева на перегоне Шлюз – Дорошиха линии Санкт-Петербург – Москва. Всего построено два тепловоза, и в Новосибирском музее железнодорожной техники находится именно рекордсмен, № 0001

[b]Гусеничная путеремонтная летучка ГПЛ-520[/b] вмещает 18 пассажиров. Этакий гусеничный КаВЗ, да ещё плавающий. Полная масса – 13 т, мощность двигателя – 250 л.с., скорость – 42 км/ч (на плаву – 6 км/ч). В 1992 году Рубцовский машиностроительный завод освоил производство ГПЛ-520 на узлах БМП-1

Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги:

Работает ежедневно с 11:00 до 17:00, понедельник – выходной.

Билет для взрослых – 100 рублей, для детей, студентов и пенсионеров – 40 рублей. Дети до 7 лет – бесплатно.

Экскурсия для групп до 10 человек – 350 руб., фотографирование – 50 руб.

Читайте также: